Формирование эмоционального опыта у дошкольников в процессе рисования

Глава 14. арт-терапия

Творческие способности и рисование

Творческие способности и рисование тесно связаны друг с другом. Рисование является одним из способов проявления и развития своих творческих способностей. Это искусство, позволяющее человеку выразить свои мысли, эмоции и восприятие мира через визуальные образы.

Рисование развивает воображение и креативность, улучшает наблюдательность и внимание к деталям. Человек, занимающийся рисованием, учится видеть мир по-другому, обращать внимание на различные цвета, формы и композиции

Это помогает развить свою художественную интуицию и создавать уникальные произведения искусства.

Рисование также способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук. Через рисование мы учимся контролировать мелкие движения руки, что полезно не только при создании художественных работ, но и в повседневной жизни. Также рисование развивает концентрацию внимания и терпение, так как требует времени и усилий для создания каждой детали и изображения в целом.

Рисование имеет множество техник и стилей: от классической живописи до абстрактного и современного искусства. Это позволяет каждому человеку найти свой собственный стиль и выразительные средства. Рисование также является формой самовыражения, позволяя нам передать свои мысли и чувства через визуальные образы. Оно способствует развитию индивидуальности и уникальности каждого человека.

Виды арт-терапии

У арт-терапии много видов: столько, сколько существует разновидностей творчества. Но мы расскажем о самых распространенных.

Изотерапия

Самый известный вид арт-терапии — терапия рисунком. Его популярность связана с тем, что рисовать — естественное занятие, через которое ребенок познает мир. А значит, каждый хоть раз пробовал это делать.

Здесь важно все: выбор инструментов, работа с цветом, фактурой, композицией изображения. Терапевт может задавать тему, а может предлагать клиенту выбрать ее самостоятельно — в зависимости от запроса и особенностей человека. .  

Изотерапия эффективно работает с чувством собственных границ, которое часто бывает нарушено у детей. Например, распространенная техника: терапевт предлагает ребенку лечь на ватман и обрисовать контур тела, а потом нарисовать что-нибудь внутри и снаружи. Так ребенок начинает лучше понимать себя и свое соотношение с миром.

Работа с красками, мелками, водой, бумагой — все это также развивает сенсомоторные навыки. Которые, в свою очередь, подталкивают развитие когнитивной сферы. 

Взрослому клиенту изотерапия поможет преодолеть стеснение, развеять иллюзию о том, что он неспособен к творчеству и научить новым способам самовыражения. 

 

Сказкотерапия

К сказкотерапии часто прибегают психоаналитики. Придумывая сюжет или облекая в сказку собственную жизненную ситуацию, клиент может прийти к неожиданному решению. Свободный полет фантазии и ассоциации с детством способствуют самораскрытию. Поэтому сказкотерапию применяют в работе не только с детьми, но и со взрослыми. 

Драматерапия

Импровизация и отыгрыш разных ролей помогает наладить социальную и коммуникативную сферу. Клиент развивает эмпатию, учится лучше чувствовать свое тело, выражать эмоции и строить взаимодействие с другими. Также драматерапия помогает избавиться от мышечных блоков и зажимов, как следствие — наладить психосоматику. 

Куклотерапия

Сочетание сказко- и драматерапии. Хорошо показывает себя в работе с детьми: для них естественно «отыгрывать» травмирующие ситуации и эмоциональные переживания. С помощью куклотерапии ребенок развивает эмпатию и учится эффективным моделям поведения. 

Песочная терапия

Первым песочную терапию стал использовать в работе Карл Юнг. С помощью творческих образов на песке он обращался к бессознательному опыту клиента и «извлекал» глубинные эмоции и ранние переживания. 

Клиент рисует или создает различные формы на песке, реорганизует их, разрушает, переделывает. В процессе он обсуждает с терапевтом происходящее. Творческий поток и сенсорное воздействие расслабляют, позволяют раскрыться, «вспомнить» и проработать вытесненные переживания. 

 
 

Музыкотерапия

Вы замечали, что музыка способна менять настроение? Арт-терапия использует этот эффект. В ходе сеансом клиент может как слушать музыкальные произведения, реагировать на них эмоционально, обсуждать это с терапевтом — так и самостоятельно сочинять мелодии. 

Цитаты великих людей о детях

Дети – это цветы жизни, которые рождаются головками вниз. (Антуан де Сент Экзюпери)

Когда у Сент Экзюпери спросили: «Стоит ли баловать детей?», он ответил: «Непременно балуйте, неизвестно, какие испытания им приготовила жизнь».

Детям больше нужен пример для подражания, чем критика. (Ж. Жубер)

Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали. (Д. Болдуин)

Все дети мира плачут на одном языке. (Л. Леонов)

Если люди говорят плохое о твоих детях – это значит, они говорят плохое о тебе. (В. Сухомлинский)

У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. (Лабрюйер)

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей — радость и счастье. (В. М. Гюго)

Не знаю ничего красивей Достойной матери счастливой С ребенком малым на руках. (Т. Г. Шевченко)

 Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения. (Антон Чехов)

Без детей нельзя было бы так любить человечество. (Федор Достоевский)

Достаточно одного ребенка, чтобы заполнить весь дом и двор. (Марк Твен)

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи. (Лев Толстой)

Большинство из нас становятся родителями, не перестав быть детьми. (Миньон Маклофлин)

В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного воспитания. (А. Макаренко)

Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми. (Жан Поль Рихтер)

Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени. (Эстер Селсдон)

Что такое тканетерапия?

Тканетерапия –  одна из разновидностей терапии искусством, то ее главная цель заключается в реконструкции травматического опыта человека и переход в ресурсное состояние. Между тем это позволяет выстраивать психотерапевтические взаимоотношения между пациентом и терапевтом, что делает этот способ терапии еще эффективнее.

Человек получает возможность посмотреть на ситуацию по-новому через создаваемый им метафорический образ. Основная идея тканетерапии – это возможность активировать воображение и творческое мышление человека. Через создание тканевых изображений расширяется эстетический опыт и активируется внутренний диалог с творческой частью личности.

Этот подход был создан на основе гуманистической психологии, она рассматривает человека, как одно целое. В свою очередь тканевая терапия позволяет проявить себя в качестве единого целого с помощью телесных импульсов и эмоций.

Когда человек пытается выразить свои эмоции через визуальные образы, он тем самым повышает уровень своей осознанности, начинает лучше понимать мотивы своих действий и способен самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций.

Процесс создания картины из тканей является неким визуальным феноменом, она наделяется субъективным смыслом, автор картины наделяет ее им. Подобные виды арт-терапии, в особенности тканетерапия, дают возможность экологично протекать психологическим изменениям личности.

Наибольшую эффективность тканевая терапия показывает вместе с другими направления арт-терапии, такими как:

  • фототерапия. Например, сперва создается картина из тканей, позже пациент фотографирует их и создает коллажи;
  • куклотерапией. Создание куклы подразумевает прямую работу с тканями, здесь все взаимосвязано;
  • сказкотерапией.
  • Ландшафтная терапией

Техники работы во время тканевой терапии

В качестве примера представляем одну из техник работы.

Основная задача стоит в формировании запроса клиента.

Основные инструменты: ткани, булавки, ленты

Возрастные ограничения: лица 18+

Время сеанса: от 30 до 60 минут

Процесс работы:

Во-первых, пациент должен описать свои переживания и проблемы, с которыми не может справиться;

Во-вторых,  попросите его на основе своих переживаний создать тканевую картину. Для начала он может создать для нее рамку. Обязательно скажите, что рамка может быть любого цвета и формы, он не должен ее оценивать с точки зрения красоты.

Создание рамки позволяет прочувствовать контроль над процессом.

В-третьих, когда рамка будет создана, нужно, чтобы пациент описал ее. Описание рамки уже дает основу для понимания чувств пациента.

В-четвертых, после беседы клиент должен приступить к заполнению рамки. Клиент должен составить картину своих эмоций внутри нее. Терапевт в процессе должен поощрять работу, но ни в коем случае не оценивать.

После создания картины терапевт должен понять ее смысл, что создатель пытался в ней показать. Нужно задавать наводящие вопросы: «Изобразили вы на этой картине себя?», «Как вы себя в ней ощущаете?».

В завершение работы клиент должен объяснить, какая часть его картины кажется ему динамичнее, какую ситуацию он описал, в чем он видит проблему.

Благодаря ответам на эти вопросы терапевт сможет понять направление дальнейшей работы, выявить желаемые критерии результата клиента.

Усиление уверенности и самооценки через искусство

Искусство, в частности рисование и живопись, может играть важную роль в усилении уверенности и самооценки. Способность создавать красивые и уникальные произведения искусства помогает развивать чувство собственного достоинства и внутреннего удовлетворения.

Практика рисования и живописи способствует раскрытию творческого потенциала и развитию навыков самовыражения. Когда человек видит, что его работы вызывают положительные эмоции у окружающих, он начинает верить в свои способности и становится более уверенным в себе.

Рисование и живопись также помогают развивать наблюдательность и внимание к деталям, что влияет на улучшение самоанализа и самокритики. Кроме того, они способствуют развитию терпения и настойчивости, поскольку создание качественного произведения искусства требует времени и усилий

Принимая участие в художественных занятиях и выставках, человек может получить обратную связь от других художников и зрителей. Это помогает улучшить навыки и повысить уровень уверенности в своих способностях. Кроме того, в процессе создания искусства можно осознать свои сильные и слабые стороны, что также влияет на укрепление самооценки.

В целом, усиление уверенности и самооценки через искусство является долгосрочным процессом, который требует терпения и практики. Однако, благодаря развитию творческих способностей через рисование и живопись, человек может достичь гармонии с собой и вносить свой вклад в мир искусства.

Польза рисования для развития мелкой моторики

Рисование является одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики у детей и взрослых. В процессе рисования мы используем мелкие движения рук и пальцев, что способствует развитию точности и координации движений.

При рисовании дети учатся управлять кистью или карандашом, прокладывать линии кривые и прямые, рисовать разные фигуры и формы. Это тренирует их мелкую моторику, улучшает графическое восприятие, помогает развивать пространственное мышление и координацию.

Рисование также способствует развитию сосредоточенности и внимания. В процессе создания рисунка, мы должны быть сосредоточены на том, что мы делаем, следить за контролем движений, выбирать нужные цвета и формы

Это тренирует наше внимание, улучшает нашу способность концентрироваться на одной задаче

Для детей рисование является не только развлечением, но и важным инструментом для развития мелкой моторики и других важных навыков. Поэтому стимулировать детей к рисованию и предлагать им различные материалы для рисования — это один из способов помочь им развиваться и улучшать свои способности.

Формы арт-терапии

Практически с того самого момента, как Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия», в среде специалистов появилось условное разделение данное техники на активную и пассивную формы. Первая подразумевает, что человек сам активно занимается определенным видом творчества. В процессе созидания его психика оздоравливается, а настроение – улучшается.

Когда арт-терапевтические занятия проходят в пассивной форме, их участники сами ничего не творят, они лишь изучают объекты искусства. Например, слушают музыкальные композиции, рассматривают картины или скульптуры и так далее. По-своему, такое занятие также полезно для психики. У многих оно вызывает умиротворение и покой, а это, в свою очередь, не может не оказывать позитивного влияния на общее психо-эмоциональное состояние человека.

Нельзя сказать, что пассивная форма «лечения искусством» совсем не предполагает никакого умственного труда. Человек не просто «потребляет» рисунок, мелодию или скульптурный элемент, он анализирует его, раздумывает о нем, а также подвергает его оценке. Объект искусства находит отклик в его душе, наталкивает на некие размышления и умозаключения. Это не всегда можно сделать при помощи других психологических техник.

Ситуаций, в которых бывает полезна активная или пассивная арт-терапия, существует великое множество, можно сказать, что список показаний для данного способа лечения или психокоррекции необычайно широк.

Направления арт-терапии

В зависимости от того, для клиентов какого возраста применяется арт-терапия, она может быть предназначенной для взрослых, пожилых людей, а также детской

Поэтому психологу крайне важно знать особенности развития личности в каждом возрастном периоде. По включенности в нее других подходов она бывает гештальт-ориентированной, динамически ориентированной или выступать в качестве арт-коучинга

В зависимости от применяемых инструментов различают разные виды арт-терапии: изотерапия, музыкотерапия, танцевально-двигательная, сказкотерапия, драматерапия, куклотерапия, фототерапия, песочная терапия, глинотерапия. Они представляют собой мономодальные направления. Тем не менее, психолог может использовать техники из нескольких направлений. В таком случае речь идет о мультимодальном подходе.

Коротко рассмотрим особенности каждого из указанных видов арт-терапевтического подхода.

Изотерапия

Предполагает работу с рисунком. В пассивном формате представляет собой анализ отклика на готовый рисунок, в активном – рисование на листе бумаги, асфальте, стене, ткани или дереве при помощи карандашей, красок, мелков, воска  или других инструментов.

Танцевально-двигательная терапия

Танец используется в качестве самовыражения и процесса, помогающего достичь гармонии – как физической, так и эмоциональной. Чаще всего в рамках этого направления используется активный подход.

Драматерапия

Зачастую предполагает групповое взаимодействие, в ходе которого происходит отыгрывание какого-либо вопроса или сюжета на сцене.

Куклотерапия

Заключается в создании кукол (активный подход) и/или игры с ними (пассивный подход). В ходе работы можно разыгрывать отдельные сцены или говорить от лица одной или разных кукол.

Фототерапия

Может быть представлена как в виде взаимодействия с готовыми фотографиями, так и создании собственных фотоснимков с последующим их исследованием.

Песочная терапия

В ходе такой арт-терапии клиент рисует на специальном столе при помощи песка. Это направление зачастую предполагает индивидуальные методы работы.

Музыкотерапия

Участники такой разновидности арт-терапии прослушивают готовые музыкальные произведения или создают собственные. При активной форме творчества используются наиболее простые музыкальные инструменты, для игры на которых необязательно владеть особыми навыками (барабан, маракасы и пр.).

Глинотерапия

В качестве инструмента, с которым взаимодействует клиент для решения терапевтических задач, выступает такой природный материал как глина.

Чего ожидать от сеанса

Сеанс арт-терапии начинается так же, как в любом другом направлении: с запроса. Вы обсудите с терапевтом проблемы и цели. В ходе творческого процесса терапевт может спрашивать, что вы чувствуете, или направлять вашу деятельность. По завершении работы вы будете интерпретировать результат творчества, обсуждая, какие мысли и воспоминания возникали в процессе. 

 
 

Эффект может ощущаться уже после первого сеанса, а может — только через некоторое время. Это зависит от индивидуальных особенностей клиента и сложности запроса. 

На сеансе арт-терапии царит атмосфера безопасности и принятия. Терапевт не будет критиковать или оценивать вас. Он будет только направлять и помогать — чтобы вместе найти ответы и прийти к цели.

Консультация психолога онлайн: подберите специалиста, который вас поймет

Ваше ментальное здоровье — это самое важное. Если проблемы кажутся непреодолимыми, мы поможем вам найти решение

Консультация психолога онлайн — это быстрый и удобный способ получить квалифицированную помощь и поддержку. Услуги подбора психотерапевта доступны круглосуточно, бесплатно, анонимно и без регистрации. А если помощь нужна срочно — в чате поддержки вам помогут найти специалиста и записаться на сеанс.

Развитие критического мышления и оценка произведений искусства

Рисование и живопись являются прекрасным способом развития критического мышления. При создании произведений искусства, мы не только выражаем свои эмоции и фантазии, но и активно применяем аналитические навыки, чтобы оценить и улучшить нашу работу.

Один из аспектов развития критического мышления в рисовании и живописи — это способность анализировать и понимать композицию произведения искусства. Мы должны решить, какие элементы произведения играют ведущую роль, а какие выполняют поддерживающую функцию. Мы также можем использовать различные техники, такие как оттенки, линии и текстуры, чтобы улучшить композицию и создать эффекты глубины и движения.

Оценка произведений искусства также требует от нас критического мышления. Мы должны анализировать и интерпретировать произведение, чтобы понять его смысл и намерения художника

Мы можем обратить внимание на использование цвета, света, формы и композиции, чтобы понять, какие эмоции и идеи художник хотел передать. Мы можем также оценить техническое мастерство художника и стиль его работы

Развитие критического мышления в рисовании и живописи помогает нам выражать себя и анализировать мир вокруг нас. Оно развивает наши навыки наблюдения, анализа и оценки, что может быть полезно не только в искусстве, но и в других сферах жизни, таких как наука, бизнес и социальные науки.

Принципы

А. Хилл утверждал, что терапевт при организации сессий по арт-терапии должен соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип субъективного отношения. Терапевт должен относиться к каждому участнику сессии как к активному субъекту, как к личности. В ходе творческого процесса каждый участник группы является творцом, поэтому неуместно говорить об ошибках в рисунке или поделке человека. Руководитель группы не является учителем для участников, не навязывает им свое видение и свои идеи. Он всего лишь помогает людям познавать самих себя. Он не планирует учить клиентов работать по образцу. Метод арт-терапии заключается в создании уникальных работ, неповторимых образов, отражающих индивидуальность каждого участника группы.
  2. Принцип активности. Руководитель группы стимулирует инициативность и активность участников. Для того, чтобы у психолога была возможность помочь человеку разобраться с собственными эмоциями и чувствами, нужно, чтобы клиент активно принимал участие в творческой деятельности.
  3. Принцип чувственной наглядности. Данный принцип предписывает терапевту создать на занятии такие условия для творчества, в которых были бы задействованы все анализаторные системы.
  4. Принцип обратной связи. Важным этапом занятий является обсуждение процесса и результата творческого погружения. В ходе группового обсуждения психолог анализирует результативность данного занятия, отмечает динамику в эмоциональном состоянии участников группы, планирует дальнейшую работу с участниками.

Виды и методы арт терапии

Видов и методов терапии искусством на сегодняшний день необычайно много. Более того, их список постоянно растет, пополняясь чем-то новым. К основным и наиболее распространенным можно отнести следующие:

Методы арт-терапии Описание 
изотерапия лечение рисованием или другим изобразительным искусством
мандалотерапия основанная на использовании мандал
музыкальная терапия терапия музыкальными произведениями
МАК техника, основанная на использовании метафорических карт ассоциаций
песочная терапия терапия с применением песка
сказкотерапия лечение сказками
куклотерапия куклы спешат на помощь, терапия куклами
библиотерапия лечение, основанное на религии
фототерапия набор психотехник, для лечебно-коррекционного применения фотографии
танцевальная терапия вид психотерапии, который берет свое начало в танцевальном искусстве
кинотерапия просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога
драматерапия театр-драма как средство и метод лечебной терапии
глинотерапия применение глины в лечебных целях

К арт-терапевтическим занятиям можно отнести квиллинг, оригами, аппликацию, вязание и, собственно, любой вид творчества. Каждое такое занятие по-своему полезно, оно улучшает психическое состояние человека и «меняет заряд его эмоций с минуса на плюс».


Рекомендуем вам к прочтению нашу большую статью про все виды арттерапии: Все методы арт-терапии: что это за направление, какие виды бывают

Основные механизмы процесса арт-терапии

Творческое самовыражение предполагает, что клиент создаст уникальную, неповторимую работу – рисунок, скульптуру, аппликацию, коллаж, сочинение, песню и пр.

Проекция проявляет себя в том, что индивид переносит на изобразительный продукт неосознаваемые или скрытые потребности, переживания и представления.

Сублимация предполагает выражение в социально-приемлемой форме потребностей и эмоций.

Объективация – индивид свои переживания изображает и проговаривает вслух после того как выполнит каждое упражнение.

Рефлексия представлена осознанием индивидом собственных потребностей и переживаний, представлений о самом себе и людях, мире и там, как он воспринимается окружающими, включая участников группы.

Цели методики

Арт-терапия дает хороший эффект практически при любой проблеме. Будь это плохое настроение или депрессия, проблемы, связанные с «Я-концепцией» или слишком низкая самооценка, неудовлетворенность собой или некой сферой своей жизни – во всем этом поможет разобраться, проанализировать и найти путь решения искусство, как метод терапии.

Арт-терапия позволяет достигать положительных результатов при работе с людьми, имеющими определенные психологические проблемы:

  • выход негативных мыслей и эмоций;
  • облегчение комплексной психотерапии;
  • проведение развернутой психодиагностики;
  • проработка мыслей и чувств, которые сдерживают в себе пациенты;
  • установление доверительных отношений между врачом и больным;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение самооценки и обеспечение личностного роста;
  • обучение контролю над собственным поведением и эмоциями;
  • выявление и разбор причин, спровоцировавших эмоциональные расстройства либо трудности.

Данная психо-терапевтическая методика используется в следующих целях:

как способ выплескивания положительных и отрицательных эмоций
для увеличения эффективности психотерапии
ради получения материала, позволяющего диагностировать психическое и психологическое состояние человека
для проработки подавляемых мыслей, чувств и эмоций
чтобы помочь пациенту сконцентрировать внимание на ощущениях или чувствах
чтобы установить контакт с пациентом
для улучшения самоконтроля
для развития творчества и, таким образом, повышения самооценки человека.

Для людей с повышенной тревожностью или явными фобиями арт-терапия выступает, как метод успокоения, для тех, кто грустит, она – средство повышения настроения, а людям, уверенным в собственной ничтожности, данная техника помогает поверить в себя и осознать собственную важность и уникальность. Главное – правильно подобрать арт-терапевтический метод, оптимально соответствующий всем особенностям психики пациента

Кому нужна арт-терапия и какие задачи она решает

Наверняка вас интересует вопрос, кто чаще всего обращается к арт-терапии. На самом деле к специалистам по этому направлению – арт-терапевтам – приходят сотни людей с самыми разными проблемами и запросами. Но, конечно, среди них мы не найдем негативщиков, скептиков и тех, кому совершенно не нужны никакие перемены в жизни и себе.

В остальном же арт-терапия подходит и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам, и во всех случаях без исключения она дает отличные результаты. Если говорить конкретнее, то взрослым она помогает пересмотреть какие-то важные для них, но проблемные вещи, выработать новые поведенческие модели, развить креативность.

Когда дело касается детей, то применяются более подходящие для них методы, такие как изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и другие (о них мы скажем чуть позже). Частично, кстати, они используются в работе детскими психологами, воспитателями, коррекционными педагогами, логопедами, инструкторами в центрах развития.

С помощью различных методик арт-терапевты развивают у детей мышление, раскрывают творческий потенциал, стараются повлиять на правильное формирование нервной системы и психики, учат взаимодействовать с другими детьми, поддерживают оптимальный уровень интеллектуальной активности.

Арт-терапия идеально подходит и для детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов, ребят, страдающих проблемами со зрением и моторикой, аутизмом и ДЦП. Благотворно на их состоянии сказывается не только выполнение упражнений, но и сама атмосфера, в которой занимаются дети – игровая и интересная, веселая и дружественная, корректирующая и развивающая.

Если же обобщить вышесказанное, можно выделить несколько основных направлений, в которых работает арт-терапия:

  • раскрытие и развитие творческого начала;
  • помощь в установлении контакта с собой и своим внутренним миром;
  • установление или восстановление контакта с окружающими людьми;
  • налаживание взаимоотношений;
  • расслабление и релаксация;
  • помощь в осознании своих истинных чувств, желаний и целей;
  • коррекция поведения и замена неэффективных поведенческих моделей эффективными;
  • помощь в достижении равновесия между внутренним миром и условиями окружающей действительности;
  • снижение и полное устранение негативного воздействия стресса;
  • общее развитие;
  • формирование позитивного мышления.

Есть еще и целый комплекс конкретных задач, с решением которых данное направление вполне успешно справляется:

Диагностика

Посредством творчества удается определить глубинные проблемы человека и указать ему на те сферы внутренней и внешней жизни и личностные качества, на которые нужно обратить серьезное внимание, которые нужно проработать или изменить.

Коррекция. Благодаря эффективным средствам арт-терапии специалисты помогают людям менять свое поведение в лучшую сторону, избавляться от тревог и страхов, чувства вины и жалости к себе, ограничивающих убеждений, комплексов, зажимов и т.п.

Развитие

Арт-терапия помогает не просто выявлять сильные и слабые стороны человека, но и развивать их. А это значит, что, занимаясь приятным делом, человек еще и проводит серьезную работу над собой.

Удовольствие. Лечение происходит через процесс творения. Люди пишут картины, сочиняют стихи, фотографируют, одним словом – создают, а не в этом ли состоит истинное удовольствие?! Причем получают его даже люди, далекие от творчества.

Психотерапия. Творческая деятельность помогает преодолевать тяжелые переживания, устранять психологические травмы, убирать подсознательные блоки, избавляться от неуверенности в себе и решать другие подобные проблемы.

Арт-терапевты применяют в своей работе огромное количество разных методов. К тому же и у самих людей предпочтения отличаются, но любой может найти то, что придется ему по вкусу.

Стоит ли практиковать арт-терапию

Характерный признак и основное отличие арт-терапии от любой другой психотерапевтической методики состоит в ее абсолютной безвредности и бережном воздействии на практикующего. Принести какой бы то ни было вред с помощью творчества невозможно, в особенности, если к делу подключается профессионал.

Помимо этого, арт-терапия обращается к подсознанию человека, помогает ему добраться до скрытых глубоко внутри характеристик и ресурсов, способствует развитию креативности и образного мышления, позволяет ему отвлечься от повседневных забот и получать удовольствие от процесса творчества.

Вместе с получением эмоционального удовлетворения и эстетического удовольствия человек учится лучше приспосабливаться к условиям окружающего мира, становится более сильным и защищенным в психологическом плане, обретает большую уверенность в себе, развивает стрессоустойчивость.

Занятия творчеством, тем более, если они носят систематический характер, дают человеку возможность пережить новый положительный опыт и накопить его. Арт-терапия помогает решать множество задач и проблем, среди которых и возрастные, и личностные проблемы, и конфликты, и потери, и разного рода кризисы.

Все это говорит о том, что есть смысл попробовать заняться лечением с помощью творчества. Многие люди даже называют арт-терапию настоящим путем к своей душе – путем захватывающим, интересным, необычным и насыщенным яркими образами и богатыми позитивными переживаниями.

Интересен и достоин внимания и сам процесс, и результаты, к которым можно прийти при помощи арт-терапии. Практикуя ее регулярно, можно полностью изменить свой взгляд на мир, на жизнь и на себя самого, приобрести видение творца – поэта, художника или писателя, самостоятельно пишущего сценарий своей жизни.

Вместе с этим приходит понимание своей глубинной сущности, истинных желаний и предназначения. Надеемся, что наши рассуждения подтолкнут вас к тому, чтобы добавить в реку своей жизни ручеек творческой энергии, и помогут найти способ, как сделать свой мир еще более красочным, живым и интересным.

Книги по арт-терапии

Здесь вы можете бесплатно скачать книги

Копытин А.И., Методы арт-терапии methods_art_therapy

Копытин А.И.  Арт-терапия. Хрестоматия — art_terap_kop-hrestomatiya

Киселева М.В., Арт-терапия в работе с детьми art_therapy_rabota-s-detmi

Тайный мир рисунка — fers_tajnij_mir_risunka

Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированное арт-терапии — techniques

Ермакова И.А., Вокруг цвета — vokrug_tcveta

Кэмерон Дж. Путь художника. Ваша творческая мастерская — way_of_artist

Алексей Будза, Арт-терапия. Йога внутреннего художника — yoga_artist

Автор статьи:

Статью прочитали: 15 927

Цитаты про детей со смыслом: 100 высказываний великих людей

Какие красивые и трогательные высказывания известных и великих людей о любви к детям, а также про их воспитание и связанное с ним счастье вы знаете? Мы на saytpozitiva.ru задались целью собрать цитаты про детей со смыслом, которые будут полезны не только для родителей, но и всем взрослым.

Эти слова, фразы и высказывания рассказывают о сущности детей, а так же о том, как взрослые должны относиться к детям и воспитывать их. Мы разделили эти цитаты на смешные и прикольные, короткие и умные. Поэтому каждый сможет найти для себя те слова, которые будут созвучны его чувствам к детям.

Хотим вам посоветовать: наслаждайтесь каждым днем со своим малышом, потому что время пролетает очень быстро!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: