Решение проблем с дефектами
Дошкольники в 5-6 лет могут иметь сложности с выговариванием звуков и , а также другие проблемы, решать которые родителям необходимо совместно со специалистами, предлагая ребенку выполнять задания из логопедии: дыхательную и артикуляционную гимнастику, произнесение чистоговорок, в которых представлены слова с проблемным звуком. Также дефектологи советуют выполнять различные упражнения.
«Фрукты»
Играть можно в любом месте, во время прогулки или дома. Взрослый показывает ребенку ряд карточек, на которых изображены фрукты, и просит назвать их. Если занятие проводится на улице, карточки необязательны, можно просто попросить перечислить знакомые фрукты.
Далее взрослый задает вопросы.
- Как называется сок из яблок? (Яблочный). А из персика, апельсина? Такое упражнение помогает сформировать умение самостоятельно образовывать слова.
- А теперь представь, что все эти фрукты принадлежат тебе. Как ты скажешь? (мое яблоко, мой мандарин). Дети учатся грамотного согласовывать местоимение и существительное.
- Составим рассказ о фруктах по плану: цвет – форма – вкус. Опиши яблоко.
Дома можно и порисовать. Мама рисует один фрукт, например апельсин, просит ребенка нарисовать несколько и правильно назвать рисунок, осознавая таким образом понятия «один и много». Далее – просит нарисовать большой апельсин и маленький, помогая ребенку понять эти категории и в дальнейшем использовать их в речи.
Общая информация
Важно развивать у детей не только правильную речь, но и умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, вести диалог
- В этом возрасте малыш начинает задумываться над правильностью своей речи, исправлять ошибки.
- Словарный запас довольно быстро увеличивается, улучшается произношение звуков, возрастает многообразие интонаций.
- Фразы становятся развернутыми, произношение более чистым, описание предметов более четким.
- Дети учатся устанавливать временные и причинно-следственные связи между предметами, при описании объектов пытаются выражать свое эмоциональное отношение к ним.
важноВажно понимать, что не все дети одинаково быстро и успешно овладевают правильной речью. Задача родителей в данном случае – максимальная помощь своему чаду в этом нелегком деле
Этапы речевого развития ребенка
Первый год жизни малыша
Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».
Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.
Ясельный возраст
Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.
Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» — «жук», «сенок» — «щенок».
Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.
Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» — «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.
Младший дошкольный возраст
Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).
Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» — «обгоню», «натерять» — «потерять», «колесы» — «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.
Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» — «река», «лыба» — «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» — «устал».
Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.
Старший дошкольный возраст
Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.
Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).
Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.
Роль родителей
Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же.
Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил.
- Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их.
- Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес.
- Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной.
- Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно.
- Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда.
- Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно.
- Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку.
Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.
Возможные причины нарушений речи
Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, в основном диагностируют такие причины нарушения речи: дислалия, моторная алалия, сенсорная алалия и дизартрия.
Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист — детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.
Дислалия
Дислалия обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.
Возможные дефекты органов артикуляции:
- короткая уздечка языка;
- толстые губы;
- массивный язык;
- слишком узкий язык;
- высокое «готическое» нёбо;
- низкое и широкое нёбо;
- нарушения прикуса;
- расстояния между зубами;
- редкие или мелкие зубы.
Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.
Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, исправление прикуса у врача-ортодонта.
Моторная алалия
Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия.
Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина — нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.
Проявления моторной алалии в 6 лет:
- искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
- нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
- замедление подбора слов в высказываниях;
- повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.
В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика
Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира
См. подробней о моторной алалии — причины, симптомы, диагностика, лечение и прогноз.
Сенсорная алалия
Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта — дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.
Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто — малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.
Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.
Дизартрия
Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.
Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.
Как помочь развитию речи детей раннего возраста
Чтобы стимулировать формирование речи с раннего возраста, необходимо развивать все способы восприятия. В первые годы об окружающем мире ребенок узнает через ощущения, собственные действия и получаемый отклик.
Рекомендации для речевого развития через сенсорную систему:
Осязание.
Тактильные чувства дарят первые представления о жизни
Важно постоянно прикасаться к новорожденному, делать массаж, зарядку
Также рекомендуется знакомить его с текстурами: выбирать игрушки из разных материалов, предлагать потрогать воду, траву или цветы на улице, крупы или песок.
Зрение.
Учит фокусироваться, сосредотачиваться, обращать внимание на предмет и удерживать его взглядом. Кроме мобиля или бортиков в кроватке, необходимо также показывать обстановку в квартире, знакомить с предметами (автомобили, деревья, птицы и пр.) на улице.
Слух.
Рекомендуется создавать насыщенное звуковое пространство: бытовые звуки, музыка, пение
С рождения требуется постоянно говорить с ребенком, комментировать свои действия, называть предметы вокруг
Важно отвечать на лепет, повторять звуки, чтобы стимулировать подражание речи взрослого.
Вкус.
Предлагая незнакомый продукт, необходимо его назвать, описать вкус (яблочное пюре сладкое), свойства (творог делается из молока, которое дает корова). Это познакомит ребенка с новыми понятиями.
Обоняние.
Запахи ассоциируются с предметами, которым соответствуют. Через обоняние ребенок учится различать приятные и неприятные ощущения, расширяет сенсорный диапазон.
Моторика.
Подвижность способствует познанию мира, поэтому нельзя ограничивать перемещения. В безопасном пространстве повышается уверенность в себе, развивается любознательность, игровые навыки. Связь мелкой моторики и речи доказана научно. Пальчиковые игры, любые упражнения с маленькими предметами, бытовые действия (завязать шнурки, самостоятельно есть ложкой) способствуют развитию точности движений и произношения.
Методы развития речи у дошкольников.
Становление монологической речи
Монологическая речь более сложная по сравнению с разговорной. Она требует более развернутого содержания, так как возникает необходимость вводить собеседника в курс дела, дать им возможность понять смысл сказанного. Для монолога должна хорошо работать память. Человек должен быть более сосредоточен на содержании своих высказываний.
Монологическая речь еще больше зависит от мышления человека, она имеет более четкую логическую последовательность, чем диалогическая.
Для человека большое значение имеет, умеет ли он рассказывать. Ребенок же использует этот способ общения для того, чтобы познавать что-то новое, проверять собственные знания, высказывать свои суждения и оценки.
Развитие лексического богатства
Занятия по развитию речи лучше всего проводить по игровой методике, давая малышу возможность не только получить полезные знания, но и повеселиться. Можно пригласить в гости сказочного персонажа, который будет загадывать ребенку всевозможные загадки. Например, сегодня к нам заглянул Мишка, у его приятельницы Куницы сегодня день рождения – давайте придумаем как можно больше добрых слов для именинницы. Ребенок старается подобрать различные эпитеты, характеризующие животное по окраске, внешнему виду, чертам характера, поведению.
Далее Мишка загадывает следующую загадку – «Закончите предложения»:
- Если котик не может найти свой домик, мы … (постараемся помочь ему);
- Если цветок завял, то … (его надо полить);
- А вот лисичке скучно, ее … (надо повеселить). Как мы будем веселить ее? (Расскажем ей стишок). Далее в занятие вплетается стихотворение, в котором много слов с определенным звуком, задача ребенка – выразительно его рассказать.
Теперь Мишке интересно, что же делал ребенок вчера на улице. Задача малыша – составить небольшой связный рассказ о том, как он играл в песочнице или кормил голубей.
Мишка обязательно должен поблагодарить ребенка за старание, но давить подарок, даже сладость, специалисты не советуют, в противном случае у малыша может выработаться привычка связывать свою работу с вознаграждением и не стараться, если такового не будет.
Как развить речь у детей?
Помните: развитая и грамотная речь – это залог успеха вашего ребёнка. К этому вопросу нужно подходить многогранно, серьёзно и своевременно.
Несколько полезных советов для развития речи ребенка:
1. Читайте детям книги и рассказывайте истории. Это поможет развить их словарный запас и улучшить понимание языка.
2. Общайтесь с детьми на разные темы, задавайте им вопросы и слушайте их ответы.
3. Играйте с детьми в словесные игры, такие как «Я вижу», «Ассоциации» и другие. Это также поможет развить их фантазию и творческие способности.
Игра ассоциации — это игра, в которой игрокам нужно быстро и ловко ассоциировать слова, связанные с определенной темой. Игроки сидят в кругу, и первый игрок называет слово, связанное с темой, например, «фрукты». Следующий игрок должен быстро назвать другой фрукт, связанный с предыдущим словом, например, «яблоко». И так далее, пока кто-то не затруднится или не повторит слово. Если игрок не может назвать новое слово, он выбывает из игры. Побеждает тот игрок, который останется последним в игре.
Игра «Я вижу» — это словесная игра, в которой один человек загадывает предмет, а остальные игроки должны его угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Правила игры:1. Один человек загадывает предмет и говорит «Я вижу что-то такое-то».2. Остальные игроки начинают задавать вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».3. Если игрок угадал предмет, он становится загадывающим.4. Если никто не угадал предмет, загадывающий дает подсказку.5. Если игроки не могут угадать предмет после нескольких подсказок, загадывающий называет его.
Пример:Загадывающий: Я вижу что-то круглое.Игрок 1: Это футбол?Загадывающий: Нет.Игрок 2: Это мяч для боулинга?Загадывающий: Нет.Игрок 3: Это монета?Загадывающий: Нет.Игрок 4: Это шар для гольфа?Загадывающий: Да, это шар для гольфа!
4. Поощряйте детей говорить о своих чувствах и мыслях, давайте им возможность выражать свои мысли и чувства без страха быть осужденными.
5. Учите детей правильно произносить слова, помогайте им исправлять ошибки в речи.
6. Смотрите с детьми интересные программы, обсуждайте с ними то, что они видят и слышат.
7. Поощряйте детей читать вслух, это поможет им улучшить произношение и интонацию.
8. Не забывайте похвалить детей за их усилия и достижения в развитии речи. Это поможет им улучшить самооценку и мотивацию.
Отлично развивают речь ребенка:
- чистоговорки;
- скороговорки;
- загадки;
- шарады;
- игры на словообразование;
- упражнения на рифмовку;
- составление синквейнов.
Переходите по ссылкам. В каждой статье дан полноценный материал, который будет способствовать развитию речи вашего ребенка. Помните, что без активной помощи взрослого, современный ребенок вряд ли будет хорошо и складно говорить. Поэтому развивайте речь и мышление своего ребёнка.
Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет
Нормы развития речи ребенка.
Для ребенка от пяти до шести лет нормой считаются следующие показатели речевого развития:
- Быстрое запоминание стихов и сказок.
- Проговаривание действий и мыслей игрушек.
- Правильное произношение всех звуков, в т. ч. сложных.
- Способность говорить с выражением, ускоряя или замедляя темп, громко или шепотом.
- Речь без грамматических ошибок. Возможна неправильная постановка ударения в сложных малознакомых терминах или неправильная форма существительного. Если ребенку указать на ошибку, в дальнейшем он говорит правильно.
- Развернутые ответы на вопросы взрослых.
- Способность составить рассказ по картинке. Самостоятельное сочинение начала или конца истории, сказок и рассказов.
- Описание предметов и угадывание названия по рассказу другого человека.
Иногда ребенок ошибается при склонении существительных по падежам, неверно употребляет предлоги. До 6 лет это допустимо. Речевой запас и общий уровень лексического развития в этот период во многом зависят от усилий родителей и педагогов. Ребенок, с которым занимаются, читают книжки, разговаривает почти как взрослый человек.
Диагностика речевого развития пятилетнего ребенка
Есть методы, которые помогут вам самостоятельно в домашних условиях произвести анализ речи своего чада и определить, есть ли у него какие-либо дефекты. Давайте рассмотри эти задания подробнее.
- Проверьте, сможет ли ребенок описать какой-либо предмет, упоминая его качества: форма, цвет, размер, материал и т.д.
- Способен ли он контролировать темп и громкость речи?
- Рассмотрите, как ребенок отвечает на ваши вопросы: развернуто, эмоционально или же совсем наоборот. Заинтересован ли он в разговоре?
- Умеет ли он составлять рассказ по картинкам или нет.
- Проанализируйте, какие ошибки встречаются в речи малыша: грамматика, произношение, ударение и т.д. Это даст вам направление для ваших дальнейших действий.
Если вы заметили какие-либо недостатки по тому или иному пункту, не спешите сразу паниковать и бежать к врачу. Конечно, речевой развитие в этом возрасте не полностью сформировано. Поэтому везде допустимы огрехи. Но, если же вы понимаете, что состояние весьма печально, до обратитесь к проверенному специалисту. Главное – сделать это вовремя. Тогда вы сможете избежать проблем в дальнейшем.
Зачем нужны речевые игры
Логопедическая игра – оптимальный метод развития речевых навыков. Все дети любят играть. А если совместить приятное с полезным, удастся сформировать:
- ритмику и четкость речи;
- умение расставлять ударения;
- большой словарный запас;
- связную речь (в форме монолога и диалога);
- правильную артикуляцию;
- навыки выбора нужной грамматической формы слова;
- основу для обучения чтению и письму.
Игры нравятся малышам куда больше нудных упражнений на нахождение ошибок, повторение сложно произносимых фонем. Мотивация к таким занятиям намного выше, а потому и игровая форма обучения наиболее результативная.
Учимся писать и читать
Мамы и папы стремятся, чтобы их чадо научилось читать, писать как можно раньше. Но психологи, неврологи не рекомендуют делать это. Во-первых, малыш должен овладевать новыми навыками своевременно (и раньше не всегда значит лучше), во-вторых, учить деток нужно по специальной методике. Ей владеют воспитатели детских садов, учителя младших классов, а вот родители могут допустить множество ошибок и только навредить чаду.
Лучше сконцентрируйтесь на подготовке к овладению новыми навыками.
Учите звуки. Мамы, папы часто разучивают с детками буквы, но это неправильно. Слова строятся не на буквах, а на звуках.
Тренируйте артикуляционный аппарат. Это залог правильного произношения.
Учите писать печатными буквами, не прописными. В школах используют методику безотрывного письма. Другие техники только навредят, школьнику придется переучиваться, а это намного сложнее.
Готовьте маленькую ручку к письму. Пусть рисует, вырезает, штрихует, разрисовывает, складывает мозаику, рисует по точкам на бумаге в клетку — это тренирует мелкую моторику, мышцы, развивает пространственную ориентировку.
Отдельно поговорим о звуко-буквенном анализе слов. Именно с него начинают обучать дошкольников к чтению.
Учим читать поэтапно
Этап первый — изучаем звуки.
- Начните с изучения группы звуков. Воспользуйтесь букварем или азбукой — учите в той же последовательности.
- Расскажите про гласные, согласные. Как их произносить (протяжно, отрывисто), чем они отличаются.
- Расскажите о слогах. Покажите, как из двух звуков можно составить слог. Расскажите о разнице между буквами (их пишут) и звуками (их произносят). Покажите примеры, к примеру «ма», «ша», «ра», «ма».
- Правильно учить чадо: «б», «п», «в», а не буквам «бэ», «пэ», «вэ». В противном случае дочка или сын будет читать побуквенно: «Мэ — а — ша — а», место «Ма-ша». Ему будет труднее, дольше учиться читать по слогам, потом по словам. Сложные слова и вовсе будут похожи на ребусы: «а — вэ — тэ — о — бэ — у — эс» вместо «ав-то-бус» воспринять намного сложнее.
Этап второй — читаем:
- Учимся соединять звуки в слоги. Задание для малыша: произносить первый звук в слове до тех пор, пока не прочтет второй: «м-м-м-м-а-а»;
- Находим слоги в слове. Задание: попросите сына или дочку найти в слове определенные сочетания букв. Пусть прочитает их;
- Составляем новые слова. Попросите чадо составить несколько слов из знакомых ему слогов и прочитать их;
- Добавляем звуки. Малыш к знакомым слогам добавляет один звук, читает, составляет новые слоги, слова;
- Учимся читать закрытые слоги. Сначала покажите разницу между открытым («ка») и закрытым («ан») слогом.
Если эти этапы дошкольник прошел успешно, можно усложнить задачу — переходить к более сложным словам, а потом к предложениям.
Обращайте внимание на то, чтобы малыш правильно ставил ударение, понимал смысл прочитанных слов. Если не понимает — объясняйте
Занимайтесь в форме игры.
Выводы
От уровня речевого развития зависит, будет ли ваш первоклассник учиться хорошо, с интересом, появятся ли у него новые друзья. Деткам с отклонениями тяжело научиться читать, писать, а дальше — снежный ком: ученик просто не «потянет» школьную программу.
Проводите игры для развития речи 6 – 7 лет с чадом дома, занимайтесь самостоятельно. Если есть возможность, запишитесь на занятия по развитию речи к логопеду или в развивающий центр.
Эксперты высказываются о развитии речи двухлетнего ребенка
Информация для родителей
Взрослые для детей являются примером для подражания и источником знаний
Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в детском развитии и выполняли все рекомендации педагогов
Самостоятельная диагностика задержки речевого развития
Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не стоит ждать, когда ребенка запишут на уроки. Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.
Ребенку предлагают описать показываемый предмет — игрушку или другой предмет.
Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.
Нужно проверить выразительность речи: попросить проговорить предложения с разной интонацией и высотой голоса.
Ребенку показывают картинку и предлагают описать, что на ней изображено. Если у него возникли трудности — взрослый задает наводящие вопросы
Во время рассказа нужно обратить внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи.
Родители должны обратить внимание на грамматическое оформление предложения: согласование слов, использование союзов, частиц, предлогов.
Во время диагностики оценивают сформированность звукопроизношения.
Диагностическая беседа
Важно! Предлагая ребенку выполнить задания, взрослый должен дать образец на своем примере. Например, он просит дошкольника назвать слово и сначала сам его произносит
В старшем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что в шесть лет не все дети сразу усваивают большой поток информации. Но с помощью дидактических игр есть возможность справиться с речевыми ошибками. Такие упражнения будут полезны и детям с развитием, соответствующим норме.
Как развивать речь у ребенка 5 лет
Стоит приобрести книги следующих авторов: Гербовой В.В., Кузнецовой Е.В., Разумовской Юлии, Тихоновой И.А., Ушаковой О.С. В их книгах родители и педагоги смогут найти конспекты занятий на развитие речи 5-6 лет, соответствующим требованиям ФГОС.
Специалисты выступают на родительских собраниях, на которых подробно объясняют, как правильно выполнять упражнения, и выдают памятки с расписанными рекомендациями. Основная цель заданий в работе с данной возрастной категорией — развить связную логическую речь и сформировать грамматический строй.
https://youtube.com/watch?v=effKNNKjQsU
В картотеку стоит включить следующие упражнения:
- подбор синонимов и антонимов;
- классификация предметов по одному признаку;
- угадывание слов по описанию;
- склонение слов по числам и падежам;
- составление из слов предложения;
- объяснение смысла пословиц, поговорок;
- заучивание стихотворений;
- выполнение артикуляционной гимнастики.
Урок развития речи
Важно! При пересказе сказки, стихотворения следить за выразительностью речи и четкостью произношения звуков. Благотворное влияние на развитие речи оказывают разговоры об окружающем мире во время прогулок; беседа с малышом на тему того, как прошел его день, и на другие интересные ему темы
Благотворное влияние на развитие речи оказывают разговоры об окружающем мире во время прогулок; беседа с малышом на тему того, как прошел его день, и на другие интересные ему темы.
Популярны развивающие онлайн-игры: в этом случае взрослым не нужно готовить наглядный материал и продумывать упражнение. Но нужно следить за тем, чтобы время нахождения за компьютером не превышало 10 мин. Лучше чередовать информационные технологии и устные упражнения.
Важность развития речи у ребенка в дошкольном возрасте
Речевое развитие ребенка относится к важным критериям его нормального развития. Посредством речи происходит социализация личности, усвоение и передача накопленного опыта. Только при помощи речи, ребенку удается построить нормальные коммуникативные связи, познакомиться с окружающей природной и общественной действительностью. Это обуславливает необходимость полноценного речевого развития в дошкольном возрасте.
Замечание 1
На дошкольном этапе развития, ребенок проходит социальную адаптацию и подготавливается к последующему этапу своей жизнедеятельности – обучению в школе. Отсутствие речевых навыков, способности выражать свои мысли через речевые конструкции делает невозможным обучение ребенка в школе.
В дошкольном возрасте речь ребенка характеризуется спонтанностью и эгоцентричностью. Он повторяет слова и фразы, услышанные от взрослых, ведет монологи в игровой деятельности, порой даже, разговаривает сам с собой. По сути, речевое развитие дошкольника является произнесением своих мыслей, которое первоначально может носить неосознанный характер, но по мере развития приходит их осознание и понимание. Речь является своеобразным усилителем деятельности малыша, помогает ему действовать, выполнять какую-то работу в различных областях учебно-воспитательного процесса.
В дошкольном возрасте речь ребенка выполняет функцию обучения и коммуникации. Они обе важны и значимы. Прослушивание речи взрослого человека, ее понимание помогает ребенку усвоить определенную информацию, ознакомиться с устройством окружающего мира, познать принципы его функционирования. Учась говорить и выражать свои мысли правильными речевыми конструкциями, дети желают, чтобы их услышали и поняли
Им важно донести сказанное им до сознания собеседника
В процессе познания мира и формирования речи, ребенок ориентируется, прежде всего, на свои желания и потребности. К школьному этапу обучения, ребенок должен:
- владеть достаточным словарным запасом;
- уметь применять его в построении речевых конструкций;
- обладать навыками связной речи и понятной для окружающих;
- использовать речь для получения разнообразной познавательной информации;
- уметь строить коммуникативные связи со сверстниками и людьми старшего возраста.
Замечание 2
Достижение развития речевых навыков осуществляется постепенно, путем усвоения чего-то нового на каждом возрастном этапе развития.
Задачи языкового обучения
Для того, чтобы развивать связную речь детей, нужно решать и другие задачи языкового обучения:
- пополнение словарного запаса ребенка (благодаря богатому лексическому запасу слов дети могут правильно выражать свои мысли, максимально точно и полно выражая их словами);
- усвоение грамматических правил родного языка (ребенок должен уметь излагать свои мысли с помощью правильно построенных предложений, умело работать с падежами, родами и числами);
- формирование культуры звука (ребенок должен уметь внятно произносить используемые им в речи звуки).
Для того, чтобы сформировать хорошую связную речь, необходимо овладеть богатым запасом слов русского языка, усвоить использование существующих в языке норм и правил, научиться их практически применять. Также необходимо научиться работать с имеющимся языковым материалом, максимально полно и понятно передавать смысл прочитанного или услышанного текста, самостоятельно создавать свои тексты.
Особенности связной речи у старших дошкольников
Старшие дошкольник уже достаточно хорошо владеют связностью речи.
Для того, чтобы развивать мыслительные способности детей, нужно помогать им формировать представления и развивать общие понятия. Так дети быстро научатся обобщать что-либо, делать самостоятельные выводы, озвучивать собственные умозаключения.
В этом возрасте уже достаточно хорошо удается отвечать на поставленные вопросы. Дети умеют составлять не только краткие, но и достаточно развернутые ответы, которые наделены точным смыслом. Дети также уже начинают достаточно неплохо формулировать свои собственные вопросы. Также они могут дополнить или исправить своего сверстника во время диалогического общения.
Симптомы задержки речевого развития в 5 лет
Первое, на что нужно обратить внимание тем родителям, которые подозревают ,что у их ребёнка проблемы с развитием речи – это то, насколько она понятна. Признаки неразвитой речи:
- его не всегда могут понять посторонние люди;
- он говорит невнятно;
- из-за того, что речь неразборчива, трудно определить, насколько она грамотна, и какими грамматическими категориями он может пользоваться. Например, числом и родом имён существительных, падежами, числом и лицом глаголов;
- словарный запас очень мал, даже неспециалисту заметно, что он отстаёт от сверстников;
- фразы, используемые в речи, короткие и неполные, состоят из существительных и глаголов;
- неправильно произносится или не произносится совсем большое количество звуков.
Если у вашего ребёнка есть хотя бы один из этих признаков, можно с уверенностью сказать, что налицо речевая задержка.
Связность в разговорной речи
Самая простая и элементарная речь – это разговорная речь. Как правило, она возникает между двумя или более собеседниками. Эта речь носит ситуативный характер. Она обычно эмоциональна, так как люди очень хорошо друг друга воспринимают, взаимодействуют друг с другом не только речевыми высказываниями, но мимикой и жестами, а также темпом речи, интонацией и другими ее свойствами. Обычно во время разговорной речи обсуждается знакомая тема.
Синтаксис такой речи также очень прост: люди склонны использовать незаконченные предложения, часто задают вопросы и отвечают на них, высказывают короткие реплики.
Несмотря на свою простоту, разговорная речь также должна соответствовать определенным требованиям: она должна быть понятной другому человеку, логически выдержанной – только в таком случае она будет справляться со своей задачей общения. Дошкольники способны овладеть разговорной речью хорошо только под руководством взрослого.