Шаг 7. Не замалчивайте свои проблемы
Порой причиной отказа ребенка идти в сад становятся… личные проблемы родителей. Звучит странно, но это так. Чем чаще мы замалчиваем свои трудности, тем больше накапливается тревоги в семейном информационном поле. Ребенок не понимает, в чем причина напряжения, но считывает эту тревогу и может неосознанно воспринимать садик как разрушительный фактор. Особенно если это новый для него ритм жизни.
Для того чтобы снизить общий фон тревоги, проговаривайте свои проблемы вслух, будьте откровенны с ребенком настолько, насколько это позволяет его возраст. Вы можете сказать: «Милый, у меня сегодня болит голова, поэтому не пугайся, если я вдруг зарычу» или «Помни, пожалуйста, что я хмурюсь не из-за тебя, а потому, что у меня случились проблемы на работе». Либо: «Знаешь, мы с папой в последнее время часто не можем договориться, поэтому я бываю такая грустная».
– Очень полезная практика для семьи – рассказывать за ужином о том, как прошел день. Это может занять всего пять минут, но подарить ребенку понимание, что у взрослых есть свой мир, который диктует им свои радости и проблемы. Так он меньше будет переносить родительские тревоги на себя и свои дела.
Если воспитатель не реагирует…
Может возникнуть ситуация, когда жалобы родителя не приводят к результату. Тогда можно корректно поговорить с мамой ребенка, но в личном общении. Или же пойти к заведующему детским садом. Поговорите с другими родителями — вдруг есть еще «пострадавшие»?
Сейчас даже агрессивного ребенка не могут отчислить без согласия его родителей. В данной ситуации единственный выход — помощь психолога. Хороший специалист привлечет к решению проблемы не только ребенка, но и маму с папой. Но не все так просто — на это должны согласиться сами родители. Если они отказываются, тогда заведующий может созвать комиссию, которая решит — рекомендовать ли ребенка к отчислению или нет. Есть два момента. Первый — комиссия вынесет решение об отчислении, только если ребенок действительно представляет опасность. Они будут исходить, в первую очередь, из количества заявлений — если жалуетесь только вы, то даже комиссию вряд ли соберут. Второй момент — комиссия может только рекомендовать, а не отчислять.
Подготовка к детскому саду
Начинать готовиться к визиту в детсад стоит заблаговременно до предполагаемого первого посещения незнакомых условий. Не всем детям общение с посторонними доставляет радость и вызывает интерес. Если ваш ребенок стеснительный и сторонится чужих людей и незнакомых детей, даже самая профессиональная воспитательница не спасет малыша от стресса.
Что же делать?
Постепенно увеличивайте круг общения малыша. Ходите с ним к друзьям и близким, поощряйте разговоры с ровесниками на детской площадке, рассказывайте с кем нужно общаться, а с кем нет, обсуждайте с ним действия окружающих.Научите маленького человека общению с людьми! Покажите, как стоит просить у ровесников игрушки, как попросить разрешения у детей поиграть с ними или пригласить другого малыша в свою игру.Научите малыша, как нужно знакомиться с ровесниками. Если ваш малыш стесняется, начините спрашивать имена детей сами. Со временем малыш возьмет с вам пример и станет заводить знакомства самостоятельно.Организовывайте коллективные игры. Предположим, в мяч. Тем самым вы покажете ребенку, что играть в коллективе весело и занимательно.Уточните в детском саду, есть ли у них возможность посещения ребенка вместе с мамой на несколько часов в неделю. Если есть – это замечательная возможность постепенно адаптироваться к новым условиям.Узнайте ежедневный распорядок детей в детсаде и постепенно приучайте ребенка жить по такому распорядку
Особое внимание обратите на послеобеденный сон. Многие дети отказываются подчиняться «тихому часу» в детском саду, потому что дома днем они не спят
Если спать малыш категорически отказывается, приучайте его спокойно лежать это время.Учите ребенка самостоятельным играм! Малыш, который может играть сам, быстрее адаптируется в детском саду и начнет общаться с окружающими. Придумывайте для ребенка в сюжетно-ролевые игры. Они научат ребенка общаться, познакомят с окружающим миром и разовьют эмоциональный диапазон.Рассказывайте ребенку о детсаде в игровой форме. Объясните, что, когда мама и папа уходят на работу, детки ходят в детский сад. Расскажите, как там нравится деткам и как им там весело. Уточните, что деткам в саду нужно кушать и спать, а у каждого малыша там есть своя кроватка и шкафчик. Придумайте игру в «детский сад». Пусть игрушки ребенка станут «детками», а малыш заботливой «воспитательницей». Если вы будете обсуждать детский сад постоянно, ребенок захочет туда пойти и адаптируется быстрее.
Спросите у заведующей о возможности посетить детский сад с ребенком во время прогулки группы. Пусть чадо увидит, как гуляют ребятки и, как с ними общается воспитатель.Развивайте у ребенка усидчивость и концентрацию внимания. Для этого читайте ему сказки и стихи. Пусть по началу на долго ребенка не хватит, но постепенно увеличивая время, вы добьетесь сконцентрированности малыша.Приучайте ребенка к самостоятельной гигиене. Он почувствует себя уверенно в чужой обстановке, если будет знать, как пользоваться горшком, мыть руки и надевать обувь.Научите ребенка кушать без помощи взрослых, не отвлекаясь на телевизор и другие развлечения. Если он придет в сад без навыков использования ложки, вы рискуете оставить ребенка голодным. Воспитатели кормят деток, но ребят много, а время приема пищи ограничено распорядком дня.Укрепляйте иммунитет малыша. Одевайте его по погоде и начните процедуры закаливания.
Шаг 9. Не затягивайте прощание
Частая ошибка родителей – слишком долгое прощание. Это лишнее. Не давайте ребенку шанса почувствовать горечь расставания. Ритуальные объятия с поцелуем – и малыш должен бежать в группу. А чтобы ему было легче переключить тумблер «семья – садик», заранее настройте его на что-нибудь интересное, любое эмоционально заряженное событие, которое будет действительно интересно малышу. Иногда это намного эффективней, чем тысяча логических слов и объяснений. Это должна быть фраза вроде «Мы дойдем до садика и переоденемся в твои новые шортики / посмотрим, что дают на завтрак / проверим, как там поживает желудь, который ты закопал / скажем привет твоей лучшей подружке».
Вы знали все эти приемы? Какой возьмете на вооружение прямо завтра?
Если ребенка обижают в школе: советы психолога
В дошкольных заведениях и в начальных классах оказать влияние на нарушителя покоя легче, чем в средней школе, когда авторитет одноклассников перевешивает слова родителей и учителя. Издевательства над одноклассником – типичная проблема даже в самых престижных школах. Некоторые специалисты утверждают, что такого нет только в математических лицеях для одаренных детей. У юных гениев просто не хватает времени на такие пустяки.
Любой среднестатистический школьник может стать объектом насмешек. Причиной может быть медлительность подростка, необычный наряд, неблагозвучная фамилия, неуверенность в себе и другое. Если обижают ваших сына иди дочку, никогда не пускайте ситуацию на самотек. Такие моменты ломают характер и калечат судьбы. В течение жизни психические травмы, полученные в детстве, будут мешать в общении с людьми, при создании семьи и карьерном росте.
Родителям нужно поддерживать детей, учить давать отпор, выслушивать внимательно, если они пытаются протестовать против решений в семье, аргументированно объяснять, почему нужно сделать так, а не иначе. Вы – их первая аудитория, поэтому если в семье жестко подавляют малыша, заставляют его слепо во всем подчиняться, он может не найти в себе сил оказать сопротивление обидчику. Нельзя упустить момент, нужно вовремя прийти на помощь, чтобы подросток не утратил веру в справедливость.
О том, что ребенка обижают в школе, свидетельствует ряд признаков:
- возвращается домой с синяками и в грязи;
- на все вопросы придумывает отговорки;
- снижается успеваемость;
- пропадает желание ходить в школу;
- наблюдаются резкие перепады настроения;
- начинает вас обманывать, пропускает уроки;
- пропадают или портятся книги, ручки, альбомы, портфель, тетради;
- становится замкнутым и грубым.
Если на откровенный разговор вывести не удается, попытайтесь побеседовать с классным руководителем. Ни в коем случае не идите в школу и не устраивайте разборки. В среде подростков вашему сыну или дочке станет еще хуже. О наказаниях и беседах на повышенных тонах тоже речи быть не может. Самый оптимальный вариант – воспользоваться помощью профессионалов.
Помощь в создании психологического комфорта в школьном коллективе окажут специалисты центра психологической поддержки «Инсайт». Советы от наших детских психологов помогут Вашему ребенку освоиться в классе и почувствовать себя полноценной личностью. Мы научим подростка противостоять агрессии со стороны одноклассников. Звоните и записывайтесь на консультацию.
Чем помочь своему ребенку
Позаботьтесь о постепенном приучении малыша к садику, не стоит сразу оставлять его на целый день. Процесс адаптации должен быть постепенным и не травмировать чувства ребенка.
Создайте тихую спокойную обстановку, пусть в квартире по утрам будет все на пониженных тонах
Так важно, чтоб новый день начинался с положительных эмоций и радовал ребенка, повышая его настроения, даря заряд энергии на весь день.
Если у малыша возникают конфликтные ситуации, то очень важно их вовремя решать. Если вы замечаете какие-то изменения в поведении ребенка, попробуйте поговорить, выяснить причину, если нужно расспросите воспитателя.
Не оставляйте появившиеся проблемы без решения
Если бездействовать, ребенок все больше будет замыкаться, начнет испытывать чувство постоянного стресса.
Созывайте отношения доверительного типа. Очень важно, чтоб ваш малыш мог делиться своими переживаниями, рассказывал вам о том, что его сильно беспокоит, получал поддержку.
Уделяйте ребенку, как можно больше своего внимания, показывайте, насколько сильно вы его любите, проявляйте свою заботу.
Если малышу тяжело общаться со сверстниками ежедневно отправляйтесь на детскую площадку, пусть почаще играет с соседями. Желательно начать такое практиковать еще задолго до первого посещения сада.
Если вам попался плохой воспитатель, не созданный для работы с детьми, об этом необходимо написать коллективную жалобу на имя заведующей дошкольным учреждением.
Приучайте карапуза к дневному распорядку. Некоторые мамочки даже предварительно узнает режим дня в садике, а потом свое чадо приучают к нему.
Позаботьтесь о том, что ребенок должен с уважением относиться к воспитателям, к родителям, слушаться их беспрекословно и не перечить.
Если вашего карапуза обижает какой-то малыш, необходимо разобраться, что послужило причиной такого поведения. При необходимости пообщаться с родителями обидчика.
Кто несет ответственность за травму ребенка в детском саду?
Кто ответит за травму — Типичная картина: ребенок бегал на прогулке, споткнулся и разбил колено. Или двое детей не поделили игрушку, один толкнул другого, оставив синяк. Родители спешат разобраться в ситуации и направляются прямиком к воспитателю. И у них есть на это основание.
- проводить профилактику несчастных случаев во время пребывания детей в организации;
- расследовать несчастный случай, если он уже произошел;
- уметь оказать первую помощь по необходимости.
«В соответствии с ч.3 ст.1073 Гражданского кодекса РФ ответственность за вред здоровью, причиненный малолетнему во время его нахождения под присмотром в образовательной организации, всегда ложится на образовательную организацию», — комментирует член адвокатской палаты Москвы Ольга Крылова.
- Обязанности воспитателя в отношении охраны жизни и здоровья детей на территории сада регулируют его трудовой договор и должностная инструкция.
- Но и они основываются на действующем законодательстве.
- Оставленные без присмотра ножницы, сломанные качели, открытый канализационный люк на детской площадке — все это угроза безопасности ребенка, которую обеспечивает сад.
И даже если ребята повздорили, в результате чего один из них или оба получили травму, виноватым останется воспитатель, который за ними «недосмотрел». «Виновато будет учреждение, которое не обеспечило надлежащий надзор. Даже родители обидчика в этом случае ответственности не несут», — говорит председатель ростовской областной коллегии адвокатов «Паритет» Надежда Швырева.
В каком возрасте начинать ходить в сад?
Детский психолог Екатерина Ильичева советует отдавать ребенка в садик в возрасте до 2,5 лет или после 3,5. Дело в том, что ребенок переживает кризис трех лет, и случается он, как правило, в промежутке от 2,5 до 3,5 лет. Кризис сопровождается истериками, упрямством, резкой сменой настроения. Приучение к детскому саду и так большой стресс для ребенка, поэтому нежелательно сочетать эти два непростых периода.
Воспитатели советуют водить ребенка в группу короткого дня, на три-четыре часа, потому что впоследствии ребенок намного легче и быстрее привыкает к нахождению в саду в течение всего дня.
Публикация «Консультация для родителей „Что делать, если ребенка обижают в детском саду?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
«Давай поменяемся игрушками, если ты хочешь мою, я могу с тобой поменяться на что-то другое»
«Я сейчас поиграю и потом ты, когда я закончу, ведь я первая взяла!» и т. д.
2. Стратегия поиска социальной поддержки.
Научите ребенка просить помощи
Очень важно, чтобы ребенок умел просить помощи, звать на помощь, если сам не справляется. Ведь и мы взрослые, когда нам не хватает своего ресурса для решения какого-либо вопроса, идем за помощью (к родным и близким, друзьям, разного рода специалистам)
Здесь можно транслировать ребенку идею рассказывать о своих трудностях воспитателям/нянечке и конечно же поощрять такое, если ребенок рассказывает Вам (ОН не «ябеда», ему нужна ваша помощь).
Кстати, слезы и плачь, тоже являются признаками поиска социальной поддержки, но этому ваш ребенок обучен и без вас, правда, чем старше ребенок становиться, тем меньше проявляет эмоции через слезы, и тут важно, чтобы он научился осознанно просить помощи, не слезами, а словами. Обучать чувствам и контейнировать их (учить справляться/понимать) – задача взрослого, не ребенка, он пока сам этого делать не умеет!. 3
Стратегия ухода
3. Стратегия ухода.
Бывают в жизни ситуации, в которых нужно просто уходить, не включаться в борьбу, в которой заведомо потерпишь поражение. Вы ведь не станете вступать в борьбу с человеком, у которого конфликтный потенциал больше чем у вас? Из инстинкта самосохранения, нужно бежать так, чтобы «пятки сверкали». Так и в этой ситуации, бывает другой ребенок по каким-то своим причинам агрессивный, и ваш ребенок с таким в споре не сможет договориться НИКАК, поэтому нужно научить его не играть с ним, обходить его, насколько это возможно, без ущерба своим личным границам.
4. Активно-агрессивная стратегия.
Или, проще говоря, дать сдачи! Хорошо, если ребенок умеет давать сдачи, когда его обижают. Если вы исчерпали все мирные способы донести до человека, что он нарушает ваши границы, то на агрессию нужно ответить агрессией, иначе другой так и будет думать, что вы стерпите, вас можно бить, обижать и т. д.
Это основные стратегии выхода из сложных ситуаций
Очень важно не зацикливаться на какой-то одной, здорово, если ваш ребенок, да и вы сами, можете подбирать стратегию поведения в зависимости от контекста ситуации. Где-то нужно и сразу сдачи дать, а где то уйти, если другие варианты не подходят
В общем, развивать различные стратегии и давать свободу выбора ребенку, в зависимости от ситуации.
Помимо всего этого, нужно чаще разговаривать с воспитателями. Задавать вопросы относительно поведения вашего ребенка, связанные с другим ребенком конфликтных ситуаций, спрашивать то, как ваш ребенок справился или не справился, какую политику ведут воспитатели в группе
Таким образом, воспитатели будут чаще обращать внимание на вашего ребенка и на того, кто обижает и, возможно, больше контролировать ситуацию
Советы родителям
• Никогда не стыдите своего сынишку, который пришел из садика с синяком или ссадиной. Некоторые папы и дедушки этим «грешат» : они начинают взывать к его мужскому началу («Ты же мужик! Терпи! Не плачь! Хватит жаловаться! Разберись сам!»). Ребенок почувствует себя очень одиноким без поддержки со стороны самых близких людей, а это никак не поспособствует воспитанию в нем мужества.
• Чаще разговаривайте с воспитателем не о том, какой плохой Вася-Коля, а о том, как ведет себя именно ваш ребенок. Причин для издевок в детском коллективе может быть довольно много (необычная фамилия, имя вашего чада, особенности его внешности — рыжий, с веснушками, одежда, в которой вы отправляете малыша в садик и так далее). Если причина устранима, сделайте это. Есть и дети, которые сами провоцируют других на агрессию (они ведут себя тихо, мирно, но не преминут подложить «свинью» ровеснику при удобном случае). Не забывайте работать над такими недостатками у собственного ребенка.
• Повысить уверенность малыша в своих силах помогут занятия спортом — борьбой, единоборствами, плаванием, легкой атлетикой. Обычно малыши, которые реализуются в спорте, в детских коллективах ведут себя более уверенно, четко очерчивают свои границы и могут за себя постоять.
• Если довелось столкнуться с родителями обидчика, не делите детей на «твоего ребенка» и «моего ребенка», проблема у вас общая: один малыш обижен, другой — обидчик. Но в конфликте всегда участвуют двое, будет хорошо, если усилия удастся объединить.
Главное — научите ребенка быть великодушным и прощать.
Радуга у вас какая-то некрасивая
В новом садике было все чудесно. Но однажды, когда В. не послушался воспитателей на улице, ему сказали: «Раз плохо себя ведешь, отдадим тебя завтра в твой старый детский сад». Никто и не подумал, что невинная вроде бы фраза возымеет такой эффект. «Когда я пришла за сыном, он плакал всю дорогу и не верил, что я не отдам его в старый детский сад. У него снова исказилось лицо, задергался плечевой пояс. Мы уже лечились у невролога, а тут пошло обострение. Мы вызвали скорую», – рассказывает Ольга.
Но маленький мальчик В. никак не верил взрослым. «Я снова и снова уговаривала сына, что нет, ему не придется идти в старый детский садик. И тут он спросил: «Мама, значит, мне больше не придется спать в туалете с крысами? Для меня это был шок!» – до сих пор с содроганием вспоминает Ольга.
Да, мама сначала не поверила своему маленькому сыну. Но ребенок рассказал подробности. Оказалось, что его, как и некоторых других мальчиков, воспитательницы иногда укладывали спать в туалете. В наказание за то, что не спят в тихий час. Или шумят. Детей клали на раскладушки, запирали дверь и гасили свет. И еще обещали, что их будут есть крысы. Обещание было реальной угрозой: и дети, и сотрудники сада не раз видели крыс в здании.
Дети вообще мешают воспитателям, когда те хотят в тихий час тоже отдохнуть, выпить чаю. Но стоит уйти из группы, как ведь маленькие хулиганы шумят и прыгают на кроватях. Ну что с ними делать?
«Их наказывали. Кого-то выводили в коридор, кого-то в раздевалку», – говорит Ольга. – Был случай, когда детей наказывали за шум и по-другому: воспитатели пили чай в помещении другой группы, туда приводили тех, кто не спит в тихий час, и заставляли стоять с поднятыми руками. «Они пили чай. А дети должны были стоять перед ними с поднятыми руками. Присутствовали и воспитатели других групп, и музыкальный руководитель – значит, это там нормальная практика?» – удивляется Ольга.
Неловкость и медлительность малышей тоже раздражали взрослых. Когда у В. не получалось выполнить какие-то упражнения в спортзале, его запихивали в подсобку с граблями. Там было только маленькое окошко, закрашенное краской. И закрывали дверь. А однажды дети рисовали радугу, получилось не у всех, и воспитательница, разозлившись, размазала свежие гуашевые рисунки по лицам детей.
Родители ничего не знали: детям в садике запрещали что-то рассказывать. И только В., не выдержав, поведал, наконец, своей маме все подробности своей садовской жизни.
«Меня поражает то, что ведь юной воспитательнице всего 20 лет! Откуда такая жестокость? А вторая воспитательница, та, у которой двое детей, вела себя так и со своими детьми. Дочь за то, что та не хотела есть (девочка тоже ходила в этот садик), швырнула в сторону так, что та даже проехалась на коленях. Раз она так обращается с родной дочерью, то чего ждать от нее другого отношения к чужим детям?» – возмущается Ольга.
Стоит ли водить малыша в ДОУ, если он плачет?
Лучше отказаться от посещения сада, если:
- Посещение садика не нужно никому из членов семьи, и при этом у мамы есть возможность оставаться с малышом дома.
- Трудная адаптация приводит к тяжелым психологическим проблемам у ребенка.
- Если ребенок еще привязан к материнской груди, это станет огромной проблемой при адаптации, т.к. разлучаться придется не только с мамой, но и с теми благами, которые малыш получает от маминой груди, которая к садиковскому возрасту воспринимается уже больше как источник успокоения.
- Если недавно в жизни ребенка произошли другие кардинальные изменения. Например, переезд или рождение братика/сестренки. Не успеет малыш адаптироваться к одной ситуации, как ему предложат новую.
Доверительная беседа с воспитателем
Теперь, когда картина конфликта более-менее прояснилась, пора доверительно поговорить с воспитателем и разузнать, кто обижает вашего ребенка, в какие моменты это случается и как воспитатель оценивает происходящее.
Во время беседы выразите обеспокоенность возникшей проблемой, попросите воспитателя некоторое время понаблюдать, как малыш общается с другими детьми, особенно с обидчиками. Предложите ему выступить в роли миротворца и помирить детей.
Если источником проблемы является один агрессивно настроенный ребенок, обратитесь к его родителям и попытайтесь найти совместное решение проблемы. Если вы не уверены, что сможете выстроить с родителями обидчика конструктивный диалог, действуйте через воспитателя.
Педагог, будучи свидетелем происходящего, сможет объективно донести до родителей обидчика суть ваших претензий.
Если ребенок не хочет ходить в детский сад. Памятка для родителей «Если ребёнок не хочет идти в детский сад»
Наталья Паламарчук Памятка для родителей «Если ребёнок не хочет идти в детский сад»
Способы выражения протеста
1. Словесная форма протеста. Ребёнок не скрывает того , что он не хочет идти в садик .Проговаривать он это может по-разному:
Спокойно,идя домой или перед сном: чаще всего так бывает, когда в группе произошёл какой-то частный, единичный конфликт, о котором малыш со временем забудет, так что не стоит акцентировать на этом внимание. Это будет высказываться ежедневно, с надрывом, по утрам чаще всего, и сопровождаться слезами, криками, истерикой
Это будет высказываться ежедневно, с надрывом, по утрам чаще всего, и сопровождаться слезами, криками, истерикой.
Если в первом случае нужно лишь переждать, пока в ребёнке перестанет говорить обида, то во втором придётся предпринимать срочные меры.
2. Истерика. Нежелание ходить в садик нередко выражается истерикой, симптомы
которой хорошо знакомы многим родителям :
Ребёнок громко кричит , что не хочет идти в детский сад , при этом ничего и
никого не замечая вокруг, не реагируя на слова и утешения родителей .
Начинает всё кидать, топать ногами, махать руками, даже биться головой об пол
или стену, не чувствуя при этом боли.
Громко, истошно плачет, рыдает, слезы текут «ручьём» , смотрит обиженно,
исподлобья.
Подобная истерика требует мгновенной реакции родителей . Во-первых, нужно срочно
выяснять причину, почему ребёнок так категорически не хочет идти в садик . Во-вторых, это
болезненное состояние, которое требует лечения. Малыша придётся показать психологу или
психотерапевту.
3. Плач. Если ребёнок по утрам плачет , не хочет идти в детский сад , но до
истерики дело не доходит, нужна сначала — беседа с самим крохой, а потом — с
воспитателем.
4. Скрытые формы протеста. Гораздо проще, если ребёнок не хочет ходить в
садик и показывает это своим поведением или говорит об этом открыто, потому что родители
об этом знают и могут предпринять какие-то меры. Гораздо сложнее, когда об этом
приходится только догадываться. В помощь родителям — симптомы подобного скрытого
протеста:
• ребёнок постоянно тянет время по утрам, собираясь в садик;
• придумывает любые предлоги, чтобы туда не идти : «у мамы выходной сегодня» ,
«с ним может посидеть бабушка» , «он заболел» , «куколок не с кем оставить» , «плохая
погода» — детская фантазия бывает без преувеличения безграничной;
• по утрам у него нет настроения, хотя в открытую он не говорит, что не хочет
идти в садик , тогда как из него он бежит вприпрыжку;
• в своих рисунках он раскрашивает детсад в чёрные тона , в ролевых играх,
которые он обыгрывает это учреждение, всегда присутствует конфликтная ситуация;
• у ребёнка может пропасть аппетит, начаться бессонница.
Предлагаемые меры:
1. Выяснение причин
1) Поговорить с ребёнком . Забирая его из садика, обязательно спрашивайте, как у
него прошёл день. В таком разговоре он может рассказать, кто его обижает из детей или что
воспитатель слишком громко кричит. В 80% случаев этого достаточно, чтобы выявить
причины, почему он не хочет туда ходить .
Что делать родителям, если малышу причиняет обиду воспитатель или бьет?
Самое страшное происходит, когда детей обижают не сверстники, а воспитатель: унижает, оскорбляет или даже бьет. Помимо психологической травмы, сложность возникает в выявлении самого факта насилия: ребенка очень трудно попросить о помощи родителей.
Выход из этой ситуации один – вам необходимо спокойно, без эмоции поговорить с воспитателем, выявить действительность факт насилия. Сказать, что подобное поведение неприемлемо. После этого идите к заведующему и пишите заявление с просьбой перевести вашего ребенка в другую группу (сад), на родительском собрании поставьте вопрос об увольнении воспитателя (жертв может быть несколько).
Первые действия
Если ваш ребенок пришел домой со следами драки или жалобой на то, что его обижают, нужно обратиться к воспитателю лично. Не стоит писать в родительский чат или сразу звонить родителям обидчика, потому что ситуация может быть совсем не такой, какой кажется на первый взгляд. Каждый родитель будет защищать своего ребенка, и разбираясь в ситуации самостоятельно, вы можете нарваться на агрессию. Ваша задача — не участвовать в конфликтах, а решить проблему как можно скорее.
«Если ребенок жалуется, конечно, родителю стоит подойти к воспитателю и узнать, в чем действительно дело. Мама может на эмоциях защищать собственного ребенка, хотя синяк или ссадина могла появиться в результате защитной реакции. Другими словами, „жертва“ может быть и агрессором, которому дали отпор. В любом случае, надо разговаривать с воспитателем», — говорит Екатерина.
Что может сделать воспитатель? Поговорить с родителем агрессора, подключить психолога и заведующего детским садом к решению проблемы.
Когда привычка перерастает в болезнь
Если своевременно не бороться с данной вредной привычкой, впоследствии она может перерасти в полноценную болезнь. Это происходит по мере взросления ребенка. Можно сказать, что при поступлении в школу, кусающийся ребенок уже является психически больным.
С одной стороны, к началу первого учебного года он должен уже многое понимать, однако повзрослевший «малыш» продолжает кусаться. С другой стороны, сама «привычка» с возрастом только развивается, и в первые учебные годы из «кусаки» получится ущербная личность с девиантным поведением.
В это время бороться с «кусачеством», неконтролируемой агрессией и всеми остальными «прелестями» должны уже врачи – психиатр, невролог, детский психолог, — но даже для специалистов справиться с болезнью – задача непростая.
Одна из причин развития детской жестокости – уверенность ребенка в том, что ему все будет сходить с рук, ведь до сих пор окружающие только умилялись его шалостям.
Более подробно о том какие еще бывают вредные привычки у детей и как от них отучать ребенка, можно узнать здесь: Беседа с детьми о вредных привычках
Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Пути преодоления этой проблемы
Если ребенок является аутсайдером в детском коллективе по причине недостаточно модной одежды или мобильного телефона, не стоит бросаться в крайности – игнорировать эту проблему или же сразу покупать самую дорогую модель. Необходимо поговорить с ребёнком, какую бы вещь он хотел иметь, обсудить план предстоящей покупки – как сэкономить деньги для приобретения телефона, когда купить, на какой модели остановиться
Так ребенок будет чувствовать значимым, потому что с его мнением будут считаться – а это очень важно.
Если ребенка не принимает детский коллектив по причине излишней полноты или худобы, решение этой проблемы может быть в занятиях спортом. Необходимо записать ребенка в спортивную секцию, заняться программой по его оздоровлению
Хорошо, если в спортивную секцию он пойдёт с кем-нибудь из одноклассников, друзей по детской площадке, детского сада – у него появится больше возможностей контактировать с другим ребенком, обрести в его лице друга и единомышленника.
Родителям необходимо понять самим, а также дать понять ребенку – из-за каких его поступков, качеств, выходок с ним не хотят общаться сверстники. Ребенку необходимо помочь преодолеть трудности в общении, а также свои собственные комплексы, и в этой работе очень хорошей поддержкой будет консультация опытного психолога.
Ребёнку, имеющему трудности в социальной адаптации, родители могут рассказать о собственном опыте в детстве, когда они также оказывались в одиночестве, без друзей.
Родителям, как самым близким ребёнку людям, не стоит отмахиваться от этой детской проблемы – одиночества – в надежде, что все «само пройдёт». Нужно посвятить ребенку максимум внимания, посещать с ним детские мероприятия. Поскольку ребенок, имеющий трудности в общении со сверстниками, наиболее спокойно чувствует себя в своей привычной домашней обстановке, нужно устраивать у себя дома детские праздники – и на День рождения малыша, и просто так.
Ребенок должен обязательно чувствовать поддержку родителей. Ему необходимо постоянно говорить, что они его любят, что вместе они решат все проблемы, что он сильный и очень уверенный в себе. Ребенку можно поручить раздать детям на детской площадке конфеты или яблоки – он сразу станет «авторитетом» в детской среде, и это будет первым шагом в его правильной социализации.
Каждую инициативу замкнутого и нерешительного ребенка необходимо поддерживать, ободряя его. Любые его шаги, пусть и неловкие, к установлению контактов с другими детьми, нужно поощрять и хвалить. Ни в коем случае при ребенке нельзя говорить плохо о тех детях, с которыми он чаще всего играет или общается – это может убить на корню всю его дальнейшую инициативу.
Для наилучшей адаптации ребенка необходимо учить уважать других детей, уметь говорить «нет», управлять своими эмоциями и находить приемлемые формы их демонстрации окружающим людям. Лучший способ адаптации ребенка – через коллективные игры с участием и под мудрым руководством взрослых людей. Можно организовывать веселые конкурсы, театральные представления, сюжетно-ролевые игры – всё пойдёт только на пользу, и вскоре у ребенка появятся друзья, а он сам научится правильно выстраивать контакты с окружающими людьми.
Если ребенок, не имеющий друзей, посещает уже детский сад или школу, родителям необходимо поделиться своими наблюдениями и переживаниями с педагогом. Взрослые люди должны вместе продумать пути социализации данного малыша, его мягкого вливания в активную жизнь коллектива.