История
В истории развития этого института можно различить два периода: до XVII века , когда целовальники исполняют свои функции самостоятельно, и после XVII века — когда они действуют под началом воеводы или вообще приказных.
До XVII века
Впервые целовальники упоминаются в Судебнике 1497 года , и затем в уставных новгородских грамотах Василия III . Под 1508 год летописец сообщает, что для избежания кривды на суде великий князь приказал тиунам судить с целовальниками, по 4 на каждый месяц. В первой половине XVI века , до совершеннолетия Грозного , города и уезд получают почти повсеместно право выбирать своих излюбленных людей, в том числе и целовальников, для губного дела, а с 1555 года вводится во многих местах земское самоуправление; деятельность целовальников расширяется, и они от своих избирателей за несение обязанностей получают подмогу, например, в уделе Владимира Андреевича, в Вышковском стане, по полтине с сохи. Целовальники в это время действуют самостоятельно или помогают земским, губным и другим старостам на суде, в поимке воров, разбойников, при сборе податей, торговых и таможенных пошлин, сдают эти сборы из наддачи на откуп и т. д.
Особенности должности
Должность целовальника существовала во всех землях Русского государства, она воспринималась как обязанность по выполнению общественно полезного труда. Такая должность могла возлагаться на посадских людей или крестьян. Посадскими людьми считались горожане, в обязанности которых входила повинность платить денежные или натуральные подати. В обязанности целовальника входил сбор денег на текущие государственные расходы, доставка собранных средств в казну и другие хозяйственные функции. Это выборная должность с определёнными налоговыми или юридическими функциями, также представители этой должности считались поставщиками спиртного в государственные кабаки.
Целовальников избирали для контроля над учреждениями, где они несли ответственность за финансовую и административную сторону работы. Целовальники могли назначаться при судах, тюрьмах и банях, чаще всего на данную должность могли назначаться по 2-3 целовальника одновременно. Были учреждения, где требовался большой финансовый контроль, и тогда на должности целовальника могли находиться до 15 человек сразу.
К обязанностям целовальника могли относиться такие обязанности как подсчёт средств, сбор или помощь при сборе налогов, покупка инвентаря или организация работы мельниц или бань, обеспечение справедливости на судебном процессе.
Порой обязанность целовальника была связана с опасностями, поскольку работа целовальника была не просто связана с финансами, а порой состояла в сохранении собранных средств с риском для жизни: «Да послал, государь, я холоп твой к тебе с целовальником з Бонданкой Гульковым подъёмных да шубных денег восемь рублёв без десяти деньги. И того, государь, Богданка целовальника литовские люди убили и казну твою государеву взяли».
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Речевые погрешности лексического уровня
—
Нарушение смысловой сочетаемости:
а)
влияние сходного по значению слова:
Стоит задуматься над теми поступками,
которые мы делаем (норма: которые мы
совершаем);
б)
влияние слова на основе смежности
явлений: Цены намного дешевле рыночных
(норма: цены ниже, товары дешевле); В
Старой Ладоге в результате раскопок
найдена мастерская литейщика, возраст
которой относится к девятому веку
(норма: существование ее относится
к девятому веку; возраст которой
одиннадцать столетий);
в)
влияние однокоренных и разнокоренных
паронимов: Как у вас проистекает сейчас
жизнь на телевидении? (норма: протекает);
Простыми образами неинтересно апеллировать
(норма: оперировать. Если учитывать не
написание, а произношение этих слов,
то, безусловно, можно говорить о их
звуковой близости);
г)
необычные сочетания с показателями
степени признака: Недобрали пятнадцать
тысяч литров молока, это очень достаточное
количество для большого ущерба в
хозяйстве (норма: вполне достаточное);
Прове’дены очень многочисленные
исследования (норма: многочисленные;
кроме того: проведены’);
д)
нарушение смысловой сочетаемости в
ряду однородных членов: В сборнике
подробно показано, какие события и
сложные
ситуации сложились за последние годы
в регионе (норма: события произошли).
— Ошибки, в
употреблении фразеологизмов:
а)
контаминация фразеологизмов: Мы этой
проблеме уделяем одно из первых мест
(норма: уделяем внимание, отводим первое
место); Деньги не играли никакой реальной
цены в этом обществе — все решал пост,
карьера (норма: деньги не имели цены;
деньги не играли роли);
б)
замена слова во фразеологизме под
влиянием сходства, смежности значений,
под влиянием созвучия, совпадения корней
и т.п.: Ленту первенства по дорожным
происшествиям в эти выходные завоевал
Нижний Тагил (норма: пальму первенства
завоевал; понятия «соревнования» и
«лента» связаны смежностью явлений);
в)
вставка слова во фразеологизм: У нас
вопрос встал таким ребром: либо увольнение,
либо вынужденные отпуска (норма: вопрос
встал ребром);
г) полная перестройка
фразеологизма: Состояние армии желает
лучшего (норма: оставляет желать лучшего).
—
несовмещение значения слова с контекстом:
По квотированию мест для инвалидов на
предприятиях мы должны встретиться с
администрацией и интерпретировать то
положение, которое складывается сегодня
(норма: выяснить положение; узнать, какое
положение складывается. Интерпретировать
— это «истолковать»); Политикам необходимо
уважать национальные чувства, парировать
между государством и личностью (норма:
лавировать. Парировать – это «отражать
удары, нападки»); Сегодня Рождество
празднуют католики, лютеране, англикане
и другие христианские деноминации (не
лучше ли было использовать не англицизм,
а привычное для аудитории обозначение
«конфессия»?).
Крючник
Так называли в XVIII — начале XX века наемного рабочего, который занимался переносом тяжестей. Для этого использовался железный крюк, который служил для подъема мешка или куля. Груз удерживался на седёлке, которая представляла собой опору с лямками из холста, надеваемую на спину. Рабочим приходилось переносить тяжести, которые под силу сегодня только тренированным штангистам. Вес мог достигать двухсот килограммов. Естественно, такие нагрузки не проходили бесследно – из-за дикого напряжения мышц и давления на позвоночник у людей образовывались грыжи, страдал опорный аппарат, возникали сильнейшие хронические боли. Часты были случаи, когда крючник терял равновесие и падал, в том числе и в воду (при разгрузке товарных судов), что приводило к травмам, сотрясениям мозга, увечьям. Такая работа приводила к тому, что к сорока годам крючники становились «развалинами», а многие получали инвалидность. Почему же несмотря на риск люди выбирали эту профессию? Все дело было в деньгах, поскольку при активной деятельности и благоприятных погодных условиях заработок крючника был весьма велик и достигал 5 рублей в день. К сожалению, когда лил дождь, мела метель или дул ураганный ветер, то есть погода не подходила для погрузочно-разгрузочных работ, крючники проводили свое время в трактирах, где благополучно пропивали тяжело заработанные деньги.
Кого на Руси называли «целовальником», и почему девушки тут ни при чем
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первые документальные упоминания целовальников относятся ко временам Ивана III в XV веке. Как раз тогда Москва начинает активно превращаться в новый центр сбора русских земель. В связи с этим Великий князь издает первый московский судебник – всеобщий свод законов для подчиненных земель. Именно в судебнике впервые и упоминаются те самые загадочные «целовальники». И как уже можно было легко смекнуть, с поцелуями прекрасных барышень их деятельность не была связана от слова сосем.
Хотя работа целовальников и не касалась общения с прекрасными барышнями, попасть на такую работу все равно мечтал едва ли не каждый, во всяком случае во времена после Ивана III. Первоначально целовальниками называли тех, кто назначался общиной для проведения следственных и судебных мероприятий. Эти люди должны были выступать свидетелями обвинения, участвовать в арестах, а также присутствовать при обысках выступая в роли своеобразных понятых.
Теперь целовальником хотел быть каждый, ведь эти люди официально принимались на государственную службу. Им стали платить жалование. При этом функции целовальников значительно расширились. Отныне они также занимались сбором пошлин, податей и налогов. Как правило, выбирали таких «чиновников» на один год. В момент заступления на службу человек должен был расписаться в «крестоцеловальной книге», согласившись тем самым на то, что не будет брать взяток и воровать. Если же по истечению срока службы целовальника обнаруживалась недостача, то ее компенсировали при помощи конфискации из его собственного имущества или имущества всей общины.
Водовоз
Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.
Отношение общества к выражению
Выражение «заложил вечор у целовальника» является популярным и широко используется в разговорной речи. Оно имеет несколько значений и вариантов толкования, что вызывает различные реакции со стороны общества.
Во-первых, многие люди относятся к этому выражению с юмором и иронией. Оно вызывает улыбку и смех, так как звучит необычно и неожиданно. Многие шутят на эту тему, используя выражение в различных ситуациях, чтобы вызвать радость и развлечение.
Однако, есть и те, кто считает выражение неприличным и неуместным. Они считают, что такие слова и фразы не следует использовать в общественном общении, особенно при общении с людьми других возрастных групп или с разным уровнем культуры и образования. Такие люди удерживаются от использования подобных выражений и не одобряют их употребление в общественных местах или в формальных ситуациях.
Однако, в целом, общество к этому выражению относится несколько разрознено. Каждый человек имеет свое отношение и восприятие к подобным выражениям, в зависимости от своих убеждений, ценностей и опыта. Некоторые люди могут относиться к ним с пониманием и смехом, другие — с негодованием и неодобрением. Такое разнообразие мнений и реакций является нормальным и естественным явлением в обществе.
В целом, важно учитывать контекст и особенности ситуации, в которых произносится подобное выражение. В некоторых случаях оно может быть принято с юмором и радостью, а в других — вызвать негативные эмоции и неприязнь
Поэтому, необходимо быть внимательными к аудитории и уметь адаптироваться к конкретной ситуации, чтобы избежать нежелательных недоразумений или конфликтов.
Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова
Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.
«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений. Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.
Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля». Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса. Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.
Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний. Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы». Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).
Стихотворение приобрело широкую народную популярность. Его слова были положены на музыку. Многие фразы и выражения стали крылатыми, утратив связь с источником. Патриотическая идея отдать жизнь за Москву вновь прозвучала в годы Великой отечественной войны. На этот раз советские войска смогли выполнить завет великого поэта и «клятву верности сдержали».
Как целовальники стали барменами
Большинство крестьян не были готовы смириться с тем, что им запрещено делать спиртные напитки и пытались продавать их из-под полы. Чтобы ограничить нелегальное распространение алкоголя, Иван Грозный возложил на целовальников, которым безоговорочно доверял, новую обязанность — следить за кабаками, чтобы там всегда был порядок (то есть никакого воровства и драк), контролировать, чтобы наливали только сертифицированный государственный спирт, и ловить тех, кто пытался продать свой нелегальный алкоголь. Если выражаться современным русским языком, то целовальники в одночасье стали бар-менеджерами, которые контролировали работу заведений. Поэтому начало барной индустрии на территории России лежит именно в истории целовальников.
У каждого целовальника был определенный финансовый «план», то есть своего рода KPI которые они должны выполнять ежегодно. Государство решало, сколько денег они могут заработать на продаже алкоголя за 12 месяцев и сколько обязаны передать в казну. Если целовальник не выполнял план, то он выплачивал долг из своего кармана. Поэтому за порядком в баре каждый менеджер времен Ивана Грозного следил крайне пристально.
Тем не менее целовальникам было очень тяжело, потому что многие бояре и воеводы не выполняли постановление царя и приходили в кабаки со своим алкоголем. Высокопоставленные военные и чиновники едва ли прислушивались к служителям бара и пили свои напитки. И целовальники понимали, что таких гостей они не могут выпроводить, даже если они ведут себя неправильно. Следовательно, скорее всего, в конце года придется выплачивать долги из-за невыполненного плана.
Когда в 1917 году большевики приняли решение упразднить большинство профессий, целовальники тоже перестали существовать, потому что являлись прямыми подданными царя. По сути, на протяжении следующих 60 лет на территории современной России не было такого понятия как бармен или бартендер. Одним из первых знаковых советских барменов стал Александр Георгиевич Кудрявцев — он же одним из первых употребил этот термин применительно к сотрудникам ресторанов в СССР. В 1967 году Кудрявцев добился, чтобы мужчин, наливающих алкоголь в буфетах, начали называть барменами. Тогда министерство торговли СССР внесло в реестр специальностей эту профессию, ознакомившись с инструкциями и описанием должностных обязанностей и рабочего процесса, которые предоставил Кудрявцев. В 1978 году он издал книгу «Как работать барменом и официантом».
Общая информация
Целовальник — это своеобразный административный термин, который чаще всего характеризовал конкретную профессию. Это понятие существовало на Руси с 15 до 18 века.
Целовальниками становились такие работники или общественные деятели (сродни современным налоговым органам или чиновникам), которые целовали крест. Непосредственно во время этого процесса они приступали к обязанностям, так как давали клятву перед Господом. Это была своеобразная присяга, и нарушить данное слово, значит, предать Бога. Поэтому люди боялись поступать не по правилам.
Данная должность была избирательной. Не было конкретной профессии, которая бы ее характеризовала. Целовальники могли выполнять следующие процедуры:
- Собирать налоги. Они брали деньги с крестьян, после чего передавали их органам власти. Часть оставляли себе как посреднический процент.
- Искать и казнить убийц. На Западе в Техасе была подобная должность, когда за голову преступника назначалась конкретная цена. В России тоже такое было, хотя и не обрело популярность.
- Работать на таможне. Они брали плату за товар, который провозили через конкретное место.
Таким образом, никакой конкретики в отношении данной должности не было.
Архив
Благодаря усилиям шведского слависта Шёберга удалось хорошо изучить работу целовальника при банях. Он документально подтвердил, что баня управлялась четырьмя целовальниками, в обязанности которых входило взимание платы за посещение бани, обеспечение её всем необходимым и найм плотников или каменщиков для поддержания состояния бани. В архивных документах Шёберга сохранилось упоминание о двух целовальниках: Трофиме Скорняке и Григории Поганкине (Поганка), которые работали при банях, вели доходы и расходы, закупали дрова, платили зарплаты и нанимали на ремонтные работы. Оба приступили к своей должности 19 сентября и работали на ней вплоть до лета 1612 года.
Источники
- Лаппо-Данилевский , «Организация прямого обложения»
- Милюков , «Спорные вопросы финансовой истории Московского государства»
- Чичерин , «Областные учреждения в XVII веке»
- Градовский , «История местного управления в России»
- Сергеевич , «Русские юридические древности»
- ГАРФ , ф. 1911, оп.1, д.391, л.79
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Синонимы
Смотреть что такое «Целовальник» в других словарях:
ЦЕЛОВАЛЬНИК, должностное лицо в 15 18 вв. Отвечал за исправное поступление денежных доходов, участвовал в судебном и полицейском надзоре за населением. Избирался из посадских людей или черносошных крестьян, вступая в должность, целовальник давал… … Русская история
Продавец, кабатчик Словарь русских синонимов. целовальник сущ., кол во синонимов: 3 кабатчик (4) … Словарь синонимов
В Русском государстве XV XVIII вв. должностное лицо, избиравшееся из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения различных финансовых или судебных обязанностей; участвовал также в полицейском надзоре за населением. Вступая в должность … Юридический словарь
Должностное лицо в Русском государстве 15 18 вв. Избирался из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения различных финансовых или судебных обязанностей. Клялся честно выполнять их (целовал крест). Позднее целовальниками называли… … Большой Энциклопедический словарь
ЦЕЛОВАЛЬНИК, целовальника, муж. (ист.). 1. Продавец вина в питейных домах, кабаках. «Отец жалованье получит первым делом в кабак, целовальника с наступающим первым числом поздравить.» Салтыков Щедрин. «Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор … Толковый словарь Ушакова
ЦЕЛОВАЛЬНИК, а, муж. 1. В России 1518 вв.: должностное лицо, занимающееся сбором податей и нек рыми судебно полицейскими делами. 2. Продавец в питейном заведении, кабаке (устар.). | прил. целовальничий, ья, ье. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
Должностное лицо в Русском государстве 15 18 вв. Избирался из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения различных финансовых или судебных обязанностей. Вступая в должность, давал присягу (целовал крест, отсюда название). Наряду с… … Политология. Словарь.
Целовальник
— в России в конце XV XVIII в. выборная должность. Ц. впервые упоминается в Судебнике 1497 г. как лицо, участвовавшее в суде наместников и волостелей. Название произошло от церемонии вступления в должность дачи клятвы и целования креста. Земские и… … Энциклопедия права
— (иноск.) продавец вина; собств. присяжный человек, сборщик (присяжный целовавший крест) Ср. Соседний кабак торговал на славу. Целовальник с чувством принимал нищих гостей. И.Ф. Горбунов. Из моск. захолустья. 2. Ср. С утра стояли, устали, чай, да… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
А; м. 1. В России 15 18 вв.: выборное должностное лицо, собиравшее подати и исполнявшее ряд судебных, полицейских обязанностей (при вступлении на должность приносившее присягу целованием креста). 2. Ист. Продавец вина в питейном заведении, кабаке … Энциклопедический словарь
Книги
Хорошее житье , Николай Васильевич Успенский. «Целовальник с подстриженной бородкой, одетый в синюю суконную чуйку, распахнувшись и упершись левой рукой в свое колено, сидел за столом против своего приятеля, низенького мещанина, который… электронная книга
Целовальник — одна из самых загадочных древних профессий на Руси. Действительно, для обычного человека, не углублявшегося в историю страны и словообразований в русском языке прошлых веков, термин «целовальник» ассоциируется с чем-то лирически-любовным. Хотя это не так…
На Руси профессия под названием «целовальник» имела два значения, практически диаметрально противоположных друг другу.
Почему появилась такая профессия?
Целовальник — это профессия, которая бы обязательно появилась. Дело в том, что необходимо было создавать систему, которая займется сбором налогов. Но при этом требовалось минимизировать бюрократизм. Тогда и было принято решение выбрать сборщиков налогов среди общественных деятелей. Они вступали в свои права без конкретной оплаты труда.
Другое преимущество целовальников заключалось в том, что на сбор налогов не смог бы пойти человек безграмотный. Все люди уже умели читать, считать и писать. Поэтому государственным властям, для того чтобы налоговые сборы самостоятельно приходили к ним в руки, ничего не надо было делать. Так образовалась своего рода кооперация между общественными должностями и руководителями страны.
Питейное дело
Государственными чиновниками целовальники стали после Смутного времени, то есть примерно в середине XVII века. Изменились и их функции-деятельность целовальников в основном сосредоточилась на сборе налогов, податей и недоимок. Как чиновники, они подчинялись земским начальникам, а вот ответственность за качество своей работы несли самостоятельно. Власти требовали от целовальников, чтобы суммы сборов налогов, таможенных пошлин и недоимок в каждый последующий период были, по крайней мере, не меньше, чем в предыдущий. Если же целовальник не выполнял этого требования и поставлял государству денег меньше, чем в прошлый раз, то его ждал правеж — то есть на целовальника ложилась сумма недоимки как личный долг. И он сам должен был вернуть недостающие деньги — любым способом. Чтобы понудить целовальника сделать это, его били батогами. Если же это не помогало, целовальника отдавали в рабство, где он бесплатно работал до тех пор, пока не отрабатывал возникший долг.
Поэтому в то время должность целовальника не пользовалась большой популярностью. С одной стороны, на этой должности можно было нажиться, собирая податей больше, чем требуется. Законная часть отдавалась властям, остальное целовальник совершенно официально забирал себе и мог жить безбедно. А с другой стороны, можно было и в рабство попасть.
Профессия целовальника в первом, древнерусском, суровом понимании этого слова исчезла к началу XIX века, когда в российском государстве сформировались профессиональные властные органы по сбору налогов, таможенному сбору и по исполнению судебных решений. Все эти функции отошли соответствующим департаментам.
А вот термин сохранился. Начиная с этого времени целовальниками стали называть владельцев кабаков и трактиров. Дело в том, что в России XIX века существовала и жестко контролировалась государственная монополия на производство и торговлю спиртным. А значит, человек, решивший открыть трактир, должен был получать у государства, как теперь говорят, лицензию. При этом он клялся не разбавлять водку в своем заведении и в подтверждение слов… тоже целовал крест.
Кстати, термин дожил вплоть до советских времен. Последнее упоминание о целовальниках встречается в перечне профессиональных болезней, утвержденном ВЦСПС в 1924 году.
Повторюсь: сам термин исчез, но именно с целовальников в России ведут начало многие государственные структуры — судебные приставы, таможенные и налоговые органы. Хотя могу допустить, что сами они об этом не знают.
Целовальник — это самая странная и загадочная профессия, которая когда-либо существовала на Руси. Данное название способно кого угодно ввести в заблуждение. Причем путаются не только неискушенные в знании языка люди, но и различные писатели, критики, некоторые общественные деятели. В действительности это профессия, которая была на территории России в 15-18 веках. За всю историю своего существования она претерпевала изменения, поэтому ее определение менялось. Это еще больше вводит в заблуждение.
Кто такой целовальник? Рассказываем, почему им хотел стать каждый на Руси
Никакой романтики, речь о деньгах и вине.
«Морозко»/Киностудия им. М. Горького, 1964
Странное слово «целовальник» в современной речи почти не встречается, а вот классики русской литературы его иногда употребляют. Слово ассоциируется с каким-то чересчур нежным и любвеобильным человеком, но на самом деле с поцелуями оно связано косвенно. Расскажем, кем на самом деле были целовальники и что входило в их обязанности.
Целовальники — лучшие люди общины
Первое документальное упоминание целовальников появилось в конце 15 века в своде законов, составленном при Иване III. В то время Москва стала центром государства, объединившего многие области. Но в каждом регионе действовали свои указы, тогда великий князь создал первый судебник — общий для всех свод законов.
В нем и появились новые чиновники — целовальники. Эти люди должны были выступать в качестве свидетелей обвинения, присутствовать при обысках, даже арестовывать людей. В это же время возникло понятие «губной целовальник» — от слова «губить», то есть арестовывать и привлекать к ответственности преступников.
Интересно, что первые целовальники не получали зарплату, а выполняли общественный наказ. На службу их выдвигали жители общины: выбирали лучших, достойных уважения и доверия. Народные избранники должны были принести присягу и поцеловать крест. Отсюда и пошло название — целовальники.
Целовальник — обеспеченный человек
Со временем полномочия целовальников расширились. Их перевели на государственную службу по сбору податей, налогов, таможенных пошлин. Те, кто назначался на должность на определенный срок (обычно на год), должен был не только поцеловать крест, но и расписаться в специальной крестоцеловальной книге — дать слово не брать взяток.
Если по истечении срока службы обнаруживалась недостача, целовальник должен был заплатить собственные деньги. В противном случае его ждала конфискация имущества. Поэтому в целовальники в основном выбирали зажиточных людей. С них проще было получить назад недостачу.
Обычно в целовальники шли ради личной выгоды или престижа. В связи с этим церковь отменила крестоцеловальную присягу: корыстные чувства и регулярные недостачи случались все чаще, и это портило репутацию священнослужителей, которые благословляли целовальников. Хотя присягу и поцелуй креста в 1681 году вернули, от потери репутации профессию это не спасло.
Целовальник — таможенник
Московское государство было поделено на области. За перевозку товаров из одной области в другую или амбарное место для хранения поклажи взимали пошлину. Всем этим занимались целовальники. Они проводили досмотр, взвешивали товар, распределяли точки торговли.
Здесь тут же расцвело взяточничество — купцам было выгодно договориться с целовальником, чтобы платить небольшую пошлину и получать самые выгодные места.
Кабацкий целовальник
Со временем целовальники стали делиться на четыре класса:
Кабаки открывались только при таможнях, поскольку у государства была монополия на продажу спиртного. Целовальник же клялся на кресте, что не будет разбавлять вино, чтобы увеличить продажи. В обязанности такого целовальника входила поставка алкоголя, контроль качества и сбор денег за покупку напитков.
В произведении Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» упоминались специальные серебряные ковши, которыми награждали целовальников, отличившихся в продаже алкоголя:
Когда в России начала развиваться законодательная система, должность целовальника упразднили. Появились судебные приставы и работники таможни. Но вот владельцев кабаков продолжили называть целовальниками, хотя никакую присягу они больше не приносили и крест не целовали. Слово просто прижилось в народе, но с негативной окраской: алкоголь целовальники все-таки нещадно разбавляли.
Не удивительно, что слово «целовальник» ушло из нашей речи: чиновники больше не клянутся честно исполнять свои обязанности, целуя крест. Поэтому и назвать так сегодня некого. А жаль, слово колоритное и романтичное.
История слова «целовать»
Произошло от общеславянского корня *cělъ, который означал «целый, здоровый, невредимый». От него же произошли целый, целить, целитель и все однокоренные слова.
Как утверждается в этимологических словарях, слово возникло в древнерусском языке на рубеже XIII–XIV вв.
В древнерусском языке глагол использовался в нескольких значениях: «приветствовать», «приносить присягу», «преклоняться» и, собственно, «целовать» в том значении, в котором мы употребляем его сегодня.
В некоторых этимологических словарях утверждается, что современное английское whole, и немецкое heil, и русское целый восходят к одной общей индоевропейской основе.
Сначала «целовать» — это «желать быть здоровым, приветствовать». Затем — «целовать» (в связи с обычаем в знак дружбы, при словах приветствия и прощания прикасаться одновременно губами).
«Поцелуй» образовалось из формы 2 лица повел. накл. от «поцелова́ть». Сначала это глагол, а потом уже отдельное понятие.
Вероятно, что первоначальное значение сохранялось довольно долго. Мы его можем увидеть даже в словаря В. И. Даля, изданном в 60-х годах XIX века: Приветствовать или здравствовать целостно, всецело; посему цаловать, южн., зап. менее правильно, облобызать, приложиться устами, губами, чмокнув. Поцеловать крест, присягнуть. Припав, поцеловал родную землю.
Заключение
Таким образом, целовальники на Руси — это люди, которые выполняли определенные обязанности, входящие в концепцию профессии, которую они выбрали. Должность избирательная, никогда не было конкретики. После 18 века она утратила свою значимость, но оставила в недоумении многих современных историков. Ведь название административного термина нередко сравнивается с чем-то лирическим, любовным. Но на деле он не имеет никакого к этому отношения.
Целовальник
Целовальники
— должностные лица Московской Руси , выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название.
В истории развития этого института можно различить 2 периода: до XVII века , когда целовальники исполняют свои функции самостоятельно, и после XVII века — когда они действуют под началом воеводы или вообще приказных. Впервые целовальники упоминаются в Судебнике 1497 года , и затем в уставных новгородских грамотах Василия III . Под 1508 год летописец сообщает, что для избежания кривды на суде великий князь приказал тиунам судить с целовальниками, по 4 на каждый месяц. В первой половине XVI века , до совершеннолетия Грозного , города и уезд получают почти повсеместно право выбирать своих излюбленных людей, в том числе и целовальников, для губного дела, а с 1555 года вводится во многих местах земское самоуправление; деятельность целовальников расширяется, и они от своих избирателей за несение обязанностей получают подмогу, например, в уделе Владимира Андреевича, в Вышковском стане, по полтине с сохи. Целовальники в это время действуют самостоятельно или помогают земским, губным и другим старостам на суде, в поимке воров, разбойников, при сборе податей, торговых и таможенных пошлин, сдают эти сборы из наддачи на откуп и т. д.