Исправление почерка у школьников

Исправление почерка у школьников

Изменение почерка взрослых

Тренировка навыков письма

Начинайте развивать навыки письма только тогда, когда детская рука готова к этому. Готовность руки к письму можно самостоятельно оценить с помощью простого теста. Предложите заштриховать фигуру или контурное изображение предмета. Если штрихи ровные, параллельные, удаленные друг от друга на одинаковом расстоянии, не сильно выходят за контуры изображения, значит, можно приступать к обучению каллиграфии.

Начинайте тренировки с рисования обычных палочек, точек, крючков, завитков. Дайте малышу возможность выводить их на листе бумаги так, как он хочет. Когда ребенок будет справляться с этим заданием, переходите к работе в прописях.

Зачем исправлять почерк?

Некоторые современные родители думают, что в наше время навык чистописания утратил значимость, поскольку чаще всего мы не пишем, а печатаем текст. Однако процесс письма важен для развития ребенка, ведь в нем задействовано несколько сенсорных систем: визуальная, аудиальная, кинестетическая

У пишущего ребенка развиваются внимание и память, тренируются усидчивость и моторика

Работа над письмом – не просто учительская блажь. Почерк является одним из критериев оценки в начальной школе согласно стандартам Министерства Образования. Поэтому педагог действительно должен ставить ребенку низкие отметки при явных трудностях с чистописанием. Но это не единственная проблема:

  • Учителя по другим предметам тоже начинают занижать оценки ребенку, так как не разбирают написанное или понимают его неправильно;
  • Плохой почерк в школе может стать причиной насмешек со стороны одноклассников;
  • Из-за медленного письма у ребенка быстрее устает рука и отставание от класса усиливается;
  • Дети с неправильным почерком не успевают записывать материал на уроках и сдавать контрольные работы, отчего снижается их успеваемость.

Совет первый: обратитесь к специалистам

Некоторые мамы и папы не понаслышке знают, что плохой почерк может быть сигналом различных расстройств неврологического и психологического характера.

Если в школе на занятиях ребенок испытывает дискомфорт, то это может отразиться на почерке. Иногда почерк у школьника портится после того, как ухудшились его отношения с родителями. В этих случаях помощь школьного или семейного психолога (или терапевта) не будет лишней.

Если почерк не просто плохой, а с большим количеством фонетических ошибок,пропущенных букв и т.д., то необходима консультация грамотного нейропсихолога, невролога, окулиста. Эти специалисты помогут решить такие сложные проблемы, как:

дисграфия — неспособность или сложность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта;

дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению;

астигматизм — дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к четкому видению.

Основные упражнения для развития красивого и быстрого письма

Как помочь сформировать красивый почерк у ребенка: советы

Как улучшить почерк

Определите, что хотите поменять

Прежде чем что-то менять, нужно понять — что именно. Пролистайте свои тетради, посмотрите, что вам не нравится. За основу можно взять эти критерии:

Также обратите внимание, что в почерке вам нравится и менять вы не хотите. Найдите референсы, на которые хочется ориентироваться, например на Pinterest

Теперь можно и исправлять почерк.

Примите правильное положение тела

Сфокусируйтесь на том, как вы сидите, как только взялись за ручку. Вот чек-лист, в каком положении лучше писать:

  • Спина и голова должны прилегать к жесткой спинке кресла.
  • Ноги не стоит поджимать под себя, лучше поставить их перед собой. Колени должны быть на одном уровне с бедрами.
  • Оптимальное расстояние между столом и животом — 7–10 см.
  • Локоть рабочей руки лежит на столе.
  • Руки и плечи должны быть расслаблены: разомните пальцы, запястья и плечи. 

Подберите удобную ручку и бумагу

Почерк зависит не только от навыков, но и выбранных материалов. Попробуйте купить новую ручку, которую комфортно держать в руке. Кому-то нравятся тонкие шариковые ручки, а кому-то — жирные гелиевые. Стоит подобрать тот вариант, с которым вы не чувствуете сопротивления при написании. 

На качество письма влияет и бумага: качественная и гладкая бумага помогает писать как по маслу — нет сопротивления, и бумага не царапается.

Правильно возьмите ручку

Ручку выбрали — теперь нужно правильно взять ее в руку. Частой причиной плохого почерка является неправильное положение. Возьмите ручку повыше, расслабьте запястье и задействуйте при письме всю руку. Так движения будут свободнее, почерк станет более податливым и аккуратным.

