Как часто стоит заниматься с ребенком
Залог успеха в освоении любого навыка лежит в регулярности. Чем регулярнее занятия, тем лучше. Но и не зря говорят, что повторенье — мать ученья
Так что не стоит забывать о важности повторения уже изученного ранее материала
Большинство методичек предлагает 15-20-ти минутные занятия с детьми младшего дошкольного возраста ежедневно, но этот сценарий подойдет не всем.
Некоторым малышам чтение дается сложно — как сам процесс, так и занятия в целом. Нельзя забывать, что каждый ребенок является личностью со своими вкусами, предпочтениями, увлечениями. Чтение может не нравиться ребенку и это не страшно.
Чтобы ребенку нравились занятия его нужно заинтересовать
В случаях, когда малышу трудно даются занятия, опускать руки рано. Имеет смысл делать перерывы между занятиями в 1-2 дня.
Важно! Так же родителям стоит помнить, что в подготовительных группах ДОУ воспитателя тоже занимаются с детьми. Не стоит перегружать ребенка, когда он хорошо позанимался в садике, иначе ему быстро надоест
Задания
Раскраски, головоломки, ребусы, творческие мастерские повышают интерес дошкольника к процессу обучения и помогают создать атмосферу дружбы и понимания. У заданий по обучению чтению есть одна важная особенность — они многофункциональны. Малыши не только учатся читать, но и развивают моторику, воображение, фантазию, мышление, речь. Обойтись без интересных идей для упражнений и игр по обучению чтению детей дошкольного возраста просто невозможно.
Найди буквы и раскрась
Выбирайте тематические раскраски. В них могут дополнительные задания, например, раскрась только те предметы, которые начинаются на букву «В», разукрашивай маленькие изображения букв, прописные знаки не трогай и т.д.
Смотри на картинку и читай
Это задание подходит для детей, изучающих буквы, чтение слогов. Картинки со знакомыми предметами можно показывать в большом количестве. Малыши хорошо запоминают слова, пользуются ассоциациями при чтении без изображений.
После изучения слов и соотношения их с предметами, предложите дошкольнику читать слова без картинок. Знакомые слоги складываются быстрее.
Читаем по слогам
Для хорошо усвоивших слоги детей подойдут небольшие сказочные тексты. Их можно читать вместе с родителями или по очереди в классе. После прочтения обязательно спросите ребенка, что он понял, сможет ли пересказать текст.
Очень важно не брать для урока нудные, серьезные произведения. Малышу будет интересно за 3-4 предложения узнать всю историю героев от начала и до конца
В процессе чтения таких сказок педагог формирует интерес к книгам у маленьких учеников, любовь к самостоятельному изучению литературы.
Если ребенок не хочет читать
Для начала можно попытаться выяснить: почему не хочет читать? От этого будут зависеть рекомендации. Чтение — это сложный навык, не стоит это недооценивать. Если сложности с чтением обнаружились только в семь лет, стоит обратиться к профильным специалистам (нейропсихологу, неврологу и офтальмологу) и выяснить, как обстоят дела с с базовыми навыками. Возможно, необходимо проверить психические процессы. Если все в порядке, можно попробовать подойти к обучению через интерес и мотивацию и узнать у ребенка: а про что было бы интересно читать?
Бывает, что ребенка заставляют читать. Но само слово «заставлять» звучит как отсутствие диалога, ведь это может быть сигнал о проблеме. И если ее решить, чтение перестанет быть сложным и неприятным процессом.
В освоении любых навыков, главное — поддерживать ребенка: оказывать помощь, если необходимо, и терпеливо объяснять, когда потребуется. Ребенку непросто, и давление лишь увеличит стресс, а освоение навыка будет идти еще сложнее.
Фото обложки отсюда.
С чего лучше начать изучение алфавита и чтение букв
Ваш ребенок начал проявлять интерес к буквам? Не стоит сразу загружать его сложными и объемными заданиями
Важно действовать постепенно и аккуратно, в соответствии с его возрастом, чтобы ребенок не утомлялся и чтобы ему было интересно. Подробнее все аспекты этого непростого процесса мы рассматривали в статье «Как научить ребенка читать»
Но для начала давайте определимся, для чего вашему ребенку знать буквы? Правильно — чтобы читать! То есть он уже должен быть готов к этому процессу. Если вы уверены, что его возраст позволяет начать изучать азы чтения, то давайте определим основные правила.
Оптимальная продолжительность занятий — 7-10 минут в день (максимум — 20, в зависимости от возможностей ребенка сосредоточиться), но важно делать это ежедневно и систематически. Как показывает моя практика, детям очень нравятся занятия в игровой форме
К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Не спешите обращаться к педагогам или ждать, пока малыш пойдет на подготовку к школе. Я всегда говорю о том, что лучшие учителя для любого ребенка — это его родители, ведь никто не знает его особенности лучше вас.
Мой педагогический опыт позволяет дать несколько важных рекомендаций, полезных на начальном этапе изучения алфавита:
- Начните обучение со знакомства с гласными;
- Отдельно изучайте гласные и согласные (не учите все вперемешку);
- Не нужно изучать алфавит в правильной последовательности: начните с гласных звуков «А, О, У, Ы, И», после их освоения, переходите к следующим гласным звукам;
- Сначала изучайте согласные «М, С, Х, Ш, Л, Н, Р», потом – «К, П, Т». А затем уже – «В, З, Ж, Б, Г, Д» и остальные;
- Озвучивайте букву правильно: называйте название звука, а не буквы («М», а не «ЭМ»), иначе ребенок будет читать «ЭМА-ЭМА» вместо «МАМА»;
- Изучайте по одной букве за занятие, а затем закрепляйте знания при помощи различных способов изучения;
- Учите буквы через ассоциации, разукрашивания, аппликации, запоминайте их в различных играх и упражнениях;
- Внимательно отнеситесь к выбору пособий, букварей, сборников упражнений (выбирайте наиболее авторитетные издания).
Здесь важно обращаться к опыту педагогов и искать варианты, которые будут интересны именно вашему ребенку
Обзор самых популярных методик обучения детей чтению.
Ответы на частые вопросы
За сколько можно научить ребенка читать?
На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.
Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.
Как научить читать, если ребенок не хочет?
Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.
При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.
Может ли ребенок научиться читать сам?
Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.
Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.
Должны ли воспитатели учить ребенка читать?
В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.
Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.
Нужно ли учить читать до школы или в школе всему научат?
По нормам ФГОС родители не обязаны учить читать детей до поступления в школу. Учитель не может требовать таких знаний от ребенка. В программу начальной школы заложены часы на изучение букв, звуков, слогов, обучение чтению. Во второй класс все школьники переходят с развитым навыком чтения.
Но так как большинство детей приходит в первый класс уже читающими, количество часов на эти темы резко сократилось по сравнению с советским временем. Первоклашкам с логопедическими, психическими нарушениями, да и многим здоровым ученикам тяжело успеть усвоить этот материал за такой короткий срок. Они начинают отставать от одноклассников.
Поэтому обучая детсадовцев чтению заранее, вы облегчаете процесс адаптации ребенка в школе, повышаете его успешность.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Когда лучше начинать учить дошкольника читать
Каждый ребенок индивидуален, и ни один педагог или психолог не даст однозначного ответа, в каком конкретном возрасте следует приобщать его к чтению. В любом случае, не стоит торопить события — навязывать крохе занятие к которому он не готов психологически.
В целом, до 4 лет малыш еще не в состоянии осознать разницу между понятиями «звук», «буква», «слог», «слово». Они для него слишком абстрактны. С 4-5-летнего возраста дошкольник уже начинает анализировать свойства предметов, пытаться их изменить. Если ваш кроха к этому времени интересуется буквами (например, вы показывали ему их на картинках или магазинных вывесках), способен 10-15 минут проводить за дидактическими играми, то можно попробовать занятия чтением
Если же ваш четырехлетка пока не слишком усидчивый, не умеет концентрировать внимание, нетерпеливый, бурно переживает свои маленькие неудачи, стоит подождать с уроками.
6-7 лет — вот возраст, наиболее благоприятный для того, чтобы начать учить ребенка читать (у некоторых детей он наступает уже в 5 лет, опять-таки все индивидуально). Дошкольник уже стремится не только играть, но и получать новые знания, становится более внимательным. Недаром в детском саду занятия по обучению чтению начинаются со старшей группы, в которую ходят ребята шестого года жизни.
В целом понять, насколько ребенок 5-7 лет«открыт» для чтения, помогут следующие признаки:
- хорошо говорит целыми предложениями понимает значение сказанных слов, имеет внушительный словарный запас (5000 слов и более);
- не имеет особых логопедических проблем;
- развит фонематический слух, малыш различает звуки;
- хорошо ориентируется в пространстве, может показать правую и левую стороны, верх-низ.
Чтение отдельных слогов и буквари
Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся маленький ребенок, но и дети в возрасте 5 лет при виде букваря не хотят слышать о чтении.
Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла, они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению:
Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.
Когда начинать
Со скольких лет начинать учить ребенка читать? На этот вопрос нет точного ответа. Уроки буквенной грамоте проводят в 4–5 лет, перед началом обучения в школе, в 6–7 лет.
Возраст дошкольника не является основным показателем готовности к усвоению новых знаний и понятий. Гораздо важнее, насколько он подготовлен к занятиям интеллектуально, психологически, физически
Обратите внимание на следующие показатели, которые для знакомства с чтением должны быть в норме:
Малыш хорошо разговаривает, использует распространенные предложения для рассказа или ответа на вопрос.
Фонематический слух, артикуляционные навыки развиты согласно возрасту
Особое внимание обратите на правильность произношения звуков, дошкольник должен выговаривать и узнавать все фонемы.
Ребенок поддерживает разговор, понятно и последовательно рассказывает о прошедшем дне, ярком событии.
Дошкольник ориентируется в пространстве. Понимает направления право–лево, верх–низ
Если малыш путает стороны, но сам исправляется, это считается нормой.
Детсадовец может заниматься настольными играми, рисованием более 10 минут.
Если все перечисленные показатели у дошкольника в норме или с незначительными отклонениями, ему больше 5 лет, пора задуматься об обучении чтению.
Неподготовленных шестилеток стимулируйте, привлекайте к азбуке собственным примером, решайте логопедические проблемы. Если же детсадовец еще совсем маленький, 3–4 года, но просит рассказать о буквах, научить складывать слоги, пойдите ему навстречу. Проводите занятия в легком режиме, чтобы не отбить интерес к чтению большими объемами информации, трудностями ее усвоения.
Обучение в игровой форме: плюсы и минусы
Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.
Преимущества метода:
- Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
- Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
- Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
- Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
- Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
- Детский коллектив сплачивается.
- Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.
Недостатки метода:
- У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
- Игры, головоломки отнимают много времени.
- Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.
Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:
- Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
- Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
- Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
- Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
- Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.
Кубики Зайцева
Игры и упражнения
Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения. Они помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.
Для изучения букв
- Вместе с ребенком создайте коллекцию самодельных букв из бумаги, пластилина. Играйте поделками, пытайтесь складывать слоги, называйте звук, который они обозначают.
- Заучивание наизусть стихов, песен на отдельные буквы, звуки.
- Буквенное лото.
- Кто больше? Выигрывает тот, кто вспомнит больше слов на заданную букву. Можно использовать вариант наоборот: называем слова, которые заканчиваются на определенный звук.
- Говори наоборот! Проговаривайте короткие слова (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать их задом наперед.
- Называй слово по буквам. Разбирайте небольшие словоформы на части, называя звуки: Д-О-М.
Для обучения чтению слогов
- Составь слово. Понадобятся карточки со слогами, буквами. Ребенок сам подберет нужный вариант, прочитает его. Можно добавить картинки к заданию, тогда малыш будет составлять слово по заданной теме.
- Ищем короткие слова в длинных. Из букв слова ГРУЗОВИК нужно составить односложные слова: груз, зов, круг.
- Настольные ходилки. Нарисуйте схему движения, в клетки впишите слоги. Ребенок читает при каждом ходе фишки.
- Поиск слогов в текстах. Возьмите любое художественное произведение, сказку. Пусть ищет знакомый слог в словах, обводит его карандашом. Если получилось не пропустить ни одного слога в отрывке, ученик получает награду.
Для развития навыка чтения
Найди лишнюю или недостающую букву. Напишите слова с ошибками: ГУ-ЗО-ВИК (не хватает буквы Р), ЯМ-БЛО-КО (М лишняя)
Упражнение развивает внимание, орфографическую зоркость. На уроках русского языка в первом классе это очень пригодится.
Составь меню
Ребенок становится поваром, составляет меню для семьи на день. Его задача усложняется тем, что блюда должны начинаться на одну букву, например К.
Что видишь на букву..? Загадывайте любую фонему, просите ученика назвать все предметы, которые он видит вокруг себя, начинающиеся с этой буквы (К — книги, кот, кастрюля и т. д.).
Кто быстрее? Напишите на карточке слова на одну букву: мел, моль, мыло, мила, мель. Задача — прочитать список быстрее всех. Развивается скорость чтения, внимание, умственные способности.
Игры
Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.
Учим буквы
Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.
Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.
Начать можно с таких:
Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.
Читай по первым буквам
Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.
Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.
Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.
Найди букву
Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.
В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.
Собири слова из букв
Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.
Читаем слоги
Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан «сюрприз».
В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.
Настольные игры
Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.
Распечатайте для занятия такие ходилки:
Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.
Читаем вместе
Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась
Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас
Как взрослые могут помочь ребенку в процессе обучения
Для успешного обучения чтению важно мотивировать ребенка:
Практически с пеленок прививать интерес к книгам, читать их, показывать малышу красочные картинки, обсуждать с ним содержание
В конце концов ребенок сам захочет научиться читать сказки и рассказы.
Очень важен личный пример
Если ребенок чаще видит маму с книгой, чем с планшетом или перед телевизором, то он захочет последовать ее примеру.
Во время прогулок обращать внимание на яркие вывески магазинов, эффектные рекламные баннеры, напоминать, что буквы окружают нас повсюду.
Дать крохе попечатать на клавиатуре компьютера или ноутбука, опять-таки акцентируя внимание на буквах и их важности.
В комнате малыша повесить красочный плакат с алфавитом (как вариант интерактивное панно, которое так интересно нажимать).
Покупать дидактические игры на буквенную тематику, например, лото или домино.
Если в семье есть старший ребенок, то нужно почаще подчеркивать, что он уже умеет читать.. Чтобы мотивировать дошкольника к чтению, также стоит прислушаться к рекомендациям доктора Е
Комаровского
Чтобы мотивировать дошкольника к чтению, также стоит прислушаться к рекомендациям доктора Е. Комаровского.
Книги для самостоятельного чтение в 6-7 лет
Самостоятельное детское чтение предполагает подбор правильной литературы. Ведь ключевым фактором в вопросе заинтересованности дошкольника в той или иной книги будет ее содержание.
К сожалению, современный рынок полон книг с интересным содержанием, но абсолютно извращенным понятием морали. Первый литературный опыт у ребенка должен быть не только занимательным, но и полезным. Ведь, как уже было сказано ранее, книги формируют не только умственные навыки человека, но и занимаются его духовным воспитанием.
Чтобы не ошибиться с выбором книги, далее будет составлен список подходящей литературы для самостоятельного чтения детей младшего дошкольного возраста.
Семейные занятия чтением
- «Конёк-горбунок» (Петр Ершов).
- «Аленький цветочек» (Сергей Аксаков).
- «Серебряное копытце» (Павел Бажов).
- Сказки Пушкина («Сказка озолотом петушке», «сказка орыбаке и рыбке»).
- «Волшебник изумрудного города» (Александр Волков).
- «Старик Хоттабыч» (Л.Лагин).
- «Три толстяка» (Ю.Олеши).
- «Приключения Буратино» (А.Толстой).
- «Денискины рассказы» (В.Драгунский).
- «Маленький принц» (А.Сент-Экзюпери).
- «Маугли» (Р.Киплинг).
- «Винни-Пух ивсе-все-все» (А.Милн).
В заключение стоит отметить, что обучить ребенка чтению еще в дошкольном возрасте важно, но не обязательно. Правильный подход к занятиям и верный выбор литературы для совместного или самостоятельного чтения будет залогом успеха
А всем родителям стоит помнить, что малыш их будет любить одинаково вне зависимости от того, в каком возрасте они научили его читать.