Не заставить, а заинтересовать!
Самый эффективный способ добиться желаемого результата от человека – мотивировать его. В отношении детей мотивация должна быть связана с интересом к обучению. А как проще всего заинтересовать кроху? Конечно же, через игру. Вот несколько способов учиться и играть одновременно:
- Обязательно купите дидактический материал – кубики, лото, домино, пазлы с буквами и картинками. Красочные игры всегда вызывают интерес у детей. А если у этой игры есть правила (например, в двойных пазлах нужно подобрать для картинки соответствующую букву), то заниматься будет вдвойне интереснее.
- Периодически разрешайте ребенку печатать на компьютере в World. Установите в настройках крупный шрифт и попросите малыша найти букву на клавиатуре. Красочное изображение на экране поможет лучше запомнить изученные знаки.
- Наверняка каждый родитель помнит, что когда-то в продаже был суп с буквами. Такой продукт можно и сегодня найти в магазинах. Почему бы не использовать его для обучения? Если позволяет время, можно испечь печенье в виде букв и устроить занимательное чаепитие.
- Если дома есть старые глянцевые журналы, их тоже можно использовать для занятий. Возьмите ножницы и вместе с ребенком займитесь вырезанием знакомых букв.
- Чтобы малышу было проще запоминать буквы, придумайте ассоциативный ряд. Например, Ж похожа на жука, Д – на домик, Щ – на щётку. Кстати, ассоциации полезны не только для памяти, но и для развития образного и логического мышления.
- А ещё в процессе обучения можно развивать моторику. Возьмите пуговицы, бусинки, камушки и складывайте из них слоги. Малышу нравится рисовать? Используйте пальчиковые краски и вместе с ребенком выводите буквы.
- Детям возраста 5-6 лет можно предложить распознавать буквы на слух. Суть игры проста: вы загадываете какую-то букву и произносите слово. Если в нём есть такая буква, ребёнок хлопает в ладоши. Только не загадывайте слишком длинные и сложные слова, иначе дошкольник может запутаться.
Есть ещё масса увлекательных игр, которые помогут выучить буквы.
Игры для изучения алфавита
Чтобы облечь процесс изучения букв в игру, вам понадобятся кубики с изображением букв (можно самостоятельно сделать аналог, разрезав листы бумаги и написав на них все буквы алфавита по одной на кусочке). Ребенок сможет их двигать самостоятельно, формируя слоги.
Для начала сконцентрируйтесь на открытых гласных (А, О, У, Ы, Э), рот при их произношении открывается шире. К мягким (Е, Ю, Я) можно будет перейти позже, когда закрепятся первые. Объясните ребенку, как строится слог, для начала, из двух букв: одна согласная, другая — гласная. Раскладываем нужные нам кубики и следующим шагом добавляем элемент игры. Игры вы можете придумывать самостоятельно по подобию примеров ниже.
1. Песенка птиц. Введите несколько персонажей: гусь, который говорит «ГА», курица, которая говорит «КО», кукушка, которая говорит «КУ» и сова, которая говорит «ВУ». Ребенок в этой игре зритель, который «записывает» выступление, чтобы рассказать, о чем пели птицы, своим друзьям. Вы рассказчик. Роли участников хора достаются игрушкам. Любая объемная поверхность, к примеру, диван — сцена.
«Дождавшись гостя, они начали петь песню, которую очень долго репетировали. “ГА”, “КУ”, “ВУ”, “КО”» — пропеваете вы и просите петь с вами ребенка.
«Гостю так понравилась песня, что он решил записать ее слова для друга, чтобы потом спеть ее вместе с ним» — произносите вы и просите сложить ребенка слова каждой птицы, помогая при возникновении трудностей.
2. Когда ребенок привыкнет к слогам, можно переходить к более продвинутым вариантом. В этом вам отлично помогут холодильник и магнитики в форме букв на нем.
Нарисуйте с ребенком предмет или животное, птицу, например, кукушку. В процессе рисования спрашивайте ребенка, как кукушка поет. Он уже знает ответ на этот вопрос, так как вы играли с ним в игру с участием кукушки.
Затем вместе с ребенком повесьте рисунок на холодильник и попросите его выложить из букв-магнитов, как поет кукушка. Далее добавьте слог «ШКА». Объясните ребенку, что так получилось название птицы.
Таким образом вы превратите обучение ребенка в веселую игру, где он будет активным участником. Это поможет развить в нем интерес и построить ассоциации, благодаря которым он будет запоминать все больше слогов и постепенно станет собирать их в слова.
Скоро в школу: обучение детей 5-6 лет
Если вы всё-таки решили не гнаться за ранним развитием, а отложить обучение до возраста 5-6 лет, то ничего не потеряете. Психологи считают этот период оптимальным для обучения, и именно сейчас ребёнок уже готов осознанно усваивать новую информацию. К тому же совсем скоро идти в школу, а значит, надо как следует подготовиться.
С детьми 5-6 лет заниматься проще, ведь их можно мотивировать. Расскажите дочке или сыну о том, как здорово самостоятельно читать книжки, или объясните, что знание букв и слогов обязательно пригодится в школе. Вчерашняя кроха почувствует себя по-настоящему взрослым и проявит интерес к знаниям.
В этом возрасте нет необходимости концентрироваться на обучении исключительно через игру. Уже можно использовать творческие задания, прописи, наборы карточек для дошкольников. Для изучения слогов можно воспользоваться кубиками, соединяя гласные и согласные
И обязательно обращайте внимание на речь ребёнка
Важно, чтобы все звуки проговаривались чётко и правильно
Как не навредить?
Следует твердо запомнить, что в 3 года мы просто учим алфавит – знакомим ребенка с буквами, не вдаваясь в дальнейшие подробности. Малыша нужно заинтересовать тем, что буквы есть в словах, они чем-то отличаются внешне и по звуку, научить его находить эти отличия.
При этом важно, чтобы ребенок сам проявил интерес к этим непонятным значкам. Как это сделать?
- Каждый день читайте ребенку интересные книжки. Давайте ему возможность самому выбрать, что будете читать, рассматривайте с ним яркие иллюстрации, обсуждайте их.
- Объясните малышу, что книги – наши друзья, они нам могут рассказать много интересного, поэтому обижать их – мять, рвать, разрисовывать – нельзя.
- Читая, садитесь рядом с крохой, чтобы он видел текст. При чтении водите пальцем по строчкам, как в детстве, чтобы ребенок понимал, что вы произносите буквы, которые там написаны. Давайте ребенку самому «пообщаться» с книгами: пусть листает их, рассматривает картинки.
- Постарайтесь не форсировать события, не принуждайте малыша к занятиям! Дождитесь, пока ребенок сам спросит о том, как вы умеете читать. Тогда объясните ему, что вы знаете буквы, из которых состоят слова, и можете эти буквы соединять между собой. Скажите, что когда он подрастет, тоже сможет так делать. Пусть спросит, что такое буквы, какие они бывают и т. д. В общем, даст понять, что ему интересно познакомиться с буквами. Тогда играть в знакомство он будет куда охотнее.
Кстати, иногда ребенка проще заинтересовать яркими титрами мультфильмов. Тогда ему стоит рассказать, что это слова о том-то и том-то. Чтобы их прочитать, нужно выучить все буквы.
Когда интерес сформирован, можно начинать обучение ребенка алфавиту. В этом родителям могут помочь следующие простые правила.
- Изучать буквы в строгом алфавитном порядке смысла нет. Легче воспринимаются буквы, простые в произношении и частые в употреблении. А затем уже ребенок осваивает более редкие и сложные.
- Не нужно «гнать лошадей». Одной новой буквы в несколько дней вполне достаточно. Чтобы малыш не забыл предыдущие буквы, играя, просите его показать их в букваре, детской книжке или еще где-то. И каждое занятие (игру!) по изучению новой буквы начинайте с повторения предыдущей.
- Буквы можно показывать на кубиках, плакатах, наклейках, магнитной азбуке.
- Можно вместе нарисовать новую букву, придумать, на что она похожа (ассоциативное запоминание более эффективно, чем просто зрительное).
Группы раннего развития (скалолазание, единоборства)
Возраст: с 2 лет.
На скалодром я пришла с подругой и ее сыном — снимать сюжет о его первой тренировке. Мирону было 4 года, и этот возраст тренер Мария Агафонова предварительно одобрила для персонального занятия. Я была озадачена: как четырехлетний малыш справится с веревками, полезет на стену… На скалодроме оказалось, что и он тут не самый младший: в расписании я увидела группу «от 2 лет»!
Так я открыла новую лазейку в малышовый фитнес. Оказывается, группы раннего развития существуют и в специализированных спортивных центрах. И это та же гимнастика. Но в каждом конкретном случае будет небольшой уклон в сторону определенного вида спорта.
«Попрыгать, побегать и немного полазать, — говорит тренер скалодрома «Limestone Мария Агафонова. — Никаких веревок — дети забираются на небольшую высоту. Под стеной лежат толстые маты, но помимо этого мы всегда страхуем крох руками и даже снимаем их со стены, не давая прыгать с высоты больше метра».
Для родителей на скалодроме есть отличная возможность полазать самим, пока ребенок занимается в группе. Подобные занятия — с элементами видов спорта — я видела также в центре единоборств. Тоже гимнастика, но вдобавок немного элементарных боевых упражнений.
Всему свое время
Многих родителей информация о том, что заниматься с ребенком математикой надо начиная с трех лет, может удивить. Не рано ли? Однако специалисты утверждают, что нет. Ведь математика — это не просто умение считать, а способ развить полноценное гибкое мышление. Просто начинать процесс обучения надо в доступной для ребенка форме — игровой.
Как бы мы ни хотели все знания быстренько вложить в голову ребенка — это неправильно. Потому что наука говорит о возрастной периодизации, о том, что каждому возрасту присущи свои способности. Пока эти способности не созрели, нельзя переходить к следующему этапу. По этой же причине не нужно пичкать малыша цифрами и правилами в совсем юном возрасте: до трех лет познавательный интерес сосредоточен на совсем других предметах.
Если ребенок просто откажется выполнять задания, будет скучать и с трудом отвечать на объективно сложные для него вопросы, он просто разлюбит математику. Есть золотое правило дидактики Яна Амоса Коменского, которое он описал еще в XVII веке: двигайтесь от простого к сложному.
Кому точно не стоит ходить на «развивашки»
Есть две причины, когда действительно лучше отказаться от развивающих занятий.
- Их нет поблизости. Долгая дорога до развивающего/спортивного центра утомляет ребенка и сводит на нет практически всю пользу от занятий. Комфортный максимум для малыша – не более 20 минут дороги до и после центра.
- Мама не в ресурсе. Если каждое занятие превращается в пытку (потому что мама устала, не выспалась или у нее банально нет времени из-за работы или домашних дел), то от кружков ребенка лучше отказаться. Правило то же, что и в самолете: сначала надеть маску на себя, потом на ребенка. Комфорт и ресурсное состояние мамы важнее возможной пользы от занятий, в противном случае, как бы мама ни старалась быть лучшей и правильной, бессознательный негатив все равно будет фонить и перекрывать все успехи ребенка. Малышу же намного важнее счастливая и веселая мама, чем количество посещенных им клубов и центров.
И не забывайте: у ребенка в любом возрасте должно быть время, когда он предоставлен сам себе. Перестройте его режим дня так, чтобы у него была возможность переработать полученные знания: построить башенку, как показывал педагог, попрыгать, покувыркаться. Самостоятельное повторение навыков – показатель гармоничного развития ребенка.
Игры и упражнения
Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения. Они помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.
Для изучения букв
- Вместе с ребенком создайте коллекцию самодельных букв из бумаги, пластилина. Играйте поделками, пытайтесь складывать слоги, называйте звук, который они обозначают.
- Заучивание наизусть стихов, песен на отдельные буквы, звуки.
- Буквенное лото.
- Кто больше? Выигрывает тот, кто вспомнит больше слов на заданную букву. Можно использовать вариант наоборот: называем слова, которые заканчиваются на определенный звук.
- Говори наоборот! Проговаривайте короткие слова (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать их задом наперед.
- Называй слово по буквам. Разбирайте небольшие словоформы на части, называя звуки: Д-О-М.
Для обучения чтению слогов
- Составь слово. Понадобятся карточки со слогами, буквами. Ребенок сам подберет нужный вариант, прочитает его. Можно добавить картинки к заданию, тогда малыш будет составлять слово по заданной теме.
- Ищем короткие слова в длинных. Из букв слова ГРУЗОВИК нужно составить односложные слова: груз, зов, круг.
- Настольные ходилки. Нарисуйте схему движения, в клетки впишите слоги. Ребенок читает при каждом ходе фишки.
- Поиск слогов в текстах. Возьмите любое художественное произведение, сказку. Пусть ищет знакомый слог в словах, обводит его карандашом. Если получилось не пропустить ни одного слога в отрывке, ученик получает награду.
Для развития навыка чтения
Найди лишнюю или недостающую букву. Напишите слова с ошибками: ГУ-ЗО-ВИК (не хватает буквы Р), ЯМ-БЛО-КО (М лишняя)
Упражнение развивает внимание, орфографическую зоркость. На уроках русского языка в первом классе это очень пригодится.
Составь меню
Ребенок становится поваром, составляет меню для семьи на день. Его задача усложняется тем, что блюда должны начинаться на одну букву, например К.
Что видишь на букву..? Загадывайте любую фонему, просите ученика назвать все предметы, которые он видит вокруг себя, начинающиеся с этой буквы (К — книги, кот, кастрюля и т. д.).
Кто быстрее? Напишите на карточке слова на одну букву: мел, моль, мыло, мила, мель. Задача — прочитать список быстрее всех. Развивается скорость чтения, внимание, умственные способности.
Как в игровой форме научить ребенка 3 лет алфавиту
Для наибольшей эффективности все занятия должны проходить в исключительно игровой форме. Если подход будет красочным и творческим, то малыш больше заинтересуется и быстрее научится буквам. При этом все задания должны предлагаться со скидкой на возраст, равно как и их продолжительностью. Специалисты давно доказали, что мозг особенно интенсивно растет в возрасте до 3-х лет, поэтому фотографическая память в этот период работает особенно хорошо. Малыш без труда запоминает разнообразные картинки, в том числе и буквы.
Итак, начинать лучше всего с песенки про алфавит. В ней информация проще запомнится. А короткие детские песенки отлично учатся. Таким образом, ребенок сначала запомнит мелодию, а затем и последовательность букв в алфавите. Музыкальных букварей можно найти немало. Наиболее простой и интересный предлагают Железновы, который рассчитан на малышей до 5-ти лет.
Есть и видео уроки азбуки – как правило, в них предлагаются отдельные уроки на каждую из букв алфавита. Каждый из таких роликов посвящен той или иной букве алфавита. Среди наиболее интересных стоит отметить уроки тетушки Совы. Кроме того, Интернет предлагает массу красочных презентаций на эту тему, которые подбираются в соответствии с возрастом малыша.
Для лучшего запоминания букв их можно вырезать из самых разных материалов, лепить их из пластилина, запоминать предметы на ту или иную букву. Можно придумать собственную книжку с буквами и приобрести красочный плакат с ними. Особенно порадует малыша звуковой плакат, который не только озвучивает буквы при нажатии, но и предлагает массу интересных игр. Из этой серии особенно хвалят плакаты из серии «Знаток».
Не пройдут малыши и мимо красочных книг с буквами вроде тех, что предлагаются в серии «Школа 7 гномов» до 3-х лет или прочие аналогичные книги от других авторов. Их одинаково удобно смотреть и в поездке, и дома.
Деткам старше трех лет обязательно будут интересны различные раскраски с буквами. При желании их можно отыскать в Интернете, а затем просто распечатать.
Как только ребенок выучит все буквы и станет их уверенно показывать, называть в различных азбуках, на вывесках и прочих картинках, можно переходить к следующему этапу обучения – связывания слогов из букв.
В каком возрасте можно начинать обучение
Советы для детей 5-6 лет
Возраст 5-6 лет считается наиболее оптимальным для знакомства малыша с буквами и последующему изучению чтения.
В этом возрасте уже можно уменьшить количество игр, уделяя внимание стандартному обучению. Расскажите малышу, для чего ему нужно знать алфавит (он сможет с легкостью читать вывески на улицах или прочитать интересную книгу)
В 5-6 лет можно активно использовать обучающие пособия и многоразовые тетради, применять книги с головоломками и лабиринтами, пользоваться прописями.
Само занятие можно увеличить по времени, заниматься через день или каждый день. Также, как и в возрасте 3-4 лет, вы можете подключить игры с буквами – лепить, раскрашивать, вырезать их, пользоваться обучающими карточками или кубиками.
Можно играть с мячом – взрослый кидает мячик ребенку и называет слово, а малыш бросает мяч обратно и называет первую букву. Игру можно модернизировать – загадать букву и играть, перекидывая мяч друг другу, называя слова, начинающиеся на нее.
Вы также можете приобрести настольные игры с буквами и словами и играть в них свободными вечерами. В таком формате малыш быстро выучит алфавит и научится составлять различные слова.⠀
Легкие и простые способы освоить азбуку для детей 4 лет
Важно заметить, что с какого бы возраста родители ни начинали обучать ребенка азам алфавита, сам процесс должен быть легким и достаточно коротким. Это необходимо для того, чтоб не внушить малышу отвращение к учебе в дальнейшем
Вот поэтому процесс обучения должен проходить в игровом формате, вызывая у ребенка желание к дальнейшим занятиям.
На сегодняшний день существует огромный выбор обучающих мультфильмов и видеороликов, песенок и развивающих игр, которые можно смотреть онлайн. Все они созданы для того, чтоб как можно проще и легче донести до ребенка необходимую информацию.
Основные правила изучения алфавита для детей 3 лет:
Не пытайтесь учить с малышом все буквенные знаки сразу. Опытные педагоги советуют начинать с гласных и учить максимум по два знака в неделю
Только после того, как ребенок хорошо их выучил, можно переходить к следующим.
При изучении согласных важно произносить звуки правильно, так, как они произносятся, а не так, как называются сами буквы. То есть Б, В, Г, а не Бэ, Вэ, Гэ соответственно
Это связано с тем, что ребенку потом очень трудно понять, как буквы складывать в слоги
Например, Б+А=БА, а если учить неправильно, то Бэ+А=? БэА?
Изучая с ребенком алфавит, следует акцентировать внимание на связывании буквы со словами, чтоб малыш четко слышал ее в слове и мог понять, что она значит. К примеру, когда изучаем «О», четко выговариваем слова с этим звуком: «О-са», «О-чки» и т.п.
Проще всего обучение ребенка проходит за игрой, когда малыш делает что-то самостоятельно
Поэтому чем больше он будет лепить, вырезать и раскрашивать буквы и цифры, тем быстрее он их запомнит.
Во время изучения азбуки используйте ассоциативный метод, заключающийся в том, чтобы каждая буква ассоциировалась у малыша с определенным образом и картинкой.
Если ребенок выучил несколько букв, из которых можно составить слово, делайте это.
И самое главное, не скупитесь на похвалу для ребенка.
Учим буквы в 4 года
В этом возрасте ребенок достаточно подрос, чтобы усваивать более сложные вещи. Но и теперь сажать его за парту еще рановато. Он уже может осознавать, что буквы на страницах книг несут какую-то информацию. Он наверняка понимает, что взрослые каким-то образом извлекают из них целые слова.
Четырехлетний ребенок постигает мир не только через зримые образы, но и через воображение. У него достаточно богатый словарный запас и неуемное любопытство. Именно в этом возрасте он начинает забрасывать своих родителей разными вопросами.
Он сам озвучивает, что его интересует. Он смотрит, слушает и запоминает. Его зрительная и слуховая память постоянно развивается. Он стремится к подражанию, повторению. Его память очень цепкая, хотя он и не умеет еще долго на чем-то концентрироваться.
Свяжите воспроизводимые звуки с эмоциями и ситуациями, понятными ребенку. Когда вы будете писать эти буквы, то попробуйте найти для него объяснение, почему они выглядят так, а не иначе. Найдите ассоциацию, которая поможет запомнить их на бумаге. Не забываем и про кубики с буквами, как хорошее наглядное пособие.
Согласные учите парами – глухие и звонкие. Так они быстрее и легче запомнятся. Не нагружайте его сразу и много. Добавляйте новую информацию постепенно, но постоянно повторяйте то, что уже усвоили. Процесс должен быть постепенным. Перед тем, как добавить что-то новое, убедитесь, что ребенок умеет правильно выговаривать буквы, которые учили до этого.
Рекомендую приобрести магнитную азбуку и по мере изучения закреплять буквы на холодильнике. Чтобы они были у ребенка перед глазами, а вы могли невзначай о них упомянуть или попросить малыша еще раз назвать.
Говорящая азбука от 3 лет
Существует много разных способов обучения азбуке для разных возрастов. Для 3-летнего малыша чаще всего используют форму говорящей азбуки. Это могут быть обучающие мультфильмы, среди которых особой популярностью пользуется «Азбука для детей».
В каждой серии мультика описывается только одна буква, поэтому ему под силу усвоить и запомнить всю информацию. Просмотр занимает всего несколько минут, рекомендуется, чтобы видео сопровождалось веселой песенкой.
https://youtube.com/watch?v=ydtz0d-l_YM
Многие мамы предпочитают использовать «Синий трактор». Эта говорящая азбука проходит в игровой форме, после просмотра необходимо попросить повторить пройденный материал. Такая методика обучения самая эффективная для маленьких детей.
Учим алфавит правильно
Не все родители знают, как правильно учить с ребенком алфавит. К сожалению, ошибки, допущенные в обучении, скажутся в дальнейшем. И учителю в начальных классах придётся приложить немало усилий, чтобы их исправить. Есть несколько базовых правил, которые помогут вам в занятиях.
Не нужно учить буквы в алфавитном порядке
Конечно, последовательность расположения букв важна, ведь изучение алфавита тренирует память и внимание. Но не для дошкольника
На данном этапе необходимо использовать внятную и логичную схему, без чрезмерной нагрузки на детское восприятие. Следует сосредоточиться на том, как выглядят и звучат эти самые буквы. Такой подход позволит сформировать у малыша понимание структуры русского языка.
Начните с гласных. Гласные произносятся проще, поэтому у малыша не возникнет проблем с их изучение. Таких звуков всего десять. Как только ребенок разберётся с тем, как звучат и пишутся гласные, можно приступать к изучению согласных.
Учите гласные отдельно от согласных. Этот пункт является прямым продолжением предыдущего: сначала гласные, потом согласные. Если начать осваивать буквы вперемешку, малыш может запутаться. Это нам, взрослым разница между гласными и согласными кажется очевидной. Ребенку же не так просто понять, по какому признаку делятся звуки.
Не концентрируйтесь на буквах. Учите звуки. Этот пункт из нашего свода правил – возможность для родителей вспомнить о фонетике. Ещё учась в школе, каждый из нас отлично усвоил, что название буквы и её звук не всегда совпадают. Эта особенность русского языка может показаться ребёнку слишком сложной. Со временем он запомнит, как звучат буквы «эм», «эль», или «бэ». Но чтобы сейчас ему было проще освоить чтение по слогам, лучше сразу учить звуки: «м», «л», «б».
Используйте удобный порядок изучения согласных. Начните изучать согласные с букв «м», «л», «с», «х», «р», «ш». Из них легко составлять слоги, относительно протяжное произношение позволит постепенно переходить при чтении с согласного на гласный. Следующие буквы для изучения – «к», «т», «п», затем – «б», «в», «з», «ж», «д», «щ». Потом уже можно выучить все остальные буквы.
Не торопитесь! И учите алфавит с учётом возраста. У детей 4-5 лет субкортикальные слои и правое полушарие мозга почти полностью сформированы. Малыш уже обладает хорошей ориентацией в пространстве, развитой моторикой и образным восприятием. Самое время приобрести букварь и приступить к обучению! Учите по одной или две буквы и используйте пройденный материал. Например, во время прогулки попросите малыша найти знакомую букву на вывесках. Не форсируйте освоение алфавита и не забывайте регулярно повторять уже изученные звуки.
И ни в коем случае не превращайте процесс обучения в урок. Даже в школе на начальных порах детям сложно учиться от звонка до звонка, что уж говорить о дошкольниках. Гораздо эффективнее и интереснее знакомится с буквами в игровой форме, занимаясь не более 10 минут в день.
Почему вредно раннее интеллектуальное развитие и чем его заменить
Единственное, чему психологи говорят однозначное «нет» в раннем развитии детей, так это настойчивому желанию родителей как можно раньше обучить ребенка счету, чтению и иностранным языкам – словом, всему, что ему не по возрасту. Любые преждевременные интеллектуальные задачи снижают пластичность мозга, тормозят развитие (в том числе речи) и негативно влияют на психоэмоциональный интеллект.
В дошкольном возрасте детям не нужны обучающие процессы, даже если они проходят в игровой форме. Естественное познание мира через ощущения, запахи и звуки намного важнее счета на английском языке и способности складывать буквы в слова.
Что делать вместо навязчивого обучения
Рассказывайте! Не нужно заставлять малыша рассматривать карточки с животными и цветами, лучше покажите ему мир вокруг. Например: «Смотри, какое голубое небо!» Или: «Посмотри, это кошка. Вот у нее лапки, вот усики, вот хвостик. Кошка серая».
Детям постарше можно рассказывать про устройство велосипеда, пока они учатся на нем кататься. Или можно вместе испечь пирог, комментируя все действия. Словом, ребенок должен контактировать с привычным для него миром и понимать, как устроены знакомые ему предметы. Это даст гораздо больший толчок развитию и формированию его багажа знаний, чем английский язык и счет до тысячи.
Мобильные приложения и тренажеры
Если кроху невозможно усадить за книги, они не любят играть с кубиками, карточками с буквами, используйте интерактивные тренажеры для обучения чтению. Их можно скачать в планшет, мобильный телефон (айфон и андроид), играть дома или в дороге.
Лунтик. Учимся читать!
С любимыми мультяшными героями ребенок научится узнавать буквы, складывать их в слоги, читать слова. Приложение подойдет как годовалым малышам, так и будущим первоклассникам. Программа разбита на 10 уровней: 4 самых простых и 6 сложнее.
Говорящая азбука
Дошкольник выучит алфавит с помощью песенок и пластилиновых помощников. Яркая анимация, веселые игры делают уроки занимательными, нескучными.
Учимся читать по слогам
Приложение рассчитано на детсадовцев 5–7 лет, знающих буквы. Методика обучения основана на программе Зайцева. Пользователи составляют слова из складов, карточек с буквами и слогами. С помощью простых игр, занимательных заданий будущий школьник быстро учится читать, делить слова на части.
Азбука для детей! Учим алфавит!
Буквы прячутся в цветных коробочках с картинками. Задача — поймать их и сложить слово. Игра рассчитана на малышей с 2–3 лет в режиме «Учим буквы», и дошкольников 4–7 лет — в блоке «Читаем по слогам». Приложение получило массу положительных отзывов от родителей.
Учим буквы весело!
Программа полезна детсадовцам, незнакомым с алфавитом. Игры разбиты на три части. В первой ребенок по картинкам знакомится с буквами, учится их произносить, узнавать. Во второй — закрепляет полученные знания, составляет слова. В третьей — его ждут умные раскраски, любимые персонажи мультиков. Раскрашивать картинки нужно с помощью букв.
С помощью игр на компьютере даже слабый ребенок сможет выучить алфавит, научится прочитывать слоги, слова, предложения. Кроме учебных упражнений на образовательном сайте есть масса заданий на развитие внимания, памяти, скорости реакции.
В каком возрасте изучение алфавита для малышей будет посильным занятием?
Оптимальный возраст для того, чтобы представить алфавит детям – 3 года, так советуют психологи. Но нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Например, при наличии логопедических проблем, в первую очередь, нужно заняться ими. Ведь если малыш неправильно произносит какие-то звуки, ему будет трудно запомнить, как читается та или иная буква.
Тем не менее, изучение алфавита в раннем возрасте имеет свои преимущества:
- Во-первых, в возрасте до 5 лет ребенок очень быстро усваивает все новое.Запомнить буквы алфавита для детей раннего возраста не представляет никаких трудностей.
- Кроме того, чем раньше ваш малыш выучит буквы, тем раньше начнет складывать их в слова и предложения. И тогда он не будет бледно выглядеть в первом классе на фоне активно читающих одноклассников, которых, наверняка, будет большинство.
Как можно играть в буквы русского алфавита с ребенком?
Полезных игр для изучения букв можно придумать великое множество, все зависит от фантазии родителей. Какие-то игры ребенку понравятся больше, какие-то меньше, все дети индивидуальны. Зная особенности своего ребенка, можно составить для него максимально эффективный план игровых занятий.
- Испеките малышу вкусное печенье в форме буковок — для него это будет замечательным сюрпризом. Игра состоит в том, что перед тем как съесть сладкую букву, ребенок должен будет назвать несколько начинающихся с нее слов. Предложите крохе обвести букву пальчиком.
- Карточки с буквами можно купить в магазине, а можно найти в интернете красивый алфавит для детей, распечатать его в виде прямоугольников на цветном принтере, и карточки готовы. Сначала нужно показать букву малышу, четко произнести ее и попросить его повторить. Когда малыш начнет запоминать буквы, можно поиграть с ними в прятки: спрятать 2-3 карточки в комнате и искать их вместе. Последние три выученные буквы полезно вешать на стену в детской на пару дней, чтобы они все время попадались ребенку на глаза. Придумайте свои варианты игр с карточками вместе.
- Есть про алфавит игры, в которые можно играть всей семьей и от души повеселиться. Например, изображая буквы пантомимой, дети получат массу положительных эмоций. Лепка из соленого теста или пластилина, рисование яркими карандашами, вырезание сделают процесс запоминания максимально эффективным.
С чего лучше начать изучение алфавита и чтение букв
Ваш ребенок начал проявлять интерес к буквам? Не стоит сразу загружать его сложными и объемными заданиями
Важно действовать постепенно и аккуратно, в соответствии с его возрастом, чтобы ребенок не утомлялся и чтобы ему было интересно. Подробнее все аспекты этого непростого процесса мы рассматривали в статье «Как научить ребенка читать»
Но для начала давайте определимся, для чего вашему ребенку знать буквы? Правильно — чтобы читать! То есть он уже должен быть готов к этому процессу. Если вы уверены, что его возраст позволяет начать изучать азы чтения, то давайте определим основные правила.
Оптимальная продолжительность занятий — 7-10 минут в день (максимум — 20, в зависимости от возможностей ребенка сосредоточиться), но важно делать это ежедневно и систематически. Как показывает моя практика, детям очень нравятся занятия в игровой форме
К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Не спешите обращаться к педагогам или ждать, пока малыш пойдет на подготовку к школе. Я всегда говорю о том, что лучшие учителя для любого ребенка — это его родители, ведь никто не знает его особенности лучше вас.
Мой педагогический опыт позволяет дать несколько важных рекомендаций, полезных на начальном этапе изучения алфавита:
- Начните обучение со знакомства с гласными;
- Отдельно изучайте гласные и согласные (не учите все вперемешку);
- Не нужно изучать алфавит в правильной последовательности: начните с гласных звуков «А, О, У, Ы, И», после их освоения, переходите к следующим гласным звукам;
- Сначала изучайте согласные «М, С, Х, Ш, Л, Н, Р», потом – «К, П, Т». А затем уже – «В, З, Ж, Б, Г, Д» и остальные;
- Озвучивайте букву правильно: называйте название звука, а не буквы («М», а не «ЭМ»), иначе ребенок будет читать «ЭМА-ЭМА» вместо «МАМА»;
- Изучайте по одной букве за занятие, а затем закрепляйте знания при помощи различных способов изучения;
- Учите буквы через ассоциации, разукрашивания, аппликации, запоминайте их в различных играх и упражнениях;
- Внимательно отнеситесь к выбору пособий, букварей, сборников упражнений (выбирайте наиболее авторитетные издания).
Здесь важно обращаться к опыту педагогов и искать варианты, которые будут интересны именно вашему ребенку
Для детей 5 лет
В 5 лет дети начинают проявлять осознанный интерес к чтению. Этот возраст считается оптимальным для изучения алфавита.
Хороший способ помочь малышу выучить буквы, это подарить ему букварь. У него должны быть и другие детские книги. При покупке лучше отдавать предпочтение экземплярам, в которых слова напечатаны по слогам крупным шрифтом. Хорошо, когда родители, читая книгу, водят пальцем по тексту. Так ребенок сможет связывать услышанное с увиденным и запоминать буквы.
В 5 лет дети по-прежнему любят играть. Обычно родители в этот период активизируются, уделяя больше времени тому, чтобы провести подготовку к школе
Хорошо, если они проводят с детьми обучение в форме школьных занятий и посещают разные кружки, но не следует забывать, что важно оставлять достаточное время на игры, в том числе те, которые помогут ему освоить азбуку
Минусы раннего обучения чтению
Как видим, упор в достижении положительного эффекта делается на обучение в игровой форме. Но многие методики содержат далеко не игровые нагрузки. К чему может привести их необдуманное применение?
- Функционирование некоторых отделов мозга малыша еще не сформировано. Чрезмерные нагрузки приведут к тому, что у ребенка возникнут проблемы с усидчивостью, контролем над собственным поведением, концентрацией внимания. Малыш просто потеряет интерес к учебе.
- Перекос в развитии полушарий мозга. Как правило, до 3-4 лет развивается правое полушарие, отвечающее за движения, координацию, творчество, воображение, эмоции. А только затем – левое, отвечающее за интеллект, аналитическое мышление, логику и математические способности. Если эти периоды «поменять местами», то левое полушарие будет развиваться в несвойственное ему время, тем самым тормозя развитие правого. В итоге ребенок вырастет умным, но как минимум, неуклюжим и неловким. При худшем сценарии – получит серьезные двигательные нарушения.
- Такое форсирование приводит к чрезмерной нагрузке на нервную систему малыша, что чревато возникновением серьезной симптоматики (тики, энурез, заикание, отставание в речевом развитии, агрессивность, вызывающее поведение).
Чтобы избежать серьезных проблем, нужно сделать основной упор на обучение в форме игры, крошечными «порциями» и не ранее 3 лет. Поэтому отложим свои родительские амбиции и вспомним хорошую поговорку: тише едешь – дальше будешь.