Попробуйте тренироваться на фигурах

Необязательно покупать прописи и заново учиться писать. Однако позаимствовать из прописей полезные упражнения стоит. Например, можно рисовать пружинки, кружки или волнистые линии. Так движения станут более отчетливыми, рука станет тверже, а тексты будут выглядеть равномерно. 

Замените скорость на качество

Часто почерк страдает, потому что времени писать конспект мало. Лучше потратить время на аккуратное написание, но добавить сокращения. Изучите текст и обозначьте, какие слова вам чаще всего приходится писать. Придумайте для них обозначения: это могут быть как слова, так и сокращения. 

Теперь при письме не придется пренебрегать почерком ради скорости — достаточно использовать привычное сокращение. Почерпнуть идеи вы можете из словаря сокращений Артемия Лебедева.

Заведите дневник и тренируйтесь

Почерк легко исправить, когда есть постоянная практика. Конечно, писать пять сочинений вместо двух — не самая приятная затея. Тренировать почерк можно и для своих целей. Например, записывать интересные цитаты, мысли или планы на день. Можно вести дневник: по нему легко отследить изменения в почерке. Чем чаще и больше вы будете писать, тем быстрее достигнете своей цели.

Воспользуйтесь лайфхаками красивого письма

Представления о красивом почерке у всех разные, но есть несколько секретов письма, которые сделают ваш почерк визуально аккуратнее.

  • Удлиняйте элементы букв. Например, р, у и д — попробуйте нарисовать хвостик острым или закругленным. Продолжайте использовать такой стиль для всех букв с хвостами, и вуаля — текст уже кажется равномерным. 
  • Выравнивайте текст по высоте. Если с целыми словами так делать не получается, начните с букв б или в. Выберите для них удобную высоту.
  • Тренируйтесь с заглавными буквами. Такие буквы — визитная карточка ваших записей. Стоит добавить завитки букве К, как строчки преобразятся.

Неразвитая моторика

Метод Тихомирова

Как переучить?

Если ребенок уже научился писать, но его «каракули» сложно разобрать, это не беда. Безусловно, переучивать всегда труднее, чем учить заново, но и это возможно. Чтобы ребенок смог перестроиться, нужно в первую очередь сделать так, чтобы он поверил в свои силы. Ведь проблема не лежит на поверхности, а справиться с ней самостоятельно малышу бывает не под силу. Нужно разговаривать с ним, поддерживать, мягко указывать на ошибки, садиться с ним рядом и вместе стараться их исправить. Ребенок должен ощущать родительскую любовь и поддержку, и тогда желание заниматься у него появится само, а не вызовет дополнительных отрицательных эмоций.

Тетрадь и ручка

Часто плохой почерк связан с тем, что школьник неправильно размещает свою тетрадь во время письма. Это влияет на наклон ручки и чёткость букв. Чтобы легче передвигать руку по строке, нужно располагать тетрадку под углом 10—15 градусов, перемещая её вверх по мере заполнения листа. У «левшей» она наклоняется влево (зеркальное расположение).

Тетрадь должна быть в обложке. Это требуется не только для сохранения её вида, но также и для предотвращения скольжения. Современные обёртки слишком жёсткие, поэтому лучше не гнаться за модой, отдавая предпочтение старым изделиям. Классические прозрачные полиэтиленовые аналоги также окажутся подходящими.

Что касается ручки, то от её выбора также многое зависит. Если она окажется неподходящей, школьник не сможет держать её так, как нужно

При покупке изделия следует обратить внимание на следующие параметры:

  • толщина;
  • длина;
  • форма;
  • твёрдость стержня.

Подобные факторы — важные условия успешности формирования графического навыка. Идеальная длина ручки составляет 15 см. Слишком длинные и короткие варианты не подойдут. Изделия рекламного и подарочного типа также не следует брать. То же самое можно сказать и о плоских четырёхгранных вариантах, обладающих диаметром более 7 мм. Ребристые ручки неудобны для написания и требуют больших усилий во время письма, что существенно затрудняет процесс. Если паста маркая, лучше её заменить. Она должна писать при лёгком соприкосновении с тетрадным листом.

Важно, чтобы крохе не приходилось сильно надавливать на ручку. Одновременно с этим, она не должна писать чересчур толсто, иначе в тетради будет грязь

Лучше всего выбирать ручку с ребёнком, чтобы у него была возможность расписать её и почувствовать, удобна ли она.

Сделать красивый почерк у школьнике помогут чернила и перо. Малыш может испытывать некоторые трудности, но это отличная тренировка, которую показано проводить в домашних условиях. Перо имеет некое преимущество перед обычной ручкой. Дело в том, что оно пишет лишь при соблюдении необходимого угла и силы нажима. Ребенок приучится правильно его держать. В противном случае могут оставаться кляксы.

Использование перьевой ручки позволит выработать требуемое положение руки во время письма.

В ходе многочисленных исследований было подтверждено, что использование пера способствует выработке каллиграфического почерка.

Совет второй: не требуйте от ребенка невозможного

Многие мамы призывают не переживать по поводу плохого почерка ребенка, ведь не всем дано овладеть искусством красивого письма. «Лучший выход — реже смотреть в тетради детей и не контролировать их постоянно. Если в тексте, написанном ребенком, нет серьезных грамматических ошибок и слова нормально читаются, не переживайте. Возможно, написанные им буквы не идеальны, но наверняка у него немало других достоинств», — призывает одна из мам. Многие родители отмечают, что у творческих детей или одаренных математически почерк плохой, но это не мешает им хорошо учиться и добиваться успехов в различных областях.

«Я просто приблизила свои ожидания к реальности. Допустила, что у меня, круглой отличницы, медалистки и выпускницы филфака МГУ, ребенок может не иметь каллиграфического почерка. Таким образом я сняла лишнюю психологическую напряженность в семье. Жить стало легче и мне, и моим детям», — признается одна из мам.

Хуже, если родители-перфекционисты перегибают палку, желая добиться от ребенка идеального результата. Некоторые пользователи соцсетей вспоминают о детских травмах. На долгие годы остается в памяти моменты, когда их собственные родители вырывали из тетради страницы с неаккуратными буквами, заставляли переписывать ненавистный текст до 10 раз, лишали прогулок за не слишком аккуратную работу, а выполнение домашнего задания затягивалось далеко за полночь. «Это было жестоко и больно. Не начальнаяшкола, а концлагерь какой-то. И ради чего эти издевательства? Когда я выросла, все равно пишу так, как мне удобно», — вспоминает одна из мам.

«Детство — это неотъемлемое право ребенка, взрослые не должны его отнимать у детей своими комплексами и заморочками по поводу почерка или прочих мнимых успехов

Каллиграфический почерк — не самое важное в жизни. Многие талантливые люди писали ужасно», — солидарны с ней другие участники дискуссии

Каких рекомендаций подростку нужно придерживаться для того, чтобы улучшить свой почерк?

Подростку нужно максимально комфортно обустроить то место, где он будет писать

Удивительно, но окружающие факторы тоже значительно влияют на почерк. Если тинейджер будет писать на кривом столе, неудобном стуле и при плохом освещении, то и буквы будут получаться соответствующие. Однако, если поверхность будет ровная, стул — максимально удобным, а света в комнате будет полно, то и результат будет значительно лучше. Подросток сделает первый шаг к тому, чтобы улучшить свой почерк.

Перед тем, как сесть что-либо писать, подросток должен расслабиться

Согласно исследованиям, на почерк влияет и состояние человека. Он должен быть максимально расслабленным. В частности, напряжения не должно быть в руках, а также плечах. 

Во время написания букв на столе также должно быть много пространства. Подростка не должно ничего стеснять, поскольку в этом случае он почувствует себя некомфортно. Соответственно, и почерк у него значительно ухудшится. 

Каким должно быть кресло у подростка?

Когда подросток занимается дома на кресле, оно должно соответствовать ряду требований. В частности, рекомендуем подбирать вариант, спинка у которого — жесткая. И на нем подростку необходимо сидеть с максимально ровной спиной. Ноги под себя подминать подростку категорически не рекомендуется. Сутулиться — тоже. Поскольку все это значительно влияет на почерк. Ухудшает его.

Перед тем, как сесть писать, подростку необходимо сделать несколько важных упражнений. В частности, тех, которые помогут ему активно размять разные части тела. Начиная от пальцев, кистей и запястьев, заканчивая плечами.

Приобретите для подростка качественную бумагу, а также ручку

С бумагой вы придумать вряд ли что-либо сможете (поскольку в школах требуют только определенные тетрадки), однако качественную ручку приобрести сможете. При этом, действительно интересную модель можно купить за относительно невысокую цену. Отправьтесь с подростком в канцелярские товары. Приобретите несколько видов ручек, и дайте ему возможность воспользоваться каждой из них. В ходе написания букв подросток сможет понять, какой вид ручки для него подходит больше. И будет использовать его в дальнейшем. 

При этом, к подбору ручки нужно подойти ответственно. Не покупайте подростку тонкие ее виды. Подобные ручки будет очень неудобно держать. Как следствие, пальцы будут чрезмерно напряжены. 

Каковы же ошибки, которые нас должны насторожить?

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

  1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д; п-т; Е-3; а-о; д-у и т.д.
  2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
  3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о — у, ё — ю; согласные р — л, и — ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
  4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.
  5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): «За зомом росла мамина» (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): «Дод небом лолубым» (Под небом голубым).
  6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
  7. Слитное написание предлогов, раздельное — приставок также является одним из проявлений дисграфии.

     Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.
Что может сделать учитель, обнаружив такие ошибки в тетради своего ученика, помимо того, что даст рекомендацию обратиться к логопеду?

     Во-первых, при поступлении ребенка в первый класс на первом же родительском собрании я бы попросила родителей письменно ответить на некоторые вопросы. Причем сделать это желательно дома, хорошо обдумав свои ответы. Это поможет учителю лучше узнать ребенка, постараться предугадать, где ученик может «споткнуться».

    Конечно, анкетирование должно проводиться только добровольно, поэтому учитель должен не просто раздать анкеты, а объяснить важность своей просьбы.      Как правило, родители в ответ на такое доверительное обращение делают шаг навстречу

Среди множества вопросов необходимо задать и те, которые помогут вам сразу для себя выделить детей с возможными будущими проблемами в овладении чтением и письмом. Вы можете спросить, когда ребенок начал говорить, как развивалась его речь, были ли проблемы, занимался ли он с логопедом, как заучивает стихи, разговорчив или молчалив, как и где учился читать, какая рука ведущая. Обязательно выясните, есть ли, по мнению родителей, какие-то психологические особенности у ребенка (застенчивость, вспыльчивость, обидчивость и т.п.)

     Как правило, родители в ответ на такое доверительное обращение делают шаг навстречу. Среди множества вопросов необходимо задать и те, которые помогут вам сразу для себя выделить детей с возможными будущими проблемами в овладении чтением и письмом. Вы можете спросить, когда ребенок начал говорить, как развивалась его речь, были ли проблемы, занимался ли он с логопедом, как заучивает стихи, разговорчив или молчалив, как и где учился читать, какая рука ведущая. Обязательно выясните, есть ли, по мнению родителей, какие-то психологические особенности у ребенка (застенчивость, вспыльчивость, обидчивость и т.п.).

     Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Ответы на вопросы, вы можете взять на заметку детей, у которых могут быть трудности.

     Но здесь надо сразу оговориться — ни в коем случае не делайте ранних выводов. Бывает, что дети с речевыми нарушениями могут учиться хорошо, тогда как дети, казалось бы, не имеющие никаких предпосылок, дают яркие проявления дислексии и дисграфии. Короче говоря — недопустимо навешивание на ребенка «ярлыка»

Наблюдать надо осторожно, не травмируя ученика. Итак, вы обнаружили специфические ошибки, родители обратились к специалисту, ребенок начал посещать занятия с логопедом и принес вам справку, где имеется заключение

Коррекция почерка у детей — обзор методик и упражнения

Прежде чем рассказать о существующих эффективных методиках исправления почерка, давайте рассмотрим самые часто встречающие погрешности детского письма.

  • Неразборчивость. Чаще всего дети пишут неразборчиво следующие буквы: и, п, к, ш. Нередко они неправильно соединяют две гласные буквы «А» и «О».
  • Пространственная дезориентация на листе.
  • Замена одной буквы на другую.
  • Разные размеры букв. Их уменьшение или увеличение в конце строки.
  • При письме неровные строчки. Они «уходят» вниз или вверх.
  • Разная высота и наклон букв.
  • Неправильный нажим — слишком сильный или, наоборот, слишком слабый.

Для всех вышеперечисленных погрешностей разработаны свои методы отработки. Но хотелось бы отметить, что чаще всего они наблюдаются в комплексе. Однако природа у них может быть абсолютно разная. Главная задача родителей состоит в том, чтобы своевременно начать борьбу с этими погрешностями. Чем раньше начнутся занятия по исправлению почерка, тем успешней будут результаты.

Самые простые упражнения для детей для исправления почерка

Прописи

Сегодня в отделах школьных принадлежностей в продаже имеются самые разные виды прописей. Эти прописи позволяют ребенку совершать ряд простых действий: рисовать кружочки, обводить квадратики, чертить палочки. В свою очередь эти действия помогают развить у ребенка мелкую моторику рук, откорректировать посадку при письме, отработать правильное положение ручки в руке. Специалисты рекомендуют приобретать сразу несколько видов прописей.

Упражнения для развития мелкой моторики

  • Родители должны вместе с ребенком собирать всевозможные пазлы, мозаики, складывать оригами, изготавливать браслетики из мелких бусинок, вышивать картины. Задания (по мере их выполнения) необходимо усложнять. Кроме всего прочего, эти упражнения выработают у ребенка усидчивость, что, безусловно, пригодится ему в школе.
  • Рисование и штриховка. Большинство детей любят рисовать, поэтому заставлять их не придется. Родители должны лишь направлять ребенка и уделять максимум времени штриховке свободных участков рисунка. Штриховка должна быть равномерной, без «проплешин» и пятен.
  • Пальчиковые игры. Это упражнение для развития мелкой моторики. С этой же целью можно использовать игрушки-шнуровки.
  • Обведение контура рисунка. Данное упражнение развивает пространственное воображение. Родители могут попросить ребенка не только обвести контур рисунка, но и самостоятельно продолжить узор.

Методика Ольги Лысенко

Недавно в продаже появилась очень полезная книга Ольги Лысенко «Каллиграфия» — или как научить ребенка писать красиво, бегло и устойчиво. Курс Ольги Лысенко состоит из:

  1. Видеоуроков. Уроки содержат точные скрипты и подробные инструкции по написанию букв и правильного их соединения.
  2. Прописей для постановки почерка у детей. Прописей для исправления почерка у взрослых.
  3. Методичек для родителей и учителей.

Два основных принципа методики О. Лысенко.

    • Постепенность в усложнении изучения элементов. Суть методики основана на сходности элементов при написании букв. Прописи построены в данном случае не в алфавитном порядке, а по сходности написания элементов букв. Пример: ребенок начал изучать элемент «крючок», в прописи представлены все буквы, в которые входит данный элемент. Таким образом, происходит закрепление мелкой моторики для написания этого элемента.
    • Завершенность действия.  Ольга Лысенко предлагает в совершенстве оттачивать написание базового элемента и только потом соединять его в систему (букву).

Курс О. Лысенко был высоко оценен российскими учителями.

Тренажер Л. Тарасовой по исправлению почерка

Для исправления и отработки навыков письма в домашних условиях прекрасно подходит тренажер Тарасовой. Этот тренажер состоит из трех тетрадей-прописей. Каждая пропись разбита на темы. По специальной линеечке дети должны обводить буквы, до той поры пока мышцы руки не запомнят правильное написание буквы.

Рекомендации родителям по формированию красивого почерка у ребенка

Не все занятия по формированию красивого почерка приносят детям пользу и дают положительный эффект

Чтобы достичь поставленных целей, важно соблюдать правила, как научить ребенка писать красиво, аккуратно и быстро:

Лучше заниматься по 20-30 минут в день ежедневно, чем по несколько часов раз в 2-3 дня. Если урок длится 30-45 минут, обязательно делайте 5-ти минутный перерыв.
Если у ребенка большая нагрузка в школе, чередуйте домашние задания с выполнением упражнений по развитию красивого почерка.
При проверке выполненных заданий делайте акцент на успехах ребенка, а не на его неудачах. Детей обязательно нужно хватить, поощряя к получению новых знаний и совершенствованию уже приобретенных навыков

Похвала должна быть аргументированной: важно указывать, что именно ребенок выполнил правильно, чтобы он сам это видел и понимал.
Занимайтесь по проверенным образовательным пособиям – прописям В.А. Илюхиной, В

Г. Горецкого или используйте специальные тетради для занятий каллиграфией.
Занятия должно проходить в спокойной обстановке, без криков и резких замечаний. Обучение должно вызывать радость и вдохновение, а не страх. Важно понимать, что получаться у ребенка будет не сразу, поэтому проявляйте терпение, понимание и мягкость.

Обратите внимание, что перед школой ребенок должен обладать следующими навыками письма:

  • хорошо ориентироваться в строчках и клеточках, не теряться в них;

  • проводить прямые, косые и изогнутые линии;

  • рисовать линии по направлениям — сверху вниз, слева направо;

  • соединять противоположные углы клетки;

  • выполнять графические диктанты.

Обладая этими базовыми навыками, малыш сможет быстро адаптироваться к учебному процессу и качественно применять новые знания и умения. Скорописание позволит ребенку легко усваивать школьную программу, не отставая от одноклассников. Что ещё нужно знать будущему первокласснику? Об этом в нашей статье Что должен знать ребенок перед школой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: