Дно ударение во множественном числе

Процесс образования множественного числа от слова «дно»

Существительное «дно» образует множественное число по следующим правилам:

  1. Если слово «дно» является неодушевленным, то для образования множественного числа его основа не изменяется, а добавляется окончание «-а» или «-и». Например:
  • дно — дна
  • дно — днам

Если слово «дно» является одушевленным и обозначает живое существо, то для образования множественного числа его основа изменяется, а добавляется окончание «-ы» или «-и». Например:

дон — доны

Если слово «дно» является одушевленным и обозначает неживое существо, то для образования множественного числа его основа не изменяется, а добавляется окончание «-и». Например:

  • дно — дни
  • дно — дными
  • дно — днами

Таким образом, множественное число от слова «дно» может быть образовано с помощью различных окончаний в зависимости от контекста и значения слова.

Нормы образования

В практике словоупотребления существуют случаи, которые относятся к трудным аспектам употребления субстантивов во множественном числе. Это касается существования вариативных окончаний у имен мужского рода, а также у слов в Р. п.

Для первого случая характерно противопоставление двух классов окончаний: -а/-я (считается более современным) и –ы/-и: директора, доктора, профессора, но! тренеры, шоферы, договоры. Варианты с окончанием –а считаются разговорными или просторечными: опытные тренера, подписать договора.

Иногда формы с данными окончаниями могут различаться в смысловом отношении: тоны сердца – яркие тона, убирают хлеба – хлебы на прилавке, любимые учителя – духовные учители и проч.

Формы Р. п. характеризуются чередованием нулевой флексии и окончания –ов: пакет яблок! но помидоров, апельсинов, мандаринов; купил пару носков, но! надел новую пару чулок; пять сантиметров, граммов, но напряжение в двести двадцать вольт.

Большинство из таких случаев необходимо запомнить, а в случае затруднения в употреблении окончания обращаться к грамматическим справочникам.

В целом в языке наблюдается унификация окончаний, поэтому формы на –а/-я в мужском роде и формы с нулевой флексией в Р. п. становятся все более распространенными в разговорной речи.

Некоторые существительные образуют формы множественности не по общим грамматическим правилам. Например, дно – донья, полено – поленья. Иногда такие различия имеют не только морфологическое, но и семантическое значение: древесный лист – древесные листья – чистые листы; корень дерева – корявые корни – полезные коренья; молочные зуб – лечить зубы – острые зубья.

Множественное число слова «дно»

Существительное «дно», обо­зна­ча­ю­щее ниж­нюю часть раз­лич­ных ёмко­стей для хра­не­ния жид­ких и сыпу­чих веществ и мате­ри­а­лов, име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла «донья».

Слово «дно» обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: что?

По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам опре­де­лим, что ана­ли­зи­ру­е­мое сло­во явля­ет­ся неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным. Оно соче­та­ет­ся с при­ла­га­тель­ны­ми и место­име­ни­я­ми, сов­па­дая с ними в роде, чис­ле и падеже:

Значит, рас­смат­ри­ва­е­мое суще­стви­тель­ное име­ет кате­го­рию сред­не­го рода. Оно обо­зна­ча­ет грунт или поч­ву под водой раз­лич­ных как при­род­ных, так и руко­твор­ных водо­ё­мов, а так­же углуб­ле­ний, есте­ствен­ных впа­дин земли:

В фор­мах един­ствен­но­го чис­ла это суще­стви­тель­ное изме­ня­ет­ся по паде­жам и име­ет удар­ные окончания:

Просклоняем это суще­стви­тель­ное в фор­мах мно­же­ствен­но­го числа:

Эти фор­мы, хотя и при­во­дят­ся в неко­то­рых источ­ни­ках, явля­ют­ся пред­по­ло­жи­тель­ны­ми и неупотребимыми.

Исключительные случаи образования множественного числа

Существуют несколько исключительных случаев образования множественного числа от слова «дно».

1. Слово «дона» используется, когда говорим о двух и более плоскостях или областях дна. Например: «Подводный мир состоит из разных дона.»

2. Во множественном числе слово «дно» имеет форму «дни», когда говорим о разных видах донных отложений или о состоянии, свойственном дну. Например: «Различные дни океана вызывают интерес у ученых.»

3. Синоним к форме «дни» — слово «дны». Оно также употребляется, когда говорим о разных типах донных сооружений или природных объектов. Например: «В море можно наблюдать различные дны.»

4. Форма «дон» используется в редких случаях, когда говорим о разных поверхностях дна, срезах или видах донной рельефной формы. Например: «В геологических разрезах видно различные доны.»

5. Изредка можно встретить форму «доны», которая имеет значение множественного числа от слова «дона». Например: «На глубоководных ракушках видны разные доны».

6. Инте

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками.

Существительные, употребляющиеся только в единственном числе

Существует ряд существительных, которые употребляются исключительно в единственном числе – это неисчисляемые существительные. К неисчисляемым существительным относятся:

Названия веществ и материалов:

  • Silver – серебро
  • Air – воздух, атмосфера
  • Iron – железо (элемент) и т.д.

Некоторые продукты:

  • Salt – соль
  • Sugar – сахар и т.д.

Абстрактные понятия
:

  • Love — любовь
  • Bitterness — горечь

Названия болезней:

  • Chickenpox — ветряная оспа
  • Mumps – свинка
  • Rabies — лишай
  • Rickets — рахит

Собирательные существительные:

  • Furniture — мебель
  • Luggage — багаж
  • rubbish — мусор
  • fruit — фрукт, фрукты и т.д.

Обратите внимание на слово fruit. Как правило, множественное число совпадает с единственным: fruit – fruit (фрукт-фрукты)

Однако для обозначения различных видов фруктов употребляется множественное число fruits.)

Как правило, множественное число совпадает с единственным: fruit – fruit (фрукт-фрукты). Однако для обозначения различных видов фруктов употребляется множественное число fruits.)

Языки
Chinese, French, English, Spanish и т.д.

Обратите внимание на то, что следующие существительные также не имеют формы множественного числа. Advice, information, progress, knowledge, weather

Advice, information, progress, knowledge, weather

Эти существительные употребляются только в единственном числе.

Исключение:

Устойчивое выражение In
all
weathers
— в любую погоду

Существительные money
(деньги) и hair
(волосы) всегда употребляются в единственном числе.

Примечание:

Hair
(в значение волосок) может употребляться в форме множественного числа.

Cуществительное news
(новость, новости) всегда употребляется в единственном числе.

Названия наук и видов спорта, оканчивающихся на -ics (mathematics, physics, phonetics, gymnastics, athletics и т.п.) употребляются в единственном числе, хотя имеют форму множественного числа.

Примечание:

Слова politics
в значении политические взгляды и statistics
в значении статистические данные употребляются с глаголами во множественном числе.

Следующие спортивные игры
также имеют форму единственного числа:

  • draughts, checkers — шашки
  • billiards — бильярд

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Образование множественного числа от слова «дно»

Дорогой читатель, если ты задаешься вопросом, как образуется форма множественного числа от слова «дно», то я рад сообщить тебе, что ответ на этот вопрос не так уж и сложен. И давай я расскажу тебе подробности об этом процессе!

Слово «дно» является именем существительным. Оно относится к мужскому роду и имеет однокоренную форму во множественном числе – «дна». Какие правила лежат в его основе?

Прежде всего, стоит отметить, что окончание «-о» в слове «дно» является окончанием именительного падежа единственного числа

Множественное число образуется путем замены этого окончания на «-а».
Также, стоит обратить внимание на безударные окончания. В множественном числе, они сочетаются с предшествующими гласными, и поэтому слово «дно» превращается в «дна».

Итак, ответ на твой вопрос: в множественном числе слово «дно» превращается в «дна». Это всего лишь два шага, чтобы образовать форму множественного числа от данного слова.

Теперь ты знаешь, как образуется форма множественного числа от слова «дно»! Надеюсь, что эта информация тебе пригодится! Если у тебя возникнут еще какие-то вопросы, не стесняйся и задавай их! Я всегда готов помочь тебе в получении нужной информации. Удачи тебе!

Формирование множественного числа на -ы

Множественное число от слова «дно» образуется путем замены окончания -о на -ы. Таким образом, во множественном числе мы получаем формы «доны» и «дны».

Например:

Одно дно — два доны

Глубокое дно — глубокие дны

При этом существуют некоторые исключения, когда множественное число образуется с другими окончаниями:

Темное дно — темным дна

Яркое дно — ярким дну

Кроме того, существуют формы множественного числа, образующиеся не только с помощью окончания -ы, но и с помощью суффиксов:

Морское дно — морскими днами

Вулканическое дно — вулканическими днами

Также стоит отметить, что формы множественного числа могут меняться в зависимости от падежа:

Под водой на дне моря — под водой на дне морей

На дне океана — на дну океана

При использовании слова «дно» во множественном числе, также возможно использование слова «дон» в значении «грунт».

Например:

Плодородные доны — плодородные доны

Красивый дон — красивый дон

Также существуют формы, образующиеся с помощью предлогов:

На дону — на дону

С доном —

Один согласный в основе слова

Существительное «дно» относится к третьему склонению и имеет один согласный в основе. Во множественном числе оно изменяется следующим образом:

  • В именительном падеже: «дна» (Например: на дна моря)
  • В родительном падеже: «дон» (Например: глубина дон)
  • В дательном падеже: «дну» (Например: на дну озера)
  • В винительном падеже: «дно» (Например: увидеть дно)
  • В творительном падеже: «дными» (Например: смотреть на дными очереди)
  • В предложном падеже: «днах» (Например: в днах океана)

Таким образом, существительное «дно» образует множественное число добавлением окончаний. При изменении формы слова необходимо учитывать падеж и контекст предложения.

Двойная согласная в основе слова

Множественное число от слова «дно» образуется путем добавления окончания «-ы» или «-и». При этом в составе основы слова образуется двойная согласная, которая помогает передать изменение числа.

Например, во множественном числе слово «дно» превращается в «дны». Здесь двойная согласная «н» образуется из-за добавления окончания «-ы». Также возможно использование окончания «-и», в этом случае слово «дно» становится «дными».

Другие формы слова «дно» во множественном числе включают «днам» (дательный падеж), «дон» (винительный падеж) и «дна» (родительный падеж). Но основа слова «дно» остается неизменной, здесь вариация числа проявляется только в окончаниях.

Таким образом, двойная согласная в основе слова помогает образовать множественное число от слова «дно», добавляя необходимые окончания в зависимости от падежа и формы слова.

Слово «дно», обозначающее днище ёмкости

Рассмотрим, как образуется форма множественного числа этого слова, обозначающего днище какого-либо объёмного предмета.

У многих существительных формы множественного числа образуются с помощью окончаний -а/-я или -ы/-и, например:

  • озеро — озёра
  • поле — поля
  • сторона — стороны
  • река — реки.

Словом «дно» обозначают нижнюю часть бочки, бутыли, кувшина, стакана и других емкостей для хранения жидких и сыпучих веществ и материалов. В этом значении оно имеет те же формы единственного числа, а форма именительного падежа множественного числа образуется по-другому.

Между скоплением согласных «дн» появляется беглый гласный «о», а перед окончанием, выраженным буквой «я», пишется разделительный мягкий знак. В результате рассматриваемое существительное имеет форму множественного числа «донья».

  • донья винных бочек, 
  • донья бутылей,
  • донья кувшинов. 

Согласно морфологической норме русского языка в формах множественного числа это существительное имеет следующие окончания:

  • и. п. (что?) донья
  • р. п. нет (чего?) доньев
  • д. п. (чему?) доньям
  • в. п. вижу (что?) донья
  • т. п. любуюсь (чем?) доньями
  • п. п. забочусь (о чём?) о доньях.

Аналогично с разделительным мягким знаком пишутся формы существительных мужского и среднего рода:

Слово «дно», обозначающее днище ёмкости

У мно­гих суще­стви­тель­ных фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла обра­зу­ют­ся с помо­щью окон­ча­ний -а/-я или -ы/-и, напри­мер:

Словом «дно» обо­зна­ча­ют ниж­нюю часть боч­ки, буты­ли, кув­ши­на, ста­ка­на и дру­гих емко­стей для хра­не­ния жид­ких и сыпу­чих веществ и мате­ри­а­лов. В этом зна­че­нии оно име­ет те же фор­мы един­ствен­но­го чис­ла, а фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла обра­зу­ет­ся по-другому. Между скоп­ле­ни­ем соглас­ных «дн» появ­ля­ет­ся бег­лый глас­ный «о», а перед окон­ча­ни­ем, выра­жен­ным бук­вой «я», пишет­ся раз­де­ли­тель­ный мяг­кий знак. В резуль­та­те рас­смат­ри­ва­е­мое суще­стви­тель­ное име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла «донья».

В фор­мах мно­же­ствен­но­го чис­ла это суще­стви­тель­ное име­ет сле­ду­ю­щие окончания:

Аналогично с раз­де­ли­тель­ным мяг­ким зна­ком пишут­ся фор­мы суще­стви­тель­ных сред­не­го рода:

Общие сведения

Правило 1

В родительном падеже множественного числа большинство существительных имеют окончания

  • -ов/-ев в мужском роде (огурцов, листов),
  • Нулевые для женского и среднего рода (окон, машин)

Правило 2

Существительные в родительном падеже множественного числа, которые не имеют вариантов единственного числа необходимо просто запомнить. Например, название парных предметов обуви и одежды (сапог, перчаток), название отдельных групп людей (солдат, грузин), наименование отдельных единиц измерения (ампер)

Видео:Окончание -s/es. Произнесение множественного числа существительных. Английский язык без акцента.Скачать

ВВОД­НЫЕ СЛОВА. ВВОД­НЫЕ СЛО­ВО­СО­ЧЕ­ТА­НИЯ

Ввод­ные слова — это слова (или сло­во­со­че­та­ния), грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ные с пред­ло­же­ни­ем и вно­ся­щие до­пол­ни­тель­ные смыс­ло­вые от­тен­ки.

На­при­мер: Оче­вид­но, об­ще­ние с детьми раз­ви­ва­ет в че­ло­ве­ке мно­гие доб­рые свой­ства; К сча­стью, тайна так и оста­лась тай­ной.

Дан­ные зна­че­ния пе­ре­да­ют­ся не толь­ко ввод­ны­ми сло­ва­ми, но и ввод­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми. На­при­мер: Вечер, ты пом­нишь, вьюга зли­лась… (Пуш­кин). К ввод­ным еди­ни­цам при­мы­ка­ют встав­ные кон­струк­ции, ко­то­рые со­дер­жат раз­лич­ные до­ба­воч­ные за­ме­ча­ния, по­прав­ки и разъ­яс­не­ния. Встав­ные кон­струк­ции, как и ввод­ные, не свя­за­ны с дру­ги­ми сло­ва­ми в пред­ло­же­нии. Они резко раз­ры­ва­ют пред­ло­же­ние. На­при­мер: Жур­на­лы ино­стран­ной ли­те­ра­ту­ры (два) я велел вы­слать в Ялту; Маша го­во­ри­ла с ним о Рос­си­ни (Рос­си­ни толь­ко что вхо­дил в моду), о Мо­цар­те.

Ввод­ное слово или сло­во­со­че­та­ние вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми с двух сто­рон, если на­хо­дит­ся внут­ри пред­ло­же­ния. Ввод­ное слово или сло­во­со­че­та­ние вы­де­ля­ет­ся за­пя­той с одной сто­ро­ны, если на­хо­дит­ся в на­ча­ле или конце пред­ло­же­ния. К сво­е­му стыду, я не читаю се­рьез­ной ли­те­ра­ту­ры, пред­по­чи­тая ей де­тек­ти­вы и, между нами го­во­ря, лю­бов­ные ро­ма­ны.

Глав­ная ошиб­ка боль­шин­ства пи­шу­щих свя­за­на с не­точ­ным зна­ни­ем спис­ка ввод­ных слов. По­это­му пре­жде всего сле­ду­ет вы­учить, какие имен­но слова могут быть ввод­ны­ми, какие груп­пы ввод­ных слов могут быть вы­де­ле­ны и какие слова ни­ко­гда не бы­ва­ют ввод­ны­ми.

ГРУП­ПЫ ВВОД­НЫХ СЛОВ

1. Ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие чув­ства го­во­ря­ще­го в связи со ска­зан­ным: к сча­стью, к не­сча­стью, к со­жа­ле­нию, к до­са­де, к ужасу, на беду, чего доб­ро­го…

2. Ввод­ные слова, вы­ра­жа­ю­щие оцен­ку го­во­ря­щим сте­пе­ни до­сто­вер­но­сти того, что он ска­зал: ко­неч­но, не­со­мнен­но, ра­зу­ме­ет­ся, бес­спор­но, оче­вид­но, без­услов­но, на­вер­ное, воз­мож­но, верно, может быть, долж­но быть, ка­жет­ся, по всей ви­ди­мо­сти, по-ви­ди­мо­му, по су­ще­ству, по сути, думаю… Эта груп­па ввод­ных слов наи­бо­лее мно­го­чис­лен­на.

3. Ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на по­сле­до­ва­тель­ность из­ла­га­е­мых мыс­лей и их связь между собой: во-пер­вых, итак, сле­до­ва­тель­но, в общем, зна­чит, кста­ти, далее, впро­чем, на­ко­нец, с одной сто­ро­ны… Эта груп­па также до­ста­точ­но боль­шая и ко­вар­ная.

4. Ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на при­е­мы и спо­со­бы оформ­ле­ния мыс­лей: сло­вом, дру­ги­ми сло­ва­ми, иначе го­во­ря, вер­нее, точ­нее, так ска­зать…

5. Ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на ис­точ­ник со­об­ще­ния: го­во­рят, по-моему, по сло­вам…, по слу­хам, по све­де­ни­ям…, по мне­нию…, на мой взгляд, пом­нит­ся…

6. Ввод­ные слова, пред­став­ля­ю­щие собой об­ра­ще­ние го­во­ря­ще­го к со­бе­сед­ни­ку: ви­дишь (ли), зна­е­те, пойми, про­сти­те, по­жа­луй­ста, со­гла­сись…

7. Ввод­ные слова, ука­зы­ва­ю­щие на оцен­ку меры того, о чем го­во­рит­ся: самое боль­шее, по край­ней мере…

8. Ввод­ные слова, по­ка­зы­ва­ю­щие сте­пень обыч­но­сти ска­зан­но­го: бы­ва­ет, слу­ча­лось, по обык­но­ве­нию…

Склонение существительного «дно»

Существительное «дн о́ » (моря, реки, неод.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный Кто? Что? дн о́ *дн а́
Родительный Кого? Чего? дн а́ Ø
Дательный Кому? Чему? дн у́ *дн а́ м
Винительный (неод.) Кого? Что? дн о́ *дн а́
Творительный Кем? Чем? дн о́ м *дн а́ ми
Предложный О ком? О чём? дн е́ *дн а́ х

Существительное «дн о́ » (бочки, бутылки и т. п., неод.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный Кто? Что? дн о́ д о́ нья
Родительный Кого? Чего? дн а́ д о́ ньев
Дательный Кому? Чему? дн у́ д о́ ньям
Винительный (неод.) Кого? Что? дн о́ д о́ нья
Творительный Кем? Чем? дн о́ м д о́ ньями
Предложный О ком? О чём? дн е́ д о́ ньях

Делаем Карту слов лучше вместе

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: выпарить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «дно&raquo

Жильём островитянам служили похожие на опрокинутую вверх дном лодку длинные низкие хижины из камыша, без окон, с тесным входом, через который можно было пробраться только ползком.

Цитаты из русской классики со словом «дно»

Река Болома, образуя тёмные и тихие заводи и омута, обрывы и жёлтые, пологие мыса, размашисто текла по дну широкой котловины, направляя на запад тёмные, илистые воды.

ДНО , дна, ср. 1. Почва, грунт под водой моря, реки, озера и т. п. (Малый академический словарь, МАС)

Дополнительно

Предложения со словом «дно&raquo

Жильём островитянам служили похожие на опрокинутую вверх дном лодку длинные низкие хижины из камыша, без окон, с тесным входом, через который можно было пробраться только ползком.

Прямо перед глазами были застывшие продольные жилы досок потолка, похожие на песчаное морское дно.

Отголоски жизни кипучей сюда, как на дно моря глубокого, невнятно доходят.

СРЕД­СТВА СВЯЗИ В ТЕК­СТЕ

Лек­си­че­ские

1) Лек­си­че­ский по­втор т. е. по­втор слова или сло­во­фор­мы, од­но­ко­рен­ных слов для связи пред­ло­же­ний. « Этот по­втор по­мо­га­ет со­хра­нить един­ство темы тек­ста.

Его ино­гда счи­та­ют ре­че­вой ошиб­кой, но это не все­гда так. На­при­мер, в на­уч­ном или офи­ци­аль­но-де­ло­вом сти­лях по­втор — ос­нов­ное сред­ство связ­но­сти. Ино­гда лек­си­че­ский по­втор может ком­по­зи­ци­он­но ор­га­ни­зо­вы­вать текст (на­при­мер, сти­хо­тво­ре­ние С. Есе­ни­на « Ша­ганэ ты моя, Ша­ганэ»).

2) Си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на

т. е. за­ме­на слова в одном пред­ло­же­нии сло­вом или сло­во­со­че­та­ни­ем в дру­гом пред­ло­же­нии. Си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на ис­поль­зу­ет­ся там, где не­об­хо­ди­ма кра­соч­ность речи, ее об­раз­ность (в пуб­ли­ци­сти­ке, в ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре и т. д.)

«Осень не­обык­но­вен­но хо­ро­ша в сен­тяб­ре. Солн­це в эту пору еще при­гре­ва­ет землю.»

От­но­ше­ния «род — вид», т. е. в одном пред­ло­же­нии упо­треб­ля­ет­ся слово в более ши­ро­ком зна­че­нии, в сле­ду­ю­щем пред­ло­же­нии — слово, зна­че­ние ко­то­ро­го вклю­че­но в зна­че­ние пер­во­го слова.

«В этом лесу много милых серд­цу рус­ских де­ре­вьев. Но пре­жде всего за­ме­ча­ешь белые ство­лы берез».

3) Слова одной те­ма­ти­че­ской груп­пы

«Ка­ра­ма­зо­вых в рус­ской жизни много, но все-таки не они опре­де­ля­ют курс ко­раб­ля. Мат­ро­сы важны, но еще важ­нее для ка­пи­та­на па­рус­ни­ка рум­пель и звез­да, на ко­то­рую ори­ен­ти­ру­ют идеал».

Ос­нов­ная мысль ав­то­ра этого от­рыв­ка ака­де­ми­ка Д. С. Ли­ха­че­ва ме­та­фо­ри­че­ски пе­ре­да­ет­ся сло­ва­ми одной те­ма­ти­че­ской груп­пы «курс ко­раб­ля», «ка­пи­тан», «па­рус­ник», «рум­пель».

Как лек­си­че­ские сред­ства связ­но­сти могут быть ис­поль­зо­ва­ны ан­то­ни­мы, мно­го­знач­ные слова, омо­ни­мы и дру­гие лек­си­че­ские яв­ле­ния.

Грам­ма­ти­че­ские

1) Един­ство видо-вре­мен­ных форм гла­го­ла

т. е. в одном тек­сте, как пра­ви­ло, гла­го­лы упо­треб­ля­ют­ся в форме од­но­го вида и од­но­го вре­ме­ни.

Если вы на­чи­на­е­те рас­сказ в про­шед­шем вре­ме­ни, то и про­дол­жать вы его бу­де­те также. При опи­са­нии чего-либо, на­при­мер, ис­поль­зу­ют­ся гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида.

«Этот новый (Пол­тав­ский) ла­герь за­мы­кал­ся с тыла кру­тым спус­ком к Вор­ск­ле. На пра­вом флан­ге его была ло­щи­на, в ко­то­рой на­хо­дил­ся преж­ний ла­герь. Левый фланг упи­рал­ся в лес, ко­то­рый тя­нул­ся до Пол­тав­ско­го мо­на­сты­ря.»

Все гла­го­лы в этом фраг­мен­те — не­со­вер­шен­но­го вида про­шед­ше­го вре­ме­ни.

2) Ме­сто­имен­ная за­ме­на

она ис­поль­зу­ет­ся очень ши­ро­ко как сред­ство связ­но­сти.

Об­ще­из­вест­но, что слово од­но­го пред­ло­же­ния можно за­ме­нить в дру­гом пред­ло­же­нии ме­сто­име­ни­ем.

«Когда-то здесь на­хо­дил­ся город Брест. Его пе­ре­нес­ли в сто­ро­ну и на этом очень вы­год­ном для обо­ро­ны месте по­ста­ви­ли кре­пость.

3) Союзы, ча­сти­цы, ввод­ные слова, мо­даль­ные слова.

Союзы, ча­сти­цы, мо­даль­ные слова до­воль­но часто вы­сту­па­ют сред­ства­ми связ­но­сти. Эти сред­ства поз­во­ля­ют под­дер­жи­вать ло­ги­ку тек­ста (на­при­мер, ввод­ные слова с одной сто­ро­ны, с дру­гой сто­ро­ны, итак и др.), уси­ли­вать ту или иную смыс­ло­вую на­груз­ку тек­ста

«На сним­ке Брест­ская кре­пость. Вер­нее, толь­ко ее малая, цен­траль­ная часть».

4) на­ре­чия и слова с про­стран­ствен­ным и вре­мен­ным зна­че­ни­ем (се­год­ня, зав­тра, впе­ре­ди, сзади, не­по­да­ле­ку и под.

