Написать сообщение об авторе вильгельм гауф. гауф вильгельм: биография, карьера, личная жизнь

В качестве писателя

Покинув альма-матер, молодой человек нанялся репетитором в один из домов. Посещение Парижа, Брюсселя, Бремена — эти и другие поездки успел совершить Вильгельм Гауф. Сказки, которые он сочинял специально для детей баронессы фон Хёгель, заставили поверить писателя в свои силы и выпустить «Альманах…» в 1826 году.

Однако дебютом в искусстве слова стал отнюдь не сборник сказок. До этого был издан роман «Человек с Луны», и эта проба пера, надо признаться, вызвала небольшой скандал. Дело в том, что Вильгельм Гауф опубликовал свою книгу под именем одного популярного в те времена беллетриста, проза которого служила образцом безвкусной литературы. Однако она пользовалась популярностью, а значит, когда читатели видели на обложке знакомое имя, не задумываясь покупали «Человека с Луны». И каково же было негодование публики, когда она обнаружила не знакомое чтиво, а ироничную пародию на него! Гауфа разоблачили, его обязали заплатить штраф. Ну и что, зато он стал настоящей знаменитостью!

После издания двух «Альманахов…» (третий увидел свет уже после смерти писателя) Вильгельм Гауф продолжает работать. Создает стихотворения, новеллы, становится редактором «Утреннего листка» и… женится на кузине, которую давно любил.

Кто такой Вильгельм Гауф?

Вильгельм Гауф родился в Германии 29 ноября 1802 года. Семья жила в Штутгарте и занимала видное социальное и общественное положение. Отец будущего писателя, Август Фридрих, пошел по стопам предков, высокопоставленных государственных деятелей, и занимал конторскую должность в Министерстве иностранных дел. Мать, которую звали Ядвига Вильгельмина Эльзессер, была родовитой дворянкой из Эльзаса, исторической области Франции, которая с 17 века считалась предметом войн и политических конфликтов.

До того, как пойти в школу, Гауф научился читать, он подолгу сидел за книгами классиков мировой литературы, в изобилии имевшимися в старинной библиотеке, принадлежавшей деду. Особое влияние на мальчика оказали приключенческие романы всемирно известного шотландского прозаика Вальтера Скотта и волшебные сказки немецких фольклористов Якоба и Вильгельма Гриммов.

Последние дни Гауфа

В 1827 году Гауф работал над новым романом, который должен был стать стилистическим продолжением нашумевшего «Лихтенштейна». За материалом для нового произведения автор отправился в Альпы, но по дороге тяжело заболел и вынужден был прервать путешествие. Дома писателю стало лучше, и семья надеялась на скорое выздоровление. Некоторое время молодой организм боролся с инфекцией, но не выдержал напора смертельного вируса. 18 ноября 1827 года Гауф, которому было всего 24 года, скончался в собственной постели в Штутгарте. Причиной смерти сказочника, предположительно, стал брюшной тиф.

Учеба в университете

Обучался будущий сказочник на факультете теологии и философия. Естественно, молодой человек не стремился стать пастором. Не отличался он особым смирением, а всегда был в душе забиякой, мятежником. Он даже организовал орден «факелоносцев», надевал несколько экстравагантные красные штаны и даже не преминул перекрасить ноги святому Георгию (то есть его статуи). Причиной же, по которой Вильгельм Гауф выбрал именно это направление учебы, была стара как свет — бедность. Полноценное образование в семье будущего писателя могли позволить только одному ребенку. Им оказался не Вильгельм, а его старший брат. И только учеба на теологическом факультете в те времена предполагала стипендию.

Произведения

Сказки

  • Märchen-Almanach auf das Jahr 1826 für Söhne und Töchter gebildeter Stände (Альманах сказок на 1826 год для сыновей и дочерей знатных сословий):
    • Märchen als Almanach (История в роли альманаха);
    • Die Karawane (Караван);
    • Die Geschichte vom Kalif Storch (История о калифе-аисте);
    • Die Geschichte von dem Gespensterschiff (История о корабле-призраке);
    • Die Geschichte von der abgehauenen Hand (История об отрубленной руке);
    • Die Errettung Fatmes (Спасение Фатимы);
    • Die Geschichte vom kleinen Muck (История о маленьком Муке);
    • Das Märchen vom falschen Prinzen (История о мнимом принце).
  • Märchen-Almanach auf das Jahr 1827 für Söhne und Töchter gebildeter Stände (Альманах сказок на 1827 год для сыновей и дочерей знатных сословий):
    • Der Scheik von Alessandria und seine Sklaven (Александрийский шейх и его невольники);
    • Der Zwerg Nase (Карлик Нос);
    • Abner, der Jude, der nichts gesehen hat (Абнер, еврей, который ничего не видел);
    • Der Affe als Mensch («Молодой англичанин» (букв. «Как обезьяну принимали за человека»));
    • Die Geschichte Almansors (История Альмансора).
  • Märchen-Almanach auf das Jahr 1828 für Söhne und Töchter gebildeter Stände (Альманах сказок на 1828 год для сыновей и дочерей знатных сословий)
    • Das Wirtshaus im Spessart (Трактир в Шпессарте);
    • Die Sage vom Hirschgulden (Рассказ о гульдене с оленем);
    • Das kalte Herz (Холодное сердце);
    • Saids Schicksale (Приключения Саида);
    • Die Höhle von Steenfoll — Eine schottländische Sage (Пещера Стинфолла. Шотландская сага).

Сатирические произведения

  • Der Mann im Mond oder Der Zug des Herzens ist des Schicksals Stimme (Человек с Луны, или поезд сердца, голос судьбы);
  • Mittheilungen aus den Memoiren des Satan (Странички мемуаров сатаны)
  • Controvers-Predigt über H. Clauren und den Mann im Mond (Спорная проповедь Г. Клорена о «Человеке с Луны»)

Рассказы

  • Othello
    («Отелло») (1826)
  • Die Sängerin
    («Певица») (1826)
  • Die Bettlerin von Pont des Arts
    («Нищенка с Pont des Arts») (1827)
  • Jud Süß
    («Еврей Зюсс») (1827)
  • Die letzten Ritter von Marienburg
    («Последний Мариенбургский рыцарь»)
  • Das Bild des Kaisers
    («Образ императора»)
  • Phantasien im Bremer Ratskeller, ein Herbstgeschenk für Freunde des Weines
    («Фантасмагории в Бременском винном погребке. Осенний подарок для любителей вина») (1827)
  • Die Bücher und die Lesewelt
    («Книги и мир чтения»)
  • Freie Stunden am Fenster
    («Бесплатные часы у окна»)
  • Der ästhetische Klub
    («Эстетический клуб»)
  • Ein Paar Reisestunden
    («Пара часов пути»)

, — 18 ноября , там же) — немецкий писатель и новеллист, представитель направления бидермейер в литературе.

Мемуары Вильгельма Гауфа

В двадцать пять лет он уже пишет мемуары! Наконец появляются его последние новеллы «Певица», «Еврей Зюсс», «Последние рыцари Мариенбурга» и «Портрет императора». Работоспособность его удивительна. Он не считает серьезной работой множество статей и рецензий в газетах и еженедельниках. Он планирует произведения, к сожалению, оставшиеся только в черновиках. Среди его планов роман из эпохи освободительных войн против Наполеона и оперное либретто.

Современный исследователь творчества Гауфа справедливо подводит итоги этой молниеносной жизни: «Сейчас даже трудно представить себе, что все произведения Гауфа были созданы меньше чем за три года. И созданы очень молодым человеком, не успевшим приобрести ни жизненного опыта, ни мастерства. Но при всех легко различимых недостатках они – создания по-своему новаторские, в них угадываются идеи и формы новой эпохи».

P.S. Сказки, то сказками. Но в первую очередь охота задать пару вопросов: какая художественная ценность у этих сказок? Которые по сути, не сказки, а глупые истории написанные дурным языком. Вы сравните, как они выглядят рядом с другими известными детскими сказками Да, именно: «С Карслоном», «Винни-Пухом» и другими. Ну что, надеюсь начало приходить понимание всей этой дутой, «великой» немецкой сказки, как нам пускают пыль в глаза навязывают чтиво для взрослых «бум-бумов», в виде детской сказки.

Но с другой стороны: спасение утопающих, дело самих утопающих. Поэтому вы сами себе должны честно ответить на вопрос «Нужно ли вам это читать?» Про детей речи нет, это не детское. Лично я не читал все эти сказки, и не собираюсь этого делать. Я знаю секрет, если в литературе на что говорят, что это «очень великое и непревзойденное», то это 100% будет невнятная графомания. Только, прошу вас понять правильно, это не оценка Гауфу и его сказкам, вывод о его сказках, я оставляю это право лично вам, сделать это, кто будет его читать.

Феномен Гауфа

Как же объяснить, что ничем не связанные, происходящие в разное время и в разных странах творения Гауфа заняли такое заметное место в сказочной литературе мира? Ответов можно много найти, но в первую очередь это все пропаганда, вот от чего надо отталкватся в таких суждениях.

В жизни Гауфа, так же как в его сказках, обычное и необычное, простое и сложное соединяются в неожиданно остром скрещении. В ней не было никаких исключительных событий, но стремительность его существования и его полнота сами по себе были событием. Ни бурных страстей, км борьбы с современниками, ни поисков смысла жизни, подчас характерных для истинного таланта. Он прожил всего 25 лет (1802–1827), но не потерял даром ни часа. Он был стройный, красивый, с темно-синими глазами на бледном лице, веселый, остроумный, общительный, скромный, добрый.

Вильгельм Гауф был руководителем буршей в Тюбингене. Все любили его за красноречие и остроумие. Ни одно из студенческих развлечений не обходилось без его участия: дальние экскурсии, загородные прогулки, катание на санках, танцевальные вечера, дружеские застолья, ночные серенады. Неистощимый выдумщик, он затевает проказы, которые никому не приходят в голову, кроме него. Члены его компании называли себя «факелоносцами» и носили красные штаны.

Это дало повод Гауфу однажды ночью выкрасить красной краской ноги каменной статуи св. Георгия, водруженной на высокой скале над Тюбингеном. Вспоминая свою тогдашнюю жизнь, он говорит о ней в новелле «Фантасмагории в бременском винном погребке»: «…ты и возвышенная, благородная, ты и грубая, варварская, и милая, и беспорядочная, и мелодичная, и отталкивающая, и все же такая приятная и живительная!» Правда, увлечение этой жизнью длилось недолго. Это была ранняя юность, а развитие его как творческой личности проходило со стремительной быстротой. Неожиданно, но в первом своем опубликованном произведении «Извлечения из мемуаров Сатаны» он подсмеивается над буршами, затеи которых не имеют ничего общего с политической жизнью Германии, хотя они часами болтают в пивной о народности и свободе.

НАВЕЧНО МОЛОДОЙ

Альманах Вильгельм Гауф выпускает под собственным именем. А предшествовал этому скандал. Анонимно издав первую часть романа «Странички мемуаров сатаны», еще один свой роман – «Человек с Луны» – Гауф издает под именем популярного в то время автора легковесных бестселлеров X. Клаурена. Привлеченная именем модного писателя, публика стала расхватывать творение Гауфа, как горячие пирожки, однако вскоре обман был раскрыт, и двадцатитрехлетнего мистификатора оштрафовали по суду на 50 талеров.

Сразу вслед за сборником сказок, в апреле 1826 года, в свет вышел исторический роман молодого писателя – «Лихтенштейн». Он сразу полюбился немецким читателям – захватывающий сюжет, где приключения окутаны рыцарской романтикой, а в исторические реалии XVI века вплетается магия… Да и писательское мастерство Гауфа мало кого оставляло равнодушным. Это был успех!

Теперь Гауф мог позволить себе с головой погрузиться в литературную деятельность. В январе 1827 года он становится редактором престижной штутгартской газеты и вообще очень много работает: пишет рассказы, статьи, эссе, готовит к изданию второй и третий альманахи сказок.

Детство и юность

Вильгельм Гауф родился в Германии 29 ноября 1802 года. Семья жила в Штутгарте и занимала видное социальное и общественное положение. Отец будущего писателя, Август Фридрих, пошел по стопам предков, высокопоставленных государственных деятелей, и занимал конторскую должность в Министерстве иностранных дел. Мать, которую звали Ядвига Вильгельмина Эльзессер, была родовитой дворянкой из Эльзаса, исторической области Франции, которая с 17 века считалась предметом войн и политических конфликтов.

Памятник Вильгельму Гауфу

Раннее детство Вильгельм провел в компании троих братьев и сестер, а также кузины по имени Луиза. Когда мальчику исполнилось 7 лет, Август Фридрих неожиданно ушел из жизни, и Ядвига перевезла детей в имение собственного отца, находившееся в Тюбингене и славившееся высоким уровнем образования и большим выбором учебных заведений. Новый город, отличавшийся романтической обстановкой, очаровал мальчика и отразился на его мировоззрении.

До того, как пойти в школу, Гауф научился читать, он подолгу сидел за книгами классиков мировой литературы, в изобилии имевшимися в старинной библиотеке, принадлежавшей деду. Особое влияние на мальчика оказали приключенческие романы всемирно известного шотландского прозаика Вальтера Скотта и волшебные сказки немецких фольклористов Якоба и Вильгельма Гриммов.

Вильгельм Гауф в молодости

Книжные сюжеты глубоко проникли в сердце впечатлительного ребенка и, смешавшись с его собственными фантазиями, стали основой первых сказок, рассказанных перед сном младшим братьям и сестрам. Когда пришло время задуматься о будущем, мать отправила юного Гауфа учиться в церковную школу при монастыре, надеясь, что потомок знатной семьи со временем станет священником и впишет новую страницу в историю достопочтенной фамилии.

Вильгельм был послушным подростком и, подчинившись воле родительницы, окончил учебное заведение и поступил в старейший университет Тюбинга на факультет философии и теологии. Будучи прилежным студентом, Вильгельм в совершенстве овладел теорией, но до практики дело не дошло, и молодой доктор богословских наук вместо церковной рясы надел форму преподавателя, устроившись репетитором в семью барона Эрнста Югена фон Хёгеля.

Портрет Вильгельма Гауфа

Незадолго до этого, в 1824 году, Гауф анонимно опубликовал поэтический сборник под названием «Военные и народные песни», содержавший фольклорные произведения немецких романтиков и 2 стихотворения собственного сочинения. Молодой человек тянулся к литературе, но стесненность в средствах заставила его продолжить карьеру учителя в доме богатого аристократа.

Воспитывая детей фон Хёгеля, Вильгельм получил возможность посмотреть мир. Он побывал в нескольких городах Германии, включая родину братьев Гримм, Кассель, а затем посетил Францию и Бельгию и ознакомился с достопримечательностями столиц. Полученные впечатления Гауф облек в литературную форму и, дополнив сказочными сюжетами, опубликовал 8 волшебных рассказов в “Альманахе” для детей из знатных сословий 1826 года.

Ранние годы

Вильгельм родился в немецком Штутгарте, его отец занимал должность секретаря в министерстве международных отношений. В семье было четверо детей, он являлся вторым по старшинству. В 1809 году умер глава семейства, которого обвинили в мятеже и заточили в тюрьму. Мать с детьми перебралась в свой родительский дом в Тюбингене.

Дед Гауфа имел в своем замке большую библиотеку, и мальчик проводил в ней много времени, обучаясь самостоятельно. Отличался развитыми умственными способностями и богатым воображением. Бедная семья не могла дать образование Вильгельму, так как уже платила за обучение его старшего брата. Проучившись два года в школе при монастыре, он продолжил образование в городском университете, где платили стипендию и откуда он вышел доктором философии и теологии.

Несмотря на свой ум и происхождение, Гауф не стремился занять место в высшем обществе, обладать какими-либо титулами. После университета Вильгельм работал репетитором в семействе генерала, министра обороны барона фон Хегеля. Вместе с этой семьей он много путешествовал по Германии и Франции. Вильгельм стал для генеральских детей не просто учителем, а настоящим наставником. Именно для них Гауф написал свои первые «волшебные сказки», опубликованные по настоянию баронессы в Альманахе сказок в 1826 году.

В сборник вошли знаменитые сказки «Маленький Мук», «Холодное сердце», «Калиф-аист» и др. Произведения Гауфа моментально становились популярными везде, где понимали немецкий язык. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.

Музей сказок Гауфа (Байрсброн, Германия)

Биография писателя Вильгельма Гауфа

Гауф родился 29 января 1802 года в Тюбингене, Германия. Его отец был теологом и преподавателем, поэтому в семье всегда ценились знания и образование. Вильгельм сам начал писать стихи и рассказы в детстве.

В 18 лет Гауф поступил в Университет Тюбингена, где изучал философию и теологию. Однако, его настоящая страсть была литература. В это время Гауф начал публиковать свои стихи и рассказы в литературных журналах.

В 1820-х годах Гауф стал известен своими сказками. Он создал множество чарующих историй, в которых сочеталась магия, приключения и философские размышления. Сказки Гауфа подарили миру таких персонажей, как Маленький Мук, Карлсон-на-крыше и многих других.

Однако, к печали всех поклонников его таланта, жизнь Вильгельма Гауфа окончилась довольно рано. Он умер 18 ноября 1827 года в возрасте всего 25 лет. Несмотря на короткую жизнь, его творчество оказало огромное влияние на немецкую литературу и стало классикой мировой детской литературы.

РАЗУМ И ЧУВСТВА

Тюбинген, куда под крыло отца перебралась вместе с детьми бедная вдова Гауф, был славным университетским городом, где витал дух книжной премудрости – философии и поэзии. Не обошел он стороной и дом деда Вильгельма: там была собрана богатейшая библиотека, манившая мальчика: «Нам с тобой четырнадцать лет, о душа! Но как все изменилось за этот короткий срок! Детские игры, солдатики и всякий прочий хлам далеко позади, и мы с тобой, как мне вспоминается, читаем запоем. Теперь мы уже добрались до Гете и Шиллера, мы глотаем их, хоть и не все нам понятно. Или это не так? Нам с тобой уже все понятно?» К сожалению, стесненные обстоятельства не дали юному Гауфу простора для выбора при поступлении в знаменитый Тюбингенский университет – государственного вспомоществования заслуживало, на взгляд чиновников от культуры, лишь религиозное образование. И Вильгельму приходится изучать теологию.

Но последующие события показали, насколько юноша был далек от мысли посвятить себя церковной карьере – едва покинув университетскую скамью со степенью доктора философии и теологии, Гауф пробует себя на литературном поприще (правда, пока анонимно): публикует два своих стихотворения в антологии стихов «Военные и народные песни».

Увы, денег занятия литературой не приносят, и Гауфу приходится поступить на место гувернера при детях барона Эрнста Югена фон Хегеля. Гувернер из него вышел необычный: вскоре дети барона, а потом и остальные домочадцы были вовлечены в мир его фантазий – Гауф стал сочинять для воспитанников чудеснейшие истории, полные волшебства, захватывающих путешествий, увлекательных приключений, таинственных событий. Так родился его первый сборник, опубликованный в ноябре 1825 года под названием «Альманах сказок на 1826 год для сыновей и дочерей образованных сословий».

Волшебные сказки

Если вы ничего не знаете об этом немецком сказочнике, то при упоминании о нем вы, скорее всего, представите доброго седого дедушку, который курит возле камина свою любимую трубку и сочиняет, глядя на огонь, свои волшебные небылицы. Однако, это ошибочное представление. Вильгельм Гауф был молодым сказочником. Когда он умер ему не было и двадцати пяти лет. Жизнь у него была короткая, но яркая. Он редко сидел в одиночестве, имел много знакомых и обожал проводить время в шумной компании среди своих друзей.

За этим занятие немецкий сказочник любил выпит что-нибудь покрепче. В компании бывало затевал разные авантюры и нередко подговаривал на них своих друзей. Вообще, среди его круга общения был культ спиртного. Впоследствии он посвятил свое произведение “Фантасмагории в Бременском винном погребке” спиртным напиткам и их духу.

Глядя на его бурную жизнь трудно понять, почему молодой писатель начал сочинять свои сказки. Возможно, они позволяли окунуться в другой мир, отличный от реального, и там найти отдушину, какой-то новый смысл жизни. Сказки Гауфа очень похожи по духу на реальную жизнь. В них также много несправедливости, преодоления трудностей, обмана и плохих людей. Конец в них довольно часто хоть и счастливый, но не совсем. Немецкий сказочник дает понять, что не всегда все хорошо кончается, что неминуемы потери, даже если жизнь наладилась после череды трудностей.

Конечно, начинать знакомиться с его сказками лучше в детстве. Ребенком ты полностью погружаешься в созданный им мир, веришь ему и проживаешь вместе с героями их приключения. Сказки этого немецкого писателя помогут ребенку лучше понять мир, вовремя узнать, что он может быть опасным, но при этом он всегда прекрасен. Вот и я узнал кто такой Вильгельм Гауф еще в детстве.

Мое знакомство с писателем

Давным-давно в середине девяностых я был маленьким мальчиком шести лет и ходил в дневную группу детского сада. Весь будний день я проводил там. Однажды в выходные дни мы с родителями гуляли и случайно забрели в книжный магазин. После беглого осмотра полок с книгами мой взгляд упал на одну, с необычной обложкой в виде лежащего великана. Вокруг него и по нему ходили и ползали маленькие человечки. Называлась она «Путешествия Гулливера» автора Джонатана Свифта.

Книга “Путешествия Гулливера”

Меня сразу привлекла эта книга, а точнее эта картинка. Я начал просить купить ее. После небольших уговоров просьба была выполнена, и я со счастливым видом пошел с родителями домой.

С тех пор после ужина я усаживался поудобнее и читал эту книгу. Вскоре я узнал для себя две вещи. Первое, что роман «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта для меня, шестилетнего ребенка, не самое интересное чтиво. Второе, что в конце этой книги были три сказки В. Гауфа. Тогда это имя мне ни о чем не говорило. После нескольких попыток чтения «Гулливера» я перешел сразу на произведения будущего любимого писателя. Это были «Маленький Мук», «Карлик нос» и «Холодное сердце». С каждой страницей я все больше погружался в волшебные миры и мне становилось все страшнее и интересней. Это были мрачные и жуткие сказки.

Самые знаменитые сказки Гауфа

Если взять самые известные, то их 3:

  • «Маленький мук» — это история о карлике-уроде. Как он остался один, потеряв всю семью, как родня выкинула его, и как он пошел странствовать, встречая на пути зло и несправедливость. В конце герой окончательно разуверился в людях, стал отшельником и жил один в своем доме и почти никому не показывался.
  • «Карлик нос» — история Вильгельма Гауфа о красивом мальчике, который волею судьбы был превращен злой колдуньей в страшного жалкого уродца. Несколько лет он пробыл рабом в странном виде в доме этой злой колдуньи, даже не понимаю своего положения. После того, как ему удалось сбежать ни мать, ни отец не его узнали. Карлик стал странствовать, встречая несправедливость на своем пути.
  • «Храброе сердце» — история о бедном угольщике, у которого жизнь настолько скучна и бесперспективна, что ему хочется удавиться. Герой решает попытать счастье у страшных духов в лесу. В итоге случилось так, что он стал человеком без чувств и эмоций. Ничего его не радовало, у него не было сердца в буквальном смысле. Он мог запросто убить человека.

Все эти истории для маленького впечатлительного ребенка могут быть страшноватыми, и после них могут сниться кошмары. При этом, эти три сказки Вильгельма самые детские из всех. В других же историях частенько встречаются призраки, случаются убийства, происходит насилие. Несмотря на это, основное его творчество поучительно и вполне подходит для не самых маленьких детей. Большинство волшебных сказок из альманахов писателя представляют собой стилизацию под арабские истории. Они очень похожи на знаменитый сборник “Тысяча и одна ночь”.

Армия поклонников

При жизни Гауфу не суждено было искупаться в лучах славы. Однако «Сборник волшебных сказок», опубликованный в 1830 году, стал невероятно популярным. Причем спустя всего лишь 3 года после смерти автора. Он и обеспечил Гауфу народную любовь и признание посмертно.

Сюжеты и герои его сказок зажили собственной жизнью, став основой для многочисленных литературных подражаний, инсценировок и кино- постановок. Они ушли в «свободное плавание», кардинальным образом меняя привычный ход вещей.

Литературное наследие Гауфа заключено в трех альманахах сказок, один из которых был выпущен женой автора после его смерти, нескольких романах и поэмах. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки проникнуты духом Востока, но в то же время лишены обычной восточной мишуры. Это один из немногих авторов, которые умели сделать из заурядных легенд о привидениях и бедняках, наказывающих злых богачей, волшебные, яркие, запоминающиеся шедевры, которые интересно читать и по сей день как детям, так и взрослым. И хотя литературное наследие Гауфа не очень велико, его произведения, в первую очередь сказки, навсегда вошли в золотой фонд мировой литературы.

Гауф был далек от военных дел. Однако свою армию он все же имел — армию поклонников его удивительных сказок, которая не убывает по сей день.

Сказки Гауфа антология

Где только не рассказывают герои Вильгельма Гауфа сказки, легенды и предания, где только не происходят с ними необыкновенные истории: в пустыне на пути к Каиру, в самом Каире, в Александрии и Багдаде, в Германии и дремучем Шпессартском лесу, в Шотландии, во Франции в Париже, в Голландии, на море и на суше. И нельзя сказать, что эти истории тесно связаны друг с другом. Они далеки друг от друга. Они происходят в одних местах, а могут происходить и в других. Время действия условно. Это странно, но некоторые герои могут даже поменяться местами.

Более того: мотивы, которые сопутствуют возникновению этих историй, достаточно условны. Они могут даже отсутствовать, это ничего не меняет. Для того чтобы была рассказана очередная сказка или новелла, автор не ищет серьезного повода. Необходимо лишь одно условие – время. Без собеседника, разумеется, не обойтись. Время и собеседник – этого для Гауфа вполне достаточно.

Одна история сменяется другой, при этом возникает иллюзия, что она продолжает предыдущую, как бы вложена в нее, а та, что вложена, содержит в себе третью. Казалось бы, эффект знаменитой русской матрешки не имеет ничего общего с повествовательной манерой известного немецкого сказочника, но, если вдуматься, сходство нетрудно обнаружить: вот первая матрешка, оказывается, внутри нее – другая, затем – третья; казалось бы, вот и все, ан нет – появляется еще и еще, – матрешки, уменьшаясь в размерах, вложены одна в другую.

«Мораль сей басни такова…»

Наряду с художественными особенностями сказок Гауфа нельзя не отметить их большое воспитательное значение. Один из главных посылов его прозы — необходимости толерантно относится к другим людям, пусть они даже кажутся смешными или странными. Любая грубость в их адрес чревата последствиями. Ведь не зря все злоключения главного героя из «Карлика Носа» случились тогда, когда он оскорбил ведьму. Однако, сам побывав в шкуре уродца, мальчик сумел стать лучше, благожелательней. Другой важный посыл заключен в сказке «Холодное сердце». Пусть Стеклянный человечек одарил Петера Мунка практически неиссякаемым богатством, последнему это так и не принесло радости. «Не в деньгах счастье» — несколько затертую истину Гауф донес в оригинальной художественной форме.

Немецкий сказочник Вильгельм Гауф появился на свет 29 ноября 1802 года. Родился он в Штутгарте. Его отец служил в министерстве иностранных дел секретарем. В 1809 году отца не стало. Семья Вильгельма перебралась в Тюбинген. Все детство Гауфа прошло в доме его деда, отца матери. Первое образование он получал дома: в распоряжении мальчика были многочисленные произведения классиков литературы.

В 1818 году Гауф приступает к учебе в школе при монастыре, а через два года становится студентом университета в Тюбингене. Здесь он провел следующие четыре года своей жизни. По окончании университета Вильгельм получил заветный диплом доктора теологии.

Имея диплом университета, Гауф устраивается работать репетитором в знатную семью, к министру обороны Эрнсту фон Хёгелю. Вместе с семьей генерала Гауф смог совершить путешествие по Европе. Он посетил Францию, ближе познакомился с севером Германии. Путь Гауфа лежал через многие города, он повидал Париж, Антверпен, Брюссель, Бремен, Лейпциг, Дрезден.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: