Постановка звуков у детей

Дефекты произношения звука [Т]

  • Искажение. Вместо слышится звук, не имеющий аналога в родном языке. Назальное произношение фонемы при ринолалии.
  • Отсутствие (элизия). Артикуляционный уклад фонемы полностью не сформирован. Встречается при тяжелых формах расщелины неба в случае ринолалии.
  • Замена. заменяется на другую фонему, близкую по акустико-артикуляционному параметру, чаще всего на заднеязычную фонему . При ринолалии наблюдается замена фарингиальным произношением.
  • Смешение. Изолированно произносится верно, но в спонтанной речи заменяется другой фонемой.
  • Смягчение. Замена твердого мягким , недифференцированное употребление этих фонем.
  • Дефект озвончения. Ребенок недостаточно сильно оглушает звук. В речи слышится его звонкая пара .

Тренируем артикуляцию

Оглавление

Артикуляция звука Т. В исходной позиции губы должны быть приоткрыты, щель между рядами зубов 5 мм. Язык кончиком прижимается к верхним альвеолам (углублениям в челюстях, где находятся зубные корни), смыкаясь с ними, при этом произносятся гласные А, О, У, Ы. При выполнении упражнения мягкое нёбо приподнимается, размыкаются гортанные складки, а поток воздуха имеет толчкообразный характер.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука ТЬ. Упражнение выполняется молча, не должно быть вибраций и подрагивания связок. Кончиком языка нужно дотронуться до нижнего ряда зубов. Верхняя его часть в этом положении должна быть выпуклой, прислонённой спереди к бугоркам за верхним зубным рядом. При выдохе воздушный поток должен отрывать язык от бугорков.

Методы профилактики заболевания

В связи с биологическими факторами развития болезни, о ее профилактике стоит задуматься еще во время беременности и родов. Тяжелое протекание беременности, внутриутробные инфекции, асфиксии, осложненные роды, травмы в первые месяцы жизни новорожденного — все это может стать причиной нарушений речи в будущем.

Перечислим основные методы профилактики недуга уже после рождения малыша.

Во-первых, развивайте рефлексы. К ним относятся фиксация взгляда и слежение за предметом, слуховое сосредоточение, двигательная активность, рефлекс орального автоматизма — все они очень важны в развитии новорожденного.

Во-вторых, общайтесь с младенцем

Тактильные, зрительные, слуховые ощущения — все это крайне важно для его развития. Улыбайтесь ему, разговаривайте, носите на руках, поглаживайте

В-третьих, будьте всегда рядом. Особенно это касается мамы. Ведь новорожденный нуждается в ее близости, возможности прикоснуться к ней, увидеть, почувствовать, получить ответные объятия.

В-четвертых, стимулируйте сосательный рефлекс. Чем активнее и дольше кроха сосет грудь, тем лучше развиваются его мышцы — они становятся крепче, пластичнее.

В-пятых, поощряйте попытки младенца к общению. Гуление, лепет — это нужно стимулировать.

В-шестых, развивайте мелкую моторику. Речь напрямую связана с мелкой моторикой и чем более ловкими будут руки малыша, тем лучше. Знакомьте его с разными текстурами.

В-седьмых, говорите с малышом на родном языке. Говорите четко, грамотно. И стимулируйте его к общению. Даже если он не разговаривает, все равно пытайтесь вызывать у него звуки. Если он хочет чего-то и показывает жестами, провоцируйте попросить это вербально.

Игровые упражнения

Поддержать интерес помогут упражнения в игровой форме:

  1. «Чистим зубки». Ребёнок в улыбке приоткрывает зубы, слегка открывает рот и кончиком языка проходит сначала по верхним, потом по нижним зубам с обратной стороны, двигаясь влево и вправо.
  2. «Лопатка». Надо улыбнуться, приоткрыть рот, поместить широкую часть переднего края языка на нижнюю губу. Такое положение сохраняется, пока взрослый считает от 1 до 10. Можно начать с 5 секунд, затем постепенно увеличить время до 10 секунд.
  3. «Трубочка». Вначале нужно из открытого рта высунуть язык и вытянуть его как можно сильнее. Затем, сужая, напрячь его. Положение сохраняется около 10 секунд.
  4. «Качаемся на качелях». Улыбнувшись, нужно слегка открыть рот и прислонить к нижнему зубному ряду кончик языка (в его широкой части). Вначале он находится за нижними зубами, потом перемещается за верхние. Позиции вверх и вниз меняются несколько раз.
  5. «Горка». Опять исходное положение — приоткрытый в улыбке рот, кончик языка прислонён к нижнему ряду зубов. Далее он выгибается дугой, плотно соприкасаясь с нижними зубами.
  6. «Горный ветер». Ребёнок улыбается с приоткрытым ртом. Пока язык выгнут дугой, не торопясь, нужно плавно подуть в его центр. Поток воздуха должен быть холодным.

Не нужно спешить и оказывать давление на ребенка, нужно заниматься ежедневно и результат обязательно будет, у кого-то из детей раньше, у кого-то позже. Терпение, и ещё раз терпение! Главное, внимательно следить за техникой выполнения артикуляционной гимнастики, прислушиваться к индивидуальным потребностям и особенностям ребёнка.

Последнее время, отмечают специалисты,появился новый вид нарушения звукопроизоншения у детей дошкольного и младшего школьного возраста — нарушение произношения звуков Т, Д. Эти звуки раннего онтогенеза, как правило детьми заменяются на заднеязычные К, Г. В практике использовала приемы описанные раннее другими специалистами, но хороший положиетльный результата дал прием раннее мне не встречавшийся. Предлагаю приемы постановки звуков Т, Д.

Постановка звука [Т] при дефекте смягчения

Мягкие фонемы характеризуются высоким поднятием спинки языка к твердому небу. Дефект смягчения появляется вследствие повышенного тонуса мышц. На характер дефекта влияет место поражения в коре головного мозга.

Увеличение тонуса мышц языка способствует тому, что он напрягается, оттягивается назад, кончик не выражен. Для устранения этого нарушения применяют логопедические упражнения: горочка, сердитая кошка, лягушонок. Их цель − обеспечение пластичности средней части. В тяжелых ситуациях следует опираться на тактильные ощущения − положить средний и указательный пальцы на язык, чтобы почувствовать расслабление при переходе от мягкого звучания к твердому.

Необходимо продемонстрировать напротив зеркала различие в положении языка и попросить повторить позицию. Затем ребенок воспроизводит за взрослым парные слоги с твердой и мягкой фонемами. При правильном воспроизведении твердого звучания целесообразно незамедлительно приступать к произношению слов.

Постановка звука “Т” поэтапно

Классическими приемами коррекционной работы в логопедии являются подготовительный этап, постановка звука, его автоматизация и дифференциация.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе проводится артикуляционная разминка, чтобы подготовить к работе речевой аппарат.

Последовательно выполните такие упражнения:

На этом этапе важно также проделать дыхательные упражнения, чтобы при произнесении проблемного звука научиться регулировать силу воздушной струи:

Познакомьте ребенка с характеристикой “Т”:

Покажите на картинках слова с этой буквой, обратите его внимание, как она выглядит и как звучит:

Постановка звука “Т”

Есть несколько способов для логопедов, используя которые можно поставить “Т”:

  • по подражанию;
  • механический;
  • от других звуков;
  • артикуляционная гимнастика.

Давайте разберем каждый из них подробнее.

По подражанию

Покажите малышу перед зеркалом, как расположить язычок; продемонстрируйте, как толчками выходит воздух; акцентируйте его внимание на то, что голос при этом не образуется. Спросите его: “Как стучат в дверь, когда хотят зайти? Правильно, тук — тук”

Спросите его: “Как стучат в дверь, когда хотят зайти? Правильно, тук — тук”.

Чтобы научить ребенка говорить букву “Т”, попросите его улыбнуться, и немного высунув язычок, плюнуть. Отработав такой навык, можно учиться произносить “Т” уже с правильным положением язычка.

Используйте иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный
образ звука.

Для фонематического
восприятия называйте слова с “Т”, пусть ребенок научится определять его на слух.

Для формирования кинестетического
образа малышу будет интересно ощутить короткие воздушные толчки на своей ладошке при произнесении этого звука.

Механический способ постановки “Т”

Если произносить “Та”, положив язык между зубами, а в это время шпателем немного поднять верхнюю губу, то такой прием приводит к тому, что кончик языка занимает правильную позицию за верхними зубами и становится возможным правильное произношение.

Постановка “Т” от других звуков

“Т” можно поставить от “П”. Для этого попросите ребенка повторять “па-па-па”, держа широкий язык между губами. Теперь пусть он широко улыбнется, продолжая повторять то же самое. Вместо “П” слышится “Т”.

Чтобы поставить “Т” от “С”, нужно слегка прикусив язык, попытаться произнести “С”, а потом ритмично смыкать и размыкать зубы. Будет получаться звук “Т”.

Чтобы снять излишнее напряжение во время постановки и расслабить мышцы лица, можно помассировать их подушечками пальцев. А еще — вздохнуть, а потом выдыхая, сказать “Уфф” и улыбнуться:)

Артикуляционная гимнастика для “Т”

Целью артикуляционной гимнастики, как способа постановки звука, является укрепление мышц речевого аппарата, увеличение его подвижности, отработка нужного подъема языка, развитие его гибкости, освоение навыка им управлять.

Выполните комплекс, состоящий из следующих упражнений:

Автоматизация “Т”

Чтобы поставленный звук в повседневной речи звучал уверенно, его надо закрепить. Поэтому на этапе автоматизации его произношение отрабатывают в слогах, словах и предложениях.

Повторяйте вместе с ребенком слоги:

Поиграйте в слова:

Прочитайте чистоговорки со звуком “Т”:

Постарайтесь выговаривать “Т” в скороговорках:

Отгадайте загадки на букву “Т”:

Объясните значение фразеологизмов на букву “Т”:

Повторите предложения:

Дифференциация “Т”

На этапе дифференциации у дошкольников развивается навык различать “Т” и созвучные ему “Д”, “К”, “Г”.

Здесь тот же алгоритм. Проблемный звук отрабатывается в паре с близким по звучанию в слогах, словах и предложениях.

Итак, прочитайте слоги:

Слоги “Та”, “Ка” есть в начале и в конце слов, назовите их:

Слова для дифференциации “Т”:

Вставьте нужную букву:

Прочитайте словосочетания и предложения:

Разучите стихи:

Попробуйте повторить без запинки:

А теперь задание для детей и взрослых — поиграйте в игры.

Как добраться к домику? Только отгадывая слова

Помогите бабушке и дедушке собрать картинки:

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание — сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией.  У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость

При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос

На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь

Внимание концентрируется на вдохе.
Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха

Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки,  и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество. 

Особенности психического развития

Внимание. У детей с дизартрией особенности психического развития проявляются в недостаточной устойчивости и концентрации внимания, в ограниченных возможностях его распределения

Дошкольники быстро теряют интерес к занятию и чтению книг, часто отвлекаются от выполняемых заданий, затрудняются в сравнении и поиске отличий двух похожих картин. Наблюдается синдром дефицита внимания. Всему виной — ослабленность и повышенная истощаемость нервной системы ребенка.

При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная (речевая) память, страдает продуктивность и объем запоминания.

Память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная (речевая) память, страдает продуктивность и объем запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, с трудом могут повторить за взрослым предложение из 4–6 слов, испытывают проблемы при заучивании стихотворений и при счете.

Восприятие. Недостатки восприятия проявляются в трудностях усвоения величины и формы предметов: дизартрики плохо дифференцируют похожие фигуры — круг и овал, квадрат и прямоугольник; путают широкий и узкий, длинный и короткий предметы. Дети не могут сложить из частей целое, например, собрать разрезанную картинку или выполнить конструирование по образцу.

Мышление. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, плохо овладевают количественным счетом и счетными операциями, путают понятия «больше», «меньше».

Особенности речевого дефекта детей с дизартрией влияют на развитие пространственно-временных представлений, им трудно усвоить признаки и последовательность частей суток и времен года, а также некоторых пространственных понятий («спереди», «около», «между»). У детей затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, что впоследствии отражается на формировании навыков письма.

Эмоционально-волевая сфера и поведение. Дизартрики имеют разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной гиперактивности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью и капризностью, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Для детей с дизартрией характерна незрелость мотивационно-потребностной сферы.

Вследствие речевого дефекта дети затрудняются в установлении контактов со сверстниками, испытывают проблемы при общении с ними и взрослыми. Иногда родители и педагоги сталкиваются с нарушениями поведения, которые проявляются в виде агрессии и реакции протеста по отношению к окружающим. Перечисленные недостатки говорят об особенностях нервно-психического здоровья детей с дизартрией и требуют пристального внимания специалистов и педагога-психолога.

Для дифференциальной диагностики всех расстройств ребенка с дизартрией необходимо провести комплексное психолого-медико-педагогическое исследование:

  • изучить, провести анализ медико-педагогической документации ребенка, данных его анамнеза и раннего психофизического развития;
  • изучить состояние моторики, высших психических функций, уровень познавательного и эмоционально-личностного развития.

Особенности постановки звуков

В возрасте до года дети могут произносить самые простые звуки – «а», «о», «у».  Затем они осваивают другие звуки и сочетания в слова и слоги. Активное развитие речи происходит у детей от 2 до 5 лет. Малыши обучаются более точно использовать звуки. Могут возникнуть проблемы с постановкой звуков ребенку в 4 года. Трудности возникают с «ш» и «р». Чтобы помочь ребенку правильно говорить проводятся занятия по постановке и автоматизации звуков.

Особенности постановки звуков речи у детей могут быть связаны с их физическим развитием, моторикой и способностью артикулировать. У детей младшего возраста речевой аппарат еще не полностью развит, поэтому они могут испытывать затруднения с артикуляцией некоторых звуков. Детям требуется время и практика, чтобы научиться артикулировать все звуки правильно. Некоторые звуки, такие как «р» и «ш», могут потребовать дополнительных тренировок.

Дети могут слышать звук правильно, но испытывать трудности в его произношении. Например, они могут заменять «с» на «т» или «к» на «т». В начальные годы жизни дети развивают навыки обработки звуков, что позволяет им распознавать и произносить их. Некоторые дети могут иметь задержки в этом развитии, что может привести к затруднениям в постановке звуков.

Если ребенок испытывает серьезные трудности с постановкой звуков, может потребоваться помощь логопеда или специалиста по речевому развитию. Занятия логопеда по постановке звуков начинаются с проработки звуков, которые более доступны малышу. При расстройствах фонематического слуха, необходимо усваивать промежуточные артикуляции. Для улучшения артикуляционных навыков выполняются упражнения на удлинение выдоха.

С проблемой дефекта звукопроизношения и с  необходимостью в постановке звуков ребенку 5 лет встречаются многие родители детей младшего и дошкольного возраста. Поэтому часто требуются занятия логопеда постановка звуков. В этом случае специалист выявляет причины отклонений и определяет, с какими звуками бывают проблемы. Также предлагает программу по коррекции речи и исправлению нарушений.

Автоматизация звуков и внедрение в речь

Автоматизация предполагает доведение звука до автоматизма. Этот этап требует от 4 до 10 занятий. Рассмотрим основные способы постановки:

механический. Для занятий используются специальные логопедические инструменты;
по подражанию

Внимание ребенка акцентируется на расположении органов артикуляции, а также на применении зрительных и тактильно-вибрационных ощущений;
смешанный. Предполагает использование первых двух способов.            

После того, как ребенок начал уверенно произносить звуки, необходимо переходить к процессу автоматизации. Поставленный звук применяют в предложениях при произнесении стихов, скороговорок. Также применяются дидактические игры.

Этапы логопедической работы

Определение 1

Логопедическая работа – это деятельность, которая ориентируется на создание условий, необходимых для полноценного обучения и воспитания детей с определенными речевыми нарушениями разной этиологии, и их своевременную коррекцию.

Коррекционная работа состоит из нескольких этапов:

  • подготовительный;
  • постановка звуков;
  • автоматизация звуков;
  • дифференциация звуков.

Определение 2

Постановка звука – это процесс обучения ребенка правильному произношению звука. Ребенка обучают придавать своим артикуляторным органам положение, характерное для нормальной артикуляции звука, чем обеспечивается правильность его звучания.

Звук ставят с самого начала, если он полностью отсутствует в речи или заменяется другим звуком, а также если в речи присутствует дефект, который нельзя подправить частично.

Во многих случаях невозможно сразу приступить к постановке звука, так как ребенок не может сразу придать своему языку необходимое положение, например, не может поднять кончик языка вверх, чтобы произнести звук Р. В таком случае необходимо проведение подготовительной работы – артикуляционной гимнастики, цель которой – развивать достаточную подвижность губ и языка.

Используют два типа артикуляционной гимнастики:

  • общая – состоит из основных движений речевых мышц. Общность упражнений объясняется тем, что нарушаются звуки из разных фонетических групп, в связи с чем, каждое движение понадобиться или для одного, или для другого звука;
  • специальная – направлена на четкую проработку действий речевых мышц для произнесения конкретного звука.

Автоматизация звука.

Когда у вас получилось произнести звук правильно, начинается следующий этап – этап автоматизации звука. Автоматизация – это умение произносить звук, не задумываясь, как это происходит. Автоматизация начинается с произнесения изолированного звука, длительного, короткого.

Как только получилось усвоить изолированное произнесение звука, задача усложняется. Теперь необходимо научится произносить его в слогах. Например, звук учимся произносить в прямых слогах Са, со, су, сы и т.п., в обратных слогах ас, ос, ус, ыс и др.

Слова состоят из слогов, поэтому следующий этап автоматизации звука – это автоматизация в словах. Причем слова подбираются с учетом сложности (Пример: сначала мы произносим короткие слова из 3-4 звуков, затем более сложные, с разными слоговыми сочетаниями).

Наши слова складываются в словосочетания и предложения. Это следующий этап автоматизации. В этот период ученик и логопед составляют и повторяют словосочетания, предложения. Множество интересных способов знает логопед, что сделает автоматизацию интересной и полезной.

Заключительными этапами автоматизации являются закрепление навыка в текстах и самостоятельной речи. Работа по автоматизации в тексте строится аналогично, а базой являются уже не единичные слова, а предложения и тексты. Это могут быть рассказы, сказки, загадки, стихи. Логопед старается подбирать те тексты, в которых концентрация закрепляемого звука высока. Тексты можно просто повторять, но лучше пересказывать и отвечать на вопросы.

И последний этап – это автоматизация в самостоятельной речи. Это время, когда человек в собственной речи использует правильный звук, может заметить свои ошибки, исправить себя сам. Часто требуется особая помощь близких людей. Нужно аккуратно указывать, если допущена ошибка, и, главное, поддерживать. Ведь так трудно себя постоянно контролировать.

Работа по автоматизации считается законченной, когда старый звук исчез из речи.

Автоматизация звука в речи, так же как и процесс постановки звуков, занимает у разных людей разное время. Вот два жизненных примера.

Сережа, 6 лет, нарушение произношения звуков , , , . С мальчиком была проведена подготовительная работа: развитие подвижности органов артикуляции и тренировка речевого выдоха. Поставить звук удалось за два занятия методом подражания. Логопед дал пошаговую инструкцию, а ребенок повторил. Автоматизация изолированного звука и звука в слогах трудностей не вызвали. А при автоматизации в словах столкнулись с проблемой. Язык в никакую не хотел вставать правильно, дома родители не выполняли рекомендации логопеда. Поэтому на этот этап потребовалась больше времени. Весь период автоматизации, до конечного самостоятельного использования в речи занял около трёх месяцев.

Аня, 25 лет, нарушение произношения звука . Девушка решила исправить свое неправильное произношение, так как готовилась стать мамой. На первом же занятии с логопедом выяснилось, что звук поставлен еще в детском возрасте, но не был автоматизирован. Удалось «зарычать» через несколько подготовительных упражнений, а период автоматизации занял долгое время – год. Автоматизация звуков у взрослых занимает больше времени. Не смотря на то, что человек взрослый, работа по автоматизации строится точно так же: изолированно, слоги, слова, предложения, тексты и самостоятельная речь. Девушка каждый день выполняла домашние задания, поэтому достаточно быстро приблизилась к автоматизации в самостоятельной речи. Здесь и возникли трудности. Кроме тотального контроля за своей речью приходилось испытывать психологический дискомфорт, так как новый звук звучал утрированно. Поэтому автоматизация в самостоятельной речи началась с общения в кругу семьи и только потом за пределами дома: на работе, в обществе. С того времени прошло уже несколько лет исправленный звук звучит обычно и сама Аня говорит, что не понимает, как раньше могла картавить, ведь это неудобно.

Таким образом, автоматизация звука – это важный этап в «приобретении» нового правильного звука. Главная задача логопеда – это введение звука в обыкновенную повседневную речь. Автоматизация считается завершенной, если человек уже не хочет говорить по-старому и использует только новый навык в повседневном общении.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.

Последовательность постановки звуков

В центре Анны Семкиной специалисты используют специальные программы и методы для постановки звуков. В такой схеме звуки поделены на категории в соответствии с артикуляцией:

  • свистящие звуки (шипящие), которые создаются путем узкого прохода воздуха через артикуляционные органы, такие как , , , и ;
  • шипящие звуки также относятся к свистящим, но отличаются от предыдущей категории -, , , , и ;
  • сонорные звуки: Это звуки, которые создаются с помощью открытого прохода воздуха через артикуляционные органы. Примеры включают гласные звуки и звонкие согласные, такие как , , , , , , , , , , ;
  • йотированные звуки создаются с использованием языка, находящегося вблизи твердого неподвижного неба. Примерами могут служить вокализованные , , .

Схема отображает упорядоченный перечень звуков в соответствии с их фонетическими особенностями, что может быть полезным для учебных и научных целей. Постановка звуков речи у детей – это продолжительный процесс, состоящий из нескольких важных этапов.

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Как образуется звук

При произношении артикуляционные органы находятся в следующей позиции: губы немного растягиваются, зубы размыкаются, кончик языка соединяется с верхними резцами, воздушная струя резкая, разрывает смычку, голос отсутствует. В исходном положении губы должны слегка приоткрываться, промежуток между зубными рядами примерно 3-5 мм. Язык кончиком ударяется о верхний альвеолярный отросток, соединяясь с ним.

При воспроизведении мягкое нёбо приподнимается, разъединяются голосовые складки, а воздушный поток носит толчкообразный характер. Звук согласный, твердый, смычный, переднеязычный, взрывной, шумный, глухой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: