Детский аутизм. как общаться с особенными детьми?

Методы обучения детей-аутистов

Про стигму

— Знает ли ваше близкое окружение о диагнозе Артема?

— Да, все знают. Кроме коллег, не хочется от них жалости. Нам очень повезло с садиком: реакция администрации и воспитателя была адекватной. Наши родители и некоторые друзья вообще сначала убеждали, что мы наговариваем и всё будет хорошо. А когда разговор зашел про оформление инвалидности, смотрели с непониманием: зачем нам это клеймо? В итоге сочувствуют, есть друзья, которые помогали в те или иные моменты.

— Вокруг аутизма есть много стигм. Например, что это априори замкнутые дети, что это одаренные дети, что это дети с умственным развитием. На самом же деле всё индивидуально. С какими стереотипами вы столкнулись, в какие сами верили еще до того, как узнали больше об этом расстройстве?

— История про савантов самая неприятная, что вот были ученые и музыканты с аутизмом. Потому что «вот чего вы расстраиваетесь, ребенок одаренный, вот сколько одаренных с аутизмом». А правда в том, что на одного гения сто детей с проблемами, и никто не видит, чего стоит жизнь здесь и сейчас с особенным ребенком.

— Некоторые мамы и папы не хотят признавать, что у их ребенка аутизм, объясняя его поведение особенностями характера. Связано ли это с внутренней стигмой?

— Я считаю, что тут два источника проблемы. Первое — это, конечно, общественное осуждение. «Ребенок не нормален», часто такие родители прячут своих детей в чулан, это очень печально. Второе — это родительский опыт, и мир, разрушенный по факту, еще цел в голове. На эту тему есть очень хорошая шведского психолога Гурли Фюр «Запрещенное горе. Об ожиданиях и горе, связанных с ребенком, родившимся с особенностями развития». В ней хорошо расписан процесс принятия. Основное, что я оттуда взял, — это то, что нужно «похоронить» ребенка мечты, отгоревать и начать заниматься тем ребенком, который есть.

Возможности клиники «Огни Олимпа»

  • Диагностика расстройств аутистического спектра — Маркова Алина Игоревна и Мешкова Елизавета Сергеевна, детские психиатры клиники.
  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) детей с РАС — Павшинцева Елена Сергеевна, психолог для детей с 5 лет
  • В клинике есть все необходимые специалисты для комплексной помощи пациентам с РАС.

Занятия для детей с РАС

Наши партнеры в Пространстве Индиго специализируются на помощи малышам и ребятам постарше. Все занятия в пространстве адаптированы для детей с РАС. Команда профессионалов состоит из дефектологов, логопедов, педагогов и психологов. Пространство организует раннюю помощь в направлениях:

  • Денверская модель раннего вмешательства (ESDM) и запуск речи,
  • сенсорная интеграция,
  • коммуникативные группы,
  • КПТ-психотерапия,
  • логопедические занятия,
  • адаптивная-физическая культура (АФК) для детей с ОВЗ,
  • логоритмика,
  • музыка.

Маркова Алина Игоревна, детский психиатр

Понятие и характеристики аутизма

Аутизм — это сложное психическое расстройство, которое влияет на то, как человек взаимодействует с окружающим миром. Характеризуясь трудностями в общении, социальном взаимодействии и повторяющимся поведением, аутизм может проявляться по-разному. По оценкам, расстройство аутистического спектра диагностируется у одного из 100 детей.

Впервые понятие аутизма было введено психиатром Лео Каннером в 1943 году. С тех пор было проведено много исследований, чтобы лучше понять это состояние и его особенности. В целом, люди, страдающие аутизмом, испытывают трудности с пониманием социальных сигналов и вступлением в разговор. Им также может быть трудно контролировать свои эмоции или демонстрировать поведение, соответствующее определенным ситуациям. Кроме того, люди с аутизмом могут заниматься повторяющимся поведением или деятельностью, например, раскачиваться вперед-назад или хлопать в ладоши.

Важно отметить, что не все люди с аутизмом испытывают одни и те же симптомы или проявляют их в одинаковой степени; каждый человек переживает это по-своему. Поэтому важно понимать, что при лечении людей с аутизмом не существует подхода «один размер подходит всем»

Скорее, планы лечения должны быть разработаны специально для каждого человека с учетом его индивидуальных потребностей и способностей.

Не выходите за пределы способностей ребенка

Дети с аутизмом могут отличаться хорошими навыками в одной области, но иметь задержку в других областях. Например, вашему ребенку может быть очень трудно бросить или даже подкатить мяч, но он может с удовольствием прыгать на гимнастическом мяче.

Типичная ошибка — переоценка способности ребенка выполнить простые задания или принять участие в игре. Ищите способы упростить задание. Когда общаетесь с ребенком, опирайтесь на то, что он точно умеет делать.

Делайте вместе простые, короткие и повседневные занятия, например, чистите вместе зубы в одно и то же время, или заклеивайте и отправляйте письма. Моделирование таких действий взрослым помогает ребенку учиться.

Потом вы поймете, что пора переходить на следующий уровень. Сделайте его развлечением.

«Меня уверяли, что ставить диагноз рано, и я хваталась за эту мысль»

Моя беременность Андреем проходила нормально. Не могу сказать, что было легко: и токсикоз, и сильный тонус, и проблемы с давлением были. Но каких-то особых ужасов удалось избежать.

Самым запоминающимся был момент, когда первый тест показал две полоски. Потому что с ним пришло ощущение случившегося чуда. Ещё мне очень нравилось слушать сердцебиение сына специальным прибором. Мне кажется, это самый прекрасный звук в мире. И за него я была готова даже смириться с необходимостью посещать женскую консультацию.

Зерно сомнений также заронила врач, которая делала массаж Андрею на дому. Видно было, что она находится в некотором замешательстве и не может понять, что происходит с ребёнком.

Первое упоминание расстройства аутистического спектра случилось на приёме невролога в год и девять месяцев. И потом в течение года другие специалисты, к которым мы обращались — неврологи, психолог, дефектологи, психиатр — уверяли меня, что надо подождать и так рано нельзя поставить диагноз. Сначала я хваталась за эту мысль, чтобы научиться заново дышать. А потом решила сама изучать проблему.

Роль игры

Дать определение игры очень трудно, так как многие виды деятельности могут быть отнесены к игре. (Пухова, 2007).  Игра проходит разные стадии в процессе развития ребенка от игры с телом, например, пальчиковые игры, простое перекладывание предметов, а затем движется к символической игре. Это движение и надо принять за вектор работы с аутистом. В нашей книге «Символическая игра и общее развитие от двух до трех лет» представлена подробная картина зарождения и развития символической игры (Пухова, 2005). В книге приведении протоколы игры в случае нормального развития ребенка, но этот дневник может послужить образцом для работы на начальном этапе. В норме мы легко прослеживаем, что символическая игра связана с общим психическим развитием ребенка.

Игра давно считается средством самовыражения для ребенка. На ранних этапах развития речь служит ребенку лишь дополнением к игре и не является необходимым условием для общения. Дети играют ради удовольствия и не задумываются о стадиях игры или о ее развивающих функциях. С аутистами все выглядит иначе.

Игрушки для детей аутистов

Для детей с аутистическим спектром нарушений лучше подбирать игрушки, которые помогают развивать чувства осязания, при этом они должны быть просты и понятны малышу.

Главная цель игрушки — создать взаимосвязь между ребенком с аутизмом и окружающей средой/родителями/ровесниками. Лучше подбирать игрушки для детей более младшего возраста.

Часто детки с аутизмом негативно относятся к новым игрушкам, которые не соответствуют критериям старых. Но вносить разнообразие в игровой процесс нужно обязательно, только делать это нужно очень аккуратно.

Что же подойдет ребенку аутисты?!

Это могут быть:

  • яркие картонные и тряпичные книги;
  • конструкторы;
  • лото;
  • фигурки с рельефной поверхностью;
  • кубики или карточки с изображением букв, цифр, предметов;
  • игрушки, издающие звуки;
  • пазлы;
  • небольшие домики и надувные горки;
  • мультипликационные герои;
  • головоломки;
  • крупная мозаика;
  • самодельные сенсорные игрушки;
  • другие игрушки, понравившиеся ребенку.

Про лечение

— Взаимодействует ли ваш ребенок с психотерапевтом (арт-терапевтом, психиатром, другим специалистом) в области ментального здоровья?

— Можно сказать, нет, в начале работы с сыном мы брали консультации поведенческого специалиста и психолога. Единственное, при посещении центра реабилитации нас ведет психиатр, но он скорее фиксирует состояние и дает общее направление работы.

— Есть мнение, что если аутизм диагностирован рано и ребенком активно занимаются, то к школьному возрасту симптомы могут нивелироваться. Это так?

— Отчасти. Если с ребенком работать, дефициты частично компенсируются, вплоть до того, что он сможет ходить в школу со сверстниками. Это малая часть.

Но это не значит, что у него не будет проблем с социализацией и коммуникацией. Да и вообще, задача вмешательства в первую очередь — это сократить разрыв от нормы, а стопроцентное компенсирование — это тот идеал, который недостижим, но является ориентиром.

— Насколько важны лекарства при лечении аутичного ребенка?

— Я придерживаюсь мнения, что медикаментозная поддержка вообще не нужна, если для этого нет оснований, связанных с безопасностью (например, при агрессии и аутоагрессии).

Ну и часто при аутизме бывают сопутствующие проблемы, такие как проблемы сна или судороги, которые требуют медикаментозного вмешательства. Возможно, когда ребенок будет старше, могут потребоваться антидепрессанты или транквилизаторы, но как это всё диагностировать, если у ребенка дефицит вербальных навыков, непонятно.

— Какие еще существуют методы?

— Популярна безглютеновая и бесказеиновая диета, но мне кажется, что, если нет непереносимости этих белков, смысл ее сомнителен.

Если есть ресурсы, нет ничего плохого в анимал-терапии: канис (взаимодействие с собаками), иппотерапия (с лошадьми). Это позитивно влияет на улучшение сенсорной интеграции. Хотя вот поездка к дельфинам — весьма сомнительное мероприятие: при большой стоимости это, по сути, потеря времени и денег.

«Заниматься с ребёнком с аутизмом никогда не рано и никогда не поздно»

Ранний детский аутизм Андрею поставили в 2 года и девять месяцев. И судя по случаям, с которыми я знакома, это очень большая редкость для региона, в котором мы живём — Сибири.

Через месяц после постановки диагноза мы отправились в город Томск на интенсивные занятия в рамках прикладного анализа поведения (ABA-терапии). Там появились первые навыки: сотрудничества, имитации, учебного поведения. Перед поездкой я прошла первый модуль для родителей и начинающих специалистов по АВА, чтобы потом, после возвращения из Томска, заниматься с сыном самостоятельно.

Мы используем только психолого-педагогическое сопровождение: это регулярные занятия, направленные на развитие речи, расширение мотивационной сферы, формирование игровых навыков и навыков самостоятельности, познавательную и продуктивную деятельность. Регулярно ходим в бассейн, где Андрей занимается с инструктором в группе сверстников. Так как все занятия на платной основе и никакого маршрута, рекомендованного для таких детей нет, то приходится мониторить услуги и подбирать занятия самостоятельно. Сейчас хотелось бы найти ещё одного логопеда, групповые занятия и какую-то спортивную секцию для Андрея.

Фото из личного архива героини

Про аутизм сложно рассказать простыми словами. Хотя в международном классификаторе болезней для описания используется триада нарушений: нарушение коммуникации, трудности в социальном взаимодействии и стереотипное поведение.

Но при этом многие считают, что аутизм — это проблемы в общении. Это не так

Аутизм — это непонимание самой сути процесса коммуникации: что после вопроса следует ответ, что можно использовать речь для получения желаемого, ответить жестом, обратить внимание другого человека на заинтересовавший тебя предмет с помощью взгляда или вокализации. Нейротипичных детей не надо этому учить, они способны считывать ситуацию, запоминать, обобщать, копировать поведение других и выбирать свои варианты

Для ребёнка с аутизмом необходимо проводить специальные занятия для обучения тому, чему в норме ребёнок учится самостоятельно

Мне кажется, самое важное, что должны понимать родители ребёнка с аутизмом — это то, что заниматься никогда не рано и никогда не поздно. Это самый доступный и важный элемент реабилитации

Главное, чтобы эти занятия были в радость для ребёнка.

Не делайте предположений о чувствах и мыслях ребёнка

В большинстве случаев вы можете правильно распознавать чувства людей, наблюдая за их поведением, лицами и жестикуляцией, а так же слушая их речь. Люди с РАС могут  говорить очень мало или не разговаривать вовсе, они могут говорить ровным тоном даже когда они возбуждены. Язык их тела, мимика и жесты, зрительный контакт могут сильно отличаться от обычных людей. Мы можем часто ошибаться, даже глядя на обычных людей, что уж говорить о понимании тех, кто ведёт себя не так, как большинство окружающих.

Мы не можем быть уверены, что отсутствие зрительного контакта или ровный тон речи, говорят о том, что ребёнку грустно. Существует очень большая вероятность, что ваши предположения ошибочны!

В общении употребляем простые предложения

В разговоре с ребенком используем четкие, сформулированные, короткие фразы. Например, говорим: «Садись на кровать» и подкрепляем свою фразу визуальным жестом, если это необходимо. Употребляйте простые предложения. Не стоит загружать речь множеством дополняющий друг друга слов. Развернутые предложения с множеством причастных и деепричастных оборотов для ребенка с аутизмом превращаются просто в какой-то шум. Такая речь перестает быть функциональной для ребенка и он в итоге не поймет, что вы от него хотели.

Ваша речь должна быть максимально не перегружена лишними фразами,функциональной и понятной.

Рекомендации родителям по уходу за детьми с РАС

Самообразование: одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать,— это узнать об аутизме и его различных аспектах. Узнайте о различных типах аутизма, о том, какие существуют методы лечения, и о том, как распознать признаки дистресса или трудностей у вашего ребенка. Это поможет вам лучше понять потребности вашего ребенка и наилучшим образом удовлетворить их.

Установите распорядок дня: установление постоянного распорядка дня может быть полезно для детей с аутизмом, поскольку это помогает им чувствовать себя уверенно и комфортно в своей среде

Кроме того, с помощью распорядка им легче понять ожидания и со временем выработать хорошие привычки.

Создайте атмосферу принятия: важно, чтобы ваш дом был местом, где ваш ребенок чувствует себя в безопасности, не боясь осуждения или критики со стороны окружающих. Поощряйте позитивное взаимодействие между членами семьи и одновременно устанавливайте четкие границы, чтобы все знали, какое поведение допустимо в домашней обстановке.

Ищите поддержки: забота о ребенке с аутизмом иногда может быть непосильной задачей, поэтому не стесняйтесь обращаться за поддержкой к членам семьи, друзьям или профессионалам, таким как терапевты или учителя специального образования, которые специализируются на работе с детьми с аутизмом.

Заботьтесь о себе: как родителю, вам тоже важно заботиться о себе! Убедитесь, что вы достаточно отдыхаете, регулярно занимаетесь спортом, едите здоровую пищу и находите способы расслабиться в течение дня, чтобы у вас было достаточно энергии и терпения при решении сложных ситуаций, связанных с поведением вашего ребенка.

Воспитание ребенка с аутизмом требует терпения, понимания и много любви, но, следуя этим советам, вы сможете обеспечить наилучший уход за вашим малышом!

Ответьте на вопросы теста для оценки состояния Вашего психического здоровья
Тест на выявление гиперактивности и импульсивности

Данная статья проверена экспертом:

Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог

Дети аутисты, как распознать

Особенности проявления аутизма зависят от возраста ребенка

Чтобы вовремя распознать аутистические признаки, необходимо тщательно следить за календарем развития ребенка по месяцам, а также обращать внимание на тревожные симптомы

Рассмотрим, по каким симптомам мамы могут заподозрить аутизм у своего чада с учетом возраста.

Крохи до года:

  • Малыш никогда не улыбается, отсутствует спектр ярких эмоций.
  • На фоне других детей, малыш-аутист выглядит неактивным, он не привлекает ничьего внимания, часто сосредоточен на одной точке.
  • Когда в поле зрения попадает мама или папа, малыш не оживляется, не просится на ручки к родному человеку.
  • Ребенок не способен копировать эмоции родителей и не реагирует на них. В норме, малыш отвечает улыбкой на улыбку, охотно хохочет в ответ.
  • Ребенок не гулит, у него отсутствует указательный жест, он не отзывается на имя.
  • Часто под маской аутизма скрывается не проблемный малыш, который часами играет сам с собой.
  • В редких случаях отмечаются нарушения физического развития – плохой набор веса, позднее развитие навыков сидения, стояния.

Дети от 1 до 3 лет:

  • У ребенка усиливается неэмоциональность, они все сильнее замыкаются внутри себя.
  • Речь или полностью отсутствует, или очень бедная, которая ближе к 18 месяцам  окончательно пропадает. Если ребенок внятно разговаривает, он называет себя в 2-ом или 3-ем лице.
  • Присутствует монотонное повторение где-то услышанной фразы или отдельного слова.
  • Ребенок всегда отстранен от социума, никогда не смотрит в глаза. Стараясь ограничить контакт с другими людьми, аутист старается обслуживать сам себя, обходясь без помощи мамы.
  • После того, когда ребенок начинает ходить, родители замечают странность походки — на цыпочках или приставным шагом.
  • Аутисты часто гиперактивные, но их постоянное движение заключается в стереотипности. Например, ребенок может часами раскачиваться на стуле, активном обнюхивании и ощупывании незнакомого предмета.
  • Ребенок находит странные занятия: он может долго играть с водой, которая течет из крана, хлопать дверью, включать и выключать свет.
  • У ребенка снижены инстинкты самосохранения, он может не плакать после сильного ранения, не искать защиты у мамы, когда не него нападает собака и др. В то же время, ребенок панически боится любых громких звуков, темноты, транспорта.
  • Маленький аутист упорно избегает общения со сверстниками на детских площадках, в гостях, в детском саду.

Дети от 3 до 6 лет:

  • Ребенок не способен адаптировать в социальной среде, он не дружит со сверстниками, негативно реагирует на изменения.
  • Играя, ребенок всегда раскладывает игрушки по четкому алгоритму — по цвету, размеру, в один ряд.
  • Ребенок не допускает беспорядка в комнате, создавая таким образом чувство защищенности.
  • Прогрессируют расстройства речи, усиливается пугливость, учащается ритуальность действий.
  • Поведение ребенка отличается расторможеннностью и дезорганизованностью. Ребенку трудно координировать движения.
  • Ребенок может проявлять агрессию по отношению к себе или посторонним.
  • Может наблюдаться пищевая избирательность — ребенок предпочитает еду определенного цвета или формы, при этом вкусовые качества остаются на втором плане.

Симптомы расстройства аутистического спектра

РАС характеризуется:

  • дефицитом социальной коммуникации (например, невербального взаимодействия, навыков в развитии, поддержании и понимании отношений)
  • ограниченными, повторяющимися моделями поведения.

Имеется в виду, что у ребенка отмечается задержка или отсутствие речи и он не использует ее для разговора, выражения эмоций, для достижения желаемого

Не использует в общении жесты и мимику, не указывает на желаемый объект пальцем, не обращает внимание, когда другие указывают на что-то. Такой ребёнок может не реагировать на свое имя и не поддерживать зрительного контакта

В саду воспитатели обращают внимание, что ребенок не играет со сверстниками и не проявляет к ним интерес.Также важным диагностическим признаком является однообразная или стереотипная деятельность. Тут можно упомянуть триаду Винг-Гулда, где помимо нарушений социального взаимодействия, коммуникации, говорится о нарушениях воображения, которое характеризуется отсутствием символической игры («понарошку»). Игра в основном стереотипна. Ребенок кружится, или взмахивает руками, ходит из стороны в сторону, сортирует предметы по цветам или выстраивает в башни, в ряд, трудно переключаем в своей деятельности или наоборот импульсивен и неусидчив. Он может иметь фиксированные интересы: часами наблюдать за струей воды или за приходящими и уходящими поездами. При этом такие дети могут знать счет до ста, воспроизводить его механически, иметь большой словарный запас, знать иностранные слова. Но, к сожалению, применять эти знания не могут, испытывают трудности при формулировании просьб.

Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?

По статистике аутизм встречается у каждого 160-го человека. Соответственно, вероятность встретить ребенка с РАС достаточно высока для каждого из нас.

Вокруг детей с аутизмом “ходит” множество различных мифов: они гениальны, великолепно считают в уме, любят собирать кубик Рубика и, конечно же, совершено не желают общаться. Вспомним типичные образы людей с аутизмом из кинематографа: Раймонд (“Человека дождя”), Шон (фильм “Хороший доктор”), Шелдон (“Теория большого взрыва”). Они гениальны, холодны, но, несмотря на это, чрезвычайно обаятельны.

Однако реальность несколько отличается от тех образов, что транслирует нам мировой кинематограф. Люди с диагнозом аутизм разные, не менее разные, чем все остальные. У каждого из них свои интересы, свои особенности взаимодействия и поведения, сильные и слабые стороны. И это касается не только взрослых людей, но и детей с аутизмом. И прежде чем понять, что за ребенок перед вами, необходимо вступить с ним в контакт.

Как взрослые могут помочь ребенку с РАС лучше понимать то, что ему говорят

Ребенку с РАС нелегко дается обработка информации. Это происходит потому, что ему трудно понять окружающий его мир. Даже когда ребенок с РАС понимает ситуацию, он все равно может не понимать слова, которые сопровождают ситуацию. Иногда взрослым только кажется, что ребенок понял их слова, так как он выполняет данную ему инструкцию. Тем не менее, ребенок просто мог знать, что нужно делать в определенной ситуации, независимо от словесных инструкций, только потому, что он выполнял эти действия множество раз в прошлом.
Есть несколько методов, которые помогают ребенку лучше понимать, что говорят ему другие люди.

Говорите как можно меньше и как можно медленнее

Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребенком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. В каждой специфической ситуации выделяйте ключевые слова и делайте на них акцент.

Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов, например, показывайте на предмет, который обозначает ключевое слово. Сассман (1999) использует следующую подсказку, чтобы взрослые не забывали, как облегчить ребенку с РАС понимание речи:

«Меньше слов, больше акцентов, говорите медленно и показывайте!»

Если ребенок только недавно начал пользоваться речью для коммуникации, то взрослый должен использовать одиночные слова для коммуникации с ребенком. Например, просто обозначать любимые игрушки и еду ребенка

Если вы пользуетесь этим видом коммуникации, очень важно тут же давать ребенку то, что вы обозначили

Если внимание ребенка переключилось на что-то другое, то слово потеряет для него свой смысл

Необходимо делать паузы между произнесенными словами и предложениями. Это предоставит ребенку с РАС время, чтобы осознать, что именно ему сказали. Взрослый должен использовать паузы, чтобы у ребенка было время обработать произнесенную информацию, а также обдумать свой ответ.

Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребенка понять, что ему говорится. Например, предлагая ребенку попить, взрослый должен сделать жест, притворяясь, что он держит стакан и пьет. То же самое можно сделать, если вы говорите о еде. Для этой же цели можно использовать преувеличенные выражения лица, а также жесты — кивок головой при слове «да», мотание головой при слове «нет», махание рукой при словах «привет» и «пока». Когда вы говорите с ребенком о других людях, например, «бабушка остается здесь», то лучше одновременно показывать на фотографию человека, о котором вы говорите с ребенком.

Другие визуальные методы также могут увеличить понимание, включая расписания в картинках, рисунки, карточки-подсказки и последовательность действий в картинках.

Что делать – искать достоверную и современную информацию

Сегодня многие люди пытаются искать информацию обо всем в Интернете

Родителям очень важно сориентироваться в огромном потоке информации

На сегодняшний день не существует медикаментозного способа «излечения» аутизма. Но это не значит, что ребенку нельзя помочь. Есть современные методы с доказанной эффективностью, которые позволяют развивать коммуникацию и речь, осваивать социальные и академические навыки, учиться играть и общаться со сверстниками. Наиболее исследованными и эффективными являются поведенческие подходы. Эти подходы успешно применяются в разных странах и дают хорошие результаты.

Сопровождайте свою речь невербальной и альтернативной коммуникацией

Многим детям с аутизмом трудно воспринимать устною речь других людей, их могут постоянно отвлекать другие стимулы из окружающего мира. Во время коммуникации с ребенком не просто говорите — используйте все свое тело, включая мимику, движения руками и ногами.

Сопровождайте свою речь фотографиями и рисунками, которые отражают то, о чем вы говорите. Выучите несколько жестов из жестового языка и сопровождайте ими соответствующие слова (это может оказаться очень полезным).

Попробуйте «онеметь» на время и в качестве игры общайтесь с ребенком исключительно невербально и с помощью альтернативных средств. Реакция вашего ребенка может вас удивить!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: