Часть 3. Дизартрии. Клинические формы дизартрии у взрослых.
Дизартрии представляют собой сложные нарушения речи, включающие расстройства звукопроизношения и просодики. Степень нарушений устной речи при дизартрии может быть самой различной: от еле уловимых слухом особенностей звукопроизношения, до полной невозможности экспрессивной речи. Знание клинической картины данных нарушений позволяет своевременно определить комплекс мероприятий логопедической помощи.
Логопед — афазиолог должен знать:
- современную классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения нарушений речи, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп и при различных нозологиях;
- методы диагностики и диагностические возможности методов непосредственного нейропсихологического исследования больного;
- клинику нарушений речи при основных видах дизартрий;
- особенности проведения нейропсихологического обследования у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму или нейрохирургическое вмешательство;
- основы мультидисциплинарной нейрореабилитации;
- особенности клинически проявлений различных видов дизартрий;
- провести дифференциальную диагностику дизартрии;
- показания, противопоказания для различных видов коррекции при дизартриях;
- основы организации мультидисциплинарной реабилитации больных в современных условиях.
Логопед — афазиолог должен уметь:
- поставить предварительное логопедическое заключение – синтезировать информацию о пациенте с целью определения нарушенного нейропсихологического фактора, нейропсихологического синдрома, установления заключения;
- заполнить заключение обследования, записать план по восстановительному обучению при дизартриях;
- определить путь введения, оценить эффективность и безопасность проводимого восстановления;
- наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
- составлять программы диагностического обследования, использовать основные исследовательские методы (нейропсихологическое обследование) с целью анализа специфики нарушений речевой деятельности;
- собрать анамнез заболевания, приведшего к нарушению речи;
- иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
- установить заключение при дизартрии;
- применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач;
- определить алгоритм речевой реабилитации пациента неврологического профиля.
Логопед — афазиолог должен владеть:
- основными подходами к анализу методологических проблем восстановления речи в современной афазиологии, приемами выбора и адаптации методов и методик исследования и восстановления;
- навыками планирования восстановительного обучения;
- правильным ведением протокола обследования;
- методами нейропсихологического обследования;
- интерпретацией результатов обследования;
- алгоритмом постановки логопедического заключения;
- понятийным аппаратом, приемами и методами восстановительного обучения;
- определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;
- методами исследования, диагностики, профилактики и коррекции различных форм нарушений речи;
- современной отечественной классификацией дизартрий;
- методами коррекции различных форм нарушений ВПФ, используя стратегии поведенческих тренингов, использование БОС.
Преимущества клиники
Современная многопрофильная клиника «Энергия здоровья» — это качественные медицинские услуги по доступной цене. Каждый пациент может рассчитывать на:
- прием по предварительной записи без длительного ожидания в очереди;
- вежливое и тактичное обращение со стороны персонала;
- помощь врачей широкого и узкого профиля;
- консультации зарубежных специалистов при необходимости;
- полный спектр лабораторной, инструментальной и функциональной диагностики;
- современные комплексные подходы к назначению лечения;
- медицинское наблюдение на протяжении терапии, коррекцию лечения при необходимости;
- полноценную реабилитацию с использованием физиотерапии, массажа, ЛФК и т.п.;
- выдачу необходимых справок и заключений;
- комфортабельный стационар дневного пребывания.
Дизартрия лишает человека возможности быть понятым окружающими. При первых признаках «каши во рту» не тяните с обращением к специалисту, записывайтесь на прием в «Энергию здоровья».
Лечение
Главное направление в лечении дизартрии – это развить у малыша правильную речь, которая не будет мешать общению и обучению в дальнейшем навыкам чтения и письма.
Для терапии дизартрии специалист назначает комплексное лечение. Оно сочетает в себе медикаменты, занятия с логопедом и реабилитацию.
Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение проводится с применением ноотропов. Они специфически влияют на функции мозга, умственную деятельность, улучшают память. Стимулируют интеллектуальную деятельность и познавательные функции ребенка.
К таким лекарствам относятся:
- Гопантеновая кислота или пантогам;
- Энцефабол;
- Церебролизин;
- Глицин;
- Семакс;
- Фенибутс;
- Кортексин.
Логопедическая работа с дизартрией и методы коррекции
Логопедическое лечение строится на специально подобранных занятиях. Специалистом составляется речевая карта, в которой содержатся данные диагностики, план коррекции, описание упражнений.
Логопеды при работе с такими детьми обращают внимание на всестороннее развитие речи ребенка:
- грамматический строй;
- фонетический слух;
- словарный запас.
Специалистами, при занятиях, используются компьютерные тренажеры, программы, способные справиться с проблемой.
Важно! Логопедические занятия осуществляются в группе или индивидуально. Есть специализированные группы, детские сады, школы
Реабилитация при дизартрии включает в себя:
- акупрессуры;
- точечный и сегментарно-рефлекторный массаж;
- гирудотерапию;
- иглоукалывание;
- ЛФК.
На занятиях по коррекции дефекта проводится развитие:
- мелкой моторики – гимнастика для пальчиков;
- моторика речевого аппарата – артикуляционная гимнастика и логопедический массаж;
- дыхательная гимнастика;
- голосовые упражнения;
- исправление и закрепление нарушенного звукопроизношения;
- развитие речевой коммуникации и выразительной речи.
В зависимости от степени тяжести и вида дизартрии различаются способы работы по коррекции.
Основные этапы работы:
- развитие мышечного тонуса речевого аппарата при помощи массажа;
- формирование правильного произношения путем специальных упражнений;
- при помощи уже поставленных звуков проводится обучение правильной артикуляции.
Важно! Нетрадиционные формы лечения дизартрии – дельфинотерапия, пескотерапия, изотерапия имеют положительные результаты.
Упражнения
При лечении заболевания нужно тренировать дыхательную систему. Для этого можно делать упражнения по методу А. Стрельниковой. Они представляют собой резкие вздохи при наклоне и выдохи при выпрямлении.
Хороший результат дают самостоятельные занятия. После консультации у специалистов, можно проводить лечение в домашних условиях.
Несложные упражнения по коррекции и развитие речи можно делать поочередно:
Упражнение для губ и щек:
- Щеки и губы надуть;
- Поочередно раздувать щеки;
- Втягивать щеки между зубов;
- Имитировать сосательные движения;
- Делать вибрацию губами.
Гимнастика для нижней челюсти:
- Щелкая зубами открывать и закрывать рот;
- Взрослый пытается вытащить изо рта ребенка, зажатый в зубах бинт. Можно использовать леденец на палочке. Чем меньше он станет в размере, тем сложнее будет выполнить задание.
Упражнение для языка:
- Положить кусковой сахар за щеку малыша и попросить его рассосать;
- Облизывание губ.
Скороговорки, потешки помогают развить звукопроизношение.
Лечение в клинике «Энергия здоровья»
Клиника «Энергия здоровья» предлагает каждому пациенту комплексное лечение дизартрии любой формы и степени. Опытные специалисты работают в команде, дополняя друг друга. Мы предлагаем:
- полную диагностику на современном оборудовании;
- консультации опытных специалистов: неврологов, логопедов, оториноларингологов и т.п.;
- назначение современных препаратов для коррекции дизаритрии;
- общеукрепляющий и лечебный массаж;
- физиотерапию при наличии показаний;
- ЛФК и мануальную терапию при необходимости;
- организацию санаторно-курортного лечения;
- обучение родственников правилам развития речи, массажа и гимнастики.
Основные причины формирования дизартрии
- на уровне ядер черепных нервов, которые как раз и отвечают за иннервацию артикуляционных мышц;
- на уровне нервных путей между корой головного мозга и церебральными ядрами;
- на уровне подкорковых центров;
- на уровне мозжечка и проводниковых путей от него и к нему;
- на уровне коры головного мозга.
Основные факторы, которые могут спровоцировать поражение этих зон нервной системы могут быть связаны с беременностью и ее течением (токсикозы, гипоксия, иммунный конфликт, резус-фактор), осложнениями при родах, преждевременными родами, асфиксией плода. Кроме этого, дизартрия также может развиваться и у здоровых детей в результате тяжелых инфекционных заболеваний, поражающих нервную систему, интоксикации, опухолей и травм головного мозга.
Дизартрия является сложным и многокомпонентным расстройством, которое может быть частью других заболеваний. Поэтому ее диагностика должна происходит комплексно с одновременными участием невролога, который определяет топологию поражения нервной системы, и логопеда, который определяет степень речевых нарушений.
Таким образом, определяется план коррекции, который включает в себя коррекцию фоновой патологии нервной системы и артикуляционную коррекцию.
Виды дизартрии
Вид расстройства, а также его симптоматика, зависят от локализации пораженного центра в головном мозге:
- Бульбарная форма развивается вследствие поражения ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Сопровождается ярко выраженной деградацией речевой активности. Она становится крайне невнятной, звуки сложно отделить друг от друга. Голос тихий, человек говорит «в нос». Нарушены акты жевания, глотания, сосания, наблюдается обильное слюнотечение. Мимика отсутствует.
- Псевдобульбарная форма характеризуется поражением кортико-бульбарных проводящих путей. По ним импульс проходит от корковых центров к артикуляционным компонентам речедвигательного аппарата. Когда эта связь нарушается, ядра бульбарных нервов становятся гиперактивными. Это вызывает гипертонус речевых мышц. Голосовые связки, находясь в напряженном состоянии, перестают правильно колебаться при попытке воспроизвести звуки, что сказывается на характере речи. Она становится медленной, непонятной, появляются сложности переключения с одной речевой позы на другую. Присутствуют сложности в акте глотания, птиализм.
- Подкорковая или гиперкинетическая дизартрия проявляется на фоне поражения подкорковых ядер мозга, что сопровождается гиперкинезами. Они выражаются непроизвольными сокращениями мимических и «говорящих» мышц. В результате речь больного насыщается внезапной сменой ее привычного ритма. Она может замедляться, при этом становится монотонной, непонятной, или, наоборот, ускоряться. Тогда речь становится сверхбыстрой, человек может проглатывать окончания, переставлять слоги местами, словесно спотыкаться. Нередко такая форма сопровождается заиканием.
- Корковая форма развивается при очаговом поражении головного мозга. Она сопровождается затруднением произвольной речевой активности.
- Мозжечковая форма проявляется при патологиях мозжечка. Для нее характерно нарушение организации речевого потока. Он сопряжен с разрывом плавности речи. Присутствует толчкообразный, прерывистый оттенок, скандирование, непроизвольные выкрики.
Причины дизартрии
Чаще всего причинами дизартрии у детей в перенатальный период являются :
- Сильный токсикоз во время беременности
- Хроническая гипоксия плода
- Острые и хронические соматическое заболевание матери
- Резус — конфликт
- Патологическое течение родов
- Родовые травмы
- Асфиксия новорождённых различной степени тяжести
- Ядерная желтуха новорождённых
- Недоношенность
Мышцы, используемые для речи, контролируются мозгом и нервной системой. Дизартрия может развиться, если любой из них поврежден каким-либо образом.
Мозг подаёт сигнал нашим мышцам и если где то есть проблема, то этот сигнал плохой.
Проявления болезни
Для заболевания характерны нечеткость и невнятность речи. Симптомы отличаются в зависимости от стадии развития патологии: от нарушений произношения отдельных звуков до их пропусков. Наиболее тяжело протекает болезнь, сопровождающаяся параличом мышц речевого аппарата.
Тонус мышц лица может быть пониженным или повышенным. В зависимости от этого органы артикуляции напрягаются или становятся вялыми, отмечается обильное слюнотечение. Среди сопутствующих отклонений искажается восприятие речи на слух, ухудшается общее развитие ребенка. Дизартрический компонент сочетается с нарушением мелкой моторики рук.
При дизартрии страдает моторная функция органов речи. Часто регистрируется смешанная форма: например, язык может быть спастичным, а губы вялыми. Отличительные характеристики в сравнении с другими нарушениями речи:
- стойкие изменения произношения фонем, сложность в их освоении;
- свистящие произносятся неправильным образом;
- трудная автоматизация звуков;
- искажение гласных и согласных;
- звонкие фонемы произносятся тихо, твердые мягко;
- дефект более выражен при ускорении темпа речи.
Дыхание может быть недостаточно глубоким, учащенным. Голос больного становится тихим, слабым, а тембр хриплым и прерывистым. Всегда страдает голосовая модуляция: речь звучит монотонно, немодулированно. Для маленьких детей свойственно появление в словах дополнительных ударений.
При появлении избыточной выработки слюны следует подозревать неврологическую симптоматику заболевания. Могут присоединяться вегетативные расстройства: гиперемия или бледность кожи, повышенное потоотделение. Из-за гипотонуса глотки и органов ротовой полости во время еды возникает захлебывание и поперхивание пищей, больному трудно проглатывать еду, может возникать рвотный рефлекс.
Клинико–педагогическая классификация
Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Виды нарушений устной речи
Нарушения внешнего высказывания
- Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.
- Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.
- Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.
- Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
- Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.
- Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение все без исключения звуков родной речи.
- Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.
Нарушения внутреннего оформления высказывания
- Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются органические повреждения речевых зон головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевом периоде развития. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
- Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.
Виды нарушений письменной речи
- Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.
- Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.
Психолого-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией
Определение 1
Стертая дизартрия – это патология речи, выражающаяся в расстройствах ее фонетического и просодического компонентов и возникающая в результате невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Данный вид дизартрии характеризуется тем, что ее симптоматика, т. е. расстройство неврологических функций, речевые отклонения и нарушения психического характера не имеют ярко выраженного проявления, однако, имеет место нарушение моторных функций речевого аппарата. Оно связано с искажениями мимики, сбоями в дыхании при произношении, нарушением артикуляции и интонации.
Самым ярким проявлением речевого отклонения при стертой дизартрии является фонетическая сторона речи. Ее очень сложно скорректировать и, ее нарушения, оказывают отрицательное воздействие на развитие иных речевых функций.
Замечание 1
Дети с данной речевой патологией требуют оказания им логопедической помощи в течение длительного временного периода.
Дети со стертой формой дизартрии характеризуются наличием большого количества психических отклонений:
Неустойчивое внимание и сложности с его переключением;
Нарушение визуального восприятия;
Слабо развития зрительная, речевая и слуховая память;
Отклонения в функционирование мыслительных процессов. Сюда не относятся отклонения, относящиеся к умственной отсталости, а только те, которые обусловлены нарушением работы памяти и функционированием внимания.. Стертая дизартрия приводит к позднему развитию речи у детей
Как правило, словарный запас у них начинает формироваться на втором году жизни, а первые фразы — к трем годам. Речь ребенка является невнятной. Ясность она приобретает постепенно, но фонетическую сформированность так и не получает
Стертая дизартрия приводит к позднему развитию речи у детей. Как правило, словарный запас у них начинает формироваться на втором году жизни, а первые фразы — к трем годам. Речь ребенка является невнятной. Ясность она приобретает постепенно, но фонетическую сформированность так и не получает.
Речевые отклонения детей со стертой дизартрией возникают в следствие расстройств нервно-мышечных процессов артикуляционного аппарата. К нарушениям речи данного направления относятся:
- Произношение звуков имеет нечеткий характер;
- Речь являться невнятной и смазанной;
- Назализация речи;
- Наличие фонационных и просодических отклонений;
- Пропуск звуков и простота артикуляции;
- Замена звуков, их искажение, смешение;
- Недостаточность иннервации речевого аппарата;
- Недоразвитость фонематического восприятия;
- Позднее овладение грамматикой речи.
Рисунок 1. Причины возникновения стертой дизартрии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Разновидности форм
Ярким примером патологии является речь Л. И. Брежнева. Его специфическое произношение было следствием нарушения вертебро-базилярного кровообращения на фоне возрастных изменений в организме.
Классификация по неврологическим признакам и локализации места поражения:
- Бульбарная форма характеризуется гипотонией, парезом и полной атрофией артикуляционных мышц. Область поражения – это продолговатый отдел головного мозга, в котором находятся ядра двигательных нейронов. Клинически это выражается в замедлении произношения, звук становится назальным.
- Псевдобульбарный тип возникает после перенесенного поражения мозговых структур, соединяющих ядра черепно-мозговых нервов и кору. В дальнейшем отмечается невнятность при проговаривании свистящих, шипящих и сонорных звуков. Тяжело управлять движениями губ и языка, больной не контролирует глотание слюны.
- В случае вовлечения в процесс подкорковых узлов возникает еще одна форма. Симптоматически это выражается в непроизвольных движениях мышц лица, спазмах, гортанных криках. Изменяются темповые характеристики и интонация голоса.
- Мозжечковая форма встречается реже остальных типов. Больной говорит скандировано, его походка становится неустойчивой, шаткой.
- Корковый вид приводит к нарушению артикуляции, несмотря на правильное произношение слов, отмечаются трудности с воспроизведением слогов. Больной старается выражаться кратко. Функции письма сохраняются.
При возникновении речевого расстройства необходима консультация нескольких специалистов в зависимости от характеристик синдрома. Прогноз зависит от степени выраженности клинических проявлений и сопутствующей патологии. Классификация стадий нарушения по внятности:
- выявляется только при обследовании, возможно, развитие стертой формы дизартрии;
- речь понятна окружающим, но появляются характерные признаки патологии;
- больного понимают только близкие и родственники;
- частичное или полное отсутствие речи.
Если человек молчит после перенесенного инсульта или тяжелых травм головы, это называется анартрией.
Типы звукового расстройства речи по логопедическим параметрам:
- звуко-буквенные нарушения – фонемы искажены, но сохранены отличительные признаки;
- фонетико-апраксическая форма – то же самое, звуки могут опускаться или заменяться на подобные;
- фонетико-фонематические отклонения протекают на фоне искажения звуков и их замены, нарушения грамматики и синтаксиса.
Медицинская классификация подразделяет нарушение на следующие формы:
- спастико-паретическую (при нарушении мышечного тонуса);
- спастическую (в случае поражения нейронов);
- спастико-ригидную;
- атактическую (затронут мозжечок);
- гиперкинетическую;
- смешанную.
У каждого вида присутствуют обособленные проявления. Для гиперкинетической и спастико-паретической формы характерна сдавленность голоса, подтекание слюны из приоткрытого рта, звук «в нос», непослушный язык, трудность проглатывания пищи. Спастическая дизартрия проявляется назальной и протяжной речью, заторможенностью, неоднородным темпом. Иногда возникает вследствие рассеянного или амиотрофического склероза. При спастико-ригидной патологии больной дублирует звукосочетания и слова, в разговоре паузы. Человек с атактическим типом нарушения речи напоминает пьяного из-за локализации поражения в мозжечке.
У некоторых детей симптомы дизартрии слабо выражены − стертая форма. Симптомы стертой дизартрии в отношении общей моторики: ограниченность движений, неловкость, быстрое утомление мышц при физической нагрузке. Таким больным сложно стоять и прыгать на одной ноге, удерживать равновесие. На уроках физкультуры или музыки отмечается нарушение ритма движений, сложность переключения с одного вида деятельности на другой. В отношении речевой активности клиника совпадает с остальными формами патологии. При разговоре губы не участвуют в артикуляции. Язык неуклюжий, малоподвижный. При логопедическом тестировании он дрожит, может посинеть. Ребенку сложно удержать его вне полости рта из-за тремора.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Формы дизартрии
Неврологическая классификация патологии основана на синдромах и участке локализации поражения речевого аппарата. Выделяют следующие виды дизартрии:
- Бульбарная форма дизартрии. Обусловлена повреждением нервных ядер в продолговатом мозге. Патология проявляется отсутствием рефлексов и мимики, нарушением сосательной, глотательной, жевательной функции, слюнотечением. Артикуляция односложная и нечеткая: все согласные имеют щелевое звучание, типичны гнусавость, осиплость, хриплость голоса.
- Псевдобульбарная. Спровоцирована повреждением корково-бульбарного пути. Псевдобульбарная, проявляющаяся центральным параличом и гипертонусом мышц дизартрия вызывает затруднение перехода с одного артикуляционного движения на другое. Особенно сложно двигать языком: перемещать из стороны в сторону, поднимать кончик, удерживать в поднятом положении. Характерны нарушение глотательной функции, усиленный глоточный рефлекс, чрезмерное вытекание слюны. Речь растянутая, нечеткая, гнусавая, неправильно проговариваются сонорные, шипящие, свистящие фонемы.
- Подкорковая. Обусловлена повреждением подкорковых мозговых ядер. Характеризуется присутствием гиперкинеза – внезапных, непроизвольных, вызванных ошибочной командой мозга движений артикуляционных и мимических мышц. При попытке разговора гиперкинез провоцирует мышечный спазм. Нарушены тембр и сила голоса, пациент неправильно ставит ударения, периодически гортанно выкрикивает. Возможно возникновение заикания, нарушения темпа произношения.
- Мозжечковая. Вызвана повреждением мозжечка и окружающих нервных тканей. Характеристика патологии следующая: нарушение речевой координации (дрожание языка, неровная речь, выкрики), невнятность и замедленность произношения, неправильное проговаривание губных и переднеязычных фонем. Возможны двигательные проблемы: шаткая походка, неловкие телодвижения, плохая координация.
- Корковая. Спровоцирована точечными повреждениями коры мозга. Характеризуется полным или частичным нарушением речи, слабыми произвольными артикуляционными движениями. Речевое дыхание и голос в норме.
Существует также логопедическая классификация дизартрии, основанная на степени восприятия речи окружающими. Выделяются следующие виды патологии:
- I степень (или стертая дизартрия) – дефектность произношения заметна только логопеду;
- II степень – произношение в общем понятное, но окружающие замечают незначительное искажение;
- III степень – понимают пациента только близкие люди;
- IV степень – пациент немой, либо его разговор не понятен даже близким людям.
Дизартрия: понятие, симптомы, причины
Определение 1
Дизартрия — это расстройство речи, в результате которого она становится невнятной и нечленораздельной.
Выделяют несколько типов дизартрии в зависимости от степени тяжести речевых нарушений:
- первая (стертая): речевые нарушения минимально выражены и обнаруживаются только на прием у логопеда;
- вторая: речевые нарушения проявляются в сложностях артикуляции, невнятной произношении слов и хорошо заметны окружающим;
- третья: речевые нарушения очень явные, речь нечленораздельная, больного понимают только близкие родственники;
- четвертая (анартрия): нарушения выражаются в полном отсутствии речи или сохранности отдельных звуков.
Основные симптомы, соответствующие дизаратрическому расстройству, касаются нарушений иннервации тех органов, которые участвуют в формировании речи, звуков, стройности речи. В связи с этим, выделяется два основных локуса симптоматики:
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
- гипертонус артикуляционных мышц (спазм) губ, языка, шеи, в результате чего звуковое извлечение становится ограниченным.
- гипотонус артикуляционных мышц — язык недостаточно иннервируется (вялый), рот недостаточно открывается, губы не смыкаются. В результате недостаточной иннервации ребенок не способен издавать членораздельные звуки или слова.
В целом, при дизартрии нарушается произношение почти что всех звуков. Помимо самого звукоизвлечения, у ребенка нарушена также и дифференциация звуков на слух, что приводит к неспособности формирования словарного запаса, логичного и стройного построения предложения.
Организация обучающего эксперимента
На основании полученных данных экспериментального изучения развития речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами и изучения специальной литературы нами разработана комплексная система коррекции общей и речевой моторики, просодической стороны речи, фонетических и лексико-грамматических нарушений у детей с МДР. ( Экспериментальное обучение было организовано на базе городской детской больницы г Рыбинска в период с 1992 по 1998 гг.. Для определения путей и содержания коррекционной работы был отобран 251 ребенок с МДР в возрасте от 5 до 8 лет. Из числа этих детей 65,4% -старшего дошкольного возраста и 34,6%-младшего школьного возраста. С этими детьми проводились специальные логопедические занятия в логопедическом кабинете детской поликлиники. Занятия носили индивидуальный, подгрупповой и фронтальный характер. В зависимости от уровня речевого развития дети подразделялись на подгруппы: 1. Дети с ФФН дошкольного возраста. 2. Дети с ОНР дошкольного возраста. 3. Дети с ФФН младшего школьного возраста. 4. Дети с ОНР младшего школьного возраста. ; I С детьми 1-2 подгруппы коррекционная работа планировалась с учетом последовательности изучения речевого материала, преду смотренной Программой детского сада для детей с ОНР и ФФН. .
В организации коррекционной работы в 3 и 4 подгруппах детей мы ориентировались на исследования Спировой Л.Ф. ( 144 ) и Ястребовой А.В. ( 182 ).
Экспериментальное обучение было направлено на решение следующих задач:
1.Развитие и совершенствование общей и речевой моторной сферы. Эти формы двигательной активности взаимосвязаны и взаимозависимы между собой, поскольку речь является высшей формой развития произвольных движений и представляет собой условно-рефлекторный моторный акт, подчиняющийся тем же законам, что и локомоторное поведение .
2.Коррекция звуковой и лексико-грамматической стороны речи. Общим характерным признаком для детей с МДР является нарушение звукоой стороны речи, составляющей материальную основу языковой системы, и ее нарушение, как правило, приводит к расстройству других, более высоких ее уровней. В связи с этим у изучаемой категории детей отмечаются нарушения лексики (номинативной функции слова) и специфические нарушения грамматического строя речи.
Контрольная группа была образована в период 1995-1998г. на базе логопедических групп детских садов г.Рыбинска. В контрольную группу входило 215 детей с МДР. С детьми этой группы проводилась традиционная логопедическая работа в группах для детей с ОНР или ФФН. Методологической основой, предлагаемой нами системы, является: 1. Современное нейропсихологическое учение о сложной структуре речевой деятельности, об операциях порождения и вос приятия речевого высказывания Выготского Л.С, Леонтьева А.А., Лурия А.Р. 2. Системный психолого-педагогический подход к коррекции речевой деятельности, разработанный Левиной Р.Е.. 3 Психофизиологическая теория Бернштейна Н.А. уровневой организации построения движений и их развитии в онтогенезе, j
В основу коррекционно-логопедической работы положен принцип «от ведущего дефекта», поскольку нарушения звуковой стороны речи находятся в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции, нарушение которых, в свою очередь, приводит к диспраксическим расстройствам в моторной сфере, которые обуславливают вторичные нарушения всей речевой системы в целом, .
Н.А. Бернштейн разработал теорию организации движений, включающую субкортикальные и кортикальные уровни и отнёс речь к высшему уровню организации движений — кортикальному речед-вигательному уровню символических координации и психологической организации движений, т.к. формирование движений у человека происходит при участии внешней речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Им было показано, что поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном