Артикуляционная гимнастика при дизартрии у детей в картинках

Артикуляционная гимнастика при дизартрии у детей в картинках

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для детей по возрастам (от 2 до 7 лет)

Сложность артикуляционной гимнастики и количество повторов зависит от возраста

Детям в 2 года трудно удерживать внимание длительное время, поэтому можно начать с простых упражнений, повторяя их по 2-4 раза. Такие занятия отлично стимулируют речь ребенка

Постепенно количество повторов увеличивается и в возрасте 5-7 лет может достигать 10-15 раз.

2-3 года:

  • трубочка/улыбка (чередовать через 2-5 секунд);
  • качели;
  • часики;
  • заборчик;
  • бегемотик;
  • варенье;
  • шарик;
  • лошадка.

3-4 года:

  • трубочка/улыбка (чередовать через 3-5 секунд);
  • качели;
  • часики;
  • бегемотик;
  • непослушный язычок;
  • заборчик;
  • варенье;
  • шарик;
  • чистим зубки;
  • блинчик;
  • лошадка.

4-5 лет:

  • трубочка/улыбка (чередовать через 5 секунд);
  • чистим зубки;
  • шарик;
  • маляр;
  • чашечка (удерживать 5-7 секунд);
  • варенье;
  • змейка;
  • индюк;
  • непослушный язычок;
  • блинчик;
  • лошадка;
  • грибок;
  • гармошка;
  • мотор.

5-6 лет:

  • трубочка/улыбка (чередовать через 5-10 секунд);
  • качели;
  • часики;
  • непослушный язычок;
  • блинчик/змейка (чередовать через 5-10 секунд);
  • заборчик;
  • маляр;
  • чашечка;
  • индюк;
  • варенье;
  • лошадка;
  • грибок;
  • гармошка;
  • мотор.

6-7 лет:

  • трубочка/улыбка (чередовать через 5-10 секунд);
  • непослушный язычок;
  • маляр;
  • чашечка (удерживать 10-15 секунд);
  • чистим зубки;
  • качели;
  • часики;
  • блинчик/змейка (чередовать через 7-10 секунд);
  • лошадка;
  • грибок;
  • гармошка;
  • заборчик;
  • индюк;
  • мотор;
  • горка.

Как оценивать выполнение артикуляционных упражнений ребенком?

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

  1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
  2. Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов ( губ, нижней челюсти).
  3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
  4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять  это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
  5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
  6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
  7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

Симптомы дизартрии

Симптомы дизартрии, как правило, хорошо заметны окружающим (за исключением первой степени тяжести). Это затрудненная и невнятная в той или иной степени речь, которую в народе называют «кашей во рту». Обусловлено это явление иннервацией мышц губ, неба, языка, речевого аппарата в недостаточной степени. Дыхательная мускулатура и гортань также развиты недостаточно либо же отличаются определенной дисфункцией.

Дизартрия часто сопровождена нарушенной моторикой артикуляции, то есть имеет место постоянное напряжение мускулатуры губ, их тонус. Теми же явлениями отличаются мускулы и мышцы шеи, языка, лица. Характерно плотное смыкание губ либо же, наоборот, при гипотонии губы не смыкаются, рот полуоткрыт, у пациента имеется обильное слюноотделение. Заметно выражена назализация голоса. Дизартрия, сопровождающаяся мышечной дистонией, может быть выражена изменением мышечного тонуса с низкого на более высокий.

Затрудненное произношение звуков при дизартрии может выражаться в разных степенях. Зависит это от того, насколько сильно поражена нервная система в том или ином случае. В то время как первая степень тяжести дизартрии характеризуется лишь некоторыми дефектами речи и искажениями звуков, которые редко доставляют сильный дискомфорт в жизни пациента, вторая и последующие степени подразумевают более заметные дефекты: замены звуков, пропуски. Речь при этом замедляется, теряет внятность и ясность для окружающих. Речевая активность пациента становится ниже, а в случае анартрии (при параличе мышц) вообще сводится к минимуму.

Дизартрия имеет одну характерную черту: дефекты произношения, речевые нарушения отличаются стойкостью, пациенту трудно их преодолеть, чтобы произнести какое-либо слово. Кроме того, большую длительность занимает автоматизация звуков, артикуляция их крайне затруднена. Для дизартрии характерны некоторые особенности произношения: межзубное произношение сопровождает шипящие и свистящие звуки, может наблюдаться озвончение, смягчение согласных.

Речевое дыхание также затрудняется. При дизартрии пациент делает короткий вдох, в момент произнесения речи дыхание учащается и прерывается. Голосовые интонации также нарушаются: голос становится слабым при произношении звуков, меняется тембр, становясь глухим, пациент произносит звуки «в нос». Речь монотонна.

Поскольку дизартрия подразумевает нечленораздельное произношение звуков, у детей этот фактор приводит к нарушению слухового различия звуков, фонематического анализа и синтеза. Словарный запас не формируется или же формируется с большими трудностями, речь страдающего дизартрией ребенка неструктурированная и зачастую несвязная. При всех этих факторах характерно наличие фонетико-фонематического и общего недоразвития речи, что приводит к сопутствующему появлению некоторых форм дисграфии.

Характеристика клинических форм дизартрии

Дизартрия, как было сказано ранее, имеет ряд клинических форм. Каждая из них характеризуется определенными специфическими чертами. Так бульбарная дизартрия характеризуется амимией, арефлексией. У пациентов нарушены механизмы сосания, глотания пищи, жевания. Артикуляция звуков невнятна, отличается крайней простотой. Согласные произносятся аналогично щелевым звукам. Тембр также имеет характерные черты, к примеру, назализацию или дисфонию.

Псевдобульбарная дизартрия определена мышечным гипертонусом, что ведет за собой нарушения движения языка. Пациент не может поднять кончик языка, удержать его в каком-либо положении. Другие действия языком тоже вызывают трудности. Характерно обильное слюноотделение, глоточный рефлекс усилен. Речь смазана, нечленораздельна, пациент произносит «в нос». Шипящие и свистящие звуки произносятся невнятно.

Подкорковая дизартрия характеризуется непроизвольными насильственными движениями мышц, отвечающих за мимику и артикуляцию. Нарушен тембр голоса, его сила. Имеют место быть гортанные вскрики, которые вырываются у пациента непроизвольно.

Мозжечковая дизартрия характеризует нарушение координации речи, характерен тремор языка, скандированное произношение, выкрики. Речь невнятная, заторможенная. Помимо речевых нарушений, пациенту присущи нарушения координации: шаткость походки, нарушенное равновесие и так далее.

Корковая дизартрия подразумевает нарушение моторики артикуляции. Речевое дыхание, голос не нарушены, однако имеются затруднения и нарушения чтения, письма, понимания речи и тому подобного. Имеется артикуляционная апраксия, которая присуща некоторым формам корковой дизартрии.

Упражнения для губ и щек

Целью этого блока упражнений является тонизирование мышц губ, щек одновременно, нормализация оттока крови от артикуляционных органов. Перед началом выполнения заданий рекомендуется растереть щеки язычком изнутри, покусать, похлопать ладошками по внешней части лица.

Ребенок надувает обе щечки, затем поочередно каждую и удерживает позу 10-15 секунд.

Дошкольник сильно втягивает щеки внутрь. Сытого и голодного хомячка можно чередовать.

Лопаем пузыри

Малыш надувает обе щечки одновременно, задерживает позу на 5 секунд. Затем хлопает по ним пальчиками и резко выпускает воздух наружу.

Логопедическая ритмика при дизартрии

К числу различных терапевтических и корректирующих методик при дизартрии относится логопедическая ритмика.  Логоритмика при дизартрии важна, так как моторика тесно связана с речью. Движения с музыкальным сопровождением и текстом способствуют тренировке мозговой деятельности и живости нервных процессов. Дети воспринимают музыкальные сопровождения очень позитивно, они готовы играть и выражать свои эмоции.

Выполняя задания под музыку, следует учитывать ритм, соблюдать амплитуду и темп упражнений.

Цели проведения логоритмики следующие:

  • ритмическое развитие,
  • обнаружение ритмических рефлексов,
  • приучить организм отвечать на акустические и визуальные раздражители,
  • сбалансировать работу нервной системы,
  • отрегулировать неправильные и лишние телодвижения.

Занятия проводятся индивидуально или в группе, также возможны самостоятельные занятия.

Характерные признаки заболевания

Патология сопровождается расстройствами движений артикуляционного аппарата: увеличением тонуса мышц, спазмом губ и неподвижностью языка. Нарушение произношения звуков проявляется их пропусками или заменой, речевая активность снижается. Дизартрики искажают речевое дыхание: оно становится прерывистым и учащенным. Меняется тембр голоса, интонация, появляется монотонность и неразборчивость. Вместе с тем, при наличии сопутствующих поражений нервной системы у больных пропадает интерес к познанию окружающего мира. Взрослые больные ограничивают контакты с социумом, замыкаясь в себе.

Классификация дизартрии основана на локализации поражения участка головного мозга. Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, гиперкинетическую, паркинсоническую, экстрапирамидную, стертую, холодовую формы заболевания. Для каждой из них характерны свои симптомы (нарушение глотания, тихая речь, перестановка слогов, гнусавость и монотонность). Соответственно, курс терапии и прогноз для состояния больного в каждом случае разный.

Лучше всего поддаются коррекции холодовая и стертая формы дизартрии, хотя их диагностика нередко затруднена. После прохождения курса лечения (от года) дети могут обучаться в общеобразовательной школе со своими сверстниками. Бульбарная и псевдобульбарная дизартрия вызывает необратимые изменения, которые могут остаться на всю жизнь. Также прогноз течения болезни зависит от искомых причин, ее вызвавших. При органическом поражении центральной нервной системы подвижность мышц не сильно ограничена. Если причины связаны с периодом беременности или новорожденности, проявления дефекта более ярко выражены и требуют длительной терапии.

Функции упражнений для речевого аппарата при отклонениях от нормы:

  • разработка правильных движений для постановки звуков;
  • формирование фонем;
  • регулирование положения языка, губ при разговоре;
  • нормализация актов вдоха и выдоха;
  • усиление тембра голоса.

Занятия безопасны и могут проводиться при любом нарушении речи вне зависимости от причины патологии.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

В четком и правильном произношении огромную роль
играют язык и губы. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит
умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и
правильно произносить звуки.

Комплекс для развития мышц губ

«Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать
их в таком положении.
«Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он
зайчик, который грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик»
улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на
нижней, не перекрывая ее.
«Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как
будто это хобот слона или трубочка.
«Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты
вперед

Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
«Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха
через трубочку в стакан с водой

Получится «шторм».
«Художник». Удерживая губами карандаш, нужно
«нарисовать» круг или квадрат в воздухе.

Комплекс для развития мышц языка

  • «Чашечка». Нужно широко раскрыть
    рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так,
    чтобы он не коснулся зубов.
  • «Лопата». Полностью расслабленный
    язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.
  • «Жало». Напряженный язык резко
    выдвигается вперед, как жало пчелы.
  • «Футбол». С закрытым ртом надо
    упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д.
  • «Маятник». Высунуть язык и водить
    напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.
  • «Чистим зубы». С закрытым ртом
    надо «почистить» верхние и нижние зубы.
  • «Лошадка». Изобразить языком, как
    цокает копытами лошадь.

Комплекс для развития мышц щек

  • «Сытый хомячок». Набирается полный
    рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать
    попеременно правую и левую щеки.
  • «Голодный хомячок». Нужно втянуть
    щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками.
  • «Лопнувший шарик». Губы плотно
    сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями.
  • «Буря».
  • Выдувать мыльные пузыри

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики

Диагностика дизартрии

Выявление дизартрии и назначение последующих лечебных мероприятий, как правило, производится совместно неврологом и логопедом. Назначение неврологических обследований зависит от того, какой диагноз поставлен предварительно.

Наиболее часто для диагностики дизартрии применяются исследования МРТ, электрофизиологической группы, например, ЭЭГ или ЭМГ. К числу логопедических исследований, применяемых при дизартрии, относятся те, которые направлены на оценку речевых и неречевых нарушений. Специалистом оценивается строение артикуляционного аппарата, объем движений, мускулатура и мимика пациента, а также частота и интенсивность дыхания в процессе речи. Собирается анамнез развития речи пациента.

Особое внимание уделяется диагностике устной и письменной речи. В первом случае специалистом исследуется звукопроизношение, темп, ритм и разборчивость речи

Во втором — пациенту предлагается выполнить задания на списывание текста, написать диктант, прочесть текст вслух или же осмыслить прочитанное.

Классификация упражнений

Для каждой формы заболевания комплекс составляется индивидуально. Его подбирает логопед, основываясь на клинических проявлениях патологии, характере повреждений, возрасте пациента.

К каждому из видов гимнастики есть показания и рекомендации:

  • Пассивная гимнастика – применяется при ограничении подвижности в мышцах. Занятие выполняется в одностороннем порядке педагогом. Он воздействует на органы речи с помощью специальных приспособлений (логопедический зонд, палочки, шпатель). После улучшения тонуса языка пациент сможет самостоятельно выполнять некоторые задания. По мере включения различных двигательных мышц переходят к другой форме терапии, чтобы развивать остальные навыки.
  • Показаниями к активной форме гимнастики являются положительная динамика от выполнения предыдущих упражнений и небольшая степень нарушений. Занятие построено таким образом: педагог показывает, а ребенок повторяет. Для тренировки мышц ему предлагают удерживать между губами различные предметы.

Преимущество такого способа терапии в комплексном воздействии на организм. Гимнастика эффективна при тихой и невнятной речи, с ее помощью развивают мелкую моторику. При длительном и систематическом проведении сеансов дети смогут продолжать учиться в среднеобразовательном учреждении.

Эффективность артикуляционной терапии заключается в устранении спазма мышц, усилении тонуса, постановке силы голоса, улучшении кровоснабжения в органах речевого аппарата, коррекции произношения звуков, восстановлении мускулатуры языка и лица. В первую очередь логопед работает над повышением четкости звуков и улучшением произношения слов. При систематическом проведении сеансов отмечается комплексное улучшение состояния больного.

Как результат, правильное произношение становится автоматическим, увеличивается скорость и амплитуда движений мышц рта. Ребенок быстрее переключается от одного вида деятельности к другому.

Определение и причины дизартрии

Дизартрия — расстройство звукопроизношения, возникающие из-за нарушения иннервации мышц речевого аппарата. 

При дизартрии развивается слабость или паралич артикуляционного аппарата, мышцы сокращаются несогласованно, увеличивается или снижается их тонус. Обычно дизартрия сочетается с нарушениями глотания, жевания, мимики и речевого дыхания.

Причинами дизартрии являются:

  • Детский церебральный паралич;

  • Черепно-мозговая травма;

  • Болезнь Паркинсона;

  • Рассеянный склероз;

  • Боковой амиотрофический склероз;

  • Инсульт;

  • Миастения;

  • Опухоли головного и спинного мозга;

  • Алкогольные и наркотические интоксикации;

  • Инфекции головного мозга.

Комплекс упражнений для губ

Целью комплекса задания для работы с губами является расслабление мышц, нормализация тонуса кончика и тела язычка. Упражнение помогают развить дикцию, поэтому подходят для коррекции всех форм дизартрии, в том числе и стертой. С детьми до 7 лет рекомендуем заниматься в игровой форме.

Ребенок улыбается, растягивает мышцы губ максимально, но не размыкает их. Зубы не видны.

Губы складывают дудочкой и вытягиваются вперед. Дошкольник должен почувствовать натяжение мышц около рта.

Рот растягивается в широкой улыбке, зубы сжаты в правильном прикусе. Челюсть хорошо видна из-за губ.

Бублик

Упражнение похоже на задание Трубочка, но губы не нужно вытягивать длинно. Ребенок складывает их округло, так, чтобы были видны зубки и слегка выставляет губы вперед.

Предложите ребенку медленно чередовать несколько поз, задерживаясь на выполнении одного упражнения на 15 секунд. Комплекс повторите 5-7 раз подряд.

Упражнение выполняйте ритмично, четко, под счет педагога. Сначала ребенок растягивает губы в улыбке, не показывая зубы, затем складывает губки в трубочку и удерживает позу 15 секунд. После возвращается в улыбку. Комплекс повторите 5 раз.

Рыбки

Покажите дошкольнику видео, где рыбки “разговаривают” в воде. Он должен повторить их движения губами: хлопать друг об друга и ничего не произносить. Упражнение на начальном этапе выполняется медленно, затем темп ускоряется.

Поцелуй

Ребенок сильно втягивает щеки внутрь, затем быстро открывает рот и щелкает языком, губами. Раздастся звук похожий на поцелуй. Это упражнение подходит для разминки перед комплексом задания по тренировке щек.

Причины появления

Дизартрия является патологией, развитие которой связано с логопедическими, неврологическими и психиатрическими нарушениями. Причины возникновения такого расстройства кроются именно в этих предпосылках.

Довольно часто корковая дизартрия у детей дополняется детским церебральным параличом, имея такую же этиологию. Распространенной причиной патологии речи считается органическое повреждение центральной нервной системы. Преимущественно они происходят во время внутриутробного развития ребенка, при родовой деятельности или же в период раннего развития до 3 лет.

При беременности провоцирующими факторами могут служить:

  • токсикозы;
  • резус-конфликт;
  • гипоксия плода;
  • соматические патологии женщины.

Во время раннего развития и при родоразрешении спровоцировать речевое нарушение в последующем могут травмы различного характера, ядерная желтуха и асфиксия. Заболевание часто диагностируется у детей, рожденных раньше положенного срока. Кроме этого, пациенты с детским церебральным параличом часто имеют такое заболевание, как дизартрия.

Стать причиной нарушения речи у детей могут такие нейроинфекции, как энцефалит и менингит. Кроме них, провоцирующими факторами являются следующие патологические состояния:

  1. гидроцефалия;
  2. гнойный отит;
  3. тяжелая интоксикация детского организма;
  4. черепно-мозговые травмы.

Стать причиной речевого нарушения могут такие патологии, как инсульт или черепно-мозговая травма различной степени тяжести. Воздействовать на речевой аппарат способны различные нейрохирургические вмешательства и новообразования в области головного мозга.

Нередко речевое нарушение у взрослых становится спутником таких патологий, как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, атеросклероз, умственная отсталость и миотония. Иначе говоря, дизартрия часто диагностируется при повреждениях нервной системы тяжелой степени и сбоях в функционировании головного мозга.

Виды артикуляционной гимнастики и какую выбрать для ребенка

Логопедическая гимнастика бывает пассивной и активной. Одни и те же артикуляционные упражнения при этом будут отличаться техникой исполнения.

Пассивная гимнастика

Пассивную гимнастику применяют, когда у ребенка не получается делать упражнения самостоятельно. Артикуляционный аппарат плохо развит. Такие дети не разговаривают или говорят с нарушениями, искажая различные группы звуков (как согласные, так и гласные).

Мышечный тонус языка у таких детей часто нарушен. Ребенок не может самостоятельно высунуть язык, поднять, опустить его или повернуть в сторону.

Упражнения ребенку делает взрослый, совершая механические нажимы руками или с помощью логопедических инструментов (шпателей, зондов).

Необходимость пассивной зарядки для улучшения артикуляции определяет логопед на консультации. Перед каждым занятием специалист делает ребенку логопедический массаж. За счет развития и тренировки слабых мышц, дети учатся воспроизводить новые звуки, постепенно переходя к активной гимнастике.

Активная гимнастика

Эта форма занятий подходит детям, которые повторяют и делают упражнения самостоятельно. Родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях.

При неправильном произношении определенных звуков логопед сориентирует, какие упражнения нужно делать ежедневно для их исправления. При этом основную работу коррекции звуков должен проводить специалист.

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

Логопедический массаж лица

Слайд 29Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:1. Зависимость от

формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.2. Развитие речевой

коммуникации. Формирование звукопроизношения должно быть направлено на развитие коммуникации, школьной и социальной адаптации ребенка.3. Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.4.   Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.5. Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.7.  При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребенка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех кон­текстах и в различных речевых ситуациях. 8

У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.

Лечение

Коррекция корковой дизартрии предполагает систематический прием медикаментозных средств, реабилитационные мероприятия, лечебную физкультуру и физиопроцедуры. После проведения необходимых обследований неврологом подбирается специальный комплекс мероприятий с учетом индивидуального случая.

В логопедии коррекция корковой дизартрии осуществляется с помощью:

  1. артикуляционных занятий;
  2. пальчиковых упражнений;
  3. логопедического массажа языка;
  4. коррекции звукопроизношения;
  5. дыхательной гимнастики;
  6. формирования выразительной речи.

В домашних условиях, под контролем родителей, ребенок принимает ноотропные, седативные, метаболические и сосудистые препараты, назначенные врачом.

Кроме этого, борьба с различными формами речевого нарушения может проводиться с применением следующих процедур:

  • гирудотерапия;
  • точечный массаж;
  • лечебные ванны;
  • ЛФК;
  • физиолечение.

Последовательность постановки и автоматизации звуков зависит от того, какие артикуляционные уклады на данный момент наиболее доступны ребенку. К автоматизации звуков в словах, предложениях и связной речи при корковой дизартрии переходят после достижения чистого их произношения в изолированном виде. Сам процесс коррекции требует намного больше времени и настойчивости, чем при таком речевом нарушении, как дислалия.

Дифференциальная диагностика форм дизартрии

Форма дизартрии Патогенез Симптоматика
Бульбарная дизартрия. При поражении продолговатого мозга
  • разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого)
  • паралич или парез мышц  глотки, гортани, языка, мягкого неба
  • нарушается процесс глотания
  • затруднено жевание
  • недостаточная подвижность голосовых складок
  • нарушения голоса (слабый, назализированный)
  • дефекты произношения звонких звуков и др. нарушения звукопроизношения
  • атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус)
  • речь нечеткая, замедленная
  • амимичность лица
Подкорковая дизартрия При поражении подкорковых узлов головного мозга
  • нарушение мышечного тонуса (меняющийся характер)
  • наличие гиперкинезов (насильственных непроизвольных движений) в области артикуляционной и мимической мускулатуры (в состоянии покоя и при речевом акте)
  • нарушения фонации и артикуляции (то произносит звук, то нет)
  • возникновение артикуляционного спазма
  • непризвольные выкрики
  • нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный, монотонный)
  • нарушения тембра и силы голоса
  • нарушения интонации
  • нарушения артикуляционной моторики + нарушения голосообразования и речевого дыхания
  • может сочетаться с нарушением слуха
Мозжечковая дизартрия При поражениях в области мозжечка
  • скандированная речь
  • нарушения модуляции голоса
  • трудность удержания артикуляционных укладов
  • неточность движений языка
Корковая дизартрия При очаговых поражениях головного мозга
  • нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата
  • нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов
  • затрудняется динамика переключения с одного звука на другой, с одной позы на другую
  • изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи искажаются, заменяются
  • ускоренный темп речи            запинки
  • нет нарушений лексико-грамматической стороны речи
Псевдобульбарная дизартрия Следствие перенесенного органического поражения головного мозга
  • псевдобульбарный парез или паралич, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам ЧМН
  • нарушения общей и речевой моторики
  • затрудненность сосания, глотания
  • поперхивания, захлебывания при еде
  • слюнотечение
  • нарушение мимики

Легкая степень псевдобульбарной дизартии

  • отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата
  • медленные, неточные движения языка, губ
  • расстройства жевания и глотания невыражены
  • речь замедленная, смазанная
  • чаще страдают звуки Ж, Ш, Р, Ц, Ч
  • звонкие произносятся с оглушением
  • трудности произношения мягких  (средняя часть языка)
  • недоразвитие фонематического восприятия (звуковой анализ)
  • на письме замены: Д-Т, Ч-Ц
  • сохранны структура слова и лексико-грамматическая сторона речи
  • слух и интеллект чаще всего сохранны
  • Средняя степень псевдобульбарной дизартрии
  • наиболее многочисленная группа дизартриков
  • амимичность: не могут надувать щеки, вытягивать губы
  • движения языка ограничены вверх и в стороны, в статическом положении не могут удерживать язык
  • трудности в артикуляционных переключениях
  • мягкое небо малоподвижно
  • назализованный голос
  • обильная солювация
  • затруднено жевание и глотание
  • тяжелые нарушения звукопроизношения
  • малоподвижный язык, губы             нечеткая артикуляция гласных
  • часто смешиваются Ы-И
  • могут быть сохранны звуки: П, Т, М, К, Х, Н
  • Ч и Ц, Р и Л произносятся приближенно с призвуком
  • слабая воздушная струя
  • звонкие согласные заменяют глухими
  • пропуск звуков в конце слова и в стечениях согласных
  • нарушения коммуникативной функции речи
  • ограниченность жизненного и вербального опыта
  • Тяжелая форма псевдобульбарной дизартрии
  • анартрия – глубокое поражение мышц и полная бездеятельность речевого аппарата
  • маскообразное лицо
  • отвисает нижняя челюсть
  • рот постоянно открыт
  • язык неподвижен
  • большие трудности при жевании и глотании
  • речь нечленораздельна или отсутствует

Психологическая поддержка при дизартрии

Постинсультное состояние является тяжелым стрессом для лиц, перенесших мозговую атаку, а, как известно, стрессы существенно усугубляют проблемы. В данный период больному, как никогда необходимы покой и забота окружающих, однако при этом они не должны демонстрировать его неполноценность, физическое и психическое нездоровье. При возникновении нарушений речи родным и близким необходимо стараться внимательно выслушать больного, не перебивать его и не договаривать за него фразы.

В клинике реабилитации Юсуповской больницы работают высококвалифицированные, опытные психологи, которые оказывают психологическую поддержку как самому пациенту, так и ухаживающим за ним родственникам. Советы и рекомендации наших психологов помогают значительно улучшить эмоциональное состояние больных и настроить их на позитивные результаты.

Восстановлением речевой функции больных после инсультов в Юсуповской больнице занимаются не только основные наблюдающие специалисты – неврологи, но и логопеды, физиотерапевты, психологи. Реабилитационная программа составляется индивидуально для каждого пациента, с учетом его общего состояния, сопутствующих заболеваний и степени выраженности речевых нарушений.

Реабилитационные мероприятия проводятся с использованием новейших медицинских методик, доказавших свою эффективность в мировой практике.

Благодаря высокому профессионализму наших специалистов, современному оснащению клиники реабилитации Юсуповской больницы, а также тесному взаимодействию с близкими и родными, восстановление больных, перенесших инсульт, осложнившийся нарушением речи, происходит в короткие сроки.

Автор

Екатерина Дмитриевна Абрамова

Врач-невролог, руководитель клиники хронической боли

Неречевые симптомы

Многие родители не обращают внимание на то, что процесс овладения речи у ребёнка при дизартрии может быть осложнен наличием неречевых симптомов

  1. Нарушение сосания у детей младенческого возраста.
  2. Нарушения жевания и глотания мягкой, твердой пищи.
  3. Гиперсаливация (повышенное слюноотделение).
  4. Парезы и параличи речевых мышц, мышц туловища и конечностей. Понятно, что парезы речевой мускулатуры мешают ребенку нормально произносить звуки. В добавок к этому при парезах мышц туловища и конечностей передвижение детей сильно или полностью ограничивается, что неминуемо приводит к нарушению своего зрительно-пространственного представления.
  5. Нарушение познавательной деятельности. В связи с двигательными ограничениями ребенок не познает в полной мере окружающий мир, а значит он не может получить информацию, например, о формах, размерах (большой, маленький), поверхностях (шероховатая, гладкая), температуре (холодно, тепло) и пр. Если ребенок не может получить представление о пространственных, фактурных и других различных характеристиках предметов, то соответственно ему сложно будет описывать их словами. Следует отметить, что парезы глазодвигательных мышц также приводят к существенной задержке развития познавательной деятельности. В этом случае ребенку достаточно трудно остановить взгляд на предмете и следить за его перемещением. Как правило, это ведет к дальнейшим специфическим нарушениям письма, чтения, рисования, усложняет усвоение такие предметов, как геометрия, география, черчение и т.д.
  6. Эмоционально-волевые расстройства зависят от места локализации и времени поражения головного мозга. Чаще всего симптомы выглядят следующим образом: повышенная эмоциональная возбудимость и истощаемость нервной системы, тревожность и усиленные вегетативные реакции.
  7. Вторичные психические наслоения. Как правило вторичные психические наслоения вызваны усиленными переживаниями ребенка в связи с его неполноценностью.

Опыт работы специализированных логопедических центров «Детская академия речи» (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Магнитогорск) свидетельствует о том, что для эффективного лечения дизартрии необходима своевременно начатая систематическая работа детского невролога, логопеда-дефектолога, дополненная курсом логопедического массажа (при отсутствии противопоказаний) и усиленная коррекционными занятиями с нейропсихологом с применением современных аппаратных средств мозжечковой стимуляции и физиопроцедур (лазеротерапия, СМТ-терапия, амплипультерапия). С программами занятий по коррекции речевых нарушений при дизартрии можно познакомиться здесь. Записаться на консультацию можно по телефону +7 (499) 290-21-14 (г.Москва).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: