Роман «Отцы и дети»: главные герои и краткое содержание
Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.
Окончив университетское обучение домой к родителям возвращается Аркадий Кирсанов. Вместе с ним приезжает погостить у друга его товарищ по учебе Евгений Базаров. Отец Аркадия Николай Петрович столь рад видеть сына, что с распростертыми объятиями принимает и его друга. Но вскоре выясняется, что резко нигилистические взгляды Базарова вызывают раздражение у брата хозяина дома Павла Петровича Кирсанова – блестящего аристократа и приверженца традиционных устоев. Евгений и старшие Кирсановы регулярно ведут ожесточенные споры на злободневные вопросы. При этом обе стороны остаются глухи к доводам оппонентов, слыша в этих разговорах лишь себя.
В поездке Базаров знакомится с молодой вдовой Анной Одинцовой. Мужчина, отрицавший любовь как таковую, ловит себя на сердечной привязанности к этой умной и красивой женщине. Аркадий также испытывает симпатию к Анне Сергеевне, на почве влюбленности друзья отдаляются друг от друга. Но вскоре Аркадий влюбляется в сестру Анны Одинцовой Катеньку. Он отрекается от своих нигилистических взглядов в пользу традиционной и понятной ему жизни. И делает девушке предложение любви и сердца.
Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.
Базаров же, успев сразиться на дуэли с Павлом Петровичем, возвращается к родителям и берет на себя обязанности сельского лекаря
По неосторожности он заражается от больного тифом и понимает, что скоро покинет этот мир. Он отправляет к Анне Сергеевне просьбу о свидании, и та приезжает к нему
Евгений понимает, что в душе он большой романтик и ранее отрицал любовь лишь потому, что никогда до той поры не встречался с этим чувством.
После смерти Базарова и старший, и младший Кирсановы счастливо устраивают свою личную жизнь. А за могилой нигилиста ухаживают лишь его престарелые родители.
Отношения Базарова с родителями
В семье Евгения Базарова существует проблема отцов и детей. Тургенев И. С. находит ее отражение в отношении героя к родителям. Оно носит противоречивый характер. Базаров признается в своей любви к ним, но одновременно с этим презирает их глупые и бесцельные жизни. Это его непоколебимая жизненная позиция. Но, несмотря на его отношение, родителям сын был очень дорог. Старички очень любили его, смягчали напряженные разговоры. Даже после смерти главного героя произведения рассматривается сам момент их безусловной любви. Тургенев описал сельское кладбище с печальным заросшим пейзажем, на котором похоронен главный герой Базаров. На его могиле поют птицы, к ней приходят старики-родители.
Возможно, если бы не ярое отстаивание своей правоты и более мягкое отношение к мнению других людей, можно было бы избежать дуэли и последующего заражения тифом. Очевидно, именно ранение способствовало распространению заболевания. Но столкновение взглядов было неизбежным. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева привела к трагичным последствиям.
Евгений Базаров
Происхождение и воспитание
«…Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое…»
«…Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров…»
«…Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…»
«…Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам…»
«…Базаров, который лишь изредка вставлял в разговор насмешливое слово…»
«…тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия…»
«Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста!»
«Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»
«Всякий человек сам себя воспитать должен, — ну хоть как я, например…
«Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои.»
Речь и лексика
«…отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом…»
«…в его спокойном, но глухом голосе…»
«…в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое…»
«С тех пор как я здесь, я препакостно себя чувствую, точно начитался писем Гоголя к калужской губернаторше.»
«Старая шутка смерть, а каждому внове.»
«Меня вы забудете… мертвый живому не товарищ.»
Отношение к любви
«Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.»
«Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший.»
«Прошедшего не воротишь…»
«Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.»
«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец.»
«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.»
«Не может женщина не хитрить!»
«Любовь — белиберда, непростительная дурь.»
«Не без тебя, ни с тобой жить не могу.»
«Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что хотелось всего.»
Цитаты о конфликте поколений
«Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать.» — Кирсанов П. П.
«Мы, люди старого века, полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя.» — Кирсанов П. П.
«Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.» — Кирсанов П. П.
«И такая надутая эта нынешняя молодежь! Спросишь иного: какого вина вы хотите, красного или белого? «Я имею привычку предпочитать красное!» — отвечает он басом и с таким важным лицом, как будто вся вселенная глядит на него в это мгновенье…» — Кирсанов П. П.
«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.» — Кирсанов Н. П.
«Странное существо человек. Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше?» — Е. Базаров
«Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов» сочинение 10, 11 класс
План
1. Столкновение интересов двух поколений в романе И.Тургенева «Отцы и дети»
2. Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова
3. Антагонисты или возможные союзники?
Иван Тургенев представил в романе «Отцы и дети» две противоположные идеологии середины XIX века. Он вложил их в уста Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. В романе они выглядят как два ярых противника, постоянно спорящих друг с другом. Для того чтобы понять действия этих героев, представим сравнительную характеристику так называемых «антагонистов».
Павел Петрович Кирсанов – старший из братьев, потомственный дворянин, настоящий аристократ. Он умен, образован, но в чем-то принципиален, честен, благороден, но горд. Потратил лучшие годы своей жизни на любовь к женщине, которая не принесла ему счастья. Живя в деревне у брата Николая, все так же чистит свой костюм и утюжит белые воротнички, следит за прической и ухаживает за ногтями. В целом ведет себя в соответствии со статусом. Уважает искусство, любит музыку и верит в народ.
Евгений Базаров – разночинец, сын лекаря. Он занимается естественными науками. Приехал в деревню к Кирсанову с его сыном Аркадием. Базаров добр, но ведет себя развязно и горделиво. Он не признает никакого духовного мира, смеется над поколением дворян, считая, что оно себя уже изжило. Евгений резко высказывается о любви, об искусстве: «…Это все романтизм, чепуха, гниль, художество…» Но неожиданно для себя влюбляется в Анну Одинцову и терпит в отношениях неудачу.
Да, герои Тургенева противопоставлены друг другу во всем. То, что принимает Кирсанов, отвергает Базаров. Павел Петрович не понимает нигилизма, который проповедует Евгений. Он считает, что материализм, который как раз и лежит в основе нигилизма, «…всегда оказывался несостоятельным». Базаров же верит только в то, что приносит действительную пользу. Он чистый практик, поэтому дворянство как класс признает бесполезным. Он не верит в народ, потому что считает его безграмотным и непросвещенным, темным. В то время как Кирсанов-старший уважает патриархальный уклад крестьян, понимая, что живут они по заветам предков.
Многое рознит Базарова и Кирсанова в идеологических взглядах: один – консерватор, другой представитель передовой молодежи. Но оба они самоуверенные, твердые характером, честные, преданные своим убеждениям люди. И оба пострадали из-за любви. Возможно, они могли бы стать союзниками, если бы не держались за принципы не всегда оправданной идеологии.
Спор поколений в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева
Повесть Ивана Сергеевича Тургенева “Ася” – это повесть о всепоглощающей любви, написанная 1 в 1857 г. в Германии. Впервые она быпа опубликована в 1858 г. в журнале “Современник”. Одна из…
У главного героя романа, Евгения Базарова, широкий научный кругозор: у него глубокие научные познания в области медицины, химии, физики, ботаники, зоологии. Увлечение естественными науками было типичной чертой культурной жизни России 60-х годов. На изучение естественных наук в то время смотрели как на необходимый фундамент всех знаний.
В романе ярко переданы споры «отцов» и «детей» , представителей двух культур — старой, уходящей дворянской культуры и новой, демократической. Эти споры отразили столкновение между дворянскими либералами, сыгравшими свою относительно прогрессивную роль в 40-х годах, и разночинцами-демократами, ставшими во главе передового общественного движения.
Споры отразили столкновение между дворянскими либералами, сыгравшими свою относительно прогрессивную роль в 40-х годах, и разночинцами-демократами, ставшими во главе передового общественного движения.
В центре статьи – актуализация «женского вопроса» в социокультурном контексте 1860-х годов. Идейно-эстетическая специфика отражения в повести Плещеева «Призвание» (1860) и романе Тургенева «Отцы и дети» (1862) фактов профанирования передовых устремлений «людей шестидесятых годов» обнаруживается в побочных формах ритуала и культурной инсценировки.
Своим романом, и прежде всего образом Базарова, Тургенев как бы отвечал на вопрос, поставленный Добролюбовым в статье «Когда же придет настоящий день?». Добролюбов задавал вопрос: когда же появятся русские Инсаровы? Образ Базарова говорил: они появились, но у них нет жизненной программы, они — нигилисты.
Тургенев владел умением угадывать нарождающееся в обществе движение. Дыхание эпохи 60-х годов, ее типические особенности ощутимы в образах героев романа «Отцы и дети», в историческом фоне, на котором разворачивается действие, в центральном конфликте романа. Тургенев писал Полине Виардо: «Я попытался представить конфликт двух поколений».
Он хотел проститься со старой, уходящей эпохой и встретить эпоху новую, пока еще находящуюся в поисках и метаниях. Роман «Отцы и дети» — это спор двух культур: старой, дворянской, и новой, демократической.
Тургенев владел умением угадывать нарождающееся в обществе движение. Дыхание эпохи 60-х годов, ее типические особенности ощутимы в образах героев романа «Отцы и дети», в историческом фоне, на котором разворачивается действие, в центральном конфликте романа. Тургенев писал Полине Виардо: «Я попытался представить конфликт двух поколений».
Психологизм романа “Дворянское гнездо” огромен и очень своеобразен. Тургенев не развертывает психологического анализа переживаний своих героев, как это делают его современники Достоевский и Л. Толстой. Он ограничивается самым необходимым, сосредоточивая…
Андрей – тоже её поклонник, но он своим восхищением Инсаровым, зародил в ней интерес к революционеру с удивительной судьбой: мать украли, отца расстреляли, сам он исходил половину Европы. И его цель совпала со стремлением Елены.
Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать…
На берегу реки, в один из самых знойных летних дней, на траве под липой лежали двое молодых парней. Одного из них звали Алексей Берсенев, он только что окончил университет и должен был стать ученым и, казалось, выглядел старше своего белокурого товарища, хотя был тремя годами младше.
В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся «спугнуть» редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.
Новые материалы
Книги
Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2
Книги
Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0
Книги
Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).
Книги
Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8
Книги
Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8
Книги
Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2
Книги
Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.
Книги
Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.
Книги
По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.
Книги
Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.
Книги
Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5
Книги
Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария / под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл.
Краткое описание конфликта
В следующей таблице представлены характеристики конфликта Базарова и Кирсанова:
Тематика | Павел Кирсанов | Евгений Базаров |
Отношение к аристократии | Считает представителей аристократии опорой государства, определяющей вектор его дальнейшего развития | Осуждает аристократов и считает, что они замедляют темпы развития страны |
Отношение к нигилизму | Считает нигилизм отрицательной чертой характера, противоречащей традиционным нормам. | Активно поддерживает нигилистов, считая их прогрессивными представителями современного общества. |
Отношение к российскому народу | Порицает патриархальность в семьях крестьян. Считает простой народ глубоко верующими людьми. | Отмечает невежественность и неграмотность простых людей. Он поддерживает революционные настроения, царящие в народных массах. |
Отношение к искусству | Считает искусство высшим творением человека. Любит музыку и литературу. | Считает искусство бесполезным рудиментом. К природе относится как к большой мастерской, где каждый человек является одним из творцов. |
В 10-й главе читатели могут наблюдать кульминацию спора между Базаровым и Кирсановым. Конфликт между этими героями начинается во время их первой встречи. Его обострение происходит постепенно, по мере развития основной сюжетной линии романа. В 10-й главе оппоненты устраивают совместное чаепитие. Во время него Евгений и Павел смогли обсудить многие вопросы, что привело к обострению конфликта. В этом разговоре можно наблюдать противостояние 2 разных поколений, отличающихся по мировоззрению и интересам.
В ходе дискуссии Павел Петрович вышел из себя и начал оскорблять противника. Базаров старался не отвечать на провокации Кирсанова и кратко аргументировал свою точку зрения. Подробный анализ 10 главы романа «Отцы и дети» показал, что Евгений одержал победу над Павлом в этом споре. Но в конце произведения Базарову пришлось пересмотреть свою точку зрения на многие вопросы. Герой был заражен брюшным тифом и скоропостижно скончался. В момент скоропостижной смерти персонажа автор романа смог в полной мере раскрыть его личность.
XXVII
189. <она перебирает шнурками ридикюля>
Ридикюль (от франц.) — ручная дамская сумка для хранения мелких
принадлежностей туалета.
190. <Заговорив однажды,поповодублизкогоосвобождения крестьян,о прогрессе,он надеялся возбудить сочувствие своего сына;но тот равнодушно промолвил:"Вчераяпрохожу мимозабораислышу,здешние крестьянские мальчики, вместо какой-нибудь старой песни, горланят: Время верное приходит, сердце чувствует любовь... Вот тебе и прогресс".
Иногда Базаров отправлялся надеревню и,подтрунивая пообыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком."Ну,-говорил он ему, - излагай мнесвои воззрения нажизнь,братец:ведь ввас,говорят,всясила и будущность России,от вас начнется новая эпоха в истории, - вы нам дадите и язык настоящий,изаконы".Мужик либо не отвечал ничего,либо произносил слова вроде следующих:"А мы могим... тоже, потому, значит... какой положен у нас,примерно,придел".-"Ты мне растолкуй, что такое есть ваш мир? - перебивал его Базаров, - и тот ли это самый мир, что на трех рыбах стоит?"
- Это,батюшка,землястоитнатрехрыбах,-успокоительно,с патриархально-добродушною певучестью объяснял мужик,-а против нашего, то есть,миру,известно,господская воля;потому вы наши отцы. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику.
Выслушав подобную речь,Базароводнажды презрительно пожалплечами и отвернулся, а мужик побрел восвояси.
- О чем толковал?- спросил у него другой мужик средних лет и угрюмого вида,издали,спорогасвоейизбы,присутствовавший прибеседе егос Базаровым. - О недоимке, что ль?
- Какое о недоимке,братец ты мой!- отвечал первый мужик, и в голосе егоуженебыло следа патриархальной певучести,а,напротив,слышалась какая-тонебрежнаясуровость,-так,болталкое-что;языкпочесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает?
- Гдепонять!-отвечал другой мужик,и,тряхнув шапками иосунув кушаки,обаонипринялисьрассуждатьосвоихделахинуждах.Увы! презрительно пожимавший плечом,умевшийговорить смужиками Базаров(как хвалился он вспоре сПавлом Петровичем),этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового...>
Тургенев показывает разницу, существовавшую между господами и мужиками,
что на самом деле и те и другие говорили просто на разных языках, и как господа
считали крестьян глупыми, так и крестьяне считали господ причудливыми и
глупыми. Кроме того, Базаров, который хвалиться тем, что он хорошо понимает
мужика, на практике так же далёк от них, как тот же Павел Петрович, что он сам
воротит нос от мужиков, хотя должен, наоборот, проявлять любовь к народу.
191. <бабевмужском армяке ирогатой кичке,вручая ейстклянку Гулярдовой воды>
Армяк - верхняя крестьянская одежда из шерстяной ткани.
Кичка, кика - старинный русский головной убор замужних женщин.
Гулярдовая вода – лечебный раствор на основе спирта, употреблявшийся для компрессов, примочек.
То, что баба в мужском армяке, ещё раз свидетельствует о том, что крестьяне у Базаровых очень бедно жили.
192. <нет ли у него адского камня>
Адский камень – ляпис, употребляемый в медицинских целях для прижигания ран в целях обеззараживания.
193. <Когда его соборовали,когда святое миро коснулось егогруди,один глаз егораскрылся,и,казалось,при виде священника в облачении,дымящегосякадила,свечпередобразомчто-топохожеена содраганиеужасамгновенноотразилосьнапомертвеломлице.>
Соборование -одно из семи так называемых таинств православной церкви - помазание тела больных или умирающих. Считалось, что без совершения этого обряда душа умершего не попадет в рай.
Святое миро - растительное масло с ароматическими веществами, употребляемое христианской церковью в таинстве соборования.
Научные взгляды
Аркадий Кирсанов
«Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждый день был значительным.»
«Кленовый лист, когда падает на землю, похож на бабочку, и это странно — потому что самое сухое и мёртвое схоже с самым весёлым и живым.»
«В чувстве человека, который знает и говорит, что он беден, должно быть что-то особенное, какое-то своего рода тщеславие.»
Николай Петрович Кирсанов
«Либо я глуп, либо это все – вздор. Должно быть, я глуп.»
«…как только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет…»
«…В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом…»
«…Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста»…»
…И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе…»
Павел Петрович Кирсанов
«Личность, милостивый государь, — вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится.»
«Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры.»
«Мне пришла мысль в голову; отчего её не высказать?»
«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания… общественному зданию…»
«Станем исполнять наш долг; и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу.»
Тайна смерти Базарова
Базаров умирает от тифозного заражения:
Почему Базаров умирает именно так? Эта запоминающаяся деталь открывает пути к ответу на один из главных вопросов для тургеневедов — кто именно был прототипом Базарова. Ответов на этот вопрос несколько, и многие из прототипов связаны с врачеванием и борьбой с эпидемиями.
После выхода романа в 1862 году Тургенев обмолвился об одном из прототипов — провинциальном докторе Дмитриеве, случайном попутчике, который рассказывал писателю в вагоне поезда Петербург — Москва о каком-то новом средстве борьбы с сибирской язвой. Очень скоро Тургенев узнал, что Дмитриев умер, что, очевидно, повлияло на складывание финала романа со смертью героя.
Споры об иных прототипах главного героя не утихали более ста лет, пока в 1984 году Патрик Уоддингтон не опубликовал хранившуюся в частном парижском архиве записную книжку Тургенева с подготовительными материалами к роману. Оказалось, что, задумывая главного героя летом 1860 года, Тургенев держал в уме «смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского». Если черты известного критика Николая Добролюбова современники разглядели сразу и сломали на этот счет много копий, упрекая писателя в злой иронии по отношению к умершему в 1861 году автору статьи «Темное царство», то о других упомянутых персонах никто не догадывался. Иван Васильевич Павлов, врач, литератор, знакомец и сосед Тургенева по Спасскому-Лутовинову, был остер на язык и славился своими резкими суждениями о литературе, что и пригодилось писателю. Наконец, Василий Григорьевич Преображенский, молодой земский доктор и сын управляющего имениями брата писателя, мог запомниться Тургеневу своей самоотверженной борьбой с холерой, которая разразилась в соседнем со Спасским уезде в 1855 году и приводила писателя в ужас.
Наконец, сама фамилия Базаров была в конце 1850-х годов на слуху — в Туле профессором Духовной академии был Иоанн Григорьевич Базаров, а его сын, Иоанн Иоаннович, с 1844 года был священником русской церкви по Франкфурте-на-Майне и духовником дочери одного из великих князей. В 1869 году Тургенев лично с ним познакомился в Штутгарте.