Гендерное воспитание: особенности и различия

Как освободиться от гендерных стереотипов

На западе борьба с гендерными стереотипами обострилась до радикальных способов — многие ратуют за «гендерно-нейтральное воспитание», то есть воспитание ребёнка вне гендера. Считается, что ребёнок сможет самостоятельно выбрать гендер, когда подрастёт. 

Психологи относятся к гендерно-нейтральному воспитанию скептически: скорее всего, такой подход оставит ребёнка без границ, лишит его ориентиров и приведёт к эмоциональной нестабильности.

Альтернативный способ — воспитывать ребёнка как мальчика или девочку, но свободными от стереотипов. Вот несколько рекомендаций, как помочь ребёнку вырасти гармоничной личностью вне зависимости от пола. 

1. Подавайте пример

Работу с негативными установками о гендерном воспитании нужно начать с себя. Если папа часто готовит ужин или пылесосит квартиру, то у ребёнка не возникнет мысли о том, что уборка и готовка — «женские» обязанности. 

Сегодня обед готовят Лиза с папой, а мама с Петей идут за продуктами. Разделение обязанностей помогает эффективно выстроить быт. 

2. Позвольте ребёнку испытывать эмоции

Необходимо транслировать детям: я ≠ эмоция, я злюсь ≠ я плохой, я испугался ≠ я трус. Это путь запрета эмоций, который может привести к дисгармоничному развитию личности и отсутствию эмпатии, неумению проживать свои эмоции и правильно их выражать. Постоянное подавление эмоций может приводить к большому числу болезней, а также формированию абьюзивных черт характера.

‍ Плачь, если хочется. Я обниму и пожалею тебя. Проявлять чувства — это здорово.  Бояться — это нормально. Я всегда тебя защищу. Я понимаю, что ты злишься. Давай обсудим, что тебя разозлило?

<<Форма бесплатного курса>>

3. Позвольте ребёнку выбирать занятия

Не нужно запрещать какой-то кружок, потому что он «для девочек» или «для мальчиков». Пусть ребёнок пробует как можно больше. Какие-то занятия наскучат и отвалятся сами, а что-то станет делом всей жизни — не обрывайте сыну или дочери крылья.

<<Перелинковка2>>

У тебя всё получится. Ты добьёшься всего, чего захочешь. Если тебе нравятся точные науки, изучай их. Тебе могут нравиться танцы, а не единоборства. Выбирай любое занятие. 

4. Разрушайте гендерные стереотипы в играх 

Запустите Барби в космос или сделайте Человека-паука любящим отцом, который убаюкивает дочку. Покупайте игрушки, не глядя на гендер, — любому ребёнку может понравиться играть в машинки, куклы, роботов и детскую кухню, парикмахерскую и стрелялки.

Хорошо, сын, мы купим тебе детскую коляску. Ты сможешь нянчить в ней игрушки. Дочь хочет водить игрушечную машину — подарим ей на день рождения. 

Гендерное воспитание – что это

По своей сути, гендерное воспитание – это формирование у детей понимания об их половой принадлежности, а также об обычных моделях поведения женщин и мужчин. Обычно ребенок начинает осознавать свой пол в возрасте около трех лет. Со временем малыши понимают, что пол постоянен и измениться не может.

Иногда родители не придают особого значения психологическим и физическим отличиям мальчиков и девочек или принципиально их игнорируют. Нередко малышек одевают в брючки и курточки, а ребятам покупают меховые шубки. Поэтому не стоит удивляться, когда окружающие  путают пол ребенка.

То же самое касается и поведения детей. В любой детской группе есть бойкие девочки и нерешительные мальчики, так что ребенок хоть и знает, какого он пола, но порой имеет неправильное представление о том, как должны вести себя представители мужского и женского пола.

Нередко это происходит в семьях, в которых слишком авторитарная мама. Дети склонны копировать поведение родителей, и следствием искажения ролей в семье становится неуверенность и низкая самооценка мальчиков и девочек. Особенно опасно это для мальчишек, которые становятся боязливыми, нерешительными и могут быть объектом насмешек в компании сверстников.

Значение гендерного воспитания в дошкольном возрасте

Основы гендерных взаимоотношений закладываются ещё в детстве

Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.

Гендерная идентификация идёт постепенно по мере роста и развития детей

Как реализовать гендерное воспитание в различных возрастных группах? Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Игровой подход широко используется воспитателями, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель:

  • развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;
  • закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;
  • развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.).

