Малыши на пляже

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Мнение психолога

Психологи по понятным причинам рассматривают не гигиенические нормы, а психологический аспект злободневного вопроса. Они утверждают, что ребенок примерно до двух лет вовсе не замечает гендерного разделения. Половыми различиями для него являются одежда, длина волос, прическа и тому подобное. Так что, если вашему крохе меньше двух лет, на море его будет интересовать окружающий мир, взаимодействие с его объектами, но не половые признаки.

К 3 – 4 годам к детям обычно приходит четкое осознание себя, как представителя определенного пола, приходит различие окружающих людей по половым признакам и, как следствие, чувство стыда от своей наготы перед посторонними. Это вполне нормальное явление для детской психики, поэтому в этом возрасте заставлять ребенка находиться голышом вопреки его желаниям категорически нельзя. Это может спровоцировать серьезные нарушения психосексуального развития.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

С другой стороны созерцание раздетых ребятишек вашему ребенку в любом возрасте не причинит никакого вреда. Как минимум, останется незамеченным, как максимум, вызовет интерес к строению половых органов.

Резюмируя, можно сказать, что с психологической стороны вопроса никакого вреда голопопому ребенку его нагота не принесет, если он сам не против находиться в таком виде.

Советы психолога

От общих советов перейдём к конкретным рекомендациям, которые должны помочь, если ребенок стесняется тянуть руку, отвечать у доски или даже с места. Что могут сделать родители?

Во-первых, крайне важно заручиться поддержкой педагога. Многие учителя вполне лояльно относятся к некоторым поблажкам стеснительным ученикам. Так, ребёнок может поначалу давать ответ в письменной форме

Ещё один вариант – ответы не перед одноклассниками, а наедине с педагогом, или же школьник вполне может ответить «на ушко» учителю. Подготавливайтесь к урокам вместе с ребёнком, особенно если предстоит устная беседа с учителем. Проговаривайте материал, задавайте вопросы, найдите подходящие ответы. Вообще стеснительным детям лучше заранее отрепетировать монологическую речь, представив её всем членам семьи и проговорив перед зеркалом. Часто тревожность ребёнка нарастает из-за ожидания. Когда очередь дойдёт до конкретного ученика, он уже находится в состоянии, близком к обмороку. Постарайтесь убедить своё чадо, что лучше хорошо подготовиться к уроку и ответить в начале классного часа, чем потом переживать и волноваться 40-45 минут. Поскольку эмоции и настроение теснейшим образом связаны с мышцами, ребёнок сможет побороть стеснение и волнение, если научить его расслаблять тело. Особенно часто «каменеют» спинные и лицевые мышцы. Помочь расслабиться помогут такие упражнения, как:

Так, ребёнок может поначалу давать ответ в письменной форме. Ещё один вариант – ответы не перед одноклассниками, а наедине с педагогом, или же школьник вполне может ответить «на ушко» учителю. Подготавливайтесь к урокам вместе с ребёнком, особенно если предстоит устная беседа с учителем. Проговаривайте материал, задавайте вопросы, найдите подходящие ответы. Вообще стеснительным детям лучше заранее отрепетировать монологическую речь, представив её всем членам семьи и проговорив перед зеркалом. Часто тревожность ребёнка нарастает из-за ожидания. Когда очередь дойдёт до конкретного ученика, он уже находится в состоянии, близком к обмороку. Постарайтесь убедить своё чадо, что лучше хорошо подготовиться к уроку и ответить в начале классного часа, чем потом переживать и волноваться 40-45 минут. Поскольку эмоции и настроение теснейшим образом связаны с мышцами, ребёнок сможет побороть стеснение и волнение, если научить его расслаблять тело. Особенно часто «каменеют» спинные и лицевые мышцы. Помочь расслабиться помогут такие упражнения, как:

  • «Воздушный шар». В момент тревоги ребёнку нужно мысленно «надуть» шар, посчитать до десяти, а затем мгновенно расслабить мышцы рта и щёк.
  • «Штанга». Ребёнок представляет себя штангистом, устанавливающим рекорды. Поначалу он напрягает плечевые мышцы, спину («поднятие штанги»), потом мгновенно расслабляет их («бросает штангу на пол»).

Стеснительные дети нередко обладают заниженной самооценкой, поэтому важно развить уверенность ребенка в себе
Чаще обращайте внимание на его успехи, адресуйте похвалу в его адрес за каждый маленький шажок в деле преодоления робости

Несколько слов нужно сказать и о нежелательных моделях родительского поведения, которые лишь усугубляют ситуацию. Откажитесь от следующих фраз:

  1. «Жду, что ты послезавтра поднимешь руку и без напоминания учителя выйдешь к доске!». Подобные фразы усиливают страхи и неуверенность, что чревато не просто стеснением, а психосоматикой, которая проявляется болями в животе, мигренями и пр.
  2. «Если ты не станешь поднимать руку, я поговорю с педагогом!». Мать, отец, учителя – это союзники, а не противоборствующая сторона. Поэтому откажитесь от запугиваний, а, напротив, поддерживайте ребенка: «Давай-ка я поговорю с педагогом, и мы вместе попробуем тебе помочь».
  3. «Кто из тебя вырастет, если ты даже руку стесняешься поднять?». Ещё раз повторим: нереалистичные требования снижают детскую самооценку и усиливают стеснительность. Боязнь не оправдать родительские ожидания заставит ребёнка испытывать постоянный стресс, что, опять же, чревато психосоматикой.

Стеснительность и неуверенность мешают ребёнку демонстрировать полноту знаний, сказываются на его личностном развитии, поэтому не следует пускать проблему на самотёк. Если ситуация не улучшается и после выполнения предложенных рекомендаций, следует более тесно познакомиться со школьным психологом либо обратиться за помощью к психотерапевту.

Как преодолеть детский страх перед горшком?

Итак, вы просмотрели причины столь деликатного явления и выделили именно ту, которая повлияла на поведение вашего чада. Как помочь ребенку избавиться от испуга и привить любовь к «горшечным» делам?

Советуем ознакомиться с материалом «Как приучить ребёнка к горшку» от детского психолога Надежды Плотниковой.

  1.  Самое главное – не ругайте малыша и не используйте силу, чтобы заставить его ходить на горшок. Подобными поступками вы только усугубите проблему и усилите его негатив по отношению к гигиеническим навыкам.
  2. Чтобы неприятная ситуация забылась, оставьте карапуза в покое, уберите горшок с глаз долой (или выбросите). Не упоминайте о нем, не упрекайте, что кроха опять вернулся к памперсам. На данном этапе вам необходимо создать ощущение безопасности, тогда дети быстрее забудут о своих прежних неприятных чувствах и охотнее пойдут с вами на контакт.
  3. Предложите ребенку вместе выбрать новый туалетный аксессуар. Покупку следует разместить в его комнате, чтобы малыш привык к предмету и сам регулировал дистанцию. Не настаивайте, чтобы он тут же стал использовать горшок по назначению.
  4. Позвольте крохе украсить горшочек – мальчик может прилепить на него наклейки с супергероями, а девочка – повязать красивую ленту. Таким нехитрым способом обезличенный предмет превратится для детей в доброго приятеля.
  5. Если вы заметили, что малыш стесняется ходить в горшок при свидетелях, оставьте их наедине друг с другом и выйдите из детской. Карапуз догадается, что никто за ним не подсматривает, и сам справит нужду. Вам останется лишь похвалить его за самостоятельность.
  6. Проигрывайте с куклами и другими игрушками «горшечный» этикет. Пусть кроха сажает любимого пупса на «ночную вазу», постепенно воспринимая ее, как что-то обычное и даже интересное. Кстати, совместная игра приносит позитивный настрой и раскрепощает ребенка.
  7. Некоторым детям нужно просто увидеть, а не услышать, что унитаз (а значит, и горшок) – это совсем не страшно. Снимите крышку бачка и покажите, как работает смывочная система. Предложите малышу самому нажать на кнопочку. Попробуйте добавить немного желтого красителя в унитаз, чтобы он увидел, как вода смывает продукты жизнедеятельности.
  8. Если же вы столкнулись с психологическим запором, то убедить ребенка вновь пользоваться горшком будет намного сложнее, так как неприятные ощущения накрепко поселились в его подсознании. Исключите из детского меню крепящие продукты, и разнообразьте его различными фруктами и овощами, которые способны предупредить возникновение запоров. Вероятно, вам потребуется специальное средство, которое вынудит кроху сесть на горшок. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром и, возможно, психологом.
  9.  Двухгодовалым детям нравятся слушать сказки, которые рассказывает мама. Если кроха по каким-то причинам не хочет садиться на горшок, возьмите на вооружение такой метод лечения страхов, как психотерапия. Специально подобранная волшебная история поможет выявить подоплеку боязни и нейтрализовать ее.

При рассказывании терапевтической сказки необходимо соблюдать несколько условий:

  • главный герой должен быть ровесником вашего чада (в возрасте двух-трех лет лучше брать не детей, а животных – медвежонка, зайчонка и т д.);
  • персонаж имеет такие же проблемы – боится писать и какать в горшок;
  • конец у сказочной истории всегда положительный;
  • читайте сказку, когда ребенок находится в хорошем настроении и готов ее слушать.

Основным фактором возникновения детских страхов перед горшком чаще всего является некорректное поведение взрослых.

Чтобы избежать трудностей с приучением детей к «ночной вазе», держите себя в руках, не торопите события, делайте все последовательно и спокойно. Помните, только доброжелательное отношение помогает добиваться серьезных успехов в воспитании ребенка.

Категории

  • Анализы и диагностика(0)
  • Беременность и роды(88)
  • Бесплодие(3)
  • Болезни сосудов(1)
  • Болезни уха, горла, носа(0)
  • Гастроэнтерология(1)
  • Генетика и прогнозы(8)
  • Гинекология(20)
  • Глазные болезни(0)
  • Диетология(5)
  • Диетология и грудное вскармливание(49)
  • Иммунология(4)
  • Инфекционные болезни(1)
  • Кардиология(3)
  • Кожные болезни(7)
  • Косметология(1)
  • Красота и здоровье(0)
  • Маммология(12)
  • Маммология для Пап(2)
  • Наркология(4)
  • Нервные болезни(0)
  • Онкология(10)
  • Онкология для Папы(3)
  • Ортопедия(3)
  • Педиатрия(79)
  • Первая помощь(0)
  • Пластическая хирургия(4)
  • Половые инфекции(4)
  • Проктология(1)
  • Психиатрия(0)
  • Психология(16)
  • Психология для Папы(6)
  • Пульмонология(1)
  • Ревматология(2)
  • Репродуктивная система мужчины(4)
  • Сексология(0)
  • Спорт, Отдых, Питание(4)
  • Стоматология(1)
  • Счастливое детство(18)
  • Урология и андрология(7)
  • Хирургия(2)
  • Эндокринология(1)

Отвлекаем и поддерживаем

Очень часто в детских поликлиниках приходится долго дожидаться очереди и для детей это довольно мучительное испытание. Скоротать время помогут любимые игрушки или книги. Можно купить новенькую игрушку, – она обязательно увлечет малыша.

Ребенок боится? Окажите эмоциональную поддержку, приведя пример из собственного детства. Расскажите, что вам делали прививки, но вы держались молодцом. Не ругайте и не сравнивайте с другими детьми, – это не добавит уверенности.

Пообещайте сладкий приз или поход в детский центр (цирк, зоопарк, дельфинарий), если он справится, – это будет своеобразным стимулом проявить мужество и перестать бояться.

Отвлекающие маневры:

  • книга или игрушка, мамин телефон с мультиком или игрой;
  • рассказ из маминого детства о посещении доктора;
  • будущий сладкий бонус;
  • посещение интересного мероприятия.

Здесь главное ориентироваться на интересы своего ребенка, и у вас получиться подобрать волшебный ключик.

Решение проблемы

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов «идти» за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по . Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, «обжить» помещение, где проходят занятия

Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия

На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь.

Кроме того, для родителей в нашем Центре работает «Школа сознательного родительства», проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам: 232-12-92, 250-02-12.

Проблема стеснительности взрослого человека не возникает на ровном месте – ее корни родом из детства. Застенчивый ребенок не вызывает проблем с воспитанием, а потому считается примером для подражания и только с годами эта черта характера начинает вызывать беспокойство.

Возрастные особенности

В 8-месячном возрасте малыши начинают испытывать «страх незнакомца», что является психологически обоснованным этапом взросления. Родственники и знакомые, к которым детки до этого спокойно шли на руки, нередко бывают обескуражены. Не стоит переживать и бить тревогу — это не стеснительность. Так малыш взрослеет, начиная ощущать свою автономность.

С года до трёх лет ребёнок доверяет близким и хорошо знакомым. Чужие люди вызывают у него тревогу и смущение. Вопрос, почему ребёнок стеснительный, не должен волновать родителей такого малыша. Мать и отец учат его знакомиться и осваиваться в новой обстановке, вселяя в крошку уверенность своим присутствием и поддержкой.

В три года или чуть позже большинство малышей начинает посещать детский сад. Одни карапузы спокойно привыкают к обстановке, другим ещё рановато что-то менять в своей жизни. Есть мальчики и девочки, которым детское учреждение в силу особенностей их характера и воспитания пока категорически противопоказано. Для стеснительного малыша новая обстановка — стресс. Как попросить о помощи, заявить о своих нуждах, если воспитатель один (или два), а ребятишек много?

Недавний кроха пошёл в школу? Вот он впервые сидит за партой, затем становится подростком, старшеклассником. Слишком явное проявление сдержанности и нерешительности в этом возрасте говорит о том, что ребёнок страдает. Ему трудно проявлять спонтанность и активность, знакомиться с другими детьми. Тяжело сказать «нет» или настоять на своём. Необходимость подстраиваться под представления других людей и зависимость от их оценок препятствуют развитию собственных способностей и поиску личного призвания.

Не осуждаем и не берём обещания

Ваше осуждение, даже выраженное «спокойно и твёрдо», не очень сильно поможет делу. Надо понимать, что если ребёнок трижды пообещал вам что-то и не выполнил обещание, то это вы его подвели, а не он вас. Вы создали ситуацию, в которой он чувствовал, что надо сказать: «Я буду ходить только в горшок», независимо от собственных возможностей реализовать этот план.

Скорее всего, ваше требование прозвучало слишком похоже на вопрос: «Ты будешь хорошим для меня?» На такой вопрос ни один нормальный ребёнок не ответит «нет». Вы ничего подобного, полагаю, в виду не имели, вы своего ребёнка любите, даже когда он ошибается, даже когда он сам не рад своему поведению. Но у вас гораздо больше опыта, чтобы попробовать сформулировать свою мысль иначе, чем у ребёнка – понять, что вы хотите сказать.

Вместо обещаний, которые могут быть не выполнены, лучше разработать простые и понятные планы действий.

Простой, приятный и интересный «план А» на случай, если нужно справить нужду. Простой, выполнимый и не ущемляющий самооценку «план Б» на случай, если произошла авария, и случилось так, что «когда я понял, что надо бы начать действовать по плану А, было уже поздно».

Нет ничего плохого в честной обратной связи: если лужа или мокрые штаны вам не нравятся, ни к чему делать обманчивый вид, что это не так. Но на вас лежит ответственность за то, чтобы ваше неодобрение было не катастрофой для малыша, а уместными чувствами в поправимой ситуации, которой никто не рад, но которую никто не боится, потому что каждый знает, что полезного нужно делать, если на этот раз не удалось избежать ошибки.

Советы психологов по решению проблемы

Многие психологи придерживаются мнения, что боязнь чужих людей у детей часто обусловлена негативным опытом в прошлом, когда общение с посторонними доставило малышу неприятные эмоции

В данной ситуации очень важно терпение и тактичность со стороны родителей. Сын или дочь, прежде всего, должны быть уверены, что близкие понимают, но никак не осуждают их поведение. В борьбе с детской застенчивостью очень эффективны рассказы родителей о собственных похожих страхах в детстве и способах преодоления этой проблемы

Также хороший терапевтический прием — проигрывание собственных страхов при помощи кукол

В борьбе с детской застенчивостью очень эффективны рассказы родителей о собственных похожих страхах в детстве и способах преодоления этой проблемы. Также хороший терапевтический прием — проигрывание собственных страхов при помощи кукол.

Интересно, что многие специалисты считают, что отсутствие каких-либо страхов у ребенка — это не норма, а, напротив, тревожный симптом. И если годовалая кроха никак не реагирует на посторо, не прижимается к маме при их появлении, то не лишним будет проконсультироваться у невропатолога.

Детский педагог-психолог Т. Шишова утверждает, что появление страха незнакомцев у годовалых малышей — сигнал того, что ребенок начал отличать «своих» от «чужих», свидетельство инстинкта самосохранения. Специалист советует родителям заранее предупреждать сына или дочку о приходе гостей, при этом в воображении малыша нужно создать положительный образ

Очень важно хвалить ребенка за его достижения: сдержал слезы, поздоровался и т.д

Т. Шишова настоятельно рекомендует родителям не отдавать малыша в детский сад, если он психологически еще не готов расстаться с мамой. Это чревато психологическими трудностями и усугублением страхов.

Психолог Л. Самарская подчеркивает, что детей пугает все неизвестное и непонятное. Именно по этой причине многие из них боятся большого скопления народа во время салютов, концертов и пр. В борьбе с этой проблемой очень важна реакция мамы или папы на происходящее. Нужно искренне восхищаться салютными залпами, песнями, обеспечивая при этом ребенку тактильный контакт (обнять, взять за руку).

Что делать?

Итак, с вероятными «виновниками» мы разобрались, сейчас нужно понять, что же можно сделать. Первые шаги зависят от провоцирующего проблему фактора. Установив его, можно помочь ребёнку перестать так остро реагировать на предстоящий устный ответ перед учителем и одноклассниками.

Если ребёнок стесняется отвечать из-за слабого понимания конкретного предмета, родителям стоит заполнить существующие пробелы. Это можно сделать самостоятельно либо нанять репетиторов. Неуверенность связана с речевыми трудностями? Обратитесь за квалифицированной логопедической либо неврологической помощью. Скорее всего, потребуется и психологическая поддержка. Причина тревожности кроется в низком социальном статусе? Тут потребуются усилия всех заинтересованных сторон: родителей, учителей и психологов

Важно помочь ребёнку влиться в школьный коллектив. Родителям следует пересмотреть свою «шкалу ценностей» и отказаться от оценивания ребёнка по принесённым со школы отметкам. Это уменьшит детскую тревожность и подвигнет ученика на большую активность

Если же источником боязни детей становится педагог, родителям следует побеседовать с ним, конечно, без криков и обвинений. Важно найти в лице учителя союзника, который поможет решить возникшую проблему

Это уменьшит детскую тревожность и подвигнет ученика на большую активность. Если же источником боязни детей становится педагог, родителям следует побеседовать с ним, конечно, без криков и обвинений

Важно найти в лице учителя союзника, который поможет решить возникшую проблему

Почему ребёнок заикается. Виды и типы заикания. Причины

Ребенок стесняется в садике: как преодолеть неуверенность?

Если в садике ребенок стесняется не только воспитателей, но и других детей, то важно понимать, является это признаком адаптации к коллективу – или самостоятельной проблемой. В первом случае все нормализуется само, в течение первых месяцев, особенно если в сад малыш будет ходить регулярно, не пропуская его

Во втором – стоит оценить степень стеснительности. Возможно, ребенок стесняется выступать на публике, но в обычной жизни он активен и общителен. Это обычная ситуация. Не все взрослые могут свободно чувствовать себя перед аудиторией, кому-то это в жизни и не требуется.

И все же, если хочется, чтобы ребенок был в садике более активным и раскованным, стоит повысить его уровень уверенности и снизить тревожность. Выступать на публике можно сначала дома, перед родителями, бабушками и дедушками, разыгрывая сценки или рассказывая стихи. Большим интересом пользуются и фокусы, только их сложность должна соответствовать возрасту.
Что делать, если ребенок стесняется?

Для начала, не надо внушать ребенку, что стесняться – плохо, и что он всеми силами должен преодолеть эту черту, а иначе… Страшилки родителей повышают тревожность, это снижает самооценку малыша, и он еще больше замыкается. Порочный круг.

Cтоит принять стеснительность ребенка как данность и перестать пытаться ежедневно повлиять на его характер, переделать. Ваш ребенок стеснительный? Это не плохо и не хорошо, это просто есть. Не факт, что так будет всегда, но сейчас – это так. Многие взрослые, в детстве страдавшие от своей стеснительности вспоминают не о том, что стеснялись, а о том, как этим были недовольны их родители.

Затем было бы неплохо повысить общую уверенность ребенка в себе, своих силах и способностях. Это наиболее эффективный способ научить ребенка не стесняться. Постоянно хвалите его за малейшие положительные сдвиги в поведении, и главное, своим примером показывайте, как хорошо быть раскованным и свободно общаться. Если из-за неуверенности в своих знаниях ребенок стесняется отвечать на уроке – поработайте над проблемным предметом, объясните непонятые темы или наймите репетитора. Самый простой способ решить эту проблему — заинтересовать ребенка предметом, показывая ему интересные фильмы или рассказывая об удивительных фактах, связанных с ним. В помощь заботливым родителям школьников созданы энциклопедии в аудиоформате, которые можно слушать, например, в дороге.

И в заключение…

Если ваш малыш стесняется – не придавайте этому факту чрезмерного значения. Покажите рабанку, что быть открытым и активным весело и безопасно.

Дошкольник стесняется заниматься в школе раннего развития или в кружке, сидит и молчит? Посидите на первых порах с ним вместе – большинство педагогов не возражают против присутствия родителей. Рядом с вами малыш освоится в новой обстановке, и потом будет с радостью бежать на занятия и уверенно отвечать на вопросы.

Школьник стесняется учителя, стесняется даже попроситься в туалет, когда это необходимо? Объясните, что учитель, несмотря на свой грозный вид, ничем ребенку не угрожает, он учит новым и интересным вещам, показывает увлекательные фильмы, водит на экскурсии. А учителю объясните, что ваш ребенок еще не освоился и не всегда может проявить активность, даже если и знает правильный ответ. Пусть педагог время от времени спрашивает и его, а не только тех, кто беспрестанно тянет руку и выкрикивает версии.

Будьте рядом со своим ребенком, не физически – так морально, поддерживайте его, отмечайте его успехи, а к неудачам относитесь без трагизма и философски: не вышло сейчас, в следующий раз обязательно получится.

И все получится!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: