Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.
Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет
0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал;
2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями;
3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него;
6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат;
7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»;
9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет»;
11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев
Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»)
Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками;
- 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам;
- 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.
Проблемы становления речи у детей с нарушением слуха
У детей с нарушением слуха становление речи происходит не так, как у всех остальных. Процесс зависит от следующих факторов:
- степени нарушения слуха;
- времени возникновения дефекта;
- педагогических усилий;
- индивидуальных особенностей ребенка.
Важно! Как показывает практика, чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь. Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом
В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим
Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом. В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим.
Практически полностью речь распадается у детей, которые потеряли слух в период с 4 до 5 лет. В этих случаях также может оформляться инвалидность.
Сильно искажается речь при потере слуха в 6-7 лет. Сохранный результат, даже при профессиональном лечении невозможен. Если потеря слуха происходит после 7 лет, то речь может быть сохранена, если будут проводиться систематические коррекционные работы.
Коррекционно-развивающие методики обучения речи неслышащих детей
Реализовать воспитательный, образовательный, развивающий и коррекционный процесс для глухих детей можно лишь при условии специальной методики. Это объясняется тем, что неслышащие дети обладают специфическими физиологическими и психическими особенностями. Им необходимы специальные материалы и особенный подход.
Для достижения результатов должны использоваться различные по характеру приемы, формы и методы обучения. Подробно с методиками обучения речи неслышащих детей наглядно знакомит Комаровский.
Коррекционно-развивающие занятия
Кто быстрее начинает говорить: мальчики или девочки
Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.
И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?
В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».
«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети;
«Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов
Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка
Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.
По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».
Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.
Почему происходит задержка формирования речи?
Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди.
Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования.
Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести.
Актуальность
Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.
Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.
Релятивистская теория
Теоретик Сапир (1921), проводя наблюдение в различных общественных группах, выдвинул концепцию, которая рассматривает язык только в контексте какой-либо культуры. Каждой культуре при этом, свойственна определенная языковая структура. Это своего рода матрица для мышления её представителей.
Уорф (1956) считает, что само восприятие или картина мира, зависит от языка. У эскимосов, например, для обозначения разных видов снега, используется много различных слов, а это значит, что их дети должны четко воспринимать его формы. У представителей Новой Гвинеи для обозначения всех цветов существует всего только два слова, поэтому у них должно быть сужено восприятие цветового спектра.
Однако проведенные исследования показали, что при такой ограниченности цветового словаря они способны и различать и распознавать разные цветовые оттенки.
Язык, не смотря ни на что, является основой общения и разные народы вспоминают и рассказывают о произошедших событиях по-разному, таким образом, можно полагать, что способ выражения мыслей в значительной степени зависит от культуры, к которой относится тот или иной представитель языка.
С точки зрения советских психологов и конкретно Выготского (1966), язык является социальным продуктом. Он постепенно интериоризуется ребенком и становится главным «организатором» детского поведения, а также таких когнитивных процессов, как восприятие, память, принятие решений.
Когнитивная теория Ж. Пиаже
Когнитивная теория Ж. Пиаже является наиболее известной и популярной теорией усвоения языка и формирования речи.
Суть её заключается в том, что развитие речи зависит от способности воспринимать определенное сходство, т.е. письменная и устная речь в современных языках является звуковой.
Знаки письменной речи передают звуковой состав слова, а не его непосредственное значение. Автор считает, что детское спонтанное словотворчество еще раз подтверждает существование у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Это говорит о том, что развитие речи связано с развитием мышления. Исследования установили, что самые первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает. В период от одного года до трех лет прогрессирующее развитие мышления создает предпосылки для успешного освоения речи.
Обычно дети говорят о том, что для них интересно, а это значит, что на развитие речи будет влиять мотивация. Из всей совокупности звуковых раздражителей усвоение речи начинается с выделения речевых сигналов, которые потом объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На этой базе формируется связная, осмысленная внешняя речь, которая обслуживает общение и мышление. Перевод мысли в слово идет в обратном направлении.
Нарушения развития речи у детей: на что обратить внимание
График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:
- К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
- К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
- К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
- К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
- К концу 9-го месяца отсутствует лепет, и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
- К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
- К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
- К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
- К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
- К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
- В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.
Факторы задержки формирования речи
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:
- несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
- недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения.
В первом случае не к кому обращаться, во втором – незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса – определения этих понятий смотрите ниже) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях.
Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его “на вкус”, и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают – ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.
Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: “Как тебя зовут?”, “Сколько тебе лет?”, “Какая игрушка у тебя в руках?” и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности.
Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова “скажи” и “повтори” хотя бы на первое время.
Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.
Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.
Что делать при задержке речевого развития?
Многие родители ошибочно считают, что эту проблему «лечат» логопеды, однако они являются педагогами, а не врачами. Логопеды способны лишь научить правильно произносить звуки и выговаривать слова, а заниматься этим эффективно можно только лет с 4-5. Но вы уже поняли, что ждать до 5-летия крайне опасно.
Для начала вам необходимо детально обследовать ребенка и выявить причины патологии речевого развития.
- 1. Посетите сурдолога, оцените слух малыша.
- 2. Пройдите соответствующие возрасту ребенка тесты, оценивающие его развитие: денверский тест, направленный на оценку психомоторного развития; шкалу речевого развития в раннем возрасте; шкалу Бейли, оценивающую развитие грудных детей.
- 3. Пообщавшись с родителями и понаблюдав за малышом, врач должен выяснить, как ребенок сообщает окружающим о своих потребностях. Дело в том, что при снижении слуха, первичных нейрогенных речевых расстройствах, моторной апраксии лицевых мышц дети пристраиваются выражать свои нужды каким-то другим способом (например, показывать пальцем на рот и, произнося какие-то звуки, он пытается сказать «хочу кушать», или принося маме свои ботинки, зовет ее гулять). Этого не происходит при общей задержке развития или аутизме.
- 4. Исключают возможность моторной апраксии лицевых мышц, выясняя, существуют ли затруднения при кормлении и способен ли малыш повторять движения языком.
- 5. Существуют методики сравнения понимания и воспроизведения речи ребенком.
- 6. Подтверждают или исключают недостаточность стимуляции речевого развития, оценивая домашнее окружение ребенка и возможности для общения.
Для диагностики причин нужно обратиться к врачу-невропатологу, логопеду, а при необходимости к детскому психологу и психиатру. Наверняка может потребоваться прохождение специализированных анализов работы мозга – МРТ, ЭКГ, ЭХО-ЭГ и прочие.
Почти в 100% случаях заболевания ЗПРР и ЗРР требуется медикаментозное лечение.
Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?
Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?
- Во-первых, понимание речи окружающих (как следствие, способность следовать полученным инструкциям).
- Во-вторых, трудность в выражении своих мыслей словами (неспособность произносить). Это выражается в следующем – простые и короткие предложения, маленький словарный запас, длительные паузы между словами (ребенок пытается подобрать нужное слово), в речи нарушен грамматический компонент.
- В-третьих, искаженное звукопроизношение приводит к нарушению понимания смысла сказанного.
- Критерии специфического речевого расстройства:
- Задержка речи (к 3 годам малыш молчит).
- Нечеткость речи.
- Трудности с употреблением глагольной формы (путаница, пропуски глаголов).
Слух
- Делаем специальную коробочку для занятий на слух. Кладем туда бубенчики (продаются в логопедическом магазине), колокольчики (продаются в магазине для рыбаков), погремушку, игрушку, шум дождя и изображаем оркестр: под какую нибудь веселую песню “играем” этими инструментами. Испытываем их – как звенит колокольчик, если держать его за кончик, а как – если его зажать в ладони.
- Берем 8 баночек из-под йогурта и насыпала в 2 из них манку, в 2 – фасоль, в 2– чечевицу, еще в 2 – гречку. Каждый день достаем эту коробку и просим малыша искать пары среди баночек с крупами, сравнивать как что шуршит, а также угадывать – что внутри. Когда ребенок все запомнит, можно заменить содержимое баночек.
- Еще одна игра с баночками: трясем банку с манкой и говорим на что это похоже, например на то, что мышка шуршит в углу, пи-пи- пи. Потом берем баночку, например, с фасолью, трясем ею медленно – на что это похоже? Может быть на то, что мишка по лесу идет, ветки ломает? Трясем громче – а это идет сердитый мишка. Нут-это целое стадо ежиков бежит на танцы.
Чем необычнее варианты интерпретации звуков, тем смешнее ребенку.
Это занятие на 10-15 в день.
Причины возникновения нарушений развития речи у детей
Родители, которые узнали от нейропсихолога или логопеда, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны, какие факторы развития речи оказались несформированными.
Причины возникновения речевых нарушений принято делить на две группы: органические (внутриутробная патология, генетические факторы, например, особенности строения речевого аппарата, родовые травмы, а так же травмы и серьезные болезни, воздействующие в раннем возрасте, до 3 лет) и функциональные (неблагоприятная коммуникативная среда, социально-педагогические условия, стресс, психологические травмы и т.д.)
Помощь ребенку с нарушением речевого развития и методы развития речи
Нейропсихологическое обследование поможет определить причину, следствием которой стало какое-либо нарушение речи и подобрать оптимальный план коррекционно-развивающих мероприятий.
В одном случае, специалист проконсультирует родителей и расскажет, какими методами можно помочь развитию речи ребенка, например:
- обогащение ребенка сенсорной информацией: слуховой (звуки природы, бытовые шумы, музыка), тактильной (массаж, гимнастика, игры с различными материалами, такими, как глина, песок, вода, крупы и т.п.), зрительной;
- развития крупной и мелкой моторики разными способами;
- определенные игры на свежем воздухе;
- расскажет, как правильно вести активный диалог с малышом.
В другом случае, без профессиональной помощи, справиться не представляется возможным и тогда нейрокоррекция и/или логопедические занятия помогут справиться с имеющимися проблемами.
Стоит отметить, что в ряде случаев, помощь специалистов должна быть комплексной, так как за речевыми проблемами часто лежат: дисфункция разных структур и зон мозга на резидуально-органическом фоне, работа непосредственно, речевого аппарата, всех высших психических функций, прочие неврологические или даже психические проблемы. Именно поэтому слаженная работа нейропсихолога, логопеда и невролога (а при необходимости и более узкопрофильных специалистов) – залог оптимального и наиболее быстрого решения имеющихся проблем с речью.
Советы родителям
А что же родители могут сделать сами, чтобы ребенок заговорил естественным образом? В домашних занятиях по развитию речи стоит сделать упор на следующем:
- Как можно больше разговаривать с малышом. Отзываться на его гуление и лепет, подсказывать легкие слоги, чтобы ребенок пробовал их повторить;
- Разговаривая с ребенком, не подражать его произношению, коверкая слова и сюсюкая;
- Как можно больше задействовать в играх ритм и счет, например, в потешках, считалочках, песенках;
- Обсуждать с ребенком, как он провел свой день, вспоминать самые интересные моменты;
- Показывать ребенку, что вы внимательно слушаете и интересуетесь его делами, задавать наводящие вопросы;
- Поддерживать малыша во всех начинаниях и хвалить за любые успехи.
Особенности формирования речи у детей с умственной отсталостью
Развитие особенностей речи умственно отсталых детей характеризуется существенной задержкой речевого становления и недоразвития всех компонентов. Формирование речевых навыков совершается у таких детей с большим опозданием и аномалиями. У них страдают все стороны, а наиболее нарушенной является семантика.
Умственная отсталость не классифицируется как особое состояние или отдельное заболевание. Такие дети характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позже начинают ходить, сидеть, стоять, снижается возможность ребенка знакомиться с окружающими предметами и ориентироваться в пространстве, а также они очень поздно начинают реагировать на слова и просьбы.
На заметку! Память, мышление, речевые навыки развиваются с большими отклонениями. В действиях заметны нерешимость и малоэмоциональность.
Особенности речи
Речевое становление умственно отсталых детей происходит своеобразно и с большими запозданиями. Они поздно и не так активно, как обычные дети, вступают в эмоциональный контакт с родственниками. Многие умственно отсталые дети произносят свои первые слова в возрасте 3 лет. В результате отставания дети плохо взаимодействуют с взрослыми и сверстниками.
Фонетическая и интонационно-выразительная сторона речи
Распространенным речевым нарушением среди малышей с умственной отсталостью является стертая дизартрия. Это отклонение проявляется в расстройствах фонетического и интонационно-выразительного компонента. При этом у детей наблюдается неразборчивость, невнятность и отсутствие эмоционального рисунка.
Совершенствование интонационной выразительности
Особенности словаря и речевая регуляция деятельности детей
У умственно отсталых детей речь рассматривается как особый вид деятельности и познавательный процесс. Недостатки речи у таких ребят встречаются очень часто, поэтому развивать ее необходимо систематически.
На заметку! Важно понимать все особенности словаря и правильно регулировать речевую деятельность, а также, какой вид чтения характерен для детей с нарушениями речи
Эндогенные и экзогенные причины отсталости
К нарушениям психического или физического развития детей приводят эндогенные или экзогенные факторы.
К эндогенным относятся определенные заболевания, как наследственные, так и приобретенные. К экзогенным причинам причисляются травмы, отравления и инфекционные заболевания матери во время беременности, а также неполноценное питание и резус-конфликт.г
При появлении признаков, свидетельствующих о задержке речевого развития, необходимо незамедлительно обращаться за помощью. Только в таком случае можно максимально быстро компенсировать отклонение.
После постановки диагноза и назначении лечения, надо следовать всем рекомендациям м обязательно дополнять работу дефектолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. В сочетании все перечисленные мероприятия помогут исправить ситуацию и позволят ребенку в полной мере использовать собственные возможности.
Когда нужно обратиться к логопеду
Следует обратиться к логопеду, если:
• до 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;
• ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас);
• ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;
• ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»;
• ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;
• ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).
Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия — нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами — обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.
Правда ли, что занятий с логопедом не достаточно, чтобы исправить дефекты речи и обязательно нужно активное участие родителей в выполнении домашних заданий?
Здесь все зависит от того, с чем приходят к логопеду. Но, конечно, один логопед в поле не воин. Даже совершенно несложный случай с постановкой звука “р”, бывает, растягивается на несколько лет работы, если нет мотивации у ребёнка и его родителей. Родители должны принимать самое активное участие в коррекции речи у детей. Обязательно вместе выполнять домашнее задание. Если у ребенка серьезное речевое нарушение, то, заниматься необходимо каждый день. Допустим, три раза малыш ходит к логопеду, а четыре раза мама с ребенком дома повторяет и автоматизирует навык. Понимаете, должен быть союз: родители и логопед.
Как создать правильную среду для развития речи?
С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.
Примеры проговаривания ситуаций
1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»
2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.
3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».
Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.
Начинать нужно с себя
– Каковы современные стандарты по речи? Слышала, что речевые требования к каждому возрасту изменились…
– Да, изменились. Если еще несколько лет назад считалось, что к четырем годам у ребенка должны быть сформированы свистящие звуки («с», «з», «ц») шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»), а к пяти годам – сонорные («л» и «р»), то сейчас нормы речевого развития сместились. К пяти годам должны быть все звуки, кроме «л» и «р», а к шести должны быть сформированы «л» и «р». И в принципе к шести годам должна быть четко поставленная речь, грамотная, со всеми звуками.
– Это из-за того, что увеличилось количество детей с проблемами с речью?
– В том числе. Мы живем в век, когда никуда не денешься от гаджетов. Но есть дети, у которых сильная зависимость от гаджетов. Понятно, мы не можем убрать их совсем, там много и полезного, но нужно обязательно дозировать. Как и все, что перевозбуждает нервную систему. Нужно разговаривать с детьми, больше времени проводить с ними. Встаньте на коньки, на лыжи, гуляйте в парке, это все будет способствовать развитию речи. Не говорить: «Я не умею кататься на коньках». Начинать нужно с себя, ты возьми и сделай, это нужно твоему ребенку.
Когда мои дети были маленькие, я ложилась спать и задавала себе вопрос: а все ли я сегодня сделала для своего ребенка? Конечно, проще всего включить телевизор фоном или попросить Алису включить музыку, но это все перевозбуждает нервную систему ребенка. Нужно быть ближе к детям, вовлекать их в свою деятельность, играть с ними, разговаривать, задавать вопросы и побуждать их к ответам. Это и есть развитие речи.
Отложите гаджеты – и в парк
– В каком возрасте нужно начинать заниматься с логопедом?
– Раньше логопеды начинали ставить звуки с пяти лет, это самое правильное. Но вообще развитие речи ребенка происходит во всех видах деятельности ежесекундно. Мамы думают, что заниматься нужно только со специалистами. Но нет. Я сама мама троих детей и хочу сказать современным мамам: отложите гаджеты. Выключите телевизор, возьмите ребенка на руки, пойте ему песенки, разговаривайте с детьми, оречевляйте деятельность, проговаривайте все с малышом. Расскажите на улице о том, какая хорошая погода, как солнышко светит, птички поют или идет снег.
Развитие речи начинается со считывания эмоций, как я уже говорила ранее, и с неречевых звуков. Например, едет машина, течет вода, дует ветер, идет дождь, собака где-то лает. Не надо рано бежать к специалисту, не тратьте время и деньги. Возьмите потешки, пропойте с ребенком, почитайте стихи. Посадите годовалого ребенка на пол, покатайте с ним мячик и проговаривайте: «я тебе мячик качу» или «а теперь ты мне кати мячик». Мозг же записывает информацию. Для того чтобы ребенок сказал одно слово, у него в запасе должно быть тысяча слов. А если у детей постоянно планшеты и телефоны в руках, включен фоном телевизор, соответственно, зачем ему разговаривать? А чему потом мы удивляемся?
Вообще, ребенка нужно постоянно обнимать, гладить, то есть взаимодействовать с ним тактильно. Речь начинается в том числе и с ощущения тела в пространстве. Это глубинные процессы, которые доступны родителям. Не чужая тетя должна гладить ребенка – мама. У залюбленных и зацелованных детей прогресс идет быстрее.
– А какие нарушения речи встречаются чаще всего?
– Чаще всего встречается моторная неловкость – это когда у ребенка в силу того, что у него напряжены мышцы, начинается нарушение речи. Наша нервная система в идеале работает по формуле: возбуждение – торможение. Чем человек взрослее, тем больше торможение преобладает над возбуждением. У маленьких детей возбуждение преобладает над торможением. Вот когда торможение не происходит, тогда нервная система все время находится в напряжении, мозг тоже в напряжении. Почему дети с нарушениями речи чаще всего гиперактивные? Потому что мозг совсем не отдыхает. Соответственно, мышцы тоже перенапрягаются.
И в таком случае работа начинается с общей моторики. Так ребенок начинает чувствовать свое тело в пространстве, мозг получает импульс и начинает работать. Следствие моторной неловкости – моторная алалия. В силу того, что мышцы перенапряжены – и речевые мышцы тоже (губы, щеки, язык), ребенок просто не может двигать языком во рту и, соответственно, какая может быть речь?
Ну и наиболее распространенное нарушение – дизартрия. Если объяснять проще, то у нас в шее находится речевая зона, в которой проходит 12 пар пучков нервов (первая речевая зона – в коре головного мозга). Чаще всего мышцы шейно-воротниковой зоны напрягаются при родах, нервные импульсы речевой зоны шеи плохо проходят в губы, щеки, язык и головной мозг. Соответственно, кровообращение головного мозга ухудшается, его работа замедляется, артикуляционный аппарат становится непослушным. Это и есть дизартрия.