Автоматизация звука [Р] в словах. Место звука [Р] в начале, середине и конце слова
21. Игра «Найди-ка и определи-ка»
Назови игрушки, в названии которых есть звук .Определи место звука в слове (в начале, середине, конце). Для этого нажимай на булавочки и выбирай подходящую схему.
22. Игра «Помоги роботу Вини»
Собери вместе с роботом Вини все слова со звуком . Управляй роботом стрелками — это движение вперёд, назад, для прыжков — пробел.
Внимание, игра доступна только на компьютере и ноутбуке. Мобильная версия не поддерживается. Словарь: червяк, карта, костёр, мартышка, персик, топор, перчатки, куртка, торт, самовар, арбуз, сыр
Словарь: червяк, карта, костёр, мартышка, персик, топор, перчатки, куртка, торт, самовар, арбуз, сыр.
23. Игра «Четвертый лишний»
Назови предметы, чётко проговаривая звук . Найди лишнюю картинку. Подсказка: лишняя картинка без звука .
Внимание, игра доступна только на компьютере и ноутбуке. Мобильная версия не поддерживается. Словарь игры «Четвёртый лишний» для автоматизации звука в словах:
Словарь игры «Четвёртый лишний» для автоматизации звука в словах:
1. Трава, трап, трамвай, чайник (лишнее слово чайник).2. Трамплин, трасса, трубач, пуговицы (лишнее слово пуговицы).3. Камыш, гетры, костры, завтрак. (лишнее слово камыш).4. Патрон, матрас, матросы, ящик (лишнее слово ящик).5. Дрозд, сапоги, пудра, друзья (лишнее слово сапоги).6. Ведро, ножницы, ядро, дрова (лишнее слово ножницы).
24. Игра «Найди картинку»
Определи место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.
Словарь игры «Найди картинку» для автоматизации звука в словах:
1. Найди картинку, в которой звук в начале слова. Помидор, радуга, гора, комар, крыша, краски (ответ: радуга).2. Найди картинку, в которой звук в середине слова. Костёр, перо, ружьё, ракета, ракушка, раковина (ответ: перо).3. Найди картинку, в которой звук находится в конце слова. Труба, сорока, рожок, гармошка, забор, куртка (ответ: забор).
4. Найди картинку, в которой звук находится в начале слова. Светофор, ведро, арбуз, рыбак, карандаш, повар (ответ: рыбак).
5. Найди картинку, название которой заканчивается на звук . Фартук, коробка, сыр, куртка, термос, тетрадь (ответ: сыр).6. Найди картинку, в которой звук находится в середине слова. Ролики, самовар, бобр, барабан, роза, робот (ответ: барабан).
25. Игра «Самолёт»
Управляя самолётом возьми картинки, в названии которых есть звук . Называй то, что ты берёшь.
Словарь: радуга, куртка, перо, ракета, сорока, гармошка, ведро, арбуз, карандаш, арбуз, вертолёт, крот, подарок.
26. Игра «Лабиринт»
Собери в лабиринте картинки, в названии которых есть звук . Называй то, что ты берёшь.
Словарь: радуга, куртка, перо, ракета, сорока, гармошка, ведро, арбуз, карандаш, арбуз, вертолёт, крот, подарок.
27. Игра «Викторина»
Подбери предметы по признаку. Не забывай четко и правильно произносить звук .
Словарь: роза — ромашка, гранат — груша, горох — морковь, крыжовник — смородина, труба — гитара, комар — муравей, рубашка — куртка, сковорода — самовар, зебра — крот, страус — воробей.
Речевой материал на звук [Г]:
Газ, газель, газета, газон, газовщик, гавкать, гадание, гадалка, гадюка, гайка, галерея, галактика, галка, галоп, галстук, галчонок, галька, галёрка, галета, галоп, гамак, гамма, гарь, гараж, гарантия, гардероб, гардина, гармония, гармонист, гармошка, гарнир, гарпун, гантель, гаснуть, гастроли, гастроном, говорить, годовщина, голландский, голова, головастик, голодать, гололёд, голубятня, горошек;
Говор, гоголь, гогот, год, годный, гол, голень, голод, голос, голубь, голый, гольф, гон, гонг, горн, гомон, гонка, горы, горб, горе, горло, горн, горница, горничная, горный, гордый, город, горстка, горький, горечь, госпиталь, гость, готы, горлица, горница;
Губы, губерния, губка, гувернер, гудеть, гулять, гудок, гуманизм, гурман, гусь, густо, гусыня, гусятница, гусеница, гуща, гулкий, гумус, гульден, губить, гурьба, гусли, гужевой, гудрон;
Нога, рога, бумага, тога, таган, телега, томагавк, минога, много, тревога, тренога, трогать, трогательный, тугоухость, тяга, тягач, выбегать, дорога, вдругорядь, визига, влага, нет оврага, помогать, втридорога, выгадать, выговор, выгородить, вымогать, пугать, выслуга, вьюга, загадка, загар, загазованный, строгать, зверюга, угар, шагать, пирога, шпага, мегаполис, мегафон, мигалка, мигать;
Треугольник, угольник, треуголка, тугой, вагон, вагончик, вдогон, вдогонку, велогонка, велогонщик, кругом, загон, загонщик, угодник, угода, угодье, угодливый, угон, угонщик, утюгом, ногой;
Могу, побегу, табу, тягучий, вогулы, всемогущий, загогулина, загулять, могучий, на ногу, помогу, бумагу, влагу, в телегу, тревогу, на дорогу, зверюгу;
Гвардеец, гвардия, гвоздик, гвоздика, где, где-то, глава, глагол, главный, гладкий, глаз, глазунья, глина, глобус, глубина, глупость, глухой, глюкоза, гнать, гнев, гном, гнездо, гнилой, гриб, грим, гром, гиф, грохот, гроза, грелка, гренки, громкий, грубость, грош, грех, грузовой, группа, грусть;
Тогда, торговля, торговый, тугрик, тунгус, варганить, подвергать, вгрызаться, вглубь, венгры, взгляд, верхогляд, взгромоздить, взвизгнуть, взглянуть, взгорье, взгрустнуть, визгливый, винегрет, виноград, вогнать, вогнутый, возглас, возглавить, волга, без восторга, восторгаться, погреб, выгрузить, выиграть, загнить, загнуть, загладить, загрузить, орфография, топография, угроза, угрюмый, углубление, угнаться, углерод, угловатый, магма, магнат, мангал, маргарин, монгол.
Скороговорки с буквой «Р» для достижения нормы
Каждый малыш индивидуален. Поэтому освоение речи отличается. Тем не менее, существует средняя норма развития русского языка.
- Для детей от одного годика до двух лет осваиваются звуки: А; О; Э; М; П; Б.
- До трех лет им становятся доступны звуки: У; И; Ы; Т; Д; В; Ф; Г; К; Х; Н; Й.
- К четырем годам ребята осваивают: С; З; Ц.
- К пяти — Ш; Ж; Ч; Щ.
- А к шести, для детей не составляет проблемы произнести Л и, наконец, звук «Р».
Таким образом, если родители замечают, что к школьному возрасту у ребенка остаются проблемы со звуком «Р», значит, следует чаще заниматься дома либо обращаться за помощью к логопеду.
Скороговорки с «Р» часто используются логопедами для развития речи. Они решают следующие задачи:
- упражняют артикуляцию звуков;
- помогают освоить правильную речь;
- исправляют ошибки;
- устраняют косноязычие;
- развивают слух и фонетическое запоминание.
Чем раньше ребенок слышит скороговорки на «Р», тем скорее он воспримет на слух соответствующие сочетания звука. Тогда он стремится повторять его правильно.
Речевой материал на звук [К]:
Купол, кушетка, кузня, кузнец, курица, куница, кукла, куча, купол, кукла, Кузя, купить, кукушка, кукушонок, куртка, купить, кубик, кувшин, кувшинка, кузнечик, кузов, кукуруза, кулон, кулачки, купальник, курица, куропатка, куртка, куст, кустарник;
Река, ежевика, земляника, пеликан, великан, одиноко, накануне, накат, Ока, пика, пикап, пока, покатый, тикать, тикать, декан, дека, мука, мука, нет лука, быка, слоника, ослика, гномика, собака, математика, тактика, токарь, аптекарь, библиотекарь, копейка, пекарь, пекарня, пикадор, гадюка, сорока, морока, механика, клиника;
Далеко, высоко, молоко, покой, покойник, упаковка, покос, упаковка, перекор, перекорм, кокос, кокосовый, кокошник, закован, широко;
Молоку, сороку, неподалеку, в реку, землянику, собаку, гадюку, слонику, ослику, гномику, домику, сундуку, быку, языку, барсуку, жуку, математику, тактику, механику;
Квакать, квакша, квартал, квартира, кварц, квас, квашня, кверху, квинтет, квитанция, кзади, клевать, клевер, клевета, клеёнка, клеить, клей, клеймо, клейстер, клепать, клерк, клетка, клешня, клещ, клён, клёст, клёцки, клёш, клиент, клизма, клик, климат, клин, клинок, клип, клипсы, клич, кличка, ключ, ключник, клюшка, клюква;
Мошка, ёлка, палка, полка, вилка, доска, ветка, вешалка, поилка, белка, булка, прялка, скакалка, банка, сумка, рюмка, марка, тёрка, чайка, майка миска, маска, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, ручка, бочка, почка, собака, вязанка, вешалка, лейка, лужайка, бабочка, костяшка, детка, девятка, дудка, манка, мойка, нитка, нотка, папка, пенка, пятка, топка, дочка, точка, почка, балалайка, мартышка, кроватка, калинка, малинка, мешковина, подкова;
Мак, бак, бук, лак, рак, сок, лук, жук, сук, шок, маяк, рыбак, червяк, чек, человек, бык, шашлык, язык, ящик, бурдюк, веник, чайник, песок, носок, щенок, венок, опёнок, сачок, волчок, язычок, замок, замок, теремок, мешок, рожок, пирожок, пирог, барсук, бамбук, парк, цирк, воск, вереск, обелиск, кочевник, математик, маховик, курдюк, индюк, мундштук, мышьяк, месячник, механик, пикник, индюк, сундук, штук, сапог.
Скороговорки с буквой «Р» для маленьких детей и постарше
После освоения чистоговорки на «Р», произносят звук в стихах:
Приготовила актриса
Тридцать три и три ириса.
Подарила все ириски
Грише, Мише и Бориске.
За веселыми стишками следуют легкие скороговорки с «Р».
Морковку на терке растирает Артем.
Все бобрята — добрые ребята.
Протрубили в трубы трое трубачей.
Иришка — сестра Маришки.
Рыбы — в аквариуме, а кобры — в террариуме.
Для детей школьного возраста полезно запоминать скороговорки «Р» более длинные и сложные. Пример:
Ворота, Варвара, отвори,
У двора дрова поколи.
Или другая известная скороговорка с буквой «Р»:
Украл у Клары Карл кораллы,
А Клара украла у Карла кларнет.
Для развития дикции, изучив легкие скороговорки «Р», попробуйте освоить вместе с ребенком сложные варианты:
Скороговорил скороговорун, выскороговаривал, что не перескоровыговариваешь не перескороговоришь всех скороговорок. Но заскороговорившись, перескоровыговорил, что скоро перескороговоришь все скороговорки. И вот они прыгают как караси на сковородке.
Постепенно, изо дня в день, дикция будет улучшаться. И может быть, скоро ребенок освоит звук «Р» идеально. Главное, не перестараться. Не перетруждайте его, чтобы занятия оставались радостными и приносили не только пользу, но и удовольствие.
Для чего нужны скороговорки
Сегодня много обучающих методик, интерактивных игрушек и прочих «штучек» для развития. Судя по статистике, нельзя с уверенностью говорить, что они помогают преобладающему количеству детей. У каждого четвертого ребенка фиксируют задержку речевого развития. Как быть и что делать, чтобы ребенок не попал в эту статистику?
Успех в жизни зависит от коммуникативных навыков. Речь — важная составляющая при впечатлении, которое человек оказывает на окружающих. В число недостатков речи входит следующее:
- слишком монотонные или экспрессивные нотки интонации;
- беспрерывная «болтовня»;
- недоразвитая дикция;
- чересчур быстрый или, наоборот, медленный темп речи;
- громкий или тихий голос.
Почти все недостатки речи исправимы.
Необязательно использовать раскрученные методики, разработанные за границей, чтобы устранить недостатки. Несправедливо забытые скороговорки (на букву «р» в нашем случае), способны сослужить добрую службу.
Игры для детей — естественное занятие. Поэтому, изучая в такой форме скороговорки с «р», у родителей появляются шансы на успех занятия. В игре, словесный материал и изучаемый звук, запоминаются сами собой. Ребенок даже не заметит, как автоматизация скороговорки «Р», приведет к приобретению новых нужных навыков. Постепенно они станут частью его речи. Затем лягут в основу быстрого восприятия и развития чтения.
Речевой материал на звук [Х]:
Хан, халат, халва, ход, хор, холл, холм, хорь, холст, хобот, холод, хорёк, хомяк, ходики, худо, хуже, хутор, хурма, худеть, худоба, художница, хвоя, хвост, хвала, хвастун, хворост, хлам, хлыст, хлеб, хлопец, хлопья, хлопоты, хлопушка, хлебороб, хмель, хмурый, храм, хрип, храбрость, хроника, хранилище, хан, хобот, ходунки, ходить, ходьба, хапать, хоккей, хапуга, ход, хомяк;
Уха, муха, ольха, рубаха, засуха, мачеха, неряха, черепаха, хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта, веха, буханка, муха, махать, папаха, охота, уха, охотник, Михей, отдыхать, помеха, маховик, охать, сахар, махал, знахарь, лихач, буханка, шахматы, ухо, уход, сухо, охота, поход, хохот, пехота, охотник, ледоход, вездеход, тихоход, яхта, бухта, вахта, пихта, тахта, шахта, кухня, вихрь, махнуть, бухта, пухнуть, отдохнуть, тахта, вахта, пыхтеть, хвоя, пихта, хохма, яхта, хвост;
Бах, запах, размах, впотьмах, мох, вдох, выдох, врасплох, скоморох, пух, дух, петух, лопух, вслух, олух, воздух, пастух, мех, смех, грех, орех, наспех, стих, верх, бах, мох, подвох, отдых, птах, вдох, обух, петух, монах, выдох, мех, конюх;
Автоматизация звуков К, Г, Х в словах в игрой форме поможет ввести данные звуки в речь малышей, а также закрепить зрительные образы многих слов.
Третий этап
Вводить звук в речь в словах можно только после того, как были усвоены слоги. Иначе ребенок будет снова произносить все неправильно, а проведенная работа будет бесполезной. Поэтому не стоит торопиться и пренебрегать последовательностью этапов.
Для автоматизации используют слова, где звук находится на первой позиции: рак, рама, рука и т. п. Каждое слово обязательно сопровождается красочной цветной картинкой. Это позволяет стимулировать воображение, зрительный анализатор, вызывать связь между словом и предметом.
Для дошкольников можно использовать текст с небольшими символами. Взрослые читают его, а ребенок вместо картинки говорит слово. Например, нарисован «рак», и по ходу чтения текста слово вставляется.
Лото тоже вызывает интерес у детей. Особенно такой прием эффективен в группах. Берется цветное поле, где изображено шесть картинок. Нужно соотнести названное слово с картинкой, закрыть ее фишкой. Кто первым соберет поле, тот выиграл.
Автоматизацию в словах можно сочетать с развитием высших психических функций. Некоторым детям тяжело даются задания с «исключи лишнее». С ними нужно сначала научиться объединять предметы по какому-то признаку. Например, груша, яблоко, банан, апельсин – это фрукты. Когда они накопят солидную базу знаний, им станет легче исключать неподходящий предмет.
Развитие речевого слуха продолжается на всех этапах работы. Предлагается внимательно послушать и назвать ошибку «раГ», «раГа, «коГ» и т. п
Слова даются без картинок, важно чтобы дошкольник научился на слух соотносить правильное произношение с предметом
Можно играть в загадки. Называется ряд признаков: живет в пресной воде, не имеет шерсти, маленький, обладает клешнями. По такому списку несложно понять, что это рак.
Ребенку дают побыть в роли ведущего. Такие ситуации идут на пользу формирования самооценки, уверенности в себе. Даже на индивидуальных занятиях ему позволяют побыть учителем взрослого.
После усвоения слов, где звук в первой позиции, переходят к группе, где он в середине. Способы автоматизации все те же самые.
В качестве игры предлагают картинку дома. В нем три этажа по три квартиры. В каждой живет определенная картинка. Дошкольнику предлагают отгадать зашифрованные послания. Например, «назови, что находится между дровами и травой». Он должен найти эти два предмета и посмотреть, какая картинка между ними – рак.
Следующее задание – под раком кто живет? Ребенок ищет и находит картинку коровы. Взрослый хвалит его, предлагая посмотреть соседа слева. Он обнаружит картинку вороны. Задается следующий вопрос – кто живет над вороной? Ответ крот.
Таким образом изучают весь дом. Можно усложнить задачу и сделать четыре этажа с 3 квартирами на каждом. Эти задания позволяют не только автоматизировать звук, но и развивать пространственное мышление, закреплять понятие предлогов.
Вариантов игр очень много. Для развития грамматики предлагают называть слово в единственном числе, потом во множественном. Обратная позиция сложнее – из множественного числа делают единственное.
Для отработки звукового анализа используют картинки и предлагают ребенку найти те, что начинаются на слог «РО». Для начала их не должно быть много, достаточно 4-5. В случае затруднений предлагают воспользоваться схемой-птичкой, утрировано проговаривая каждое слово.
Можно придумать большое количество игр с разными картинками. Например, мальчик Рома ловит рыбу (соответствующая красочная картинка), после чего перечисляется весь его улов (изображенные предметы). Ребенок обязательно должен проговаривать фразу целиком. Сразу приучайте его отвечать полно.
Сложный вариант игры – называется ряд слов, предлагается выделить лишнее. Например: рыба, рыбалка, рыбак, рывок. Последнее не подходит, так как оно не тематическое.
Детям очень нравятся большие картинки, где нарисованы всякие небылицы. Дошкольнику предлагается внимательно изучить материал, посмотреть, что не так в нарисованных вещах, проговорить ошибки.
Еще одно важное задание для формирования грамматики – умение трансформировать слова. Предлагается ласково назвать предмет: ромашка − ромашечка, рубашка – рубашечка
Показывают красочное поле, где нарисованы картинки. Ребенок должен выделить съедобные и назвать несъедобные. Еще вариант – живое и неживое.
Можно придумать большое количество игр. После того как ребенок научится произносить слова с позицией звука в середине, переходят к автоматизации в конце слова. Только потом к словосочетаниям, фразам, текстам, стихам.
Способы постановки
Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук , который можно автоматизировать.
Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому используют механическую помощь. В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков. Он похож на широкий шпатель.
Дошкольник поизносит безостановочно слог «ТА», в это время логопед зондом задвигает язык вглубь рта. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.
На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его , так как это вызовет старый стереотип произношения. Подойдет «Кашель».
Зонд убирают и предлагают ребенку самостоятельно воспроизвести «Кашель». Придется немного помогать зондом, чтобы дошкольник мог найти правильную позу для языка. К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции.
Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде . Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук . Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.
Есть еще способ постановки на вдохе. Для этого дошкольника учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА».
Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» — ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.
Постановка звука при замене на эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.
Постановка с опорой
В некоторых ситуациях можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший , то можно попробовать от него
Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным
В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук .
После начинают тренировать ребенка изолированно произносить . Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.
Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук.
Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.
В чём трудность в произношении буквы Р?
Для произношения разных звуков мы используем различные мышцы ротовой полости и движения языка. Буква Р является самой сложной, для её произношения требуется больше всего усилий. Первое время дети просто не понимают, как воспроизвести этот звук.
Важно! Не стоит пытаться приучить ребёнка к Р в раннем возрасте, когда он ещё не понимает что от него хотят. К 4—6 годам дети начинают осваивать этот звук. Некоторые делают это правильно, другие — нет.
Причин неправильно воспроизведения звука Р бывает много:
Некоторые делают это правильно, другие — нет.. Причин неправильно воспроизведения звука Р бывает много:
Причин неправильно воспроизведения звука Р бывает много:
- Не развитые мышцы губ, языка и нёба.
- Родители, которые не умеют выговаривать эту букву, могут послужить примером для малыша.
- Редко встречаются отклонения работы коры головного мозга, влияющие на речь. Ситуация требует медицинского обследования с целью выявления причин.
- Ребёнку не показывают, как работают губы при произношении буквы.
- Стрессовые ситуации в семье и неблагоприятные условия часто становятся причиной нарушения речи.
- Короткая уздечка языка может мешать произношению. Вопрос решает врач.
- Когда с детьми мало разговаривают, редко дают им высказаться, дети мало практикуются, развитие речи замедляется.
Когда обращаться к логопеду?
Бывают ситуации, когда ребенок не может одолеть рычащий звук, или же произносит своеобразно и не совсем правильно (Например, в словах произносит Р вместо Л и наоборот). Тогда не лишним будет посетить логопеда, который подскажет, как научить ребенка выговаривать букву Р правильно.
Одна из главных задач логопеда — выявлять причину, по которой сложная буква осталась неосвоенной. Зачастую скрытые факторы остаются незамеченными для родителей, отчего правильное произношение оттягивается на неопределенный срок.
В случае, если ребенок долгое время не выговаривает букву Р, произносит ее только в некоторых словах или выпускает ее на окончаниях, если он заменяет эту букву другой или произносит звук Р гортанно, тогда пора собираться к логопеду. Бывают ситуации, когда слабо развитое дыхание или артикуляционный аппарат мешают правильному произношению.
Своевременное обращение за помощью к специалисту поможет подобрать индивидуальные упражнения, которые ускорят правильное произношение рычащего звука. Также логопед сможет установить наличие или отсутствие патологических отклонений, которые обязательно должны быть выявлены на начальной стадии
Поэтому очень важно не отпускать ситуацию с неправильным произношением на самотек и, если ребенок в 6 лет так и не умеет правильно выговаривать букву Р, обязательно нужно посетить логопеда
Но патологические сложности бывают редко и зачастую ребенку не дает произносить букву Р простая неопытность артикуляционного аппарата. Немного усилий и веры помогут решить эту проблему.
Второй этап
Автоматизация звука в слогах начинается с избавления от призвука. Для того чтобы это произошло, нужно хорошо укреплять мышцы языка. С дошкольником продолжают делать артикуляционную гимнастику. Если возникают сложности, то это означает, что мышцы все еще слабые и без опорного звука, поэтому сложно вывести чистый .
Отработку начинают с прямых слогов
Не стоит акцентировать внимание ребенка на изменениях. Иначе он неосознанно начнет делать ошибки
Можно взять большой игральный кубик, предложить сказать «РА» столько раз, сколько выпадет на нем. Такой прием позволит не только улучшить речь ребенка, но и будет развивать его математические представления.
Слоговые дорожки тоже используются. Для этого необходимо сначала давать одинаковую последовательность, постепенно увеличивая ее. Еще один хороший способ избавления от призвука: необходимо взять мячик, предложить ребенку сесть на пол. Задача логопеда назвать начало слова, а ребенок добавляет «Р». Например: хо…(мяч катится) р, ва… (мяч катится) р
Важно чтобы дошкольник сам не только добавлял звук, но и называл слово целиком
Автоматизация звука в слогах направлена на выработку чистого звучания
Важно избавиться от помощи в виде опорного звука. На это уйдет много времени
Параллельно необходимо развивать речевой слух ребенка. Для этого используют специальные задания. Логопед предлагает дошкольнику хорошо прислушаться, называет ряд искаженных звуков, задача – хлопнуть в ладоши, когда будет чистый .
Усложнение последовательности слогов в дорожке тоже стимулирует память и речевой слух. Если сложно запомнить четыре слога, количество сокращают до двух. Можно совместить автоматизацию с активными играми.
Логопед и ребенок перекидывают мячик, вспоминая как можно больше слогов со звуком . Или взрослый раскладывает специальные бумажки по комнате. Каждая из них содержит особое задание. Например, произнести несколько раз слог, вспомнить артикуляцию звука, найти ошибку и т. п.
После того как прямые слоги будут отработаны, переходят к обратным. Способы автоматизации аналогичны предыдущему этапу. Постепенно ребенка готовят к звуковому анализу слов. Для этого в слоге утрировано произносят первый гласный: аааааааар, оооооооор, уууууууур, ыыыыыыыр.
Дошкольника просят обратить внимание на то, какой звук был первым, какой вторым. Для облегчения восприятия используют картинку-схему в виде птички
Первый звук – голова, последний – хвост, все что между ними – это середина. Картина должна быть поделена на три части вертикальными линиями.
После усвоения слогов переходят к следующему этапу – автоматизация звука в стихах, фразах, текстах.
Что нужно делать перед тем, как заучивать скороговорки с буквой «Р»
Итак, приступим к практической части. Этот звук наверняка тревожил многих родителей
Если следовать рекомендациям логопеда, и уделять упражнениям со скороговорками на букву «Р» должное внимание, ребенок научится не только правильно выговаривать звук, но даже сможет зарычать, как львенок!
Занятие начинают с разминки — чистоговорки на «Р». Пример:
- ру-ру-ру, скачет кенгуру;
- ра-ра-ра, у лисы нора;
- ры-ры-ры, летают комары;
- ре-ре-ре, новый год ждем в декабре;
- рю-рю-рю, кушать я тебе варю;
- ря-ря-ря, новый день календаря;
- ро-ро-ро, в том углу стоит ведро.
Закончив чистоговорки на «Р» с двумя буквами, слегка усложняют задачу:
- арь-арь-арь, в парке том горит фонарь;
- ары-ары-ары, как поют гитары;
- уры-уры-уры, просят пшена куры;
- оры-оры-оры, мы увидим горы.
Автоматизация звука Рь в слогах, словах и предложениях.
Прежде, чем приступить к автоматизации звука и введению его в повседневную речь ребенка, следует добиться правильного произношения изолированного звука. Мягкий звук рь обычно ставится по подражанию при условии хорошего произношения твердого звука р. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, его вводят в слова, а затем и в предложения.
Если поставить звук по подражанию не удалось, посмотрите рекомендации здесь.
Произносить слоги со звуком рь.
Звук рь произносится раскатисто.
арь — орь — урь
арь — орь — ырь
ёрь — ырь — ирь
юрь — урь — ерь
ря — ре — рё
рю — ря — ри
Произносить слова.
Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.
Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.
Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик.
Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина.
Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, фонари.
Двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик.
Речь, репа, орех, рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня.
Орел, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха.
Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка.
Верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак.
Крюк, трюк, брюки, трбюмо, крючок, Андрюша.
Прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.
Крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.
Крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.
Произносить предложения.
У Бори фонарик. Варя режет редиску. У Ларисы отец — токарь. Ваня потерял букварь. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье. Мама принесет грецикие орехи. У Риты варежки дырявые. За рядом ряд идет отряд. На берегу реки пристань. На реке ныряют и загорают ребята. Во дворе ребята играют в прятки. Мы Борису подарим снегиря. В мае цветут сирень и черемиуха. Рядом с деревней рисовые поля. На грядке растет репа, редька и редиска. У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики.
Произносить тексты.
Загадки.Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостки крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
Про меня говорят, будто пячусь я назад.
Не назад, а вперед — только задом наперед. (Рак)
***Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандарику — бросит корочки в корзинку.
Небылицы.Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
А на дереве ерши строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде-то на грядке вырастают шоколадки. (К. Чуковский)
Кормушка для птиц.
Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!
Желаю удачи!
Конспект занятия «Звуки [К], [К’]. Буква К»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
учитель-логопед Валимухаметова Ферюза Кабулжановна
Тема: Звуки , . Буква К.
Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Знакомство с буквой К.
Закрепление знаний о предложении.
Продолжать упражнять детей в выкладывании схем, подбору слов к данным схемам; чтение коротких слов;
совершенствовать навык слогового чтения по таблице Зайцева.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фразовой речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления , слуховой памяти, умения слушать и слышать инструкции педагога.
Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: предметные картинки на звук , пеналы для звукового анализа, демонстрационная таблица А.Н. Зайцева, индивидуальные кассы букв, тетради для письма.
Организационный момент: Сядет тот, кто вспомнит и назовет слова со звуком , .
– Сегодня на занятии мы будем работать с буквой «К».
Повторение пройденного материала:
– Какие звуки обозначает буква «К»? (, )
– Расскажите о звуке ? Расскажите о звуке ?
Работа с предметными картинками. Определение лишней картинки в ряду:
– Посмотрите на картинки. Назовите их. Кто это?
кукушка цапля клест сорока
– Какая птица лишняя? Почему?
(Лишняя птица – цапля, потому что в этом слове нет звука )
голубь дятел ворона ласточка
(Лишняя – ласточка, потому что в этом слове слышится звук ).
Определение места звука в слове.
У детей на столах картинки, в названии которых слышится звук в начале и в конце слова: книга, паук, лук, мак, куст, сок, кот, финик, барсук, конь, фартук, конфета, калоши, капуста, клен, сук.
Дети по одному выходят к доске называют картинку и ставят ее к одной из полосок-схеме, в соответствии с позицией звука в слове.
РАБОТА ПО демонстрационной ТАБЛИЦЕ ЗАЙЦЕВА.
Логопед: Звонко лапки ставит киска
Наша киска пианистка.
Ей по клавишам рояля
Разрешает прыгать Валя:
К КА КО КУ КЫ КЭ КЬ КЯ КЁ КЮ КИ КЕ
Дети вместе с логопедом пропевают слоговые дорожки, поочередно то низким, то высоким голосом.
Затем парами: К-КЬ КА-КЯ КО-КЁ КУ-КЮ КЫ-КИ
Игра «Живые звуки»
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Живые звуки». Вызывает 3 детей.
первый – Стас – звук К.
вторая – София – звук О.
третий – Ратмир – звук Т.
– Встаньте по порядку, а мы с ребятами прочитаем слово.
(хором читают КОТ)
– Кот – это домашнее животное.
– Найдем это слово на нашей таблице: КО-Т
7. ФИЗМИНУТКА «ГНОМЫ»
Гномы строят новый дом.
Красят стены, крышу, пол,
Подметают все кругом.
Мы к ним в гости пойдем
И подарки принесем.
На пол мягкую дорожку,
Расстелив ее к порожку.
Две подушки на диван,
Меду липового жбан.
(Дети выполняют соответствующие движения)
8. РАБОТА С КАССАМИ БУКВ.
Логопед: – Возьмите кассы букв. Вспомните и выложите из букв слово – КОТ.
Ребята, придумайте красивые предложения со словом КОТ.
Дети: В нашем доме живет кот Васька. Кот поймал мышку. У нашего кота пушистый хвост. и т.д.
– Какое еще слово можно получить из букв К, О, Т? (ТОК, КТО)
– А теперь измените одну букву в слове КОТ, чтобы получилась большая -пребольшая рыба. (КИТ)
Логопед: – Молодцы, со всеми заданиями справились.
9. Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»
На горе мы видим дом
Много зелени кругом.
Вот-деревья, вот кусты,
Вот душистые цветы.
Окружает все забор,
За забором – чистый двор.
Мы ворота открываем,
К дому быстро подбегаем.
В дверь стучимся: тук-тук-тук,
Кто-то к нам идет на стук…
В гости к другу мы пришли
И подарки принесли.
(дети выполняют соответствующие движения с логопедом)
10. РАБОТА В ТЕТРАДИ.
-Дети открывают свои тетрадочки (сопровождая действия «волшебными словами»):
«Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я, друзья от вас не скрою – карандаш вот так возьму – показывают как надо правильно держать карандаш!
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
(Логопед обращает внимание:правильно ли лежит тетрадь на столе, локоть ребенка не надолжен свисать со стола. ). 1
Дорисуйте большую букву К и маленькую букву к до конца строчки
1. Дорисуйте большую букву К и маленькую букву к до конца строчки.
2. Обведите в синий кружок только те буквы «К», которые написаны правильно.
ИТОГ. Оценивание деятельности детей.
Сегодня, все старались, были активными, помогали друг другу. Молодцы.
Сначала встанут дети, в имени которых слышится звук – Карина, Максим, cо звуком – Никита, Кирилл.