Урок литературы в 5 классе «стихотворные размеры»

Как всё это применить на практике

Чтобы не запутаться, нужно научиться скандировать, то есть произносить фразы по слогам с чётким выделением сильных слогов.

Определять сильный слог можно тремя способами:

  • Положите ладонь под подбородок и, проговаривая строчку, почувствуйте, как на безударных слогах подбородок касается ладони слегка, а на ударных словно удлиняется.
  • Ритм можно выстукивать ногой по полу. Произносите строку про себя и сопровождайте стуком каждый слог: безударный – слабым, ударный – сильным. Постепенно вы «поймаете волну».
  • Если ноги вас смущают, возьмите ручку или карандаш и стучите по столу. Звук будет чёткий, резкий. Даже посторонний наблюдатель услышит и увидит ваш ритмический рисунок.

Без музыкальной подготовки сразу определить размер стиха довольно сложно. Но если вы дружите с музыкой и у вас есть чувство ритма, почувствовать мелодию стихотворения вы точно сможете.

Ничего удивительного в этом нет, ведь музыка и поэзия – родные сёстры. Берите текст и пойте его, так он точно станет «лично вашим», а не «казённо-хрестоматийным».

Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двустопного, трёхстопного и т. д. ямбического размера. Характеристикой размера являются также наличие или отсутствие цезуры и характер каталектики; некоторые учёные признают размеры с цезурой и без цезуры (например, цезурованный и бесцезурный шестистопный ямб) или размеры с по-разному урегулированными каталектиками разными размерами, другие предпочитают вводить термин следующего уровня разновидность размера.

Односложные стихотворные размеры

У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).

Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:

Дол Сед. Шел Дед. След Вел — Брел Вслед. Вдруг Лук Ввысь: Трах! Рысь В прах.

Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.

Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.

  • В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный.
  • В стопе хорея: первый слог — ударный, а второй — безударный.

Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:

Когда́ не в шу́тку занемо́г, Он уважа́ть себя́ заста́вил И лу́чше вы́думать не мо́г.

Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.

Пример стихотворения, написанного ямбом:

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

А. С. Пушкин «К Чаадаеву»

Пример стихотворения, написанного хореем

Час от часу жар сильней, Тень ушла к немым дубровам, И с белеющих полей Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века — Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.

  • Дактиль,
  • Анапест,
  • Амфибрахий.

Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.

Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо. Ты ли, подруга желанная, Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые! Ветром пахнуло в окно! Песни такие веселые Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное Солнце и ветер в лицо! С ними подруга желанная Всходит ко мне на крыльцо!

Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.

М. Ю. Лертмонтов

Тонические размеры

В тонической системе стихосложения выделяют акцентный стих и тактовик.

Тактовик

Тактовик — стих, где число ударных в каждой строфе одинаково, а число безударных колеблется от 0 до 4.(При вычислении мы должны получить 2 или 3)

Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стёр с лица.
«Команда, во фронт! Офицеры, вперёд!»
Сухими шагами командир идёт.
И слова равняются в полный рост:
«С якоря в восемь. Курс — ост.
‿—´‿—´‿‿‿—´‿‿—´ (1)—´1—´3—´2—´(0)
‿—´‿‿—´‿—´‿—´ (1)—´2—´1—´1—´(0)
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´ (1)—´2—´2—´2—´(0)
‿—´‿‿—´‿‿‿—´‿—´ (1)—´2—´3—´1—´(0)
‿‿—´‿—´‿‿—´‿—´ (2)—´1—´2—´1—´(0)
—´‿‿—´‿—´—´ (0)—´2—´1—´0—´(0)
3-0=3 (ткт)
Никогда не перестану удивляться
Девушкам и цветам!
Эта утренняя прохладца
По белым и розовым кустам…
‿‿—´‿‿‿—´‿‿‿—´‿ (2)—´3—´3—´(1)
—´‿‿—´‿—´ (1)—´2—´1—´(0)
‿‿—´‿‿‿‿—´‿ (2)—´4—´(1)
‿—´‿‿—´‿‿‿—´ (1)—´2—´3—´(0)
4-1=3 (ткт)

Акцентный стих

Акцентный стих — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 8.( Ударение часто падает на слова, вычисления тут не нужны).

Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
Рваные животы кобыл,
Черные паруса воронов.
—´‿—´‿‿—´‿—´
—´‿—´‿—´‿‿‿—´‿‿
—´‿‿‿‿—´‿—´
—´‿‿‿‿—´—´‿‿
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?
‿‿—´‿‿—´‿‿‿‿—´‿‿—´
‿—´—´—´‿‿—´‿‿—´‿

Как различать трёхсложные стопы?

Нумерацией мы можем отличить двусложные и трёхсложные размеры друг от друга. С трёхсложными сложнее. Одно радует: они встречаются не так часто.

Способ первый – подстановка.

Представьте себе, как выглядит стопа

– дактиля:

VV (ударный и два безударных)

– амфибрахия:

V–V (безударный, ударный, безударный)

– анапеста:

VV– (два безударных и ударный)

Чтобы запомнить, используйте свои приёмы. Мне, например, помогает сходство хорея и дактиля, ямба и амфибрахия. Анапест же похож на перевёрнутый дактиль.

Запомнив, как выглядит та или иная стопа, пробуйте подставлять её. Например, в строчки Лермонтова, Пушкина и Фета (см. выше).

Проверьте себя:

  1. Дактиль
  2. Амфибрахий
  3. Анапест

Запомните!

дактиль

–VV (ударный и два безударных)

амфибрахий

V–V (безударный, ударный, безударный)

анапест

VV– (два безударных и ударный)

Потренируемся?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

1 2 34     56   78  910111213

Ударение на чётных слогах – это ямб.

Выхожу один я на дорогу…

123   45    6    7   8910

А здесь на нечётных. Это хорей.

Славная осень! Морозные ночи…

123  45   6789    1011

У Некрасова чередуются нечётные и чётные ударные слоги. Это трёхсложный размер (довольно часто используемый Некрасовым). Представляем, как выглядит та или иная трёхсложная стопа. Сколько таких стоп в строке. Это дактиль. Он похож на хорей, только вместо одного безударного – два. В стихе три полных стопы и одна из двух слогов, укороченная:

–VV   /   –VV   /   –VV   /   –V

Тренируйтесь на известных и неизвестных стихотворениях. Если сомневайтесь, не стесняйтесь спрашивать у специалистов. Обращайтесь – вам помогут. До встречи!

Хорей

Хорей – ещё один двусложный размер
. В переводе с греческого его название означает «плясовой». В отличие от певучего ямба, который чаще всего связывают с нежностью и лиричностью, хорей – менее спокойный размер. Ударение в нём падает на нечётные слоги, например:

«Мчатся тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий…»

Это строки из стихотворения А. С. Пушкина «Бесы». Для творчества поэта характерно при описании бурь использовать именно хорей
. Нетрудно догадаться, почему выбран именно он – хорей гораздо лучше изящного ямба передаёт чувство тревоги, навеянное зимней ночью, когда кажется, что во тьме скрывается что-то враждебное и чуждое. Особенно ярко такое настроение выражено в стихотворении, строки которого представлены выше.

Основные характеристики стихотворного размера

Iambic pentameter (ямбический пятисложник): это стихотворный размер, состоящий из пяти ямбических стоп, где ямб — это метрическая единица, состоящая из одного безударного и одного ударного слога.

Trochaic tetrameter (трохейский четырехсложник): это стихотворный размер, состоящий из четырех трохейских стоп, где трохей — это метрическая единица, состоящая из одного ударного и одного безударного слога.

Anapestic hexameter (анапестический шестисложник): это стихотворный размер, состоящий из шести анапестических стоп, где анапест — это метрическая единица, состоящая из двух безударных и одного ударного слога.

Dactylic trimeter (дактилический трехсложник): это стихотворный размер, состоящий из трех дактилических стоп, где дактиль — это метрическая единица, состоящая из одного ударного и двух безударных слогов.

Станза (строфа) — это группа строк, объединенных определенной метрической и рифмовой схемой. В русской поэзии распространены различные типы станз, такие как четверостишие, шестистишие, восьмистишие и др.

Размер и структура стихотворного произведения влияют на его звучание, ритмическую организацию и эмоциональное воздействие на читателя. Они помогают поэту передать свои мысли и чувства, создавая уникальную атмосферу в стихотворении.

Определение и характеристики стихотворного размера

Строительным материалом для поэта являются слова. Используя их, он создает стихи — особый вид искусства, где звук и ритм играют важную роль. Стихотворный размер — это система упорядоченности стихотворных строк, основанная на количестве слогов каждой строки и на ударении в них.

Строение стихотворного размера состоит из строф и станз. Строфы — это группы из двух и более строк, образующие логически законченный текст. Строфы могут состоять из одинакового или разного количества строк.

Каждая строка стихотворного размера имеет определенное количество слогов. В русской поэзии принято различать стихотворные размеры с равным количеством слогов в строках и стихотворные размеры с переменным количеством слогов.

Основными стихотворными размерами с равным количеством слогов являются:

  • Ямб — слоги следуют друг за другом сначала неударные, затем ударные;
  • Трохей — слоги следуют друг за другом сначала ударные, затем неударные;
  • Дактиль — первый слог ударный, остальные два неударные;
  • Анапест — первые два слога неударные, последний ударный.

Кроме того, существуют стихотворные размеры с переменным количеством слогов, такие, как хорей, амфибрахий, пиррихий и другие. В этих размерах ударения и слоги могут меняться в зависимости от конкретной строки и стихотворного произведения.

Стихотворный размер определяет ритм и звучание стихотворного произведения. Поэт использует размер для создания определенной атмосферы, передачи настроения и эмоций. Знание стихотворных размеров помогает понять особенности стихотворных произведений и насладиться их звучанием и красотой.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

как-се-рдцу-вы-ска-зать-се-бядру-го-му-как-по-нять-те-бя

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные, это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придумал стиховед А. А. Илюшин. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

Ваня — хорей:Буря мглою небо кроет… (А. С. Пушкин)Ваня-Ваня-Ваня-Ваня

Иван — ямб:‍И буду век ему верна… (А. С. Пушкин)Иван-Иван-Иван-Иван

Ванечка — дактиль:‍Ранними летними росами… (А. А. Блок)Ванечка-Ванечка-Ванечка

Ванюша — амфибрахий:‍Однажды в студёную зимнюю пору… (Н. А. Некрасов)Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша

Иоанн — анапест:‍Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка… (Н. Подвальный)Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный. Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6–8 строк. Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,‍—U—UU—UU—UU—

До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.‍UU—UU—UU—UU—

Ты| ве|рну|лся| сю|да|, — так| гло|тай| же| ско|рей|—U—UU—UU—UU—

Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.—U—UU—UU—UU—

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

—U—|UU—|UU—|UU—|UU—|UU—|UU—|UU—|—U—|UU—|UU—|UU—|‍—U—|UU—|UU—|UU—|

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Поэтические формы и стихотворные размеры

Русская поэзия богата различными стихотворными формами и размерами, которые позволяют поэтам выразить свои мысли и чувства с помощью ритма и рифмы. Эти формы дают возможность создавать музыкальные и красочные произведения и вносят особую гармонию в мир слов.

Строфа

Одной из основных поэтических форм является строфа – это группа строк, объединенных определенной схемой рифмы и размера. Типичная строфа включает от двух до восьми строк и может быть построена на основе определенного размера, например, трехстопного ямба или четырехстопного амфибрахия. Строфы могут состоять из однородных строк или иметь вариацию размеров и рифм внутри одной строфы.

Строфическая форма

Строфическая форма – это поэтическая композиция, в которой все строфы имеют одинаковую структуру по количеству строк, рифме и размеру. Такие формы как сонет и октава являются примерами строфических форм, где каждая строфа имеет строго определенную структуру и последовательность.

Припев

Припев – это повторяющаяся фраза или строка, которая встречается в конце каждой строфы или в середине каждой строчки стихотворения. Припев может нести особое значение и вносить ритмическую и музыкальную составляющую в стихотворение.

Поэтическая форма Описание
Сонет 14 строк, обычно следует схеме абба абба сдс сдс.
Октава 8 строк, обычно следует схеме абаб абаб.
Четверостишие 4 строки, обычно следует схеме абаб.
Хайку 3 строки, первая и третья строка содержат 5 слогов, вторая строка содержит 7 слогов.

Это лишь небольшой обзор некоторых поэтических форм и размеров, которые существуют в русской поэзии. Каждая форма имеет свои особенности и помогает поэту передать свои мысли и эмоции в уникальной манере. Разнообразие поэтических форм и размеров делает русскую поэзию одной из самых богатых и красивых в мире слова.

Что такое стихи. Двусложные размеры стиха

Каждый человек безошибочно отличает стихи от прозы. В этом в первую очередь ему помогает слух. Стихотворная речь резко выделяется своим ритмическим построением и музыкальностью.

Сейчас мы постараемся понять, в чем тут дело. Всякое слово, которое мы произносим, обязательно несет на себе ударение, падающее на один из гласных звуков: ветер, берёза, поясок. Каждое отдельное слово, как известно, делится на слоги, и один из этих слогов всегда будет отмечен ударением…

Возьмем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и запишем его так:

«По зимней скучной дороге бежит борзая тройка».

Это обычная прозаическая фраза… Попробуем разбить ее на слоги и поставить соответствующие ударения.

Обозначим неударный слог обычным шрифтом, а ударный — (жирым). Поставим эти значки соответствующими слогами. Вот что у нас получится:

«По /зим/ней/ скуч/ной до/ро/ге/  бе/жит/ бор/за/я/ трой/ка».

Посмотрим, в строгом ли порядке расположены эти ударения. Оказывается, никакого порядка нет. Между слогами «зим» и «скуч» лежит один неударный слог. Между «скуч» и «ро» уже два, а слоги «жит» и «бор» стоят совсем рядом, без какого-либо промежуточного неударного слога. Никакого музыкального впечатления от этой простой фразы мы не получим.

Но стоит только переставить те же слова, и мы сразу ощутим музыкальный характер фразы, и узнаем в ней стих.

  • По дороге зимней, скучной
  • Тройка борзая бежит.

Что же случилось? Почему так неузнаваемо преобразилась обычная фраза: «По зимней скучной дороге бежит борзая тройка». Если мы сравним ее со стихами, то убедимся, что в стихотворении те же самые слова расположены в иной, строгой системе. Стихотворные строки отличаются особой организованностью, размеренным и правильным чередованием ударных слогов с неударными, то есть ритмичностью.

Для того чтобы убедиться в этом, разделим слова в стихотворной строчке на слоги и расставим ударения:

  • По-до-ро-ге-зим-ней-скуч-ной
  • Трой-ка-бор-за-я-бе-жит.

Вы сами видите, что после ударного слога следует неударный, что они чередуются в определенном порядке. Это станет еще понятнее, если взглянуть на схему:

II — II — II — II — II

II — II — II  — II — II

Вы, вероятно, заметили, что все слоги разбиваются на группы, в каждой из которых ударный слог сочетается с неударным. Такая группа в поэзии носит название стопы.

В зависимости от количества слогов стопа может быть двусложной или трехсложной. Вот, например, двусложные стопы:

II — II — II

а вот стопы трехсложные:

II — — — II — — — II — — II

Порядок расположения ударных и неударных слогов в стопе называется размером. Если ударение падает на первый слог в двусложной стопе, то этот размер носит название хорей: —.

Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога», пример из которого приводится выше, написано хореем. А вот несколько строк из другого стихотворения поэта, которое также написано хореем:

  • Буря мглою небо кроет,
  • Вихри снежные крутя;
  • То, как зверь, она завоет,
  • То заплачет, как дитя…

(«Зимний вечер».)

Второй двусложный стихотворный размер — ямб. Ударение в этом случае падает на второй слог: сначала — неударный, а потом — ударный. В схеме это будет выглядеть так:

II — II — II — II — II

Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

Конечно, не одним только размером определяется музыкальный характер поэтического произведения… Но стихотворный размер всегда является первичной основой стиха. При этом не следует забывать, что самое главное в произведении — это мысль, чувство его творца.

(Из книги Вс. Рождественского «Читая Пушкина».)

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, ДИАЛОГ

  ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ ЯЗЫКА И МЕТАФОРЕ

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;АМ — амфибрахий;А — анапест.

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.  

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В. В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

Вовсе не сложныеРазмеры трёхсложные,Всё зависит от сильных в них мест.

Самый простой способ определить метр

Самый легкий способ определить простой (клас­сический, силлабо-тонический) метр — это скан­довка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попыт­ка почув­ство­вать ритм, под­ставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:

Стиховед Александр Илюшин предложил изящ­ный способ, как перевести резуль­­таты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:

Проскандировали строчку? Теперь посмо­трите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкреп­ления. А теперь —

Дактиль

Мы добрались до трёхсложных размеров. С ними будет сложнее, но если вы поняли принцип организации двухсложников, то обязательно разберётесь. Наш первый экспонат — дактиль или «daktylos» (на греческом буквально означает «палец»). Стопа дактиля состоит из трёх слогов, первый из которых — ударный.

Ассоциация с пальцем вам ещё пригодится: первая фаланга длиннее остальных двух. Похожим образом располагаются слоги в дактиле: первый более сильный и долгий, чем остальные два.

С XIX века русские поэты чаще всего использовали трёх- и четырёхстопные дактили. Пример найдём в стихотворении Михаила Лермонтова «Тучи».

«Тучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,С милого севера в сторону южную».

Это четырёхстопный дактиль. Схема такая: _UU | _UU | _UU | _UU!

Моё решение проблемы

Как учителю сделать стихотворные размеры более «живыми», а знания о них – более действенными?

Главная особенность художественной литературы – образность. Прекрасно! Создадим художественный образ каждого классического размера, и тогда на уроке литературы они перестанут быть чужеродным элементом.

Для этого…

  1. Определение и схему каждого размера дополним ключевыми особенностями его «характера».
  2. Подберём яркий, запоминающий пример из школьной программы (как советовал когда-то мой вузовский преподаватель).
  3. Посвятим каждому размеру маленькое стихотворение (четверостишие), создающее его образ и написанное этим же размером (это моя собственная «находка» – чтобы не перепутать названия). Да, и уже чтобы точно не забыть название размера, назовем его прямо в тексте четверостишия.

Тогда краткую характеристику классических размеров можно представить в виде следующих памяток.
 

Хорей

Двусложный размер с ударением на первом слоге.Схематичное изображение: –́ – /Особенности: легкость, стремительность стиха.Литературный пример: поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (четырехстопный хорей).Фольклорный пример: частушка.Четверостишие-памятка

Мчится вдаль хорей летучий,
Переваливая кручи,
Поднимаясь выше туч,
Лёгок, весел и певуч.
 

Ямб

Двусложный размер с ударением на втором слоге.Схематичное изображение: – –́ /Особенности: универсальность; ямбом написано большинство поэтических произведений русской литературы.Литературный пример: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» (четырехстопный ямб).Четверостишие-памятка

Могучий ямб всегда в движеньи,
Он рассудителен и скор.
И по заслугам с давних пор
Он царствует в стихосложеньи.
 

Дактиль

Трехсложный размер с ударением на первом слоге.Схематичное изображение: –́ – – /Особенности: неторопливость, торжественность.Литературный пример: поэма Н.А. Некрасова «Железная дорога» (четырехстопный дактиль).Четверостишие-памятка

Дактилю выпала важная роль –
Есть от чего возгордиться:
Шагом торжественным словно король
Шествует он по странице.
 

Афмибрахий

Трехсложный размер с ударением на втором слоге.Схематичное изображение: – –́ – /Особенности: элегичность, «задумчивость».Литературный пример: стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (четырехстопный амфибрахий).Четверостишие-памятка

Не зря амфибрахий порою печален,
Суровой задумчивостью наделен:
Он твёрже и звонче гранита и стали,
В движениях нетороплив и силен.
 

Анапест

Трехсложный размер с ударением на третьем слоге.Схематичное изображение: – – –́ /Особенности: передаёт печаль лирического героя.Литературный пример: стихотворение С.А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» (трехстопный анапест).Четверостишие-памятка

Вот анапест идет, не спеша,
Осторожно ступая, по свету,
Чтобы в нём отразила душа
Сокровенные думы поэта. Выучив четверостишия-памятки, ваши ученики будут легко на слух определять классические стихотворные размеры

Выучив четверостишия-памятки, ваши ученики будут легко на слух определять классические стихотворные размеры.

Роботу удалось вычислить, что со статьёй «Как сделать, чтобы школьники легко запоминали и определяли стихотворные размеры» тематически связаны:

Для ссылки:Сидоров С.В. Как сделать, чтобы школьники легко запоминали и определяли стихотворные размеры // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/stikhotvornye_razmery/19-1-0-503 (дата обращения: 31.01.2023).

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера. Стопа – единица измерения стихотворного размера. Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога). Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники. Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха. Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений: «Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению. «Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы. «Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется. «Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

  1. Расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
  2. Расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
  3. Составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

  1. Пронумеровать все слоги в строке.
  2. Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
  3. Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
  4. Выписать подряд номера ударных слогов.
  5. Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
  • 1-3-5-7-9 — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Пиррихий

Это два ярких примера, могущих создать представление о том, что такое ямб. Сталкиваясь же с серьезными классическими поэтическими произведениями, бывает сложнее определить размер стопы. Это связано с распределением ударений в них, не всегда совпадающих с вышеописанной схемой. Что же делать в таком случае:

ЗарЯ румЯнилась спросОнок,

ЖурчАла рЕчка по пескУ,

А тАм, навзгОрье, жеребЕнок

ПрислУшивался к ветеркУ.

Стопа тяжело подлежит определению в силу неравномерного распределения ударений в словах. Это что такое? Ямб ли? Хорей?

Для подобных случаев существует народный способ определения размера стопы, заключающийся в «отчеканивании» стиха подобно первокласснику на линейке, не обращая внимание ни на смысл слов, ни на правильность расстановки ударений в них. При подобной декламации стиха можно заметить следующую схему:

За-рЯ-ру-мЯ-ни-лАсь-спро-сОнок,

Жур-чА-ла-рЕч-ка-пО-пес-кУ,

А-тАм-на-взгО-рье-жЕ-ре-бЕ-нок

При-слУ-ши-вАл-ся-квЕ-тер-кУ.

При прочтении стиха этим способом обнаруживается ряд дополнительных, не присущих словам ударений

Следует обратить внимание на шестой слог в первой и третьей строках, четвертый и шестой — в последней, ярко демонстрирующие это поэтическое явление. В литературоведении оно носит название пиррихий и является применимым для всех размеров слога

Таким несложным образом в приведенном стихе отмечается ударным каждый второй слог, обнажается типичный ямб. Наряду с хореем, он был популярнейшим слогом среди произведений поэтов 19-го столетия. Стихотворения ямбом предпочитали: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов и многие другие классики.

Трехсложные стопы

Трехсложные стопы состоят, соответственно, из трех слогов, один из которых – первый, второй или третий – ударный.

Если ударный первый слог, то это называется дактилем. Чтобы «услышать» дактиль, достаточно повторить любое дактилическое слово (радостно, горестно). Дактиль очень распространен в русской поэзии, однако его можно встретить несколько реже ямба и хорея.

Три и четыре, и два бегемота

Встретили два и четыре слона.

Рядом – один – это было болото,

Два – это речка.

И пальма – одна.

Три и один бегемота сказали:

«Здравствуйте, два и четыре слона».

А остальные под пальмой лежали.

Их было много,

А пальма – одна. (А. Чебышев)

Если ударный слог – второй, то это амфибрахий. После повторения амфибрахического слова (родная, собака, природа) легко почувствовать особое звучание амфибрахия. Амфибрахическое имя вымышленного персонажа Пупусика определило звучание шуточного цикла стихов Андрея Чебышева «Хозяйственный пупусик и восемь пуклых нусик»:

…Однажды пупусик водичил цветочки,

А нусики мерили воду в горшочках,

Следили, чтоб он ничего не схимичил

И в каждый горшочек помногу водичил…

… Однажды пупусик кишмишил обед

И вспомнил, что соли ни горсточки нет.

А нусики сямкнули: «Не трумбамболь!

Еще в старой бубе зачухлилась соль…»

…Однажды пупусик кузюнился с другом,

Вдруг нусики взвякнули громким испугом:

«Пупусик! Пупусик! Он вовсе не друг!

Смотри, как он хищнит глазами вокруг!

Он съел три конфюшки и блямбочек шесть.

А нусики что будут вечером есть?..»

В том случае, если ударным является третий слог из трех, говорят об анапесте. Чтобы почувствовать анапест, можно несколько раз повторить любое анапестовое слово (города, вчетвером).

…а бывает еще воскресение.

А сегодня нельзя баловать,

Потому что, когда воскресение,

Нам не надо пораньше вставать.

Мама-папа не будут с будильником,

Как сегодня, ругаться с утра…

А зато у меня в холодильнике

Очень вкусная рыбья икра.

А вчерашней весной в воскресение –

Там еще продавали слонов –

С мамой-с-папой гуляли мы семьями,

А у них был Сережка Панов… (А. Чебышев)

Это пять самых распространенных, классических стоп. В русской классике в основном используются именно они, и именно они определяют самые известные и распространенные стихотворные размеры. Как определять сам размер, а не только тип стопы, будет описано ниже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: