Модные слова: как говорит молодежь
Молодое поколение в возрасте от 12 до 30 лет использует особый сленг, который позволяет выделиться из толпы, продемонстрировать свое превосходство, похвастаться умением быть в тренде. Среди частых слов используются: хайп, сорян, кринж и другие. Многим взрослым нужна реальная помощь, чтобы понять, что все это значит.
Модные фразы, употребляемые молодежью, пришли из английского языка. В качестве примера можно привести «бодипозитив» – социальное течение, которое сегодня активно используется. Оно означает принятие себя и положительное отношение к своей внешности. Слово является аналогом английского – body positive. В молодежном сленге встречается и такое понятие, как «бодишейминг» – это, наоборот, негативное отношение к внешности других людей.
Многие фразы пришли из компьютерного мира, различных игр. Молодежь, которая постоянно сидит в гаджетах, знает, что такое «свайп». Взрослое поколение называет его по-другому – провести пальцем по экрану планшета, телефона.
Кто ты в великой схеме школьных стереотипов?
Хорошо, класс начинается! Давайте изучим эти хорошо известные архетипы, которые стали такими знакомыми благодаря фильмам, телешоу и, конечно же, нашим собственным опытом.
Фанатик
В школьном фильме фанатик всецело отдается учебе, возглавляет шахматный клуб и, как правило, спасает положение. Они те, на которых все полагаются, когда речь идет о технических неполадках, конспектах и забавных ответах. Может, ты наш неизвестный герой школы — Фанатик!
Спортсмен
Спортсмены — это синоним популярности и спортивной активности. Футбол, баскетбол, регби — назови вид спорта, они овладеют им. Если идолы спортивных залов — это твои люди, или ты часто носишь тепловые куртки… возможно, ты спортивный спортсмен своей школы!
Школьный задира
Задиры — это мучители школы или просто непонятные дети? Если у тебя есть подкованность в запугивании или остры на розыгрыши, и ты умеешь командовать, то, возможно, ты взял на себя роль Школьного задиры.
Ломатель сердец
Замечал, как сердца всех трепещут, когда некоторые люди идут по коридору? Вот они — Ломатели сердец. Всегда вооруженные очаровательной улыбкой и аурой, которая заставляет сердце биться чаще, если ты обычно есть в списке тех, кто покорил сердца, то встречай Ломателей сердец.
Популярный
Представь танцевальные комитеты, крутые вечеринки и толпу поклонников. Да, мы говорим о Популярных. Ты можешь подружиться с почти любым человеком? Ты — душа каждой вечеринки? Высокие шансы, что ты очень обожаемый Популярный.
Привидение
Тихий, наблюдающий и больше времени проводящий на заднем плане — Привидение может быть множеством, но видят его немногие. Если тебе нравится держаться в тени и ценишь свое одиночество, то ты можешь отождествить себя с Привидением.
В дополнение к этому, наш тест включает другие архетипы, такие как комедийный шутник, творческий и глубокий художник, гениальный умница и правила нарушающий бунтарь.
Одна из этих ролей ждет именно тебя! Ты готов узнать, кто ты на самом деле в школе?
Вечные темы
– Есть ли в языке подростков разных поколений одни и те же понятия, определения, которые в разное время обозначаются разными словами?
– Есть несколько типов слов, которые обычно у каждого поколения свои – в частности, это слова со значением положительной и отрицательной оценки. В современном подростковом языке это слова «круто», «клево», «классно», «гламурно», «готично», причем некоторые из них живут долго, например, слово «клевый» как было сорок лет назад, так есть и сейчас, и хоть оно является и не таким модным, но сохраняется, или слово «классный», которое тоже никуда не делось.
Сыромятников в фильме «Доживем до понедельника»
А есть слова, которые уходят и остаются маркером определенного поколения. Скажем, в конце фильма «Доживем до понедельника» смешной герой Сыромятников подслушивает у кабинета директора, его стукают дверью, он потирает ушибленное место и говорит: «Законно приложили». Это самое «законно» современный человек может даже не понять – это значит «здорово». Это было слово 60-70-х годов, и «законный», «мировой», «мировецкий» – это те слова, над которыми смеялся Корней Чуковский и которые ушли из языка. В фильме «Дорогой мой человек» герои читают анкету Маркса и после каждого ответа героиня восклицает: «Колоссально!» Это «колоссально», которое тогда тоже выражало положительную оценку, сейчас почти не используется.
То же самое можно сказать о словах, которые дают негативную характеристику, и так же сейчас «отстой» меняется на «зашквар». Механизм здесь тот же самый, что действует в искусстве, когда что-то свежее сначала необычно, потом активно всеми используется, надоедает, и уже нужно что-то новое, особенно в молодежной речи, потому что там все меняется очень быстро: два года – и уже другая жизнь, ведь для ребенка два года – это огромный срок.
Такая же ситуация с еще одной группой слов – означающих то, что говорящему смешно. За несколько лет сменили друг друга «лол», «кек», «рофл». А вот «ржунимагу» – это уже относительно старое слово, из эпохи «Живого журнала», оно часто в нем употреблялось; для подростков это уже старье, как и «пацталом» (под столом – тоже от смеха). «Лол» (LOL) – это laughing out loud, то есть «смеюсь в голос». «Кек» – это звук смешка, то же самое. «Рофл» (ROFL) – почти то же самое, что LOL: rolling over the floor laughing – «катаюсь по полу от смеха». Когда надоел «лол», появился «рофл» и оброс производными: «рофлить», «рофляндский».
Очень характерны для подросткового жаргона, естественно, слова, связанные с человеческими отношениями, потому что любых подростков – и современных, и не современных – волнуют отношения, смысл жизни и всякие другие экзистенциальные вопросы.
«Форсить» или «форсить» – это не то «форсить», которое было в наше время, а что-то педалировать, продавливать (от английского to force), «флексить» – выпендриваться, «хоуми» – друг.
Особенно характерно слово «триггерить», которое очень модно. «Триггериться» – значит, что-то принимать близко к сердцу, а «триггерить» – задевать за живое, «триггер» – это то, что проявляет какую-то старую рану или что-нибудь еще. Мне кажется, что слово «триггерить» так популярно не случайно: если мы посмотрим на современную культуру, в ней очень модна тема детской травмы, копание в психологии и так далее, поэтому в слово «триггерить» очень хорошо встраивается сама идея, что есть какая-то вещь, которая пробуждает в человеке тяжелые воспоминания, старые травмы и так далее, это все в очень модном контексте.
Весь этот сленг нужен, в частности, для обсуждения очень серьезных проблем, в том числе, кстати, и политических. Вот, например, популярное слово «диссить». Оно из рэперского сленга, в рэпе есть такой жанр – diss (от английского disrespect) – сознательное унижение и принижение соперника. Разумеется, это употребляется в более широком значении. «Не надо меня диссить», «что ты меня диссишь?», и даже можно видеть такой заголовок в СМИ: «Навального диссить не планирую» – и без контекста непонятно, то ли это про рэп, то ли уже про жизнь. И получается, что этот сленг хорошо приспособлен для обсуждения серьезных проблем, что можно очень часто видеть в интернете.
Как ответить на оскорбление и грубость: примеры остроумных фраз (40 вариантов)
Теперь давайте посмотрим примеры, которые помогут достойно ответить на оскорбление и грубость. Мы собрали 40 остроумных, грамотных и красивых ответов на хамство.
Как ответить на оскорбление — примеры фраз:
- Я не понимаю, что ты сейчас говоришь. Я не говорю на абсурдном языке.
- Лицо поправь — пафос потек.
- Я вижу, что ты очень стараешься, пытаешься задеть меня, но, извини, все зря. Мне жаль.
- Попробуй придумать что-то про мои уши. Мне всегда казалось, что они слишком большие.
- Я бы сейчас засмеялся (-лась), если бы ты смешно пошутил. Попробуй еще раз.
- Громкость речи не придает смысла и весу словам — как говорил ерунду, так и говоришь
- Смотрю на тебя и понимаю, что твоя голова всего лишь декоративное приложение к телу.
- Не переживай, когда-нибудь ты обязательно скажешь что-нибудь умное и смешное.
- Если мне понадобится совет, я обязательно вас разыщу.
- Смех без причины — признак блондинок и идиотов. Чтобы убедить меня в первом, для начала сбрей сою щетину и бороду
- Никому здесь не интересны твои комплексы. Оставь их себе.
- Тебе нужно тренировать свое чувство юмора. Оно еще в зачаточном состоянии.
- Даже не знаю, чем тебе помочь. Отдать тебе пустые бутылки?
- Ты прямо человек анекдот. Правда неудачный.
- Ты из принципа игнорируешь здравый смысл?
- Похоже ты тупиковая ветка эволюции.
- Я не знаю, что ты ешь, но это делает тебя тупым и неприятным типом.
- У вас всегда такая скудная фантазия или просто сегодня день неудачный?
- Я бы тебя послал (-а), но вижу — ты и так оттуда.
- Мозг человека на 80% состоит из жидкости. У многих — из тормозной. А некоторым еще и конкретно не долили.
- Давай заключим сделку: ты не говоришь обо мне ложь, а я не говорю о тебе правду.
- Лучше умно молчать, чем тупо говорить.
- Шути тише, а то мне стыдно.
- Ваше остроумие как два пальца. Оно также вызывает рвоту.
- Ничего страшного. Медузы тоже без мозгов живут.
- Дефекты мозга тоналкой не замажешь.
- Я не знаю, чем ты руководствовался, но логику я исключаю сразу.
- С твоей интуицией только и предсказывать, в какой руке арбуз.
- Я бы сразился с тобой в интеллектуальном бою, но боюсь, что у тебя нет оружия.
- Обидеть может только равный, а ты мне не ровня, мозгов маловато.
- Ну кто так шутит? Запоминай: цепляешься за самую выдающуюся особенность и подбираешь сравнение. Вот у тебя, например, нос длинный — наверное, любишь совать его в чужие дела.
- Да, логика — не твой конек. Да и с рационализмом не очень. Попробуй себя в творчестве: твои фантазия и образное мышление развиты прекрасно.
- Попробуй превратить количество слов в качество.
- Да, выглядишь ты сегодня не очень, но это не значит, что нужно вести себя так же.
- Ладно, ты победил, у тебя хромосом больше.
- Зачем ты на меня смотришь как на тупого? Я же ведь не твое отражение.
- Ты на дне океана. Тебе некуда падать.
- Никто не запрещает тебе считать себя царем горы, но прошу, знай свою гору.
- Самооценку снизь, не соответствуешь.
- Эй, чувак. Яркость поубавь.
Берем знакомое слово и делаем из него новое
– Какие языковые средства используют подростки, чтобы создавать новые слова?
– Язык подростков очень разнообразен в плане поиска средств обновления, например, они образуют новые слова с помощью суффиксов. Сейчас в моде укороченные слова с добавлением уменьшительного суффикса, который по значению не уменьшительный, и сама по себе эта модель не новая: и в наше время был и «велик», и «телик» – но сейчас это стало модно, и появилось невероятное количество таких образований: «вконтик» («ВКонтакте»), «падик» (подъезд; слово еще интересно тем, что в нем меняется «о» на «а», и оно таким образом расподобляется, искажается, чтобы оно было менее похоже на оригинал, чуть-чуть зашифровывается), «спосик» (спасибо), «варик» (вариант). Это последнее слово широкая общественность узнала два года назад, когда двое псковских подростков обстреляли полицейских и покончили с собой. Их переговоры попали в прессу, там было написано, в частности: «Вариков ноль», – то есть «нет вариантов», уже все. В этом примере хорошо видно, что здесь никакой уменьшительности, никакого сюсюканья, это уже не уменьшительный суффикс, а способ переработки имеющихся слов.
– Эти слова именно из подростковой речи? Просто, по-моему, ресторан называют рестиком и вполне взрослые люди.
– Конечно, здесь нет непроходимой границы между языком подростков и взрослым языком. Какие-то модели, которые становятся очень популярными, часто выходят за пределы подросткового сленга и попадают во взрослую речь, но именно в речи подростков постоянно образуются новые слова на основании этой модели.
Шкалы СМИЛ (mmpi) теста.
Основные клинические шкалы СМИЛ (mmpi) теста.
Шкала ипохондрии (HS) — определяет «близость» обследуемого к астено-невротическому типу личности;
Шкала депрессии (D) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности);
Шкала истерии (Hy) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций);
Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности;
Шкала маскулинности — феминности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;
Шкала паранойи (Pa) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);
Шкала психастении (Pt) — устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности);
Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности;
Шкала гипомании (Ma) — определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности; Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки; Оценочные шкалы Шкала «?» — шкалой может быть названа условно, так как не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным»; Шкала «лжи» (L) — предназначена для оценки искренности обследуемого;
Шкала достоверности (F) — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции;
Шкала коррекции (K) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого
Оценочные шкалы
Шкала «?» — шкалой может быть названа условно, так как не имеет относящихся к ней утверждений
Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным»;
Шкала «лжи» (L) — предназначена для оценки искренности обследуемого;
Шкала достоверности (F) — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции;
Шкала коррекции (K) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.
Агрессивное «то, что»
– У меня такое чувство, что молодежь меняет и синтаксические модели тоже, и привычные слова появляются в неожиданных сочетаниях – например, «мы не про деньги».
– Это явная калька с английского – «we are not about money», и эта модель сейчас действительно популярна. Также все наверняка уже сталкивались с конструкцией «можно, пожалуйста», и это, видимо, уже закрепилось в языке. До последнего времени русское слово «пожалуйста» могло сочетаться только с повелительным наклонением: «дай, пожалуйста», «принеси, пожалуйста», «позвони, пожалуйста», но под влиянием английского языка это изменилось, и сейчас все дети говорят: «Можно мне, пожалуйста, хлеб» и даже не понимают, что тут такого.
Еще одна, более экзотическая конструкция – не могу сказать, что все дети употребляют, но, тем не менее, это довольно распространено: «Кто умеет в матан?» или «Кто может в матан?» – то есть «кто разбирается в математике»? Кстати, тут, помимо необычного синтаксиса, еще одно: «матан» в наше время был математическим анализом, а сейчас это и просто математика.
Еще один пример современных синтаксических изменений – печальная судьба союза «что». В последнее время это уже приняло размеры эпидемии, когда вместо союза «что» используется «то, что»: «не рассчитывала то, что», «спасибо ему то, что», «получилось так, то что я была по уши в долгах», «простите меня, пожалуйста, то, что я не позвонила», и так далее. Было очень заметно, что оно появилось в речи детей, потому что первыми начали массово жаловаться на это несчастное «то, что» именно учителя.
Это явление, которое страшно раздражает взрослых, потому что здесь мы прямо видим возрастную границу. Поэтому в соцсетях можно видеть, например, гневное открытое письмо к студентам Ксении Лученко, журналистки и писательницы, где она говорит, что читать «автор написал то, что» – это невыносимо», сердитую реплику литературоведа Дмитрия Бака: «Непристойно перебиваю речь людей, преимущественно помоложе, которые произносят что-то типа «я хочу сказать то, что». Зачем здесь «то»? Очень режет слух!» И если некоторые языковые изменения можно как-то разумно объяснить – например, распространившееся «можно, пожалуйста» явно говорит о влиянии английского языка, то другие события в языке не имеют никаких внешних мотивировок – так случилось здесь. Что-то сдвинулось в языке под влиянием разных факторов, и возник вот такой результат.
Много столетий союз «что» устраивал язык, и вдруг почему-то вместо «что» теперь говорят «то, что». Это интересная ситуация, потому что, казалось бы, с точки зрения принципа экономии усилий, конструкции должны сокращаться, а не удлиняться, но на самом деле в языке длинное сокращается, а короткое удлиняется (по этой модели трансформируется, например, выражение «на корточках», которое сначала превратилось в «на кортах», а потом стало звучать как «на кортанах»).
В случае с этим «то, что» мы наблюдаем любопытную вещь: некоторые явления, возникшие в подростковом сленге, в нем и умирают, надоедают подросткам, они их перерастают и забывают, а некоторые – особенно удачные – выходят за пределы подростковой речи и захватывают речь более взрослых людей.
Похоже, «то, что» имеет такую тенденцию, видимо, это очень прилипчивое языковое явление – есть вещи в языке, которые быстро прилипают, и от них бывает очень трудно отделаться.
Фото — фотобанк Лори
Другие слова из молодёжного сленга
Агриться — злиться.
Анпакинг, анбоксинг — распаковка подарков или посылок. Обычно снимается на камеру и выкладывается в блог или на личную страницу в соцсетях.
Ауф — выражение одобрения, восхищения.
Байтить, забайтить — провоцировать.
Бомбить — негодовать.
Бро — неформальное обращение к человеку, похоже по смыслу на «друг», «товарищ».
Буллить — притеснять, осуждать, изводить нападками или придирками.
Бэнгер — музыкальный хит.
Вайб — атмосфера, настроение. Может создаваться местом или человеком.
Войс — голосовое сообщение в мессенджере. Войсить — присылать голосовые сообщения.
Душнила — зануда, который придирается по мелочам, осуждает других людей и любит рассуждать на неинтересные остальным темы. Душнить — занудствовать, доводить окружающих.
Донатить, задонатить — пожертвовать, поддержать деньгами.
Изи — легко, просто. На изи — сделать что-либо без лишних усилий. Изи катка — всё просто.
Имхо — по моему мнению.
Криповый — страшный, жуткий. Крипота — страшная ситуация.
Ливать, ливнуть — уйти, покинуть какое-либо место или группу.
ЛП — лучшая подруга.
ЛС — личное сообщение.
ЛЧ — любимый человек.
МЧ — молодой человек, парень.
Мерч, мёрч — товар (одежда, аксессуар, вещь) с символикой бренда, музыкальной группы, известного человека или организации.
Муд — настроение, состояние.
Найс — хорошо.
Нуб — новичок в чём-либо.
Олд — человек, помнящий что-либо старое, вышедшее из моды; человек старшего возраста.
Паль — подделка (одежды, аксессуара).
Панч — оскорбление, издёвка.
Плойка — игровая приставка Sony PlayStation (но может означать и приставку любого производителя).
Пон — сокращение от «понятно».
Пранк — розыгрыш. Пранкер — тот, кто разыгрывает.
Рил, рили — действительно, на самом деле. Рил ток — достоверная информация.
Сасный — привлекательный.
Скин — наряд, одежда (как правило, для персонажа в компьютерной игре).
Слоупок — медлительный, долго думающий человек; тот, кто опаздывает.
Стрим — прямой эфир в интернете. Стримить — вести прямой эфир, прямую трансляцию (часто используется в отношении компьютерных игр).
Тишка — футболка.
Треш (или трэш) — жуть, кошмар.
Токс, токсик, токсичный — неприятный человек.
Топ, топчик — хороший, лучший.
Трэпить — веселиться, проводить время на вечеринках.
Факап — провал.
Фейспалм — стыд.
Флексить — хвастаться, выставлять себя напоказ. Ещё одно значение — ритмично двигаться под музыку.
Флоп — провал; неудачник.
Форсить — продвигать, навязывать идею.
Хейт — ненависть, злоба. Хейтить — ненавидеть, выражать злобу, писать негативные комментарии и посты в соцсетях. Хейтер — человек, который оскорбляет другого, враждебно настроенный.
Шарить — понимать, разбираться в чём-либо.
Шеймить — стыдить, унижать, оскорблять.
Шипперить — представлять, как могли бы выглядеть романтические или сексуальные отношения между людьми или персонажами, которые на самом деле не испытывают влечения друг к другу. Как правило, употребляется по отношению к героям фильмов, книг или знаменитостям.
Чекать — изучать, проверять.
Читить — жульничать. Читер — обманщик.
ЧСВ — чувство собственной важности. Юзать — использовать. Юзать — использовать
Юзать — использовать.
️ Употребление сленга, нехарактерного для вашего возраста, может выглядеть смешно (да-да, или кринжово). Так что если многие из этих слов — для вас в новинку, оставьте их современным подросткам.
- Полезные сервисы, которые помогут сделать ремонт без нервов
- Как погасить кредит досрочно: инструкция
- 10 интересных книг по финансовой грамотности
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной
Тест СМИЛ, Л. Н. Собчик (MMPI): Инструкция.
Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция. Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его как верное или неверное по отношению к Вам. Старайтесь отвечать искренно, иначе Ваши ответы будут распознаны как недостоверные и опрос придется повторить. Разбирайтесь с опросником как бы наедине с самим собой — «Какой я на самом деле?». Тогда Вам будет интересна интерпретация полученных данных. Она касается лишь особенностей Вашего темперамента и описывает Ваши устойчивые профессионально важные качества. Если Ваш ответ — «верно», то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим опроснику номером. Если Ваш ответ — «неверно», то поставьте крестик под соответствующим номером
Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями ( например, «У меня никогда не было припадков с судорогами»: если не было, то Ваш ответ — «верно», и, наоборот, если это с Вами было, то ответ «неверно»). Некоторые утверждения в опроснике требуют от Вас — «Обведите номер данного утверждения кружочком»
В этом случае в регистрационном листе номер, соответствующий этому утверждению следует в регистрационном листе обвести кружочком (это те утверждения, которые в процессе стандартизации оказались балластными и не включаются в общий автоматизированный обсчет). Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в Вашем ответе на то, что все-таки предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, Вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком. Однако избыток кружочков в регистрационном листе также приведет к недостоверности результатов. Отвечая даже на достаточно интимные вопросы, не смущайтесь, так как Ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для Вас.
Зачем подростки придумывают свой язык
– Ирина, ведь подростковый сленг был всегда, не только в наше время?
– Подростки всегда и везде придумывали и придумывают свой язык, и это обычно у старшего поколения вызывает страшное недовольство: ему кажется, что подростки коверкают язык, что он у них примитивный, упрощенный, что на нем говорят только глупости. Кроме того, обычно люди старшего поколения страшно огорчаются, что не понимают подростков, но делают из этого неожиданный вывод, что подростки должны начать говорить так, как они, хотя на самом деле разумно было бы попробовать овладеть и их языком. Вообще, язык часто становится постоянным источником раздражения и конфликтов, что очень глупо, потому что язык, наоборот, создан, чтобы быть базой для диалога.
– Зачем подросткам нужен свой язык?
– Во-первых, жизнь меняется, и нужно, чтобы язык соответствовал жизни, потому что в нем в какой-то момент перестает хватать средств для выражения новых смыслов, описания новой реальности. Язык подростков более гибкий, поэтому реагирует на эти явления быстрее, чем взрослый, он более косный и труднее усваивает новое. Вторая причина – подростки хотят отгородиться от мира взрослых, создать свой мир. Так устроен любой жаргон: когда люди создают свое сообщество, они при помощи языка отделяют своих от чужих, и этот механизм работает в подростковом сленге так же, как в любых других жаргонах.
Но есть еще и третья, наиболее важная причина. Мы понимаем, что маленькие дети постепенно овладевают языком, но не понимаем, что то же самое происходит с большими. Как ребенок осваивает язык? Здесь действуют два механизма: мы можем говорить готовыми блоками – и взрослые люди очень часто так делают, повторяя заученные и много раз повторявшиеся блоки, – или мы можем порождать новые высказывания по модели.
Ирина Левонтина. Фото postnauka.ru
Когда мы наблюдаем за детьми, мы видим, как чередуются эти два механизма: сначала маленький ребенок усваивает блоки, выхватывая что-то из взрослой речи, иногда неправильно, и это очень забавный тип детских ошибок. А дальше он, продолжая овладевать языком, пытается порождать новые формы по моделям и делает другие ошибки, которые приводятся в «От двух до пяти» Чуковского: типа «поцелула» вместо «поцеловала» и так далее. Но и дальше человек продолжает овладевать языком.
К подростковому возрасту ему хочется уже по-настоящему его освоить, почувствовать, что это родной язык, что он им именно владеет, а для этого ему нужно как-то язык помять, порастягивать, посмотреть, где его границы растяжимости, – ведь мы можем это делать только с родным языком. Здесь очень важный механизм – это творческий подход к языку, эксперимент. Поэтому дети пробуют разные формы, разные модели словообразования, смысловые ходы и механизм постоянного обновления.
Взрослым часто кажется, что надо выучить какое-то количество подростковых слов – и все, ты овладел их языком, но суть в том, что это еще все время меняется: мы только привыкли к новому слову – а оно уже устарело и вместо него появилось другое.
– Почему сегодня общество испытывает повышенный интерес к подростковому языку – его обсуждают, осуждают и так далее?
– Сейчас в целом очень большой интерес к молодежи, к подросткам, их языку и к молодежной культуре – взрослые люди часто пытаются использовать молодежный сленг, и все вдруг кинулись интересоваться рэп-баттлами. Это не случайно и связано с очень важным культурным сломом, который сейчас происходит, – переходом от так называемой постфигуративной к префигуративной культуре. Постфигуративная культура, как заметила антрополог Маргарет Мид, – это когда молодые учатся у старых. Это традиционная культура, так было очень долго: жизнь менялась медленно, и очень ценен был человеческий опыт. Старики могли делиться опытом с молодыми, потому что жизнь в течение их жизни почти не менялась.
Сейчас мы видим, что многое происходит иначе, в основном благодаря развитию техники и наступлению информационной эры – техника меняется так быстро, что относительно нее старикам уже нечего сказать молодежи – наоборот, молодежь быстрее осваивает новые достижения цивилизации. Поэтому сейчас молодежь оказывается в привилегированном положении, а старики и пожилые люди зачастую учатся у молодых использованию телефонов, гаджетов и прочим особенностям современной жизни.
Разумеется, есть какие-то сферы человеческих отношений, где никуда жизненный человеческий опыт не денется, и тем не менее в обществе есть тревога, которая связана с тем, что этот тысячелетний принцип «яйца курицу не учат» вдруг пошатнулся, стали меняться традиционные отношения между молодыми и старыми, поэтому отсюда сегодня большой интерес ко всему, что связано с молодежью.