Детская психология

Причины детской забывчивости

Критический возраст трех лет

Трехлетний малыш активно сопротивляется взрослым. Он подчеркивает свою самостоятельность и свою собственность. Это время бунта с родителями. Единственный ребенок в семье может стать деспотичным. Он всеми способами пытается подчинить себе взрослых и требует неукоснительного выполнения своих желаний.

Этот период характеризуется ломкой отношений между малышом и родителями. Признаками отделения детей от взрослых являются своеволие, упрямство, негативизм, строптивость и обесценивание взрослых. Все эти признаки свидетельствуют о том, что малыш хочет проявить свою индивидуальность. Он уже осознает свои желания и разделяет их с желаниями взрослых. Кроха пытается подражать взрослым, которые поступают самостоятельно. Он тоже хочет реализовывать свои желания. На этом этапе у него активно формируется речь.

Психолог Дмитрий Карпачев о особенностях трехлетнего возраста в видео:

Зачем родителям изучать детскую психологию?

Маме и папе изучать детскую психологию нужно, чтобы лучше понимать своего ребенка и помогать ему оптимально развиваться. Родители активно читают книги и статьи о том, как малыш развивается физически: про нормы роста и веса, зубки, грудное вскармливание, прикорм, приучение к горшку, когда дети начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, держать ложку и т. п. А вот знания о том, как развивается психика ребенка, стремятся получить не так часто. В результате думают, что ребенок — это такой же человек, как взрослый, только меньшего размера. И предъявляют к его поведению нереалистичные требования.

Когда ребенок может понять мысль «папа пошел на работу»? Не раньше, чем начнет овладевать речью. Мы ведь мыслим словами. Мышление, как его понимают взрослые, появляется только у тех детей, кто уже начал говорить. Рациональное, абстрактное мышление, способность видеть причинно-следственные связи недоступны ребенку до четырех-пяти лет. Примерно до пяти лет отсутствует умение поставить себя на место другого, ведь это сложная мыслительная операция.

Знания об этом помогают родителям понять, что ребенок чего-то не понимает не назло, а просто в силу возраста. Когда вы понимаете, что стоит за поведением ребенка, вы можете по-другому реагировать на сложные ситуации. Есть множество интересных и эффективных приёмов и способов договориться с вашим ребёнком.

Никому не приходит в голову злиться, когда десятимесячный малыш неуверенно делает первые шаги. Мы не бухтим: «Почему ты не можешь встать и нормально пойти? Почему ты теряешь равновесие?». Нет, мы умиляемся и фотографируем его. Нам очевидно, что он только учится – в психике ребенка происходит огромное количество изменений, но они не так очевидны. Он не может чего-то понять, долго терпеть, планировать, учитывать последствия не потому, что упрямится или плохо воспитан. Он правда еще этого не умеет. Для него все непонятно: ни мир предметов вокруг, ни сфера человеческих отношений. И пока он учится, ему нужны терпение и поддержка родителей.

Представьте, что вы учитесь чему-то новому, например танцам или новому виду спорта. Вы всецело доверяете инструктору, потому что ничего не знаете о том, как вести себя в новой сфере. А инструктор ворчит: «Что вы мне задаете дурацкие вопросы, что тут непонятного? Это же очевидно. Вы меня уже пять раз об этом спрашивали. Вы слышали вообще, что я вам говорил? Что, так трудно запомнить?!». Как быстро вы освоите новое? С таким отношением вы, может, и вовсе передумаете изучать этот предмет.

Ребенок не может передумать расти

Но ему очень важно, чтобы родитель, который является его проводником в большом мире, понимал его и поддерживал. От того, насколько бережно, терпеливо, внимательно проводник относится к «ученику», зависит скорость освоения мира, желание этот мир осваивать, уверенность в себе и любознательность

Знания о том, как развивается и формируется ребенок на каждом этапе детства, помогают родителям быть спокойными, адекватными, разумными, зрелыми. Если вы не понимаете причины детского поведения, можете придумать себе мотивы, которых у ребенка нет, становиться раздражительными, нетерпеливыми. Можете перейти на крики, обвинения, наказания. Такое поведение только замедлит развитие ребенка. И у детей, и у взрослых, развитие происходит в ситуации безопасности. Если ребенок в любой момент может услышать окрик, получить шлепок по губам или по попе, лишиться любимой игрушки, он не будет чувствовать себя безопасно. И будет развиваться медленнее, чем мог бы.

Родители желают своим детям лучшего, но иногда методы, которые они используют для воспитания — не со зла, а по незнанию — только мешают ребенку, прививают лишние комплексы, порой психологически травмируют. Изучение психологии детей поможет вам избежать грубых ошибок в воспитании ребенка и обеспечить ему среду, в которой он сможет развить свои способности наилучшим образом.

Вопросы детской психологии

Более половины населения нашей планеты – дети. Но они практически не защищены законом. Так было до 1959 года. Именно в этом году ООН приняли декларацию прав ребёнка.

В ней содержится 10 принципов. Смысл их выглядит так:

  1. Правила этого документа должны признаваться всеми гражданами Земли, и нет разницы, какая у них раса и/или национальность.
  2. Малышам с рождения обеспечена специальная защита. И им должны быть предоставлены все условия для развития.
  3. Каждому человеку с момента рождения должны принадлежать имя и гражданство.
  4. Малыш должен пользоваться всеми благами соцобеспечения. Для этого ему должно принадлежать право на здоровый рост и получение новых навыков. Для этого его матери должен обеспечиваться дородовой и послеродовой уход. У него должно быть право на нормальное питание, жилище, он должен получать нормальное медицинское обслуживание, должны дети иметь право и на развлечения.
  5. Ребёнок является пока неполноценным членом общества. Поэтому он должен спать больше. Ему должны оказываться забота, необходимая ему в силу его состояния. Он также должен получать образование.
  6. Малыш должен, когда это возможно, расти в любви и понимании со стороны своих родителей.
  7. Все дети имеют право на получение образования. Должно быть обязательным и бесплатным.
  8. Ребенка нужно защищать от жестокого обращения и эксплуатации любых форм.
  9. Дети должны ограждаться от любой дискриминации. Расовой, религиозной и всех остальных.
  10. Все меры защиты и помощи должны быть первыми по отношению к детям.

Именно такие вопросы затрагивает детская психология как наука.

Агрессия у ребенка 10 лет что делать

В отличие от агрессии малышей, проявляющейся на физическом уровне, в этом возрасте это проявление агрессии на уровне поведения. Дети меняют поведение в сторону мстительности, преднамеренности действий, они могут вступать в агрессивные споры и пререкания, могут зло дразнить и оскорблять младших, запугивать и даже проявлять жестокость и причинять вред. При этом на случайные провокации сверстников ребенок может не реагировать, а вот намеренные провокации могут выливаться у него в приступы агрессии.   При этом, агрессия может выражаться вербально в форме обзывания, унижений и насмешек, аффективных реакций с криками и приступами гнева.

Игра в молчанку

Люди сами по себе существа социальные, мы не можем без общения. Даже самый заядлый интроверт иногда нуждается в дружеской беседе. Именно поэтому, если вы чувствуете, что ребенок практически полностью перестает разговаривать, нехотя отвечает на ваши вопросы, в большей части молчит, то это самый явный «красный флажок». Он сигнализирует о том, что у ребенка эмоциональное состояние изменилось не в лучшую сторону. В таком случае ему необходима ваша помощь и поддержка. Бывает за броней «все хорошо», «просто устал», «не мешай» скрываются самые настоящие психологические травмы и переживания, которые необходимо прорабатывать и решать. В этом могут помочь лишь близкие люди и грамотные специалисты. 

Однако не стоит путать подобное состояние ребенка с реальной усталостью. К примеру, когда вы приходите после продолжительного стрессового рабочего дня, добиравшись по пробкам домой, поднимаясь пешком, так как лифт сломался, а еще и кот оставил подарок в любимой паре обуви, хотите ли вы после такого насыщенного дня разговаривать по душам. Наверное, нет. Это абсолютно нормально, ведь все мы люди, у нас есть чувства и эмоции, которые не всегда являются положительными. Поэтому если ребенок не хочет разговаривать с вами в течение одного дня, то для тревоги нет и повода. Можно просто предупредить, что когда он восстановится и захочет поговорить, то вы всегда рады. Так ребенок будет чувствовать себя максимально комфортно, он будет понимать, что имеет право испытывать любые эмоции, но должен стараться их контролировать. Но если же ситуация не меняется в течение нескольких дней, то пора принимать меры. Сначала попробуйте решить проблему самостоятельно, если решение не приходит, то обратитесь за помощью к специалисту. 

Почему врут дети дошкольного возраста

В возрасте 3-5 лет мозг ребенка еще не может выстроить причинно-следственные связи, которые подтолкнули бы его к сознательной лжи. Первые фантазийные фразы можно услышать от малыша уже после того, как он научился говорить. Этому способствует богатое воображение детей раннего возраста. Родителям иногда трудно разобраться, правду или ложь сказал их малыш, потому что он сам искренне верит в то, что выдумал. Реальность у ребенка переплетается с вымышленным миром, сказкой, волшебством. Характерной особенностью развития детей 4-5 лет является то, что они зачастую выдают желаемое за действительное. Поэтому ложью это назвать трудно, скорее – фантазией.

К 5-6 годам малыш может начать хитрить. Это его своеобразная реакция на появляющиеся многочисленные запреты и желание выделиться из толпы сверстников

Иногда, чтобы завоевать внимание у других детей группы, ребенок начинает выдумывать просто невероятные вещи. Например, мальчишка рассказывает, что он залез на верхушку дерева быстрее белочки, а девочка, что вышила золотом красивую салфетку

В воображении детей-дошкольников нет ничего невозможного. Они свято верят в сверхспособности и магическую силу. Ребенок иногда и сам не понимает, как то, что возможно в его воображении, не может происходить на самом деле. Поэтому упрекать его за детскую наивную выдумку нельзя. Тем более, если это происходит нечасто. Если ругать ребенка за фантазию, можно подавить его творческое мышление и вырастить заурядную безынициативную личность. Нет ничего страшного в том, что малыш сочиняет истории и выдумывает небылицы. Возможно, это будущий сказочник, художник или фантаст.

Письмо: Ребенок зациклился на навязчивых мыслях

Здравствуйте! Меня зовут Марина, я очень надеюсь на Ваши советы! Ребенок, сын, 10 лет, зацикливается на негативных навязчивых мыслях, застрял в этом процессе и уже практически довел себя до депрессии.

Началось с того, что однажды утром признался в том, что в голову ребенку приходят навязчивые мысли о причинении мне вреда (бурная фантазия), я возмутилась и устроила разбор полетов, типа как же ты обо мне так думаешь, что за бардак у тебя в голове, как ты посмел!

Только теперь понимаю, что нужно было все свести на нет, но уже поздно. С этого момента ребенок стал анализировать каждую свою навязчивую мысль, находить в ней что-то негативное и, чувствуя при этом вину, плачет сейчас по 20 раз в день.

Говорит, что навязчивые мысли в голову лезут постоянно, плохие и почти всегда про меня.

Может вообразить, что одеяло — это змея, она собирается укусить, и он мучается от мысли, будет ли он защищать меня или нет. Вот так живем уже почти месяц.

Я сходила к психиатру (без него), он однозначно рекомендует, даже не видя ребенка, пить фенибут, и еще какой-то антидепрессант, названия я не помню, намекая на обсессивно-компульсивное расстройство личности и шизофрению в будущем.

Я, конечно же, в шоке, и буду очень благодарна за Вашу оценку нашей ситуации. Заранее спасибо!

Взаимодействие между детьми

В разные возрастные периоды взаимодействие между детьми отличается. Если младенцы до года совсем не проявляют никакого интереса к себе подобным, то ближе к 1,5-2 годам, они охотно знакомятся с мальчиками и девочками такого же возраста. Но не для того, чтобы играть вместе — сверстники, скорее представляют интерес, как живая игрушки или объект для изучения. 

После двух лет малыши уже охотно играют рядом, нередко делятся игрушками или забирают чужие. На этой почве могут возникать конфликты. 

После трех лет игра приобретает социальную ориентированность, дети включают в нее других участников. В детском саду или во дворе может играть вместе целая ватага детишек. Они распределяют между собой роли, в случае, если кто-то недоволен доставшейся ему, он может возмущаться, требовать другой при помощи кулаков или слез. 

Дошкольники часто сравнивают себя с друзьями, между ними может установиться конкуренция. Короткие конфликты с применением только физической силы могут перерасти в долгие периоды обиды. 

До подросткового возраста дружба носит ситуативный характер. Даже 11-12 летние дети только в 50% случаев называют своим другом одного и того же человека дважды в течение двух недель. 

Что делать с персеверацией на предмете

Вот один способ, который помогает справиться с персеверацией на предмете. Иногда ребенок все время носит с собой определенный предмет, например кубики лего или игрушку. При этом он настаивает на том, чтобы держать предмет в руках постоянно. Разумеется, в некоторых ситуациях в этом нет никакой проблемы, но иногда это неуместно или мешает ребенку учиться. Так как забрать у него подобный предмет?

«Парковка» для предмета

У меня был ученик, который постоянно носил у себя в руках горсть липких монет. Его учительница жаловалась, что он никогда с ними не расстается. Другими словами, его руки все время были заняты и он ничего не мог делать в классе. Удивительно, но мы очень быстро справились с проблемой с помощью метода «парковки». Это значит, что мы даем ребенку «место парковки» — коробку или что-то другое, куда он может «припарковать» предмет.

Однако ключ этой стратегии в том, что ребенок должен быть уверен, что предмет в безопасности и он получит его обратно. Так что это не «убери это в свой портфель», а «оставь это на парковке, пока ты пишешь в тетради, а потом заберешь обратно».

Я также использую доступ к таким предметам как поощрение, потому что, если вы ребенок с аутизмом, не говорите мне, что вы любите — я тут же превращу это в поощрение.

Так что я приготовила коробку и попросила того мальчика «припарковать» монетки. После этого я с трудом забрала потные монетки, положила их в коробку, задала ему один простой вопрос и сразу вернула монеты обратно. Он тут же все понял. После этого я просила припарковать монеты, он их парковал, выполнял задания, а потом забирал их. В этом случае ребенок понимает: «У меня их не отняли. Я их вижу. Я возьму их снова».

Потому что очень часто, когда мы забираем такие предметы, ребенок понимает это так: «Все. Я их больше не увижу». Естественно, это вызывает дикую тревожность. Так то лучше придумать способ, который позволяет ребенку приглядывать за предметом.

Визуальный таймер или расписание

Также можно использовать визуальный таймер, чтобы он показывал ребенку, когда он сможет получить предмет обратно. Другой способ — отметить на расписании ребенка, когда у него будет доступ к предмету. Ты можешь получить это тогда-то, но не сейчас.

Однако лучше всего начинать с очень коротких периодов и очень ясных ожиданий. Главное, чтобы ребенок знал, что он вернет важный предмет. Когда ребенок привыкнет обходиться без него какое-то время, тогда можно начинать учить ребенка, что предмет будет доступен только в определенное время дня

Обучение этому очень важно, потому что иначе такие предметы будут мешать общению, учебе и работе

Можно ли просто забрать предмет у ребенка раз и навсегда? Возможно. Но с большой вероятностью это приведет к такой эскалации проблемного поведения, что вы вынужденно его поощрите и вернете предмет. Так что на всякий случай лучше делать это маленькими дозами и постепенно формировать новое поведение вместо подхода «все или ничего».

Ребёнок врёт: советы психолога

Итак, что такое ложь для ребёнка?

  • Это бальзам для душевных ран.
  • Это нашедший выход внутренний конфликт.
  • Это спасательный круг в, казалось бы, безвыходной ситуации.

И что такое детская ложь для родителей?

  • Это сигнал бедствия.
  • Это призыв о помощи.
  • Это индикатор того, что в мире вашего любимого крохи далеко не всё так хорошо, как вам может показаться на первый взгляд.

Дети врут, когда они перестают доверять своим близким

Не спешите обличать малыша во лжи и ругать его за неприемлемое поведение. Попытайтесь понять, почему у крохи возникла необходимость сказать вам неправду. Ведь, зачастую, причины детской лжи совсем не те, которые видимы вам при поверхностном рассмотрении.

Единого рецепта решения этой проблемы вы не найдёте. У каждого он будет свой. В зависимости от проблем взаимопонимания, которые встали между вами и вашим ребёнком.

Малыш не станет вам врать, если его жизнь течёт спокойно и размеренно, если у него всё в порядке. И не стоит думать, что он позволяет себе говорить вам неправду, потому, что карапуз вас не любит и не уважает.

Попытайтесь понять, что стоит за его ложью на самом деле. Какую именно свою потребность кроха пытается удовлетворить таким образом. Это и будет ответом на вопрос: «Как отучить ребёнка врать?».

Дети врут, когда боятся наказания и порицания

Как понять, что ребёнок рассеян?

  • Ребёнок неусидчив, легко отвлекается и часто не слушает собеседника.
  • Приходится по несколько раз произносить просьбу, прежде чем малыш её выполнит.
  • Ребёнок быстро выполняет задачи только под надзором извне (чтобы от него отстали).
  • Вы замечаете, что малыш забывает только что поступившую информацию, например, из книг и мультфильмов (а в старшем возрасте – материалы урока).
  • Многие дела ребёнок бросает на полпути, оставляя незаконченными поделки, рисунки, домашние задания.
  • Выполняя несколько действий одновременно или в строгой последовательности, малыш устаёт и жалуется.
  • Школьник делает уроки, но не вникает в суть заданий и допускает массу ошибок.
  • Ребёнок регулярно что-то теряет, не запоминает, куда положил вещи, а также может потеряться сам даже на ежедневном маршруте.

Вранье как способ защиты

Детская ложь может быть реакцией на просьбы родителей что-то сделать в то время, когда он занят. Зачастую родители бестактно прерывают детскую игру и дают ребенку поручения. В этом, прежде всего, проявляется эгоизм взрослых: они почему-то считают, что детская игра – это несерьезное занятие, которое можно прекратить в любое время. Но это не так. Игра для детей – это способ самовыражения и познания мира, она не является чем-то бесполезным. Поэтому, когда малыша бесцеремонно отвлекают от игры, он начинает выдумывать отговорки, чтобы не выполнять задания родителей. Это становится своеобразным способом защиты.

Советы психолога

Специалисты в области психологии дают родителям рекомендации, которые помогут справиться с привычкой детей лгать. Итак, что делать, если ребенок врет? Советы психолога таковы:

  • Сначала нужно разобраться — выдумка это или сознательная ложь. Если у ребенка разыгралась фантазия, то ее нужно направить в нужное русло с помощью игры.
  • Избегать наказаний. Угрозы, крики, скандалы и телесные наказания могут возыметь обратный эффект. Ребенок станет замкнутым и станет тщательнее скрывать свою ложь.
  • Не унижать свое чадо, особенно в присутствии других людей. Это может породить озлобленность.
  • В спорной ситуации принимать сторону ребенка. Тем самым он почувствует поддержку со стороны родителей и будет больше им доверять.
  • Не отталкивать малыша. Даже если наказание неизбежно, нельзя допустить, чтобы он почувствовал себя отверженным.
  • В любой ситуации поддержать ребенка, дать понять, что он не один и ему помогут.
  • Если наказания не избежать, то оно должно быть своевременным, по принципу «здесь и сейчас». Нельзя наказывать за вчерашнее вранье и прошлые проступки.
  • Постараться сделать так, чтобы ребенок сам осознал свою ошибку и объяснил, почему он так поступил, а также подумал, какие чувства вызвала у него эта ложь.
  • Показать обратную сторону обмана: одна ложь влечет за собой другую, переплетаясь в комок неприятностей.

Прежде, чем прибегать к наказанию, следует внимательно разобраться, почему дети врут? Возможно, ребенок просто фантазирует, или ему не хватает внимания взрослых. Если ребенок врет сознательно и за этим скрываются мотивированные причины, родителям следует своевременно принять меры. В противном случае ложь станет привычкой, и в семье поселится недоверие, которое потом бывает очень трудно устранить.

Период раннего детства и стадия младенчества

Психоаналитики считают, что период новорожденности накладывает огромный отпечаток на всю последующую жизнь человека. Процесс появления на свет и первая реакция на окружающий мир наносят новорожденному сильную травму. Это период, когда малыш полностью зависит от матери. Но психологическое единство с нею еще только должно появиться. Комплекс оживленности при виде лица мамы свидетельствует о том, что психическое развитие младенца успешно началось. До этого все движения новорожденного были хаотичными. Первая улыбка на личике малыша — это первая попытка общения. Контакт матери и младенца должен быть эмоционально положительным. Это дает малышу позитивный заряд для дальнейшего успешного физического и психического развития. Тогда как игнорирование мамой малыша воспринимается негативно и отрицательно сказывается на его здоровье.

Отлучение младенца от матери в этот период может серьезно подорвать его здоровье. Такие дети имеют отставание в психическом и физическом развитии в старшем возрасте. Событие может наложить отпечаток на всю жизнь человека. Способность человека любить зависит от того, сколько любви он получил в детстве.

«Я познаю мир»

От 1 до 3 лет, или ранний возраст.
Как только кроха встал на ножки, он понял, что всего-то необыкновенно притягательного еще и не видел! Сейчас за ним особенно нужен глаз да глаз…Основные навыки этого возраста:

Родители уже не столько «боги» в глазах ребенка, сколько любимые старшие друзья. Взрослые помогают познавать мир, объясняют значение предметов обихода, через игрушки обучают первым социальным ролям.
Малыш учится самообслуживанию, что доставляет ему необыкновенную радость

Сейчас самостоятельное поедание супа ложкой, неумелое завязывание шнурков или неуклюже завязанный бант – то, что нуждается в поощрении. Важно! Не надо мешать малышу. Нет времени или на пороге гости, и ребенок должен быть опрятным? Можно пообещать ему, что в другой раз мама обязательно разрешит ему есть, причесаться или выбрать одежду для прогулки самостоятельно.
Развитие речи

Конечно, в возрасте 1 года мало кто разговаривает полноценно. Это уникальные случаи. Мальчики начинают общаться позже девочек. В 1,5 – 2 года дети уже понимают около 1500 слов, строят простые предложения. Правильные склонения, изменения по родам и падежам – пока не их «конек». Но со временем речь развивается, особенно важную роль играет общение со сверстниками.

Важно! Детский сад играет особенную роль в становлении личности ребенка. Его желательно отдать туда, даже если у мамы есть возможность еще побыть в декрете.
Особенно интересным способом влияния на ребенка сейчас может быть игра

Можно смоделировать ситуацию так, что непослушный зайчик огорчил маму, и она плачет. Или через игрушки вполне удобно разыгрывать ситуации, показывать, что можно или нежелательно делать.
Со временем, после освоения необходимых навыков, малыш начнет играть по воображаемым сюжетам. Так развиваются творческие задатки.Этот период также оканчивается своеобразным «экзаменом», кризисов 3 лет. Сейчас ребенок пытается самостоятельно познать, что можно, чего нельзя.
Важно! Родителям нужно запасаться терпением и, если пропишет терапевт, седативными средствами. А можно просто понять своего ребенка. Он проверяет нервы мамы и папы не специально, просто старается «отвоевать» немного свободы.

«Скоро в школу…»

От 3 до 7 лет, или дошкольный возраст.
После 3 лет (и до самой школы) начинается еще один необычный этап в жизни детей. Это дошкольный возраст, он характеризуется двумя особенностями – еще большей самостоятельностью, которую есть возможность проверить в детском саду, наравне с одногруппниками, и игровая деятельность.Через игру ребенок постигает многое:

  • Поведение, соответствующее социальным нормам.
  • Орудийная деятельность.
  • Учится соотносить мотивы и действия.

В то же время особый интерес у ребенка вызывает деятельность, связанная с конструированием. Паззлы, кубики, мозаики, конструкторы сейчас особенно актуальны

Также малыша может увлечь рисование.Важно! По рисунку сына или дочери можно рассказать, что его беспокоит, есть ли страхи, что у крохи на первом плане.
Этот период условно делится на 3 этапа:

  1. Младший дошкольный возраст, который длится от 3 до 4 лет. Сейчас малыш активно постигает азы общения со сверстниками. Границы его мира расширяются, в них перестает входить исключительно дом и домочадцы.
  2. Средний охватывает возраст от 4 до 5 лет. Это возраст «почемучек». Отвечать на самые разнообразные вопросы придется не только воспитателям, но и родителям. В это время малыши с удовольствием начинают посещать кружки, если их заинтересовать, то запросто можно обучить навыкам чтения или счета.
  3. Старший дошкольник – это ребенок 5 – 7 лет.

У ребенка появились друзья, дома он все меньше проводит времени. Теперь ребенок готовится стать первоклассником. Не отбить у него желание, а подготовить, максимально адаптировать – вот задача и родителей в том числе. Можно составить приблизительный режим дня, приучить наследника к выполнению «обязательных» упражнений – чтения небольших отрывков произведения или других занятий, рекомендованных психологом детского сада.
Впереди – кризис 7 лет. Он часто совпадает с походом в школу…

Что делать, если у ребенка навязчивые мысли (обсессии)

Здравствуйте, Марина!

Фармакотерапия: успокоительные и антидепрессанты, возможно и помогут временно ослабить симптомы, но они не завершат сохраненные в голове незаконченные эмоции и ситуации из прошлого.

Т.е., если оставить все как есть — это путь к более серьезным психическим и личностным расстройствам (невроз навязчивых состояний — уже заметен, но любой невроз обратим).

Решение одно: обратится с ребенком к детскому психотерапевту (не психиатру), нужна обстоятельная психодиагностика ребенка (например, детские рисуночные тесты), и если необходимо, пройти лечение невроза навязчивости — немедикаментозную психотерапию.

Это может быть психотерапевтическая беседа, сказкотерапия, арт-терапия и различные проективные методики (без лекарств).

Учите детей позитивному мышлению, получите консультацию психолога для родителей онлайн

Предмет детской психологии

В возрастной психологии выделяется целый ряд составляющих:

  • детскую психологию;
  • психологию младших школьников;
  • психологию подростков;
  • юношескую психологию;
  • психологию зрелости;
  • геронтопсихологию.

Согласно данной классификации детская психология занимается изучением первого и самого значимого в жизни человека этапа, периода развития от рождения до школьного возраста. В этот незначительный временной период в детской психике происходят важнейшие изменения.

У новорожденного ребенка отсутствуют четкие образы окружающих его предметов, эмоции связаны преимущественно с удовлетворением естественных потребностей. В этом отсутствуют индивидуальные особенности ребенка, но есть физиологические различия, которые обусловлены свойствами нервной системы. К семи годам ребенок значительно меняется, он становится достаточно самостоятельным, овладевает довольно сложными видами деятельности, осознает собственные желания, подчиняет свое поведение существующим требованиям.

Статья: Детская психология

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Постоянное движение вперед, появление качественно нового, поэтапный переход от простых реакций к осмысленным, сложным действиям, овладение речью, проявление самостоятельности, воображения — это факты, которые характеризуют развитие ребенка. Они служат тем материалом, который использует для своих научных выводов детская психология.

Дети одного возраста имеют индивидуальные различия, но все они проходят определенные этапы развития, которые характеризуются определенной психологической спецификой.

Определение 1

Предмет детской психологии — психическое развитие ребенка.

Психическое развитие детей включает в себя:

  • развитие деятельности;
  • развитие психических процессов;
  • формирование ребенка-личности.

Ребенок в процессе своего развития осваивает различные виды деятельности:

  • предметную деятельность;
  • игровую деятельность;
  • продуктивные виды функционирования;
  • элементы трудовой и учебной деятельности.

В каждой возрастной стадии один из видов деятельности становится главенствующим и определяющим изменения в психике ребенка. В процессе развития происходит не просто освоение деятельности, а совершенствование психики в данной деятельности.

По мере развития ребенка, происходит зарождение, изменение и совершенствование внимания, восприятия, мышления, памяти, чувств, воображения, речи, воли ребенка. Психические процессы становятся более произвольными.

В процессе взросления у детей формируются устойчивые психологические качества, определяющие их поведение и поступки, позволяющие оценить себя. Дошкольник старшего возраста — это личность с собственными определенными намерениями, потребностями, со своим, возможно еще не устоявшимся, отношением к окружающему миру. Таким образом, в процессе развития изменяются виды ориентации ребенка в окружающей его действительности, формы психорегуляции деятельности, меняется его место в социуме. Ребенок из беспомощного существа превращается в субъект многообразной деятельности.

Определение 2

Детская психология — это наука, которая изучает факты и закономерности психического развития ребенка от момента его рождения до школьного возраста: развитие деятельности, протекание психических процессов и формирование личности.

На сегодняшний день многие ученые пытаются расширить предметную область детской психологии путем введения в исследования периода внутриутробного развития. Но все же внутриутробное развитие ребенка подчиняется, прежде всего, биологическим закономерностям, а развитие ребенка после рождения происходит в социальных условиях, во взаимодействии не только со своей матерью, но и с другими людьми.

Методы детской психологии: ключи к пониманию детей

Детская психология – это область, которая посвящена изучению психологических аспектов развития и поведения детей от рождения до подросткового возраста. Для лучшего понимания детей и их потребностей, детские психологи используют различные методы и инструменты исследования. В этом информативном тексте мы рассмотрим основные методы детской психологии:

  • Наблюдение: Один из самых фундаментальных методов в детской психологии. Путем наблюдения за детьми в различных ситуациях, будь то в семье, школе или детском саду, специалисты могут выявить паттерны поведения, особенности развития и возможные проблемы.
  • Интервью: Детские психологи проводят беседы с детьми, чтобы лучше понять их мысли, чувства и опыт. В зависимости от возраста, это могут быть либо структурированные интервью, либо неформальные беседы, направленные на установление доверительных отношений.
  • Тестирование: Для оценки различных аспектов психологического развития используются специально разработанные тесты. Например, тесты на интеллект, эмоциональную стабильность, способности, и многое другое.
  • Анкетирование родителей и учителей: Зачастую, родители и учителя могут предоставить ценную информацию о поведении и развитии ребенка, особенно если речь идет о маленьких детях, которые могут испытывать трудности в выражении своих чувств и мыслей.
  • Экспериментальные исследования: Некоторые исследования детской психологии требуют контролируемых экспериментов, чтобы изучить конкретные аспекты развития. Например, как дети реагируют на разные виды стимулов или какие факторы влияют на их принятие решений.
  • Нейропсихологические методы: С развитием технологий стали доступны методы, позволяющие исследовать активность мозга детей с помощью нейроимиджинга, что позволяет лучше понимать процессы когнитивного и эмоционального развития.
  • Игровая терапия: Специально обученные психологи используют игры и творческие активности для выявления и решения психологических проблем у детей. Игра позволяет детям выразить свои чувства и мысли.

Семейная терапия: Детская психология также включает работу с семьями. Ведь семейная динамика может оказывать существенное воздействие на детское психическое состояние.

Важно отметить, что выбор метода зависит от конкретных целей и задач исследования. Комбинирование различных методов позволяет получить более полное представление о психологическом состоянии и развитии ребенка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: