«ща инстик чекну и го»

Пастораль

Основные черты и элементы пасторали

  1. главных героев, которые являются пастушками или простыми селянами;
  2. идеализацию природы, представленную часто как идиллическую и непорочную;
  3. идеализацию сельской жизни, где пастушки живут в гармонии и дружбе;
  4. простые сюжеты, часто связанные с любовью, счастьем и потерей;
  5. эмоциональность и романтичность, часто выраженные через отношения героев друг к другу и к природе;
  6. использование символов и метафор, чтобы передать глубокий смысл и эмоциональную силу.

Жанр пасторали имел большую популярность в литературе и искусстве XVII-XVIII веков. Он отражал идеалы гармоничной и простой жизни, руководствуясь противоположностью реальному миру, который был полон суеты и сложностей. Однако пастораль также может иметь более современные отголоски, отражая современные идеалы мира и настроения.

Что такое пастораль определение и зачем оно нужно?

Пастораль определение — это форма определения или диагностики, используемая в пасторальной работе, чтобы понять и помочь человеку справиться со своими духовными и эмоциональными проблемами

Это особенно важно в контексте пасторальной заботы о духовном здоровье и благополучии людей

Определение в пасторальной работе имеет несколько целей. Оно помогает пастору или духовному лидеру лучше понять обстоятельства, с которыми сталкивается конкретный человек, а также выявить корни его проблем и вызовов. Это позволяет пастору предложить соответствующую поддержку и руководство, чтобы помочь человеку найти источник излечения и осмысления своих болей.

Определение также полезно для самого человека, ищущего помощь, поскольку оно позволяет ему более четко определить и осознать свои потребности и проблемы. Это может помочь ему сосредоточиться на областях, которые требуют особого внимания, и развить более здоровые стратегии преодоления сложностей.

Пасторальное определение может быть проведено с использованием различных критериев и инструментов, таких как беседы, опросники, анкеты и анализ психологических тестов. Оно может также включать в себя учет духовных и нравственных аспектов, помогая лучше понять связь между проблемами человека и его духовной жизнью.

В целом, пасторальное определение является неотъемлемой частью пасторальной работы и помогает создать персонализированный и эффективный подход к духовному сопровождению и христианскому служению. Оно позволяет понять индивидуальные потребности и вызовы каждого человека и помочь ему достичь целостного и здорового духовного развития.

Демократизация литературного языка в творчестве А. С. Пушкина

В стихотворениях лицейского периода А. С. Пушкин использует незначительное количество слов и фраз, противоречащих стилистическим нормам Карамзина. А из просторечной лексики и диалектизмов поэт использует немногие слова (например, «хват», «ерошить волосы», «закадышный друг»). Но уже в поэме «Руслан и Людмила» наблюдается больший уклон к просторечию, чем это было допустимо нормами карамзинского стиля для произведений такого жанра.

Стихи поэмы стилизованы под фольклорную старину, что проявляется и в диалогах персонажей, и в авторском повествовании. В журнале «Вестник Европы» критик обвинил Пушкина в недопустимой демократичности и нелитературности языка. Таким образом, проявление даже очень умеренного языкового демократизма шокировало ретроградов. Однако Пушкина это не смутило, и он продолжил путь к демократизации литературного языка. С середины 20-х годов сфера народного просторечия в произведениях А.С. Пушкина значительно расширяется. В высказываниях поэта содержатся призывы к сближению литературного языка с разговорной речью. Именно «странное просторечие», по мнению Пушкина, является характерным признаком «зрелой словесности». Он советует молодым писателям читать простонародные сказки, чтобы «видеть свойства русского языка».

Пушкин тщательно подбирает слова и выражения из разговорного языка и не просто вводит их в ткань своих произведений, независимо стилистической направленности и жанра, но и делает народную разговорную речь основой национального русского литературного языка.

Пасторальное в современном обществе

В современном обществе понятие «пасторальное» приобретает особое значение и становится неотъемлемой частью нашей жизни. Пасторальное охватывает различные сферы нашего бытия, включая природу, социальные отношения, культуру и духовность. Оно направлено на создание гармонии и ритма в нашей жизни, помогает нам находить баланс между суетой и покоем.

Современное общество, ориентированное на быстроту и эффективность, часто подвержено стрессу и нервному напряжению. Поэтому пасторальное становится ценным инструментом для снятия стресса и восстановления внутреннего равновесия. Оно помогает нам пробудить в себе чувство гармонии с природой, позволяет проникнуться красотой естественных ландшафтов и взаимодействовать с ними в гармонии.

Пасторальное в современном обществе также способствует укреплению связей между людьми в социальной сфере. Оно способствует формированию сообществ и объединению людей с общими интересами, создает атмосферу взаимопонимания и поддержки. Культурные и художественные события с элементами пасторального обряда придают особую значимость общению и помогают укрепить нашу эмоциональную связь с миром.

Важным аспектом пасторального в современном обществе является его роль в развитии духовности. Оно помогает нам обрести глубину и смысл в нашей жизни, наполняет нас внутренней гармонией и позитивными эмоциями. Пасторальное направление в духовной сфере вдохновляет нас на поиск себя и истины, помогает нам обрести внутренний мир и покой.

В целом, пасторальное в современном обществе играет важную роль в создании гармоничного и качественного образа жизни. Оно помогает нам наслаждаться моментом, быть в гармонии с самим собой и миром вокруг нас, а также находить вдохновение и смысл в нашей повседневной деятельности.

История и развитие пасторалей

Первым знаменитым литературным произведением, относящимся к жанру пасторали, является «Буколики» Вергилия – римского поэта, жившего в I веке до н.э. В этих произведениях Вергилий описывает жизнь пастухов и поет о любви. «Буколики» Вергилия стали эталоном для всех последующих пасторалей.

В средние века пасторали были популярными среди рыцарей и дворянства. Они служили символом романтической любви и возрождали идеалы средневековой рыцарской морали. Также пасторали были широко распространены в поэзии античной эпохи и Возрождения.

В XIX веке пасторали стали отражать проблемы общества, его нравственные и эстетические идеалы. Особенно популярными были пасторали в русской литературе – произведения Пушкина, Лермонтова, Чехова и других великих русских писателей. Русская пастораль отличалась глубоким психологизмом и сильной эмоциональной нагрузкой.

В XX веке пасторали стали менее популярными, но их идеи и мотивы сыграли значительную роль в литературе этого времени. В современной литературе пасторалей можно встретить отдельные элементы и приемы, хотя жанр в чистом виде практически не используется.

Пастораль в литературе: примеры и особенности

Пастораль в литературе может принимать различные формы. Одна из наиболее известных форм пастораля – это пасторальная поэма. В этом формате произведения главными героями являются пастухи, певцы, флейтисты и прочие представители простого народа, которые живут в идиллической природной среде. Примерами пасторальных поэм могут служить «Аркадия» Виргилия или «Гиперион» Кейтза.

Пастораль в литературе также может воплощаться в виде пасторального романа. Главные герои таких романов обычно выходят из города и отправляются в сельскую местность, где они находят новое счастье и гармонию с природой. История любви и приключений простых героев часто является основной сюжетной линией пасторального романа. Примером пасторального романа может служить «Астрий» Оноре д’Юбер.

Однако пастораль в литературе не ограничивается только поэмами и романами. Пасторальные мотивы и образы могут встречаться также в лирике, драме и других жанрах. Например, эпизоды с изображением жизни пастухов и их взаимоотношений с природой можно встретить в стихотворениях Александра С. Пушкина или в пьесе Вильяма Шекспира «Как вам это понравится».

Жанр Примеры
Пасторальная поэма «Аркадия» Виргилия, «Гиперион» Кейтза
Пасторальный роман «Астрий» Оноре д’Юбер
Лирика Стихотворения Александра С. Пушкина
Драма «Как вам это понравится» Вильяма Шекспира

Пастораль в других видах искусства

Музыкальные произведения в стиле пастораль помогают более тонко и глубоко прочувствовать красоту окружающего мира. Им присуще отсутствие слишком громких, волнующих аккордов.

Ритм произведения не нарушается сильными шумами или интригующими переходами. Подобные композиции были написаны многими известными композиторами. Среди них отмечают такие личности, как: Бах, Вивальди, Бетховен.

Театральный жанр представлен операми в стиле пастораль, балетными постановками и пантомимами. В каждом из представлений были показаны сцены из пастушьей жизни на селе. Авторами опер в этом направлении стали А. Моцарт и К. Глюк.

Буколическая поэзия или сокращенно буколика, которая была известна с античных времен. В ней идеализированно были показаны сцены из жизни сельчан, удивительные пейзажи, освещенные солнцем и завораживающие своей красотой.

Литературные произведения, которые также относили к этому направлению, называли «Идиллией». Стихи, в которых были описания человеческих чувств, получили название «эклоги».

Влияние пасторали на современное искусство и культуру

Пастораль, как жанр и тема, оказывает значительное влияние на современное искусство и культуру

Она привлекает внимание художников, писателей и фотографов своим изображением идеализированной идиллической природы и человеческой гармонии с окружающим миром

В современном искусстве пастораль отражается в различных формах, таких как живопись, скульптура, литература, фотография и даже современное кино. Художники и фотографы стараются передать спокойствие, красоту и простоту пасторальных мотивов. Они изображают пейзажи сельской местности, где люди живут в гармонии с природой, пастухов с их стадами, сельских праздников и идиллической жизни в деревне.

Пастораль также находит свое отражение в литературе. Многие писатели создают произведения, в которых описывают идеальную природу и мир сельской жизни. В этих произведениях главными героями часто выступают пастухи, фермеры или простые сельские жители. Идиллические сцены и события создают атмосферу счастья, радости и спокойствия.

Культура также не остается в стороне от влияния пасторали. В музыкальной композиции можно услышать ноты, отражающие спокойствие и гармонию природы. Театральные постановки, балеты и оперы демонстрируют идиллические сцены и романтические отношения. Даже в мире моды можно заметить влияние пасторали, например, в использовании натуральных тканей, узоров в виде цветов и сельской символики.

Современное искусство и культура не только вдохновляются пасторальной темой, но и переосмысливают ее, адаптируя к новым контекстам и интерпретациям. Они провоцируют размышления о природе, об окружающем мире и о человеческой гармонии. Провидение пасторали в искусстве и культуре позволяет нам увидеть прекрасное в повседневной жизни и ценить простоту и гармонию в нашем окружении.

Смысл пасторали в современном мире

Пастораль, как жанр в литературе и искусстве, возник еще в древности и зачастую ассоциируется с изображением природы, пастушьей жизни, идиллии и гармонии. Однако, в современном мире, пастораль принимает новые формы и отражает изменение ценностей и взглядов общества.

Сегодня пастораль может быть рассмотрена как символическое представление идеала природы, мира и свободы

В современном мире, наполненном стрессом, суетой и современными технологиями, пастораль может служить противовесом и напоминать о важности взаимодействия с природой и ее сохранении

Одной из центральных идей, связанных с пасторалью в современном мире, является экологическое сознание. Пастораль помогает нам осознать наше место в природе и влияние, которое мы оказываем на нее

Это напоминание о том, что мы должны бережно относиться к окружающей среде, обращать внимание на экологические проблемы и искать пути их решения

Кроме того, пастораль в современном мире может быть связана с идеей эскапизма. В суматохе городской жизни и повседневных забот, пастораль становится средством отстранения от реальности и погружения в мир гармонии, красоты и спокойствия. Она предлагает возможность освободиться от стресса и насладиться природой и простотой земной жизни.

Кроме того, пастораль может служить и инструментом социальной критики. Она может отобразить разрыв между идеалом и реальностью, показать противоречия и проблемы современного общества. Пастораль может быть формой протеста против негативных аспектов современности и выражения стремления к более простой, естественной и гармоничной жизни.

В целом, смысл пасторали в современном мире может быть различным для разных людей

Она может служить отстранением от реальности, напоминать о важности экологического сознания, быть формой социальной критики или просто предлагать возможность наслаждаться природой и ее красотой. Каким бы ни был конкретный смысл, пастораль остается актуальным и важным элементом современной культуры и искусства

Определение пасторали

Пастораль — это жанр литературы, искусства и музыки, который романтизирует идею жизни в сельской местности и природной гармонии. Он украшает и идеализирует образ жизни пастухов, фермеров и простых сельских жителей.

Появившись в Древней Греции, пастораль была изначально связана с портретированием пастухов, которые вели свою жизнь на открытых полях и горных лугах. В течение столетий пасторали развивалась и преобразовывалась в зависимости от времени и культурных традиций.

Важным аспектом пасторали является идеализированное представление природы, которая часто рассматривается как земной рай, отличающийся от городской суеты и стресса. Природа в пасторале представляется мирной, спокойной и гармоничной, являясь источником вдохновения и обновления для героев.

Жанр пасторали также характеризуется простотой и непринужденностью в образе жизни героев. Они ведут простые сельские хозяйства, ухаживают за животными, работают на полях и наслаждаются простыми радостями жизни, такими как пение, танцы и игры.

В пасторали также обычно присутствует романтический сюжет, где главные герои испытывают любовь, ревность или страдания. Эти любовные истории обычно связаны с природой и красотой окружающей среды.

Жанр пасторали широко использовался в разных культурах и эпохах, и до сих пор его можно найти в литературе, искусстве и музыке. Он до сих пор вызывает чувства мира, спокойствия и стремления к гармонии с природой.

Известные примеры пасторалей

В мировой литературе и искусстве можно найти множество примеров пасторалей. Некоторые из них стали настоящими шедеврами и оказали значительное влияние на развитие жанра.

1. «Пастораль» Мона Лизы

Известный картина Леонардо да Винчи с изображением женщины в таинственной улыбке также можно считать пасторалью. Хотя это не классическая пасторальная сцена с пастухами и стадами животных, картина передает атмосферу спокойствия и гармонии с природой.

2. «Пастораль» Петра Галицкого

Национальное искусство также обогатило пасторальный жанр. Картина «Пастораль» украинского художника Петра Галицкого — романтизированное изображение хлеборобов в одной из украинских деревень. Яркие краски и мягкий свет создают атмосферу умиротворения и простоты жизни в сельской местности.

3. «Летний день» Жана-Батиста Грёза

Французский художник Жан-Батист Грёз известен своими пасторальными картинами, и в частности пасторалью «Летний день». Картина изображает молодую женщину, окруженную пастухами и овцами. Композиция и световые эффекты передают атмосферу спокойствия и наслаждения природой.

4. «Текстыц акынлар» Танрикельди Халитова

Казахстанская акынша — народная поэтическая традиция, которая также может быть отнесена к пасторальному жанру. Акыны и их песни описывают жизнь в степи, передавая красоту и мудрость природы, а также чувства и эмоции людей, живущих в сельской местности.

Это лишь некоторые из известных примеров пасторалей в мировой культуре. Жанр пасторали продолжает развиваться и вдохновлять художников и писателей на создание новых произведений, помогая нам воспринимать и ценить красоту и гармонию природы.

Почему спустя два века мы все еще считаем отметкой именно Пушкина? Получается, все это время его языковые принципы оставались актуальными?

По подсчетам Васильева , около 95% (из больше 21 тысячи по «Словарю языка Пушкина») использованных Пушкиным слов сохранили актуальность. Из них больше тысячи (6,6%) ушло в пассивный состав языка и используются для исторической стилизации. Николай Перцов добавил, что многие из этих слов сохранили написание и звучание, но расходятся по смыслу с современными:

«В современном литературном языке много отличий от языка пушкинского времени. И не только в тех словах, которые появились после Пушкина, но и в некоторых самых обычных. Под обаянием иллюзии нашего понимания мы иногда вкладываем не тот смысл, который видели авторы. Например, сейчас слово сволочь – ругательное. Тогда оно тоже могло употребляться как ругательное, но иногда означало людей низкого звания и не имело грубого оттенка. И образ такой: что-то сволокнутое с разных сторон.

Многое, что мы воспринимаем как тождественное тому, что было два века назад, на самом деле не полностью тождественно. Даже самые простые слова. Например, скука. Смотрим это употребление у Пушкина – вроде бы то же самое, отличий нет или есть очень мало, но это не так. Вот замечательный ученый Александр Борисович Пеньковский показал, что слово скука в пушкинское время и наша современная скука близки, но не совсем одинаковы.

Пастораль как термин музыкальной композиции: структура и характеристики

Структура пасторали обычно организована таким образом, чтобы передать идею растворения в природе и ее образности. Обычно пастораль имеет свободную форму и не строго придерживается классической сонатной структуры. В основе пасторали могут лежать различные музыкальные формы, такие как арьере-план или вариации.

Часто в пасторали используются особые инструменты, которые создают звуковые эффекты, напоминающие природные звуки. Например, флейта может имитировать пение птиц, а скрипка – звон колокольчиков. Такие звуки помогают передать атмосферу природного пейзажа и создают ощущение подлинности и живости произведения.

Характеристики пасторали также связаны с особым музыкальным языком и мелодикой. Пастораль может быть написана в мажорной тональности, которая ассоциируется с яркостью и радостью, либо в минорной, что придает произведению грусть и меланхолию. Гармония в пасторали обычно проста и непринужденна, создавая ощущение гармонии и естественности.

Пасторали могут иметь различные жанровые названия, например, сонату, концерт или сюиту. Они часто включены в оперы, симфонии и другие музыкальные формы. В зависимости от автора и стиля создания пасторали могут различаться в своем звучании и характере, но их общей чертой является стремление передать красоту и гармонию природы через музыку.

Определение и происхождение пасторали

Истоки пасторали восходят к древнегреческой и древнеримской поэзии. Древнегреческая пастораль относится к III веку до н.э., в то время как древнеримская пастораль была популярна во время эпохи Серебряного века Рима. Позднее пасторальное искусство возродилось в ренессансной Европе и стало частью литературных произведений, живописи и музыки, созданных такими художниками, как Титян, Лоренцо Лотто и Вольфганг Амадей Моцарт.

В зависимости от времени и места, пастораль может иметь разные формы и стили. Все же, безотлагательные черты включают идиллическую природу, описание сельской местности, романтизацию жизни пастухов и воспевание простоты и спокойствия. Жанр пасторали продолжает восприниматься как знак гармонии и мира и остается популярным в современном искусстве и литературе.

Пастораль: возвращение к природе

Пастораль — это художественный жанр, который призывает человека вернуться к природе и насладиться ее красотой и гармонией. Он возник в древнейшую эпоху, когда писатели и художники начали высмеивать идеалы городской жизни и обращаться к простоте и непосредственности природы.

В пасторали сильно развивается образ природы, ее мирные луга, живописные пейзажи, ручейки и горные вершины. Персонажи жанра пастораль обычно связаны с сельской местностью и занимаются скотоводством или скромными занятиями сельским хозяйством. Они представлены как простые и довольные люди, удачно укрытые от городских проблем и суеты.

В пасторалях обычно присутствует элемент эйдоса, которым является красота и спокойствие природы, идеальное райское место, где живут герои. Здесь они находят вдохновение и отдых, насыщаются энергией и гармонией. Писатели и художники часто используют яркие краски, чтобы передать привлекательность и величие природы.

Еще одной важной характеристикой жанра пастораль является непосредственное изображение природных образов. Герои пасторали не анализируют природу, они просто наслаждаются ею и восхищаются ее красотой

Это позволяет читателю или зрителю самостоятельно чувствовать и ощущать пасторальный образ.

Пастораль часто привлекает внимание к противоречивым аспектам отношений человека и природы, таким как индустриализация, урбанизация и экологические проблемы

Она напоминает нам о важности баланса и гармонии между человеком и окружающей средой

  1. Основные черты жанра пастораль:
  • Возвращение к природе;
  • Идеализированный образ сельской местности;
  • Успокоение и вдохновение от природы;
  • Непосредственное изображение природы;
  • Народные герои, связанные с сельской местностью.

Что такое пастораль в живописи

Художники пасторали наделяли особым значением ландшафт в своих произведениях. Каких принципов они придерживались:

  1. Красота окружающего мира не должна быть использована в качестве декора.
  2. Картина является отражением внутреннего мира художника и его настроения.
  3. В работе используются краски приглушенных, немного размытых оттенков.
  4. Люди, изображенные на полотне, сосуществует в гармонии с природой.

XV век

Картины, на которых были изображены лесные поляны, луга и овраги были не так интересны для публики, как работы в стиле пастораль. Неповторимые природные ландшафты требовали добавления деталей, свойственных новому направлению. При помощи фигур сельских жителей эмоциональная окраска любого сюжета становилась позитивной.

XVII век

Саския ван Эйленбюрх в образе ФлорыРембрандт

В Италии пасторальные идиллии создавал в XVII веке Клод. Среди работ голландских живописцев этого времени стоит выделить полотно «Саския ван Эйленбюрх в образе Флоры», над которой трудился Рембрандт. На картине изображена в красивой шляпе, украшенной цветами, будущая жена живописца Саксия.

Стиль барокко

В эпоху барокко тоже писали пасторальные сюжеты. На них были изображены:

  • нарядные дамы в окружении галантных кавалеров;
  • природные ландшафты удивительной красоты;
  • с мельчайшими подробностями прорисованные фигуры людей;
  • любовные сюжеты.

На картинах живописцы часто изображали придворных

Они уделяли особое внимание отношениям людей. Источником вдохновения становится близкая к идеалу женская фигура

Художники восхищаются красотой изображаемых женщин, они наделяют их возможностью покорять сердца каждого смотрящего на произведение искусства, над которым они работали.

Романтизм

Успешной считается попытка соединение в единое целое романтического направления со стилем пастораль. В работах художников начала XIX века можно увидеть:

  • спокойные, слегка приглушенные цвета;
  • приятную атмосферу;
  • отсутствие прямого освещения;
  • наполненные спокойствием и умиротворением сельские виды;
  • исторический контекст того времени, с которым можно познакомиться, разглядывая картину.

Развитие индустриализации в середине XIX века способствовало тому, что большое количество сельских жителей покинули место жительства и переехали на заработки в крупные промышленные центры. Интерес к стилю пастораль стал угасать.

Однако милые деревенские виды и идиллические сюжеты по-прежнему излучали красоту, одухотворенность, духовную свободу. Сюжеты картин будто бы были противопоставлены последствиям начавшейся индустриализации.

Значение пасторали в современной литературе

Пастораль — один из жанров, широко представленных в современной литературе. Он описывает идеализированный, гармоничный мир, образующийся за пределами городов и промышленных зон, в окружении природы. Пасторальные тексты сконцентрированы на рассказе о жизни в сельской местности, где главные герои взаимодействуют с природой и созерцают ее красоту.

У пасторали важное значение в современной литературе. Она позволяет авторам передать атмосферу покоя и гармонии, которые отличаются от суеты и стресса городской жизни

Пасторальный жанр также позволяет авторам и читателям отстраниться от современных проблем и насладиться простотой жизни на природе.

В современной литературе пастораль часто используется для передачи идеи о значимости природы и сохранении экологической равновесия. Она показывает, что природа является источником вдохновения, мудрости и целительных сил для человека. Пасторальные тексты часто содержат символический и философский подтекст, который позволяет автору выразить свои мысли о гармонии человека с природой и необходимости бережного отношения к окружающей среде.

В заключение, пастораль в современной литературе играет важную роль в передаче идеи о важности природы и покоя для человеческой жизни. Она позволяет людям отстраниться от суеты современного мира и насладиться простотой и красотой природы

Кроме того, пасторальные тексты часто являются замысловатыми и символичными, выражая философский подтекст и идеи об экологической ответственности.

А как Пушкин относился к заимствованиям и воздействию иностранной культуры?

Язык Пушкина формировался, когда высшее общество находилось под французским влиянием. Как указывал Виноградов, стык XVIII и XIX веков – это период стремления высших слоев сблизить средний стиль с западноевропейскими языками. Так пришли заимствования, которые приводили к спорам об их необходимости.

Ранний Пушкин много перекладывал из французского языка и встраивал варваризмы в произведения. В «Евгении Онегине» Пушкин использовал варваризмы из шести иностранных языков – английского, немецкого, французского, итальянского, греческого и латыни. Например, ростбиф, бифштекс, денди (в романе все три слова написаны на латинице), сплин, вист или боливар.

«Зависимость пушкинской прозы от «европеизма» сказалась всего больше в сфере отвлеченных понятий и в организованности синтаксиса, что составляло достоинство французской прозы XVIII века. Сверх того, повествование Пушкина не избежало некоторых стилистических фигур соответствующего французского жанра. Но все эти воздействия были восприняты Пушкиным через призму русского языкового строя и допускались по близости к естественным его свойствам».

На примере «Руслана и Людмилы» Орлов объяснил смысл заимствований нужной лаконичностью и требованием стиля: «Сохраняя свойственные им новообразования по французскому образцу, иногда даже противоречащие строю русского языка, Пушкин или считает их как бы неотъемлемыми принадлежностями риторического стиля, от традиции которого еще не освободился, или не избегает их потому, что эти новообразования удобны для стиха своей сжатостью».

Сейчас Пушкин и его авторитет используются как аргумент против избытка англицизмов в русском языке. Илья Иткин оценил, насколько это правильно: «Если уж противникам англицизмов необходимо ссылаться на какой-нибудь безусловный авторитет, куда лучше подошла бы личность друга Пушкина – Владимира Ивановича Даля.

Агрессивное «то, что»

– У меня такое чувство, что молодежь меняет и синтаксические модели тоже, и привычные слова появляются в неожиданных сочетаниях – например, «мы не про деньги».

– Это явная калька с английского – «we are not about money», и эта модель сейчас действительно популярна. Также все наверняка уже сталкивались с конструкцией «можно, пожалуйста», и это, видимо, уже закрепилось в языке. До последнего времени русское слово «пожалуйста» могло сочетаться только с повелительным наклонением: «дай, пожалуйста», «принеси, пожалуйста», «позвони, пожалуйста», но под влиянием английского языка это изменилось, и сейчас все дети говорят: «Можно мне, пожалуйста, хлеб» и даже не понимают, что тут такого.

Еще одна, более экзотическая конструкция – не могу сказать, что все дети употребляют, но, тем не менее, это довольно распространено: «Кто умеет в матан?» или «Кто может в матан?» – то есть «кто разбирается в математике»? Кстати, тут, помимо необычного синтаксиса, еще одно: «матан» в наше время был математическим анализом, а сейчас это и просто математика.

Еще один пример современных синтаксических изменений – печальная судьба союза «что». В последнее время это уже приняло размеры эпидемии, когда вместо союза «что» используется «то, что»: «не рассчитывала то, что», «спасибо ему то, что», «получилось так, то что я была по уши в долгах», «простите меня, пожалуйста, то, что я не позвонила», и так далее. Было очень заметно, что оно появилось в речи детей, потому что первыми начали массово жаловаться на это несчастное «то, что» именно учителя.

Это явление, которое страшно раздражает взрослых, потому что здесь мы прямо видим возрастную границу. Поэтому в соцсетях можно видеть, например, гневное открытое письмо к студентам Ксении Лученко, журналистки и писательницы, где она говорит, что читать «автор написал то, что» – это невыносимо», сердитую реплику литературоведа Дмитрия Бака: «Непристойно перебиваю речь людей, преимущественно помоложе, которые произносят что-то типа «я хочу сказать то, что». Зачем здесь «то»? Очень режет слух!» И если некоторые языковые изменения можно как-то разумно объяснить – например, распространившееся «можно, пожалуйста» явно говорит о влиянии английского языка, то другие события в языке не имеют никаких внешних мотивировок – так случилось здесь. Что-то сдвинулось в языке под влиянием разных факторов, и возник вот такой результат.

Много столетий союз «что» устраивал язык, и вдруг почему-то вместо «что» теперь говорят «то, что». Это интересная ситуация, потому что, казалось бы, с точки зрения принципа экономии усилий, конструкции должны сокращаться, а не удлиняться, но на самом деле в языке длинное сокращается, а короткое удлиняется (по этой модели трансформируется, например, выражение «на корточках», которое сначала превратилось в «на кортах», а потом стало звучать как «на кортанах»).

В случае с этим «то, что» мы наблюдаем любопытную вещь: некоторые явления, возникшие в подростковом сленге, в нем и умирают, надоедают подросткам, они их перерастают и забывают, а некоторые – особенно удачные – выходят за пределы подростковой речи и захватывают речь более взрослых людей.
Похоже, «то, что» имеет такую тенденцию, видимо, это очень прилипчивое языковое явление – есть вещи в языке, которые быстро прилипают, и от них бывает очень трудно отделаться.

Фото — фотобанк Лори

10 известных картин в стиле пастораль

Популярность романа «Аркадия» подтолкнула к развитию стиля пастораль в живописи. Одним из первых художников к этой тематике обратился итальянец Джорджоне.

Сельский концерт

На написанной им картине «Сельский концерт» изображены мужчины в обычной одежде того времени и обнаженные красавицы нимфы. Они будто бы являются плодом воображения изображенных на картине мужчин. Итальянским живописцам того времени было свойственно соединять реальную жизнь с придуманными образами, дополняющими ее.

Сельский концертДжорджоне

Авторство этого произведения оспаривается искусствоведами. Есть мнение, что автором пасторали является ученик Джорджоне итальянский художник Тициан. В любом случае, работа была одобрена восторженной публикой.

В течение длительного времени эта картина считалась образцом нового стиля в искусстве. Великий мастер и его талантливый ученик тесно сотрудничали в своем творчестве. Именно поэтому их рисунки имеют поразительное сходство.

Таитянские пасторали

Французский художник Гоген изобразил на своем полотне «Таитянские пасторали» живописный холм с благоухающей магнолией. Яркие краски картины помогают зрителю ощутить красоту жаркого лета на Таити.

Таитянские пасторалиПоль Гоген

Возле магнолии изображены две красавицы таитянки и большая рыжая собака. Вблизи виднеются два холма и уходящая вдаль тропинка. Полотно хранится в коллекции Эрмитажа.

Осенняя пастораль

Осенняя пасторальФрансуа Буше

На картине Франсуа Буше «Осенняя пастораль» молодой пастух кормит спелым виноградом свою возлюбленную Лизетту. Этот сюжет настолько понравился живописцу, что он написал еще две ему посвященные картины. Пастух и Лизетта со временем превратились в изящные фарфоровые статуэтки.

Пастораль

ПасторальК. Сомова

На картине К. Сомова «Пастораль» изображены две девушки, одетые в простую и опрятную одежду. Девушки решили отдохнуть на пригорке после похода в лес. Рядом с ними расположился верный друг и охранник пес.

Савояр с сурком

Савояр с суркомАнтуана Ватто

На картине Антуана Ватто «Савояр с сурком» изображен бродячий музыкант. Он путешествует с шарманкой и просит у людей милостыню. На шарманке лежит сурок, животное обнимает своего хозяина. Пейзаж за спиной савояра наполнен светом и красотой.

Качели

КачелиФрагонар

Прекрасная дама и ее галантные кавалеры изображены на картине Фрагонара «Качели». На заднем плане изображенная статуя амуров будто бы подчеркивает начало романтических отношений

Кого из кавалеров выберет дама — совершенно неважно

Похищение Европы

Похищение ЕвропыКлод Лоррен

На картине «Похищение Европы» французский живописец Клод Лоррен изобразил игру солнечных лучей, прозрачность воздуха и даль, застилаемую туманом. Сюжет, который художник раскрыл на фоне пейзажа, послужил основой для написания морской панорамы.

Царство Флоры

Царство ФлорыНикола Пуссен

На полотне «Царство Флоры» Пуссен собрал мифологических персонажей. На полотне изображены влюбленные пары. Каждая фигура, хотя это и не бросается в глаза, снабжена цветком, в который она превращается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: