Как работает мозг во время чтения
Чтение — эффективный способ заставить мозг работать.
«Во время чтения мозг создаёт новые связи, рисует образы в зависимости от того, что мы читаем. Он тренируется расшифровывать написанную информацию. Ведь буквы — это символы, которые мозгу нужно раскодировать, понять смысл, идею. Такая дешифровка происходит независимо от того, читаем мы вслух или про себя», — говорит Ольга Зеброва.
Эксперт сравнивает процесс чтения с работой симфонического оркестра: мозгу приходится задействовать сразу несколько отделов. Чтение стимулирует те же нейрологические области мозга, которые работают при получении реального опыта.
«Часто мне задают вопрос: «Слушать книги и читать — это одно и то же?» Приведу исследование Haskins Laboratories относительно познания устного и письменного слова. Чтение, в отличие от просмотра и прослушивания, даёт больше времени для осмысления и обработки информации, её визуализации и внутренней интерпретации», — объясняет Ольга Зеброва.
Когда начинать
Осваивать технику скорочтения специалисты рекомендуют не раньше 14 лет, когда ребенок уже освоит основы обычного чтения и грамотности. Если начать раньше, ему будет сложнее проходить школьную программу.
В то же время упражнения для детей на развитие памяти и скорочтения встречаются повсеместно. Все эти привычные лабиринты и сравнения картинок, загадки, стишки и прочие средства являются своеобразной гимнастикой для памяти и внимания. Поэтому ребенок обязательно должен их осваивать. Многое в данном случае зависит от родителей, которые готовы потратить время и силы на собственного малыша. Но не стоит и чересчур увлекаться, выращивая гения. Чрезмерная концентрация на данном вопросе не позволяет ребенку развивать другие сферы жизни, в том числе психоэмоциональную, и в будущем у него могут возникнуть проблемы с общением.
До какого же возраста можно развивать скорочтение? Хоть до какого, мозг человека функционирует до конца его жизни и всегда готов к нагрузкам. Просто в более старшем возрасте будет немного сложнее из-за меньшей гибкости ума, но с другой стороны, это способ поддержать его в тонусе и улучшить в общем мышление. А это очень важный момент в предупреждении старческого слабоумия.
Развить способности к скорочтению может любой человек, сделать это в молодом возрасте легче. Для освоения методики существует масса всевозможной литературы и компьютерных программ. Главное, чтобы было желание и достаточно терпения. Даже не освоившие технику в совершенстве люди отмечают улучшение памяти, внимания и мышления, а также более легкую работу с текстами и их понимание.
Упражнения для развития скорочтения
Подавление артикуляции
Поскольку проговаривание слов замедляет чтение, от этой привычки лучше избавиться. Для этого можно воспользоваться таким упражнением: выстукивать во время чтения определенный ритм, например известный ритм Жинкина. Н. Жинкин изобрел его, изучая особенности речи. Выстукивание ритма поможет «рассинхронизировать» процессы чтения и его проговаривания. Мозг привыкнет воспринимать текст как визуальный образ, не проговаривая его.
Подавление регрессии
Еще одна проблема, замедляющая чтение, — регрессия. Если хотите быстро читать книги, но заметили за собой привычку постоянно возвращаться назад и перечитывать отрывки текста, попробуйте отслеживать прочитанный текст карандашом или пальцем. Эта техника может показаться слишком простой, однако она действительно работает.
Чтение в обратном порядке
Чтение наоборот — одно из самых легких упражнений. Оно способствует повышению концентрации внимания на прочитанном, стимулирует понимание. Кроме того, этот прием развлекает детей, а значит, может восприниматься как игра. Можно читать в обратном порядке вывески на улице, слова в тексте, предложения или более крупные части текста — насколько хватит терпения.
Клиновидные таблицы
Такие рисунки тренируют внимание и помогают расширять поле зрения. Суть упражнения: зафиксировав взгляд в центре изображения, читать боковые цифры
Двигаться необходимо сверху вниз, постепенно усложняя задачу.
Такие таблицы помогают расширять поле зрения по горизонтали. Существуют также вертикальные таблицы и варианты со словами — к ним можно переходить, если вы легко справляетесь с упражнениями.
Таблицы Шульте
Это еще один способ расширить периферийное зрение как по горизонтали, так и по вертикали. Глядя в центр таблицы, нужно назвать все цифры. Для этого придется задействовать периферийное зрение, что очень полезно, если вы хотите научиться быстро читать.
Лабиринт
Сложности с концентрацией снижают скорость чтения и ухудшают способность понять прочитанное. Простое упражнение «Лабиринт» помогает сосредоточиться на конкретной задаче. Его суть проста: необходимо найти выход из лабиринта только взглядом — нельзя использовать ручку или карандаш.
Назови цвет
Этот метод также повышает концентрацию внимания и помогает «отвязать» визуальное восприятие слова от его проговаривания. Всё очень просто: нужно назвать сам цвет, а не прочитать слово. Существуют даже настольные игры, основанные на этом методе.
Проблемы
Тренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями
У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память)
Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
Подавление артикуляции. Читая в обычном темпе, дети стараются проговаривать слова четко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, стихи воспринимать точно и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для динамического чтения дикция не нужна
Проговаривание снижает скорость восприятия текста.
Неразвитое внимание. Высокий темп чтения требует повышенного внимания
Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации.
Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке
Как мы читаем и получаем информацию
Существует три оптические области, в рамках которых мы видим текст, — фовеальная, парафовеальная и периферическая.
- Фовеальная область равна площади большого пальца на расстоянии вытянутой руки — это примерно длина одного слова.
- Парафовеальная увеличивает эту площадь в два раза — до двух-трёх расположенных рядом слов.
- Периферическая позволяет воспринимать сразу всё предложение.
Изображение: Skillbox Media
Обычное чтение включает только фовеальную область: мы читаем от слова к слову, фиксируем внимание на каждом из них и так составляем цепочку предложения. В техниках скорочтения используется парафовеальное и периферическое зрение
Ещё скорость чтения замедляют:
- регрессивное чтение — когда глаза скользят по тексту хаотично;
- мысленное проговаривание прочитанного.
Как научить ребенка быстро читать?
Ненавязчивые регулярные тренировки позволят сделать обучение чтению интересным и веселым процессом.
Если вы еще думаете над тем, как научить малыша читать выразительно и бегло, советуем выполнять следующие упражнения:
- «Буквы-шутницы» – заготовьте карточки со стишками, пословицами и загадками. Не забудьте сделать «ненормальными» 3-4 буквы: заставьте их стоять на голове, лежать на боку или изображать какой-то знак или предмет. Попросите малыша прочесть написанное на карточке.
- «Муха». Пофантазируйте с ребенком о том, как говорила бы муха, собака, змея и так далее. Не стесняйтесь проявлять творческий подход при обучении чтению.
- «Кто больше?». Предложите малышу выбрать любимую букву из алфавита. По очереди называйте слова, которые с нее начинаются.
- «Цепочка». Это упражнение по принципу популярной игры «Города». Так как ученик младшей школы не всегда силен в географии, называйте с ним по очереди любые предметы или явления. Главное – чтобы первая буква нового слова совпадала с окончанием предыдущего.
- «Вычеркивание» — это еще один пример того, как можно сделать обучение чтению веселым и творческим процессом. Заготовьте карточки, тексты с картинками, отпечатанные крупным шрифтом, или страницы из детского журнала. Предложите ребенку вычеркивать какую-то одну букву. Не вынуждайте малыша читать быстро и зачеркивать как можно больше. Смысл задания в том, чтобы не пропустить ни одной буквы в тексте.
- «Волна» — это упражнение, рассчитанное на малышей, которые без проблем могут прочитать 50-60 слов. Сначала шольникам нужно читать текст, как обычно, а затем дети пытаются повторить то же самое, когда книга находится под углом 90 или 180 градусов. Начинайте выполнение упражнения с одного-двух предложений и обязательно внесите «Волну» в график регулярных занятий по обучению чтению.
- Чтение таблиц слогов и слов. Засекайте время на секундомере и отслеживайте динамику успехов.
Помните, что каждое упражнение нужно выполнять дважды. Первое занятие рассчитано на наработку, а второе – на закрепление результатов.
При правильном подходе к обучению, у детей возникнет неподдельный интерес к чтению. В курс ежедневных тренировок нужно дополнительно включить пересказы и игры на развитие памяти и внимания.
Артикуляция
Артикуляция – это проговаривание звуков, которое серьезно замедляет процесс чтения и усвоения материала. Это выражается в излишних движениях речевого аппарата во время чтения. Для многих детей подавить артикуляцию и внутреннее проговаривание текста очень сложно.
Как понять, что у ребенка такая проблема?
Как бы удивительно это не звучало, но ребенок будет физически проговаривать слова своим язычком, даже когда читает про себя. Поэтому такие дети имеют примерно одинаковую скорость чтения вслух и про себя.
Чем вредна артикуляция?
Когда мы читаем, то у нас автоматически подключается наглядно-образное мышление, воображение и визуализация. Артикуляция не только снижает скорость чтения, но и влияет на качество восприятия прочитанного материала. Отсюда и непонимание прочитанного материала. Чем быстрее читает человек, тем меньше его артикуляция и выше понимание прочитанного.
Как помочь ребенку избавиться от артикуляции во время чтения?
Уменьшить артикуляцию можно, переключив внимание ребенка на другие процессы. Первый способ
Первый способ
Кажется довольно сложным на первый взгляд, но превосходно подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или проговаривать прочитанные слова. Во время чтения попробовать считать, хотя бы от 1 до 10. То есть, читая текст, проговаривать не слова, а числа: один, два, три, четыре… Это упражнение также прекрасно будет развивать мозг ребенка.
Второй способ
Когда ребенок читает про себя, он держит зажатый передними зубами карандаш. Или же можно держать у губ палец, как будто жест «тише». При прочтении нужно контролировать движение губ.
Третий способ
Во время чтения про себя ребенок проговаривает хорошо знакомые ему стихи или куплеты из песен. При этом происходит отвлечение на знакомый материал, что гораздо проще, нежели проговаривание только что прочитанного.
Четвёртый способ
Во время чтения нужно выстукивать рукой несложный ритм.
Концентрация внимания, в данном случае, происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее и без артикуляции.
Пятый способ
Во время чтения сознательно повышать и понижать его скорость, благодаря чему исчезает внутреннее проговаривание текста. Менять скорость лучше всего при помощи метронома, который будет задавать темп.
Шестой способ
Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. За эти действия отвечает двигательный мозговой центр, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми
Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание
Например, читая книгу, можно поочерёдно выпрямлять по одному пальцу правой иди левой рук.
Седьмой способ
Данный способ приятен и полезен одновременно. Это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и приятная. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии.
Таким образом, чтобы убрать артикуляцию нужно создать неудобные условия для проговаривания текста. Кроме того, все эти упражнения прекрасно тренируют мозг ребенка и развивают межполушарные связи.
Неразвитый речевой аппарат
Эта проблема частично перекликается с неправильным дыханием. Некоторые дети не могут читать быстрее, потому что их губы и язычок просто не способны двигаться быстрее. При малейшем ускорении они начинают путать буквы, переставлять слоги и т.д.
Поэтому в данном случае обязательно выполняем упражнения на дыхание и на развитие речевого аппарата. Упражнения также помогают научиться отчетливо выговаривать звуки и читать выразительно.
Упражнение 1
Счет на время
Ребенок, у которого плохо развит речевой аппарат не сможет выполнить это упражнение. Так что это своего рода и тест, и тренажер. Необходимо вслух быстро (не более 1 минуты) сосчитать до 100. При отработке прямого счета приступаем к отработке обратного счета от 100 до 1.
Отмечаем результаты!
Обязательно отмечайте положительные результаты в освоении ребёнком техники чтения. Можно создать и повесить над его рабочим столом специальную табличку, демонстрирующую прогресс, это будет мотивировать ребёнка к дальнейшим занятиям.
К концу третьего класса необходимо добиться определённых результатов. Обязательный показатель техники чтения в этом возрасте – не менее 120 слов в минуту. Скорочтение для детей является одним из наиболее эффективных способов научиться читать быстро и осознанно, при этом, не проговаривая вслух и не артикулируя.
Вебинар по развитию скорочтения у детей:
Что проходят на занятиях?
Разумеется, для детей и взрослых занятия проводятся по разным системам. Собственно скорочтение начинают преподавать уже подросткам. Конечная цель занятий — повышение техники чтения в 2-5 раз с полным пониманием и запоминанием прочитанного.
На самом деле секреты просты — их цитирует множество сайтов, которые легко найти в Интернете. Одним из главных «секретов» является отказ от мысленного проговаривания каждого слова, а также от возвращения взглядом к прежде прочитанному
Также специалисты рекомендуют развивать перефирическое зрение, чтобы сразу «охватить» взглядом больший объем текста, не заострять внимание на служебных словах, а также перед прочтением текста, изучить оглавление, чтобы сразу выяснить главное содержание книги. Кстати, для тренировки переферического зрения очень полезны так называемые Таблицы Шульте, которые также можно найти в Интернете, с подробным объяснением, как по ним заниматься
Занятия с дошкольниками представляют собой подготовительные курсы, причем большое внимание уделяется развитию мелкой моторики и образной памяти. С детьми 7-11 лет преподаватели занимаются изучением синонимов, антонимов, пословиц, поговорок, скороговорок, анаграмм, ребусов, загадок, шарад
Когда начинать заниматься скорочтением
Раннее обучение скорочтению, примерно в 4-5 лет неприемлемо по причине того, что интеллект ребёнка ещё не готов к этому. Восприятие больших объёмов информации несоизмеримо с его жизненным опытом. Иначе говоря, малыш ещё не до конца познал этот мир и ему сложно ориентироваться в том малом наборе образов, представлений и ощущений, сформированному на данном этапе жизни. Можно научить ребенка в малом возрасте читать быстро, но без понимания значения слов. Ему ещё необходимо ответить на множество своих вопросов «почему», исходя не из книжных описаний, а собственных ощущений.
В возрасте 7-9 лет ребёнок имеет достаточный, пусть и небольшой объём знаний и ощущений от мира, что помогает ему начать изучать скорочтение. Более осознанное и быстрое чтение приходит лишь к годам 10-11, а в 12-14 лет, появляется жгучая потребность в его освоении, потому что возрастает учебно-информационная нагрузка и с каждым последующим годом она лишь усиливается, потому как дети становятся всё более и более самостоятельными, избирают свой жизненный путь и привязанности.
Иначе говоря, если у ребёнка правильно сформирован речевой аппарат, нет явных дефектов речи, которые можно устранить с помощью логопеда, то подходящим возрастом для начала обучения скорочтению, по мнению множества специалистов нашей школы скорочтения, является возраст 7 лет.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ
Высокий уровень навыков работы с текстом очень полезен для современных школьников. Умение быстро читать имеет следующие плюсы:
- растет успеваемость. Оценки во многом зависят от того, насколько хорошо удается усвоить каждую тему. Техника быстрого чтения позволяет работать с текстом более качественно и лучше понимать его.
- меньше времени тратится на учебу. Благодаря тому, что удается быстро изучать нужный материал и хорошо запоминать его с первого прочтения, удается заниматься более продуктивно.
- учиться становится интереснее. Мотивация к любой деятельности растет, если человек понимает, что хорошо справляется со своими задачами. Так быстрое чтение повышает и результативность занятий в школе, и интерес к ним.
К минусам быстрого чтения можно отнести то, что дети будут постоянно просить взрослых покупать им все новые и новые книги, ведь знакомство с литературой больше не будет казаться рутинным занятием. Но и в этом есть свои плюсы – школьники станут больше читать, а их кругозор и грамотность будут только расти. Но скорочтению, как и любой другой дисциплине, нужно обучаться вовремя. В каком возрасте лучше приступать к занятиям?
Когда начинать учиться скоро читать?
Из предыдущего урока мы с вами уяснили, что скорочтение – это совсем не то, что школьное чтение на скорость. Это специальная техника, позволяющая среди информационного массива быстро найти нужные данные, усвоив их за короткий промежуток времени.
Согласна, что многие родители сталкиваются с плохой у детей, особенно в первом-втором классе. Но спешу вас огорчить, дорогие родители, что скорочтение в данном случае – не выход из положения.
При знакомстве ребёнка с чтением как таковым, главным для него становится научиться читать сначала правильно, а не быстро. А правильно – это значит, проговаривая все буквы, складывая слоги в слова, ничего не пропуская и главное! — понимая, про что. Скорочтение здесь – не помощник, более того, оно может и навредить.
Рано освоенная техника скорочтения станет выступать стимулятором для школьника поспешить, поторопиться. В результате мы получим абсолютно противоположный результат, когда смотрит в книгу, а видит определённую конфигурацию из пальцев рук, создаёт видимость, что читает, а на самом деле вовсе нет, либо читает настолько невнимательно, что на перечтение потребуется вдвойне больше времени. Надо ли это нам?
Более того, в основе скорочтения лежит и умение по первым слогам догадываться о «хвостике», по первым словам узнавать о том, что последует далее, а как, скажите мне, неопытный, ещё малоэрудированный школьник лет семи-восьми с этим справится? В результате возникнет неправильная интерпретация текста, недопонимание мысли автора и ошибки при пользовании полученной информацией.
Поэтому-то многие педагоги рекомендуют начинать обучение младших школьников скорочтению лишь тогда, когда ребёнок повзрослеет и начнёт ставить для себя цели получения информации самостоятельно, отделяя «зерна от плевел», информационный мусор от ценных данных.
Вот именно тогда методика скорого чтения сможет оказать ему незаменимую услугу. А этот период взросления, безусловно, у каждого свой, но обычно приходится на возраст не ранее 10-12 лет.
Причиной того, что не стоит торопиться с обучением скоро читать, становится также физиологическая особенность детей младше 10 лет усваивать лишь ту информацию, которая считывается со скоростью, как мы говорим. А это значительно медленнее, чем предполагает техника.
Ещё одним аргументом против раннего скорочтения в полном его смысле для младших школьников у многих педагогов является то, что в школе дети не читают отраслевую литературу, которую надо проштудировать быстро, как студентам в ночь перед экзаменом.
Ученики младших классов читают красивые художественные произведения, заслуживающие их пристального внимания, предполагающие наслаждение литературным текстом и книгой в целом, и должны от этого процесса получать удовольствие. А этого ну никак не сможет дать скорочтение, и мы с вами это уже проходили.
Семейная сфера
Сон, в котором снится шеф, может также свидетельствовать и о проблемах с родственниками или любимым человеком. Целоваться во сне с начальником сулит ссору со второй половинкой. В особенности если в сновидении где-то неподалеку был возлюбленный. В таком случае в течение дня следует воздержаться от резких высказываний в его адрес, дабы не провоцировать ссору. В отношении близких родственников сон может означать, что они нуждаются в вашей поддержке. Возможно, необходимо поинтересоваться, как у них дела и не нужна ли им помощь. Сон, в котором вы гуляете с начальником в парке или другом месте, может означать болезнь или плохое самочувствие кого-то из близких.
Недавние выпускники довольны
Стоит заметить, что отзывы на результаты обучения в школах в основном положительные, хотя речь идет лишь о тех, кто обучался сравнительно недавно, и еще не успел позабыть то, чему обучился.
«Обучение проходит в несколько этапов, на которых развиваются отдельные виды памяти, — рассказывает самарец М.Корицкий.
— Результатов достиг: тексты читаются действительно быстрее, даже если сравнивать в ситуациях, когда с другим человеком одновременно читаешь одну и ту же страницу, память стала работать более эффективно, стало проще запоминать нужную информацию».
Последствия загрязнения почв: как их минимизировать?
Высокой страсти не имея для звуков
Улучшить технику чтения поможет IQКлуб
Благодаря специальным упражнениям, можно научиться читать со скоростью более тысячи слов в минуту. Улучшить технику чтения вашего ребенка помогут развивающие игры на сайте IQКлуб. Это новый интернет-сервис, который предлагает в интересной, игровой форме усовершенствовать навыки чтения, улучшить память ребенка, развить его интеллект.
Как воспользоваться услугами сервиса? Зарегистрировавшись в системе через социальные сети, даете возможность вашему маленькому вундеркинду пройти тест. Специальная программа выяснит его сильные и слабые стороны и предложит индивидуальный план обучения. Заниматься, играючи, можно в любом месте, где есть Интернет. Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online, а также оперативно получать полезные рекомендации от команды профессионалов IQКлуб.
Школа Юрия Окунева
Привет, друзья! С вами снова я, Юрий Окунев.
Сегодня мы разберем подробно, как считать слова при проверке техники чтения
Это важно для тех, кто хочет проверить технику чтения ребенка или развить собственную способность к чтению. Зная скорость чтения, мы можем судить о степени эффективности тренировок
При выборе текста для проверки скорости советую в первую очередь учитывать степень соответствия этого текста уровню подготовки проверяемого.
Представьте, что будет, если мы заставим первоклассника читать на скорость Большую Советскую энциклопедию или фрагмент «Анны Карениной» Толстого? Взрыв мозга обеспечен.
Текст не должен слишком примитивным, если мы проверяем старшеклассника, и не должен быть сложным при проверке техники чтения у самых маленьких.
Критерии выбора текста для учащихся 1-2 классов:
- В первую очередь, содержание должно быть новым, незнакомым;
- Разборчивый шрифт, достаточно крупный;
- Простые короткие предложения, отсутствие деепричастных оборотов;
- Отсутствие диалогов;
- Избегать длинных прилагательных и редко употребляемых слов;
- Без рисунков;
- Содержание должно быть понятно ребенку.
Если нет желания экспериментировать с подбором текстов, для начальной школы можно взять пособие Ольги Александровой
, которое содержит контрольные тексты, вопросы на понимание и тест для оценки скорости чтения.
Подготовьте секундомер или песочные часы.
Сеанс проверки техники чтения
Ну, вот. Школьника мы усадили, текст в руки дали. Кратко поясняем, что читать нужно быстро.
Звучит команда «Начали!» Ребенок собирается с мыслями и начинает читать (кто-то быстрее включается, кто-то медленнее). Засекаем время, как только услышим первое слово. Ошибся – вслух не говорим, а записываем. Потом подсчитаем количество неверно прочитанных слов. Если ваш ребенок – ученик младших классов, для него будет полезным следить по тексту, водя пальчиком или указкой.
Считаем слова
Оперативно подсчитаем количество прочитанных слов, принимая во внимание следующее:
- Предлоги и союзы также подсчитываем;
- Слова, которые были перенесены считаем за 2 слова;
- Слова с дефисом – тоже принимаем за 2 слова.
Из полученного числа вычитаем количество ошибочно прочитанных слов.
Не надо впадать в панику, если сегодня скорость чтения 50 слов, а завтра только 20. Нормальное явление. На этот показатель может влиять как плохое настроение ребенка, усталость, так и качество текста. Проверьте ребенка еще раз, дав ему отдохнуть хотя бы сутки.
Нормы техники чтения в начальных классах
В первую очередь, родителей интересует, а соответствует ли техника чтения их малыша общепринятым стандартам. Для ответа на вопрос привожу таблицу.
Не воспринимайте данные цифры слишком буквально – каждый развивается в своем темпе. Фанатизм здесь излишен.
Пожалуй, это все. В заключение добавлю, что обучать ребенка грамоте лучше с помощью Букваря Надежды Жуковой
, а также методики Ольги и Сергея Фединых «Как научить ребенка читать»
. Ребенок будет изучать все с удовольствием, а вы сэкономите время.
Ставьте лайки, приглашайте друзей, подписывайтесь на новости блога.
А я прощаюсь. До скорого. Ваш Юрий Окунев.
Современный мир настолько переполнен информацией, как бы в ней не утонуть и успеть еще эту информацию переработать и запомнить? поможет!
Давайте проверим, с какой скоростью Вы сейчас читаете:
Засекаем время 1 минуту.
Посчитайте количество прочитанных знаков (количество знаков в одной строке умножить на количество строк).
Что вообще такое «читать»?
Мы часто слышим, «читать нужно много» или «чтение делает нас образованными» или «лучший друг человека – это книга»; цитаты многих исследователей, ученых, популярных людей призывают нас окунаться в невероятные приключения, открывающиеся за дверями книги. Т.е. мы постоянно слышим ответ на вопрос «Зачем читать?» Однако никто и никогда не задает вопрос «А как читать?» Давайте сначала разберемся, как построен механизм чтения, что у нас там по техническому описанию…
Естественно, что основной орган, помогающий нам читать, – это глаза. Конечно, сегодня на рынке чтения значительная доля отводится аудиокнигам и подкастам, но все же популярность бумажных книг не может быть оспорена и подтверждается некоторыми научными исследованиями, демонстрирующими ее выигрыш .
Процесс чтения заключается в движении глаз, которое подразделяется на три вида:
- плавное слежение (когда мы следим за плавно перемещающимся объектом);
- вергенция (движение глаз в противоположных направлениях; допустим, когда вы приближаете палец к носу, вы совершаете конвергенцию, если же отдаляете от носа палец – дивергенцию);
- вестибулярное движение глаз (глаза остаются неподвижными на каком-то объекте, в то время как голова двигается в разные стороны).
Казалось бы, наши глаза при чтении используют разные виды указанных движений, но если разбираться в данном процессе структурно, то на самом деле наши глаза совершают непроизвольные быстрые, толчковые движения в определенном ритме, называемые саккадами. Также вы могли заметить, что помимо постоянных движений (саккад) мы еще и останавливаемся, делаем паузу на каком-то слове, и это называется фиксацией. И, наконец, третьей составляющей этого процесса является обработка когнитивных данных, когда вам нужно осознать, что вы только что прочитали. Фактически, эти три мини-процесса составляют более комплексный процесс чтения.
Важно знать, что область нашего взгляда делится также на три области:
- фовеальное (отклонение в 2-3 градуса от объекта зрения);
- парафовеальное (отклонение в 5-6 градусов от объекта зрения);
- периферическое (самое расплывчатое, следует за парафовеальным до окончания визуального поля).
При фиксации работает в основном фовеальное зрение, периферическое же в основном отдыхает.
Теперь обратимся к тексту, который мы читаем. Текст – это любая последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию . Он состоит из слов, которые подразделяются на слова содержания, передающие основной смысл, и функциональные слова (предлоги, союзы, артикли и т.д., т.е. грамматические единицы, связывающие слова содержания)
Исследование показывает, что наше визуальное внимание в большей степени фиксируется на словах содержания [A. Schmauder, R
Morris, D. Poynor, 2000].
Помимо саккад, фиксации и когнитивной обработки, мы сталкиваемся еще и с регрессиями или возвращением к прочитанному материалу. Это происходит довольно часто, особенно на начальных этапах, когда мы только приступаем к чтению и пытаемся сконцентрироваться на материале. У более продвинутых читателей регрессии занимают не более 15% времени, посвященного чтению. Также регрессии могут быть нашими частыми попутчиками, если мы читаем какую-то научную литературу, что-то, чего до сих пор никогда не знали, т.е. создаем новые нейронные сети.
В целом, как указывает видеоблогер, автор и предприниматель Томас Франк, человек читает от 200 до 400 слов в минуту, что является средним показателем. Все, что идет свыше этой нормы, считается чтением с потерей понимания . И здесь встает вопрос: а что важнее для вас? Что хотите получить вы, прочитав книгу: еще один «трофей» на полке или смысл, извлеченный из прочитанного?
Известный режиссер Вуди Аллен как-то сказал: «Я окончил курсы скорочтения и прочел «Войну и мир» за двадцать минут. Там что-то про Россию». Из этого высказывания становится понятно, что режиссер не очень положительно настроен по отношению к скорочтению. Но действительно ли можно говорить о проблеме потери смысла и понимания?
Обучение и скорочтение: типичные ошибки взрослых
Всем заботливым родителям хочется, чтобы их чадо опережало сверстников в развитии или хотя бы соответствовало нормам. Иногда взрослые самостоятельно берутся за обучение чтению, чем допускают маленькие, но серьезные ошибки, которые только отодвигают детей назад.
Типичные ошибки взрослых:
- Обучение малышей названию, а не произношению буквы. Если ребенок будет говорить «мэ» вместо звука «м», то ему будет сложно читать даже простые слова.
- Перечисление букв вместо прочтения слогов. Иногда родители рано начинают радоваться успехам своих детей. Они не замечают, как их чадо просто перечисляет буквы вместо соединения их в слоги. Так, между произношением «м, а, м, а» и «ма-ма» есть существенная разница, которую нужно вовремя заметить.
- Неправильная установка. «Прочти этот текст – и потом будешь свободен», «если прочитаешь вот этот абзац – дам поиграть на телефоне» и подобные выражения снижают у ребенка интерес к чтению.
- Чрезмерно длительные занятия. Редкие и долгие уроки утомят и ребенка, и взрослого. Лучше часто читать краткие тексты, чем подолгу страдать над одним текстом раз в 1-2 недели.
- Угрозы и требования. «Тебе уже 7 лет, ты должен это знать», «а твоя подруга Маша уже прочитала этот текст» – это фразы, которые формируют у малыша комплекс неполноценности. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Никогда не забывайте об этом!
Первые попытки сформировать у ребенка навыки чтения не всегда бывают успешными, но, читая о типичных ошибках взрослых, родитель научится обходить опасности.
Зачем уметь быстро читать
Главное преимущество скорочтения как для взрослого, так и для ребёнка — можно изучить много материала за короткий срок. Чем быстрее мы воспринимаем информацию, тем меньше времени тратим на подготовку (например, реферата или отчёта). А для тех, кто профессионально работает с текстами, — например, журналистов, редакторов, учёных, — этот навык и вовсе необходим.
Также владение техниками скорочтения повышает концентрацию внимания, эрудированность, даёт карьерные преимущества.
Для обучения и изучения материалов, где нужна внимательность к деталям и погружение в смысл, скорочтение не подойдёт. В обычной жизни его можно применять для чтения научно-популярной, досуговой, деловой, развлекательной литературы и новостей, а также для чтения постов или статей в интернете.