Для реализации этой цели педагог ставит задачи:

  • образовательные;
  • развивающие;
  • воспитательные.

Многие сюжеты на тему гендерной идентичности можно почерпнуть в художественной литературе

К развивающему полю можно отнести:

  • упражнения на логику и умение классифицировать (хотя бы на примере предметов гардероба — кто какую носит одежду, обувь, головные уборы и проч.);
  • музыкальные и физические развивающие игры и т. д.;
  • задания на умение выделять отличительные признаки, которые у девочек и мальчиков проявляются во внешнем виде и одежде, поведении, интересах и т. д.

Разумеется, в соответствии с возрастной категорией формулировка задачи будет возрастать от простого к сложному. Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по картинкам, куклам и игрушкам, то в старшей уже стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д.

Воспитательным задачам отвечают задания на формирование отношений между детьми вне зависимости от их пола на основе доброжелательности и взаимопомощи, умение проявлять внимание и участие друг к другу

Родители как наглядный пример

С самого рождения ребёнок ориентируется в мире за счёт своих родителей. Он воспринимает их слова и поступки единственно верными и правильными. Именно поэтому они начинают повторять за тем, что видят. Так и гендерное воспитание начинается с родителей. Мать — эталон женственности, нежности и заботы, отец — символ мужественности, отваги, силы и защиты. При этом дети чаще всего смотрят на родителя своего пола.

Но важно смотреть не только на своё личное поведение, но и поддерживать тёплые, построенные на взаимном уважении отношения между супругами. Видя теплоту и заботу в семье, ребёнок, вырастая, будет стремиться к такой же обстановке дома

Мальчик будет искать жену под стать матери, а девочка мужа, похожего на отца. И относиться они к ним будут исходя из того, что видели в детстве. Поэтому даже если и происходят какие-либо ссоры необходимо их скрыть от малыша и избегать негатива, который может как-либо сказаться на нём в будущем.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание – это процесс взращивания в ребенке тех качеств и навыков, которые характерны для его пола.

Нужно отметить, что гендерное воспитание имеет три основных аспекта:

  • Когнитивный. Это самосознание ребенка, который знает, что он девочка или мальчик;
  • Эмоциональный. Это способность ребенка идентифицировать и чувствовать себя согласно своей половой принадлежности. То есть, ребенок чувствует себя девочкой или мальчиком;
  • Поведенческий. Это способность ребенка действовать в соответствии с ожидаемым от него гендерным поведением.

Вопрос о гендерном воспитании стал в последнее время особенно острым. Потому как, в силу крайней либерализации взглядов на многие вещи, и на воспитание детей в частности, стал подниматься вопрос о том, что гендерные роли в обществе начали меняться.

Многие мужчины в наши дни не стремятся к лидерству, не стремятся к продолжению рода и созданию крепких семей. Собственно, также как и женщины не стремятся быть хозяйками и хранительницами очага.

На что направлено гендерное воспитание

В первую очередь, гендерное воспитание направлено на то, чтобы позволить детям преодолеть трудности социализации в детском коллективе. В соответствии со своей гендерной принадлежностью, дети должны правильно самоидентифицировать себя как мальчик или как девочка. В случае не совсем верной трактовки собственного «я», перед педагогами дошкольных учебных заведений стоит задача скорректировать данное мнение ребенка и направить его действия по более правильному пути.

Но не стоит также забывать и об особенностях человеческого характера. Ровно как не стоит забывать о трех гендерных типах, таких как мускулинность, феминность  андрогинность. В соответствии с тем, какой гендерный тип преобладает в характере ребенка, можно уже делать определенные выводы, продумывать особенности воспитания и корректировать его поведение.

Мускулинность подразумевает «мужской» тип характера. Такие дети чрезвычайно напористы, упрямы, стараются выбиться в лидеры, могут брать ответственность за свои и чужие поступки, а также решать более трудные задачи.

Феминность подразумевает «женский» типа характера. Это мягкость, доброта, отзывчивость, сентиментальность и готовность утешить.

Андрогинность подразумевает смешение в разных или равных частях мужского и женского в характере. Такой ребенок может и в лидеры выбиться и пожалеть при случае.

Стремление к унификации в современном обществе влияет и на процессы обучения и гендерного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Согласно новы разрабатываемым программам, воспитание современных детей должно быть направлено на гендерное равенство в социальной и бытовой сфере, но без ущерба эмоциональной сферы гендерного развития.

То есть, современные дети, в свете данных учебных программ, должны уметь делать то, что умеют делать лица противоположных полов. Но, тем не менее, в общем и целом оставаться в рамках собственного пола. Девочки могут, к примеру, достигать определенных вершин в профессиональном спорте и осваивать сугубо мужские профессии. А мужчины же, в свою очередь, могут осваивать так называемые навыки самообслуживания, чтобы не только гвоздь в стену забить, но и поесть самому себе приготовить.

Полезные статьи:

Практические методы

Реализация гендерного воспитания в детском саду требует использования различных практических методов, которые могут способствовать формированию положительного гендерного самоопределения у детей. Вот несколько примеров практических методов, которые могут быть использованы в детском саду:

1. Равные возможности

Один из основных принципов гендерного воспитания — это создание равных возможностей для детей независимо от их пола. В детском саду можно проводить различные активности, которые позволят всем детям развиваться в соответствии со своими интересами и способностями. Например, проводить занятия по различным предметам, участвовать в спортивных играх и творческих проектах, где дети будут иметь возможность проявить свои таланты вне зависимости от их пола.

2. Ролевые модели

Одним из способов воспитания гендерного равенства является предоставление детям положительных ролевых моделей. В детском саду можно приглашать гостей, которые будут рассказывать о своей профессии и о своем опыте работы, в том числе и о предметах, которые традиционно считаются «женскими» или «мужскими». Такие встречи помогут детям расширить свои горизонты и позволят им видеть, что они могут выбирать любую профессию, независимо от своего пола.

3. Социальное взаимодействие

В детском саду важно обеспечить активное взаимодействие между детьми разных полов. Для этого можно организовывать групповые игры и проекты, где дети будут вынуждены работать вместе и учиться сотрудничать друг с другом

Такие занятия помогут развить навыки коммуникации и сотрудничества у детей, а также помогут ликвидировать гендерные стереотипы и предубеждения.

Все эти практические методы позволят детям осознать свою индивидуальность и уникальность, а также развить навыки, которые понадобятся им в дальнейшей жизни. Главное, чтобы все методы применялись с учетом возрастных особенностей детей и их гендерных предпочтений. Только в таком случае гендерное воспитание в детском саду будет эффективным и полезным для детей.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.

Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, бытует мнение, что «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки, и если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».  

Часто стереотипы основаны на устаревших общественно-политических нормах. Например, раньше женщины в некоторых странах не имели права голосовать, носить брюки или занимать руководящие должности. 

Ещё до XX века розовый цвет считался «мужским», а голубой — «женским». Но со временем мода и поп-культура перевернули всё с ног на голову, и розовый незаметно начали считать «девчачьим». До сих пор мальчика в школе могут пристыдить за розовую футболку.

<<Перелинковка>>

Стереотипы не помогают интегрироваться в общество, а только ограничивают мальчиков и девочек.

<<Форма демодоступа>>

Мальчики и девочки. Проблему гендерного воспитания обсудили педагоги детского сада № 101.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. В СП детском саду № 101 прошел семинар — практикум  «Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста». Целью данного мероприятия было повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ при планировании образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода к организации работы с мальчиками и девочками. Актуальность темы раскрыла воспитатель Ахметянова Сазида Фарвазовна которая обозначила проблему — если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными,    общественными и социальными ролями. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.  На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.           Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня» Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. В процессе семинара – практикума еще раз были озвучены требования к реализации гендерного  подхода в дошкольном образовательном  учреждении, изменениях образовательного процесса в соответствии с ФГОС. С особенностями развития мальчиков и девочек поделилась воспитатель Старцева Ирина Матвеевна, воспитатель Машкина Галина Кирилловна раскрыла суть социализации мальчиков и девочек в игре. У каждого педагога есть свои находки, педагогические «изюминки», которые смогут помочь другим воспитателям в работе с детьми. Опытом работы по применению дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам поделились воспитатели средней группы Жемела Анжелика Федоровна, Головских Светлана Борисовна. В заключение семинара-практикума педагогам была представлена возможность определить различия в развитии мальчиков и девочек, распределив их в соответствующие колонки

Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью, подводя итог семинара – практикума в каждой дошкольной группе было решено реализовать детско-родительские проекты «Птица семейного счастья», «СемьЯ»

Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье: консультация для родителей

Если в детском саду мальчики ведут себя в соответствии с женскими нормами поведения, а девочки с мужскими — нужно немедленно провести консультацию с родителями, чтобы исправить появившиеся проблемы и отклонения.

Роль родителей в гендерной социализации ребёнка

Родители играют основную роль в гендерной социализации ребёнка, с самого детства прививают своему отпрыску определённые нормы поведения, закладывают моральные ценности в общих понятиях.

Различия в воспитании девочек и мальчиков

Детские психологи утверждают, что нужно проявлять терпение по отношению к ребёнку, а также учитывать различия в моральных, общественных ценностях мужчин и женщин.

Различия девочек и мальчиков

Если в семье растёт дочка

Если в семье растёт дочь, маме нужно уделять особое внимание своему ребёнку. Именно она прививает девочке женские ценности, учит готовить, убираться в доме, показывает модели поведения правильной заботы о детях, развивает женственность

Если родители имеют сына

В данном случае основную воспитательную роль на себя должен брать отец. Он обязан прививать сыну мужские ценности, привлекать его к различным мужским работам по дому, обучать строительству.

Мальчика можно записать на спортивные секции, чтобы он приобрёл некоторые полезные навыки, смог постоять за себя, научился добиваться поставленных перед собой целей.

Воспитание ребёнка — сложная работа для каждой семьи. Стоит ориентироваться на круг интересов ребёнка, «содержание» его мыслей и желаний, а не заставлять его делать то, что интересно родителям. Гендерная самоидентификация играет важную роль в современном мире.

Только благодаря совместным усилиям педагогов и родителей можно воспитать полноценную личность. Нужно создать определённые условия для традиционного воспитания личности.

Когда начинать гендерное воспитание дошкольников

Уже с двухлетнего возраста ребёнок начинает познавать себя по половому признаку, кто он есть на самом деле — мальчик или девочка. Но если родители начинают мальчику говорить, какой он «пупсик», одевать в женскую одежду, а девочке говорят, что ты ноешь, как девчонка, будь стойкой и не распускай нюни, размазня, то тогда сознание у детей приходит в замешательство.

Некоторые родители совершают огромную ошибку. Бывает, что хотели родить мальчика, а родили девочку, хотели родить девочку, а родили мальчика, и в свете этого у родителей остаются непроизвольно свои предпочтения и отношения к тому образу ребёнка, которого они хотели родить. В более старшем возрасте, дошкольники уже понимают, кто есть дядя, кто есть тётя и, что дядя не может быть тётей, а тётя не может быть дядей.

Гендерное воспитание детей должно в обязательном порядке присутствовать в период интенсивного развития ребёнка, как в стенах детского сада, так и в семье, в особенности в старшем дошкольном возрасте. К осознанию этого общество подошло только лишь в последние годы.

У каждого ребёнка на психологическом уровне должно отложиться, что мальчик, когда вырастет, должен стать настоящим сильным мужчиной – кормильцем и хранителем домашнего очага, хозяином в доме, девочка должна вырасти настоящей женщиной – красивой и обаятельной, стать хорошей мамой для своих будущих детей.

Для того чтобы у детей возникли предпосылки и стремление к дальнейшему развитию в правильном направлении, должны быть созданы специальные условия, а именно вопросы гендерного воспитания включены в программы подготовки детских садов. На сегодняшний день пока еще Российское образование бесполое. Образовательные программы должны состоять из ролевых игр и постановочных сценок таких как: игры в папу и маму, сценки, где благородный принц спасает прекрасную принцессу. Игроки и персонажи в обязательном порядке должны соответствовать своему полу.

Таких примеров различного рода игр и сценок можно привести очень много. Детей нужно обучать правильно одеваться, объяснять, из чего состоит мужской гардероб, а из чего женский, объяснять, как должен выглядеть мальчик, и как должна выглядеть девочка и что им носить, должна соответствовать цветовая гамма их полу

Также очень важно детям давать нравственное и эстетическое воспитание по их половым различиям

Задачи гендерного воспитания

Образовательными задачами гендерного воспитания являются:

  • Воспитывать у детей положительное отношение и необратимый интерес к своему гендеру. Закладывать основы осознания собственных особенностей и восприятия их окружающими, учить строить своё поведение с оглядкой на реакцию людей вокруг.
  • Развивать у малышей представление о себе и прочих людях как о социальных и физических лицах, имеющих собственные достоинства и недостатки, типичные черты и индивидуальные особенности.
  • Воспитывать у детей хорошее отношение и интерес к окружающим людям.
  • Насыщать знаниями о своей семье, семейных реликвиях, традициях, роде, раскрывать основные функции семьи, как социального института и психологической группы.
  • Развивать эмпатию и чуткость, умение почувствовать настроение и состояние других людей и вести себя в соответствии с ними, научить управлять собственным поведением и эмоциями.
  • Углублять детские знания о смысле понятий «девочка» и «мальчик», о непременном делении людей на женщин и мужчин. Содействовать гендерной и половой идентификации, правильно реагировать на проявления полового развития у детей обоих полов.
  • Воспитывать толерантное отношение к разным гендерным социальным ролям, к допустимости их существования.
  • Закладывать основы будущих гендерных и социальных ролей, показывать особенности их исполнения.

Но гендерное воспитание необходимо не только для того, чтобы дети научились осознавать себя представителями одного из полов, но и для формирования в сознании малыша устойчивого понятия своего пола («Я мальчик» или «Я девочка», и это навсегда).В современном обществе важность гендерного воспитания стала заметно больше, поскольку его направление согласуется с общественной тенденцией, выступающей против того, чтобы у женщин и мужчин были лишь те преимущества, которыми их снабдил половой признак. Гендерное воспитание в дошкольных учреждениях направлено на то, чего так хотят большинство родителей

Чтобы мальчики не только могли продемонстрировать мускулы и несгибаемую волю, но чтобы они, в зависимости от ситуации, могли быть и чуткими, мягкими, проявлять доброту и заботу к окружающим людям, уважать близких и родственников. Женщины, в свою очередь, не теряя женственности, должны уметь выстроить карьеру и проявить себя.
Кажется, что в семье с самого рождения малыша налажено гендерное воспитание: как только родители узнают пол ребёнка, они физически и морально начинают готовиться к появлению сына либо дочери – покупают вещи «правильного» цвета и игрушки, соответствующие полу ребёнка. Но стереотипы в виде розовых колясок для девочек и голубых для мальчиков не имеют к гендерному воспитанию ни малейшего отношения.
В детском саду разнополое воспитание больше опирается на индивидуальные особенности каждого малыша, зависит от тех примеров мужского и женского поведения, которые ребёнок чаще всего наблюдает в семье. Зная об этом воспитательном моменте, многие родители полагают, что этого вполне достаточно, что ребёнок автоматически скопирует свою гендерную роль. Но трудность современных детей в том, что им сложнее самих себя воспитать. Хотя бы потому, что папа дома бывает редко, поэтому мама начинает ассоциироваться с обоими полами сразу. Бывает, что образца в виде папы и вовсе нет, случаются и прочие негативные примеры.

Воспитание по половому признаку

Мы живём в обществе, и чтобы гармонично сосуществовать с друг другом, были установлены определённые нормы. Гендерные различия — одна из таких норм. Она включает в себя социальные, физиологические, психологические и культурные особенности женщин и мужчин.

https://youtube.com/watch?v=d5xPkTcauPE

Цели:

  1. Понимание и принятие соей общественной роли.
  2. Урегулирование общения.
  3. Целенаправленное изучение навыков необходимых в бедующем.

Примерами такого развития являются детские игры. Девочки заботятся о куклах и готовят игрушечный обед. Мальчики строят из конструктора дома и катают машинки.

Понимания, с которых дети начинают различать гендерную принадлежность:

  • Первоначально ребёнок начинает различать пол по одежде, причёске и личным вещам. В три года он старается пародировать и придерживаться отличиям своего пола.
  • В пять лет ребёнок уже точно осознаёт свою принадлежность гендера и придерживается ее.

Важно учитывать характер ребёнка и не идти вразрез ему. Даже маленькая принцесса может быть по натуре своей сорванцом, а юный джентльмен милым тихоней

Каждый человек уникален вне зависимости от пола и возраста! Лучше не пытаться переделать, а дополнительно прививать и иные черты характера, тем самым воспитывая многогранную личность.

Гендерное воспитание детей

Теория гендерного воспитания состоит в том, что деткам уже в самом раннем возрасте нужно осознать их разницу по половому признаку. У мальчиков и девочек должны быть разные книги, мультфильмы и игрушки.

Существует определенная классификация детей по гендерному признаку. К какому типу будет ближе ваш малыш, зависит от особенностей его воспитания:

  • Ребенок маскулинного типа. Такие дети независимы, напористы и властны, не боятся отвечать за свои поступки и действия, в коллективе всегда стремятся к лидерству. Они часто спорят со взрослыми, нетерпимы и авторитарны в отношениях с ровесниками.
  • Феминный тип. Мальчики, которые к нему принадлежат, нередко имеют проблемы в общении. Дети феминного типа редко проявляют инициативу, они достаточно зависимы, осторожны и не стремятся к самостоятельности. Такого ребенка нужно постоянно поддерживать, хвалить, укреплять в нем веру в себя.
  • Ребенок андрогинного типа. Эти малыши гиперактивны, очень самостоятельны, часто достигают успехов в своих начинаниях. Такие дети не любят просить о помощи, стараются сами преодолевать трудности и нередко защищают слабых.
  • Дети недифференцированного типа. Они пассивны и не любят идти на контакт, не стремятся к лидерству и достижениям. Ярко выраженного стиля поведения у таких малышей обычно нет.

В настоящее время гендерное воспитание детей имеет определенные трудности. С самого рождения ребенка окружают в основном женщины: мамы, бабушки, воспитательницы, школьные учителя. Особенно негативно это сказывается на воспитании мальчиков.

При гендерном воспитании необходимо учитывать особенности каждого пола. Мальчики и девочки по-разному воспринимают любую информацию. Связано это со строением мозга человека: у девочек левое полушарие начинает развиваться раньше, поэтому они быстрее начинают говорить и в детстве лучше логически мыслят. Обычно они предпочитают общаться в небольшом кругу, в то время как мальчики уважают спорт, соревнования и не очень любят оставаться в одиночестве.

Учитывая, что дети по-разному воспринимают информацию, при воспитании девочек лучше опираться на слуховые методы, а мальчиков – на зрительные. Кроме того, у мальчишек движения рук тоже отстают примерно на полтора года. Поэтому играть с малышками лучше на социальные, бытовые темы. С ними можно рисовать, мастерить поделки, тогда как мальчики предпочтут активные занятия.

В воспитании ребенка очень важно учитывать гендерный аспект. К тому же, сейчас различия между полами часто стираются

Женщины порой зарабатывают больше, становятся жесткими, властными, мужчины же становятся ведомыми, предпочитая перекладывать проблемы на плечи жен. Чтобы малыш вырос самостоятельным и развивался соответственно своему полу, необходимо с детства прививать детям знания об их особенностях.

Тем не менее, нелепо требовать от ребенка того, чтобы от на 100% соответствовал вашему идеалу мужчины или женщины. Каждый малыш – это личность, и ваша задача состоит в том, чтобы помочь ему раскрыться, проявить свои лучшие качества.

Гендерное воспитание в детском саду:

В детском саду осуществляются различные практики, которые способствуют гендерному воспитанию. Воспитатели и педагоги стараются создать комфортную и инклюзивную образовательную среду, где дети имеют возможность свободно выражать свои предпочтения, интересы и эмоции.

Важным аспектом гендерного воспитания является предоставление детям широкого спектра игровых материалов, игрушек и книг, которые не ограничиваются жесткими стереотипами о половой принадлежности. Ребята могут свободно выбирать, с кем играть и какие игрушки использовать, без ограничений на основе их пола.

Детские сады активно работают над предотвращением принятия стереотипных ролей и предубеждений. Они проводят занятия и игры, которые позволяют детям осознать, что для выполнения различных задач необязательно придерживаться традиционных ролей, а каждый ребенок может открыто исследовать и развивать свои уникальные способности и интересы.

Воспитатели также обращают внимание на язык, который используется в общении с детьми. Они стараются избегать употребления слов и выражений, которые могут поддерживать гендерные стереотипы

Они активно пропагандируют использование нейтральных форм обращения и учат детей быть внимательными к нежелательным и оскорбительным формам общения.

Гендерное воспитание в детском саду играет важную роль в формировании основ равноправия и уважения к различиям. Многогранный подход к гендерной тематике помогает детям развивать свою самоидентификацию, самосознание и эмоциональную интеллектуальность, а также готовит их к активному участию в обществе без ограничений и стереотипов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: