Муравьёва г.л. человек и время в лирике — пушкинские мотивы в лирике с.а. есенина и поэме «анна снегина»

                                    петушье
  пенье, песий лай

Февральская революция и деревня

Февральские события придают стихотворениям Есенина новый эмоциональный настрой. Поэт начинает верить, что жизнь крестьян станет лучше. С этими переменами он связывает и свою дальнейшую судьбу, судьбу русского поэта. Об этом говорит стихотворение «Разбуди меня завтра рано»:

Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать!

Я пойду за дорожным курганом

Дорого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще

След широких колёс на лугу.

Треплет ветер под облачной кущей

Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,

Шапку-месяц пригнув под кустом,

И игриво взмахнёт кобылица

Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,

Засвети в нашей горнице свет.

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт.

Из этого стихотворения видно, что на революцию поэт возлагает большие надежды. В нём живёт вера в то, что жизнь народа станет лучше и что в его собственной жизни наступят большие перемены. Поэтому Есенин стремится показать всю силу, мощь и красоту революции. Усиливается социальная направленность в творчестве Есенина. Исторические события, которые с невероятной скоростью развивались в стране, находили своё непосредственное отражение в стихотворениях поэта:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встаёт иная степь.

Серьёзные переживания вызывают у поэта проблемы крестьянства, проблемы русской деревни. Ведь русский мужик так и не получил своей долгожданной земли. Поэтому Сергей Есенин начинает касаться социальных процессов, происходящих в крестьянской среде:

Тучи – как озёра,

Месяц – рыжий гусь.

Пляшет перед взором

Буйственная Русь.

Дрогнул лес зелёный,

Закипел родник.

Здравствуй, обновлённый

Отчарь мой, мужик!

Поэту дорога, близка именно эта обновлённая, грозная, буйственная мужицкая Русь.

В стихотворениях отчётливо слышны раскаты мятежного мужицкого набата:

Слышен волховский звон

И Буслаев разгул,

Закружились под гул

Волга, Каспий и Дон.

Такой теперь предстаёт перед взором поэта Русская земля, вчера ещё печальный, «покойный уголок», «родина кроткая», «сторона ковыльной пущи». Весь мир для поэта окрашен в светлые, радужные тона

Русский пахарь, русский крестьянин, ещё совсем недавно такой земной и мирный, превращается в отважного, гордого духом богатыря-великана Отчаря, который держит на своих плечах «нецелованный мир»

Совершенно очевидно, что именно в это время творчество Есенина приобретает особый смысл. В результате долгих душевных исканий Есенин находит тот путь, по которому он должен идти в жизни. Поэт начинает ещё более остро ощущать свою принадлежность к крестьянскому народу, чувствовать себя сыном крестьянской России. И поэтому считает своим долгом передать в стихотворениях все мысли, чувства, стремления крестьянства. Есенин считает, что такова его доля – доля певца русских деревень.

История возникновения корогода в стихах Есенина

Корогод – это один из ключевых образов в стихах Сергея Есенина. Этот термин восходит к древнерусской культуре и обозначает сквернословие, проклинание. Хотя в суровых временах детские песни и сказки традиционно воспринимались как чародейство, их влияние на подрастающее поколение было несомненным. Таким образом, корогод может быть интерпретирован как отражение злобы в сердцах людей и право на выражение этой злобы.

В стихах Есенина, корогод часто встречается в контексте природы и жизни в деревне. Поэт использует этот образ, чтобы передать противоречивые чувства, связанные с бурной страстью и бунтарством, а также с меланхолией и тоской.

В поэзии Есенина, корогод выполняет ряд функций. Во-первых, он выступает как символ душевной боли, что видно в стихотворениях, где поэт описывает свою душевную боль и разочарование в любви. Во-вторых, корогод может служить признаком несчастной жизни в деревне, опустошенной болезнями и неурожаями. В-третьих, он может играть роль символической ссылки на народное бессознательное и народную мудрость.

Есенин создал несколько стихотворений, включающих корогод, и воспевающих жизнь в деревне и взаимоотношения между людьми. Эти стихотворения, такие как «Корогод», «Слезинки», «Дорога», ярко выражают его красочный и эмоциональный стиль и стали популярными среди читателей.

Таким образом, корогод в стихах Есенина является мощным литературным образом, который помогает передать сложные эмоции и ощущения, связанные с человеческой жизнью и культурой Русского народа.

Диалектные слова в стихотворении С.А.Есенина » В хате»

Диалектные слова-это слова, которые употребляются только жителями определенной местности (село, деревня, хутор, поселок). Можно назвать диалектные слова «местными» словами для конкретного населенного пункта, которых не знает и не употребляет в своей речи большинство носителей русского языка. Одни и те же предметы, вещи и явления в разных населенных пунктах могут называться по-разному.

С.Есенин использует в своем стихотворении диалектные слова для того, чтобы передать особенность речи жителей определенной местности.

«В хате»

(Хата-изба, дом)

Пахнет рыхлыми драченами; 

(Драчена-это блюдо в одних регионах подобие омлета, в других-в виде выпеченной лепешки. Готовится из яиц, молока с крупой, мукой или тертым картофелем)

У порога в дежке квас,

(Дежка-круглая деревянная кадка или бочка)Над печурками точеными

(Печурка небольшая выемка в русской печи, предназначенная для просушивания чего-либо)Тараканы лезут в паз. (Паз-узенькая щель между неплотно прилегающими кирпичами в стене)Вьется сажа над заслонкою,

(Заслонка-железная крышка с ручкой, закрывающая отверстие в русской печи)В печке нитки попелиц,

(Попелица-пепел, зола)А на лавке за солонкою —Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

(Ухват- длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце, предназначенная для постановки или вытаскивания посуды из печи)

(Сладится-договорится, справится)Нагибается низко,Старый кот к махотке крадется

(Махотка-горшок, кувшин для молока, кринка)На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

(Квохчут- кудахтают)Над оглоблями сохи,

(Оглобли-две жерди, служащие для запряжки лошадей)

(Соха-пахотное орудие, в которое запрягали лошадь)На дворе обедню стройную

(Обедня-церковное хоровое пение, сопровождающее богослужение в православной церкви до обеда)Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

(Сени-прихожая русской избы, обычно нежилое помещение)

(Скатые-с наклоном)От пугливой шумоты,

(Шумота-звуки во время какой-либо суеты)Из углов щенки кудлатые

(Кудлатые-лохматый, косматый, взъерошенный, кудрявый)Заползают в хомуты. 

(Хомуты-часть упряжки, которая надевается на шею лошади)

В завершение можно сказать, что именно диалектные слова помогли Есенину так ярко изобразить крестьянскую избу и крестьянский быт. Сам С.Есенин родился в крестьянской семье в Рязановской области и с детства слышал сказки и песни с употреблением местного диалекта. Именно поэтому все творчество С.Есенина пронизано причудливой смесью диалектов старославянского языка, народного языка и говоря рязанской деревни.

Образ родины в лирике Есенина

Тема родины является центральной в творчестве С. Есенина. Всю силу своего поэтического таланта он устремил на то, чтобы воспеть красоту родной земли, миролюбивый, но гордый нрав ее суровых жителей, утонченную прелесть мира среднерусской природы.

С самого раннего периода творчества тема родины овладела Есениным практически безраздельно. Ближе всего поэту была Русь деревенская, патриархальная. Об этом свидетельствует само древнее название, которое автор употребляет чаще, чем официальное название «Россия». Есенина привлекал крестьянский жизненный уклад с его близостью к природе. Одним из центральных в творчестве Есенина является образ избы, прочно вписавшейся в окружающий пейзаж, уютной родной хаты с запахом домашних пирогов в ней. Чтобы подчеркнуть свои кровные связи с этим дорогим сердцу миром автор широко использует диалектизмы родного рязанского говора:

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас

(«В хате»).

Однако поэт не замыкался на теме малой родины. Одной из доминант в изображении Руси является обращение к ее бескрайним просторам:

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза

(«Гой ты, Русь, моя родная»…).

В раннем творчестве особенно ярко прописан поэтом образ Руси христианской. В нем широко распространена тема колокольного звона. Есенин часто обращается к описанию церквей и народных обычаев, связанных с религиозными верованиями:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас

(«Гой ты, Русь, моя родная…»).

В этот период в изображении родины преобладает идеализация:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

На протяжении всей жизни Есенин болел за судьбу Руси, страдал вместе с ней, остро переживая смутную революционную эпоху.

Друзья! Друзья!

Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении веселом! — восклицает он в стихотворении «Русь уходящая». В этом сложном и неоднозначном в идейном отношении произведении переплелись мучительные раздумья поэта о жизни родной земли, о роли Советской власти в ее судьбе. С одной стороны, Есенин удивляется тому, как мало надо людям для счастья: хлеб да картофель, ситец и немного гвоздей. С другой стороны, он видит и обиженных новой властью людей.

Их озлобили наши поборы,

И, считая весь мир за бедлам,

Они думают, что мы воры

Иль поблажку даем ворам, — так раскрываются причины недоверия простых людей к Советской власти в поэме «Страна негодяев».

Как мы видим, С. Есенин был далек от поверхностного восприятия современных ему исторических событий. Он стремился понять то или иное явление во всей его глубинной сущности. И чем больше узнавал автор о проблемах современности, тем сильнее беспокоился о судьбе России. Свои надежды на лучшую долю для родины он связывает только с будущим, «когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть».

Поэзия крестьянского быта

Значительная часть стихотворений первого сборника Сергея Есенина «Радуница» — это стихи, описывающие крестьянский быт. Поэту весьма реалистично удалось изобразить деревенский быт. И это понятно. Всё своё детство и отрочество провёл Есенин в деревенской среде: ходил в деревенскую школу, жил в простой деревенской избе. Чувство любви к отчему дому Есенин сохранил на всю жизнь. Во многих стихотворениях, как в ранних, так и написанных позже, он часто вспоминает о родном доме. Эти светлые воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом, Есенин сохранил навсегда:

А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилёг ко плетню.

Держат липы в зелёных лапах

Птичий гомон и щебетню.

Я любил этот дом деревянный

С детства Сергей Есенин привык любоваться пёстрыми картинами реальной деревенской жизни. Деревянные избы, деревенские люди, крестьянские обряды и традиции – всё это Есенин видел вокруг себя, всё это было ему интересно. В самом нелёгком крестьянском труде находил удивительное, тонкое чувство поэзии. Он умел ощущать эту поэзию, а ведь это нелегко и дано не каждому.

Изображение деревенского быта можно увидеть в таких стихотворениях, как «Дед», «Пастух», «Девичник», «В хате», «Поминки», «Базар» и многих других. Стихотворения отличаются необыкновенной правдивостью, точностью описания крестьянского быта. Здесь он говорит не о каких-нибудь необыкновенных вещах, а о том, что характерно для каждого жителя деревни, о том, что сопутствует ему в течение жизни. Причём Есенин очень детально описывает эту жизнь. Такие живые, правдивые описания мог создать лишь человек, хорошо знакомый с жизнью крестьян. В стихотворении «В хате» Есенин рассказывает о том, как протекают ничем не приметные крестьянские будни:

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

Всё творчество Сергея Есенина во многом определила русская деревня со всеми её прелестями и трудностями. Она придала ему неповторимую самобытность, наполнила его творчество огромным духовным богатством, что несомненно помогло поэту добиться огромной славы и всемирной известности.

Крестьянская тема в русской литературе.

Крестьянская тема всегда волновала русских писателей и поэтов. Особенно остро тема заявила о себе во второй половине 19 века. События 60-х годов сильно всколыхнули русский народ. Начали разрушаться патриархальные устои русской деревни, что привело к переменам в жизни крестьян. Всё это нашло отражение в литературе. В это время Россия услышала голос Некрасова, сочувствовавшего русскому крестьянству и призывавшего народ к борьбе за лучшую жизнь.

Сергей Есенин интересовался творчеством своих предшественников. Глубоко уважал поэт Глеба Успенского, в произведениях которого видел всю горькую правду о жизни простого русского народа. Успенский изобразил эту жизнь безо всяких прикрас, такой, какою она и была.

После реформы 1861 года устои деревенской жизни стали разрушаться. Крестьяне, получившие свободу, не знали, что им с этой свободой делать. На самом деле свобода оказалась мнимой. Огромные выкупные платежи была в состоянии выплатить лишь ничтожная часть всего русского крестьянства. Очень ясно об этой ситуации говорил Лев Толстой, который всегда был на стороне русского крестьянства, сопереживал его участи. В своих произведениях писатель тревожился за судьбу народа. Отношение Толстого к земле, природе, взгляды на город и деревню близки и понятны Есенину.

Высокую оценку Есенин давал произведениям В. Г. Короленко. С творчеством Горького было сложнее. Есенин считал, что Горький писал о разложении крестьянства.

Знакомясь с литературой прошлого, Есенин всё чаще задумывался о будущем. Постепенно в его сознании происходят серьёзные изменения. В эту пору, уже приобретя некоторую известность и среди поэтов, и среди читателей, начинают складываться новые взгляды Есенина на жизнь. Всё чаще размышляет поэт о городе и деревне. В раннем творчестве Есенин не противопоставлял так резко деревню и город, но всё же уже тогда его волновало наступление города на деревню, в стихотворениях появились тревожные нотки.

Анализ

В стихах Есенина корогод символизирует природу и вечное обращение к корням. Он использует этот образ, чтобы передать свою связь с родными местами и простоту деревенской жизни. Корогод становится символом утраты и ностальгии по простым и чистым временам. Этот образ помогает поэту передать свои эмоции и настроение, и создает уникальную атмосферу его стихотворений.

Однако, в стихах Есенина корогод может иметь и другие значения. Он может символизировать независимость и свободу от городской суеты и общественных ограничений. Корогод – это птица, которая не ограничена стенами города и может летать свободно. Таким образом, Есенин может использовать корогод, чтобы передать свое стремление к свободе и независимости.

Что такое корогод в стихах Есенина?

Корогод — это звукоподражательное слово, которое имитирует звук трескающихся веток или шагов на сухой земле. Оно смыкается с природой, создавая атмосферу загадочности и меланхолии.

В стихах Есенина корогод обычно употребляется в контексте природы, осени, деревьев и леса. Он отражает отчетливые образы в светлых и темных тонах, позволяя поэту передать свои эмоции и настроение. Ощущение корогода может вызвать как ностальгию и грусть, так и радость и восторг.

Есенин использовал слово корогод для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность и оригинальность. Оно стало непременной частью его поэтического словаря и помогло ему создать свой собственный стиль и голос в мире русской поэзии.

Через свои стихотворения Есенин передавал богатство мира вокруг, его прекрасные детали и неповторимую мелодию. Корогод в его поэзии раскрывает особенности его мироощущения и дает возможность читателю ощутить все эмоции и чувства, которые испытывал сам поэт.

Корогод — это не просто слово, а целый мир, который Есенин создал в своих стихах.

Появление и развитие символики корогода

Корогод – это один из центральных символов в поэзии Сергея Есенина. Исследователи трактуют этот образ по-разному, но все сходятся в том, что корогод в стихах Есенина стал символом безысходности, одиночества, тоски и боли.

Появление символики корогода в творчестве Есенина можно связать с его биографией и внутренним состоянием поэта. Есенин был очень чувствительным человеком, испытывающим глубокие эмоции. Он жил в эпоху революции, гражданской войны и социальных потрясений, что отразилось на его стихах.

Первые упоминания о корогоде можно найти в стихах Есенина, написанных в 1919 году. В то время поэт жил в деревне, где был свидетелем разрушения и голода. Одним из главных источников питания для местного населения был корогод – крестовина растений, которую считали пищей для бездомных и бедных. Именно здесь поэт увидел в этом образе символическое отражение своей жизни и мира вокруг.

Символика корогода у Есенина обогатилась в последующие годы. По мере углубления его философских размышлений, образ корогода стал символизировать не только голод и безысходность, но и покой, умиротворение и смерть. Корогод в стихах Есенина связывается с темой ухода от мирских проблем и поиска вечности. В своей поэзии он ведает о корогоде как о живом существе, способном испытывать радость и печаль.

Таким образом, символика корогода в стихах Есенина богата и многослоиста. Этот образ является своеобразным отражением внутреннего мира поэта и его отношения к окружающему миру, а также символом человеческих страданий и постижения вечного. Неудивительно, что корогод до сих пор остается одним из наиболее запоминающихся образов в поэзии Есенина и вызывает интерес исследователей и любителей его творчества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: