Формы внеурочной деятельности в условиях фгос ноо

Управление системой организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации фгос

Особенности организации внеурочной деятельности

Определение 1

Внеурочная деятельность – это составной компонент образовательного процесса, ориентированный на расширение и углубление образовательного пространства и познавательных возможностей учащихся, их мотивацию к познанию и развитию.

Современная система образования функционирует на основании требований, установленных федеральными государственными стандартами – ФГОС. Они ориентируют работу всех уровней образования и всех педагогических кадров на реагирование на запросы и потребности личности отдельного учащегося, а также социальный заказ и его выполнение.

ФГОС выдвигает определенные требования к реализации образовательной деятельности, управлению разными уровнями образования и разными этапами обучения, а также условиями реализации различных видов и направлений образовательной деятельности.

Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС имеет свои особенности. Они состоят в следующем:

  1. Особенности, связанные со спецификой внеурочной деятельности. Они включают в себя изучение дополнительного материала, не предусмотренного образовательной программой, выполнение общественно полезной деятельности, ориентация на расширение знаний и познавательных возможностей учащихся, организация досуга.
  2. Особенности, обусловленные спецификой работы конкретного учебного заведения и его приоритетными задачами. К ним относится интеграция содержания разных учебных дисциплин, профессиональная ориентация учащихся, дифференциация образовательных задач и методов реализации разных направлений образовательной деятельности.

Сущность внеурочной деятельности обусловлена временем ее реализации: она осуществляется во внеучебное время и является работой по развитию, обучению и воспитанию учащихся сверх плана, сверх нормы, предусмотренной образовательной программой.

Место внеурочной деятельности в учебно-воспитательном процессе

Одна из главных задач современного школьного образования — воспитание социально активной, творческой личности ребенка. Именно программа внеурочной работы способствует формированию его мировоззрения, повышает мотивацию к учению, развивает самостоятельность и создает условия для успешной самореализации.

Принципиально важно, чтобы любой вид деятельности был не только добровольным, но и социально значимым. Только при соблюдении последнего критерия возникнет стимул, осознание своей роли в общем деле, ощущение сопричастности к нему

Очень важно при этом еще и прислушиваться к инициативам, выдвигаемым детьми, и поощрять любую их самостоятельность.

Внеурочная деятельность школы — это не дополнительное образование, но она напрямую связана с ним, особенно в части формирования интересов и способностей учащихся. Еще один немаловажный аспект — не все родители могут водить детей, особенно младших школьников, в учреждения дополнительного образования: у кого-то нет материальной возможности, у кого-то — времени. Школьная внеурочная деятельность способна решить эту проблему и предоставить ребенку возможность заниматься по интересам даже на безвозмездной основе.

Направления реализации внеурочной деятельности

Согласно ФГОС, внеурочная деятельность может быть реализована по следующим направлениям:

  1. Духовно-нравственное развитие. Оно ориентировано на развитие гражданской идентичности учащихся, освоение основ культуры и приобщение к ее ценностям, принятие основных национальных ценностей и уважение к ним, развитие основ нравственного поведения и социального взаимодействия, выработка нравственных ценностных ориентаций.
  2. Социальное становление. Оно связано с формирование гражданского самосознания каждого учащегося, усвоение норм социального поведения, принятие ценностей социальной сферы, усвоение закономерностей социального развития, нахождение своего места в социальной среде, усвоение основ культурного социального взаимодействия.
  3. Интеллектуальное развитие. Оно связано с освоение простейших методов и базовых способов познания, расширение своих знаний в какой-то научной или практической области, развитие навыков выполнения различных мыслительных операций для решения познавательных и образовательных задач.
  4. Общекультурное развитие. Оно включает в себя эстетическое развитие учащихся, через освоение эстетических норм поведения, изучение искусства и творчества, освоение понятий, отражающих взаимодействие человека с окружающей средой и последствия несоблюдения правил взаимодействия, а также освоение основ управления собственным физическим и психическим развитием, формирование мотивации к самосовершенствованию.
  5. Спортивно-оздоровительная деятельность. Сюда входят разнообразные мероприятия, ориентированные на пропаганду здорового образа жизни среди учащихся, воспитание гигиенической культуры, физическое развитие и приобщение к спортивным традициям нации, своего народа.

Переход на ФГОС ІІІ поколения

Переход учебных заведений России на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начался еще в 2022-2023 году, а сам ФГОС ІІІ поколения датирован 2021 годом.

Реализация программы предполагает полный переход на новые стандарты до 2026-2027 ученого года. При этом дети, которые в 2022-2023 году пошли в 1 и 5 класс, а также все последующие параллели будут обучаться по обновленным программам, тогда как старшим классам дадут возможность завершить образование на определенном уровне по старым нормам. График перехода на ФГОС ІІІ будет следующим.

Из основных нововведений стоит отметить:

  1. Изменение часов аудиторной нагрузки для НОО, ООО и СОО.
  2. Уменьшение часов «внеурочки».
  3. Пересмотр часов, отведенных на изучение отдельных дисциплин.
  4. Исключение из обязательных предметов второго иностранного языка.
  5. Усиление патриотической составляющей воспитательного процесса.

Более детальный разбор новых ФГОС вы найдете в нашей статье «Новые требования к рабочим программам в 2023-2024 году».

В помощь педагогам Институт стратегии развития образования также предлагает удобный онлайн конструктор для создания рабочих программ на основе ФОП для НОО, ООО и СОО. Подробнее о конструкторе и особенностях работы с ним мы рассказывали в статье «Конструктор рабочих программ по новым ФГОС 2023-2024».

Программы внеурочной деятельности 2023-2024

Как видим, по новым ФГОС 2023-2024 года внеурочная деятельность, как и ранее, является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Это значит, что помимо основных программ по всем учебным предметам каждая образовательная организация в 2023-2024 году должна заняться и составлением программы внеурочной деятельности, взяв за основу один из типовых вариантов, рекомендованных Министерством Просвещения.

Программы НОО

В начальной школе внеурочная деятельность по ФОП 2023-2024 года может быть организована по разным направлениям:

  • патриотическое воспитание;
  • история родного края;
  • развитие логического мышления;
  • развитие творческого потенциала;
  • углубленное изучение русского языка.

На выбор учителям начальной школы предложены 11 программ для организации внеурочки в 1-4 классах:


Название программы
Классы
1
Разговоры о важном*
1 – 11
2
Наша лаборатория: какие бывают вещества?
1 – 4
3
В мире русского языка
1 – 4
4
Наши истоки
1 – 4
5
Азбука денег
1 – 4
6
Основы логики и алгоритмики
1 – 4
7
Моя художественная практика
1 – 4
8
Музыкальный театр*
1 – 9
9
Музыкальный театр*
1 – 9
10
Хоровое пение*
1 – 8
11
Орлята России
1 – 4

*программы рассчитаны не только на младшую школу, а могут быть продолжены на следующих ступенях обучения

Программа внеурочной деятельности «Орлята России», акцентирующая внимание на социальной деятельности школьников, также будет актуальна в 2023-2024 году. Программа интересна тем, что курс разделен на отельные треки, в рамках которых ученики знакомятся с новыми понятиями, различными правилами школьной и внешкольной жизни, принимают участие в интересных активностях и проектах

Программы ООО

В основной школе внеурочная деятельность в 2023-2024 году может быть организована по таким программам, разработанным по новым ФГОС:


Название программы
Классы
1
Разговоры о важном*
1 – 11
2
Билет в будущее*
5 – 11
3
Основы программирования
5 – 6
4
Экологический образ жизни
5 – 7
5
Проектно-исследовательская деятельность: гуманитарное направление
5 – 9
6
Основы программирования Python
7 – 9
7
Профориентация
8 – 9
8
Музыкальный театр
1 – 9
9
Хоровое пение
1 – 8
10
Умей вести за собой
5 – 6
11
Изучаем виды спорта
6 – 7
12
Мир визуально-пространственных искусств
5 – 8

* программы рассчитаны не только на все классы основной школы, а и могут быть продолжены в 10-11 классе

Как видите, выбор достаточно разнообразен, что позволяет построить свой план внеурочной деятельности в соответствии с рабочей программой школы, сделав акцент на патриотическом компоненте, развитии творческих способностей учеников или углубленном изучении отдельных дисциплин.

Программы СОО

В 10 и 11 классе педагог может продолжить реализацию программ «Разговоры о важном» или «Билет в будущее», освоение которых ученики начали в 1 или 5 классе соответственно, или выбрать другой курс из рекомендованных Минобрнауки РФ


Название программы
Классы
1
Разговоры о важном
1 – 11
2
Билет в будущее
5 – 11
3
Россия – моя история
10 – 11
4
Мой край в истории Отечества
10 – 11
5
Начальная военная подготовка
10 – 11
6
Первая помощь, основы оказания первой помощи, основы ухода за больными
10 – 11
7
Международная журналистика
10 – 11
8
Современные агробиотехнологии
10 – 11

Зачем нужна внеурочная деятельность

Говоря простым языком, внеурочная деятельность — это дополнительные занятия, которые отличаются от учебной программы, и которые учителя проводят отдельно от основных уроков. Ими могут считаться как кружки и секции в пределах образовательного учреждения, так и различные экскурсии, походы, исследовательская работа, соревнования, конкурсы, выставки и др.

Продолжительность внеурочных занятий зависит от возраста — ученики начальной школы занимаются не более 50 минут, учащиеся средних и старших классов — не более 1,5 часов.

Внеурочная деятельность школы направлена на решение следующих воспитательных задач:

  1. Приобретение необходимого опыта социального взаимодействия.
  2. Навык ответственного отношения к основным общечеловеческим идеалам.
  3. Выработка навыка самостоятельных решений и действий.

Принципы внеурочки

Основной принцип внеурочной деятельности школы — учет интересов, потребностей и склонностей учащихся. Ее главная цель — способствовать интеллектуальному, физическому, духовному развитию учащихся, становлению их как личностей, аккумулированию опыта индивидуальной и коллективной познавательной деятельности.

Для того, чтобы достичь целей и успешно решить поставленные задачи, ВД должна быть основана на следующих принципах:

Гуманизм — основан на принятии во внимание желаний и интересов учащихся.
Системность — основан на установлении тесного контакта между учащимися, их родителями и педагогами.
Вариативность — предполагает широкий спектр различных форм и методов ВД, а также свободный выбор и добровольное участие школьников.
Креативность — основан на поддержании педагогами любой творческой активности школьников, поощрении их желания участвовать в мероприятиях.
Успешность и социальная значимость— основан на формировании у учащихся потребности в достижении успеха. Достигаемые результаты при этом должны представлять ценность не только для самого школьника, но и для его окружения — в первую очередь, одноклассников и друзей.

Заключение

Ознакомиться с содержанием других предложенных курсов, а также скачать федеральные программы и готовые варианты календарного планирования можно:

  • на сайте вашего регионального управления образования;
  • в официальном реестре fgosreestr.ru;
  • посетив ресурс100ballnik.com.

Также рекомендуем попробовать составить рабочую программу по внеурочке для 2023-2024 учебного года в новом конструкторе, который призван существенно сократить время на составление обязательной документации.

  • Проект расписания ОГЭ и ГИА в 2024 году
  • Новая программа ФГОС в 2023-2024 году
  • Федеральный перечень учебников на 2023-2024 год
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: