Просодика

Просодия и её функции

Фонетическое нарушение речи (Недостатоки произношения отдельных звуков (НПОЗ), )

Фонетическое нарушение речи – это группа речевых расстройств, при которых нарушается исключительно произносительная сторона при достаточной сформированности фонематического слуха, лексики, грамматики. К фонетическим дефектам относят искажение звуков и слоговой структуры слов, просодические нарушения. Произносительные недостатки выявляются в ходе логопедической диагностики. Коррекция фонетических речевых нарушений включает формирование правильных артикуляционных позиций, выработку речевого дыхания, постановку и автоматизацию дефектно произносимых звуков.

Что это такое и важные составляющие просодики

Просодика включает в себя следующие компоненты:

  • тембр;
  • темп;
  • логическое ударение;
  • мелодика;
  • ритм:
  • интенсивность;
  • дикция.

Сформированность всех перечисленных выше компонентов является главной задачей коррекционной работы просодической стороны речи. Дикция − это четкое проговаривание звуков в словах. Мелодика характеризуется высотой и силой голоса, умением управлять интонацией. Тембр − это окраска звучания речи, а темп − скорость, с какой человек произносит слова.

Логическое ударение − при помощи его человек выделяет наиболее значимые слова. Также для развития просодической стороны важную роль играет и сформированность речевого дыхания. Оно влияет на темп, тембр речи, ее выразительность. В просодику также входит такой компонент, как пауза − человек делает остановки между словами, чтобы окружающим было понятно о чем идет речь и какая главная мысль высказывания.

Поэтому просодическая сторона речи − важная составляющая гармоничного речевого развития. Многие родители не обращают внимания на ее состояние, поэтому у некоторых детей в дальнейшем возникают затруднения с уроками выразительного чтения. Чем раньше начата коррекционная работа по коррекции просодики, тем успешнее она будет проходить.

Тренировка речи

Самое лучшее упражнение для постановки речи – качественная разговорная практика. Тот, кто просто много разговаривает, не всегда говорит действительно хорошо. Стремитесь к тому, чтобы во время любого разговора ваша речь была связной, обдуманной, аргументированной. Диалоги хорошо помогают выстраивать логический ход мыслей. Обсуждайте с друзьями прочитанные книги, просмотренные фильмы, различные события.

Вот несколько рекомендаций, выполнение которых поможет вам в постановке речи.

  1. Читайте и пересказывайте. Я уже писала о том, что чтение хорошо помогает обогатить словарный запас, развивает память и мышление. Пересказывая прочитанное, вы лучше поймете и запомните материал, усвоите новые слова и словосочетания, различные обороты речи.
  2. Пишите. Если вам необходимо выступить перед аудиторией, обязательно запишите свою речь на бумаге. Перечитайте ее, посмотрите, что еще можно добавить или убрать, не нарушена ли логика, нет ли смысловых ошибок. Помните, что самая лучшая импровизация – хорошо отрепетированная.
  3. Смотрите выступления известных ораторов. Но не с целью замотивировать себя, а чтобы проанализировать выступление. Подмечайте все важные детали: как построено выступление, как оратор двигается, каковы его жесты, мимика, тембр голоса и темп речи. Если какая-то речь вас особенно сильно зацепила, то попробуйте записать ее на бумаге по памяти. Затем представьте, что вы выступаете перед большой аудиторией, и прочитайте свою речь вслух. Запишите выступление на камеру. Пересмотрите его, отмечая ошибки и моменты, над которыми надо поработать.

Как видите, никаких особенных секретов в постановке красивой речи нет. Для достижения хорошего результата нужна работа над собой и постоянная практика.

Напоследок я рекомендую посмотреть видео, в котором радиоведущая и преподаватель техники речи делится секретами хорошей дикции.

Что это такое и важные составляющие просодики

Просодика включает в себя следующие компоненты:

  • тембр;
  • темп;
  • логическое ударение;
  • мелодика;
  • ритм:
  • интенсивность;
  • дикция.

Сформированность всех перечисленных выше компонентов является главной задачей коррекционной работы просодической стороны речи. Дикция − это четкое проговаривание звуков в словах. Мелодика характеризуется высотой и силой голоса, умением управлять интонацией. Тембр − это окраска звучания речи, а темп − скорость, с какой человек произносит слова.

Логическое ударение − при помощи его человек выделяет наиболее значимые слова. Также для развития просодической стороны важную роль играет и сформированность речевого дыхания. Оно влияет на темп, тембр речи, ее выразительность. В просодику также входит такой компонент, как пауза − человек делает остановки между словами, чтобы окружающим было понятно о чем идет речь и какая главная мысль высказывания.

Поэтому просодическая сторона речи − важная составляющая гармоничного речевого развития. Многие родители не обращают внимания на ее состояние, поэтому у некоторых детей в дальнейшем возникают затруднения с уроками выразительного чтения. Чем раньше начата коррекционная работа по коррекции просодики, тем успешнее она будет проходить.

Виды и причины нарушения

Нарушение просодической стороны речи может быть как отдельным речевым расстройством, так и частью более сложных речевых нарушений:

  • Расстройства голосообразования (его силы, модуляции). Это может быть как афония (практически отсутствие голоса − человек общается шепотом) и дисфония (голос может быть «затухающим» или слишком громким; также могут наблюдаться периоды угасания или благополучия голоса).
  • Нарушения темпа речи. Он может быть или слишком ускоренный, или замедленный. При любом варианте окружающим трудно воспринимать  речь говорящего.
  • Заикание − одно из наиболее сложных расстройств просодической стороны речи. У человека сформированы средства для оформления высказывания. Но при их использовании возникают судороги в речевом аппарате.

Кроме того, нарушения просодики могут быть частью более сложного речевого расстройства (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Поэтому перед началом занятий логопед проводит диагностику, чтобы определить структуру дефекта и причины недостаточной сформированности просодической стороны речи.

Фонетическое нарушение речи – лечение в Москве

Медицинская помощь требуется в случаях, когда правильного произношения невозможно достичь одними только логопедическими средствами. Ребенку может назначаться:

Логопедическая коррекция

Организованные дети с фонетическими нарушениями должны зачисляться на логопункт образовательного учреждения для проведения систематических занятий по совершенствованию звукопроизношения. Основные задачи коррекционного обучения сводятся к уточнению акустических и артикуляционных признаков звуков, их постановке и закреплению, развитию речевого выдоха, интонационной выразительности.

Особенности работы со взрослыми

В работе со взрослыми нужно использовать как можно больше практических заданий. Им не нужно, как детям, подробно объяснять значение понятий, когда их можно использовать. Поэтому специалист старается как можно скорее закрепить полученные навыки на практике. Приемы работы такие же, как и с детьми.

Просодическую сторону речи дополняют также и невербальными средствами общения − мимикой и жестами. С помощью них человеку удается лучше донести смысл своего высказывания и сделать выступление эффектнее. Работа над просодической стороной речи может проводиться как отдельно, так и быть одним из направлений по коррекции более сложных речевых нарушений. Выразительную речь окружающим воспринимать проще, что также хорошо влияет на развитие коммуникативных навыков. Просодика в современной логопедии − одна из важных составляющих речевого развития.

Особенности работы со взрослыми

Со взрослыми работать проще, поскольку они заинтересованы в достижении положительных результатов. Люди идут к логопеду осознанно, в отличие от детей, которых чаще всего побуждают заниматься родители. Приемы, используемые специалистами, мало чем отличаются от тех, что применяют к несовершеннолетним.

Единственное, что меняется – это сложность заданий. Сюжетно-ролевые игры можно заменить театральными сценками, где пациент разыгрывает одну из ролей произведения, предназначенного для чтения взрослыми.

К словам добавляют и жесты, мимику. При помощи этих невербальных средств общения человек более выразительно передает эмоции. Этот способ подходит людям, которые имеют нарушение темпа речи. Так, жесты не будут успевать за голосом, и человеку придется себя постоянно контролировать, не допуская опережения одного из средств выражения.

Выделение слов

Цель: использовать интонацию, как средство выразительности речи.

Текст прочитывают вслух, выделяя интонацией слова в скобках:

  • Мальчик играет в комнате с (машинкой), а не с куклой.
  • (Девочка) поет песни, а не мальчик.
  • Семья отправилась на пикник (в лес), а не на озеро.
  • Малыш (играет) с кубиками, а не просто разбрасывает их.

Запятые и иные знаки препинания

Цель: делать паузы в предложениях, опираясь на интуицию и смысловое значение слов. Для этого задания распечатывают стихотворение без знаков препинания. Читают его выразительно, делая паузы в тех местах, где должны быть запятые, точки, восклицательные или вопросительные элементы

Важно подчеркивать их интонационно. Потом можно сделать работу над ошибками

Посмотреть оригинальный текст и прочитать уже с соблюдением всех знаков препинания.

Просодика в логопедии помогает людям преодолеть недостатки речи. Это имеет большое значение для детей и взрослых. Для любого человека речь является средством выражения переживаний, эмоций. Также это необходимый элемент для установления социальных и дружеских связей в обществе.

Симптоматика нарушения просодики

Когда же родителям стоит обратиться за консультацией к логопеду, чтобы исправить состояние просодической стороны речи?

Если у ребенка имеется что-то из вышеперечисленных признаков, нужно обратиться за консультацией к логопеду. Он подберет подходящие коррекционные упражнения.

Сначала взрослый дает образец, несколько занятий с ребенком отрабатывают умение расставлять паузы и логические ударения. Затем предлагают сделать это задание самостоятельно. Для отработки интонационной выразительности хорошо подходят небольшие театрализованные сценки или пальчиковый театр. Используя эти приемы логопеду проще закрепить навыки интонирования в связной речи.

Для отработки четкой дикции используют чистоговорки и скороговорки. Нужно следить за тем, чтобы все звуки проговаривались четко. В скороговорках, кроме отчетливого звукопроизношения, отрабатывается темп речи. Начинают их проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп. При этом скороговорка должна быть понятной окружающим.

Автоматизация просодической стороны может проходить и во время сюжетно-ролевых игр. Для речевого дыхания и высоты голоса стоит петь песни. Этот этап лучше всего проводить на групповых занятиях. Так у детей формируется речевая активность, а навыки интонирования закрепляются быстрее.

Системы тонов (тоническая типология)

Тона́льные языки́ (тоновые языки) — языки, в которых тон играет смыслоразличительную роль;
фонологически значимые тоны служат для различения лексических и грамматических значений.

Тональные языки распространены в
1) Юго-Восточной Азии (китайский, вьетнамский, лаосский, бирманский),
2) Африке (нилотские, ква, банту),
3) Америке (миштекский, масатекский, трикеи).
В одних тональных языках (например, китайско-тибетских) тоны имеют преимущественно лексическую значимость,
в других могут выражать грамматические различия (число или род существительных, время глагола, отрицание).
Тональные языки, в которых тон — обязательная просодическая принадлежность слога,
противопоставляются интонационным языкам, в которых голосовые различия по высоте — элемент фразовой мелодики,
не закрепленный за определенными слогами и не связанный с регулярным выражением лексических и грамматических значений.

По разным подсчетам, от 50% до 70% языков мира являются тоновыми.

В языках Азии тон обычно имеет смыслоразличительное значение, то есть используется для различения разных слов
(тон отличает разные вьетнамские слова, например: “три” (ba) и “губернатор” (bá)).

В языках Африки и Южной Америки тон иногда используется для различения грамматических значений одного и того же слова.

Рассмотрим:

  1. Индокитайская
  2. Нилотская
  3. Сербско-шведско-литовская (праиндоевропейская) и японская системы с музыкальным ударением

Основные единицы просодической стороны речи

Базовым элементом просодической стороны речи является синтагма, представляющая собой единый в интонационно-смысловом отношении речевой отрезок, включающий не более пяти слов. Ограниченность длины синтагмы связана с артикуляционными и акустическими особенностями речевого аппарата: именно такое количество слов человек в среднем может произнести на одном речевом выдохе. Как правило, в потоке речи синтагмы отделяются друг от друга паузами, в течение которых происходит речевой вдох. Течение речи, в котором происходит правильное чередование речевых вдохов и выдохов, считают плавным. Нарушения в чередовании вдоха / выдоха приводит к тому, что в речи появляются запинки, она теряет плавность, паузы в ней перестают быть мотивированы в смысловом отношении, а появляются, например, в середине или в начале синтагмы, что затрудняет её восприятие.

Важным аспектом просодии является ударение, которое в русском языке предполагает выделение силой голоса одного из слогов в слове. Помимо фонетического ударения, существует также и логическое ударение, которое связано со смысловой акцентировкой наиболее значимых компонентов фразы. Правильная расстановка логического ударения в зависимости от коммуникативной задачи обеспечивает адекватное понимание сказанного.

Просодическая сторона речи важна в коммуникативном плане, поскольку она не только передает информацию посредством ритмико-интонационной организации высказывания, но и способствует выражению речевой экспрессии. Для устного общения, в котором особо значима субъективная составляющая коммуникации, обмен информацией об эмоциональных состояниях коммуникантов чрезвычайно важен, так как он помогает правильно реагировать на речевое поведение собеседника. С помощью интонации можно передать широкий спектр эмоциональных состояний, формируя необходимый смысловой посыл высказывания.

Относясь к невербальным средствам устой коммуникации, просодические элементы выполняют ряд важных функций в общении:

  1. Способствуют структурированию высказывания, выделению в нем определенных компонентов, значимых в коммуникативном плане.
  2. Помогают усиливать те аспекты значения, которые содержатся в вербальной составляющей речи.
  3. Придают речи благозвучие, правильное звучание и плавность.
  4. Способствуют выражению различных целевых установок высказывания и эмоциональных аспектов сообщения.

Таким образом, просодика является важнейшей стороной устной коммуникации и характеризуется разными параметрами, образующими в совокупности с содержательной стороной речи единое высказывание.

Общие сведения

О фонетических нарушениях речи (ФНР), или недостатках произношения отдельных звуков (НПОЗ), говорят в тех случаях, когда имеется неточная, не соответствующая языковым нормам фонация или артикуляция при сохранном физическом слухе, интеллектуальном статусе. Ф НР относится к категориям психолого-педагогической классификации, наряду с ФФН, ЛГНР и ОНР. Логопедическое заключение ФНР / НПОЗ позволяет выделить категорию детей с однотипными речевыми дефектами, сформировать группу логопатов, нуждающихся в равнозначной логопедической помощи.

Фонетическое нарушение речи

Диспросодия ‒ это расстройство интонационных, ритмических, мелодических характеристик речевой продукции. При нарушении просодических компонентов речь становится монотонной, гипофоничной, аритмичной, лишенной эмоциональной окраски и выразительности. Диспросодия присутствует в клинике дизартрии, ринолалии, темпо-ритмических расстройств, болезни Паркинсона, синдрома иностранного акцента. Диагностическая тактика предполагает проведение неврологического, психолого-психиатрического, логопедического обследования. Лечение проводится медикаментозными, психотерапевтическими, физиотерапевтическими средствами. Дополнительно необходима речевая терапия.

Этап автоматизации

Сначала взрослый дает образец, несколько занятий с ребенком отрабатывают умение расставлять паузы и логические ударения. Затем предлагают сделать это задание самостоятельно. Для отработки интонационной выразительности хорошо подходят небольшие театрализованные сценки или пальчиковый театр. Используя эти приемы логопеду проще закрепить навыки интонирования в связной речи.

Для отработки четкой дикции используют чистоговорки и скороговорки. Нужно следить за тем, чтобы все звуки проговаривались четко. В скороговорках, кроме отчетливого звукопроизношения, отрабатывается темп речи. Начинают их проговаривать медленно, постепенно ускоряя темп. При этом скороговорка должна быть понятной окружающим.

Автоматизация просодической стороны может проходить и во время сюжетно-ролевых игр. Для речевого дыхания и высоты голоса стоит петь песни. Этот этап лучше всего проводить на групповых занятиях. Так у детей формируется речевая активность, а навыки интонирования закрепляются быстрее.

Особенности диагностики

Фонетические нарушения относятся к самым благоприятным в прогностическом плане. Практически всегда они преодолеваются с помощью медицинских и логопедических усилий

Невнимание к произносительным дефектам и затягивание их коррекции, напротив, ухудшает социальную адаптацию ребенка, порождает комплексы, вызванные плохой дикцией

Избежать появления фонетических дефектов возможно, если родители будут следить за «чистотой» собственной и детской речи, своевременно обращаться к логопеду по вопросу профилактики речевых нарушений. Необходимо предупреждать и своевременно устранять проблемы, приводящие к произносительным трудностям.

FAQ

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает у детей дошкольного возраста при наличии нарушений в восприятии звука. Если ребенок имеет такое недоразвитие, то его особенностями будут следующими:

Ребенок при таком нарушении не может ясно и правильно выразить свои мысли. Он хорошо понимает и знает слова, может быть намного умнее своего возраста и сверстников.

Нарушения звукового оформления речи как результат заболеваний

Нарушения речи бывают при врожденных и приобретенных заболеваниях:

Важно! Чтобы исключить врожденное заболевание у малыша, необходимо тщательное обследование во время родов. Развитие речи детей 4-5 лет в средней группе детского сада по темам

Развитие речи детей 4-5 лет в средней группе детского сада по темам

Ролевой диалог «Жил-был цыпленок» по мотивам произведения К. Чуковского «Цыпленок»

Ролевые диалоги направлены на коррекцию недоразвитых просодических компонентов и повышения эмоционального фона. Презентация стихотворения Чуковского «Цыпленок», как ролевого диалога — хороший способ развить нарушенные элементы просодии. Действующие лица произведения — животные, которые, помимо текстового разговора, имеют свои звукоподражания:

«Куд-куда, куд-куда,Вот это да!»«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,Ухожу я далеко»

«Посмотрите, как могуЯ кричать — ку-ка-ре-ку!»

«Ква-ква-ква, ква-ква-кваДалеко тебе до петуха»

Как говорить грамотно и красиво: приемы и тренировки.

Чтобы выучить новые слова и научиться говорить грамотно, я часто использую технику повторения. Например, прежде чем выучить новое слово, я говорю его вслух много раз, чтобы запомнить его лучше. Кроме того, я стараюсь читать много книг, особенно на иностранных языках, чтобы улучшить свой словарный запас.
Чтобы говорить красиво, я рекомендую использовать такие приемы, как анафора и эпифора. Анафора — повтор слова или фразы в начале предложения, например: «Я хочу, чтобы моя речь была грамотной. Я хочу, чтобы моя речь была красивой». Эпифора — повтор слова или фразы в конце предложения, например: «Я говорю грамотно. Я говорю красиво».

Еще один полезный совет — прослушивать записи своих выступлений и анализировать свои ошибки. Это поможет улучшить вашу речь и избавиться от ненужных слов и пауз в речи. Кроме того, я советую работать над правильной интонацией и ритмикой речи, чтобы говорить более выразительно и красиво.
И наконец, не забывайте, что главное — это практика. Чем больше вы говорите, тем лучше вы становитесь. Поэтому не стесняйтесь общаться с окружающими, пробовать новые выражения и улучшать свою речь каждый день.

Особенности работы со взрослыми

В работе со взрослыми нужно использовать как можно больше практических заданий. Им не нужно, как детям, подробно объяснять значение понятий, когда их можно использовать. Поэтому специалист старается как можно скорее закрепить полученные навыки на практике. Приемы работы такие же, как и с детьми.

Просодическую сторону речи дополняют также и невербальными средствами общения − мимикой и жестами. С помощью них человеку удается лучше донести смысл своего высказывания и сделать выступление эффектнее. Работа над просодической стороной речи может проводиться как отдельно, так и быть одним из направлений по коррекции более сложных речевых нарушений. Выразительную речь окружающим воспринимать проще, что также хорошо влияет на развитие коммуникативных навыков. Просодика в современной логопедии − одна из важных составляющих речевого развития.

Вся информация взята из открытых источников.

Симптоматика нарушения просодики

Когда же родителям стоит обратиться за консультацией к логопеду, чтобы исправить состояние просодической стороны речи?

  • Ребенок не может менять высоту голоса. Голос либо слишком тихий, либо чересчур громкий.
  • У говорящего слишком ускоренный или замедленный темп речи, что затрудняет ее восприятие.
  • Речь невыразительная.
  • В речи нет пауз между словами, из-за чего трудно определить границы предложения.
  • Речь монотонная, невыразительная.
  • Несформированное речевое дыхание.
  • У речи имеется назальный оттенок.
  • Нарушения ритмической структуры высказывания.

Если у ребенка имеется что-то из вышеперечисленных признаков, нужно обратиться за консультацией к логопеду. Он подберет подходящие коррекционные упражнения.

Особенности диагностики

Чтобы оценить сформированность просодики логопед обращает особое внимание на следующие компоненты:

  • звукопроизношение;
  • слоговую структуру;
  • силу и длительность выдоха;
  • темп речи;
  • интонационное оформление.

Звукопроизношение влияет на состояние дикции, поэтому специалист обращает внимание на то, произношение какой группы звуков вызывает затруднение у ребенка. Во время проверки слоговой структуры смотрит на четкость произношения всех звуков в слове, особенно со стечением согласных

Чтобы проверить силу и длительность выдоха, специалист предлагает сыграть на духовом инструменте. Также он дает задание на пропевание гласных. Особенно логопед смотрит на состояние связной речи. Меняет ли человек интонацию или его речь монотонная; может ли управлять высотой и силой голоса.

Конечно, логопед проверяет и другие компоненты речи. Логопедическая диагностика должна быть комплексной, чтобы специалист смог определить этиологию нарушения и подобрать подходящие коррекционные упражнения.

Симптоматика нарушения просодики

Когда же родителям стоит обратиться за консультацией к логопеду, чтобы исправить состояние просодической стороны речи?

  • Ребенок не может менять высоту голоса. Голос либо слишком тихий, либо чересчур громкий.
  • У говорящего слишком ускоренный или замедленный темп речи, что затрудняет ее восприятие.
  • Речь невыразительная.
  • В речи нет пауз между словами, из-за чего трудно определить границы предложения.
  • Речь монотонная, невыразительная.
  • Несформированное речевое дыхание.
  • У речи имеется назальный оттенок.
  • Нарушения ритмической структуры высказывания.

Если у ребенка имеется что-то из вышеперечисленных признаков, нужно обратиться за консультацией к логопеду. Он подберет подходящие коррекционные упражнения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: