Виды современных образовательных технологий в ДОУ
Современные образовательные технологии, применяемые в ДОУ весьма обширны, наиболее популярными являются:
Здоровьесберегающие технологии – направлены на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, а также формирования у них навыков и потребностей в ЗОЖ.
В рамках ДОУ организуются в виде самостоятельных занятий (физической или музыкальной культуры), а также в режимные моменты (физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастика и т.д.).
За правильностью организации здоровьесберегающих технологий следит воспитатель, педагог по физическому воспитанию, медицинский работник и психолог ДОУ.
Технологии проектной деятельности – направлены на обогащение и общее развитие социального и личностного опыта каждого воспитанника, посредством включения в межличностное взаимодействие.
Реализуется через организацию различных проектов – игровых, экскурсионных, конструктивных, повествовательных и т.д. Вид проекта зависит от возраста воспитанников.
Технологии исследовательской деятельности – направлены на формирование у воспитанников ключевых компетенций, а также способности к исследовательскому типу мышления.
Наиболее эффективны исследовательские технологии в сочетании с ТРИЗ-технологиями. Организуются в виде опытов, путешествий по картам, коллекционирования, «исторические» путешествия и т.д.
Информационно-коммуникационные технологии – являются наиболее актуальными и востребованными технологиями в ДОУ. Это связано с рядом факторов:
- требования современного общества, к будущим членам, которые должны обладать информационно-коммуникационные навыками, быстро ориентироваться в современном компьютерном пространстве;
- красочная и удобная подача материала.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют воспитать человека, идущего в ногу со временем.
Личностно-ориентированные технологии – ставят в центр образовательного процесса личность ребенка, его возможности и потребности в обучении, создание и обеспечение каждому воспитаннику комфортных условий развития, на основании природного его природного потенциала.
Личностно-ориентированные технологии позволяют ребенку развиваться в соответствии с его индивидуальными особенностями. Однако, в рамках современных ДОУ, организация данной технологии не всегда возможна.
Технология портфолио. Портфолио воспитанников – «копилка» личных достижений ребенка в различных видах деятельности.
Портфолио выполняет следующие функции:
- диагностика образовательных изменений;
- содержание деятельности ребенка;
- рейтинг и диапазон умений и навыков ребенка.
Портфолио педагога – «копилка» профессиональных достижений педагога в воспитательно-образовательной деятельности.
По сути портфолио педагога – это его досье, в котором отражены достижения и результаты его профессиональной деятельности. Портфолио может выступать в качестве своеобразной оценки работы педагога.
Игровая технология – охватывает определенную часть образовательного процесса, с целью повышения ее эффективности и познавательности. Педагогом могут быть использованы различные игры, направленные на формирование и развитие у воспитанников разнообразных умений и навыков.
Технология «ТРИЗ» — (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет обучать и воспитывать детей в атмосфере творчества.
Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основные современные образовательные технологии
В число базовых современных образовательных технологий включены следующие:
Здоровьесберегающие. Здоровье детей – это основная цель, которая стоит перед воспитателями и педагогами. Она включает в себя развитие у ребенка навыков и умений по соблюдению здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии внедряются на всех уровнях – физическом, психологическом, информационном. Построение такой технологии зависит от типа ДОУ, условий и длительности пребывания в нем детей, программы и профессионального уровня воспитателя, состояния здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие технологии, использующиеся в работе ДОУ, делятся на следующие категории:
- Медицинская профилактика.
- Оздоровительная физкультура.
- Социально-психологическое благополучие.
- Сохранение и укрепление здоровья педагогического состава.
- Образование (обучение правилам сохранения здоровья).
- Здоровый образ жизни.
- Развивающая сенсорная среда.
Технологии проектной деятельности. Она ставит перед собой цели развития межличностных взаимодействий между воспитанниками, которые достигаются путем использования различных видов проектов:
- Игровые.
- Экскурсионные.
- Повествовательные.
- Конструктивные.
Существует огромное количество проектов, которые делятся по различным принципам: по используемому методу, содержанию, типу включения воспитанника в проект, контактам, числу участников, длительности.
- Технология исследовательской деятельности. Они поддерживают и развивают у детей желание и стремление исследовать окружающий мир всеми доступными им методами и способами.
- Информационно-коммуникационные. Современные дети растут в совершенно ином мире, чем их родители. Именно поэтому в обучение требуется вводить не только инновационные методы обучения и воспитания, но и проводить их с использованием достижений современной науки и техники, включая компьютеры и различные электронные устройства.
- Технологии, ориентированные на развитие личности. Ребенку должно предоставляться достаточно времени для игры.
- Портфолио дошкольника и воспитателя. Это способ создания своеобразного документа, свидетельствующего о достижениях как воспитанника, так и его воспитателя.
