Физиология человека, 2020, t. 46, № 1, стр. 111-122

Аутизм - причины, симптомы и виды заболевания

Что такое аутизм?

Аутизм — это сложное неврологическое нарушение развития, которое приводит к стойкому дефициту социального общения или взаимодействия, а также к ограниченным, повторяющимся моделям поведения; также могут присутствовать сенсорные проблемы. В расстройства аутистического спектра (РАС) входят: аутизм (в т.ч. атипичный аутизм), синдром Аспергера, синдром Ретта и прочие неспецифические расстройства развития.

РАС характеризуются значительными и стойкими нарушениями, проявляющихся с младенчества, в следующих областях:

 ️Социально-эмоциональная взаимосвязь — неспособность инициировать или реагировать на социальные взаимодействия, включая двусторонние разговоры.

 ️Невербальное коммуникативное поведение при социальном взаимодействии — плохое использование зрительного контакта, языка тела, жестов и мимики.

 ️Развитие, поддержание и понимание отношений — трудности с адаптацией поведения к разным социальным контекстам, обретением друзей или проявлением интереса к сверстникам.

В дополнение к вышесказанному, чтобы получить диагноз РАС, пациент должен демонстрировать два из следующих типов поведения, при условии, что такое поведение не может быть лучше объяснено другим диагнозом:

  Стереотипные или повторяющиеся двигательные движения, включая использование предметов или речь.

  Настойчивое стремление к единообразию, негибкая приверженность распорядку дня или ритуализированным моделям вербального или невербального поведения.

  Сильно ограниченные, фиксированные интересы, необычные по интенсивности или направленности.

  Гипер- или гипо-реактивность на сенсорную информацию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды.

Синдром аутизма

Различия аутизма и шизофрении

Базовые симптомы при шизофрении и аутизме

Шизофрения

Аутизм

Расстройства мышления – разорванное, непоследовательное и бессвязное мышление.

Нарушение коммуникации – не использование речи, неспособность играть с другими.

Расстройства эмоциональной сферы – в виде депрессивных эпизодов и приступов эйфории.

Стремление к изолированности – отсутствие интереса к окружающему миру, агрессивное поведение на изменения.

Расстройства восприятия – галлюцинации (слуховые и редко зрительные), бред.

Стереотипное поведение.

Интеллект, как правило, сохранен.

Задержка речевого и интеллектуального развития.

Аутизм у взрослых

Личная жизньПрофессиональная деятельностьЖизненные условияСоциальные сообщества

https://youtube.com/watch?v=_uiDzrchNrM

Классификация раннего детского аутизма

В зависимости от преобладающего характера нарушения социальной адаптации при раннем детском аутизме выделяют четыре группы детей.

  1. Полная отрешённость от происходящего вокруг, характерно проявление крайнего дискомфорта при попытках взаимодействия с ребёнком. Социальная активность отсутствует, даже близким довольно трудно добиться от него какой-либо ответной реакции (взгляда или улыбки). Дети этой группы стараются не иметь с окружающим миром никаких точек соприкосновения, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно необходимые потребности (например, голод). Избегают различных телесных контактов и тяжело переносят взгляд глаза в глаза.
  2. Активное отвержение внешней среды. Проявляется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с окружающим миром. Ребёнок общается лишь с ограниченным кругом людей, как правило, это родители, близкие люди. Он проявляет повышенную избирательность в одежде и еде. Любое нарушение привычного ритма приводит к сильной аффективной реакции. Им больше, чем другим характерно чувство страха, на который они агрессивно реагируют. Отмечается большое количество двигательных и речевых стереотипий. Несмотря на тяжесть проявлений, такие дети более адаптированы для жизни, чем относящиеся к первой группе.
  3. Захваченность аутистическими интересами. Ребёнок старается укрыться от внешнего мира в своих интересах, его занятия при этом не носят познавательного характера и проявляются в стереотипичной форме. Увлечения имеют цикличность, такие дети годами могут рисовать, разговаривать на одну и ту же тему или воспроизводить в играх один и тот же сюжет. Интересы зачастую носят агрессивный, мрачный, устрашающий характер.
  4. Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Данный вариант является наиболее лёгким проявлением аутизма. Он характеризуется повышенной ранимостью и уязвимостью ребёнка, избеганием отношений, если он чувствует какую-либо преграду. Также отмечается чувствительность к чужой оценке.

При правильно организованных коррекционных мероприятиях возможно продвижение ребёнка по этим стадиям социальных взаимоотношений и его адаптация к окружающей среде.

Варианты развития аутизма

Злокачественное развитие – первые признаки заболевания появляются в раннем детском возрасте. Симптоматика характеризуется достаточно быстрым распадом психических функций. Некоторые расстройства аутистического спектра способны даже переходить в шизофрению.

Волнообразное течение – проявляется периодическими обострениями, нередко носящими сезонный характер. Их выраженность при этом каждый раз может быть различной.

Регредиентное течение – характеризуется постепенным улучшением симптоматики. Несмотря на бурное начало, признаки аутизма со временем регрессируют. Однако психические нарушения сохраняются.

У каждого ребёнка развитие аутизма происходит совершенно по-разному. Течение данного заболевания даже у близнецов может быть очень индивидуальным.

Факторы, влияющие на течение аутизма:

  • речевое развитие до шести лет является признаком благоприятного течения заболевания;
  • посещение специализированных образовательных учреждений также является благоприятным фактором и имеет огромное значение в адаптации;
  • освоение «ремесла» помогает реализовать себя в будущем в профессиональном плане – согласно исследованиям каждый пятый ребёнок с аутизмом способен освоить профессию, однако не делает этого;
  • посещение детских садов с логопедическим профилем или отдельных логопедических занятий положительно сказывается на дальнейшем развитии, ведь по статистике половина взрослых людей с аутизмом не говорят.

Последние новости центра

  • 722

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 419

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 640

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 459

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 883

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 502

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Особенности вкусовой системы детей с РАС

Как и с предыдущими анализаторами, с вкусовым ситуация схожа. Химические рецепторы на языке ребенка с аутизмом могут быть не слишком восприимчивы к раздражителям, отчего ребенок предпочитает пищу с ярко выраженными вкусами – острое, соленое, слишком сладкое, кислое, необычные сочетания продуктов и блюд. Иногда для создания требуемых ощущений ребенок пробует и употребляет в пище несъедобное, постоянно облизывает разные предметы.

При повышенной чувствительности может наблюдаться отказ от большей части пищи, так как ее вкус вызывает взрыв впечатлений – представьте, что вы едите одновременно несколько совершенно разных и несочетающихся блюд – вот тоже самое чувствует малыш с РАС при гипервосприятии вкусов. Они стараются избегать твердой, волокнистой пищи, отдают предпочтение мягкому и протертому.

Чем больше родители понимают особенности сенсорного мира своего ребенка, тем качественнее они смогут организовать помощь и коррекцию, помогающую убрать многие проблемы и хотя бы частично социализировать его и научить коммуникации.

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Лечение раннего детского аутизма

Лечбно-коррекцтонные программы раннего детского аутизма чаще всего заключаются в проведении специфической психотерапии и коррекции поведения:

  • ABA-терапия (Applied Behavior Analysis) исходит из предположения о том, что аутизм нельзя вылечить, но возможно приспособление ребенка к внешнему миру путем выработки у него социальных навыков с помощью тренировки и подкрепления нужного поведения.
  • Музыкотерапия и арттерапия помогают не речевому ребенку выразить себя, научиться игре. Использование вибрации и специальных компрессионных кроватей дают ребенку приятные ощущения, расслабляют.
  • Специальные коррекционные программы направлены на работу со страхами и другими эмоциональными проблемами аутиста, либо обучения знаниям и навыкам.
  • Семейная психотерапия призвана налаживать отношения в семье особого ребенка с учетом его потребностей. Одна из важнейших задач семейной психотерапии — поддержка родителей и других членов семьи, а также адекватного отношения к больному ребенку.

Клиническая картина

Основные симптомы РДА проявляются еще в младенческом возрасте, у детей на первом году жизни

Обращают на себя внимание следующие признаки:

  • позднее возникновение лепета;
  • мало улыбаются;
  • не фиксируют взгляд на других людях;
  • отсутствие реакции в ответ на обращение взрослого;
  • не реагируют на собственное имя;
  • резко реагируют на слабые раздражители, например, незначительный шум, сильными негативными эмоциями: плачем, криком, испугом. Но на сильные раздражители реагируют слабо;
  • после кормления младенец не выражает удовольствия. Отсутствует впечатление довольного, удовлетворенного малыша.

У детей с признаками аутизма извращен комплекс оживления. Так называется эмоционально-двигательный ответ грудничка на деятельность по отношению к нему взрослого. Эта простая форма поведения формируется к концу первого месяца. Она сохраняется и интенсифицируется до 4-х месячного возраста, а затем пропадает.

В структуру комплекса оживления входят следующие компоненты:

  • длительное фиксирование взгляда на взрослом;
  • улыбка, обращенная к родителю;
  • вербальное выражение эмоций – агуканье, гуление, возгласы;
  • двигательные реакции в виде взмахов руками и ногами, движений головы, прогибаний туловища.У малышей с РАС реакции комплекса, как уже упоминалось, извращены, выражены очень слабо или совсем отсутствуют. Такой ребенок не просится на руки, не успокаивается, когда мама берет его на ручки. 

Возможен и другой вариант, когда реакции комплекса оживления проявляются в полной мере, но не на взрослого, а на любой предмет, например, любимую игрушку или узор на обоях, лампочку.

Аутичный младенец слабо реагирует на родителей и других близких, смотрит как будто сквозь них, не выражает позитивных эмоций в их присутствии, не вступает с ними в контакт. Наблюдается нарушение активности малыша. Таких детей называют удобными – они слишком спокойны и нетребовательны. 

Что касается двигательного развития, то изначально оно не вызывает опасения. Все значимые моторные навыки развиваются в срок: самостоятельное удержание головы, переворот со спины на живот и обратно, присаживание. Вставать и ходить детки начинают также вовремя, но может наблюдаться временной разрыв между хождением с опорой и самостоятельным топаньем –нередко он длится до полугода.

В дальнейшем развитии двигательных навыков наблюдается такая тенденция:  они вялые, неритмичные, нескоординированные, отличаются тугоподвижностью, зажатостью и напряжением. Дети часто ходят на носочках.

Однако бывают дети с РАС, наоборот, отличающиеся особой юркостью и пластичностью. Они очень подвижны. Кувыркаются, легко взбираются на высоты. Хорошо держат баланс. Про таких говорят: везде пролезут. 

Признаки аутизма у детей от 3х до 7 лет

Аутизм – это комплексное расстройство, которое обычно проявляется в раннем детстве. Диагностика аутизма может быть сложной, так как его признаки могут отличаться у разных детей. Выделяют такие признаки аутизма у детей 3 до 7 лет:

  1. Ограниченные и повторяющиеся интересы. Ребенок может быть сильно заинтересован в определенных темах или активностях, и не проявлять интереса к другим.
  2. Проблемы с общением. Дети с аутизмом могут иметь трудности в понимании жестов и мимики, развитии речи, использовании прагматических навыков (например, не понимать правила беседы или иметь проблемы с темпом речи).
  3. Стереотипно-репетитивное поведение. Дети предпочитают определенные рутины, часто повторять одни и те же действия или заниматься автостимуляцией.
  4. Гиперчувствительность или гипо-чувствительность к сенсорным входам. Некоторые дети с аутизмом могут иметь повышенную или пониженную чувствительность к звукам, свету, запахам или текстурам.

При наличии подозрений на аутизм у вашего ребенка, важно обратиться к врачу или специалисту для диагностики

Особенности слухового восприятия у детей с аутизмом

Слуховое восприятие ребенка с РДА отличается особой избирательность, как и многие другие виды восприятия. Он может не откликаться на имя, так как голос человека перегружает его анализатор и он уже просто отключается от данных стимулов автоматически или намеренно отстраняется, но при этом полностью концентрироваться на каком-то звуке или группе звуков, которые ему приятны. Как видите, отношение к звуку при аутизме очень своеобразное.

По сути, просто в какой-то момент, во внутриутробном периоде или после родов в первые месяцы жизни, у ребенка не происходит выход из звукового многообразия. Он не делит речевые и неречевые звуки – они перемешиваются и создают хаос в его восприятии. Это может быть связано, с тем, что повреждается ответственная часть мозга, вследствие чего слуховой анализатор не настраивается на тонкое различение важных характеристик звука: тембральности, тональности, скорости, высоты, следовательно, до развития слухового восприятия на уровне вычленения фонем можно даже не дойти – речевой слух не формируется. В других вариантах слуховой анализатор, наоборот, может быть настолько настроен на акустическую сторону звуков, что ребенок полностью погружается в нее и застревает там.

В большинстве случаев детки больше склонны концентрироваться как раз на акустике, потому семантическое значение звуков и речи вообще остается для них второстепенным. Можно встретить говорящего аутиста – далеко не все такие детки молчат – но его речь все равно дефектна, как на экспрессивном, так и на импрессивном уровне. Им сложно овладеть всей структурой языка, потому они могут учить его всю жизнь, как мы учим иностранный.

Кстати, у ребенка с аутизмом может быть идеальный музыкальный слух. Многие дети среди них любя музыку и рифму. Возможно, это продиктовано тем, что музыка напоминает многогранный шум, к которому они привыкли, и помогает погружаться в ощущения, в мир эмоций, первозданных внутренних инстинктов, к коим они и стремятся.

Насколько будет развито слуховое восприятия, восприятие речи в дальнейшем, зависит еще и от того, насколько повреждены остальные анализаторы. Чем больше сохранных функций, тем больше шансов, что окружающие смогут найти контакт с ребенком и восполнить его недостатки, научить жить в этом мире, а не отгораживаться от него.

Развитие разделенного внимания во время игры

Игра — это прекрасный момент для обучения ребенка с аутизмом, который даже не будет понимать, что его чему-то учат

Во время совместной игры не забывайте «следовать за ребенком», то есть обращать внимание на то, что интересует его самого. Например, если ребенку интересны кубики, попробуйте строить что-то вместе с ним

Но ни в коем случае не заставляйте его играть в то, что ему не нравится. Опирайтесь на интересы и мотивацию самого ребенка.

— Возьмите любимую игрушку ребенка и поднимите ее так, чтобы он ее заметил. Спрячьте ее за спину, а потом снова покажите. Затем дайте игрушку ребенку. Это будет поощрять ребенка взаимодействовать с вами, потому что он будет понимать, что у вас есть то, что он хочет.

— Играйте в игры, которые требуют физического контакта. Например, «Поехали-поехали» или хоровод. Во время игры старайтесь поддерживать зрительный контакт с ребенком.

— Попробуйте играть в мяч, перебрасывая его или катая друг к другу. Такая игра требует, чтобы оба участника следили за одним предметом (мячом).

Лечение раннего детского аутизма

На сегодняшний день излечение раннего детского аутизма невозможно, поэтому медикаментозная терапия строится по синдромальному принципу. При необходимости используются психостимуляторы, противосудорожные препараты, антипсихотики и т.д. Имеются данные о положительных результатах электроакупунктуры.

Основную роль в лечении данного заболевания играют психолого-педагогическая коррекция, психотерапия, занятия с логопедом и дефектологическая помощь. В работе с детьми, страдающими аутизмом, используется арт-терапия, музыкотерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, игротерапия, логоритмика. В процессе обучения такого ребёнка педагогам следует ориентироваться на его сильные стороны (преобладающие интересы, нацеленность на учёбу, способность к языкам или точным наукам и т.п.).

Основное внимание уделяется психоэмоциональной коррекции, а также созданию благоприятных условий для развития детей-аутистов:

  • прививание жизненно необходимых навыков;
  • строгий распорядок дня;
  • избегание резкой смены обстановки и привычек;
  • постоянное пребывание с ребёнком, общение с ним;
  • максимально комфортный телесный контакт;
  • совершение различных физических упражнений;
  • избегание стрессов и переутомления;
  • отсутствие спешки в обучении.

Развитие разделенного внимание в раннем возрасте

Если вы будете пробовать некоторые из этих занятий, то помните, что важно предоставлять ребенку позитивное поощрение — если сразу за нужным действием ребенка следует что-то приятное и радостное для него, то он будет повторять эти действия в будущем. В данном случае будет чаще следовать за вашим взглядом или указательным жестом

Например, если ребенок посмотрел туда, куда вы показываете и/или говорите ему посмотреть, то тут же дайте ему какую-то награду. Такой наградой может быть ваша улыбка, щекотка или объятия. Опирайтесь на ваши знания о том, что нравится вашему ребенку, чтобы понять, какие поощрения могут быть наиболее эффективны для него.

— Читайте книжки вашему ребенку. Во время чтения книги используйте указательный жест и взгляд, чтобы показывать на различные рисунки на странице. Просите ребенка смотреть на то, на что вы показываете, и говорите с ним о том, что вы видите. Например, вы можете сказать: «Смотри! Синяя птичка летит!» В идеале ребенок должен посмотреть на вас, когда вы говорите, а потом направить взгляд на то, о чем вы говорите.

— Когда член семьи заходит в комнату, скажите: «Смотри! (имя) пришел». Если ребенок посмотрит в правильном направлении, то наградите его.

— Возьмите игрушку, которая нравится вашему ребенку, и скажите: «Смотри». Когда он посмотрит на игрушку, дайте ее в качестве награды.

— Возьмите заводную или электрическую игрушку. Включите ее, смотрите на нее вместе с ребенком. Когда игрушка остановится, то включите игрушку снова, как только ребенок посмотрит на вас (поначалу располагайтесь так, чтобы вам было легко поймать его взгляд). Такого рода упражнение очень эффективно, для того чтобы ребенок понял: если смотреть на других людей, это вызывает у них желательную реакцию.

— Выдувайте мыльные пузыри и наблюдайте, как они лопаются. Говорите ребенку: «Смотри» — и награждайте его каждый раз, когда он смотрит или пытается лопнуть пузырь, на который вы указываете.

— Во время прогулки на улице показывайте на то, что вы видите: «Смотри, большое дерево». Внимательно следите за реакциями ребенка и поощряйте его, если он смотрит на вас, а потом на то, на что вы указываете.  

Заключение

Разделенное внимание — это навык, который необходим для дальнейшего развития коммуникации и речи ребенка

Обычно разделенное внимание формируется естественным образом, но если этого не происходит, например, из-за аутизма или иной задержки развития, то важно работать над этим навыком, целенаправленно поощряя за него ребенка. Работа над разделенным вниманием включает совместные игры, подражание действиям ребенка, обучение тому, чтобы следовать вашему указательному жесту или взгляду, и обучение самого ребенка указательному жесту (вначале в качестве просьбы)

Важно отметить, что если у ребенка есть проблемы с разделенным вниманием, то, скорее всего, у него есть другие нарушения коммуникации. В этом случае ребенку нужны консультации логопедов и других специалистов в области раннего вмешательства

Работа над разделенным вниманием включает совместные игры, подражание действиям ребенка, обучение тому, чтобы следовать вашему указательному жесту или взгляду, и обучение самого ребенка указательному жесту (вначале в качестве просьбы)

Важно отметить, что если у ребенка есть проблемы с разделенным вниманием, то, скорее всего, у него есть другие нарушения коммуникации. В этом случае ребенку нужны консультации логопедов и других специалистов в области раннего вмешательства

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: