Является ли внеурочная деятельность обязательной?
Gorodenkoff/Shutterstock.com
Этот вопрос, пожалуй, волнует большинство родителей и самих школьников. Учителя и школьная администрация заинтересованы в проведении внеурочных занятий и стремятся задействовать в ней всех учеников по максимуму; при этом у ребят просто не хватает времени на посещение кружков по интересам вне школы. Разберёмся, можно ли отказаться от внеурочки и как это сделать.
Внеурочная деятельность по новым ФГОС является частью образовательной программы. Основная задача учащихся — освоение образовательной программы, поэтому внеурочная деятельность всё же является обязательной, и совсем отказаться от неё не получится. Однако объём и содержание внеурочной деятельности определяются с учётом пожеланий родителей и самих школьников. Несомненно, выбирать придётся из того, что предложит школа; но родители вправе выступить со своими идеями и предложениями по их реализации.
Альтернативы внеурочной деятельности
New Africa/Shutterstock.com
Единственная уважительная причина для отказа от внеурочных занятий — посещение ребёнком кружков и секций в учреждениях дополнительного образования. В этом случае можно сделать следующее:
- Написать заявление на имя директора школы с просьбой засчитать результаты занятий школьника в УДО в качестве результатов внеурочной деятельности.
- В подтверждение приложить к заявлению справку от администрации кружка или секции.
- При необходимости ссылаться на статью 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Её суть сводится к тому, что образовательная организация вправе засчитывать результаты освоения учащимися дополнительных программ и курсов, пройденных в других образовательных организациях.
Таким образом, альтернативы внеурочной деятельности существуют, и в первую очередь это — организации дополнительного образования (музыкальные и художественные школы, спортивные секции, дворцы пионеров и т.д.). Если же школьник учится играть на гитаре или берёт уроки живописи в частном порядке, то доказать, что эти занятия являются достойной заменой внеурочной деятельности в школе, будет непросто.
Второй способ снизить еженедельную нагрузку и отказаться от самых бесполезных или скучных внеурочных занятий — перераспределение часов внеурочной деятельности в течение учебного года. Часы внеурочки суммируются в течение всего периода обучения на каждом из уровней общего образования, а внеурочные мероприятия могут проводиться в период каникул, праздничные и выходные дни. Значит, можно отправлять ребёнка в школьный лагерь, поездки с классом и на экскурсии, тем самым сокращая внеурочную нагрузку в будни.
Что такое внеурочная деятельность?
Studio Romantic/Shutterstock.com
Под внеурочной деятельностью понимают самые разнообразные дополнительные занятия и внеклассные мероприятия, которые проводятся как на территории школы, так и за её пределами. Школьные спортивные секции, кружки, классные часы и всё, чем занимаются учащиеся помимо основных уроков, относятся к внеурочной деятельности, или внеурочке.
Во всех школах обязательно должна быть организована внеурочная деятельность, ведь она является важной частью образовательной программы. Однако формы и содержание внеурочки определяет сама образовательная организация с учётом своих возможностей и интересов учеников
Внеурочные занятия и мероприятия организуются и проводятся силами учителей, школьного психолога, библиотекаря и других сотрудников — а это значит, что ученики и их родители при выборе дополнительных занятий ограничены тем, что может предложить школа. В этом и заключается ключевое отличие внеурочки от дополнительного образования, где курсы и занятия ведут специалисты, обладающие профессиональным опытом в определённом виде деятельности.
Цель внеурочной деятельности — не просто организация досуга школьников, а достижение планируемых результатов освоения учебной программы — личностных и метапредметных. Это, в первую очередь, нравственное воспитание, формирование основ патриотизма, активизация познавательного интереса, социализация и приобретение способности применять полученные знания в практической деятельности.
BalanceFormCreative/Shutterstock.com
Достижение этих результатов невозможно только в рамках основных учебных занятий; поэтому, помимо учебного плана, образовательные организации разрабатывают план внеурочной деятельности
При этом важно учитывать множество задач, которые должны решать внеурочные занятия:
- вовлечение школьников в творческую деятельность, организованную с учётом индивидуальных и возрастных особенностей;
- закрепление знаний, полученных на уроках по различным предметам;
- выявление и развитие способностей учащихся;
- создание условий для самостоятельной организации и проведения школьниками различных мероприятий;
- адаптация учащихся младших классов к школе;
- создание пространства для неформального общения;
- оптимизация учебной нагрузки;
- профориентация школьников;
- формирование культуры безопасного и здорового образа жизни;
- создание условий для развития в выбранной сфере и практического применения приобретённых знаний и умений;
- развитие социальной активности учащихся и вовлечение их в социально значимую деятельность.
Требования к организации внеурочной деятельности
Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com
Внеурочная деятельность в школе может быть организована в самых разных формах; к внеурочке относятся кружки, секции, студии, мастерские, клубы, проекты и другие формы объединения школьников. Главное — соблюдение ключевых принципов и требований к проведению внеклассных занятий:
- Соответствие занятий возрасту и интересам учащихся.
- Воспитательная направленность занятий.
- Возможность свободного выбора курсов (об этом говорится в письме Минобрнауки «Об организации внеурочной деятельности», поэтому школьники могут не только выбирать из предложенных вариантов внеурочных занятий, но и в течение учебного года переходить из одного кружка в другой, если качество и содержание занятий не отвечает их требованиям и интересам).
- Педагогические, руководящие и другие работники школы, задействованные в проведении внеклассных занятий, должны иметь соответствующую квалификацию и регулярно её повышать.
- Школа должна предоставить необходимые помещения и оборудование для проведения занятий.
- Максимальная внеурочная нагрузка по СанПиН не должна превышать 10 академических часов в неделю для всех школьников независимо от возраста.
- Суммарный объём внеклассных занятий для начальной школы не должен превышать 1 320 часов за четыре года обучения, для уровня основного общего образования — не более 1 750 часов за пять лет, а для старшеклассников — не более 700 часов за два года. Занятия могут проводиться как в течение учебной недели, так и в выходные, праздничные дни и в период каникул.
- Продолжительность внеурочного занятия регламентируется приказом учебного заведения. Как правило, у младшеклассников одно занятие длится 25–35 минут, всего на внеурочку отводится не более 50 минут в день; для детей постарше — 40–45 минут и не более полутора часов в день.
- Наполняемость групп при проведении занятий — 15–25 человек.
Модели внеурочной деятельности
В каждой школе существует своя система внеурочной деятельности. Многие образовательные учреждения при организации внеурочной работы опираются на возможности культуры и спорта.
В школе могут быть следующие модели организации внеурочной деятельности учащихся:
- Первая характеризуется случайным набором секций, которые не всегда связаны и сочетаются друг с другом. Внеучебная деятельность в школе полностью зависима от материальных возможностей учреждения и кадрового состава, стратегия во второй половине дня не корректируется. В наше время эта самая популярная модель внеурочной деятельности. Она далеко не совершенна, но имеет свои преимущества и способствует занятости школьников и выявлению их внеучебных интересов.
- Вторая модель внеурочной деятельности имеет внутреннюю организованность каждой структуры воспитательной системы, но не отличается единым функционированием системы. При такой модели организованы оригинальные и творческие формы работ для детей и даже взрослых. Кружки, которые сходны по своему профилю, могут объединяться в центры, работающие по общей программе. Но такие центры существуют изолированно и имеют частичную связь с общешкольной работой.
- Третья модель строится на основе взаимодействия школы с учреждениями культуры или дополнительного образования (музыкальной школой, театром, центром детского творчества, музеем). Сотрудничество учреждений осуществляется на регулярной основе, разрабатывается совместная программа, определяющая содержание вне учебной деятельности.
- Четвертая модель внеурочной деятельности характеризуется интеграцией основного и дополнительного образования. Содержание деятельности создается на основе единых идей, которые обеспечат развитие образовательного учреждения.
Количество часов, которые отводятся на внеурочные занятия, учреждение определяет самостоятельно, исходя из желаемых результатов и на основании мнения школьников, родителей и кадровых условий.
Имеет ли права, учитель устраивать зачеты по своему предмету во время перемен, либо после уроков?
По моему, у учителя есть выделенные часы, и будь добр укладываться в это время, а не устраивать зачеты, то во время перемен, то после уроков.У меня допустим у ребенка после уроков дополнительные занятия, а он вынужден пропускать их, из за зачетов, если не придет то 2 в журнал.
Лучший ответ
Перемены — время отдыха. Что касается «зачетов», то время для лабораторных, контрольных и самостоятельных работ введено в учебный план, и проводятся они непосредственно на уроках. Какие еще дополнительные зачеты могут быть?
Это же не институт.
АннаЗнаток (369) 10 лет назад
Вот и мне интересно, у нашего ребенка постоянно зачеты, после уроков, либо сегодня например во время перемены.
Black Magic Оракул (85220) Значит, надо поднять этот вопрос на родительском собрании. Поговорить с учителем, с классным руководителем.
Остальные ответы
Слишком много у ваших детей прав, но никаких обязанностей. Учителя тоже многое что имеют. А то, что не уложились в учебный час с зачетом, так это вина детей.
Готовиться лучше надо.
АннаЗнаток (369) 10 лет назад
Мне интересно откуда такие сведения, что у моих детей одни права? Обязанностей у них предостаточно! Вины детей не вижу, объяснять лучше надо!
New ArtМастер (1762) 10 лет назад
откуда тебе знать сколько у этого ребёнка прав. Мужика что-ли тебе не хватает, что на всех здесь огрызаешься.
Когда я учился в школе, учитель по химии устраивал по органической химии зачеты после каждого раздела. Потом ее ушли. Спустя много лет, я до сих пор помню эти темы, остальных для меня просто нет.
Спасибо ей за это.
А вообще скажите учителю СПАСИБО. Потому что ему эти дополнительные часы никто не оплачивает, а он занимается вашими детьми. Куда проще ему нарисовать вашему ребенку устраивающую вас и его оценку, и никогда не думать и не вспоминать о вашем ребенке, а посвятить это время своей семье, своим детям.
Если вас это успокоит, представьте, что это репетиторство, которое не стоит вам ни копейки, хотя могло бы стоить от 500 до 1500 руб за час.
Валерий Шелудяков Профи (799) Конечно после уроков. Во время перемены, только в случае крайней необходимости. Перемена для детей — это святое, они должны отдохнуть.
АннаЗнаток (369) 10 лет назад
Я понимаю, что это не оплачивается, но все равно, у ребёнка как раз репетитор после уроков по математике и по русскому, и он вынужден тратить время на зачеты. У нас в городе репетиторы от 100-300 рублей.
Знаете, это все вопрос очень спорный. Честно говоря, я не знаю, есть ли такие права у учителя.. . Но абсолютно уверена, что я бы была ОЧЕНЬ благодарна тому учителю, который урок потратил на качественное объяснение предмета, а зачет устроил после уроков. Вообще, по теперешним временам, когда учителей в большинстве своем (сразу прошу никого не обижаться) не особо интересует, что осталось в голове у ребенка после урока, такое рвение можно только приветствовать. Если ваш ребенок в это время занят, я думаю, это вопрос решаемый, можно и репетитора отложить, а можно с учителем школьным на другой день договориться, объяснив ситуацию.
А вы имеете право критиковать учителя и его работу? Не учите бабу щи варить, без вас знает. Не каждый учитель будет бесплатно оставаться после уроков из-за ваших нерадивых детей.
Значит они ему урок сорвали и он не успел тему объяснить. Если бы слушал ваш ребенок на уроке, не нужны бы были ему доп. занятия.
АннаЗнаток (369) 10 лет назад
У меня ребенок учит ВСЕ, и я не думаю, что в 5 классе можно урок сорвать, ладно в 10, но не в 5! А то, что материал не успела рассказать, ее проблемы!
Фиалка Оракул (55292) Еще как может сорвать. Вы в школе не учились? Материал не успела рассказать, это проблемы детей, самостоятельно будут учить, а поймут или нет, это проблемы родителей.
Детей своих надо воспитывать и заниматься с ними, а не сваливать на чужих тетенек.
Влияние внешкольной деятельности на образовательный процесс
Внешкольная деятельность играет важную роль в образовательном процессе и оказывает положительное влияние на развитие учащихся. Она представляет собой дополнительное образовательное пространство, где дети могут раскрыть свой творческий потенциал, развить интересы, приобрести новые знания и навыки.
Участие во внешкольной деятельности позволяет учащимся использовать и развивать свои таланты в различных областях, таких как спорт, искусство, наука, технологии и прочие. Кроме того, она способствует развитию личностных качеств, таких как самодисциплина, ответственность, трудолюбие, коммуникационные навыки и т.д.
Внешкольные занятия также способствуют формированию интереса к образованию в целом. Они позволяют учащимся увидеть связь между теорией и практикой, а также применить полученные знания в реальной жизни. Такой подход позволяет более глубоко и осознанно усваивать учебный материал и сделать образовательный процесс более интересным и познавательным.
Важно отметить, что внешкольные занятия могут быть организованы как в рамках школы, так и во внешних организациях. В каждом случае, важно обеспечить удобное расписание, чтобы учащиеся могли добровольно и без проблем посещать интересующие их занятия
Также необходимо учитывать потребности и предпочтения каждого учащегося, чтобы обеспечить широкий выбор деятельности.
В целом, внешкольная деятельность имеет положительное влияние на образовательный процесс, поскольку позволяет учащимся развивать свои способности, интересы и личностные качества. Она также способствует более глубокому усвоению учебного материала и формированию интереса к образованию в целом. Поэтому, законность внешкольной деятельности в школе обоснована ее пользой для учащихся.
Формы внеурочной деятельности по ФГОС
Формы организации внеурочной деятельности могут быть самыми разными. Можно организовать её в режиме продленного дня, с предусмотренными по программе прогулками, питанием и выполнением домашних заданий. Часто включаются в программу экскурсии, спортивные игры, общественно полезный труд на участке учреждения, игры, концерты, викторины, посещение зрелищных мероприятий.
Часы, отводимые для внеурочной деятельности должны использоваться для ведения учебных курсов, которые будут направлены на различные интересы школьников, в том числе на тему этнокультуры и региона. Не рекомендовано посещение школьником более трех детских объединений.
Проблема целесообразности использования свободного времени детей в целях развития была всегда насущна. Ведь именно во время их деятельности происходит воспитание. Преимуществом внеучебной деятельности является как раз предоставление возможности обширного списка занятий для их развития.
- Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы внеурочной деятельности как физкультурные факультативы, соревнования, оздоровительные и подвижные игры, спортивные секции.
- Духовно – нравственное направление реализуется через кружки художественного и прикладного искусства (вышивка) и флористики. Сюда же относятся кружки батика, витража, технического творчества, посещение музеев, кино, различных фестивалей на тему искусства, театра. Игры на тему истории, отобранные специалистом компьютерные развивающие игры, прослушивание классической музыки.
- Обще – интеллектуальное направление реализуют через школьный музей, беседы, факультативы, посвященные конкретной теме. Например, «Детская риторика», «Путешествие в прошлое».
- В рамках занятий социальной направленности осуществляется общественно полезная деятельность в форме коллективного творческого дела, ролевых продуктивных игр, встреч с представителями разных профессий.
Внеурочная деятельность: формы работы
Есть две основных формы занятий: в учебном кабинете и выездные.
Первые могут быть тематическими (занятие строится вокруг одной темы), интегрированными (тема одна, но видов деятельности 2-3), игровыми (получение знаний и ценностей происходит в игре).
Выездные занятия часто организуют в следующих формах:
- походы (спортивные, культурные, туристические);
- поездки и экскурсии;
- практические занятия на местности;
- экспедиции;
- отработка навыков в полевых условиях.
На выездном занятии задача педагога — заранее посетить выбранное место занятия, продумать маршрут, и, конечно же, его содержание
При этом важно, чтобы школьники могли легко добраться до этого места и не имели проблем при возвращении домой
Большую роль играет и рефлексия, когда педагог берет у детей обратную связь и просит их поделиться впечатлениями от поездки, полученными эмоциями и ощущениями.
На что имеет право учитель
Мы уже рассказали о правах детей и родителей в школе, а что же учителя? Что им разрешает и запрещает закон, имеет ли право учитель на те ли иные действия в отношении ученика? Рассказываем вместе с экспертами в этой статье, какие права у учителя в школе не могут быть нарушены ни администрацией, ни учениками.
Права учителя в образовательном учреждении
Многие говорят о том, что учитель сегодня – самое бесправное существо, которое имеет в основном обязанности перед учебным заведением и родителями учеников. Но права учителя по закону тоже есть, и они должны соблюдаться.
Эти права закреплены в ст. 23 Конституции РФ и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Это означает, что в случае нарушения, оскорблений, проявлений некорректного поведения в свой адрес можно требовать защиты прав учителя, в том числе через суд.
Перечислим основные права учителя.
Участие в управлении школы в соответствии с уставом, возможность критики действий администрации и ребенка или его родителей – естественно, в корректной форме.
Каждый учитель имеет возможность принимать посильное и допустимое внутренними документами учебного заведения участие в организации учебного процесса, порядка взаимоотношений с учениками. Также каждый работник имеет право голоса, в том числе, — возможность критиковать действия администрации и предлагать свои варианты решения возникающих проблем. Кроме того, учитель вправе выдвигать свою кандидатуру на любую выборную должность в педагогическом коллективе, вне зависимости от стажа работы и прежних заслуг (если наличие таковых не предполагается по умолчанию для того, кто занимает такую должность).
Получать условия для организации учебного процесса.
Рабочее место учителя и учеников обеспечивает и поддерживает администрация учебного заведения. Мебель, техника, учебные пособия должны быть предоставлены, никто не вправе требовать, чтобы что-либо из этого приобреталось учителем или родителями учеников за свои деньги.
Возможность отказаться от поручений, не связанных с должностными обязанностями учителя.
Все обязанности педагога перечисляются в его должностной инструкции, подписываемой вместе с трудовым договором. Привлекать персонал для выполнения других работ администрация не вправе. Поэтому если учителя заставляют, например, самостоятельно убирать класс, территорию школы, выполнять ремонтные работы, это является нарушением его прав!
В этом случае можно смело отказываться от дополнительной нагрузки, которая в обязанности не входит.
У учителя есть ряд прав, связанных с его трудовой деятельностью
- Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.
- Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
- Присоединение школы к другой (что часто сейчас происходит) считается реорганизацией, уволить учителя при этом не могут.
- Право на обед и отдых — перерыв должен быть от 30 минут до 2 часов. Как вариант, учителю может быть предоставлено право отдыхать и обедать во время перемен.
- Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
- Досрочная пенсия — возможна, если есть педагогический стаж в учреждениях для детей не менее 25 лет.
Педагогические приемы во внеурочной деятельности
Организуя разные формы внеурочной деятельности, педагог использует различные средства и приемы для того, чтобы наладить с учениками продуктивное и доверительное взаимодействие.
- Словесно-логические приемы. Главный инструмент педагога — убеждение словом, что вызывает у школьников ответные эмоции.
Формы работы:
- проблемные дискуссии;
- беседы на разные темы;
- лекции на разные темы;
- интерактивные конференции.
В любой из этих форм важно наладить диалог с детьми и взаимовыгодный обмен информацией
- Игровые и досуговые приемы. Игра — важный элемент в досуге ребенка и одновременно один из главных приемов воспитания. Их преимущество в том, что игры могут быть совершенно разными:
- творческие игры;
- конкурсы;
- квизы;
- обсуждение книг, фильмов, театральных постановок;
- спектакли и концерты;
- походы в формате квеста;
- экскурсии и т.д.
- Образно-художественные формы. Главный секрет этой группы приемов в том, что они вызывают у детей разнообразные эмоции, которые они переживают коллективно, желательно с эстетическим уклоном.
Формы работы:
- праздники, концерты, выставки;
- коллективные творческие дела.
- Трудовые приемы во внеурочной деятельности. Ребенка учат трудовым навыкам для того, чтобы он осознал роль своей личности в социуме, был заинтересован в итоге труда и приобрел важные для жизни навыки. Желательно приучать детей к труду с начальных классов.
Форматы работы могут быть разными:
- организация дежурств по классу, в столовой;
- дежурные по библиотеке;
- уход за растениями;
- трудовые десанты;
- работа на школьном участке.
- Психологические приемы. Педагог применяет методы психотерапии (коллективно или индивидуально), практической психологии, и использует на внеклассных занятиях элементы психологического тренинга.
Это могут быть разнообразные дискуссии, тренинги, лекции, консультации, а также психологические упражнения.
Методические указания
Санитарно-эпидемиологический нормы определяют порядок внеурочных занятий в школе. В таком случае деятельность учеников полностью добровольна и регламентируется в соответствии со стандартами, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса и снизить возможные риски.
Также есть некоторые ограничения внеурочной и основной учебной деятельности. Так, например, для учеников рабочее время не может превышать больше семи уроков. Также занятия обязательно должны начинаться не ранее восьми часов. При этом есть такие занятия, которые вносятся в общее расписание, поэтому они должны обязательно посещаться учениками в рамках требований. Отвечая на вопрос, обязательна или нет внеурочная деятельность, можно сказать, что это необязательный процесс, но он требует учитывать множество тонкостей и особенностей в процессе.
При этом также следует обратить внимание на закон о внеурочной деятельности. В соответствии с ним обучающиеся должны учитывать все правила и методические рекомендации при обучении в школе
Также нужно обязательно выполнять все действующие программы и требования в рамках стандартных норм.
Понимая, что это такое внеурочная деятельность, существенно повышается эффективность образовательного процесса, так как каждый ученик может подобрать оптимальный вариант в соответствии с индивидуальными предпочтениями и возможностями для реализации учебного плана в рамках стандартов.
Также все ученики обязаны добросовестно выполнять планы и следовать рекомендациям преподавателей. Отвечая на вопрос, что это внеурочка, следует учитывать индивидуальные особенности и склонности каждого учащегося. В зависимости от этого формируются образовательные группы, которые соответствуют определенным требованиям и возможностям в рамках государственных стандартных норм и требований.