- Игровая технология и многие другие. Обучение в процессе игры является наиболее естественным и понятным для ребенка, именно поэтому в этот процесс необходимо органично вписывать все виды используемых воспитательных и образовательных методик.
Продуктивное использование новых образовательных технологий у воспитателя означает значительное увеличение качества образования и воспитания у дошкольников, более современный подход к ним, соответствие постоянно меняющимся требованиям к уровню педагогического процесса.
Сочетание программ и технологий
В образовании дошкольников самые большие результаты показывает комплексное использование и интегрирование в разных вариантах всех современных технологий и программ. Опытные преподаватели и воспитатели знают эту особенность, поэтому стараются максимально сочетать их в своей преподавательской деятельности.
Разные подходы совмещаются в одном типе заданий, что позволяет не только быстрее обрести знания и закрепит навыки, но и удерживать внимание воспитанника на протяжении необходимого времени, что обычно создаёт проблему в занятиях с дошкольниками
Это направление считается самым перспективным во всём мире, поскольку неоднократно подтвердило свою эффективность практическими опытами. К тому же, при данном подходе риск «выпадения» отдельных воспитанников с индивидуальными требованиями из общего образовательного процесса сводится к минимуму.
Современные педагогические технологии
Современные педагогические технологии
Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень.
В дошкольном образовании могут использоваться
следующие технологии:
— здоровьесберегающие педагогические технологии (Н. Н. Ефименко);
— технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (И. С. Якиманская);
— технология исследовательской деятельности;
— технологии портфолио дошкольника и педагога;
— информационно-коммуникационные технологии;
— технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения);
— игровые технологии (к примеру, технология ТРИЗ 10 (Г. С. Альтшуллер, А. М. Страунинг), направленная на развитие творческих способностей);
— технология проблемного обучения (Дж. Дьюи);
— технология проектной деятельности (Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина) и др..
Современные педагогические технологии белорусских авторов в дошкольном образовании
- Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»
- Глазырина Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»
- Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»
- Дубинина Д.Н. «Теория процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»
- Житко И.В. «Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников»
- Петрикевич А.А. «Технология процесса воспитания гуманного отношения к природе»
- Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»
- Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников»
- Ходонович Л.С. «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»
- Шебеко Н.В. «Педагогическая технология развития творчества дошкольников к двигательной деятельности»
В основе технологий белорусских учёных лежит культурологический и связанный с ним личностно-ориентированный подходы, согласно которым средой развития и воспитания ребенка выступает культура. Каждая из технологий ориентирована на обогащение имеющегося жизненного опыта ребенка и формирование у него опыта творческой деятельности как основополагающего и главного элемента совокупного социального опыта, на который могут опираться другие его элементы (знания, умения, отношение к миру), воспитание стремления к самостоятельному решению проблем в процессе познания мира посредством активного диалога со взрослым (в отличие от механического усвоения), на создание возможностей для ребенка занимать не просто активную, но и инициативную позицию. За воспитанником в технологиях сохраняется право на здоровье, допущение и исправление ошибки самому, вместе со сверстником и педагогом.
Общими принципами технологий белорусских учёных являются: принцип эмоционального отношения (технологии И. В. Житко, Н. С. Старжинской, В. А. Шишкиной); эмоционального сопереживания (технология Л. С. Ходонович); творческой направленности, творческого взаимодействия, ненасильственного воспитания (Р. Р. Косенюк).
свернуть
Структура образовательной технологии
Образовательные технологии имеют конкретную структуру:
- Концептуальная часть – представлена конкретной концепцией или научной базой, в основе которой заложены определенные педагогические идеи, являющиеся фундаментом технологии.
- Содержательная часть – представлена общими и конкретными образовательными целями, содержанием и наполнением образовательной технологии.
- Процессуальная часть – включает в себя комплекс методов, средств и форм образовательной деятельности воспитанников, а также методы и формы деятельности педагога, направленные на организацию и управление педагогическим процессом, а также на диагностику качества усвоения материала.
В настоящее время образовательные технологии в ДОУ приобретают все большую популярность, так как позволяют организовать эффективное взаимодействие между воспитателем и воспитанниками, а также достичь высоких образовательных результатов.
Как воспитатель должен разговаривать с родителями?
Как построить диалог с родителями — Чем больше открытого общения происходит между воспитателем и родителями, тем меньше конфликтов будет в процессе работы. Не торопитесь высказывать свое мнение и давать советы. Внимательно выслушайте родителя, постарайтесь понять его проблему и покажите, что вы тоже хотите ее решить.
Как должен вести себя воспитатель Если ребенок плачет?
Почему дети плачут в детском саду — Дети в индивидуальном порядке привыкают к садику. В основном скорость адаптации зависит от возраста и здоровья ребенка, от степени привязанности к маме и от опыта общения с детьми и взрослыми. На основе этих особенностей выделим основные причины, почему дети плачут в садике.
Рядом нет мамы Маленькие дети еще сильно привязаны к маме. С самого рождения мама для ребенка — это безопасность, тепло и еда. В ходе эволюции выживали только те дети, которые не отпускали своих мам далеко. Поэтому теперь состояние детей сильно зависит от присутствия и любви матери. Да, ребенок уже может отдаляться от мамы в знакомой безопасной обстановке и чувствовать себя комфортно.
Но когда его отдают в руки чужих людей, а мама скрывается за незнакомой дверью, ребенок может чувствовать себя одиноко и испытывать стресс. Он начинает плакать и отстраняться от воспитателя
При разлуке с мамой должен появиться взрослый, который на время заменит ее и даст малышу внимание и поддержку
- Этим человеком должен стать воспитатель.
- Речь не о том, чтобы завоевать любовь на уровне матери, а о том, чтобы установить с ребенком доверительную связь.
- Детям нужен веселый и в то же время сочувствующий взрослый, который умеет эмоционально и физически поддержать.
- Малыш должен чувствовать, что воспитатель о нем позаботится, придет на помощь и разделит с ним его чувства.
Как помочь ребенку? 1. В первый же день знакомства постарайтесь установить контакт с ребенком. Ласково разговаривайте с ним, предлагайте игрушки, поглаживайте, проявляйте заботу и помогайте в случае необходимости. Но если ребенок не принимает воспитателя и реагирует негативно, значит ему нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новому человеку.2.
Оставьте на некоторое время маму в группе. Когда она рядом, ребенок успокаивается. Но задача мамы не только успокоить свое дитя, но и расположить его к воспитателю. Для этого ей следует говорить, например: «Смотри, какая добрая и хорошая тетя, она очень любит детей, играет с ними».3. Некоторые особенности воспитателя могут замедлить привыкание ребенка к нему.
Например, высокий рост, громкий голос, резкие движения или напряженность. Постарайтесь минимизировать свое влияние на детей. Чаще присаживайтесь, чтобы оказаться на уровне ребенка, следите за громкостью голоса.4. Дети чувствуют, что вы напряжены и это отталкивает.
Ранний отрыв только усилит его страхи и психологические трудности. Вокруг много незнакомых людей Некоторые дети легко вступают в контакт с новыми людьми. Им нравится общаться и играть с посторонними. Но есть дети, которые боятся чужих людей. Они начинают плакать и стараются уединиться, чтобы уменьшить взаимодействие с окружающими.
Что не должен делать воспитатель в детском саду?
Документы, регламентирующие деятельность воспитателя: — должностная инструкция и трудовой договор, В них закреплены обязанности работника; устав образовательного учреждения является сводом правил деятельности учреждения; Федеральный закон « Об образовании » ; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога также отражают обязанности воспитателей; требования СанПиН 2.4.3648-20 закрепляют санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения ; кодекс профессиональной этики педагогических работников содержит принципы и правила поведения работников. Ответственность за детей вне детского сада несут родители. Воспитатель не может контролировать каждого ребёнка от дома до ворот детского сада и наоборот, поэтому это — сфера родительского внимания. В таблице рассмотрим, какие ещё могут возникнуть ситуации и их последствия.
Проблема продуктивного использования современных образовательных технологий в ДОУ
Большинство образовательных технологий и методик требуют многочисленного иллюстративного и познавательного материала, оформления огромного количества документации и отчетов, повышения уровня владения компьютерами среди персонала (для создания простейших презентаций).
Большая занятость воспитателя негативно сказывается на внедрении инновационных технологий в процесс образования
Во многих государственных дошкольных учреждениях не находятся компьютеры для каждого педагога, а также нет достаточного количества дидактических материалов и игр. Из-за высокой занятости воспитателей и других педагогов дошкольного образования, у них не находится времени на поиск и оформление хорошего иллюстративного и познавательного материала для занятий. Поэтому из года в год практикуется использование одних и тех же игр, без особых инноваций.
Компьютерные игры в детском саду
Особенности развивающих технологий дошкольного учреждения
Развивающие технологии в дошкольных учреждениях должны быть мобильными — меняться и адаптироваться под данное время. В данный момент дети охотнее изучают русские сказки с помощью современных технологий (проекторов, интересных презентаций и т. д.), а не садясь в круг, и слушая монотонный голос воспитателя. Но во всем требуется мера, поэтому инновационные технологии основываются на традиционных методах воспитания, улучшенных и дополненных современными исследованиями.
В 21 веке человек обязан быстро усваивать информацию, подстраиваться под меняющийся мир и ежедневно находить в нем свое место, обладать гибкостью мышления и коммуникабельностью. Для продуктивной работы с дошкольниками необходимо анализировать и внедрять современные технологии обучения в педагогический процесс.