Краткий анализ и размышления
Современному читателю известны несколько интерпретаций этой сказки. Существует народная версия и её обработка такими авторами, как Толстой и Афанасьев. При оформлении читательского дневника будет считаться верным любой из представленных вариантов авторства, так как нет сильных отличий в сюжете.
Если сделать краткий анализ произведения, используя сухие литературные термины, он будет выглядеть следующим образом:
- Год написания — неизвестен.
- Автор — народ (Афанасьев, Толстой)
- Жанр — сказка.
- Композиция — последовательная (развязка, основной сюжет, развязка).
- Тема — доброта́, вежливость, сочувствие.
- Основная мысль — добро всегда побеждает зло.
- Главные герои — падчерица, Морозко, мачеха.
В сказке можно проследить 2 плана: сюжетный и метафорический. Основной сюжет прост и понятен, а метафорический подтекст помогает глубже понять смысл сказки, проанализировать действия и поступки героев, перенести их в реалии современной жизни.
История вынуждает читателя анализировать собственные поступки, учит отличать добро от зла. Неслучайно произведение предлагается для изучения школьникам младших классов. В этом возрасте дети уже должны различать хорошее и плохое, разбираться с отрицательными чертами характера, уметь выделять их.
Безусловно, изучение произведений, основанных на фольклоре, очень важно для детей младшего школьного возраста. В эти сказки заложена мудрость веков и вечные истины, которые остаются актуальными даже спустя столетия
Предисловие к легендарной сказке
В самом сердце снежной зимы, когда природа замерла и деревья скрылись под покровом снега, происходят удивительные события. В эти морозные дни прогулки по лесу запрещены, а жители уютных домиков сидят у печей и согреваются. Но есть одно существо, которое не боится холода и вместо отдыха с нетерпением ждет новых приключений.
Познакомьтесь с Настенькой – молодой, храброй девицей, которая живет на рубеже между нашим миром и волшебством. Ее родители, Мороз и Весна, передали ей уникальные способности: она может путешествовать по сказочным землям и управлять погодой.
Когда наступает зима, Настенька отправляется в свое волшебное путешествие, которое называется «Морозко». Это необычная сказочная страна, где каждый уголок переполнен загадками и чудесами. Здесь она встречает добрых сказочных персонажей, помогает им решить разные проблемы и открывает для себя новые магические силы.
Легендарная сказка о Настеньке из Морозка показывает, что красота и доброта не знают границ и могут преодолеть даже самые суровые испытания. История этой девицы учит нас вере в себя, добросердечию и смелости.
“Настенька из Морозко: тепло ли тебе, девица?” – это не просто история о приключениях и магических силах. Это история о дружбе, любви и самоотверженности. Узнайте, как Настенька смогла изменить ход судьбы, приняв свою миссию и показав всему миру, что самое сильное оружие – это доброта и любовь к жизни.
Приготовьтесь отправиться вместе с героиней в увлекательное путешествие по стране Морозко и погрузиться в мир волшебства и чудес!
Неужели предать своего ребенка — это нормально? Почему тогда папа Настеньки так поступает?
В детстве я всегда плакала, когда смотрела отрывок, где отец везет Настеньку в лес. А сейчас выросла и подумала: «Стоп! А почему предательство подается в сказке, как что-то нормальное и само собой разумеющееся?».
Нет, ну серьезно! Отец легко выбирает жену-мегеру, а не родную дочь
То ли слабость в нем говорит, то ли подлость, то ли трусость — неважно. Он выбирает свой комфорт и везет ребенка в лес, чтобы оставить там
После просмотра этой сцены дети начинают верить в предательство и даже боятся его. Ничего хорошего.
Теперь «Морозко» для меня — это сказка, в которой четко показано: жертвуй собой, цени других и все равно тебя бросят. С одной стороны, поучительно, но в 5-7 лет никто не понимает ее смысл именно так. Дети учатся быть такими, как Настенька, и это плохо, губительно.
«Своей дочери я никогда не покажу сказку «Морозко». Вот почему она учит детей плохому
Условная и безусловная любовь
В популярной психологической литературе в последнее время можно встретить много текстов, посвященных важности в жизни человека любви безусловной. И я также не буду оспаривать это утверждение, ставшее уже практически аксиомой.
Безусловную любовь в личностном развитии действительно крайне сложно переоценить
Она является тем фундаментом личности, на котором настраиваются все последующие ее конструкции. Безусловная любовь является основой самопринятия, самолюбви самоуважения, самооценки, самоподдержки и многих других важных само-, вокруг которых строится базовая витальная идентичность – Я есть!
С другой стороны, значение любви условной также нельзя недооценивать.
В вопросах значимости-ценности безусловной-условной любви важным является сообразность, уместность вида родительской любви тем задачам, которые решает ребенок-человек в своем индивидуальном развитии.
В первые годы, как я уже говорил выше, когда формируется витальная идентичность, любовь безусловная является тем питательным бульоном, в котором закладывается основа индивидуальной идентичности, основа Я, самости, Я-концепции. Это глубинное ощущение: «Я есть, Я такой, какой Я есть, Я имею на это право и право на свои хочу!».
Однако личность не ограничивается лишь индивидуальной идентичностью и Я-концепцией. Личности априори присуща также идентичность социальная, основу которой составляет концепция Другого.
А вот появление в сознании Другого – это уже функция любви условной. Здесь уже в жизни ребенка появляется «Надо»! И это очень важное условие развития личности. Условная любовь запускает децентрические тенденции в развитии личности, разрушая первично сформированный эгоцентризм – «Я в центре, Другие вращаются вокруг меня!». Мало того, что в моей вселенной кроме Я появляется Другой, не-Я! Я перестает, ко всему прочему, еще и быть центром этой системы, вокруг которого вращаются все другие не-Я. Это событие в жизни ребенка по важности сопоставимо с переходом человечества с геоцентрической позиции устройства вселенной (Земля в центре), на гелиоцентрическую (Солнце в центре, земля вращается вокруг него).
Галина Михайловна Федорова
Семинар-тренинг
«Ранние травмы души». Диагностика и терапия расстройств, связанных с нарушением привязанности
Подробнее
Логика индивидуального развития такова, что на смену безусловной любви приходит любовь условная. И безусловная любовь в отношениях «родитель-ребенок» последовательно сменяется любовью условной. Это вовсе не означает, что безусловная любовь полностью уходит из отношений «родитель-ребенок». Она остается как основа безусловного принятия ребенка в базовых вопросах его существования, остается тем фоном, который позволяет ребенку переживать ценность своего Я. Но на первый план в отношениях выходит любовь условная, позволяющая индивидуальному человеку быть еще и человеком социальным.
Однако вернемся к нашим сказочным героям.
Образ мачехи и дочки в сказке «Морозко»
Главным отрицательным персонажем в сказке «Морозко» является мачеха. Почему в сказке изображена фигура именно мачехи, а, не скажем просто матери? Желая подчеркнуть хорошее отношение к одной дочке и плохое к другой, авторами часто используется такой простой прием для восприятия, как отношение между родными и неродными. В данном случае, падчерица не является родной дочерью для мачехи, что обосновывает нелюбовь последней. Согласитесь, повествователю трудно было правильно донести смысл сказки, если главной героиней выступала мать и две родные дочери, появились бы лишние вопросы: почему одну любит, а другую нет? Да и вспомните, мачеха отправила падчерицу на верную смерть – замерзать в лес. Вряд ли родная мать смогла бы так поступить с собственным ребенком.
В общеизвестной версии сказки (№96 сказок Афанасьева) мачеха из-за одной только нелюбви к падчерице готова взять на себя смертный грех убийства. В другой версии сказки (№95 сказок Афанасьева) образ мачехи раскрыт более полно, что является обоснованием ее тягчайшего поступка. Так, в описании сказано следующее:
Ворчливые люди, как правило, всегда чем-то недовольны, всегда осуждают других и всегда злы. У таких людей нет мира внутри. Вот и получается, что живет такой человек не по правде, а по кривде, т. к. понятия совести и нравственности всегда будут претерпевать искажения от внутреннего состояния человека. Это отразилось на воспитании родной дочери (или дочерей как в сказке № 95), которые изображены ленивицами и упрямицами.
Злое в мачехи подчеркивается тем, что она постоянно употребляет бранные слова. В первой версии сказки (№95) вы можете найти много ругательных слов, которые вылетают из уст мачехи и ее родных дочек. Здесь трудно сказать точно, что является причиной, а что следствием: является ли злой характер героинь следствием употребления бранных слов или наоборот, такие слова являются обязательным атрибутом злого человека как внешний выход его внутреннего несовершенного мира. Нередко сквернословие называют молитвой сатане. В те времена считалось, что ругательная брань – это язык преступников, злодеев и людей вообще опустившихся. Поэтому в обеих версиях сказки (в сказке № 95 в большей степени), для подчеркивания внутренней нечистоты и падшего нравственного состояния, в уста отрицательных персонажей вложена ругательная брань.
Образ дочки
В сказке № 95 у мачехи две родные дочери. Если посмотреть диалоги дочерей между собой, то можно заметить, что они недалеко ушли от матери и постоянно бранятся между собой.
Еще одной чертой, характеризующей мачеху и дочерей – это упоминание злых сил. В сочинениях русских писателей и сказочников, как правило, упоминание «черта» приводит к плохим последствиям для говорящего (это хорошо заметно в романах Достоевского). Так и в сказке «Морозко», – когда дочки оказались в лесу, первым делом они призвали именно «его» (сказка № 95):
Отношение родной дочки (дочерей) мачехи к Морозко преднамеренно грубое и хамское. С одной стороны, она выполняла волю мачехи, которая позавидовала падчерице и захотела дорогих подарков и для своей дочери, но с другой – в диалогах с Морозко проявилась вся внутренняя сущность дочки, которая в ней заложена неумной заботою скверной мачехи.
Могла ли дочка обмануть Морозко, убедив его, что заслуживает подарков? Наверное, нет. Для этого в сказке введен внешний усиливающийся фактор – мороз. А как известно, внутренний мир человека раскрывается в том, как он преодолевает препятствия. Плохой (точнее, несовершенный) человек в критической ситуации может подвести, струсить, солгать, разгневаться и прочее, а если человек внутренне чист и стяжает духовный мир, то такого человека вряд ли может вывести из себя внешняя угроза, а только укрепит его.
Так и мороз: для родной дочки явился непреодолимым препятствием, на фоне которого она проявила себя злой, ограниченной, грубой и себялюбивой, а для падчерицы послужил раскрытию ее добродетели и внутреннего совершенства.
Поверхностная психология
Рассмотрим фильм. Сюжетную линию Ивана, собранную из лоскутов сказок, не имеющих к “Морозке” отношения, опустим. Это совсем другая история.
Небогатая семья, состоящая из пожилого человека, когда-то потерявшего жену и не пойми зачем женившегося на женщине с ребёнком. Одно это, учитывая эпоху и нравы русского села, из ряда вон. Новая жена имеет сильный характер, умнее его во всех отношениях и с лёгкостью загнала рохлю под каблук. Она – абьюзер для мужа и падчерицы. Идиллия созависимых отношений нарушается необходимостью пристроить дочерей. Возраст пришёл, плюс бедность и давление общественного мнения. Одна дочь невзрачна, неумеха, ленива и глупа (по нашему – нерасторопна и не угодлива), другая – работящая, смиренная красавица. Понятно, что при прочих равных, лучшая партия за ней.
Надо понимать, что мужчин из-за частых войн и циклического труда (в одно время – жесть, в другое – печка, балалайка и самогон) заметно меньше. Предложение превышает спрос. А тут ещё бедность. Кто позарится на жену без приданого? Такой же босяк или семья, ищущая рабочую силу. Только внешность и исключительное трудолюбие являются козырем в таком раскладе. Настя имеет его, а Марфа – нет.
К счастью, нам сложно понять всю степень безысходности мачехи. Она любит свою дурёху, всячески её балует и понимает, что впереди у неё пропасть. При диспропорции мужчин и женщин даже забулдыга имеет все шансы отхватить достойную девушку. А тут ни характера, ни рожи ни кожи. Не станет матери, и Марфа в лучшем случае попадёт в монастырь. Но! Сказка и фильм описывают языческое время, так что и этот шанс не светит.
Возникает закономерный вопрос. В то время рожали часто. Выживали не многие. Но один ребёнок – это нонсенс. Нездоровье? Несчастный случай, погубивший других детей? В полон взяли? При любом варианте это объясняет идущую наперекор нравам и здравому смыслу болезненную привязанность к Марфе. Отсюда и губительные для её будущего потакания.
Понятно и вымещение рождённой отчаянием злобы на Насте. Перевернёшься – бита, недовернёшься – бита. Сказка точно отражает крестьянский уклад. Жён и детей во всём мире били и не усматривали в этом ничего плохого. Бить и учить только недавно перестали быть синонимами. Аномально слабохарактерный муж стал исключением из правил, и его место заняла жена. Лупила Настю постоянно, а Марфа была на подхвате.
Ясное дело, что от соперницы дочки надо избавляться. Можно изуродовать, да таких как мачеха коллектив не любит, это станет поводом пустить петуха. Значит только убийство, причём тайное и такое, какое можно объяснить. Кто лучше мужа это провернёт? Недалёкий отец смирился со всем и, наверное, искренне считал, что только замужество или смерть дочки станет для неё избавлением. В замужество через голову Марфы он не верил, значит пусть замерзает в лесу.
Теперь о главной героине. Объяснить её поведение количеством забежавших в голову тараканов нельзя. Это характер. Угождать, скрывать свои мысли и чувства, приносить свои интересы и даже жизнь в жертву для неё норма. Прям не русская деваха, а жена ронина. Фильм к тому же демонстрирует девушку с явным психическим отклонением. Она угождает не потому, что вынуждена, не из страха, а по любви. И это во времена, когда Христа не знали, а редакцию его слов не вбивали в головы. Позже такую назовут блаженной и возведут в ранг мелкопоместных святых. Но действие разворачивается в круге Сварги и такие были не в чести.
В фильме продемонстрировали доказательства блаженности. Настя – девушка с сильными магическими способностями. Такая смогла бы легко изжить мачеху, достаточно иметь такое намерение. Человеку, способному влиять на локальное время, ничего не стоит состарить или изрочить другого. Даже не подозревая об этом. Неосознанно. А у Насти – смирение глубинное, не наносное.
Отклонение произошло как реакция вытеснения, защита психики, свойственная гуттаперчевым душам. Когда такие не в силах сопротивляться, они сначала ищут оправдания, а позже воспринимают свой ад как норму. Порой при развитом воображении своё положение воспринимают как избранность, миссию, за несение которой ждут великие бонусы.
В фильме, кстати, эту чушь Насте подтвердили. Она действительно получила бонусы, а значит – избрана! Мораль фильма очевидна – смирение и труд всё перетрут, рабская позиция вознаграждается. Местный пахан Морозко хоть и самодур, да добрый. Устроил испытания и вознаградил. Для камуфлирования тоталитарной морали ввели любовную линию и комедийные элементы.
Главное — заботиться о других. А «я» — последняя буква в алфавите
Снова о Настеньке. Почему она все время старается быть хорошей и мягкой — одним словом удобной. Даже в ситуации, где под угрозой ее жизнь, она не просит о помощи, а говорит, что все нормально.
— Тепло ли тебе девица? — спрашивает Мороз.
И что Настенька ему отвечает? Говорит, что тепло, хотя сама уже замерзает. Наверно, боится доставить неудобства деду, напрочь позабыв о себе. К чему эта скромность?
Получается, добрая сказка с малых лет учит нас игнорировать свои потребности, свое «я», ставя других людей на вершину пьедестала?
Интересно… Но дальше я заметила еще более неприятные вещи, которые точно отразились на жизни многих.
В психотерапии эта цель реализуется посредством следующих последовательных задач:
- Встреча со своей теневой либо непринимаемой стороной личности.
- Знакомство с ней.
- Проработка интроектов либо травм развития, сформировавших дезинтеграцию идентичности. Этот шаг имеет свою специфику, в зависимости от того, с чем мы имеем дело – с травмой либо интроектом.
- Поиск в непринимаемой части ресурсов для Я.
- Интеграция отвергаемых качеств в новую целостную Я-идентичность.
Суперзадача здесь в том, чтобы если уж не принять, то хотя бы терпимее относиться к своей непринимаемой части Я. Ни Настенька, ни Марфушенька не являются целостными, гармоничными личностями, так как они жестко фиксированы на полюсах социального либо индивидуального. Их личностная идентичность хоть и стабильная, но одногранная.
Любите себя! А остальные подтянутся.Источник
Развитие стойкости и самостоятельности у Настеньки
Персонаж Настеньки в сказке «Морозко» проявляет себя как девочка с сильным характером, который со временем становится все более самостоятельным и стойким.
В начале сказки Настенька изображена как маленькая и наивная девочка, которая живет со своей злобной мачехой и ее дочерьми. Она вынуждена выполнять самую тяжелую работу в доме, но не унывает и не жалуется. У Настеньки уже в этот момент проявляется стойкость, так как она стремится справиться со всеми задачами, невзирая на трудности и несправедливость ее положения.
Однако, с появлением Морозка в сказке, Настенька начинает проявлять все больше самостоятельности и решительности. Она не боится отправиться в лес, чтобы выполнить задания Морозка, и делает все, чтобы спастись от судьбы, которую ей намечает злобная мачеха. Настенька не становится жаловаться на свою участь и предпринимает смелые и решительные действия, чтобы изменить свою жизнь.
Стойкость | Самостоятельность |
Настенька не унывает и не жалуется на свое положение | Она не боится отправиться в лес |
Она стремится справиться со всеми задачами | Она делает все, чтобы спастись от судьбы намеченной мачехой |
Она проявляет стойкость перед испытаниями Морозка | Она предпринимает смелые и решительные действия |
Таким образом, в течение сказки Настенька проходит путь от наивной и маленькой девочки к сильной и самостоятельной женщине. Она проявляет стойкость и упорство перед трудностями, а также самостоятельность и решительность в принятии решений и действиях. Эти качества делают Настеньку одним из главных героев сказки «Морозко».
Дружба с животными: теплое сердце Настеньки
В сказке «Морозко» Настя не только прекрасная девица, но и настоящая подруга для животных. У нее теплое сердце и способность понимать и помогать маленьким существам, которые попадаются ей на пути.
Однажды, когда Настенька была еще маленькой девочкой, она спасла птенчика, который упал из гнезда. Настя приняла его под свою опеку и назвала его Серебряным. Она кормила его, оберегала от опасности и лечила, когда он заболевал. Серебряный вырос и стал настоящим другом для Настеньки.
Но это был только начало дружбы Настеньки и животных. Каждая ее прогулка превращалась в маленькое приключение, где она находила бездомных котиков, собачек и даже лошадок. Настя всегда была готова оказать помощь, дать им еду и найти новый дом для них.
Настенька не только заботилась о маленьких животных, но и помогала большим. Однажды, она встретила голодного волка, который не мог найти пищу. Настя решила поделиться со своим новым другом своей едой. Вместе они отправились на охоту и принесли домой добычу. Волк был ей благодарен и стал ее верным сторожем.
Все животные чувствовали, что у Настеньки есть особая связь с природой. Они не боялись ее и доверяли ей свои жизни. Пушистые зверьки с радостью принимали ее ласку и нежность. Именно благодаря этой связи Настенька со временем стала настоящей героиней, которая спасает всех: и людей, и животных.
Таким образом, дружба Настеньки с животными — это не только ее уникальная способность, но и ее теплое сердце, которое открывает двери к новым приключениям и добру.
Женская судьба в сказке МОРОЗКО
Сказки – это не просто развлекательная часть нашей жизни, они несут в себе глубокий смысл. Многие анализирует их с иронично-бытовым значением, то есть тот герой хороший и добрый, а тот злой и плохой. Но на самом деле архаичные сказки зачастую имеют не один смысл – прямой, который мы видим, а еще и сакральный, внутренний тот, который скрыт от нас. Он известен только для посвященных. Давайте сегодня прикоснемся к тайне, и чуточку расширим свое сознание, посмотрев на привычные вещи глазами посвященного предка.
Разберем «Морозко» и сказки с подобным сюжетом: «Мачеха и падчерица», «Мороз Иванович», «Госпожа Метелица» и пр.
Древний обряд
Морозко – это одна из самых древнейших сказок, она помнит еще те времена, когда наши предки жили в пещерах. Глубинный её смысл – прохождение инициации. Что такое инициация? Это обряд, знаменующий собой переход личности на новую ступень. Для проведения его древние люди изгоняли своих детей-подростков из пещеры и лишали их огня. Огонь – символ жизни, сама жизнь для древних людей. И подростки должны были выжить в столь суровых условиях. Конечно, выживали не все. Но те, кто прошел инициацию возвращались к племени, получали право жить самостоятельно, жениться или выходить замуж, иметь детей.
Как это прослеживается в сказке Морозко?
По сюжету этой сказки злая мачеха выгоняет падчерицу в лес, и вывозит ее туда родной отец. Абсурдно звучит: родной отец вывозит свое дитя на смерть!
Но на самом деле, если мы примем во внимание тот факт, что все обязаны были проходить обряд инициации, и именно родители способствовали его прохождению, то все становится на свои места. Что же касается мачехи, то ее в сказке придумали гораздо позже
Так как сам факт мачехи- явление позднее, связанное с появлением собственности. Инициацию забыли, а сказка сохранила сюжет, и логика в нем потерялась. Вот современные авторы мачехой заменили истинную мотивацию
Что же касается мачехи, то ее в сказке придумали гораздо позже. Так как сам факт мачехи- явление позднее, связанное с появлением собственности. Инициацию забыли, а сказка сохранила сюжет, и логика в нем потерялась. Вот современные авторы мачехой заменили истинную мотивацию.
Посвященная
Очень важный момент. Для того, чтобы пройти инициацию девушка должна быть посвященной. То есть знать.
Посвящение происходит путем смирения. Мы видим, что старикова дочь трудится и ни слова в ответ не молвит, зато старухина дочь остра на словцо и ленива.
В одном из старинных вариантов сказки «Мачеха и падчерица» есть сюжет о встрече мышки с падчерицей. Мышь просит у девушки поесть.
Падчерица дает ей кашки и блинков, не жалея. Почему? Она знает, что мышь – хтоническое животное. Она обитает и наверху, и под землей, являясь проводником и посредником между миром живых и миром мертвых.
А игра в прятки с Медведем символизирует игру со смертью. Равно, как и Мороз, означает для древних смерть. Для того чтобы выиграть в эту страшную игру нужен посредник, мышь очень подходит для этой цели. За еду мышь помогает девушке и превращает её в иголку:
А сама вместо девочки играет с медведем в прятки. Конечно, медведь хитрую мышь не поймает. Ведь мышь знает все секреты нижнего мира. Так посвященная падчерица с помощью проводника прошла испытание, получила богатство и поехала с отцом домой.
В отличии от падчерицы родная старухина дочь жадничает, «дернула мышь сковордником». В итоге проигрывает, не получая ни жениха, ни богатство. А в более старых вариантах сказки медведь ее съедает.
Какую женскую проблему показывает Морозко?
Психологический же смысл этих сказок таков: часто они являются любимыми для женщин, которые не смогли пройти инициацию. В современном варианте – не смогли взять ответственность за свою жизнь на себя, остались инфантильными, «родительской дочкой».
Если сказка Морозко ваша любимая, то стоит позадавать себе вопросы. Что нравится в этой сказке? Что считаете ужасным и неприемлемым? Чем она вам так запомнилась? Стоит поискать аналогии со своей жизнью. Возможно вы прольёте свет на вопросы, которые давно стоят перед вами. Ведь «сказки прыгают из мозга в мозг и всё», в них есть ответ на любой вопрос.
Иллюстрации к сказке Мороз Иванович изобразил Вл. Конашевич
Виктория
28.04.2015
Исцеление эмоциональной травмы, Символы в жизни, Статьи
Древний обряд
Морозко – это одна из самых древнейших сказок, она помнит еще те времена, когда наши предки жили в пещерах. Глубинный её смысл – прохождение инициации. Что такое инициация? Это обряд, знаменующий собой переход личности на новую ступень. Для проведения его древние люди изгоняли своих детей-подростков из пещеры и лишали их огня. Огонь – символ жизни, сама жизнь для древних людей. И подростки должны были выжить в столь суровых условиях. Конечно, выживали не все. Но те, кто прошел инициацию возвращались к племени, получали право жить самостоятельно, жениться или выходить замуж, иметь детей.
Кривая забота или к чему приводит слепая любовь к детям?
С самого начала повествования сказки перед нами изображается образ злой мачехи, которая во всем угождает родной дочери, а падчерицу (дочку мужа от предыдущего брака) всячески обижает. Естественно, мачеха желает добра дочери и проявляет любовь к ней на основании своего мировоззрения в силу воспитания и нравственности. Любовь проявляется в желании оградить свое чадо от лишней работы, от каких-то других житейских забот и хлопот. Другими словами, любовь выражается в чрезмерной опеке. Именно это в сказке порицается и высмеивается.
В ситуации с подчерицей мачеха не проявляет заботу из-за отсутствия любви к приемной дочери. А свою злобу и ненависть к «стариковой дочке» она проявляет в том, что по ее мировоззренческому восприятию является самым унизительным, трудным и неприятным, а именно в принуждении к работе.
Но парадокс в том, что именно работа оказывается благоприятной средой для развития добрых качеств в человеке, а «любовь» в виде заботы и ограждения от житейских препятствий оказывается гибельной.
Вот как об этом говорится в сказке «Морозко» (под номером № 95 в сборнике Афанасьева):
А вот отношение мачехи к родной дочери (сказка под номером № 96 в сборнике Афанасьева):
Так как все знакомы с текстом сказки, нетрудно догадаться, что мачеха оказала «медвежью услугу» своей родной дочери таким воспитанием, породила в ней страшные пороки, такие как лень, хамство, жадность, обжорство, зависть, – в общем, все те пороки, которыми мачеха обладала сама.
Падчерица избежала этого, т. к. вместо «заботы» ей доставались оскорбления и наказания к работе.
К чему приводит коррозия отца как главы семьи на примере сказок «Морозко» и «Сказке о золотой рыбке»
Не стоит недооценивать роль старика – отца падчерицы. В сказке он изображен смирившимся со своей второстепенной ролью в семье. Главой семьи является мачеха. На это не двусмысленно намекают повелительные фразы в адрес старика. Стоит заметить, что этот факт не говорит о том, что он не любил падчерицу (свою родную дочку), но страх и угодничество перед мачехой пересилили в нем отцовские чувства (страсть оказалась сильнее духа). Получается что его любовь не жертвенна. Он, не думая, повез падчерицу на верную смерть, хотя это ему было неприятно. Можно сказать, что своим малодушием он разделил смертный грех мачехи, которая отправила падчерицу в лес.
Таким образом, образ отца является ключевым для понимания сказки. Избалованность дочки и безумство мачехи объясняется тем, что роль отца сведена в семьи до исполнительных функций. Старик не отвечает роли главы семьи, эти права он своим угодничеством и малодушием передал жене, что оказалось пагубным для нее и воспитываемой дочки.
Нельзя не упомянуть о том, что тема того, к чему приводит искаженность роли главы семьи, нередко изображается в сказках и произведениях русских писателей. Сразу приходит на ум «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, в которой старик изображен именно с точки зрения управляемого мужа. Но в отличие от старика в сказке «Морозко», рыбак пытается возражать старухе, тогда как «наш» старик выполняет все беспрекословно. Можно еще упомянуть пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль», в которой госпожа Простакова тоже руководит семьей и воспитывает подобного родной дочки мачехи недоросля Митрофанушку.
Характеристика главной героини
Настенька отличается умом и сообразительностью. Она способна оценивать ситуации и быстро принимать решения. Кроме того, она проявляет инициативу и находчивость, благодаря чему справляется с трудностями и находит выход из самых сложных ситуаций.
Главная героиня также обладает сильным чувством долга и ответственности. Она готова пожертвовать своим счастьем ради счастья других людей, что свидетельствует о ее благородстве и сострадании к окружающим.
В ходе сюжета Настенька проходит через несколько испытаний, которые ставят под сомнение ее способности и силу воли. Однако она остается неуклонной в своих намерениях и не боится преодолевать все преграды на своем пути.
Таким образом, Настенька — героиня, обладающая смелостью, умом и ответственностью. Ее характерные черты помогают ей преодолевать трудности и достигать своих целей в сказке «Морозко».
Финальные изменения в характере Настеньки
В сказке «Морозко» Настенька проходит важные изменения в своем характере, особенно в финальных главах. Начиная с преодоления преград и испытаний, Настенька становится сильной и уверенной в себе девушкой.
Первым значимым изменением в характере Настеньки стало проявление решительности и настойчивости. Встречаясь с трудностями на своем пути, она не сдавалась, а находила способы их преодоления. Например, чтобы удовлетворить желания своей мачехи, Настенька не отказалась отправиться в лес за ягодами в ненастное время года. Она сумела преодолеть страх перед Морозком и смогла привнести радость в дом своим трудом.
Другим важным изменением стало развитие мудрости и смышлености в характере Настеньки. В последних главах сказки она ловко использовала собственный ум и советы Бабушки-Зимы, чтобы помочь Морозку. Она предложила ему грудку горячего угля, понимая, что это единственное, что может растопить его замерзшие руки и сердце. Таким образом, Настенька не только спасла Морозка, но и показала свою сообразительность и умение находить выход из сложных ситуаций.
В финале сказки можно видеть, что Настенька стала преображаться и становится еще красивее. Ее сердце наполнилось милосердием и состраданием, аккуратностью и заботой о своих братьях. Она стала заботиться о них и всегда готова помочь. Таким образом, Настенька претерпела эволюцию от обычной девушки к мудрой и доброй женщине, готовой идти на помощь другим.
Как это прослеживается в сказке Морозко?
По сюжету этой сказки злая мачеха выгоняет падчерицу в лес, и вывозит ее туда родной отец. Абсурдно звучит: родной отец вывозит свое дитя на смерть!
Но на самом деле, если мы примем во внимание тот факт, что все обязаны были проходить обряд инициации, и именно родители способствовали его прохождению, то все становится на свои места. Что же касается мачехи, то ее в сказке придумали гораздо позже
Так как сам факт мачехи- явление позднее, связанное с появлением собственности. Инициацию забыли, а сказка сохранила сюжет, и логика в нем потерялась. Вот современные авторы мачехой заменили истинную мотивацию
Что же касается мачехи, то ее в сказке придумали гораздо позже. Так как сам факт мачехи- явление позднее, связанное с появлением собственности. Инициацию забыли, а сказка сохранила сюжет, и логика в нем потерялась. Вот современные авторы мачехой заменили истинную мотивацию.