Се­год­ня коль­цо во мно­гих ме­стах разо­рва­но. До сорок пер­во­го года оно было сплош­ным, с тремя во­ро­та­ми».

Нужно ска­зать, что в одном и том же тек­сте связи упо­треб­ля­ют­ся ком­плекс­но, т. е. при ди­стант­ной или кон­такт­ной связи могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко типов связи. Так, в преды­ду­щем при­ме­ре, по­ми­мо ме­сто­имен­ной за­ме­ны (коль­цо — оно), ис­поль­зу­ют­ся слова с вре­мен­ным зна­че­ни­ем (се­год­ня — до сорок пер­во­го года) и ан­то­ни­мы (разо­рва­но- было сплош­ным).

5) пред­ло­же­ния-скре­пы, ко­то­рые не несут ни­ка­кой смыс­ло­вой на­груз­ки, они пред­на­зна­че­ны имен­но для связи пред­ло­же­ний (на­при­мер, часто таким пред­ло­же­ни­ем яв­ля­ет­ся пред­ло­же­ние  — «Об этом будет ска­за­но ниже» — и ему по­доб­ные).

Сти­ли­сти­че­ские

Слова, сло­во­фор­мы, ко­то­рые под­чер­ки­ва­ют либо эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку всего тек­ста, либо од­но­род­ность слов для дан­но­го тек­ста (на­при­мер, в на­уч­ном тек­сте такую на­груз­ку несут тер­ми­ны).

Основные правила образования форм множественного числа

Образование форм множественного числа в русском языке основано на грамматических правилах и зависит от класса и типа слова. Существует ряд общих правил, которые помогут вам образовать формы множественного числа от большинства слов.

1. Добавление окончания «ы» или «и»

Существительные, оканчивающиеся на «а», «о» или «е» в единственном числе, получают множественное число с окончанием «ы». Например: дом – домы, поле – поля, окно – окна.

Некоторые существительные с окончанием «-ие» или «-ие», также образуют форму множественного числа с окончанием «и». Например: время – времена, окончание – окончания.

2. Замена «а» на «я»

Некоторые существительные с окончанием «-а» или «-я» образуют формы множественного числа с заменой «а» на «я». Например: баба – бабы, мышь – мыши, мама – мамы.

3. Замена «й» на «и»

Имена прилагательные и причастия с окончанием «-ий» в единственном числе, образуют формы множественного числа с заменой «й» на «и». Например: высокий – высокие, бодрый – бодрые, печальный – печальные.

4. Слова с неизменным окончанием

Некоторые существительные и прилагательные образуют формы множественного числа без изменения окончания. Например: ребёнок – дети, путь – пути, зелёный – зелёные.

5. Исключения

В русском языке есть слова, которые образуют формы множественного числа в особых, нестандартных формах. Например: человек – люди, нога – ноги, зуб – зубы.

  • Исключения могут быть сложными и требовать запоминания.
  • Окончания множественного числа могут меняться в зависимости от падежа и рода.
  • Разобравшись с грамматическими правилами, вы сможете легко образовывать формы множественного числа.

Слова, образованные при помощи суффикса -а(-я)

От слова «дно» образуются формы множественного числа: «дны», «дни» и «доны».

Также, от слова «дно» образуются слова с другими грамматическими формами: «дон», «дона» и «дной».

Существительные с неизменяемым корнем

Одушевленные Неодушевленные

Именительный падеж:

дно

дни

Родительный падеж:

дно

донов

Родительный падеж:

дна

донов

Дательный падеж:

дну

донам

Дательный падеж:

дну

донам

Винительный падеж:

дно

доны

Творительный падеж:

дной

днями

Творительный падеж:

дном

донами

Предложный падеж:

дне

днях

Предложный падеж:

доне

донах

Существительные с изменяемым корнем

Формы множественного числа от слова «дно» выглядят следующим образом:

  • «дни» — собирательное множественное число;
  • «доны» — особая форма множественного числа, используется для обозначения игральных костей;
  • «дона» — редкая форма множественного числа, используется в некоторых народных сказках;
  • «дны» — неупотребительная форма, используется в произведениях литературы;
  • «дёны» — редкая форма множественного числа, также используется в некоторых народных сказках;
  • «дон» — форма множественного числа, использованная в языке древних славян.

Такие слова с изменяемым корнем представляют особый интерес для исследования языковедами и лингвистами, так как они нарушают общепринятые правила образования форм множественного числа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: