Смешные замечания в дневниках и тетрадях

Слайд 2Цель работы: изучить историю школьного дневника,

сформулировать его статус. Объект исследования: школьный дневник.Предмет исследования: история дневника, роль дневника в в школьной жизни ученика.Задачи исследования:- изучить историю школьного дневника;- посмотреть как видоизменялся школьный дневник;- узнать чем являлся дневник для школьников прошлых лет;- сформулировать современный статус школьного дневника.Методы исследования: -изучение справочной литературы и документальных материалов, информации из Интернет ресурсов; — проведение опросов и анализ их результатов; — обобщение полученной информации и выводы.Гипотеза. Имея свою историю и видоизменяясь, в век электронных дневников, бумажный дневник постепенно утратит свой статус обязательного атрибута школьной жизни .

Чем экран не похож на бумагу

Учёные ищут различия в восприятии электронных и печатных текстов с того момента, как компьютеры вошли в нашу жизнь. Самые важные находки удачно обобщили учёные из Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина в прошлогоднем обзоре научных работ по теме. Всего лингвисты проанализировали 119 исследований и выявили три главные особенности электронного текста:

  • Нелинейность. Гиперссылки, в отличие от сносок в печатной книге, не просто указывают на источник информации. Читатель электронного текста каждый раз решает, пройти по ссылке или остаться на странице, и по-своему выстраивает путь по материалу.
  • Интерактивность. Максимум, что читатель может сделать с печатным текстом, — подчеркнуть несколько строк, заложить страницу, написать замечание на полях. Электронный текст можно скопировать или выделить, можно запустить поиск по странице или в поисковике, включить чтение вслух, можно оставить открытый комментарий и вступить в обсуждение с автором и другими читателями.
  • Мультимодальность. Печатные книги тоже наполнены не только текстом, но и изображениями. Но в цифровом формате таких элементов больше, они разнообразнее, и с большинством из них читатель может взаимодействовать — увеличивать картинки, перестраивать графики, запускать мини-игры, включать видео и аудио.

Помогают эти особенности понять текст или только отвлекают от чтения? Универсального ответа в 119 исследованиях не нашлось:

  • Гиперссылки обычно увеличивают нагрузку при чтении и мешают понять и запомнить материал. Но для текстов из энциклопедий такого эффекта нет.
  • Интерактивность хорошо сказывается на понимании текста и обучении, особенно для детей младшего школьного возраста.
  • Насчёт совмещения разных форматов на одной странице данные противоречивы. В большинстве случаев работает принцип модальности. Графику, видео и текст мы воспринимаем визуально, то есть они имеют одну модальность. Поэтому считывать сложный материал одновременно из видео и из текста трудно: визуальный канал восприятия перегружается. А вот если сложную графику сопровождает аудио, то задействованы два разных канала, и ни один из них не перегружен. Но этот принцип не работает при изучении иностранного языка — при этом полезно параллельно смотреть видео и читать субтитры к нему.

Ещё одна примечательная особенность «цифры» в том, что она почти не задействует осязание. Печатный том — это физический объект, он воспринимается не только через зрение.

«Мы часто используем место в книге („где-то в начале“, „на середине“) или местоположение на странице как маркер для памяти», — отмечает американский лингвист Наоми Барон.

В электронном тексте таких пространственных маркеров нет, особенно если прокручивать его, а не перелистывать страницы. В этом случае положение текста на странице нестабильно, и мысленные пометки не к чему . Между тем в печатном тексте они полезны.

Одно исследование показало, что в хронологии прочитанной истории лучше ориентируются те, кто прочёл её в бумажной книге, а не на ридере. Вероятно, дело в том, что в начале и конце сюжета печатная книга ощущается в руках по-разному.

Слайд 5Бланк свидетельства отпечатан в бланкоиздательстве Д.Плоткина в г. Одессе. На

свидетельстве хорошо видны гербовая печать царской России, подписи председателя и

членов Крапивенского уездного отделения Тульского епархиального училищного совета. Также можно прочитать, что председатель имел церковный сан протоирея. Бланк свидетельства отпечатан на старорусском языке с употреблением букв «ять» (ъ) и «и с точкой» (i).

Бланк свидетельства отпечатан в бланкоиздательстве Д. Плоткина в г. Одессе. На свидетельстве хорошо видны гербовая печать царской России, подписи председателя и членов Крапивенского уездного отделения Тульского епархиального училищного совета. Председатель имел церковный сан протоирея. Бланк свидетельства отпечатан на старорусском языке с употреблением букв «ять» (ъ) и «и с точкой» (i).

Какое чтение эффективнее для учёбы

Итак, чтение с экрана — не то же самое, что чтение печатной книги, даже если текст один и тот же. Что это значит для обучения? Можно ли заменить печатные учебники электронными?

На вопрос, в каком формате мы лучше воспринимаем, понимаем и запоминаем информацию из текста, пытаются ответить несколько поколений исследователей. Уже в 1992 году появился первый обзор по теме, который обобщал результаты сотни опубликованных научных работ. Правда, в нём рассматривались в основном затруднения в чтении с экрана, причиной которых было техническое несовершенство существовавших на тот момент устройств.

Больше всего данных объединил обзор 2018 года, подготовленный Пабло Дельгадо и другими учёными из Университета Валенсии (Испания) и Техниона — Израильского технологического института. Авторы обобщили результаты 54 исследований с 2000 по 2017 годы.

Всего в них участвовала 171 тысяча человек — преимущественно студенты и школьники. В каждой из этих работ с помощью дополнительных заданий оценивалось, какой текст читатели понимают лучше: печатный или его электронный аналог. Именно аналог — в обзор не попали работы, в которых текст на электронном носителе имел несопоставимые с печатным вариантом дополнения (например, гиперссылки или веб-навигацию).

Авторы обзора использовали метод метаанализа, то есть заново рассчитали результаты по опубликованным данным и объединили их в общем формате. И в большинстве случаев более эффективным оказалось чтение печатного текста.

В 56 экспериментах те, кто читал текст на бумаге, лучше справились с заданиями на понимание. Противоположных примеров — когда более точные ответы дали читатели электронных текстов — нашлось только 18. Впрочем, в некоторых случаях отличия между группами читателей были невелики.

Вскоре вышло ещё два метаанализа по теме примерно с теми же выводами:

Какие условия влияют на результат чтения

Получается, в среднем люди больше понимают и запоминают из отпечатанного на бумаге текста. Но «в среднем» — слишком общая оценка. В каждый из трёх обзоров попали исследования и с явным преимуществом бумаги, и такие, где разница была в пользу гаджетов. Откуда столько противоречий? Об этом пишет ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина Мария Лебедева:

«Разницу в результатах могут определять такие факторы, как разные выборки, разные устройства, используемые в ходе экспериментов, разные условия чтения, разные способы измерения качества понимания прочитанного и прочее».

Пабло Дельгадо с соавторами назвали несколько условий, которые снижают результативность чтения с экрана:

Так что теперь, распечатывать каждый учебный текст?

И всё же Мария Лебедева и другие авторы большого русскоязычного обзора исследований чтения с экрана и на бумаге обнаружили: вывод не в пользу «цифры» — менее чем в половине из 119 изученных ими исследований. Чтение с экрана, считают они, тоже может быть эффективным. Но нужно специально разрабатывать учебный контент для онлайн-среды:

«Бумажный текст, будь то книга, учебник или отдельный материал, в точности перенесённый на экран, неэффективен — он теряет все преимущества печатного формата и не использует сильные стороны цифрового формата».

При этом крупные обзоры, которые пришли к выводу о «неполноценности» чтения с экрана, учитывали только эксперименты, где печатный текст сравнивался со своим электронным аналогом — то есть статичным текстом без каких-либо интерактивных функций. Логично сравнивать сопоставимые вещи, но в то же время из поля зрения исследователей оказались исключены более современные форматы.

Если рассмотреть их отдельно, как это сделала Вирджиния Клинтон с коллегами в этом году, получается, что дополнительные функции электронного контента — возможность обращаться к онлайн-словарям, дополнительные вопросы на понимание, инструменты обсуждения материала — повышают результативность чтения.

Что насчёт возраста и чтения с экрана

Также испанские и израильские исследователи сделали неожиданный вывод: с 2000-го по 2017-й год преимущества печатного формата чтения стали только заметнее. Не похоже, чтобы новые поколения, выросшие в эпоху гаджетов, — «цифровые аборигены», как их называют, — лучше воспринимали текст с экрана.

Для детей формат не главное

Но по поводу детского чтения есть и другие выводы.

Согласно обзору 2017 года от авторов из Мэрилендского университета, дети в возрасте 5–6 лет одинаково хорошо понимают печатный и электронный формат — для коротких текстов, с которыми они сталкиваются, это не имеет значения.


Фото: Anita Jankovic / Unsplash

В более свежем и подробном обзоре (здесь анализировались 30 работ с общим числом участников более 1800, в основном детьми 4–5 лет) это подтвердилось. В среднем формат не оказал никакого влияния на эффективность чтения. В тех экспериментах, где использовались цифровые книги с интерактивными вставками — словарями, чтением вслух, кликабельными изображениями в тему, — небольшое преимущество оказалось в пользу чтения с экрана.

В другой половине экспериментов, где электронные книги были не такими интересными, — в пользу бумаги. А вот запоминать новые слова оказалось эффективнее по электронной книге. Впрочем, пока цифровые усовершенствования не перевешивают живую поддержку взрослого: читать с ребёнком вслух печатную книгу всё равно полезнее.

Подростки читают быстро и неглубоко

Для детей постарше работают те же принципы, что для взрослых — как мы видели по результатам обзоров, исследования на школьниках и на студентах приходят к схожим выводам.

В 2020 году группа исследователей Института Пушкина провела онлайн-опрос российских учеников 5–11 классов об их читательском поведении. В том числе школьники оценивали, насколько хорошо они читают с экрана и на бумаге. Всего опросник заполнили 568 подростков (средний возраст — 14 лет) из 54 регионов России, в основном девочки. И их субъективные оценки неожиданно для исследователей совпали с результатами научных экспериментов.

Так, большинство подростков отметили, что они читают с экрана быстрее, но устают и теряют интерес тоже быстрее, а также менее сосредоточены и хуже запоминают прочитанное по сравнению с печатными книгами. Для сравнения, об этом же говорят результаты исследования 2017 года, в котором участвовали больше 2800 немецких школьников с первого по шестой классы. Те дети, кому достался электронный текст, читали быстро, но поверхностно, и точность их решений была ниже.

Студенты любят бумагу

Бумажные книги не только эффективнее для чтения, но и больше любимы студентами. Удивительно, но факт: до сих пор большинство студентов вузов в мире предпочитают печатный вариант учебных материалов. Такой результат дало международное исследование форматов академического чтения (Academic Reading Format International Study, AFRIS).

В 2014–2017 годах в онлайн-опросе участвовали более 21 тысячи студентов в 33 странах мира (России среди них не было):

  • 71% ответили, что предпочитают учиться по печатным учебным материалам;
  • 20,3% не выразили строгого предпочтения;
  • только 8,7% сообщили, что выбирают электронный формат.

В разных странах доли меняются, но тренд на предпочтение печатного формата сохраняется повсюду. Заметно, что он распространён среди младших студентов, а среди магистрантов и аспирантов больше любителей электронного формата. Пол, судя по опросу, с предпочтениями никак не связан.

Участники этого опроса могли свой выбор в комментариях. Вот какие ответы оказались самыми популярными:

Преимущества печатных материалов Преимущества электронных материалов
Лучше подходят для обучения Небольшой вес гаджетов по сравнению с печатными книгами
Возможность выделять и подчёркивать важные моменты в тексте Возможность поиска по ключевым словам и перехода по ссылкам
Более высокая вовлечённость в чтение Доступность в любое время
Лучшие результаты обучения по сравнению с электронным форматом Низкая цена

Также сторонники печатного формата считали цифровые материалы более вредными для зрения.


Фото: Becca Tapert / Unsplash

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Выполнила: учащаяся 2 «Б» класса

МАОУ лицей № 17 г.о. Химки Седова Дарья Руководитель: Максимова Н.А.

История школьного дневника

Слайд 2Цель работы: изучить историю школьного дневника,

сформулировать его статус. Объект исследования: школьный дневник.Предмет исследования: история дневника, роль дневника в в школьной жизни ученика.Задачи исследования:- изучить историю школьного дневника;- посмотреть как видоизменялся школьный дневник;- узнать чем являлся дневник для школьников прошлых лет;- сформулировать современный статус школьного дневника.Методы исследования: -изучение справочной литературы и документальных материалов, информации из Интернет ресурсов; — проведение опросов и анализ их результатов; — обобщение полученной информации и выводы.Гипотеза. Имея свою историю и видоизменяясь, в век электронных дневников, бумажный дневник постепенно утратит свой статус обязательного атрибута школьной жизни .

какого времени можно находиться на катке;- в каком платье

(форме) приходить в школу;- какие места занимать в театре;- что нельзя посещать рестораны, клубы, танцевальные вечера;- что нельзя собираться и ходить по улицам группами.

Слайд 5Бланк свидетельства отпечатан в бланкоиздательстве Д.Плоткина в г. Одессе. На

свидетельстве хорошо видны гербовая печать царской России, подписи председателя и

членов Крапивенского уездного отделения Тульского епархиального училищного совета. Также можно прочитать, что председатель имел церковный сан протоирея. Бланк свидетельства отпечатан на старорусском языке с употреблением букв «ять» (ъ) и «и с точкой» (i).

Бланк свидетельства отпечатан в бланкоиздательстве Д. Плоткина в г. Одессе. На свидетельстве хорошо видны гербовая печать царской России, подписи председателя и членов Крапивенского уездного отделения Тульского епархиального училищного совета. Председатель имел церковный сан протоирея. Бланк свидетельства отпечатан на старорусском языке с употреблением букв «ять» (ъ) и «и с точкой» (i).

развитие речи, арифметика и т.д.Кроме поведения оценивалось еще и прилежание

к учебе!

Успешное окончание учебного года было отмечено благодарностью, которая объявлялась приказом по мужской средней школе № 20

мужской средней школы № 20 г. Тула, 1953 г.Прошло более

60 лет

Ученики 2 «Б» класса Лицея № 17 г.о. Химки,2013 г.

Слайд 8В 1954 г. в Советском Союзе повсеместно было введено совместное

обучениеНемного видоизменятся итоговый документ оценки знаний и поведения учеников. Он

называется«Ведомость оценки знаний и поведения»

Предмет «Русский язык» делился на письменный и устный. Математиканазывалась арифметикой . Присутствовал предмет «чистописание», а «окружающий мир» (природоведение) отсутствовал.

бланке появилось место для печати.

отпечатанных на высококачественной бумагеТак выглядела обложка дневникав 70-80 годы. Она

была из сероватого,реже белого картона

дневника содержитсведения об ученике, даже есть место для его фотографии

нашей страны и образованияв ней. Во времена царской России дневники

играли рольправового акта, регулирующего поведение школьника.***2. В советское время дневники выглядели однообразно, но отношение к ним было как к документу.***3. Современные дневники яркие и многоцветные, содержат много информации, но отношение школьников к ним изменилось.***4. Возможно, бумажные дневники отживают свое время, но именно они могут «рассказать много интересного» . В некоторых семьях дневники являются семейными реликвиями. Ведь так интересно узнать, как учились твои родители, бабушки, дедушки, а если повезет, то можно узнать о школьной жизни более старших поколений.

Слайд 14***Сегодня я нашла случайно среди альбомов, карт и книгСюда положенный

нечаянно мой ученический дневник.Его обложка пожелтела, и надпись стерлась кое-где.Но

я с трудом прочесть сумела: седьмая школа…5-й Д…Листаю…Каждая страница – не просто запись, а рассказ.Здесь детства моего частицы, здесь каждый день и час.И в первый раз обидно стало, что детство с ленточкой в косеТак незаметно убежало и убежало насовсем!

В стихотворении Е. Нестеровой раскрывается «душа» дневника

Читать с экрана нужно умеючи

Нереалистичную идею полностью отказаться от электронного образовательного контента не предлагает никто из учёных. Но все исследователи подчёркивают: нельзя ждать, пока «цифровые аборигены» научатся читать цифровые тексты так же вдумчиво, как предыдущие поколения читали печатные книги. Над этим нужно работать прицельно.

Почему, объяснила в своём обзоре Вирджиния Клинтон. Похоже, люди обычно переоценивают свою способность точно понимать текст с экрана. Возможно, это дело привычки: мы так часто взаимодействуем с гаджетами, что переносим привычку скроллить и на важные тексты тоже, не даём себе труда вчитаться. В пользу этого говорят отличия в результатах заданий разного уровня сложности на понимание текста.

Например, в эксперименте 2019 года в Мэрилендском университете студенты одинаково хорошо улавливали общий смысл текста и на бумаге, и с экрана. Но когда требовалось выделить ключевые идеи, то есть продемонстрировать более глубокое погружение, лучше справлялись те, кто читал печатный вариант.

Несколько практик, которые помогут выработать навык внимательного чтения и взрослым, и школьникам, привела в одной из недавних работ Мария Лебедева:

Работайте с текстом. Можно выделять ключевые фрагменты цветом или конспектировать, причём в разных форматах — не только писать заметки, но и составлять интеллект-карты индивидуально или в группе. Выделение фрагментов бумажного текста давно признано неэффективной учебной стратегией (и сравнение с «цифрой» это подтверждает), но в цифровом формате оно позволяет замедлить чтение.
Задействуйте осознанные читательские стратегии перед чтением, во время и после него

Не поглощайте текст пассивно, а определите цель чтения и помните о ней, обращайте внимание на фрагменты, которые нужно глубже продумать или запомнить, вспоминайте, что ещё вам известно по этой теме.
Преодолевайте возникающие трудности, не стремитесь читать строго линейно от начала до конца. Если какой-то фрагмент непонятен — возвращайтесь к его началу, перечитывайте его медленнее и внимательнее.

Убирайте отвлекающие факторы

Выключите уведомления, выберите удобный режим чтения или воспользуйтесь специальным сервисом для поддержания концентрации в игровом формате, например, растите виртуальный лес, как в приложении для продуктивности Forest. Оно предлагает высаживать виртуальное дерево каждый раз, как вы приступаете к работе. Но если вы отвлечётесь и откроете любое другое приложение на смартфоне, саженец погибнет.

Российские исследователи уже ставят перед собой задачи научить новые поколения эффективным читательским стратегиям. Для этого коллектив исследователей из Института Пушкина во главе с Марией Лебедевой продолжает опрашивать российских школьников об их навыках цифрового чтения. Кроме того, выработка рекомендаций для эффективного чтения с экрана для школ, учителей и самих подростков — одна из целей проекта Психологического института Российской академии образования «Чтение в цифровом мире».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: