Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Осложнения аутизма

К основным неблагоприятным последствиям аутизма относятся:

  • деградация личности;

  • нетрудоспособность;

  • нарушение когнитивных функций, снижение уровня интеллекта;

  • агрессия, нанесение самоповреждений;

  • судороги, эпилепсия;

  • тяжелые нарушения поведения;

  • сложности с социальной адаптацией;

  • плохая успеваемость в школе;

  • психические заболевания (фобические тревожные расстройства, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство и т.д.);

  • снижение качества жизни членов семьи.

Перечисленные осложнения аутизма возникают при тяжелой стадии недуга и позднем обращении за медицинской помощью. При своевременном обращении к врачу и вовремя начатых психокоррекционных мероприятиях прогноз заболевания благоприятный

Родителям при этом важно соблюдать ряд рекомендаций:

Принять своего ребенка таким, какой он есть и перестать сравнивать с другими детьми
Вместо того чтобы сосредотачиваться на том, чем он отличается от остальных и чего ему «не хватает», лучше обратить внимание на его особенности и маленькие успехи. Ребенку так необходимо чувство безусловной любви и принятия.

Придерживаться распорядка дня
Аутичные дети, как правило, добиваются лучших результатов, когда они следуют четко  структурированному графику. Можно составить расписание для своего ребенка с регулярным временем для приема пищи, терапии, школы и времени сна

Важно свести нарушения этих правил к минимуму. Если изменения в расписании неизбежны, следует подготовить к ним ребенка заранее.

Поощрять хорошее поведение

Положительное подкрепление имеет большое значение для ребенка с РАС, поэтому следует хвалить его, когда он ведет себя правильно или осваивает новый навык (конкретно указывая, за какое поведение его хвалят). 

Научиться улавливать невербальные сигналы, которые аутичные дети используют для общения. Необходимо обращать внимание на звуки, которые они издают, выражение лица и жесты, которые используют, когда устали, проголодались или хотят спать. Чаще всего дети с РАС капризничают потому, что взрослые не улавливают их невербальные сигналы. Истерика — способ сообщить о своем разочаровании и привлечь внимание.

Обратить внимание на сенсорную чувствительность ребенка. Многие аутисты гиперчувствительны к свету, звуку, прикосновению, вкусу и запаху. Некоторые из них напротив «недостаточно чувствительны» к сенсорным раздражителям. Важно выяснить, какие образы, звуки, запахи, движения и тактильные ощущения вызывают «плохое» или деструктивное поведение ребенка, а что вызывает положительную реакцию.

Сохранять позитивный настрой и не сдаваться. Невозможно предсказать течение расстройства аутистического спектра. Поэтому не следует делать поспешных выводов о том, какой будет дальнейшая жизнь вашего ребенка. Как и у всех, у людей с аутизмом есть целая жизнь, чтобы расти и развивать свои способности.

Раннее медицинское вмешательство — самый эффективный способ ускорить развитие ребенка и сгладить симптомы аутизма.

Поэтому если вы заметили у своего чада какие-либо признаки расстройства, не откладывайте визит к врачу. Чем раньше будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем благоприятнее будет дальнейший прогноз.

Другие признаки аутизма у ребенка до 4 лет

Полная картина того, какие симптомы аутизма специалисты определяют у ребенка, наблюдается в совокупности нарушений развития всех векторов. Например:

Аутичному малышу с кожным вектором может быть свойственна гиперактивность, «полевое поведение», сниженное внимание. Нехватку ощущений своего чувствительного сенсора (кожи) он добирает через стереотипные движения и прыжки («Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям»).

Аутичный малыш со зрительным вектором демонстрирует истеричность и множественные страхи

Свою чувствительную зону (глаза) он стимулирует с помощью особых ощущений: разглядывая свои руки или игрушки на просвет, световые пятна на стене или узор на обоях («Жизнь иллюзорная и реальная: особые симптомы у детей с аутизмом»).

Для аутичных детей с анальным вектором характерны агрессия, упрямство. Они склонны к ритуалам в кормлении и прогулках, демонстрируют общую заторможенность (подробнее в статье «Протестные реакции и агрессия ребенка при аутизме: причины и методы коррекции»).

Подобные признаки аутизма у ребенка часто рассматриваются специалистами как основные, определяющие. Однако с системной точки зрения являются вторичными, возникшими на базе психотравмы в звуковом векторе. Поэтому при определении признаков аутизма у маленьких детей отталкиваться в первую очередь нужно от того, насколько ребенок поддерживает контакт с внешним миром.

Внешне наиболее легкие признаки аутизма можно наблюдать у детей с синдромом Аспергера. Обычно это общительные и эмоциональные дети, много говорят, обильно жестикулируют. Однако специалисту нетрудно заметить, что ребенок, активно выражая себя, не слышит другого, не настроен на «обратную связь». Такие на первый взгляд легкие признаки аутизма также требуют своевременной коррекции.

Другие ранние признаки аутизма у ребенка

Звуковой вектор является доминантным, поэтому звуковая травма становится причиной множественных нарушений в развитии остальных векторов ребенка. По этой причине к основным признакам аутизма до года и в 1 год могут добавляться «сопутствующие» — в результате нарушений в других векторах психики.

Например, нарушения развития в кожном векторе у новорожденных и детей с аутизмом до 1 года могут проявляться так:

  • тактильная непереносимость: ребенок крутится на руках матери, стремится избегать ее прикосновений;

  • на купание или гигиенические процедуры ребенок реагирует истерикой;

  • при попадании на кожу пищи или жидкости во время кормления ребенок реагирует криком или плачем.

Нарушения развития при аутизме у малышей с анальным вектором до 1 года проявляются иначе:

  • напряженная поза «столбиком» на руках матери;

  • частые необъяснимые рвоты и срыгивания;

  • отказ пробовать все новое (есть новые виды пищи, кушать из новой посуды, надевать новую одежду).

Важно понимать, что такие симптомы нельзя в полной мере назвать признаками аутизма у ребенка. Они являются вторичными и возникают по причине искаженного развития всех заданных малышу векторов

Это лишь следствие основной причины аутизма у детей — травмы в доминантном звуковом векторе:

Когда мама раскрывает устройство психики малыша, наполняет и развивает его природные свойства — то признаки аутизма в год, 2 года и даже у детей 3-4 лет с легкостью уходят.

Признаки аутизма или странный ребенок

Число детей, у которых диагностирован ранний детский аутизм, ежегодно растет. Немалая часть этой «пандемии» связана и с ошибочной диагностикой. Провести точную границу между нормой и патологией позволяет знание об устройстве человеческой психики, раскрытое в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Около 5 % всех малышей рождается со свойствами звукового вектора. Он задает маленьким детям определенные особенности и свойства психики:

  • внешнюю «холодность», невысокую эмоциональность, которая может ошибочно восприниматься мамой как признак аутизма;

  • стремление к уединению, избегание больших компаний, что естественно для обладателя сверхчувствительного слуха, но проявлением аутизма тоже не является;

  • стремление сосредотачиваться на своих мыслях и ощущениях, которое со стороны выглядит как некая «отрешенность», заставляя взрослых заподозрить симптомы аутизма у таких детей;

  • «отсроченный» ответ на вопрос (ребенок отвечает не сразу);

  • болезненную реакцию на шум и громкие звуки.

Такие особенности являются абсолютно естественными для маленьких детей со звуковым вектором. Однако некомпетентным специалистом даже они могут оцениваться как признаки аутизма у ребенка, как легкая форма болезни. Порой масла в огонь подливают и страхи родителей: испуганная мама видит проявления аутизма там, где это просто естественные психологические особенности маленького звуковичка.

Однако настоящие симптомы аутизма у ребенка, и в легкой форме, и в самых тяжелых проявлениях, развиваются тоже только при наличии у малыша звукового вектора. В каком случае это происходит, каковы причины развития аутизма и как определить возникновение болезни?

Ранние признаки аутизма у ребенка

Психическая травма, приводящая к возникновению аутизма, формируется при стрессовом воздействии на особо чувствительную зону маленького звуковика — его ухо. Травма может произойти еще во время внутриутробного развития плода. В этом случае причиной аутизма может послужить:

  • пребывание матери в шумных условиях (дискотеки, громкая музыка на концертах);

  • тяжелое психологическое состояние матери, нежелание сохранять беременность (бессознательно влияет на утрату ребенком ощущения защищенности и безопасности).

При такой скрытой внутриутробной травме первые признаки раннего детского аутизма можно обнаружить уже у новорожденного или грудного ребенка до 1 года. Проявления болезни могут выразить себя в такой форме:

  • снижение или утрата у новорожденного реакции на звук;

  • отсутствие у грудного ребенка эмоционального оживления при виде матери;

  • отсутствие «антиципирующей позы» при попытке взять ребенка на руки;

  • задержка в появлении первой улыбки, ее ненаправленность на человека.

Важно знать: настоящие признаки аутизма у новорожденных — большая редкость, они возникают только в случае, если мама действительно пребывала в чрезмерно шумных условиях или испытывала тяжелые психологические состояния. Но даже если вам кажется, что описанные выше признаки аутизма у новорожденных у вашего малыша действительно есть — они легко корректируются в этом возрасте при изменении состояния мамы

Профилактика и рекомендации аутизма

Профилактика аутизма у детей затруднена, поскольку нет точных данных о причинах возникновения расстройства.

Однако многие врачи считают, что ребенок может родиться с врожденными дефектами, если мать во время беременности подвергалась воздействию различных неблагоприятных факторов. Например, употребляла наркотические вещества или часто болела инфекционными заболеваниями. 

Предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством нельзя, но можно увеличить шансы на рождение здорового малыша, изменив образ жизни:

  • Регулярно проходить медицинские осмотры во время беременности, полноценно питаться, больше двигаться, принимать рекомендуемые лекарственные средства и витамины.

  • Избегать употребления алкогольных напитков, психотропных веществ и лекарств, противопоказанных к применению во время беременности.

  • Сдавать анализы на внутриутробные инфекции TORCH-инфекции. К ним относятся краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и герпес. Заражение ими на ранних сроках беременности может спровоцировать пороки развития у плода.

В качестве меры вторичной профилактики заболевания можно обозначить своевременное выявление симптомов заболевания у ребенка и незамедлительное обращение к детскому психиатру в случае необходимости.

Список литературы:

Классификация и стадии аутизма

Согласно действующей в настоящее время системе классификации (МКБ-10) выделяют следующие основные формы аутизма: 

  • Ранний аутизм (синдром Каннера) является наиболее распространенной формой расстройства аутистического спектра. Он характеризуется глубокими нарушениями в развитии центральной нервной системы. Данный тип аутизма проявляется в виде атипичного социального поведения, трудностей в установлении эмоционального контакта с окружающими, стереотипичности в поведении, задержке речевого развития, а также агрессии. Ранний детский аутизм возникает в возрасте до 3-х лет. Точный диагноз обычно ставится только в возрасте 18 месяцев.

  • Атипичный аутизм. О нем можно говорить, когда диагностические критерии раннего детского аутизма не полностью соблюдены или первые отклонения в психическом развитии наблюдаются только после 3-го года жизни. Речь ребенка, страдающего данным типом аутизма либо отсутствует, либо сводится до употребления отдельных слов. Наблюдаются яркие нарушения социальной включенности, взаимодействия с окружающими людьми. Различные внешние раздражители (громкий звук, яркий свет и т.д.) могут вызывать у больного яркую реакцию – истерики.

  • Синдром Аспергера в настоящее время считают «легкой» формой аутизма: речь и интеллект детей находятся на уровне от среднего до выше среднего. Как правило, они не имеют задержки в языковом развитии и обычно начинают говорить в раннем возрасте. Однако такие дети испытывают трудности с социальными взаимодействиями и часто проявляют интерес к необычным темам и увлечениям (например, коллекционируют и играют только с динозаврами и т.д.). 

  • Синдром Ретта — это тип РАС, которым страдают девочки. Как правило, его диагностируют в возрасте от 6 до 18 месяцев, когда они начинают отставать от основных этапов развития или теряют ранее приобретенные способности. Симптомы синдрома Ретта также могут включать нарушения походки, снижение мышечного тонуса, микроцефалию (уменьшение размера головы), непроизвольные движения рук, судороги, проблемы со сном, сколиоз.

Выделяют 3 основные стадии аутизма:

  • Начальная. Возникают первые заметные изменения: сложности с социальным взаимодействием и поддержанием диалога, отсутствие зрительного контакта, склонность к странным занятиям и играм. Однако симптоматика выражена не настолько сильно, чтобы оказывать существенное отрицательное влияние на жизнь ребенка.

  • Легкая стадия аутизма. Возникает серьезная нехватка словесных и невербальных навыков общения, отсутствие мимики, поведенческие проблемы. На данном этапе дети  нуждаются в психокорреционной терапии.

  • Тяжелая стадия. Появляются повторяющиеся навязчивые движения, серьезные поведенческие отклонения, эхолалии (повторение слов), избирательность в контактах. Ребенок полностью погружается в свой внутренний мир, речь становится очень скудной или отсутствует. Требуется комплексная терапия, в том числе медикаментозная. 

Причины возникновения аутизма у детей

Споры о причинах возникновения аутизма не утихают. На сегодняшний день считается, что аутизм является сложным полигенным заболеванием, обусловленным не только генетической предрасположенностью, но и внешними факторами.

  • В большей степени причина аутизма у детей связана с наследственностью. Учеными выявлены определенные гены, ответственные за возникновение данного заболевания. Многие из них достаточно распространены среди общей популяции, однако аутизм появляется только при наличии определенных мутаций в генах и влияния внешних факторов.
  • Функциональные и структурные изменения в областях головного мозга также могут быть причиной аутизма. При выполнении МРТ-исследований мозга у больных аутизмом выявляются нарушения кровоснабжения головного мозга, изменения в строении многих структур, функциональные отличия в работе долей.
  • Нарушение обмена биогенных аминов головного мозга (дофамина, норадреналина, серотонина, мелатонина и других), участвующих в передаче нервных импульсов, приводит к определенным биохимическим изменениям. Многие российские и зарубежные исследования подтверждают, что между этими изменениями и возникновением аутизма есть непосредственная связь. Так, например, у больных аутизмом отмечается повышение уровней серотонина, аспартата и глутамата.
  • Воздействие отрицательных факторов на плод во время беременности матери (например, внутриутробная инфекция, тяжелое протекание беременности с преэклампсией), тяжелые роды, родовые травмы. 
  • Спорной и активно изучающейся возможной причиной возникновения аутизма является индивидуальная непереносимость глютена и казеина. В пользу этой теории свидетельствуют значительные улучшения, возникающие у больных на фоне соблюдения безглютеновой, низкоуглеводной диеты.

Четкого представления об этиологии и патогенезе аутизма до сих пор не существует. Предполагается, что его симптомы являются последствием различных изменений в структурах головного мозга во время его развития. Причем нарушения в развитии мозга возникают еще на стадии эмбрионального этапа. 

На МРТ-исследовании головного мозга у детей с аутизмом чаще всего выявляются изменения лобной части коры мозга, мозжечка, расширение боковых желудочков. Объем и вес головного мозга у больных аутизмом больше, чем у здоровых детей. 

Кроме того, у людей, страдающих данным недугом, отмечаются: выраженное нейровоспаление, митохондриальная дисфункция, истощение запасов глутатиона, оксидативный стресс. 

Аутизм часто сопровождается и другими сопутствующими психическими заболеваниями (депрессивные и тревожные расстройства, нарушения сна, синдром гиперактивности), а также эпилепсией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: