Презентация на тему «способы и приёмы постановки свистящих звуков»

Способы постановки звука [с]

Отклонения и их причины

Искаженное произнесение свистящих приводит к образованию так называемых сигматизмов. Различают три вида нарушения.

Межзубный сигматизм. При данной патологии вместо правильно звука слышится звучание, похожее на произношение английского t. Это объясняется тем, что в момент произнесения кончик языка несколько выглядывает из межзубной щели. Вместо сильной и мощной, воздушная струя получается рассеянная, и выдуваемый воздух ощущается как теплый (вместо холодного).

Причины данного нарушения. Во-первых, физиологическая особенность — сам по себе кончик языка может быть слабый; во-вторых, патология прикуса − передний и открытый, а в-третьих, ЛОР-патология — увеличиваются в размерах аденоиды, которые затрудняют правильное дыхание носом, при этом постоянно открывается рот.

Как помочь. Каждую из этих причин довольно легко устранить. Для тренировки кончика языка существуют различные упражнения, которые позволяют укрепить мышцы. Прикус можно исправить у врача-ортодонта. Разросшиеся аденоиды удалит врач-отоларинголог.

Боковой сигматизм. При этом нарушении язык расположен как будто боком — один край сверху, а другой внизу. Звук, произносимый при таком расположении языка, похож на булькающий. При этом язык может быть устремлен к верхним зубам, а воздушная струя проходит по бокам — в одну или в другую сторону, или одновременно в обе стороны. Положение зубов также отличается от нормативного — межзубные промежутки расширены несколько больше чем нужно.

Причины. Главной причиной является ослабленность групп мышц одной из сторон языка. Стоматологическая патология — открытый боковой прикус. В более тяжелых случаях может быть поражена определенная зона коры головного мозга, которая отвечает за иннервацию языка.

Что можно сделать. Как и в предыдущем случае помогут специальные упражнения, которые «научат» язык быть широким, и соответственно, воздушная струя будет проходить по его середине. Важным моментом является то, чтобы весь язык (обе его половины) функционировал равномерно.

Для устранения данного нарушения можно изначально научить ребенка произносить С при помощи межзубного сигматизма, а затем перейти к нормативному произнесению. Таким образом, язык как минимум «начнет работать» симметрично.

Носовой сигматизм. Из названия нарушения понятно, что идет присоединение носового оттенка. При данной патологии язык отодвинут кзади, губы сомкнуты, мягкое небо опущено, следовательно, воздух поднимается к нему и выходит через нос.

Причины. Носовой сигматизм может быть обусловлен некоторыми анатомическими патологиями — нарушенным актом глотания, жевания, парезом глоточных мышц, а в самых тяжелых случаях — бульбарным параличом.

Как помочь. Для начала следует научить ребенка правильному дыханию, затем правильному расположению губ и языка.

Артикуляция звука [Ц]

Она представляет собой тесное соединение смычного согласного и щелевого :

  • в первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов;
  • мягкое нёбо поднято;
  • голосовые связки разомкнуты;
  • вслед за этим смычка взрывается, спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции звука .

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Отклонения и их причины

Искаженное произнесение свистящих приводит к образованию так называемых сигматизмов. Различают три вида нарушения.

Межзубный сигматизм. При данной патологии вместо правильно звука слышится звучание, похожее на произношение английского t. Это объясняется тем, что в момент произнесения кончик языка несколько выглядывает из межзубной щели. Вместо сильной и мощной, воздушная струя получается рассеянная, и выдуваемый воздух ощущается как теплый (вместо холодного).

Причины данного нарушения. Во-первых, физиологическая особенность – сам по себе кончик языка может быть слабый; во-вторых, патология прикуса − передний и открытый, а в-третьих, ЛОР-патология – увеличиваются в размерах аденоиды, которые затрудняют правильное дыхание носом, при этом постоянно открывается рот.

Как помочь. Каждую из этих причин довольно легко устранить. Для тренировки кончика языка существуют различные упражнения, которые позволяют укрепить мышцы. Прикус можно исправить у врача-ортодонта. Разросшиеся аденоиды удалит врач-отоларинголог.

Боковой сигматизм. При этом нарушении язык расположен как будто боком – один край сверху, а другой внизу. Звук, произносимый при таком расположении языка, похож на булькающий. При этом язык может быть устремлен к верхним зубам, а воздушная струя проходит по бокам – в одну или в другую сторону, или одновременно в обе стороны. Положение зубов также отличается от нормативного – межзубные промежутки расширены несколько больше чем нужно.

Причины. Главной причиной является ослабленность групп мышц одной из сторон языка. Стоматологическая патология – открытый боковой прикус. В более тяжелых случаях может быть поражена определенная зона коры головного мозга, которая отвечает за иннервацию языка.

Что можно сделать. Как и в предыдущем случае помогут специальные упражнения, которые «научат» язык быть широким, и соответственно, воздушная струя будет проходить по его середине. Важным моментом является то, чтобы весь язык (обе его половины) функционировал равномерно.

Для устранения данного нарушения можно изначально научить ребенка произносить С при помощи межзубного сигматизма, а затем перейти к нормативному произнесению. Таким образом, язык как минимум «начнет работать» симметрично.

Носовой сигматизм. Из названия нарушения понятно, что идет присоединение носового оттенка. При данной патологии язык отодвинут кзади, губы сомкнуты, мягкое небо опущено, следовательно, воздух поднимается к нему и выходит через нос.

Причины. Носовой сигматизм может быть обусловлен некоторыми анатомическими патологиями – нарушенным актом глотания, жевания, парезом глоточных мышц, а в самых тяжелых случаях – бульбарным параличом.

Как помочь. Для начала следует научить ребенка правильному дыханию, затем правильному расположению губ и языка.

Нормы звучания

Звук С в логопедии и в русском языке считается свистящим, а свистящие согласные в норме появляются у малыша к 3-4 годам. Твердое звучание осваивается ребенком ближе к 2,5-3 годам. В этом возрасте звук С может формироваться по-разному – между зубами, мимо них. Нормативное звучание появляется уже в 4-5 лет.

Как правильно произносить (с точки зрения положения органов артикуляции):

  • Губы как будто немного улыбаются, при этом слегка обнажены верхние и нижние резцы.
  • Между зубами имеется небольшая щель в 1-2 миллиметра.
  • Кончик языка широко распластан. Располагается в нижней части, и как будто приклеен к нижним передним зубам.
  • Края языка немного приподняты и соединяются с верхними боковыми зубами.
  • Спинка языка формирует узенькую щель с альвеолами, для того чтобы был проход для воздушной струи.
  • Струя воздуха сильная, мощная. При выдохе чувствуется холодный воздух.
  • Задняя стенка глотки плотно смыкается с мягким небом, тем самым предотвращая «утечку» воздуха в нос.
  • Голосовые складки не образуют голос, следовательно, они разомкнуты.

Важная особенность – если ребенок произносит С по-своему, не искажая его звучание, то это считается вариантом нормы.

Исправление звукопроизношения у детей.

При постановке звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук с. Затем, отталкиваясь от него, ставят звук з, после этого переходят к мягким звукам сь и зь; последним в группе свистящих ставят звук ц. В группе шипящих прежде всего исправляют звук ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки ж, ч, щ. В группе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь) основным является артикуляция звука к.

Коррекционную работу начинают с тех групп, которые должны появляться у ребенка раньше по возрастным нормам.

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа:

  • подготовительный,
  • постановка звука,
  • автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
  • этап дифференциации.

Занятия с ребенком должны проводиться систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будут проходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачивает приобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает, малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.

Для проведения занятий Вам понадобятся различные картинки. Это должны быть или просто предметы, или рисунки, изображающие какие-то жизненные ситуации. Здесь Вам помогут различные лото. Есть специальное логопедическое лото “Подбери и назови”. В нем уже подобраны картинки на каждый звук. Также рекомендуем приобрести логопедическое пособие: Т. Б. Филичева, Т. А. Каше “Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста”. Будут помощниками и любые книги, журналы с иллюстрациями, а может быть Вы и малыш нарисуете что-то сами. Использование картинного материала позволит сделать Вашу работу интересной и разнообразной.

Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий. Постановка звука может занять 1–2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5–7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. И тот и другой варианты нормальны.

При выполнении наших рекомендаций, не сомневаемся, что Вы получите хороший результат. Но, если Вы усердно работали по данному курсу с ребенком 2–3 месяца, а результаты незначительны (ни одного звука так и не удалось поставить в соответствии с возрастными нормами), рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Возможно, Вам понадобится несколько советов, и самостоятельная работа может быть продолжена, или ребенку необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист. Родителям, имеющим недостатки произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

В работе над произношением необходима последовательность. Не торопитесь переходить к следующему этапу (или упражнению), не освоив предыдущий.

Желаем успехов!

Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

После постановки звука (, ) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения

Если у ребенка не сформированы звуки , , , , то при отработке (, ) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками , , , ). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие , , )

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук (, ).

Детям можно предлагать игры:

  1. 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки , , имеются в начале (в середине или в конце) слова;
  2. 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
  3. 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков — — .

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука

Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком. Рекомендации Перегудовой Т

С

Рекомендации Перегудовой Т. С.

Комплекс артикуляционных упражнений

Дифференциация сибилянтов основана на выполнении упражнений, которые логопед подбирает в индивидуальном порядке. Среди наиболее эффективных можно выделить следующие:

  1. в улыбке необходимо широко открывать рот, не смыкая зубов. Через несколько секунд мышцы губ можно расслабить. Упражнение повторяют 5-6 раз.
  2. Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Необходимо провести кончиком языка по десне, имитируя чистку. Сначала упор делается на верхние зубы, затем на нижние.
  3. Рот растягивается в улыбке, после чего следует поочередно касаться кончиком языка уголка губ. Подбородок в это время должен быть неподвижен.
  4. Язык максимально высовывается. Сначала его нужно натянуть на кончик носа, а затем на подбородок. После этого следует поочередно касаться широкой стороны губного языка.
  5. С полностью сомкнутыми зубами следует максимально растянуть губы в трубочку. Упражнение повторяется 5 раз.

Дальнейшие рекомендации детям, взрослым и родителям

Для того чтобы занятия были эффективными, необходимо помнить следующие правила:

Регулярность занятий и поэтапное выполнение необходимых упражнений.
Ежедневные занятия в домашних условиях 2 раза в день по 5-7 минут.
Начинать нужно с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным.
Гимнастику выполнять медленно, никуда не торопиться.
Если у малыша что-то не получается, не акцентировать свое внимание на этом, пытаться делать снова и ни в коем случае не реагировать отрицательным образом.
Если малыш устал, сделать небольшой перерыв и вернуться к заданиям.
Своевременно хвалить и поощрять за сделанные успехи.

Постановка звука С – творческое занятие, которое приносит не только пользу, но также может разнообразить ежедневные упражнения по формированию правильной речи.

Упражнения постановки от звука «Ф»

и имеют одинаковый способ образование – щелевой, поэтому важно научить дошкольника выпускать воздух через губы. Если ребенок произнесет , то ветерок, пронесшийся по языку, поможет посвистеть, имитируя свиристель, иволгу, чтобы получился новый звук, приближенный к

Постановка звука «Ч»

При произношении звука «Ч» ребенку предлагают слегка округлить губки, сделав трубочку, и выдвинуть их немного вперед. Зубки смыкать не нужно, но они должны близко располагаться друг к другу. Спинка и кончик языка должны соединиться с альвеолами или верхними зубками, образуя щель. При попытке проговорить звук «Ч», ребенок должен ощущать короткую струю воздуха, проходящую по середине языка. Мягкое небо при этом остается приподнятым и прижатым к задней части глотки. Голосовые связки напрягаться не должны.

Звук «Ч» ставят на основе «ТЬ» и «Щ». Поэтому логопеды используют 2 метода постановки «Ч»:

  1. Попросите малыша часто и быстро произнести звук «ТЬ» (кончик язычка должна касаться основания верхних зубов). Затем малыш должен понемногу отводить язык назад, касаясь им верхних альвеол. В процессе губы должны растягиваться в улыбке.
  2. Попросите ребенка сначала неторопливо, а затем быстро проговорить звуки «ТЬ» и «ШЬ», чтоб в итоге вышло ТЬШЬ. Следите, чтобы в процессе произношения у ребенка присутствовала широкая улыбка.

Автоматизацию звука выполняют в игровой форме, интересной для ребенка. Обязательно учитывайте возраст малыша, подбирая занятия и упражнения. Не пренебрегайте ярким наглядным материалом.

Этапы нормального развития речи у детей

Однозначных показателей нормального развития речи, количества слов, которые может произнести ребенок, нет. Существуют и форс-мажорные обстоятельства: например, кроха может начать говорить вовремя, но в какой-то момент замолчать или остановиться на этом этапе. Считается, что в норме речь ребенка развивается постепенно, в зависимости от его возраста и под влиянием близких взрослых.

Примерные этапы развития речи следующие:

От рождения до двух месяцев. Первым речевым проявлением в этом возрасте является крик, посредством которого малыш сообщает о своих проблемах (когда у него что-то болит, он проголодался или ощущает дискомфорт).

В двухмесячном возрасте кроха общается с родными с помощью гуканья. Так он реагирует на улыбки и слова взрослых, впервые смеется, повизгивает. В этот период формируется комплекс оживления (реакция на появление в обозримом пространстве ребенка родного взрослого человека).

Следующим этапом, который длится примерно до полугода, является гуление (произношение более певучих звуков). Ребенок в этом возрасте начинает реагировать на интонации (улыбается и смеется, если с ним разговаривают ласково и играючи, плачет, если слышит сердитый голос). Малыш еще не понимает смысл обращенных к нему слов, но чрезвычайно чуток к эмоциям.

С 6 до 10 месяцев кроха начинает лепетать, многократно повторяя слоги. «Ма-ма», «Па-па», «Ба-ба» – примерно так звучат первые лепетные слова, которые ребенок произносит примерно в 9 месяцев. На этом этапе очень важна роль слуха, поскольку малыш внимательно прислушивается к своим звукам и повторяет их вновь и вновь.

В преддверии первого своего дня рождения ребенок способен распознать в словах знакомые предмет или человека (например, услышав название любимой игрушки, может указать на нее пальцем). Позднее малыш требует от родителей назвать все предметы, которые ему незнакомы и на которые он укажет. Этот период носит название развитие предметной речи.

Осмысленная речь появляется в 1 год или чуть позже. В этом возрасте словарь ребенка включает 10-12 слов и продолжает постепенно пополняться

Поскольку малыш копирует речь взрослых, очень важно разговаривать с ребенком много, четко и правильно. Преддошкольный этап (от года до трех лет) характеризуется появлением первых фраз

В 2 года малыш знает около 250 слов, а в 3 – около 900

Преддошкольный этап (от года до трех лет) характеризуется появлением первых фраз. В 2 года малыш знает около 250 слов, а в 3 – около 900

Он уже полноценно общается и верно произносит большинство звуков.

На дошкольном этапе (от 3 до 7 лет) словарь включает уже 3000 слов, фразы становятся более развернутыми и сложными. Дошкольник способен осознать свои ошибки в речи и исправить их.

В школьный период ребенок правильно говорит, запоминает грамматические правила, изучает письмо.

Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

После постановки звука (, ) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения

Если у ребенка не сформированы звуки , , , , то при отработке (, ) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками , , , ). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие , , ).

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук (, ).

Детям можно предлагать игры:

  1. 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки , , имеются в начале (в середине или в конце) слова;
  2. 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
  3. 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков — — .

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука

Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.

Рекомендации Перегудовой Т. С.

Постановка свистящего звука «С»

Особое значение имеет постановка звука «С». Если произношение свистящего звука происходит с дефектами, логопед может диагностировать такие проблемы:

  • Сигматизм. Вместо звука «С» ребенок произносит «Сь»;
  • Парасигматизм – это замена звуков «С» и «Сь» на другие звуки.

Логопедическая постановка звука «С» поможет избежать дальнейших трудностей в процессе чтения и при письменной речи.

Если не заниматься исправлением речи могут возникнуть более серьезные проблемы. Ребенок может допускать простые ошибки при письме. Также возникает дислексия, проявляющаяся в расстройстве навыков чтения. У человека возникают трудности с соединением букв в слоги.

При сигматизме выделяют такие нарушения:

  • Боковой сигматизм. Проявляется если воздушный поток идет не по языку, а проходит к щеке. Он бывает одностороннего и двустороннего типа;
  • Носовой сигматизм. Поток воздуха проходит в нос и в результате произношение отличается прихрапыванием. Для коррекции назначают специальные упражнения для постановки звука «С»;
  • Межзубный сигматизм. Проявляется, если язык попадает между зубами в процессе речи;
  • Призубный парасигматизм. В такой ситуации не формируется желобок в средней части языка.

Закрепление

Чтобы проделанная работа не прошла даром, необходимо автоматизировать произношение. Консолидация также проходит поэтапно:

  1. Автоматизация по слогам. Здесь используются специальные фразы, в которых упор делается на повторение звука «до» и «до».

  2. Автоматизация слов. Используйте небольшие стихи и скороговорки с частым повторением звука «S». Фонема должна присутствовать в слове в нескольких местах.
  3. Автоматизация в предложениях. Здесь уместно читать тексты и повторять услышанное. Они также используют картинки или карточки и просят кроху описать увиденное.

Логопеды разработали специальные тетради с домашними заданиями. В них: таблицы с пошаговыми уроками, специальные фразы, скороговорки, стихи, картинки, тексты для чтения и многое другое, необходимое для устранения дефектов звукового произношения.

Второй этап постановки

Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступать к непосредственной постановке звука.

Наиболее распространенными приемами постановки звука являются следующие:

Приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной и дефектной артикуляцией, изобразить это с помощью кистей рук. Добившись правильного положения языка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
В качестве базы для постановки звука может быть использован звук , если он произносится правильно. Следует попросить ребенка произнести звук с некоторым придыханием. Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки

Затем нужно предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов
Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку уже можно пояснить, что это и есть правильный звук .
В более трудных случаях (при боковом сигматизме) важно добиться прохождения воздушной струи по центру языка, поэтому необходимо особенно большое внимание уделять выполнению упражнений «Ветерок» и «Кто дальше загонит мяч?».
Получив требуемый результат (образование желобка и прохождение по нему струи), предлагаем ребенку поднять верхнюю губу и подуть. Постепенно переводим язык в положение за нижние зубы.
Опустив кончик языка за нижние резцы, ребенку следует прикусить боковые края языка и подуть по центру языка в щелку между зубами.

Звонкий звук легко воспроизводится на основе простого присоединения голоса к фонеме .

При автоматизации звуков , , в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова.

Какие проблемы вызывает неправильное звукопроизношение

Хорошая дикция зависит от качества произносимых звуков. Среди них нет главных. Отсутствие хотя бы одного из них приводит к искажению речи. Если вовремя не исправить речевые ошибки, то это может стать причиной серьезных нарушений речи. А они приводят к следующим недостаткам произношения у учащихся:

  • Возникают ошибки в написании слов. Заменяют буквы или пропускают. Снижается грамотность письма.
  • Чтение дается с большим трудом. Дети не понимают, что прочитали. Не могут ответить на вопросы о прочитанном тексте.
  • Плохо воспринимают информацию на слух.
  • Происходит искажение свистящих звуков — сигматизм. В данном случае С, Ц напоминают Ф. З похож на В. Также слышится не свист, а шум (Т или Д), или шипение. Эти проблемы возникли из-за неверно сформированного речевого уклада звуковых фонем. Их трансформация происходит путем постановки звуков специалистом.
  • Заменяют свистящие звуки — парасигматизм. В основе этого лежит фонематический дефект. Технология коррекции парасигматизма основана на развитии фонематического слуха. Постановка верного артикуляционного уклада свистящих, автоматизация их в речи — вопросы, которыми в данном случае, должен заниматься только специалист.

Особенности постановки у детей разного возраста

Способы постановки звука С существенно не отличаются у детей разного возраста, так как смысл занятий остается одним и тем же, а если что и меняется, то сложность каждого упражнения. Основной способ у детей – игровой, то есть в процессе игры логопед может успешно корректировать артикуляцию, выполняя с ребенком различные упражнения для постановки звука С. Малышу не обязательно объяснять, что сегодня мы занимаемся постановкой звука С, мы просто играем.

Эффективным приемом считается тот, при котором специалист показывает определенное действие и параллельно его озвучивает. Например, едет машина и вдруг у нее спустило колесо, или котенок утащил фантик от съеденной конфеты и играет с ним шурша.

Многие логопеды осуществляют постановку звука С от Сь. Как правило, мягкое звучание бывает сохранно у большинства детей и по подражанию можно попытаться вызвать твердое.

Причины

Выделяют социальные и индивидуальные причины отклонения от норм произношения. Особенности социальных:

отсутствие артикуляционных упражнений
Для развития воспроизведения любого звука важно уделять внимание специальным упражнениям для правильной артикуляции. Каждому звуку характерна своя постановка речевых органов;
недостаток обучения
С ребенком не проводятся регулярные занятия для устранения произношения без ошибок;
невнимательное отношение родителей, двуязычие в семье

Характеристика индивидуальных причин

  • неправильное дыхание во время речи. Возникает из-за плохой развитости дыхательной системы (заикание, ринит);
  • проблемы с фонематическим слухом.
  • дефекты тонуса мышц. Проблема характерна при дизартрии. Устранением занимается логопед, проводя поэтапные индивидуальные занятия;
  • дефекты со строением речевых органов.

Речевая диагностика

Чтобы определить причину нарушения звукопроизношения необходимо сделать диагностику речевого развития. Начинает логопед работу с осмотра артикуляционного аппарата: внешний вид, моторика. Для этого он просит ребенка выполнить упражнения на удержание нужной позы − в случае со свистящей группой звуков отрабатывают нижнее положение языка, удержание его за зубами, и динамические задания, помогающие оценить подвижность губ, языка. Вначале логопед показывает упражнение, затем просит повторить ребенка.

В логопедическую диагностику входят задания для оценки речевого дыхания

Специалист обращает внимание на то, как ребенок делает вдох и выдох, работает ли у него при этом диафрагма. Для оценки силы выдоха можно предложить сдуть легкий предмет или сыграть на дудочке

Речевой материал нужно подбирать не только с Ц, но и со С и Т, потому что начинать постановку данного звука можно только, если опорные фонемы ребенок произносит верно

Речевой материал нужно подбирать не только с Ц, но и со С и Т, потому что начинать постановку данного звука можно только, если опорные фонемы ребенок произносит верно.

Все задания на называние слогов, слов малыш повторяет после взрослого. То же самое с фразами и предложениями. Все инструкции должны быть понятными, а произношение взрослого должно быть четким.

А в заданиях на связную речь логопед просит ребенка составить небольшой рассказ по картинке или что-нибудь рассказать о предмете, который близок для него. Подбирать материал нужно так, чтобы в одном слове и предложении не было сразу Ц, С и Т.

Затем ребенку предлагают задания на выделение нужного звука среди других. Потом логопед показывает ему картинки и просит назвать слова, в которых есть Ц. Перед выполнением задания на звуковой анализ, взрослый объясняет малышу, что такое начало слова, середина и конец. Затем говорит слово и просит определить, где находится звук.

Кроме речевой диагностики, логопед обязательно общается с родителями. Это нужно не только, чтобы проконсультировать их по всем важным вопросам и объяснить план коррекционной работы. Так специалист еще и определит, в какой речевой среде воспитывается ребенок и нужно ли проводить работу в данном направлении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: