Новый принцип оплаты
Последние новости говорят о том, что решить проблему мизерного оклада, призвана реформа оплаты труда, благодаря которой уже в 2023 году, по мнению разработчиков, зарплата учителей должна вырасти.
Внедрение инноваций начали уже в мае 2022 года. Экспериментально изменения принципа начисления зарплат интегрировали в систему пяти регионов России:
- Ярославской обл.;
- Сахалинской обл.;
- Нижегородской обл.;
- Белгородской обл.;
- Мордовии.
Продлится зарплатный эксперимент до 30.05.23, после чего в случае успеха, опыт будет распространен и на другие регионы страны.
В новой системе предусмотрено существенное повышение окладной части до 70% (на данный момент 30%). Оставшаяся треть – это оплата дополнительной работы, особых условий труда и другие надбавки. При этом базовая часть учительского оклада будет жестко привязана к экономическим показателям региона и «голая ставка» не будет ниже прожиточного минимума.
А фактически за ставку выходит около 20 тыс
В первом полугодии 2023 года средняя зарплата учителей в России увеличилась до 63,6 тыс. рублей. Такие данные опубликовал Росстат. Наибольшая зарплата учителей на Чукотке — 161 тыс. Далее идут Ямало-Ненецкий АО — 156 тыс., Москва — 135 тыс., Магаданская область — 134 тыс., Ненецкий АО — 123 тыс.
Что касается средней зарплаты, то она испытывает влияние регионов с высоким ее уровнем, которые «тянут» ее вверх. И если влияние северных регионов незначительное, так как учителей там мало, то влияние Москвы, где проживает 10% населения России, очень существенно. В этих условиях гораздо важнее медианная зарплата, то есть та, больше которой и меньше которой получают половина учителей.
Медианная же зарплата учителей составила всего около 39 тыс. После вычета налогов сумма уменьшается примерно до 33-34 тыс., а если разделить медианную зарплату на среднюю ставку учителя, а она, по оценкам многих экспертов и самих учителей, никак не меньше 1,5, то одна ставка учителя в России «медианно» оплачивается всего в 22 тыс. рублей
Это по-прежнему недостойные цифры, несовместимые как со статусом учителя, так и с важностью образования, которую декларируют власти
Правда, в данные Росстата не входят выплаты за классное руководство (5 тыс.). Но эта небольшая сумма, заметная только на фоне учительской зарплаты, является и дополнительной нагрузкой, в том числе бюрократической. Кстати, постоянный рост этой самой бюрократической нагрузки тоже во многом нивелирует даже «росстатовское» увеличение благосостояния педагогов, потому что явно несоизмерим с ним.
В российских школах обнаружили острый дефицит молодых учителей
Количество учителей в возрасте 20–30 лет составляет всего около 10% от общего числа педагогов в России, говорится в исследовании «Актион образования» (входит в группу «Актион»), результаты которого публикуют «Ведомости». Также дефицит наблюдается в возрастной группе 30–40 лет — число таких учителей не превышает 10,2% преподавательского состава.
Наиболее массовая группа — учителя в возрасте 40–50 лет: на них приходится 59% всех педагогов. Вторая по численности возрастная группа — учителя старше 50 лет (31%). В сельской местности и городах России преобладают опытные учителя, чей стаж насчитывает более 20 лет, говорилось в Мониторинге экономики образования НИУ ВШЭ от 2022 года. При этом педагогов с минимальным стажем — до пяти лет — крайне мало, их доля составляет 7,2% по стране, а в Москве — 5,8%.
Наибольшее число опытных педагогов — среди учителей начальных классов (68,3%), преподавателей гуманитарных (66,5%) и естественных наук (64,2%). Большая доля молодых учителей отмечается среди педагогов по иностранному языку, физкультуре, основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и гражданской обороне.
Новая шкала расчёта
Размер повышения заработной платы будет определяться по своеобразной шкале, где каждой составляющей будет присвоено определенное количество баллов. Например, за каждый год стажа работы может быть начислен один балл, а за получение высшей квалификационной категории — 5.
Окончательный размер повышения заработной платы будет рассчитываться по сумме баллов, набранных за каждый элемент. Вознаграждение преподавателя будет увеличиваться по мере роста его баллов.
Фактор | Баллы |
Стаж работы | 1 — за каждый год |
Квалификационная категория | 5 — за высшую категорию, 3 — за первую категорию, 1 — за вторую категорию |
Результаты педагогической деятельности | от 1 до 10 — в зависимости от оценки |
Образовательный уровень | 5 — за наличие высшего образования, 3 — за наличие среднего специального образования, 1 — за наличие среднего образования |
Например, если педагог в школе имеет 10-летний стаж работы, высшую категорию, хорошие результаты педагогической деятельности, то его вознаграждение будет значительно выше, чем у сотрудника с меньшим количеством знаний.
Подобный метод расчёта позволит поощрять работников сферы образования за профессиональный рост и повышение качества обучения.
Бюджет увеличится, но зарплаты не изменятся
– Насколько я понимаю, в следующем году предполагается увеличение бюджета на образование?
– Эксперты РАНХиГС недавно сделали прогноз на 2019-2021 годы. Согласно их выводам, в 2019 году ожидается большой рост в федеральном бюджете расходов на образование, в 2020-м и 2021-м – постепенное снижение, но эти деньги пойдут не на оплату труда учителей, а на инвестиционные проекты: строительство, компьютеризацию и так далее.
И один из выводов, который они сделали, что вполне может быть ситуация, когда в городе будет стоять новенькая современная школа и при этом в ней некому будет учить, потому что финансируют оплату труда по-прежнему региональные бюджеты, которые не становятся богаче. И в результате окажется, что все эти большие миллиарды, которые угроханы на здание, на спортивные сооружения и электронные доски, потрачены зря.
– Но многие исследователи считают главной проблемой современного школьного образования – уровень износа зданий: более половины школьных зданий в России находятся в аварийном и предаварийном состоянии.
– Конечно, логично направлять деньги на строительство зданий – еще бы понимать, что нужно строить здания, не сверкающие стеклом и бетоном, а такие, в которых можно было бы просто учиться, а вот деньги все-таки направить на оплату труда тех, кто будет учить. Я понимаю, что с точки зрения капиталовложений очень выгодно вкладывать деньги в строительство: там есть откаты и так далее, с зарплатой так не поманипулируешь.
Все время говорят, что у нас плохие учителя, они плохо учат, у них низкий уровень образования. Но вместо того, чтобы говорить о том, как учителям надо развиваться, лучше бы сделали хорошее педагогическое образование и выделили бы на это большие деньги.
В общем, учителям нужна правильная, достойная зарплата и заявленные в Конституции и законе «Об образовании» академические свободы.
Ксения Кнорре Дмитриева
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Дополнительные выплаты
Педагоги могут получать дополнительные выплаты к своему основному доходу. Они призваны стимулировать и поощрять учительскую деятельность, а также улучшать условия труда в сфере образования.
Вот некоторые примеры выплат, которые могут получить педагоги:
- дополнительные занятия. Педагоги могут проводить дополнительные занятия во внеурочное время или в выходные дни, и за это им будет выплачиваться дополнительная зарплата;
- работа с одаренными учащимися. Если у преподавателя есть ученики, проявляющие выдающиеся способности в какой-либо области (например, в музыке или науке), ему могут платить больше за работу с такими учениками;
- также вознаграждения могут быть связаны с проведением научных исследований, созданием новых учебных программ, участием в образовательных инициативах и т.д.
Новые нормы и правила оплаты труда преподавателей будут способствовать повышению профессионализма и мотивации действующих педагогов
Это станет важной вехой в развитии российского образования
- Зарплаты в 2024 году: кому повысят
- Индексация зарплат в 2024 году
- Зарплата воспитателей в 2024 году
Лента новостей
В США предложили создать новую Украину
В Запорожской области группа бойцов ВСУ сдалась в плен без единого выстрела
Минздрав изменит порядок оказания медпомощи людям 60+
В Севастополе обновляют водовод, питающий район Генерала Острякова
Десятки человек пострадали при массовой стрельбе в США
Министр, который обматерил гаишников, уволился и хочет работать на новых территориях
Пять лет крымский завод кормил людей немаркированными рыбными консервами
В Севастополе помощь в подтверждении данных для МТС продают за несколько тысяч рублей
Европа рискует превратиться в «морозильник» всего через несколько лет
ЦАСТ удвоил награду за эстонскую боевую платформу THeMIS
Путин рассказал, о чём сожалеет в связи с началом СВО
Севастопольский театр им. Луначарского готовит сценические эксперименты
В деревне ввели 9 странных правил, чтобы остановить таинственные смерти людей
После атаки БПЛА загорелась нефтебаза на границе России
В Крыму объявлено штормовое предупреждение
В Севастополе ларьки выдавливают горожан с остановок общественного транспорта
Россия
- Все новости
- Севастополь
- Крым
- Россия
- Новороссия
- В мире
- Политика
- Реклама на ForPost
Названа средняя зарплата учителя в Москве
Средняя зарплата московских педагогов составила 144,8 тысячи рублей.
Фото: Freepik.com
Средняя зарплата московских педагогов средней и начальной школы в январе-июле этого года составила 144,8 тысячи рублей. Об этом стало известно из материалов пресс-службы правительства, подготовленных к посещению премьера Михаила Мишустина столичной школы №1579.
Как отмечает правительство, на данный момент в столице преподают 57 тысяч учителей. За прошлый год учителя в среднем получили 126,7 тысячи рублей, за 2021 год — 123,1 тысячи рублей, а три года назад 117,9 тысячи рублей.
Ранее премьер Михаил Мишустин пообещал дополнительно выделить свыше 30 млрд руб. на повышение заработных плат врачей, учителей, работников культуры и науки.
В последний раз власти индексировали зарплаты работников государственных учреждений в середине зимы, выплаты за месяц увеличились в среднем на 8 процентов.
Поделитесь этой новостью с друзьями:
ТОП 5
Что делать севастопольцам с требованием МТС подтвердить персональные данные
Севастопольцам объяснили рост цифр в январских платёжках
Песков ответил на вопрос об атаке на БДК «Цезарь Куников» у берегов Крыма
ПАО «Севастопольгаз» обязали обосновать космические тарифы на техобслуживание
В Севастополе завершили строительство современного ледового дворца
Показать все новости
Севастопольцам объяснили рост цифр в январских платёжках
ПАО «Севастопольгаз» обязали обосновать космические тарифы на техобслуживание
Музей «Херсонес Таврический» сообщил о возрождении Херсонесского мужского монастыря
Севастопольцы смогут включить украинские годы в трудовой стаж
В Севастополе «виноделы» просят сделать из виноградников зону застройки
Показать все новости
«Не сдал аттестацию» – обжалованию не подлежит
– В чем, как вы считаете, основные проблемы московских учителей?
– Ну вот, например, моя любимая тема – только в Москве додумались сделать в общем кадровом реестре возможность для всех директоров выставить учителям «черную метку» при увольнении. То есть если учитель, например, увольняется по своему желанию, но при этом он поспорил с директором, директор нажимает значок в кадровом реестре, и все директора московских школ видят, что этого учителя больше не надо брать на работу.
Причем никто из директоров официально не подтвердит, что это есть, но нам, профсоюзу «Учитель», чудом удалось достать пару документов, где департамент регулирует этот вопрос. Я не слышал, чтобы в других регионах была возможность у директора выгнать учителя фактически с волчьим билетом.
Мы знаем опытнейших учителей, которые ушли по своей воле, и их никуда не берут.
– Чем еще Москва отличается в плане условий труда от регионов?
– В Москве очень оригинальная система аттестации учителей. Она вроде бы неплохая, кажется демократичной, потому что соответствие учителя занимаемой должности оценивает школа. Собирается комиссия, учитель выполняет тесты, отвечает на вопросы – казалось бы, все здорово, но нет в принципе апелляционной инстанции. То есть в ситуации, когда директор или завуч решил по какой-то причине завалить учителя и сказал: «Ты не сдал аттестацию», руководство на уровне Московского центра качества образования, Департамента образования пожимает плечами и говорит: «Мы ничего сделать не можем, у нас так принято по закону».
У нас есть член профсоюза, которую так уволили за то, что она не прошла эту аттестацию. Мы посмотрели тесты, которые она выполняла, и нашли, что еще в 2013 году про них Исаак Фрумин говорил, что это полный бред. Академик Борис Михайлович Бим-Бад по нашей просьбе посмотрел эти тесты и сказал: «Тестовые задания для аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности «учитель» весьма аморфны, расплывчаты, не однозначны, они включают в себя сомнительные варианты ответов, ни один из которых не убедителен. <…> В предложенных тестовых заданиях варианты ответов для выбора продиктованы взглядами, вкусами, предпочтениями составителей этих заданий. Поэтому они не могут служить основанием для объективной оценки правильности ответов, оценки, которая имеет жизненно важные для учителя последствия».
Но департамент говорит, что он ничего не может сделать, и мы проиграли дело в городском суде, который сказал: «Нарушений в процедуре не было, оценивать качество тестов мы не можем, а приглашать экспертов не хотим».
Раньше мы не подозревали об этой проблеме, но в этом году выяснилось, что для многих московских учителей аттестация – опасное дело именно потому, что нет системы апеллирования.
Результат аттестации – окончательный, обжалованию не подлежит. Такого не должно быть никогда и нигде. И эта ситуация, безусловно, очень беспокоит часть московских учителей.
Есть еще много факторов, влияющих на общую нервную обстановку в московском школьном образовании. Например, то, что сейчас многим учителям приходится работать не в одном здании, а в нескольких. То, что над учителями постоянно висит угроза каких-то санкций.
Например, с точки зрения закона никто не может требовать от него предоставления какой-то там карты урока – то ли информационной, то ли еще какой-то, – но к нему придут проверять, выяснится, что у него этой карты нет, хотя по закону ее и не должно быть, и к нему начнут придираться. Большинство учителей просто плюет на это и говорит: «Дотянем как-нибудь до пенсии», хотя теперь и пенсия отодвинулась. Все это не способствует тому, чтобы качество образования становилось лучше. Так что эти большие деньги даются очень серьезным нервным напряжением.
Для учителей утвердят новую систему оплаты труда
Российское Министерство просвещения предлагает принять новую систему оплаты труда для учителей в 2023 году. Основная цель этого предложения — создать единые требования к системам оплаты труда по всей стране. По идее, это должно создать равные условия оплаты труда учителей разных регионов и сделать всю систему более прозрачной.
По словам министра Сергея Кравцова, на сегодняшний день новая система оплаты труда действует в шести пилотных российских регионах и уже демонстрирует конкретные результаты. Поэтому предложения по системе оплаты труда можно распространить на все регионы страны в скором времени, подчеркнул министр.
Новая система оплаты труда будет включать в себя выплаты компенсационного характера и стимулирующие платежи для учителей в зависимости от их опыта и профессиональной квалификации. Кроме того, планируется поощрять учителей, которые подготовили победителей и призеров международных и всероссийских олимпиад. Выровнять разницу между зарплатами в разных регионах было бы неплохо, поскольку сейчас зарплаты в разных областях могут кардинально отличаться. Это связано с тем, что при расчете оклада учитывается уровень средней зарплаты в экономике по региону: чем она выше, тем больше будет получать и учитель.
Общие требования к зарплате педагогов такие: не ниже уровня средней по экономике региона. А дальше уже все зависит от экономического благополучия субъекта — кто может, доплачивает бюджетникам больше. Учитываются и региональные коэффициенты, в том числе, «северные». Поэтому, если считать в рублях, то одни из самых низких зарплат у учителей на Северном Кавказе. Зарплата учителя там не превышает 30 000 рублей. Больше всего получают учителя на Дальнем Востоке и в автономных округах — там средняя зарплата доходит до 100 тысяч рублей.
Напомним, что российский лидер Владимир Путин объявил 2023 год Годом педагога — власти хотят привлечь внимание к этой профессии, повысить ее значимость в обществе.На самом деле, ответственная работа педагогов и наставников почетна не только в год официальных празднований. Они ведут детей с малых лет и до начала взрослой жизни
Индексация 2023 года
В августе 2022 года Банк России прогнозировал уровень инфляции за уходящий год порядка 12-15%, поэтому можно ожидать, что уже в феврале 2023 года оклады бюджетников будут повышать на этот коэффициент.
Более точную цифру мы узнаем ближе к Новому Году, когда станет известно, каким именно будет увеличение зарплат работникам бюджетной сферы с учетом реальной инфляции 2022 года.
Повышение МРОТ
Согласно отчету Минпросвещения базовая ставка 76% педагогов России ниже зафиксированного уровня МРОТ (на июнь 2022 года – 15 279 руб.) Тут стоит уточнить, что доход педагога, рассмотренный в таблицах выше, состоит из нескольких составляющих:
- базовая ставка;
- доплаты;
- поощрительные надбавки за результативное участие в олимпиадах и конкурсах;
- премии и т.д.
При этом действующая система формирования заработной платы российских педагогов в разных регионах сильно отличается, а базовая ставка зачастую составляет только треть общей суммы. В результате работникам сложно планировать свой бюджет, ведь они не знают, будут ли получать надбавки и премии с ближайшие месяцы, или доход сведется к чистой ставке.
С 01.01.23 запланировано повышение МРОТ до 16 242, а это значит, что оплата труда не может быть меньше установленной суммы.