Виды стресса
Существует два основных вида стресса. Краткосрочный, а также долгосрочный. Давайте рассмотрим каждый из них.
Краткосрочный стресс
Краткосрочный стресс, соответственно, длится на протяжении конкретного промежутка времени. Довольно небольшого. В рамках него, мозг принимает решение об активных действиях. Когда сталкивается со стрессовой ситуацией, решает, как поступить. Например:
-
Убежать.
- Ударить.
- Остановиться на месте. И не предпринимать никаких действий.
Также, мозг может активировать любой другой шаблон действий при стрессе. Он сделает это для того, чтобы защитить подростка. И чтобы его баланс чувств, эмоций был восстановлен.
Долгосрочный стресс
Долгосрочный стресс представляет огромную угрозу для организма. Особенно для подросткового. Стресс подобного типа практически невозможно побороть в одиночку. Поскольку реакции организма в это время начинают регулироваться очень хаотично. За их функционирование отвечает исключительно мозг. Заблокировать определенные реакции с помощью сознания становится невозможно.
Одна из главных частей нашего мозга, которая активизируется во время стресса — так называемая фронтальная кора. Она получила сильное развитие. И теперь применяется человеком для того, чтобы:
- Наблюдать за происходящим.
- Проводить анализ тех или иных действий.
- Решать, что делать в конкретный период времени. А также то, что делать после того, как определенная ситуация произойдет.
А еще, фронтальная кора помогает человеку строить планы. Продумывать свое будущее. Несмотря на это, у фронтальной коры есть и минусы. Она помогает организму создавать стресс в организме. И делает так, что эмоциональное состояние подростка становится хуже.
Как научиться управлять стрессом у детей и подростков
Эти стратегии могут помочь контролировать стресс:
- Спокойный сон. Сон необходим для физического и эмоционального благополучия. Эксперты рекомендуют спать от 9 до 12 часов в сутки для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Подросткам нужно от восьми до десяти часов в сутки.
- Упражнения. Физическая активность является важным средством снятия стресса для людей всех возрастов. Детям в возрасте от 6 до 17 лет рекомендуется уделять активности не менее 60 минут в день.
- Беседы. Разговор о стрессовых ситуациях со взрослым, которому доверяют, может помочь детям и подросткам взглянуть на вещи с другой стороны и найти решения.
- Свободное время для веселья и тишины. Как и взрослым, детям и подросткам нужно время, чтобы делать то, что приносит им радость. Это может быть неструктурированное время для игры со строительными кирпичиками или непрерывные часы занятий музыкой, искусством. Кроме того, в то время как некоторые дети с удовольствием перескакивают с одного занятия на другое, другим требуется больше времени на отдых. Найдите здоровый баланс между любимыми занятиями и свободным временем.
- Контакт с природой. Проведение времени на природе — эффективный способ снять стресс и улучшить общее самочувствие. Исследователи обнаружили, что люди, которые живут в районах с большим количеством зелени, меньше подвержены депрессии, беспокойству и стрессу.
- Письмо. Исследования показали, что письменное выражение своих мыслей может помочь уменьшить психические расстройства и улучшить самочувствие.
- Концентрация внимания. Подростки, которые научились осознанности, испытывают значительно меньше психических расстройств.
2 Гиперопека и чрезмерный контроль родителей
Часто бывает, что родители большую часть школьных обязанностей ученика берут на себя: вместе делают домашние задания, полностью контролируют учебный процесс своего чада, решают все школьные проблемы за него. Поэтому ребенок к подростковому возрасту просто не умеет принимать собственные решения, а обучение в средней и старшей школе требует определенной доли ответственности и самостоятельности ученика.
Также гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка, что в значительной мере сказывается на учебе, так как чаще всего родители переживают именно за нее.
Как помочь:
1 Проанализировать свое отношение к обучению подростка. Может, вы в чем-то перегибаете палку?
2 Быть для своего сына или дочери родителем, а не учителем.
3 Постепенно делегировать ответственность за учебу на него, обозначив четкие рамки ваших ожиданий к учебной деятельности подростка.
Для учащихся: памятка «Как бороться со стрессом»
ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»
Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!
- Признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой.
- Борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу. И не выплескивай ее на окружающих, так как рискуешь остаться один.
- Если случается что-то действительно из ряда вон выходящее и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: «Утро вечера мудренее!». Это означает — с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы.
- После отдыха приступай к решению проблемы. Не канючь, занимайся делом!
- Выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось.
- Твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее.
- Тебе плохо, попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!
- Помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше.
- Помогает поднять, настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно.
- Если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу- невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?
- И последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию — ищи решение!
Рекомендации по преодолению стресса:
- Необходимо делиться своими переживаниями.
- Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.
- Стараться высыпаться и правильно питаться.
- Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)
- Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, комплименты, хорошие дела).
- Не боятся плакать.
- Постарайтесь принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему).
- Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.
- Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.
- Развивайте навыки саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения.
Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.
- Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор.
- Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов и т.д.
- Для многих людей естественным и привычным способом является форма снятия напряжения – слезы.
- Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности).
- Выработка в организме активных психогормональных веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.).
«Когда человек в панике, он не способен сосредоточится на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход» (Д.Карнеги)
Источник
5 Неадекватные нагрузки
В данном случае возможны два варианта:
- чрезмерность нагрузки;
- недостаток нагрузки.
Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке. Оба варианта будут негативно влиять на стремление к знаниям и учебную мотивацию.
Как помочь:
1 Проанализировать нагрузку подростка, учитывая все дополнительные занятия и время, которое тратится на выполнение домашних заданий. Ежедневно должно быть не менее восьми часов на сон и не менее двух часов свободного времени, которым подросток распоряжается самостоятельно.
2 При необходимости оптимизировать нагрузки своего школьника.
Как избавиться от стресса
Когда ваш ребенок хорошо справляется со сложными ситуациями, укрепляется его вера в себя. Его организм становится более устойчивым и выносливым. Даем 5 советов, как родители могут помочь подростку избавиться от стресса.
Совет № 1. Выражать эмоции
Научите подростка распознавать свои эмоции и не бояться их проявлять. Ребенок не должен стесняться признаваться в любви, говорить об обиде, боли или страхе. Посмотрите вместе фильм или откройте книгу, развивайте с их помощью эмоциональный интеллект школьника.
Совет № 2
Переключать внимание. Что именно успокоит вашего ребенка в стрессовой ситуации? Это нужно знать, чтобы научить подростка отвлекаться
Спортивные секции или творческие кружки, киносеанс, семейный ужин — все это может снять стресс
Что именно успокоит вашего ребенка в стрессовой ситуации? Это нужно знать, чтобы научить подростка отвлекаться. Спортивные секции или творческие кружки, киносеанс, семейный ужин — все это может снять стресс.
Совет № 3. Просить о помощи
Объясните сыну или дочери, что просить о помощи — не значит проявлять слабость. Если вам удалось завести откровенный разговор и ребенок решил поделиться своими переживаниями, поддержите его. И не упрекайте этими минутами слабости в будущем.
Совет № 4. Готовиться к стрессовым ситуациям
Помогите ребенку подготовиться к встрече со стрессом. Подойдут квесты, школьные конкурсы, выставки, спортивные состязания. Также будут полезны настольные или компьютерные игры — они развивают логическое мышление, интуицию и учат детей общаться.
В книгах герои часто попадают в стрессовые ситуации и находят из них выход. Попробуйте придумывать такие истории вместе с ребенком и обсуждайте возможный выход из сложных обстоятельств.
Совет № 5. Правильно питаться и соблюдать режим дня
Все просто: чтобы бороться со стрессом, организму нужен запас энергии. Если подросток питается чипсами и газировкой, а по ночам смотрит сериалы, взяться ей будет неоткуда. Все необходимые витамины и микроэлементы приходят в организм с полезной пищей, а энергия накапливается во время отдыха.
В подростковом возрасте тяжело сохранять спокойствие и без стресса
Поэтому так важно научить ребенка справляться со сложными ситуациями и сохранять душевное равновесие. Тем более что стрессоустойчивость пригодится и во взрослой жизни
Попробуйте вместе учиться избавляться от стресса. Это поможет и вам, и вашему ребенку. А еще общение позволит вам понять подростка и стать ближе.
Использование игрушек антистресс
Пусть подросток присмотрится к специальным игрушкам формата антистресс. Они необходимы для того, чтобы дать подростку возможность расслабиться. Ничего, при этом, дополнительно не делая.
Единственное, что требуется от тинейджера — приобрести игрушку антистресс. Взять ее в руку. И начать жать. Негативные эмоции начнут уходить сами собой.
Йога
Йога — интересный способ для расслабления. В рамках нее, тинейджеру предстоит стоять в определенных позах. На протяжении нескольких десятков секунд.
Когда тинейджер будет стоять в позе, его тело будет расслабляться. Он будет прекрасно себя чувствовать. И получать удовольствие от процесса. Соответственно, уровень стресса будет снижаться.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика — простой и дешевый способ избавиться от стресса. В рамках нее, тинейджеру нужно сделать около пяти-десяти вдохов. А также выдохов. Они должны быть максимально глубокими.
Этого будет вполне достаточно, чтобы успокоить тинейджера. Сделать так, чтобы он начал чувствовать себя спокойным. И расслабленным.
Прогулки на природе
Общение с природой — это самое сильное лекарство от стресса и напряжения. Чаще бывая на воздухе, ты становишься здоровее, спокойнее и счастливее. Прогулки улучшают настроение, снижают тревожность, положительно влияют на работу мозга. Так что постарайся хотя бы полчаса в день проводить в парке, заповеднике, саду, горах, лесу, у реки или озера. Не сиди сутками в помещении, особенно в ясную погоду!
Во время прогулки не думай о проблемах. Просто внимательно смотри по сторонам. Отмечай оттенки, запахи, звуки. Полюбуйся красивыми цветами, насладись ароматом свежескошенной травы, понаблюдай за птицами и бабочками. Подставь лицо солнцу и почувствуй, как тебя наполняет радость!
1 Возрастные особенности
Подростковый возраст — это выход на новый уровень социальных взаимоотношений, поиск себя и своего места в социуме. Важным в этот период является общение со сверстниками, формирование собственных ценностей и жизненных целей, что усиливает стремление к эмансипации от взрослых и их влияния. Также происходят гормональные и физиологические изменения в организме, которые влияют на эмоциональную нестабильность подростка.
Поэтому стремление к академическому познанию отходит на второй план, что негативно сказывается на учебной успеваемости и отношению к школе.
Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам, и школьник уже на качественно новом уровне начинает проявлять интерес к знаниям.
Как помочь:
1 Спокойно говорить с подростком о необходимости учиться. Попробуйте вместе усилить учебную мотивацию. На этот возрастной период она может быть и внешней. Например, внешней мотивацией может стать возможность общения со сверстниками в школе.
2 Давать четкие и предсказуемые требования в отношении учебной деятельности. Учение — это его обязанность, результаты которой в этом возрасте лучше оценивать по школьной успеваемости. За ее невыполнение должны быть известные ему последствия. Например, в случае неуспеха отменяются прогулки с друзьями, и на это место ставятся занятия с репетитором.
3 Не подавлять самостоятельность подростка в принятии решений относительно школы. В этом возрасте нормально не выполнять часть домашнего задания (где-то учитель не проверяет, что-то можно списать, а может и «пронесет»), но это не должно влиять на успеваемость
Обращайте внимание подростка на последствия его решений
Доска вдохновения
На доску вдохновения можно поместить все, что тебя мотивирует, заряжает и окрыляет: любимые цитаты, важные слова, фотографии, рисунки, портреты людей, на которых ты равняешься, списки целей, памятные безделушки из поездок…
Тебе также понадобятся ножницы и клей, фломастеры, канцелярские кнопки, рама для объемной картины, пробковая доска или пенокартон.
Постарайся найти изображения, отражающие твои мечты, эмоции и цели. Вырежи картинки и цитаты из журналов, распечатай фотографии из Интернета. Запиши воодушевляющие высказывания. Добавь маленькие вещицы, которые для тебя важны. Приклей собранные материалы к доске и оставь сохнуть на ночь.
Вместо клея можно использовать канцелярские кнопки, тогда потом будет удобнее трансформировать доску: убирать детали, которые потеряют значение, и добавлять новые.
Когда все будет готово, повесь получившийся коллаж в своей комнате и каждый день вдохновляйся, рассматривая его.
5 тактик борьбы со стрессом
Кэрри Старбак, учительница из Великобритании, отметила, что современные дети стали чаще сталкиваться со стрессом, учебными перегрузками и прочими беспокойствами. Она предложила 5 эффективных тактик, которые помогут школьнику справиться со стрессом:
Глубже вникнуть в проблему. Стресс стал большей частью обыденной жизни, с ним сталкиваются абсолютно все люди. На него они реагируют как на опасность. Школьнику нужно рассказать о поведенческих, физических и эмоциональных признаках стресса: учащённом сердцебиении, неспособности сосредоточиться, чувстве одиночества, тошноте, отказе от пищи или, напротив, неконтролируемом переедании
Так им проще будет обнаружить стресс у себя и своевременно обратиться за помощью.
Больше внимания науке. Благодаря научным знаниям подросткам проще разобраться в своих ощущениях и не заострять внимание на психических расстройствах. В период роста человеческий мозг претерпевает большое количество изменений
Благодаря гормону кисспептину, воздействующему на миндалевидное тело мозга, отвечающему за управление эмоциями, переживания и ощущения становятся более интенсивными. Это заставляет подростков демонстрировать более эмоциональные и импульсивные реакции. Зная об этом, подростки, хоть и не смогут избавиться от стресса моментально, но смогут проще преодолевать отрицательные реакции и более осознанно принимать решения.
Ошибки – не беда. Когда человек делает ошибки и затем осмысливает их, его мозг развивается. Ошибки являются необходимым элементом обучения, хотя школьники продолжают их бояться. Им нужно показать, что ошибка – вовсе не всегда плохо, если ею уметь пользоваться, то она поможет стать лучше.
Не давить. В реальной школьной жизни директора школ, желая получить наилучшие результаты на экзаменах, начинают давить на завучей, те – на учителей, а последние – на школьников и их родителей. Это недопустимо, поскольку так старшие перекладывают свою долю стресса на учеников, вместо того чтобы помочь им сохранять позитивный настрой.
Беречь себя. В 2015 году медики исследовали здоровье работников образования и выяснили, что у 84% из них не менее двух лет наблюдаются различные психические отклонения. У 38% были депрессивные расстройства, у 60% — тревожные состояния, у 77% — стресс. Поэтому учителям рекомендуется делать перерыв в работе, чтобы проводить больше времени с семьёй и удерживать своё психологическое равновесие. Если преподаватель будет спокоен, то и его ученики также легче будут переносить школьную нагрузку.
Виды стресса
Американская психологическая ассоциация признаёт три разновидности стресса:
- Острый стресс, который встречается наиболее часто. Он является ожидаемым, если происходят определённые события. При этом, такой стресс может иметь положительную окраску (встреча со старыми друзьями, поездка на отдых), либо отрицательную (попадание в автомобильную аварию). То есть, появление этого стресса связано не с регулярно повторяющимися событиями, но такими, которые могут иметь определённую периодичность. Так, острым стрессом, случающимся один раз в год, является подготовка ученика к очередному учебному году.
- Эпизодический стресс возникает снова и снова за довольно короткий промежуток времени. Например, если в классе есть нерешённый конфликт, из-за которого одну или две недели, собираясь в школу, ученик испытывает стресс. Но, хотя этот конфликт и не решён на данный момент, у него есть явные перспективы в скором времени закончиться.
- Хронический стресс, который продолжается неограниченно долго. Если у ученика не исчезающее напряжение в отношениях с учителями и одноклассниками, от родителей и школьного психолога он не получает необходимой помощи, то его стрессовая ситуация может затянуться и стать постоянной со всеми симптомами хронического стресса. Такой ученик не сможет думать ни о текущей учёбе, ни о построении дальнейшей карьеры, у него блокированы все мотивационные устремления. Подобный стресс уже серьёзно сказывается на здоровье, может спровоцировать инсульт, проблемы сердца, онкологическое заболевание, поэтому здесь нужна медикаментозная терапия.
Почему ЕГЭ и поступление вызывает такой стресс
Стресс возникает у учеников по разным причинам, но все они сводятся к одному — ЕГЭ. Чтобы узнать, как справиться со стрессом во время экзаменов, разберемся с каждой причиной подробнее.
Давление родственников, друзей, учителей
Страх может возникать из-за постоянных напоминаний окружающих о том, как важно хорошо сдать ЕГЭ и какие могут быть последствия, если этого не сделать. Из-за напоминаний о сложности, ученики начинают много готовиться и перегорают
- Страх плохого результата. Стресс является следствием не окружения, а собственных мыслей. При постоянном обдумывании своих результатов может портиться настроение. И это только в лучшем случае.
- Отсутствие времени. Когда каждый день проходит в режиме бешенной многозадачности, рано или поздно в голове появляются вопросы о том, как справиться со стрессом во время экзаменов. Люди — не роботы, поэтому нельзя крутиться как белка в колесе, надеясь, что от этого не будет негативных последствий.
- Отсутствие личной жизни. Подготовку к ЕГЭ многие могут воспринимать как сидение дома за учебниками 24/7. Это возможная реальность, но неправильная. Как справиться со стрессом во время экзаменов? Нужно сохранять баланс между работой и отдыхом — это не только сбережет здоровье, но и улучшит эффективность.
- Страх самого экзамена. Выпускники могут бояться самого формата ЕГЭ: камеры, металлоискатели, поездка в другую школу и бланки, в которых нельзя ошибаться. Да, свыкнуться с этим тяжело, но можно.
Как формировать высокую стрессоустойчивость в детей и подростков (советы родителям)
Доверительное общение
Больше разговаривайте, задавайте вопросы, не относитесь к сказанному свысока. Расскажите о себе, что вас радовало или, наоборот, пугало, когда вы были в его возрасте.
Говорите о чувствах
Если вы испытываете раздражение, не думайте, что это остается незаметным. Дети достаточно точно умеют «читать» взрослых по мимике, жестам, голосовым интонациям. Учите подрастающее поколение собственным примером, проговаривайте свои эмоции. Например, во фразе «Я раздражаюсь, когда мне приходится повышать голос, чтобы ты меня услышал», есть правдивое чувство, а также причина, его вызвавшая. Но нет негатива относительно личности ребенка: «Ты меня раздражаешь».
Соотносите свои ожидания с желаниями и возможностями ребенка
Сколько историй о том, что мама хотела быть певицей и поэтому дочь усердно занимается вокалом, или отец мечтал «вырастить мужика», а мальчик тем временем тайно мечтает танцевать. Каждый из этих примеров смешон только до того момента, пока это не касается нас самих.
Роза не может стать ромашкой, а береза – сосной. Каждый человек обладает своими, присущими только ему склонностями и способностями. Пытаясь навязать их извне, вы рискуете вырастить несчастную, ничем не примечательную «серую мышь».
Делайте вместе «бесполезные» дела
Как часто вы слышали о том, что время надо проводить с пользой? Однако для нашей психики очень полезными оказываются именно бесполезные дела. Например, катание с заснеженной горки, лепка из пластилина, неспешная прогулка по лесу, посещение аквапарка, игра в бадминтон, раскрашивание картинок. Вспомните свое детство, разве вы сейчас мысленно возвращаетесь в то время, когда зубрили уроки или часами играли на фортепиано? Конечно, нет.
Самые приятные воспоминания – это веселые детские игры, приключения, запах бабушкиных пирожков или «организованный» налет на соседскую яблоню. Вспомнили? А теперь проживите эти чувства еще раз, но уже вместе со своими детьми. У вас не только появится колоссальный ресурс для «возвращения во взрослость», но и отношения в семье станут крепче, доверительнее.
Конечно, если мы говорим о детях и подростках, просто необходимо упомянуть о том, как развивать стрессоустойчивость в школьных стенах.
Советы школьному психологу (классному руководителю)
Тревожные признаки
А сейчас коротко о том, какие признаки говорят о том, что ребенок нуждается в помощи психолога:
Без видимой причины отказывается ходить в школу; Чрезмерно агрессивен или, напротив, удивительно пассивен, астеничен, безволен; Истеричен, капризен, демонстративен, пытается привлечь к себе внимание любыми возможными способами; Может быть жесток к другим детям или животным; Он одинок; Отказывается от общения; Слишком навязчив, лезет обниматься без причины, без опасения подходит к незнакомым людям, не чувствует личных границ в контактах со сверстниками и взрослыми. Выполнив такие непростые задачи, вы сможете быть намного спокойнее за свое внезапно повзрослевшее чадо
Выполнив такие непростые задачи, вы сможете быть намного спокойнее за свое внезапно повзрослевшее чадо.
Спешу также напомнить, что в воспитании очень важна личность взрослого, того, кто непосредственно проводит время с ребенком. Помните, дети часто не слушают нас, но повторяют за нами всегда. Если личность взрослого эмоционально неустойчива, тревожна, имеет низкий уровень стрессоустойчивости, то прочитай вы хоть миллион книг о правильном воспитании, хорошего результата не получиться.
Прежде чем научить ребенка эффективно противодействовать стрессам, научитесь этому сами
В достижении такой важной задачи вам поможет мой онлайн тренинг «Как справиться со стрессом, превратив его из монстра в помощника». Пройдя техники и задания тренинга, вы сможете не только стать более спокойны, но и научитесь воспринимать стрессовую ситуацию как новую возможность, а не как негативное переживание
5 признаков стресса у подростка
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, до 19 лет тревожное расстройство развивается у 3,6–4,6% подростков, а депрессия — у 1,1–2,8%.
Статистика ВОЗ по психическому состоянию подростков. Инфографика: Maximum Blog
Эти тревожные сигналы помогут родителям понять, что ребенок находится в стрессовом состоянии.
1. Неконтролируемый страх
Подросток неожиданно начал чего-то бояться. И дело не в боязни темноты или «кроватных» монстров, как в детстве. Что-то всерьез беспокоит ребенка: он везде закрывает двери и постоянно проверяет замки. Это говорит о стрессе.
2. Вспышки агрессии
Подросток, прежде доброжелательный и отзывчивый, стал грубияном. Не слушается, швыряет вещи, хлопает дверьми, замахивается на окружающих. Скорее всего, это не подростковый максимализм, а один из признаков стресса.
3. Смены настроения
Ребенок то обижается без причины, то веселится, то становится агрессивным. А иногда разговор со взрослыми доводит до истерики. Депрессия, подавленное состояние у подростков могут тянуться неделями — и это должно насторожить родителей.
4. Проблемы с учебой
О плохом психоэмоциональном состоянии подростка могут сказать и оценки в школьном журнале. Не всегда снижение успеваемости — это лень. Если ребенок начал плохо усваивать материал, забывать о домашнем задании, терять интерес и уставать на уроках — он находится в стрессе.
5. Чувство одиночества
Стресс у подростка может проявляться и в стремлении к одиночеству. Ребенок становится замкнутым, боится заводить новые контакты, избегает компаний и просто не хочет общаться.
Типичные ошибки любящих родителей, способствующие формированию низкого уровня стрессоустойчивости
Фразы: «Убери!», «Замолчи!», установки: «Всегда слушайся старших!», «В любой ситуации нужно быть вежливым!», «Уважай взрослых!» приводят к тому, что ребенок не учится оценивать ситуацию самостоятельно. Пока ребенок является дошкольником или младшим школьником, это качество невероятно удобно для родителя.
Будет это положительная или деструктивная компания, родитель уже не сможет повлиять на ситуацию.
Ложные угрозы
Например, «Если не перестанешь плакать, тебя заберет дядя-милиционер», «Мне не нужен такой капризный ребенок». Обманывать детей категорически нельзя в любом возрасте. Как только ребенок понимает, что вы его обманываете, он перестает реагировать на бессмысленные угрозы.
Нравоучения
«В нашей семье не может быть такого невоспитанного ребенка!», «Тебе должно быть стыдно!», «Когда я был маленьким, я себе такого не позволял». Ничего, кроме скуки, подобные беседы не вызывают. Необходимо помнить, что все нравственные качества формируются не нравоучениями, а атмосферой семьи.
Обидные прозвища
«Рева-корова», «Плакса-вакса» не только отталкивают ребенка, они еще и сообщают ему информацию, что его чувства и эмоции не важны, проявлять их стыдно, неуместно. Зажатые, невыраженные эмоции всегда находят выход в виде хронического страха, фобии. Подробнее о вреде невыраженных эмоций можно почитать в моей книге «Как разрешить себе сильные переживания, эмоции и чувства, не разрушая себя и окружающих»
Необоснованная похвала и критика
В разрез с гуманистическими тенденциями, принятыми в сегодняшней образовательной системе, могу со всей ответственностью заявить: незаслуженная похвала и необоснованная критика приносят серьезный вред развитию эмоционально-волевой сферы взрослеющего человека. Став старше, он будет зависеть от одобрения окружающих, делать все, чтобы получить это одобрение. Оценка любых событий, поступков будет им производиться через призму окружения.
Это не означает, что хвалить нельзя. Но ребенок, и, особенно подросток, должен самостоятельно уметь понимать, когда хороший поступок действительно является таковым.