Как избавить ребенка от компьютерной зависимости: советы психолога

Они отнимут нашу работу!

Страх потери работы объединяет старых луддитов, которые громили ткацкие станки и боролись с быстро богатевшими хозяевами фабрик, с неолуддитами — современными обладателями низких квалификаций, которых потихоньку начинают вытеснять новые технологии. Согласно докладу Всемирного экономического форума, к 2022 году 75 млн рабочих мест исчезнут из экономики. Там же оптимистично обещают, что появятся новые 133 млн рабочих мест, для которых будут нужны специальные навыки, хотя пока сложно представить, как бывший 40-летний сотрудник фабрики обучает нейросети.

Волнение в обществе нарастает, таксисты объединяются в большие протестные группы в разных странах и начинают радикальную войну против корпорации Uber, которая создает неравные условия конкуренции для традиционных таксистов вне корпорации.

Технологический прогресс приводит к отмиранию целых экономических отраслей. Например, беспилотные фуры могут заменить популярную в Америке профессию дальнобойщика, которая позволяет иметь человеку без высшего образования зарплату, как у среднего класса. Без работы останутся 3,5 млн водителей.

Потребности дальнобойщика, в свою очередь, дают работу людям в других отраслях: мотели, рестораны, заправки, автомойки. Сколько людей может остаться без работы после приближающегося технологического рывка — трудно представить, а что каждого безработного обогатит безусловный базовый доход от правительства, представить еще труднее.

Профессор экономики и нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц в своей работе «Безработица и инновации» обосновал, почему нужно поаккуратнее внедрять технологии в экономику, и вспомнил Великую депрессию: резкий скачок производства в сельскохозяйственной промышленности привел к краху экономики и массовой безработице. Тогда с этой проблемой справились с помощью «Нового курса» Рузвельта, а как решать проблему со страхом перед массовой безработицей из-за роботизации сегодня — пока непонятно.

Теоретическое решение предлагает старейшина компьютерных технологий Билл Гейтс. Он активно рассуждает об угрозах новых технологий и критикует их так яро, что в 2015 году они на пару со Стивеном Хокингом и Илоном Маском стали номинантами антипремии «Луддит года».

1. Современный день Люддит

Я современный день Luddite? Взглянув на Википедию , луддиты не протестовали против существования или развития технологий, они были обеспокоены тем, как технологии используются для ослабления их средств к существованию. Это то, с чем я могу сопереживать.

Но в то же время я — тот, кто получает доход, работая в сети. Итак, я знаю, в какой степени определенные технологии позволили мне жить так, как я.

Я не против всех новых технологий, но у меня есть некоторые сомнения по поводу некоторых из них.

Какому программному обеспечению можно доверять? Я зависим от других, чтобы получить работу? У меня есть то, что я думаю? Могу ли я это исправить сам? Самое главное — действительно ли я что-то получаю от этого? Служит ли эта служба пользователям, или пользователи обслуживают услугу « ?

В некотором смысле, это ничем не отличается от того, как амиши применяют новые технологии. Они не используют новые гаджеты просто потому, что они новые, или даже потому, что они могут быть удобными. Они принимают только тех, кто не ставит под угрозу их ценности или образ жизни. Технология не нейтральна, и они знают об этом.

Если вы разделяете те же проблемы, это руководство поможет вам контролировать свою цифровую жизнь и использовать только те технологии, которые вам нужны. Какие технологии вам нужны? Я не могу тебе этого сказать. Я могу только помочь вам поднять вопросы и найти альтернативы.

И если люди хотят называть вас луддитом, позвольте им.

Профсоюзы против дронов

Современные луддиты не ломают машины, как их духовные предшественники, — чаще всего они борются с технологиями силами профсоюзов. В 2018 году американо-канадский профсоюз International Brotherhood of Teamsters (IBT), в который входят, в частности, водители грузовиков, попытался добиться от компании United Parcel Service (UPS), специализирующейся на экспресс-доставке, запрета на использование беспилотных автомобилей и дронов. Незадолго до этого UPS начала тестировать эти новые инструменты, и работники решили, что массовые сокращения не за горами. Добиться своего профсоюзу не удалось — никаких законов, запрещающих использование этих технологий, в США пока нет.

Водители грузовиков и сотрудники служб доставки далеко не единственные, кто решил побороться за свои рабочие места перед лицом всеобщей автоматизации. В том же году профсоюз Unite Here, в который входят сотрудники отелей Marriott в США (повара, кассиры, носильщики и т.д.), включил в число своих требований к работодателю обязательство защищать работников от последствий внедрения новых технологий. Одна из новостей, напугавших членов профсоюза, заключалась в том, что в двух отелях Marriott в Китае персонал со стойки регистрации заменили системой распознавания лиц. То, что на сотрудниках ресепшен получилось сэкономить, вызвало у владельцев отелей нескрываемый энтузиазм.

В отличие от деятелей IBT руководители Unite Here осознавали, что прямого запрета на роботизацию добиваться бессмысленно. «Технологии не остановишь, — констатировал глава профсоюза Дональд Тейлор. — Вопрос в том, будут ли сотрудники партнерами в их развертывании или сторонними наблюдателями, по которым они проедутся». Unite Here решил бороться с современными технологиями старым проверенным способом — забастовкой. После серии стачек, устроенных гостиничными служащими, Unite Here добился от работодателя обязательства предупреждать работников о внедрении новой технологии за 180 дней. Кроме того, компания должна будет искать рабочие места для тех сотрудников, которых пришлось уволить из-за использования инноваций.

Организуйте активные занятия в помещении или на свежем воздухе для своих детей и их друзей.

Помогите обдумать и спланировать альтернативные занятия для ваших детей. (Возможно, они вышли из употребления.) Чтобы сделать его более привлекательным, поищите способы включить друзей ваших детей. Проверьте газеты, ваш местный общественный центр или школьных консультантов, чтобы узнать о местных программах и ресурсах для молодежных спортивных программ и мероприятий. Например, ваше сообщество может предложить лодочный клуб, спортивные программы, походы, маршруты для горных велосипедов, приключенческие поездки или другие веселые мероприятия на свежем воздухе.

Офлайн-мероприятия не всегда должны быть экстравагантными или дорогими. В старшей школе наш сын регулярно устраивал пятничные покерные вечеринки со своими друзьями. Нам нравилось слушать, как они смеются и болтают в задней комнате, и снабжали их чипсами и напитками, чтобы было весело. Помимо очевидного удовольствия от игры в покер, эти молодые люди совершенствовали свои коммуникативные и социальные навыки, а также планировали другие совместные занятия.

Большие данные и проблема обезличенности

Две мировые войны показали, что времена, когда ты мог с честью и уважением относиться к своему врагу, давно прошли. Использование воздушных дронов лишило операторов прямого контакта с врагом. Казалось бы, это решило проблему с потерями личного состава, а благодаря точности нанесения ударов уменьшится количество смертей среди гражданских.

Уильям Аркин, бывший военный аналитик Los AngelesTimes, Washington Post и The New York Times, в своей книге “Unmanned: Drones, Data, and the Illusion of Perfect Warfare” называет применение беспилотников миражом идеальной войны, которая максимально отстраняется от человека и скоро будет работать на базе ИИ без участия людей и самостоятельно принимать решения, какие данные собирать, кого считать угрозой, а кого — нет.

Подобную автономию в принятии решений пророчат и «умным» городам. Сбор данных решает много проблем быстро урбанизирующихся мегаполисов: при помощи датчиков собирают и обрабатывают информацию о состоянии пробок, в случае выпадения снега подогреют асфальт для снижения риска аварий.

Но как повлияет обилие камер и датчиков на конфиденциальность частной жизни горожан?

Многих настораживает конфликт, связанный с умным кварталом в городе Торонто. Изначально его должны были строить, соблюдая принципы thriving hub for innovation, но недавно проект покинула Энн Кавукян, которая занималась разработкой концепции конфиденциальности с 1995 года. Причиной ее ухода стало несогласие с требованием застройщика, который хотел, чтобы данные могли быть использованы некими «доверенными лицами».

Стартап, который занимался застройкой, называется Sidewalk Labs — он, как и Google, принадлежит огромному холдингу Alphabet. Учитывая, что Google использует данные пользователей для «скармливания» им в последующем тонны рекламы, такое решение о передаче информации «доверенным лицам» трудно понять неправильно.

Другая проблема заключается в том, что такие города можно взломать.

Цезарь Церрудо, профессиональный хакер и технический директор IOActive Labs, уже проделывал такие операции: во время прогулки по Вашингтону он собирал информацию на свой смартфон с датчиков, отвечающих за светофоры, а затем взламывал их в своей лаборатории.

Своим экспериментом Церрудо хотел показать, как уязвимы «умные» города: взломав такую систему, ею можно манипулировать нажатием кнопки на смартфоне. В своей статье он приводит уже произошедших случаев атак на такие системы.

Жрецы

Естественно,‏ ‎у ‎Бога‏ ‎Технологий ‎есть‏ ‎жрецы.‏ ‎А ‎как‏ ‎без ‎них-то? ‎Ведь ‎основная ‎масса‏ ‎населения ‎–‏ ‎это‏ ‎не ‎стильные ‎и‏ ‎модные, ‎продвинутые‏ ‎программисты, ‎маркетологи, ‎копирайтеры ‎и‏ ‎коучи,‏ ‎которые ‎и‏ ‎так ‎понимают‏ ‎прогресс, ‎а ‎быдло, это ‎косная, ‎туповатая‏ ‎масса,‏ ‎луддиты, ‎боящиеся‏ ‎технологий, ‎им‏ ‎нужно ‎разъяснять ‎их ‎же ‎пользу.‏ ‎Всем‏ ‎этим‏ ‎мамашкам, ‎старпёрам,‏ ‎совкам, ‎православнутым,‏ ‎мусульманам, ‎тормозным‏ ‎чиновникам.

Кто‏ ‎эти ‎жрецы?‏ ‎Это ‎журналисты, ‎банкиры, ‎маркетологи, ‎профессиональные‏ ‎рассказчики ‎«про‏ ‎ИИ»,‏ ‎начальники ‎«департаментов ‎цифровой‏ ‎трансформации» ‎в‏ ‎губернаторствах ‎и ‎крупных ‎госкорпорациях.‏ ‎А‏ ‎также ‎наши‏ ‎маски ‎и‏ ‎харрари, ‎да ‎вот ‎хоть ‎Герман‏ ‎Оскарович.

Эти‏ ‎банкирно-маркетологические ‎жрецы‏ ‎замечательны ‎не‏ ‎только ‎тем, ‎что ‎они ‎всё-всё‏ ‎знают про‏ ‎новейшие,‏ ‎планирующиеся, ‎и‏ ‎только ‎зарождающиеся‏ ‎технологии, ‎про‏ ‎наше‏ ‎счастливое ‎будущее,‏ ‎но ‎и ‎ресурсные: они ‎реально ‎могут‏ ‎это ‎всё‏ ‎сделать‏ ‎у ‎них ‎–‏ ‎деньги ‎всей‏ ‎страны, ‎у ‎них ‎центры‏ ‎ИИ,‏ ‎у ‎них‏ ‎нацпроекты ‎и‏ ‎нацпрограммы, ‎у ‎них ‎нарядные ‎бюджеты,‏ ‎огромные‏ ‎здания ‎и‏ ‎залы, ‎у‏ ‎них ‎суперкомпьютеры, ‎беспрерывные ‎конференции ‎и‏ ‎доступ‏ ‎к‏ ‎СМИ.

Всё ‎же‏ ‎есть, ‎чего‏ ‎ж ‎не‏ ‎сделать-то.

Теперь, ‎когда ‎место‏ ‎этого ‎«нарратива»‏ ‎обрисовано‏ ‎– ‎это ‎оккультный,‏ ‎религиозный ‎нарратив,‏ ‎и ‎место ‎его ‎«евангелистов»‏ ‎тоже‏ ‎– ‎это‏ ‎жрецы, ‎погонщики‏ ‎секты, ‎поговорим ‎подробнее ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎они ‎обещают.‏ ‎А ‎именно‏ ‎о ‎самом ‎волнительном, ‎самом ‎сладком‏ ‎обещании‏ ‎–‏ ‎о ‎Цифровом‏ ‎Бессмертии.

Итак, ‎основная‏ ‎мысль: ‎пересадка‏ ‎сознания‏ ‎в ‎компьютер.‏ ‎Это ‎даёт ‎бессмертие сознанию ‎– ‎ведь‏ ‎компьютер ‎может‏ ‎работать‏ ‎вечно, ‎он ‎не‏ ‎подвержен ‎ужасам‏ ‎старения ‎и ‎болезням ‎(ну,‏ ‎то‏ ‎второстепенное ‎обстоятельство,‏ ‎что ‎без‏ ‎электричества ‎он ‎не ‎работает, ‎обычно‏ ‎оставляется‏ ‎за ‎кадром‏ ‎– ‎есть‏ ‎же ‎солнечные ‎батареи, ‎АЭС, ‎настенная‏ ‎батарея‏ ‎Маска,‏ ‎что ‎там‏ ‎ещё, ‎это‏ ‎вопрос ‎технический).

Человек на крючке социальных сетей и телевидения

Американский активист и автор книги 1978 года «Четыре аргумента в пользу устранения телевидения» Джерри Мандер считал, что телевидение создано исключительно ради массовой трансляции рекламы — чтобы компенсировать экономические затраты на военную промышленность, ведь телереклама создает у потребителей новые желания и стимулирует покупать.

Он не обошел стороной и воздействие телевидения на мозг детей, считая, что телевещание повлияло на создание нового типа мышления — клипового. Именно клиповое сознание породило ориентацию на многозадачность, напрочь лишив современных людей глубокого сконцентрированного размышления.

О переизбытке информации высказывался Теодор Роззак, философ и теоретик контркультуры. Он говорил, что из-за огромного количества информации люди перестали понимать сложные идеи и переживать глубокий опыт, необходимый для взросления и созревания личности. Роззак считал появление компьютеров настоящим заговором.

Привычная иерархия — информация–знания–суждение–мудрость — перевернулась, теперь данные стоят на самой вершине.

Эти идеи, но уже применительно к интернету, поддерживает Джарон Ланье — один из создателей термина «цифровая реальность» и автор книг «Кто владеет будущим» и «Десять аргументов в пользу того, чтобы удалить свои аккаунты в соцсетях прямо сейчас». По его мнению, социальные сети перестали выполнять свою утопическую функцию рассадника дружбы, теперь они служат полигоном для тестирования алгоритмов, подавляют разум и силу воли и, вооруженные наукой, скармливают рекламу нашему мозгу.

Он считает, что главная задача этого алгоритма — воздействовать на наше сознание в корыстных целях. О том, как именно это происходит, мы писали в «Тоннеле реальности». Соцсети, по мнению мыслителя, делают из нас не самостоятельных кошек, свободно гуляющих по интернету, а послушных и слепо преданных собак, которые под влиянием алгоритма и вовсе станут приложением к смартфону.

Философ указывает на ряд других проблем соцсетей. Например, одностороннее и субъективное восприятие мира: выборы в США, когда сторонники Трампа видели в ленте одни новости, а сторонники Клинтон — совершенно другие; утечка данных из Cambridge Analytica, слежка через смартфоны и политические махинации (резня в Мьянме). Ланье утверждает, что перед конфликтом в Мьянме по фейсбуку гуляло множество фейковых постов о нечеловеческом поведении рохинджа (ритуальные жертвоприношения детей), которые и вызвали массовое недовольство общественности. Алгоритм может даже усугубить вашу депрессию, подкидывая соответствующие посты в ленту.

Что‏ ‎на ‎самом ‎деле

Дальше‏ ‎– ‎в‏ ‎телеграфном ‎стиле. ‎Как ‎я‏ ‎лично‏ ‎понимаю ‎истинный,‏ ‎онтологический, ‎вселенский,‏ ‎духовный  ‎смысл ‎всей ‎этой ‎транс-кибер-движухи.

Вся‏ ‎остальная‏ ‎ботва ‎трансгуманистов‏ ‎и ‎ИИ-фанатов‏ ‎на ‎самом ‎деле ‎фокусируется ‎вокруг‏ ‎бессмертия,‏ ‎как‏ ‎вокруг ‎волшебного‏ ‎кристалла, ‎Эликсира‏ ‎жизни, ‎Философского‏ ‎камня.

Не‏ ‎обязательно ‎вокруг‏ ‎именно ‎и ‎исключительно ‎цифрового, ‎там‏ ‎ещё ‎обещают‏ ‎и‏ ‎биологическое ‎продление ‎жизни,‏ ‎нанороботов ‎в‏ ‎крови ‎и ‎тканях, ‎биохакинг,‏ ‎клонирование,‏ ‎пересадку ‎выращенных‏ ‎органов, ‎киберорганы‏ ‎и ‎т.п. ‎Но ‎ИИ-бессмертие ‎всё‏ ‎же‏ ‎центральное, ‎мне‏ ‎кажется. ‎Его‏ ‎проще ‎воображать, ‎раз ‎мозг ‎–‏ ‎компьютер.

Почему‏ ‎же‏ ‎идея ‎технологического‏ ‎(цифрового) ‎бессмертия‏ ‎настолько ‎вирусна,‏ ‎настолько‏ ‎привлекательна, ‎настолько‏ ‎центральна, ‎так ‎нравится ‎евангелистам ‎Бога‏ ‎Технологий? ‎

Мне‏ ‎кажется,‏ ‎не ‎просто ‎потому,‏ ‎что ‎люди‏ ‎боятся ‎смерти ‎и ‎хотят‏ ‎жить‏ ‎вечно. ‎Многие‏ ‎ведь ‎и‏ ‎не ‎задумывались, ‎хорошо ‎ли ‎это‏ ‎–‏ ‎жить ‎на‏ ‎Земле ‎вечно.‏ ‎И ‎что ‎такое ‎«вечно». ‎

Не‏ ‎потому‏ ‎даже,‏ ‎что ‎очень‏ ‎любят ‎свою‏ ‎тушку.

Посмотрим ‎на‏ ‎это‏ ‎с ‎такой‏ ‎стороны ‎– ‎с ‎привычной ‎человечеству‏ ‎последние ‎три‏ ‎тысячи‏ ‎лет. ‎

Анатомия зависимости

Психологическая зависимость формируется постепенно: от интереса к увлечению, а затем к потребности и пристрастию. Темп этих изменений индивидуален. Механизмы на уровне физиологии (и это доказано экспериментально) аналогичны стадиям формирования алкоголизма и наркомании:

I стадия: бессимптомная. Ощущая удовольствие от взаимодействия с устройством, подросток не замечает никаких негативных последствий, зато может обосновать выгоду от такого взаимодействия. Оно видится безопасным и позитивным. «Употребление» компьютера носит хаотичный характер. Социальные связи сохраняются. В домашних условиях проблема корректируется правильно построенной беседой о назначении телефона и ПК, правилах их использования.

  • II стадия: привыкание. Периодичность может быть от нескольких часов до нескольких дней, но она прослеживается достаточно четко. Например, ежедневно в одно и то же время подросток обращается к игре и проводит за ней пару часов. Происходит утрата свободы выбора: играть или не играть. Возникает некая обязанность, которую ребенок защищает и оправдывает ответственностью перед другими игроками. Стандартное прикрытие: «Я так отдыхаю. Это не мешает мне жить в реальности». Необходимо срочное вмешательство семьи и школы в коррекцию такого состояния. Поддержка психолога значительно улучшает прогноз, полностью вылечивать удается более 80% случаев.
  • III стадия: приоритет пристрастия. Подросток уходит в мир виртуальной реальности, посвящает ему все время, отказывается от привычной жизни и удовольствий в пользу зависимости. Более того, возникают новые зависимости, например курение. На этом этапе лечение и реабилитацию необходимо проводить профессиональными средствами. Одной консультации психолога может быть недостаточно. Избавляться от зависимости придется с помощью опытного психотерапевта или даже гипнолога.
  • IV стадия: переход из психологического плана в психический. Проявляются физиологические нарушения (позвоночник, мозг, органы зрения и пищеварения страдают больше других). Деградация личности, утрата контактов, уход от реальности, суицидальные мысли, изменения в мышлении, характере и поведении.

    Ребенка нужно срочно спасать! Лечение компьютерной зависимости у подростков на этом этапе требует обращения к психиатру.

Скачок от легкой степени до тяжелой колеблется в зависимости от возраста, жизненной ситуации, временных и материальных возможностей. Чтобы определить, зависим ли подросток от компьютера, нужно спрашивать не «Как давно это происходит?», а «Насколько это глубоко внедрилось в личность?»

Посмотрите видео психолога Алисы Плотниковой, в котором она подробно рассказывает об особенностях детской интернет и компьютерной зависимосте:

Угроза из XX века

Тинейджеры из 2000-х порой не знают ни дворовых песочниц, ни футбольных баталий, ни казаков-разбойников. Общение, игра и обучение переместились в электронное пространство, и это делает детей и подростков уязвимыми перед компьютерной угрозой.

С одной стороны, неокрепшая личность должна подчиняться требованию времени и умело управляться с любой современной техникой. С другой – нужно избежать множества соблазнов и не потерять связь с реальностью.

Предотвращать зависимость от гаджетов – общая задача семьи и школы. Но совсем уберегать детвору от компьютеров сегодня и сложно, и неправильно. Школьные правила предполагают ограниченное и направленное использование технологий в учебных целях. А вот избежать домашних ошибок в развлечениях и досуге – в силах родителей.

Невидимые враги

Школьник от 7 до 17 лет – это психологическая губка. Без контроля в детской психике могут появиться негативные черты:

  • неограниченное, жадное потребление электронного контента в любой его форме: новости, игры, видео, кино;
  • потеря себя, утрата чувства реальности, искажение приоритетов, мир подростка начинает зависеть от пикселей на экране;
  • отказ от социальной ответственности, возрастных обязанностей;
  • ограниченность контактов и коммуникативных навыков, развитие патологических черт и акцентуаций характера;
  • потеря интереса к познанию и даже к событиям в жизни собственной семьи;
  • нарушение суточного ритма, режима сна, питания, чистоплотности и прочее.

В Сети ребенок может столкнуться с преступниками: мошенниками, вымогателями, педофилами и группами смерти. Если позволить ребенку слишком долго находиться в состоянии зависимости, могут развиться тяжелые последствия:

  1. отставание в социальном развитии, асоциальные формы поведения;
  2. нервно-психические расстройства разных типов;
  3. соматические заболевания: сколиоз, гастрит, истощение, офтальмологические болезни.

Сложности терминологии

Компьютерная зависимость – не выдуманный термин, но и не официально признанная болезнь. Пока это психологический синдром. Как и другие формы пристрастий, он заставляет отказываться от реального мира в пользу виртуальности. В ней зависимый подросток находит замену живому общению, книгам, знаниям, играм и физической активности.

Где прячется опасность

Интернет-зависимость у подростков может быть недифференцированной (ребенка патологически интересует компьютерная техника вообще). Но чаще можно выделить основную направленность:

  • подростковая игромания (зависимость от компьютерных игр у подростков) Наиболее популярны The Sims, World of Warcraft, World of Tanks. Это лидирующая форма зависимости, поскольку увлечь игрой мальчика или девочку одинаково просто, особенно в возрасте до 16 лет.
  • зависимость от ленты (ВКонтакте, Инстаграм и другие сети предлагают неограниченный поток новостей на стене);
  • пристрастие к онлайн-покупкам при наличии электронных денег у подростка;
  • коммуникативная зависимость от компьютера: страсть к общению или знакомствам в Сети;
  • у старших подростков возможны киберсексуальные формы пристрастия (просмотр порноконтента: фото, видео, анимация).

Трудно сказать, какой контент опаснее, но именно игры становятся отдушиной для тревожных, неуверенных в себе, закомплексованных детей. Героический персонаж, сказочное существо или ловкий стрелок становятся своеобразной маской, под которой и не страшно, и не грустно, и не одиноко. Сопротивляться внешнему миру легче через своего игрового персонажа.

Компьютер способен постепенно отучать несформированную личность от нормального ритма жизни, свести к минимуму присутствие ребенка в реальном мире.

Посмотрите до чего может довести зависимость от компьютерных игр ребенка:

Луддиты атакуют текстильные фабрики

Движение луддизма не ново, оно зародилось еще в XVIII веке. Стремительная индустриализация обесценивала труд вчерашних специалистов и заставляла людей сменить свежий воздух работы в поле на бесконечный шум завода. Работать теперь могли даже женщины и дети: обучить работе со станками можно было кого угодно, а платить новым работникам — меньше. Быстро строились фабрики и заводы, их владельцы богатели, экономическое неравенство росло.

Первыми реальную угрозу от механизации производства почувствовали надомные работники текстильных фабрик. В 1768 году они напали на мастерскую Джеймса Харгривса, изобретателя прядильной машины, и сломали его станки. Позже, в 1792 году, манчестерские работники вели себя более радикально и сожгли первую фабрику с чесальными машинами для шерсти изобретателя и предпринимателя Ричарда Аркрайта.

Такое отношение к технике было обусловлено не боязнью самих машин, а радикальным сопротивлением хозяевам фабрик. С 15 века ткачи составляли 50 % промышленности страны, а доходы с этой отрасли ежегодно возрастали на 7–8 % при приросте населения в 1 % — так что ткать в то время было не только престижно, но и прибыльно. Ткачи были защищены законами, принятыми в 1563 году: количество мастеров строго регулировалось, чтобы сохранить доходы на высоком уровне, а открыть собственное дело можно было только после 7 лет обучения у мастера — и количество таких учеников тоже регулировалось.

Что делать родителям

Действовать нужно разумно, планомерно и методично. Если что-то пойдет не так, подросток может не дать вам второго шанса. Его доверие – хрупкая субстанция. Противодействие симптомам дает лишь временное облегчение. Проблема может вернуться, когда снова возникнут благоприятные условия. Поэтому выбирайте путь спасения через устранение исходных причин зависимости.

Ответ всего на три вопроса откроет перед вами целый ворох информации о ребенке, которого вы воспитываете. Постарайтесь разобраться в собственных мотивах и поступках, убедитесь, что не подаете дурной пример и не создаете психологический дискомфорт в семье.

  1. Что заставило юношу погрузиться в виртуальный мир?
  2. Что ему известно об альтернативах в реальном мире?
  3. Что делаете вы лично как родители, чтобы поддерживать интерес к реальности?

Если ребенок одинок, найдите утраченный путь к его сердцу.

Если он не уверен в себе, приложите усилия, чтобы нормализовать его самооценку. Для каждой стадии зависимости существует оптимальный путь преодоления проблемы.

Воспитательные беседы

И долгие разговоры по душам. Именно доверительный диалог поможет разобраться, откуда берутся проявления зависимости

Что такое важное и ценное спрятано там, по другую сторону монитора, чего ребенок не может найти рядом с семьей и друзьями?

Ведите разговор в спокойном ровном тоне, искренне интересуйтесь ответами, но не переходите в назидание. Используйте правильные речевые конструкции:

  • Меньше закрытых вопросов, предполагающих однозначный ответ «да» или «нет».
  • «Я» вместо «ты»: «Мне бы хотелось узнать об этой игре» вместо «В какую игру ты играешь?»
  • Задавайте конкретные вопросы: «Зачем нужна эта команда в чате?», «Почему этот герой лучше?», «Какое оружие будет на следующем уровне?»
  • Подключайтесь к интересу ребенка: сыграйте вместе с ним, попробуйте разработать алгоритм программы, посмотрите вместе хорошее мудрое аниме.
  • Не высказывайте оценок и категоричных суждений, даже если заметите явную глупость или ошибку. Лучше отшутитесь.

Как только контакт будет достигнут, вы сможете манипулировать им. Для ребенка важнее сам контакт, а не ситуация в которую он включен. Поэтому постепенно удастся увести диалог от компьютерной тематики и от самого компьютера.

Детский психолог

У подростков есть общая ошибка: они не разделяют профессиональные обязанности психолога, психотерапевта и психиатра. К «мозгоправам», по мнению подростка, ходить стыдно!

Поэтому сначала вдвоем с супругом посетите детского специалиста без ребенка, поведайте «историю болезни», обсудите пути дальнейшего сотрудничества. Профессионал обязательно даст вам подробные инструкции. Только индивидуальный подход поможет привести ребенка к психологу.

Психотерапия и гипноз

Попасть к психотерапевту зависимый подросток может двумя путями: добровольно (через осознание проблемы в кабинете психолога и осознанный выбор) и принудительно (когда у родителей не остается иного выхода).

Психотерапия требует внушительных материальных затрат и заинтересованности пациента, а гипноз действует далеко не на всех. В порядке рекомендации рассмотрите возможность мягко переключить ребенка на «нестыдные» методы терапии:

  • арт–терапия (лечение через творчество, подмена увлечений);
  • игротерапия;
  • зоотерапия (канистерапия, дельфинотерапия требуют смены обстановки, а общение с животными может стать новым увлечением);
  • символдрама с подростками (психоаналитический метод, основанный на переживании образов);
  • редкий, но все же существующий тип психологов – киберпсихологи. Эти люди помогают ребенку сделать компьютер инструментом, а не смыслом жизни. Вариации на эту же тему – школа программирования, кружок робототехники.

Медикаменты и процедуры

Последнее средство. Не прибегайте к нему без необходимости. Любые медицинские препараты может назначать только врач (психиатр или медицинский психолог). К числу препаратов при зависимостях относятся довольно «тяжелые» лекарства: ноотропы, антидепрессанты, седативные средства, иногда гормоны. В качестве дополнительных мер врачи применяют витаминно-минеральные комплексы и физиопроцедуры.

Алгоритм в роли менеджера

Однако замена людей роботами не единственная проблема. И, возможно, даже не самая актуальная.

«Сегодня технологические новинки внедряются не столько для того, чтобы облегчить людям труд или заменить работника, сколько для усиления контроля над работниками, ужесточения ритма их труда, — отметил в комментарии РБК директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. — Раньше думали, что у человека будет в подчинении десять роботов. А на самом деле может получиться наоборот — будет один робот, который станет управлять десятью людьми».

В качестве примера того, к чему движутся технологические гиганты даже в развитых странах, генеральный секретарь Федерации британских профсоюзов (TUC) Фрэнсис О’Грейди приводит ситуацию с сотрудниками Amazon, состояние владельца которой, Джеффа Безоса, самого богатого человека в мире, оценивается почти в $120 млрд. Компания любит рассказывать о своих высокотехнологичных складах, однако люди на этих складах работают по 60 часов в неделю, засыпают стоя и падают от усталости, так что приходится вызывать скорую помощь. Спят в палатках рядом с работой, поскольку на то, чтобы ездить домой каждый день, не хватает денег. Когда один рабочий склада упал и умер от остановки сердца, этого в течение 20 минут никто не замечал. А когда он же за пару дней до этого положил товар не в ту корзину менеджер получил информацию об этом через две минуты и сразу пришел.

Другой ставший классическим пример контроля над сотрудниками — программы, следящие за курьерами. Программы контролируют в буквальном смысле каждый их шаг, немедленно извещая менеджера об отклонении от заданного маршрута или задержке в пути. Для того чтобы люди не становились придатками алгоритмов, О’Грейди предлагает добиваться для работников права заключать с работодателями соглашения об использовании технологий. По ее словам, нельзя выжимать из сотрудников последние силы, заставляя их выполнять показатели, установленные компьютерами.

«Для вас, как для наемного работника, важна зарплата, но и другие аспекты тоже имеют значение, — отметила в комментарии РБК эксперт Европейского института профсоюзов (исследовательский центр Европейской конфедерации профсоюзов) Аида Понсе Дель Кастильо. — Следят ли за вами каждую минуту? Принимает ли машина решение относительно вашей продуктивности? Есть ли для вас риск получить взыскание из-за вашего скорингового балла? Рискуете ли вы быть уволенным, если так решит алгоритм?»

По ее словам, проблема технологических изменений должна решаться на законодательном уровне, через общественный диалог и коллективные переговоры между работодателями и профсоюзами.

Покажите им, что представляет собой это количество времени в других занятиях.

Подумав, вы можете разработать список действий и возможностей, которые можно реализовать за то же количество времени, которое вы тратите на игру. Например, за 1/4 этого времени вы могли научиться играть на музыкальном инструменте. За половину этого времени вы могли бы улучшить свои навыки в спорте, научиться ловить рыбу, шить, выращивать сад… Как родитель, вы должны быть готовы внести свой вклад в новый инструмент, помочь ребенку начать заниматься по программе деятельности или помочь купить расходные материалы или оборудование. Цель этого упражнения – показать ребенку, каких занятий ему может не хватать.

Пересадить‏ ‎в‏ ‎компьютер. ‎Да‏ ‎как ‎два ‎байта ‎переслать.

Мозг ‎–‏ ‎ведь ‎это‏ ‎что?‏ ‎Это ‎же ‎такой‏ ‎же ‎компьютер,‏ ‎просто ‎биологический. ‎У ‎него‏ ‎есть‏ ‎нейронная ‎сеть,‏ ‎процессор, ‎долговременная‏ ‎память, ‎оперативная ‎память, ‎периферия, ‎да?‏ ‎Да‏ ‎всё ‎понятно‏ ‎же.

Так ‎что‏ ‎мешает ‎просто ‎всё ‎это ‎просканировать‏ ‎и‏ ‎повторить‏ ‎«в ‎железе»?‏ ‎Да ‎ничего‏ ‎не ‎мешает.

Но‏ ‎что ‎с ‎того? ‎Про‏ ‎«мозг‏ ‎– ‎это‏ ‎компьютер» ‎–‏ ‎понятнее ‎же.

А ‎дальше ‎курцвайлями ‎всех‏ ‎стран‏ ‎производится ‎доставание‏ ‎карты ‎из‏ ‎рукава, ‎делается ‎ловкий, ‎энергичный ‎манипулятивный‏ ‎логический‏ ‎перескок:‏ ‎раз ‎мозг‏ ‎– ‎это‏ ‎компьютер, ‎просто‏ ‎мощный,‏ ‎так ‎его‏ ‎можно ‎повторить ‎на ‎компьютере ‎же;‏ ‎ну ‎так‏ ‎у‏ ‎нас ‎уже ‎есть‏ ‎компьютеры, ‎да,‏ ‎пока ‎чуть ‎менее ‎мощные.‏ ‎Но‏ ‎мощность ‎растёт,‏ ‎квантовые ‎компьютеры‏ ‎будут, ‎в ‎конце-то ‎концов. ‎

И‏ ‎мы‏ ‎же ‎можем‏ ‎уже ‎имитировать‏ ‎мозг, ‎мышление, ‎а ‎скоро ‎повторим‏ ‎мозг‏ ‎на‏ ‎100%, ‎всё‏ ‎для ‎этого‏ ‎есть: ‎сканеры‏ ‎мозга‏ ‎реального ‎времени,‏ ‎карта ‎активных ‎зон,  ‎вычислительная ‎мощность,‏ ‎нейронные ‎сети, наконец.‏ ‎Вон‏ ‎GPT ‎как ‎разговаривает‏ ‎и ‎рисует,‏ ‎загляденье…

Икона луддизма

В 1811 году владельцы чулочных фабрик в Манчестере начали получать письма с угрозами от загадочного «Короля Лудда». Он требовал, чтобы предприниматели избавились от своих механических станков — или он уничтожит их преуспевающее дело. По легенде, Нед Лудд в припадке ярости, причины которой нам неизвестны, разрушил молотом два ткацких станка, а в 1810 году его подпись (неизвестно, принадлежала ли эта подпись тому самому Неду) появилась в манифесте рабочих с призывом убрать с заводов станки.

Стихийным движение стало в разгаре индустриализации в XIX веке во время наполеоновских войн. Часть радикальных участников видела корень своих бед в машинах. В то время это были ткацкие станки — они же были символом индустриализации, эффективность которой сокращала рабочие места.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: