Слайд 23ОПЫТ МБОУ Гимназия №14 «Университетская»Результаты экспериментальной работы позволяют полагать, что условия
гендерного обучения являются более эффективными по сравнению с классами смешенного типа. период адаптации протекает более благоприятно; микроклимат более благоприятный; отношение к раздельному обучению у всех участников образовательного процесса положительное;самоуважение и самооценка у детей выше, чем в смешанных классах;стабильное положительное эмоциональное состояние мальчиков и девочек в учебном процессе, так как достаточно высокий уровень комфортности способствует более успешной учебной деятельности;благоприятная эмоциональная атмосфера в классах, доверительное взаимоотношение между учителями и учениками. Большой авторитет педагогов у школьников;исследование тревожности и агрессивности показало, что детей с высокими показателями по этим параметрам в классах раздельного обучения нет;высокие и средние показатели объема слуховой памяти у девочек выше, чем у мальчиков, что характерно для восприятия информации у девочек в этом возрасте. Высокие показатели объема зрительной памяти у мальчиков выше, чем у девочек, это так же соответствует психофизиологическому развитию мальчиков;положительная динамика в сравнении с прошлым учебным годом по параметру «устойчивость внимания». Средние показатели преобразовались в высокие. По параметру переключаемость внимания в классе мальчиков динамика по всем показателям положительная.
Педагоги смогут оказывать первую помощь
Педагоги теперь смогут оказывать первую помощь в школах до прибытия бригад скорой и неотложной помощи при наличии соответствующей подготовки. Раньше они не имели права помогать своим ученикам, даже если тем становилось плохо. Единственное, что учителя могли сделать – вызвать и дождаться скорую помощь.
На основании ФЗ от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» первая помощь — особый вид помощи, оказываемой лицами без медицинского образования. Сейчас первая медицинская помощь может быть оказана при:
- несчастных случаях;
- травмах;
- отравлениях;
- ранениях;
- угрожающих заболеваниях.
Первая помощь потребуется только, когда состояние школьника угрожает его жизни. Например, он без сознания или не дышит.
Стоит учитывать, что учителей наделили только правом оказания помощи, а не наложили обязанность ее оказывать во всех непредвиденных ситуациях.
Согласно ч. 4 ст. 31 ФЗ от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» каждый гражданин вправе добровольно оказывать первую помощь при соответствующей подготовке. По навыкам оказания первой помощи педагоги должны пройти специальное обучение. При этом универсального сертификата для тех, кто прошел курсы первой помощи, не существует.
Коррекция школьной дезадаптации
Каждый случай требует индивидуального решения. В любом случае проблему можно решить только совместными действиями психолога, учителя и родителей.
Прежде всего, ребёнок нуждается в квалифицированной психологической поддержке. Специалист выяснит причины дезадаптации, оценит психофизическое состояние школьника и примет соответствующие меры.
Учителя также должны помочь школьнику адаптироваться: поддерживать доброжелательную атмосферу на уроках и относиться к проблемам ребёнка с пониманием.
Но любые психолого-педагогические меры будут неэффективны без участия родителей
Важно выстраивать с ребёнком доверительные отношения, проявлять участие, подбадривать его и хвалить за успехи. . Не стоит ругать ребёнка за плохие оценки или за то, что он не может найти общий язык с учителями и другими детьми. Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем
Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем
Не стоит ругать ребёнка за плохие оценки или за то, что он не может найти общий язык с учителями и другими детьми. Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем.
Постарайтесь найти общее увлечение для всей семьи, которое поможет ребёнку абстрагироваться от школьных неприятностей и с удовольствием проводить время с близкими.
Если отношения с учителями или одноклассниками никак не складываются — стоит сменить школу или форму обучения. Например, попробовать учиться онлайн.
<<Форма бесплатного курса>>
Последствия дезадаптации в школе
Доктор медицинских наук, психиатр В.Е. Каган выделил три уровня развития школьной дезадаптации:
I. Поведенческий
Оказавшись в некомфортной обстановке, ребёнок испытывает проблемы с вниманием и усидчивостью, у него повышается раздражительность и утомляемость, резко меняется настроение.
На ранней стадии эти проблемы возникают только в стрессовой ситуации, в привычной обстановке ребёнок ведёт себя как обычно. Если найти и устранить причину, неприятные симптомы пропадут.
II. Психологический
Если ребёнок не получает помощи, его психика начинает защищаться. Он становится нелюдимым, отказывается выполнять требования учителя, агрессивно ведёт себя с окружающими. Попытки призвать ученика к порядку наказаниями и скандалами лишь усугубляют ситуацию.
Все проблемы первого уровня выражаются ещё ярче и становятся постоянными. Нарушения сна перерастают в бессонницу, пропадает аппетит. Ребёнок замыкается в себе не только в школе, но и дома.
Всё это говорит о том, что ребёнку срочно требуется психологическая помощь.
III. Физиологический
Если ребёнок так и не получает поддержки, он окончательно теряет контроль над собой: провоцирует на конфликт всех вокруг, совершает асоциальные и саморазрушительные поступки.
Хронические неврозы подрывают физическое здоровье ребёнка: начинаются мигрени, расстройства пищеварительной и эндокринной систем, возможны осложнения на сердце и сосуды.
<<Форма с консультацией>>
Для посещения уроков физкультуры школьникам нужна справка
До принятия поправок родители могли не передавать в школу медицинскую карту и прочие документы, которые касаются состояния здоровья детей. Теперь решение врачей о допуске или ограничениях при занятиях физкультурой является обязательным – без него ребенка не допустят к урокам.
Нужно ли получать справку для допуска к физкультуре к новому учебному году
Специально обращаться к врачу за справкой на физкультуру не нужно.
Для получения допуска детям необходимо пройти профилактический осмотр:
- Записаться к участковому педиатру.
- Заполнить письменное информированное согласие.
- Получить направления к узким специалистам и назначения на анализы.
- Пройти обследования.
- Получить медицинское заключение.
Как пройти диспансеризацию ребенку и для чего это нужно
Участковые педиатры ежегодно формируют списки детей, подлежащих диспансеризации. Состав специалистов зависит от возраста ребенка. Например, в 6 лет ребенок проходит углубленную диспансеризацию перед школой, в рамках которой его осматривают:
- педиатр;
- невролог;
- детский хирург;
- стоматолог;
- травматолог-ортопед;
- офтальмолог;
- оториноларинголог;
- психиатр детский;
- акушер-гинеколог или уролог-андролог;
- детский эндокринолог.
Также будущему первокласснику предстоит сдать общий анализ крови и мочи, сделать ЭКГ и УЗИ.
В рамках прохождения медосмотров оформляется карта профилактического медосмотра по форме №030-ПО/у-17. В п.16.9 указывают медицинскую группу для занятий физической культурой, в п.17 — рекомендации по занятиям физической культурой.
На основании Приказа Минздрава №514н от 2017 года для занятий физкультурой есть четыре группы, влияющие на допустимую нагрузку:
- основная — дети, не имеющих противопоказаний по здоровью, могут посещать занятия и делать упражнения в полном объеме, участвовать в соревнованиях, сдавать нормативы;
- подготовительная — дети с хроническими заболеваниями в ремиссии или ослабленным здоровьем, им рекомендуют ограниченные нагрузки с исключением некоторых видов активности;
- специальная «А» — получают школьники с серьезными патологиями, но им разрешают выполнение простых упражнений, иногда занятия проходят по программе адаптивной физкультуры;
- специальная «В» -— ее присваивают детям с тяжелыми заболеваниями, им рекомендуют занятия ЛФК в медучреждении.
По завершении каждого медосмотра школы распределяют детей для занятий физкультурой по заключению о принадлежности к группе здоровья (на основании СП 2.4.3648.20). Основанием для этого является медицинская карта, переданная родителями в школу при поступлении в первый класс.
Как получить справку, если ребенок не прошел диспансеризацию
Сама детская диспансеризация по-прежнему проводится исключительно с согласия родителей. Но если семья проигнорировала прохождение профосмотра перед школой, к занятиям ребенка не допустят. В любом случае своевременное обследование состояния здоровья ребенка – в интересах родителей.
Если ребенок не прошел профилактический осмотр, ему следует обратиться к участковому педиатру для получения справки, подтверждающей отсутствие противопоказаний для занятий физкультурой.
Изменится ли порядок освобождения от физкультуры
Нет, закон не изменяет действующий порядок освобождения от физкультуры. Ученики, которые плохо себя чувствуют, могут по-прежнему обратиться к школьному медработнику. Специалист после осмотра позвонит родителям, отправит школьника домой или вызовет ему скорую. При этом школьная медсестра не вправе оформлять справки с медотводами.
Освобождение от физкультуры выдадут тем, кто недавно болел или получил травму. Для этого нужно обратиться к лечащему педиатру.
Обычно справку-освобождение по форме 095/у выдают при выписке после болезни (если срок отвода свыше 3 месяцев дополнительно нужна выписка из амбулаторной карты по форме 027).
Для освобождения от физ-ры на срок до 12 мес. ученику нужно пройти клинико-экспертную комиссию. Бессрочное освобождение сейчас не выдают – детям с хроническими заболеваниями предстоит регулярно подтверждать свое право на медотвод.
«Сердитый гражданин» закрывается.
Портал «Сердитый гражданин» появился в 2012 году, его идея выросла из личной «боли» —
мы не знали кому и как жаловаться на незаконное строительство под окном. Так появился маленький сайт,
который достаточно быстро стал популярным – выяснилось, что эти самые «кому и как» точно так же
непонятны миллионам других жителей нашей страны.
В то время электронная коммуникация граждан и власти только начинала развиваться, удобные и понятные
онлайн-инструменты для решения типовых социальных проблем просто отсутствовали, и мы понимали,
что наш проект может принести людям ощутимую пользу.
На протяжении шести лет мы вместе с вами стояли на страже справедливости и за эти годы решили
более 170 тысяч различных проблем, в том числе:
- 7.000 парковочных мест освободилось от брошенных автомобилей
- 6.000 дорог было отремонтировано
- 1.400 детей получили места в детском саду
- 1.900 свалок ликвидировано
- 3.000 посылок не пропали бесследно на Почте России
- 5.000 подъездов в многоквартирных домах стали убирать тщательнее
- 1.400 магазинов перестали нарушать законодательство при продаже сигарет и алкоголя
и многое-многое другое.
Сегодня ситуация уже совсем другая – появилось много хороших государственных порталов,
таких как московский «Наш город» или «Добродел» Московской области – решать проблемы через такие проекты
для конечного человека действительно проще, и не только потому, что на их развитие и поддержку
выделяются большие деньги. Такого рода проекты глубоко интегрированы во внутренние процессы регионов
или городов: сроки решения небольшие, к рассмотрению принимаются вопросы, которые власть действительно
в состоянии решить, а за отсутствие результата по каждой принятой проблеме чиновников наказывают.
Несколько подобных проектов удалось сделать и нам — появились, например, такие порталы,
как Онлайнинспекция для Роструда, Вечевой колокол для Правительства Новгородской области и другие.
Все эти порталы продолжат работу, мы также продолжим развивать технологическую платформу,
на основе которой они были созданы – «Довольный гражданин».
Также мы продолжим развивать наш продукт для коммерческих компаний – «Довольный клиент».
Но в «Сердитом гражданине, в том виде, в котором он существует сегодня, к сожалению, больше нет смысла. Каждый день жалобы,
отправленные с нашего независимого портала, встречаются с новыми и новыми препятствиями, например,
по ряду обращений для проведения проверки требуется авторизация через портал госуслуг, подключить которую мы,
как некоммерческая организация, не можем по закону. Официальные порталы государственных органов
таких недостатков, разумеется, лишены, поэтому мы предлагаем нашим пользователям
в дальнейшем обращаться именно туда.
Мы очень сожалеем, что нам не удалось превратить «Сердитого гражданина» в единую общероссийскую точку входа
для решения социальных проблем, интегрированную со всеми ответственными государственными органами.
Мы верим в то, что рано или поздно это задача будет решена, ведь при колоссальном прогрессе
в развитии государственных порталов сохраняется их разрозненность и отсутствие объединения в «одно окно».
Мы невероятно благодарны каждому из 400 тысяч пользователей, зарегистрировавшихся у нас,
и сожалеем о каждой нерешенной проблеме.
С этого момента на “Сердитом гражданине” будет закрыта возможность оставить жалобу,
но мы будем поддерживать портал, пока не поступят ответы по ранее направленным обращениям.
Но мы не прощаемся с вами, мы говорим до новых встреч, ведь на смену старым форматам приходят новые решения,
и скоро мы будем готовы вам их представить.
Причины дезадаптации ребёнка в школе
Дезадаптация может возникнуть в любые переходные периоды: при поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю, смене школы или учителя, на фоне проблем в семье и школьных конфликтов или во время полового созревания.
Обычно к дезадаптации приводят сразу несколько причин. Вот лишь некоторые из возможных:
Мало информации. Ребёнок не представляет, что ждёт его в будущем, и теряется, когда оно наступает.
Педагогическая запущенность
Если у ребёнка недостаточно развиты внимание, память и интеллект, ему сложно сориентироваться в новых условиях.
Пробелы в знаниях. Если школьник долго не посещал школу и пропустил несколько важных тем, вернуться в привычный ритм будет трудно. Индивидуальные особенности психики
Гипервозбудимость, излишняя впечатлительность, фобии — всё это препятствует адаптации в школе.
Недостаток внимания. Если дома ребёнок предоставлен сам себе, он не учится контролировать поведение и не может подстроиться под школьные правила.
Гиперопека, напротив, купирует волю ребёнка — он не может принимать самостоятельные решения, которых требует школьная жизнь.
Перфекционизм. Попытки соответствовать завышенным ожиданиям взрослых приводят ребёнка к эмоциональному выгоранию и, как следствие, дезадаптации.
Индивидуальные особенности психики. Гипервозбудимость, излишняя впечатлительность, фобии — всё это препятствует адаптации в школе.
Недостаток внимания. Если дома ребёнок предоставлен сам себе, он не учится контролировать поведение и не может подстроиться под школьные правила.
Гиперопека, напротив, купирует волю ребёнка — он не может принимать самостоятельные решения, которых требует школьная жизнь.
Перфекционизм. Попытки соответствовать завышенным ожиданиям взрослых приводят ребёнка к эмоциональному выгоранию и, как следствие, дезадаптации.
<<Блок перелинковки>>
Физкультура. Нарушаются ли права ребёнка в данном случае?
Последний —
29 декабря 2022, 06:36 Перейти
17 сентября 2021, 14:16
17 сентября 2021, 14:18
17 сентября 2021, 14:20
17 сентября 2021, 14:21
17 сентября 2021, 14:22
17 сентября 2021, 14:24
Купите обычные спортивные штаны, Лосины в обтяг- это неприлично, вся писька наружи , только опозорите.
17 сентября 2021, 14:25
Почему стринги рановато? Тем более не каждый день, а только когда физ-ра. Можно еще бразилианы
17 сентября 2021, 14:35
А зачем было лосины покупать? Чем обычные спортивные штаны не устроили. Рановато в 6 классе жепу демонстрировать. Ты дочь что в протитутки готовишь?
17 сентября 2021, 14:36
17 сентября 2021, 14:38
Комплексы по поводу видимости трусиков у девочки действительно будут. Моя недавно через это прошла – мальчики в открытую высказывали всякие пошлости насчёт заметных трусов. Пришлось купить дочке стринги и все сразу утихли. Теперь на физру идёт в лосинах с гордо поднятой головой.
17 сентября 2021, 14:41
17 сентября 2021, 14:51
Это ф-ра в школе или стриптиз?
17 сентября 2021, 14:54
17 сентября 2021, 15:07
17 сентября 2021, 15:09
Всю жизнь на физ-ру ходили в лосиках ну кто-то в штанах, кто-то в лосиках, в основном это были одни и те же люди на разных уроках физры. А сейчас у нас в городе вообще типа форма – белая футболка, чёрные лосины длинные без вопросов
17 сентября 2021, 15:10
Министерство образования продвигает разврат среди детей?!!!
17 сентября 2021, 15:11
Почему в 6 классе стринги рано? Закрытые труселя по вашему под лосины больше подходят? Не делайте из дочки посмешище – купите ей стринги и лучше чтобы сзади там вообще ткани не было, а просто полосочка, они кстати называются “т-стринги”. Они не для пошлости придуманы, а чтобы не видно было через облегающую одежду и тогда девочка не будет комплексовать.
17 сентября 2021, 15:14
ты современных 13-леток видел? там такие коровы с ляхами и сисярами.
17 сентября 2021, 15:16
И что дальше? Этих коров до 16 лет трогать нельзя. Соответственно и демонстрировать пельмень и жопку тоже нельзя.
17 сентября 2021, 15:21
мне пофуй. все вопросы к коровам, которые их воспитали.
17 сентября 2021, 15:28
17 сентября 2021, 15:45
Можно купить спортивные штаны
17 сентября 2021, 16:07
Своей покупаю стринги на физру с 4-го класса и не только на физру, но и на лето. Есть на нее размеры.
17 сентября 2021, 16:23
17 сентября 2021, 18:32
17 сентября 2021, 18:33
18 сентября 2021, 08:44
Вы говорите дочка стеснительная. Так зачем вы покупаете стеснительной девочке лосины в облипку и выставляете ее в такой одежде на показ мальчикам? Где логика, автор? Купите шаровары если стеснительная.
18 сентября 2021, 09:01
18 сентября 2021, 13:49
19 сентября 2021, 10:40
19 сентября 2021, 10:42
08 января 2022, 00:06
21 января 2022, 00:31
23 января 2022, 00:38
Стринги для того и существуют, чтобы под тонкой одеждой трусы не было видно. Вопрос в том готова ли стеснительная девочка в 6 классе уже носить такое белье? Другой вопрос комфорта – что будет чувствовать девочка в таких трусиках? Чтобы в 6 классе и уже с полоской в попе, ну правда не знаю насколько это нормально.
23 января 2022, 20:34
23 января 2022, 21:39
Линии стрингов через лосины тоже видны, правда смотрятся более аккуратно. Но закрытые труселя вообще выпирают как колхоз.
24 января 2022, 20:48
О чём вы спорите? Если вы хотите, что бы линия трусиков была совсем не видна через лосины, тогда скажите своей дочке, что бы она трусы под лосины не одевала! Лосины надо одевать на голую попу и на голую пииску. И тогда мальчики не увидят трусики. Потому, что ваша сеснительная девочка будет совсем без трусиков! Вот такое простое решение вашего вопроса! P. S. Благодарить меня не обязательно!
27 сентября 2022, 16:12
Здоровье и развитие
Последний —
01 мая 2022, 22:14 Перейти
21 декабря 2021, 17:41
21 декабря 2021, 17:52
21 декабря 2021, 17:54
21 декабря 2021, 17:56
21 декабря 2021, 17:58
21 декабря 2021, 19:17
Пусть в туалете переодевается. Моей 11, но она в 6 классе и раздевалки у них всегда разные были.
Чулки она у Вас не носит?
21 декабря 2021, 19:54
21 декабря 2021, 20:52
Я не поняла, что за стринги в 3 классе?
21 декабря 2021, 20:54
Должна быть женская раздевалке. В детских садах даже раздельно делают а тут какой то бардак
21 декабря 2021, 22:19
Чего? Работаю в школе, по всем нормам у детей отдельные раздевалки. Не придумывай.
22 декабря 2021, 07:18
У нас в школе есть раздевалки НО НЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. Если у вас в школе это для всех, то вам повезло.
22 декабря 2021, 09:24
а чем НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ отличаются от других людей ?????не выдумывай
22 декабря 2021, 23:41
Такая ситуация во многих школах ( не выдумывай это про Вас!
23 декабря 2021, 07:14
Ничем не отличаются, но в школах так в многих сделано видимо считают что 1-4 класс маленькие еще чтоб стесняться, хотя я с этим не согласна. Т АК ЧТО САМИ НЕ ВЫДУМЫВАЙТЕ!
23 декабря 2021, 22:01
чего. мальчики и девочки раздеваются до гола друг перед другом во многих школах ? вы в своём уме ????? это на скрытую педофилию похоже
21 апреля 2022, 19:32
У меня тоже во всех школах в которых я училась, была отдельная раздевалка с 5 класса. Началку туда не пускали
Положения техники безопасности на уроках физической культуры
Уроки по физической культуре подразумевают вероятность получения различного рода травм, что накладывает на учителя дополнительные обязанности по обеспечению безопасности учащихся. Поэтому учитель должен ежедневно перед началом урока напоминать о ТБ на уроках, в зависимости от места, где проходит урок (спортивный зал, спортивный манеж, улица и т.п.), а также от тех видов упражнений, которые будут выполнять дети.
Вводные положения техники безопасности на уроках физической культуры:
- К уроку физической культуры допускаются дети, которые прошли полностью инструктаж по ТБ.
- На уроках по физической культуре могут заниматься только те дети, которые имеют необходимый уровень здоровья.
- Дети, которые имеют частичное или полное освобождение от занятий физической культурой, должны присутствовать на уроках и заниматься теоретическим изучением дисциплины.
- После болезни, для допуска к уроку физической культуры, ученик должен представить учителю справку из медицинского учреждения, где проходил лечение.
- Для занятий физической культурой ученики должны иметь специальную сменную одежду и обувь.
- На занятиях строго запрещено жевать жвачку, а также принимать пищу.
Техника безопасности на уроках физической культуры до начала занятий:
- Посещать уроки физической культуры ученик должны в специальной спортивной форме и обуви.
- Переодеваться на занятие необходимо в специально отведенном месте (раздевалке; мальчики и девочки переодеваются в разных раздевалках).
- В карманах спортивной формы не должно быть предметов, которые могут представлять опасность во время проведения занятия.
- Подготовка спортивного инвентаря к уроку осуществляется с разрешения и под руководством учителя.
- Во время занятий ученик должны точно выполнять все указания и команды учителя.
Инструкция по технике безопасности на уроках физической культуры во время занятий:
- Каждый ученик должен перед началом урока прослушать инструктаж по ТБ, только после этого он может быть допущен к уроку.
- Запрещено покидать спортивный зал или спортивную площадку без разрешения учителя.
- Запрещено самостоятельно выполнять упражнения и брать спортивный инвентарь без разрешения учителя.
- Во время выполнения задания находится на отведенном для этого месте (во время бега, бежать по своей дорожке; во время зарядки стоять на своем месте, на безопасном расстоянии от соседа и т.д.).
- При выполнении заданий (бег, прыжки и т.д.) минимизировать столкновения и падения (соблюдать дистанцию, не останавливаться резко, не менять траекторию и т.п.).
- Не выполнять упражнения на мокром полу или скольком и рыхлом грунте.
- Прежде, чем приступить к выполнению ряда упражнений (метание) убедиться в том, что в секторе броска нет людей.
- При ухудшении состояния или получения травмы, прекратить выполнение задания и обратиться к учителю.
Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий:
- Нельзя покидать спортивный зал или площадку до звонка.
- Убирать спортивный инвентарь только с разрешения учителя.
- Покидать место занятий спокойным шагом.
- В раздевалке вести себя тихо, не кричать, не мешать другим ученикам.
- После занятий обязательно вымыть руки с мылом.
Замечание 1
Во время занятий на улице, категорически запрещено покидать спортивную площадку, где проходит урок и тем более территорию школы.
Слайд 15ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РО в МОУ «Рыбницкая русская СОШ №11» 2003-2008ггНа
протяжении всех пяти лет регулярно проводились психологическая диагностика, а также срезы знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся по предметам.В обоих гомогенных классах уровень самооценки был выше, чем в смешанном классе.Выше был уровень мотива достижения успеха, ребенок больше верит в свои силы, не опасаясь насмешки со стороны. Положительный эффект в классе мальчиков: они показали, что могут быть ответственными, аккуратными и подчиняться дисциплине. В смешанных классах мальчики чаще оказываются «на вторых ролях» и совершенно не принимают активного участия в жизни класса. Мальчики и девочки вступают в начало подросткового кризиса в разное время. У девочек начало подросткового кризиса в основном пришлось на 6-7 класс, у мальчиков на 7-8. и обучение в гомогенных классах позволило им лучше справиться с этим возрастным кризисом.