Современные технологии в дошкольном образовании

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании | дошкольное образование  | учительский журнал

Виды современных образовательных технологий в ДОУ

Современные образовательные технологии, применяемые в ДОУ весьма обширны, наиболее популярными являются:

Здоровьесберегающие технологии – направлены на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, а также формирования у них навыков и потребностей в ЗОЖ.

В рамках ДОУ организуются в виде самостоятельных занятий (физической или музыкальной культуры), а также в режимные моменты (физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастика и т.д.).

За правильностью организации здоровьесберегающих технологий следит воспитатель, педагог по физическому воспитанию, медицинский работник и психолог ДОУ.

Технологии проектной деятельности – направлены на обогащение и общее развитие социального и личностного опыта каждого воспитанника, посредством включения в межличностное взаимодействие.

Реализуется через организацию различных проектов – игровых, экскурсионных, конструктивных, повествовательных и т.д. Вид проекта зависит от возраста воспитанников.

Технологии исследовательской деятельности – направлены на формирование у воспитанников ключевых компетенций, а также способности к исследовательскому типу мышления.

Наиболее эффективны исследовательские технологии в сочетании с ТРИЗ-технологиями. Организуются в виде опытов, путешествий по картам, коллекционирования, «исторические» путешествия и т.д.

Информационно-коммуникационные технологии – являются наиболее актуальными и востребованными технологиями в ДОУ. Это связано с рядом факторов:

  • требования современного общества, к будущим членам, которые должны обладать информационно-коммуникационные навыками, быстро ориентироваться в современном компьютерном пространстве;
  • красочная и удобная подача материала.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют воспитать человека, идущего в ногу со временем.

Личностно-ориентированные технологии – ставят в центр образовательного процесса личность ребенка, его возможности и потребности в обучении, создание и обеспечение каждому воспитаннику комфортных условий развития, на основании природного его природного потенциала.

Личностно-ориентированные технологии позволяют ребенку развиваться в соответствии с его индивидуальными особенностями. Однако, в рамках современных ДОУ, организация данной технологии не всегда возможна.

Технология портфолио. Портфолио воспитанников – «копилка» личных достижений ребенка в различных видах деятельности.

Портфолио выполняет следующие функции:

  • диагностика образовательных изменений;
  • содержание деятельности ребенка;
  • рейтинг и диапазон умений и навыков ребенка.

Портфолио педагога – «копилка» профессиональных достижений педагога в воспитательно-образовательной деятельности.

По сути портфолио педагога – это его досье, в котором отражены достижения и результаты его профессиональной деятельности. Портфолио может выступать в качестве своеобразной оценки работы педагога.

Игровая технология – охватывает определенную часть образовательного процесса, с целью повышения ее эффективности и познавательности. Педагогом могут быть использованы различные игры, направленные на формирование и развитие у воспитанников разнообразных умений и навыков.

Технология «ТРИЗ» — (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет обучать и воспитывать детей в атмосфере творчества.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основные современные образовательные технологии

В число базовых современных образовательных технологий включены следующие:

Здоровьесберегающие. Здоровье детей – это основная цель, которая стоит перед воспитателями и педагогами. Она включает в себя развитие у ребенка навыков и умений по соблюдению здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии внедряются на всех уровнях – физическом, психологическом, информационном. Построение такой технологии зависит от типа ДОУ, условий и длительности пребывания в нем детей, программы и профессионального уровня воспитателя, состояния здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие технологии, использующиеся в работе ДОУ, делятся на следующие категории:

  1. Медицинская профилактика.
  2. Оздоровительная физкультура.
  3. Социально-психологическое благополучие.
  4. Сохранение и укрепление здоровья педагогического состава.
  5. Образование (обучение правилам сохранения здоровья).
  6. Здоровый образ жизни.
  7. Развивающая сенсорная среда.

Технологии проектной деятельности. Она ставит перед собой цели развития межличностных взаимодействий между воспитанниками, которые достигаются путем использования различных видов проектов:

  1. Игровые.
  2. Экскурсионные.
  3. Повествовательные.
  4. Конструктивные.

Существует огромное количество проектов, которые делятся по различным принципам: по используемому методу, содержанию, типу включения воспитанника в проект, контактам, числу участников, длительности.

  • Технология исследовательской деятельности. Они поддерживают и развивают у детей желание и стремление исследовать окружающий мир всеми доступными им методами и способами.
  • Информационно-коммуникационные. Современные дети растут в совершенно ином мире, чем их родители. Именно поэтому в обучение требуется вводить не только инновационные методы обучения и воспитания, но и проводить их с использованием достижений современной науки и техники, включая компьютеры и различные электронные устройства.
  • Технологии, ориентированные на развитие личности. Ребенку должно предоставляться достаточно времени для игры.
  • Портфолио дошкольника и воспитателя. Это способ создания своеобразного документа, свидетельствующего о достижениях как воспитанника, так и его воспитателя.
  • Игровая технология и многие другие. Обучение в процессе игры является наиболее естественным и понятным для ребенка, именно поэтому в этот процесс необходимо органично вписывать все виды используемых воспитательных и образовательных методик.

Продуктивное использование новых образовательных технологий у воспитателя означает значительное увеличение качества образования и воспитания у дошкольников, более современный подход к ним, соответствие постоянно меняющимся требованиям к уровню педагогического процесса.

Сочетание программ и технологий

В образовании дошкольников самые большие результаты показывает комплексное использование и интегрирование в разных вариантах всех современных технологий и программ. Опытные преподаватели и воспитатели знают эту особенность, поэтому стараются максимально сочетать их в своей преподавательской деятельности.

Разные подходы совмещаются в одном типе заданий, что позволяет не только быстрее обрести знания и закрепит навыки, но и удерживать внимание воспитанника на протяжении необходимого времени, что обычно создаёт проблему в занятиях с дошкольниками

Это направление считается самым перспективным во всём мире, поскольку неоднократно подтвердило свою эффективность практическими опытами. К тому же, при данном подходе риск «выпадения» отдельных воспитанников с индивидуальными требованиями из общего образовательного процесса сводится к минимуму.

Современные педагогические технологии

 Современные педагогические технологии   

    Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.

    Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень.

В дошкольном образовании могут использоваться

следующие технологии:

 — здоровьесберегающие педагогические технологии (Н. Н. Ефименко);

 — технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (И. С. Якиманская);

 — технология исследовательской деятельности;

 — технологии портфолио дошкольника и педагога;

— информационно-коммуникационные технологии;

— технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения);

— игровые технологии (к примеру, технология ТРИЗ 10 (Г. С. Альтшуллер, А. М. Страунинг), направленная на развитие творческих способностей);

 — технология проблемного обучения (Дж. Дьюи);

 — технология проектной деятельности (Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина) и др..

Современные педагогические технологии белорусских авторов в дошкольном образовании

  • Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»
  • Глазырина Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»
  • Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»
  • Дубинина Д.Н. «Теория процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»
  • Житко И.В. «Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников»
  • Петрикевич А.А. «Технология процесса воспитания гуманного отношения к природе»
  • Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»
  • Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников»
  • Ходонович Л.С. «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»
  • Шебеко Н.В. «Педагогическая технология развития творчества дошкольников к двигательной деятельности»

   В основе технологий белорусских учёных лежит культурологический и связанный с ним личностно-ориентированный подходы, согласно которым средой развития и воспитания ребенка выступает культура. Каждая из технологий ориентирована на обогащение имеющегося жизненного опыта ребенка и формирование у него опыта творческой деятельности как основополагающего и главного элемента совокупного социального опыта, на который могут опираться другие его элементы (знания, умения, отношение к миру), воспитание стремления к самостоятельному решению проблем в процессе познания мира посредством активного диалога со взрослым (в отличие от механического усвоения), на создание возможностей для ребенка занимать не просто активную, но и инициативную позицию. За воспитанником в технологиях сохраняется право на здоровье, допущение и исправление ошибки самому, вместе со сверстником и педагогом.

    Общими принципами технологий белорусских учёных являются: принцип эмоционального отношения (технологии И. В. Житко, Н. С. Старжинской, В. А. Шишкиной); эмоционального сопереживания (технология Л. С. Ходонович); творческой направленности, творческого взаимодействия, ненасильственного воспитания (Р. Р. Косенюк). 

свернуть

Структура образовательной технологии

Образовательные технологии имеют конкретную структуру:

  1. Концептуальная часть – представлена конкретной концепцией или научной базой, в основе которой заложены определенные педагогические идеи, являющиеся фундаментом технологии.
  2. Содержательная часть – представлена общими и конкретными образовательными целями, содержанием и наполнением образовательной технологии.
  3. Процессуальная часть – включает в себя комплекс методов, средств и форм образовательной деятельности воспитанников, а также методы и формы деятельности педагога, направленные на организацию и управление педагогическим процессом, а также на диагностику качества усвоения материала.

В настоящее время образовательные технологии в ДОУ приобретают все большую популярность, так как позволяют организовать эффективное взаимодействие между воспитателем и воспитанниками, а также достичь высоких образовательных результатов.

Как воспитатель должен разговаривать с родителями?

Как построить диалог с родителями — Чем больше открытого общения происходит между воспитателем и родителями, тем меньше конфликтов будет в процессе работы. Не торопитесь высказывать свое мнение и давать советы. Внимательно выслушайте родителя, постарайтесь понять его проблему и покажите, что вы тоже хотите ее решить.

Как должен вести себя воспитатель Если ребенок плачет?

Почему дети плачут в детском саду — Дети в индивидуальном порядке привыкают к садику. В основном скорость адаптации зависит от возраста и здоровья ребенка, от степени привязанности к маме и от опыта общения с детьми и взрослыми. На основе этих особенностей выделим основные причины, почему дети плачут в садике.

Рядом нет мамы Маленькие дети еще сильно привязаны к маме. С самого рождения мама для ребенка — это безопасность, тепло и еда. В ходе эволюции выживали только те дети, которые не отпускали своих мам далеко. Поэтому теперь состояние детей сильно зависит от присутствия и любви матери. Да, ребенок уже может отдаляться от мамы в знакомой безопасной обстановке и чувствовать себя комфортно.

Но когда его отдают в руки чужих людей, а мама скрывается за незнакомой дверью, ребенок может чувствовать себя одиноко и испытывать стресс. Он начинает плакать и отстраняться от воспитателя

При разлуке с мамой должен появиться взрослый, который на время заменит ее и даст малышу внимание и поддержку

  • Этим человеком должен стать воспитатель.
  • Речь не о том, чтобы завоевать любовь на уровне матери, а о том, чтобы установить с ребенком доверительную связь.
  • Детям нужен веселый и в то же время сочувствующий взрослый, который умеет эмоционально и физически поддержать.
  • Малыш должен чувствовать, что воспитатель о нем позаботится, придет на помощь и разделит с ним его чувства.

Как помочь ребенку? 1. В первый же день знакомства постарайтесь установить контакт с ребенком. Ласково разговаривайте с ним, предлагайте игрушки, поглаживайте, проявляйте заботу и помогайте в случае необходимости. Но если ребенок не принимает воспитателя и реагирует негативно, значит ему нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новому человеку.2.

Оставьте на некоторое время маму в группе. Когда она рядом, ребенок успокаивается. Но задача мамы не только успокоить свое дитя, но и расположить его к воспитателю. Для этого ей следует говорить, например: «Смотри, какая добрая и хорошая тетя, она очень любит детей, играет с ними».3. Некоторые особенности воспитателя могут замедлить привыкание ребенка к нему.

Например, высокий рост, громкий голос, резкие движения или напряженность. Постарайтесь минимизировать свое влияние на детей. Чаще присаживайтесь, чтобы оказаться на уровне ребенка, следите за громкостью голоса.4. Дети чувствуют, что вы напряжены и это отталкивает.

Ранний отрыв только усилит его страхи и психологические трудности. Вокруг много незнакомых людей Некоторые дети легко вступают в контакт с новыми людьми. Им нравится общаться и играть с посторонними. Но есть дети, которые боятся чужих людей. Они начинают плакать и стараются уединиться, чтобы уменьшить взаимодействие с окружающими.

Что не должен делать воспитатель в детском саду?

Документы, регламентирующие деятельность воспитателя: — должностная инструкция и трудовой договор, В них закреплены обязанности работника; устав образовательного учреждения является сводом правил деятельности учреждения; Федеральный закон «‎ Об образовании » ; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и профессиональный стандарт педагога также отражают обязанности воспитателей; требования СанПиН 2.4.3648-20 закрепляют санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения ; кодекс профессиональной этики педагогических работников содержит принципы и правила поведения работников. Ответственность за детей вне детского сада несут родители. Воспитатель не может контролировать каждого ребёнка от дома до ворот детского сада и наоборот, поэтому это — сфера родительского внимания. В таблице рассмотрим, какие ещё могут возникнуть ситуации и их последствия.

Проблема продуктивного использования современных образовательных технологий в ДОУ

Большинство образовательных технологий и методик требуют многочисленного иллюстративного и познавательного материала, оформления огромного количества документации и отчетов, повышения уровня владения компьютерами среди персонала (для создания простейших презентаций).

Большая занятость воспитателя негативно сказывается на внедрении инновационных технологий в процесс образования

Во многих государственных дошкольных учреждениях не находятся компьютеры для каждого педагога, а также нет достаточного количества дидактических материалов и игр. Из-за высокой занятости воспитателей и других педагогов дошкольного образования, у них не находится времени на поиск и оформление хорошего иллюстративного и познавательного материала для занятий. Поэтому из года в год практикуется использование одних и тех же игр, без особых инноваций.

Компьютерные игры в детском саду

Особенности развивающих технологий дошкольного учреждения

Развивающие технологии в дошкольных учреждениях должны быть мобильными — меняться и адаптироваться под данное время. В данный момент дети охотнее изучают русские сказки с помощью современных технологий (проекторов, интересных презентаций и т. д.), а не садясь в круг, и слушая монотонный голос воспитателя. Но во всем требуется мера, поэтому инновационные технологии основываются на традиционных методах воспитания, улучшенных и дополненных современными исследованиями.

В 21 веке человек обязан быстро усваивать информацию, подстраиваться под меняющийся мир и ежедневно находить в нем свое место, обладать гибкостью мышления и коммуникабельностью. Для продуктивной работы с дошкольниками необходимо анализировать и внедрять современные технологии обучения в педагогический процесс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: