Когда пора к логопеду?
Мнение, что логопед работает только со старшими дошкольниками, уже устарело. Наиболее подходящим возрастом для выявления речевых проблем и работы по их коррекции, считается 2-3 года. Уже у таких малышей специалист легко может определить наличие нарушений в развитии речи.
Всем известно, что проблему легче предупредить, чем исправить. Если речевые нарушения не исправлять в раннем возрасте, они только усугубляются, создавая условия для отставания и в формировании высшей психической деятельности.
Если вы заметили, что:
у младенца в полгода не появляется гуление и лепет,
годовалый малыш не начинает произносить первые слова,
двух-трехлетка не строит простые предложения,
у ребенка маленький словарный запас,
плохо выговариваются звуки,
есть проблемы с вниманием, памятью,
запишитесь на консультацию к логопеду!
Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи)
Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. При этом для произношения различных звуков язык занимает определенное место. Даже при небольшом отклонении языка в сторону звук получается неправильным. Причины такого дефекта могут быть самыми разными, поэтому нельзя с точностью утверждать, что двум разным детям логопед порекомендует абсолютно одинаковые упражнения для коррекции речевого дефекта.
При формировании речи у ребенка его язык учится находить правильное положение, соответствующее определенному звуку. Язык может быть слишком подвижным или наоборот вялым, при этому движения языка могут оставаться несовершенными, поэтому в детской речи происходит замена большого количества звуков на более удобные для произношения. Так, звук «ш» часто заменяется на «с», «л» на «в», «з» на «ж» и так далее. Наиболее трудным для произношения у большинства детей является звук «р».
Ребенок подрастает, его язык становится более подвижен и гибок. На слух у него лучше получается различать звуки и язык чаще занимает правильное положение. Речь ребенка становится чистой.
Нередки случаи, когда язык остается слишком вялым или наоборот подвижным, но уже выработан автоматизм движений, неправильность положения языка закрепляется. В этой связи уже вне зависимости от возраста дети продолжают допускать ошибки в звукопроизношениях.
Причины недостаточной подвижности языка могут быть связаны со следующими негативными факторами:
- врожденные аномалии языка и неба;
- приобретенные в результате травм расщелины между зубами и дефекты губ;
- нарушение прикуса;
- подъязычная уздечка слишком коротка.
В идеале у взрослого человека подъязычная уздечка составляет в длину около 1,5 сантиметров, при регулярных артикуляционных упражнениях ее возможно растянуть.
Также, на развитие речи ребенка оказывают влияние негативные факторы, такие как осложненный ход беременности, родовые травмы, болезни крохи в раннем возрасте, инфекции, стрессы и генетический фактор (если, например, имели место случаи с нарушением речи в семье). Иногда нарушение развития центров головного мозга, отвечающих за речь, сказывается на замедленном формировании звуков у ребенка. Он может начать говорить в более позднем возрасте, и речь его, как правило, формируется неправильно, она невнятная и нечеткая.
Отставание в речевом развитии влияет на успеваемость детей в школе, на их способности к чтению и письму, поскольку имеется связь между произношением звуков и их графическим изображением. В дальнейшем может страдать общение со сверстниками, у малыша появятся психологические комплексы.
Как развивается речь в 2-3 года. Когда обращаться к логопеду
В его словарном запасе много существительных. Это названия одежды, посуды, игрушек, животных, предметов ближайшего окружения. Ребенок уже может рассказать о том, что он видел или узнал нового.
Теперь малышу доступно понимание простых сказок или рассказов, близких по содержанию к личному опыту ребенка. Он может рассказать, о чем это произведение, маленькие тексты запоминает наизусть, но пересказ невнятен и без помощи взрослых редко получается.
Хотя мышцы губ, языка и нижней челюсти уже окрепли, ребенок может произнести не все звуки. Дети третьего года жизни не могут произнести многосложные слова, переставляют в них слоги и звуки. Они не могут пользоваться силой голоса, иногда говорят слишком тихо (громко) или слишком быстро.
Именно в этом возрасте очень велика склонность к подражанию, поэтому с 2 до 3 лет активно развивается связная речь. Дети очень часто повторяют за взрослыми слова и фразы, чем развивают артикуляционный аппарат.
Обычно в этом возрасте у малышей с отставанием в речевом развитии заметно нарушение мелкой и крупной моторики. Они неловкие и неуклюжие, не могут выполнить точные движения, не могут повторить за взрослым движения речевого аппарата.
Вызывание речи у неговорящего ребенка в 2-3 года
Все упражнения по вызыванию речи нужно проводить при активном участии взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка, вызвать у него любой речевой отклик.
Артикуляционная гимнастика
«Зайчик грызет морковку». Поднимаем верхнюю губу, показывая зубы.
«Белка кладет орешки за щеку». Упираемся языком в щеки по очереди.
«Сердитый волк» . Прикусываем нижнюю губу верхними зубами.
«Ежик фыркает». Вибрация губ.
«Бодрая и усталая лошадка». Цокаем языком быстро и медленно.
«Крутится юла» . Кончиком языка облизать губы по кругу.
«Самолет». Прикусить язык и произнести продолжительно звук Ы.
Игры на активизацию понимания речи в 2-3 года
«Птички». По команде взрослого дети бегают по комнате, изображая птичек, «клюют зернышки», летают быстро и медленно, машут крыльями вверх и вниз.
«Солнышко и дождик». По команде взрослого «дождик» малыш прячется в «домик», по команде «солнышко» — бегает по комнате.
«Вот какие мы!». Ребенок повторяет движения в соответствии со словами: «Мы ногами топ, топ! Мы руками хлоп, хлоп! Головою круть, круть! Руку мы кладем на грудь! Мы погладили животик! Улыбнулись ротиком! Вот какие молодцы!
Игры на запуск простейших фраз через ситуации в 2-3 года
«Отдай команду». Дети учатся отдавать команду игрушкам, куклам, взрослым: «Даша, иди (спи, неси, сиди, ходи, кати, уйди, лепи, дай, стой, пой, ешь, снимай, одевай, помоги)».
«Семья». Рассказать по картинке с изображением семьи и показать пальчиком; «Вот Аня. Тут Вова. Это папа. Это баба. Баба маша. Вот деда. Деда Петя»
«Помоги мне сказку рассказать». При показе простых сказок типа «Теремок», «Репка» взрослый просит малыша помочь ему рассказать сказку. «Тук-тук, Это кто» Я тут буду жить. А ты кто? Иди в дом».
Речь родителей – образец для подражания
Успешное усвоение родного языка базируется на любознательности крохи, которое может быть удовлетворено только с помощью социального окружения, в первую очередь, мамы и папы. Правильная речь взрослых, насыщенная, точная, эмоциональная или спокойная – лучший источник для пополнения словарного запаса малыша. Если он отсутствует, рано или поздно понадобится консультация логопеда для родителей.
Как научиться правильно говорить с дошкольником:
- следите за тем, как, что, в каких ситуациях Вы произносите;
- с самого рождения разговаривайте с ребёнком, радуйтесь каждому новому достижению – звуку, слогу, слову, поощряйте их воспроизведение;
- называйте предметы окружающей действительности, прогуливаясь, рассматривая картинки, фотографии, играя;
- не играйте с дошкольником в сверстников, копируя его произношение. Наоборот, говорите правильно, произносите звуки чётко;
- побуждайте к разговору, активному участию в диалоге, внимательно слушайте монологи, проявляйте к ним интерес;
- не увиливайте от ответов на вопросы;
- читайте с малышом и малышу. Разными способами: оставляя возможность закончить предложение, пропуская знакомые слова, позже – по ролям. Рассказы, сказки, стихи, просто увлекательные истории;
- не кричите. В любом возрасте крик не воспринимается, вызывая лишь раздражение;
- быстрый темп утомляет малютку, так как труден для восприятия. Сбавляйте, если заметили это.
Бывает и так, что вроде бы и взрослые чисто говорят, и со сверстниками нет недостатка в общении, а маленький человек всё равно испытывает трудности. Советы логопеда тут следующие: обследуйте дошкольника у специалистов. Может выясниться, что причина — нарушение слуха, дефекты речевого аппарата, неврологическая или другая. Какой бы она ни была, чем раньше выявите, тем раньше начнётся коррекция, тем успешнее будет результат.
Занятия с логопедом — диагностика, доверие, коммуникация
Начальный этап – это диагностика. Логопед делает заключение о речевых проблемах ребенка и составляет индивидуальную программу занятий, ведь развитие речевого аппарата происходит у каждого малыша по-разному.
Логопед не обделит вниманием и родителей. По итогам диагностики будет проведена беседа, на которой специалист по развитию речи объяснит, в чем заключается проблема ребенка, как можно ее решить при помощи занятий в детском развивающем центре, даст рекомендации по самостоятельным упражнениям с ребенком дома
Следующий этап – завоевать доверие ребенка. Педагоги развивающих детских применяют самые разные методики. Большой популярностью пользуются игровые формы проведения логопедических занятий. При таком подходе ребенок быстро усваивает все необходимые звуки, перестает пропускать буквы, лучше запоминает правильные варианты произношения.
Дефекты произношения звука «р» сегодня многие клиники предлагают исправить при помощи хирургического вмешательства. Однако, в любом случае, начинать решать этот вопрос надо с посещения логопеда. Опыт показывает, что при грамотном логопедическом подходе, звук «р» через несколько занятий приобретает нужную твердость, малыш начинает выговаривать его с легкостью и необходимость обращения к хирургу отпадает.
После занятий с логопедом ребенок становиться увереннее, осваивает интонации лидера, познает основы ораторского мастерства, у него улучшается психоэмоциональное состояние, повышается самооценка. Исследования педагогов УмНяши показали, что занятия с логопедом помогают ребенку легче заводит друзей, он становится более коммуникабельным и уверенным в себе. С преодолением речевых проблем, пропадает неуверенность в своих силах и страх общения.
Пятый этап (6 – 7 лет)
К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточное употребление слов.
Необходимо, чтобы ребенок сознательно вникал в смысл, усваивал слова родного языка, устойчивые словосочетания, доступные для его понимания, чтобы он умел употреблять образные слова и выражения. Логопед учит детей быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, правильно произносить многосложные, трудные слова.
В условиях правильного речевого воспитания ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. С этими детьми проводится работа по сопоставлению звуков, выделению их отличительных признаков, определению места в слове.
Но могут встречаться дети с различными недостатками произношения, они нуждаются в специальной помощи логопеда. В процессе работы, используя индивидуальный подход, необходимо всех детей научить правильно произносить все звуки родного языка.
На подготовительном к школе этапе продолжается работа по звукопроизношению, развитию фонематического слуха и звукового анализа речи
У детей отрабатывают четкое произношение всех звуков в различных сочетаниях; уделяют внимание интонационной выразительности речи
Не следует спешить с прохождением материала подготовительного периода, так как чем основательнее он будет усвоен, тем лучше и быстрее дети овладеют в дальнейшем навыками чтения и письма.
Игра “Угадай, кто поет”
Тема: дифференциация звуков т – т’ изолированных и в слогах.
Цель: добиться от ребенка умения различать твердый и мягкий звуки (т – т’) на слух. Показать разницу в их артикуляции.
Подготовительная работа. Подберите картинки с изображением вагона и птички.
Расскажите маленькую историю: “Поехал поезд в далекий путь. Едет, а колеса недовольны, что им придется далеко ехать, и они сердитую песню поют: “т-т-т”. Проезжает поезд мимо леса, а на кусте птичка сидит. Услышала, что колеса сердитую песню поют (“т-т-т”), и решила спеть свою песню. А песня получилась ласковая: “т’-т’-т’”.
Как пели колеса вагона? А как пела птичка? Что делал кончик языка, когда мы пели песню колес? А что делал кончик языка, когда мы пели песню птички? Какая песня у колес поезда? А какая песня у птички?
Затем предложите ребенку прослушать разные песенки, показывая при этом одну из картинок. Если песенка ласковая, мягкая, надо показать картинку с птичкой, а если сердитая, твердая, надо показать картинку с вагоном.
Затем поочередно, не спеша, многократно произносите слоги, где т и т’ сочетаются с различными гласными (ты-ты-ты, ти-ти-ти, то-то-то, ту-ту-ту), а ребенок должен показывать соответствующие картинки. Потом попробуйте поиграть наоборот: логопед показывает картинки, а ребенок поет соответствующую песенку.
Указания
Обращайте внимание ребенка на положение кончика языка при произнесении звуков т, т’, а также на их звучание. Следите, чтобы при произнесении звука т’ не слышался звук с
Роль логопеда в период дошкольной подготовки
Школа для ребенка – это новый этап в жизни, это ответственность, новые правила, новый коллектив. Подготовить ребенка к школе – прямая обязанность каждого родителя. Научить читать, подготовить руку к письму, развить логическое мышление можно и самостоятельно, но более грамотно это сделает профессиональный логопед. Роль логопеда в период раннего развития ребёнка, и особенно в дошкольной подготовке, трудно переоценить, ведь современная школа предъявляет будущим школьникам особые критерии готовности к обучению:
- Сформированная звуковая сторона речи: у ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.
- Сформированный фонематический процесс: умение слышать, различать фонемы языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой, читать по слогам.
- Умение пользоваться разными способами словообразования: правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами.
- Сформированный грамматический строй речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, составлять предложения по опорным словам и картинкам.
Безусловно, учитывая все вышеперечисленные требования к первоклассникам, особенно значимой и важной является роль детского логопеда, которая включает в себя групповые и индивидуальные занятия. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом
Ведь в семье, малыша привыкли понимать с полуслова и он не испытывает особых затруднений, даже если его речь несовершенна. Следует предвидеть, что ситуация кардинально изменится, когда ребёнок пойдет в школу.
Все это еще больше затрудняет процесс обучения. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия под руководством опытного логопеда, направленные на исправление дефектов речевого развития.
Анализируем готовность сенсорной системы к развитию речи. Первые признаки неблагополучия.
Речь ребенка – это логичное продолжение знакомства с миром через сенсорные системы – зрение, слух, осязание, обоняние. Без правильного их функционирования своевременное развитие речи будет проблематичным. В первое полугодие жизни речевые возможности ребенка минимальны, но внимательные родители могут обнаружить первые признаки неблагополучия:
Достаточно ли активны движения?
Вялость и ограниченность движений конечностей, нежелание брать игрушки, отсутствие в 2-3 месяца «комплекса оживления» — признак неблагополучия, повод для обращения к педиатру.
Достаточно ли развито осязание у вашего ребенка?
Первый тест на развитие осязание – вкладывание взрослым своего пальца в ручку новорожденного. Почувствовав прикосновение к ладони, малыш рефлекторно сожмет свои пальчики. Позднее он будет удерживать игрушку, сначала ладонью, потом 2-3 пальчиками. Реакция на теплую или холодную пищу, предметы говорит о развитом осязании. При отсутствии осязательных рефлексов нужно пройти обследование у невролога.
Хорошо ли видит ваш ребенок?
После первого месяца жизни малыш останавливает свой взгляд на лице взрослого, на ярких игрушках или предметах. Немного позднее он следит взглядом за предметами, которые взрослые передвигают перед его лицом, за двигающейся над кроваткой каруселью. Если этого не происходит, нужно обратиться к педиатру или к окулисту.
Хорошо ли слышит ваш ребенок?
Слух – ведущая функция, без которой невозможно освоить речь. В норме новорожденный уже в 3-4 недели начинает прислушиваться к звукам. Затем малыш поворачивает голову к источнику звука
При разговоре с ним он сосредотачивает внимание на губах взрослого, как на источнике звука. Если малыш не реагирует на громкие звуки, не оборачивается, когда его зовут по имени, нужно обратиться к отоларингологу, к сурдологу
Рекомендации логопеда
Если справиться с исправлением произношения звуков самостоятельно не удается, можно прибегнуть к помощи специалиста. Логопедические проблемы ребенка необходимо вовремя обнаружить. Это может быть неправильное звукопроизношение, бедный, скудный словарный запас, несвязная речь, заикание. Родителей должно насторожить, если ребенок не активен, подавлен или чем-либо обеспокоен, не играет с другими детьми и простые слова заменяет односложными звуками. В такой ситуации необходимо как можно скорее обратиться к специалисту.
Не нужно возлагать надежды на самостоятельное избавление от неправильного произношения, и исправления дефектов речи с возрастом. Чем больше проходит времени, тем больше все нарушения могут закрепиться и тем сложнее будет работа над исправлением речевых дефектов. Но и предъявлять завышенные требования к правильности произношения не следует, поскольку некоторые звуки получится произносить только в определенном возрасте. Например, редко бывает, когда в 3 года ребенок свободно произносит звук Р.
Домашние задания логопеда нужно четко выполнять и соблюдать график посещения занятий логопеда. При серьезных нарушениях ребенка лучше своевременно определить в логопедическую группу.
Логопеды рекомендуют заниматься развитием челюстных мышц и языка, делая специальные артикулярные упражнения. Можно пережевывать объемную твердую пищу, надувать щеки, дуть мыльные пузыри и прочее. Очень полезны дыхательные упражнения. Ежедневно нужно читать вслух ребенку детские книги. Терпеливо и развернуто отвечать на вопросы ребенка, чаще с ним разговаривать на любые интересующие его темы. Эффективно для развития речи заниматься лепкой, аппликацией, рисованием, и прочими видами развития мелкой моторики у детей. Все это благоприятным образом сказывается на развитии речевого аппарата крохи.
В возрасте ребенка от четырех до пяти лет произношение звуков должно корректироваться, исключение составляет звук «р». Уметь его выговаривать ребенок должен к шести годам. Занимаясь с логопедом нельзя прерывать занятия на начальном этапе, как только заметили улучшения. Иначе навык произношения может быть потерян и все придется начинать заново.
Как проходят занятия?
Основным правилом при коррекционной логопедической работе является комфортное психологическое состояние ребенка.
Все занятия с дошкольниками проводятся в форме игры и не занимают более 45 минут. Для того чтобы дети не уставали, во время урока виды деятельности часто меняются. Это позволяет логопеду провести всестороннюю работу за один урок, проведя все необходимые упражнения — от артикуляционной гимнастики до дидактических игр.
Определить заранее, как много времени займет коррекция, довольно сложно. Все дети индивидуальны, поэтому только после консультации и начала занятий специалист может предсказать примерные сроки.
Крайне важно, чтобы дома ребенок продолжал заниматься и поддерживал выработанные навыки. Именно поэтому участие родителей в процессе работы просто необходимо
Чем последовательнее и активнее будет проходить работа, тем быстрее ребенок справится с проблемой.
Что считается нормой развития речи ребенка до 1 года
каждый ребенок индивидуален, у него свои начальные речевые возможности, поэтому стопроцентное попадание в требования и нормы встречается редко.
Есть дети, которые развиваются быстрее нормы, а некоторые — медленнее. В итоге и те, и другие одинаково овладевают речью. Важнее понимать, что ребенок обязательно пройдет через ВСЕ нижеперечисленные шаги развития. Если на одном этапе он задержался дольше, то это не значит, что он может следующий этап «проскочить». Поэтому к информации о нормах надо относиться, как к ориентиру – на каком мы сейчас этапе, что и когда необходимо ожидать дальше?
Более подробно о нормах развития речи смотрите здесь.
- 2 месяца – ребенок кричит с разной интонацией. Опытные мамы умеют определять, «о чем» кричит их ребенок. При виде мамы у малыша возникает «комплекс оживления», когда он интенсивно двигает ручками и ножками и издает звуки: аа, э, кг, гх, гы. Может осчастливить вас улыбкой в ответ на ласковую интонацию.
- 4 месяца – гулит: гы, га, эга. Громко хохочет, плачет со слезами.
- 6-8 месяцев – лопочет. Повторяет один и тот же слог. Ба-ба-ба, на-на-на, ля-ля-ля.
- 12 месяцев – ребенок понимает свое имя. Понимает вопрос «Где мама?» и осмысленно называет близких людей (мама, папа, деда). Понимает слово «Дай» и использует в речи это слово. Понимает слово «Нет», может его сказать или просто отрицательно покачать головой.
Зачем нужна консультация логопеда родителям?
Как правило, на консультацию логопеды просят обязательно прийти родителей ребенка. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы получить необходимую информацию о течении беременности и родов, о том, как развивался ребенок в ранний период жизни.
На основе этой информации логопед делает выводы о возможных причинах нарушений и, следовательно, планирует тактику коррекционной работы.
Во-вторых, важно, чтобы члены семьи правильно понимали, что происходит с ребенком, умели заниматься дома и помогать развитию речи. Что расскажет логопед родителям:
Что расскажет логопед родителям:
Объяснит, каков уровень речевого развития у ребенка, соответствует ли он возрастным нормам.
В случае наличия нарушений речи, расскажет о планах по коррекции, даст рекомендации по занятиям в центре и дома.
Предложит варианты посещения специалистов для проведения уроков.
Поможет разобраться в том, как помогать ребенку в развитии речи дома, как выполнять данные логопедом задания, как выражать поддержку и создавать благоприятный климат в семье.
Даст рекомендации по дальнейшему развитию речи ребенка, укажет, на какие моменты обращать особое внимание.
Помимо прочего, логопед ответит на возникшие вопросы родителей о проходящих занятиях, о динамике коррекционной работы, о сроках коррекции.
Методы развития связной речи
Связная речь – это высказывание, несущее определенный смысл. Речь должна быть понятной и логичной. На формирование связной речи немаловажную роль оказывает влияние окружающей среды. Развивается мышление и постепенно улучшается речь ребенка. У детей дошкольного возраста связная речь формируется под руководством взрослых.
С ранних лет ребенок начинает понимать слова и их значения, но происходит это не сразу. К концу первого года жизни ребенок в состоянии сложить фразу из двух слов, несколько позднее из трех и более слов. Чем длиннее фраза, тем сложнее она для детского восприятия. К пяти годам дети уже способны пересказывать несложные рассказы, рассказывать сказки и строить предложения по 5-8 слов.
Речь ребенка в дошкольном возрасте ситуативная, содержит помимо слов мимику, жесты. В дальнейшем речь становится более связной, развитой и правильной. Переход к связному изложению проявляется в рассказах о каком-либо ярком событии, произошедшем в жизни ребенка. Развитие речи зависит от характера общения с окружающими.
Выделяют основные методы развития связной речи:
разговор или беседа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста
В беседе важно задавать вопросы проблемного характера «Как?», «Почему?», «Зачем?».
развитие монологической речи детей — творческий рассказ ребенка о себе или о каком-нибудь произошедшем с ним событии.
пересказ ребенком услышанного текста (это могут быть рассказы о прошедшем дне в саду, в гостях, о прогулке с друзьями и прочее).
сравнительное описание предметов, картин.. В рассказ ребенка необходимо добавлять прилагательные, вводить в речь детали и части предметов, задавать вопросы, требующие развернутого ответа
Вопросы нужно задавать четко, разборчиво. Родители и педагоги могут предложить ребенку примерный план ответа. Вопрос необходимо строить таким образом, чтобы он был понят малышом с первого раза. В процессе беседы необходимо постараться вызвать интерес ребенка, пробудить в нем активность и желание отвечать на вопросы. Важным будет умение расположить кроху к себе
В рассказ ребенка необходимо добавлять прилагательные, вводить в речь детали и части предметов, задавать вопросы, требующие развернутого ответа. Вопросы нужно задавать четко, разборчиво. Родители и педагоги могут предложить ребенку примерный план ответа. Вопрос необходимо строить таким образом, чтобы он был понят малышом с первого раза. В процессе беседы необходимо постараться вызвать интерес ребенка, пробудить в нем активность и желание отвечать на вопросы. Важным будет умение расположить кроху к себе.
Советы при дизартрии
При данной речевой патологии с ребенком занимается не только логопед, но и невролог, дефектолог. Часто родители боятся давать малышу препараты, выписываемые неврологом. Но они помогают нормализовать работу речевых центров головного мозга.
Родители должны понимать, что дизартрия – это нарушение, коррекция которого может занять длительное время. С ребенком необходимо заниматься каждый день артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, играть в дидактические игры на отрабатываемый звук.
От того насколько точно родители будут выполнять требования логопеда зависит успех коррекционной работы
Очень важно при дизартрии уделять внимание развитию грамматического строя и связной речи. Во время прогулок обращайте внимание малыша на то, что его окружает. Описывайте ему цветы, птиц, животных, которых видите
Отрабатывайте навыки счета, согласования слов по рекомендациям логопеда, подобранных в соответствии со структурой дефекта
Описывайте ему цветы, птиц, животных, которых видите. Отрабатывайте навыки счета, согласования слов по рекомендациям логопеда, подобранных в соответствии со структурой дефекта.
Важно, чтобы родители чаще спрашивали ребенка о его впечатлениях, чтобы у него формировался навык связной речи. Для коррекции дизартрии необходимо комплексная работа, потому что это сложный речевой дефект и только общие упражнения не помогут справиться с этим нарушением
Родители не должны ругать ребенка, если у него возникают сложности в автоматизации звука. Регулярность занятий и терпение – это основные составляющие успеха работы при коррекции сложных речевых дефектов.
В каком возрасте нужно обращаться за консультацией к логопеду?
Как мы уже говорили, классическое мнение, что до 5 лет к логопеду идти рано, в корне неверно. Специалисты утверждают, что возраст активного формирования речи — это 2-3 года. Именно тогда и нужно первый раз прийти на консультацию. И, если ребенок не говорит в 2-3 года, то к логопеду-дефектологу нужно идти обязательно!
Если у ребенка обнаружатся какие-то нарушения, их значительно проще будет устранить. Логопед даст родителям рекомендации о дальнейшей работе по развитию речи.
Означает ли это, что больше логопед ребенку не понадобится? Отнюдь. Желательно посещать специалиста раз в году. Каждому возрасту — свои нормы и уровни развития. То, что было замечательно в 3 года, в 4 уже недостаточно. Поэтому нужно получить консультацию и своевременно оценить степень развития речи.
Правильная и грамотная речь даст ребенку возможность стать успешным в будущем. Детство — важный этап в становлении личности и задача родителей не упустить этот период.
Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения
Воспитание правильного звукопроизношения – важная задача для родителей и педагогов. Необходимо, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении все участники обучения крохи произносили звуки правильно
Родителям нужно вовремя обратить внимание на нарушения речи у ребенка, ни в коем случае не подражать языку ребенка, не лепетать вместе с ним, не «сюсюкать» и не стимулировать неправильную речь. Например, некоторые родители, услышав от крохи неправильное слово и посчитав его смешным, начинают произносить его именно в этой манере, нежели исправить его произношение у малыша
Так формируется неправильное звукопроизношение и нарушение речи у детей.
Слова должны произносится одинаково правильно в общении со взрослыми и детьми. Во время игр и занятий с ребенком стараться больше внимания уделять произношению звуков, проговаривать их или пропевать в игровой форме. Можно подражать в звуках животным.
Ребенок не должен играть всегда один, ему обязательно нужно общение со взрослыми в процессе его игр. Хорошо, если родители помогут ребенку придумать сюжет, распределить роли, наделенные игровыми действиями. При таком подходе речь малыша будет улучшаться, он будет запоминать больше слов, расширять словарный запас.
Полезно читать ребенку сказки или пересказывать их своими словами, подключая и ребенка к пересказу. Кроме сказок ребенку необходимо давать пояснения всем природным явлениям и бытовым ситуациям, которые с ним происходят, развивая тем самым его любознательность. Можно учить с ребенком простые детские стишки и потешки, печь песенки, загадывать ребенку загадки. Нужно учить с ребенком новые слова, особенно хорошо запоминаются труднопроизносимые и необычные, например, названия динозавров.