Морфологический разбор «полоскать»

Как правильно сказать полощи или полоскай горло

Ответы к домашним заданиям странице 135 Повторение

1. Дайте определение глагола.

2. Какие окончания бывают у глаголов в неопределённой форме?

3. Приведите примеры глаголов несовершенного и совершенного вида.

4. Какие три времени есть у глаголов?

5. Что называется спряжением?

6. Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?

7. Когда пишется ь после шипящих в глаголе?

8. Какие орфограммы вы изучили в разделе «Глагол»?

698. Прочитайте. Как вы представляете себе «чудесный Книгоград», о котором повествует поэт Д. Кугультинов? Опишите этот Книгоград. А у вас есть какой−нибудь Книгоград? Расскажите о нём. Спишите стихотворение. Укажите время и вид глаголов.КНИГОГРАДВ моём шкафу теснит(?)ся к тому том, И каждый том на полке — словно дом. Обло..ку−дверь откроешь второпях —И ты уже вошёл, и ты уже (в)гостях… Как переулок — каждый книжный ряд. А ведь мой шкаф — чудесный Книгоград. Когда ты буд..шь (в)этот город вхож — Из Прошлого в Грядущее пройдёш(?), Заглянеш(?) (в)страны и (во)времена: Любая книга — время и страна… Здесь, (в)комнате моей, из года (в)год Всё человечество (в)ладу ж..вёт.

699. Е или и? У (ю) или а (я)? Составьте схему предложения второго отрывка.1. Сия..т солнце, воды блещ..т, На всём улы..ка, ж..знь во всём, Дерев(?)я радос(?)но трепещ..т, Купаясь в неб.. голубом.2. Пламя рде..т, пламя пыш..т, Искры брызж..т и летят, А на них прохладой дыш..т Из−за речк.. тёмный сад. (Ф. Тютчев)

Инфинитив и его синтаксическая роль

Синтаксические функ­ции неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла шире и раз­но­об­раз­нее, чем у дру­гих гла­голь­ных форм. Неопределённая форма глагола может быть любым членом предложения.

1. Подлежащим: Читать рассказ — ваша задача.

2. Частью сложной формы будущего времени простого глагольного сказуемого: Ты будешь играть на скрипке.

3. Основной частью составного глагольного сказуемого: Я так хочу радоваться жизни! Гражданин обязан выполнять законы своего государства.

4. Второстепенным членом предложения:

   4.1. Несогласованным определением: Нам дано задание (какое?)  решить задачу.

   4.2. Обстоятельством: Он вернулся в дом (с какой целью?) переодеться.

   4.3. Дополнением: Сосед мечтает (о чём?)  уехать в Москву на постоянное место жительства.

Виды спряжений

Система изменения слов по лицам и числам в настоящем времени называется спряжением. Это постоянный грамматический признак глагола. Существует два вида характеристики, к которым применяется правило определения по личным окончаниям и суффиксу инфинитива. Второй вариант понадобится, если окончание без ударения (ополоснуть юбку).

Во втором спряжении есть слова-исключения, которые не входят в первый тип. Если глагол не попадёт под правило второго вида, то он однозначно будет первого (доскакать, расправляться). Есть слова-исключения, которые являются разноспрягаемыми глаголами. То есть они могут быть и первого, и второго спряжения.

Нельзя говорить «полощить», так как в русском языке такое слово отсутствует. Образование связано с корнем -лоск-, что значит чистый, блестящий. Значит, после ополаскивания одежда будет чистой. Глагол I спряжения, так как проверить можно с помощью слова «полощу». Личное окончание -у, которое указывает на вид спряжения.

Значение слов и сферы их употребления

Полоскай и полощи

Слова «полоскать» и «полощать» относятся к разным сферам употребления и обладают разными значениями.

Слово «полоскать» обычно используется при уходе за ртом. Оно означает промывание рта и полости рта водой, растворами или специальными жидкостями для устранения зубного налета и освежения дыхания. Также слово «полоскать» может относиться к промыванию белья.

Слово «полощать» обозначает действие по промыванию или дополнительному ополаскиванию предмета жидкостью, которая может быть водой, моющим средством или другой жидкостью, в зависимости от контекста. Обычно это слово используется при мытье посуды, поскольку после обычного мытья возможно остаются следы моющего средства на поверхности посуды. Также слово «полощать» может относиться к мытью волос после применения шампуня.

В целом, отличие между словами «полоскать» и «полощать» заключается в типе предмета, который необходимо промыть или ополоснуть, а также в составе жидкости, которой проводится данное действие.

Образование форм

В форме первого лица настоящего времени в единственном числе употребляют нейтральную форму глагола «полощу». Используют в любом стиле речи. Можно подобрать проверочное слово «полощется» с ударением на второй слог. («Участник спортивных соревнований решил сполоснуться в прохладной воде»).

Понять, как произошло образование глагола можно, если выполнить морфологический разбор как части речи. Этот глагол с такими признаками: инфинитив «прополоскать» — начальная форма. К постоянным признакам относится первое спряжение, переходный, совершенный вид. Непостоянные — повелительное наклонение, единственное число, второе лицо. Синтаксическая роль зависит от контекста.

Проводят морфемный разбор, чтобы понять, что в слове полощет корень -полощ. Окончание -ет. Это форма глагола «полоскать», которая употребляется в 3 лице, единственном числе, с действительным залогом, в настоящем времени, изъявительном наклонении.

Перевод на английский язык всегда указывает на необходимость употребления со словом вода. Например, прополоскать стаканы. То есть выполнить действие в чистой воде или с её помощью. Вот несколько примеров. «Полоскать горло можно содой, разведённой в воде». «Сначала прополощи бельё, а потом прогладь утюгом его с двух сторон».

Зная, от какого слова происходит образование глагола, определяют морфем, ы с которыми можно правильно его употреблять. Морфологический разбор поможет разобрать часть речи более детально. Это позволит грамотно писать и говорить, составлять сложные предложения с сохранением информации, которую необходимо передать.

«Выздоровеет» (глагол)

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: выздороветь — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • совершенный вид
      • невозвратный
      • непереходный глагол
      • I спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
  • IV Синтаксическая роль:

сказуемое

Совершенный вид

Мужской род (ед. число) Что сделал?выздоровелЧто сделаю?выздоровею Что сделал?выздоровелЧто сделаешь?выздоровеешь Что сделал?выздоровелЧто сделает?выздоровеет
Женский род (ед. число) Что сделала?выздоровелаЧто сделаю?выздоровею Что сделала?выздоровелаЧто сделаешь?выздоровеешь Что сделала?выздоровелаЧто сделает?выздоровеет
Средний род (ед. число) Что сделало?выздоровелоЧто сделаю?выздоровею Что сделало?выздоровелоЧто сделаешь?выздоровеешь Что сделало?выздоровелоЧто сделает?выздоровеет
Множественное число Что сделали?выздоровелиЧто сделаем?выздоровеем Что сделали?выздоровелиЧто сделаете?выздоровеете Что сделали?выздоровелиЧто сделают?выздоровеют

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:

К I спряжению относятся:

  • глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
  • 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

Отвечает на вопрос «что сделать?»: зашить, пройти, переписать, взлететь, перечитать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Непереходные глаголы не могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?»):

идти, лететь, лежать, стоять, ссориться, карабкаться, учиться.

Все возвратные глаголы являются непереходными.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Глаголы в третьем лице обозначают, что действие совершает кто-то, кто не участвует в разговоре.

С какими местоимениями соотносятся он, она, оно они
На какие вопросы отвечают что делает?, что сделает? что делают?, что сделают?
Какие окончания имеют -ет (I спр.), -ит (II спр.) -ут/-ют (I спр.), -ат/-ят (II спр.)
Примеры она читает, она прочитает, он строит, он построит они читают, они прочитают, они строят, они построят

ТЬ, — ТИ, -ЧЬ

Начальная форма глагола Неопределённая форма глагола

Инфинитив

Назовите «лишнее» слово в каждой группе. Своё мнение обоснуйте.

• • •

Летать, полёт, лётчик.

Побелка, белизна, белить.

Раздумывать, думы, раздумья.

Какой частью речи являются эти слова? Укажите, в какой форме они стоят?

Можно ли определить у этих глаголов время, число, лицо?

Что делать?

Что сделать?

Глаголы неопределённой формы.

ть ти чь Летать, белить, раздумывать.

Инфинитив — (неопределенная форма глагола) не изменяется по временам, лицам, числам.

Найти

В . да устала петь, устала течь, Сиять, струиться и переливаться.

Ей хочется утратить речь, залечь И там, где зал . гла, там ост . ваться.

Образуйте от данных глаголов неопределенную форму.

живешь – жить поплывешь – поплыть бежишь – бежать глядим – глядеть жду – ждать машешь – махать несёшь – нести сидит – сидеть

Замените одним словом

Характеристика части речи

Глагол необходим, чтобы показывать действие, производимое человеком или относящее к предмету. В зависимости от того, выполнено оно или нет, бывают совершенного и несовершенного вида, что позволяет определить завершённость действия. Можно определить переходность, спряжение.

Начальная форма представляет собой инфинитив, который не укажет на время, число, род, лицо. Например, что делать? Править. То есть эти характеристики определить нельзя. Синтаксическая роль — сказуемое. Если оно составное, неопределённая форма может выступать её часть. В некоторых случаях является подлежащим или обстоятельством.

Образование одного вида в другой происходит с добавлением приставки (танцевать — станцевать). Иногда в корне слова происходит чередование гласных и согласных (полоскать — сполоснуть чашу). Если возможно сочетание глагола с существительным или местоимением в винительном падеже, то часть речи будет переходной. То есть действие переходит на предмет (взять сумку, потерять карту). Непереходными являются глаголы, которые имеют постфикс -ся и -сь. Их называют возвратными (гордиться ребёнком).

Повелевать, значит, побуждать к действию, приказывать, просить выполнить просьбу (принеси, отрежь, напиши). Здесь отсутствует время, его нельзя определить. Образование происходит с помощью суффикса -н или нулевого суффикса. В единственном числе нулевым будет окончание, во множественном употребляется -те. Иногда добавляют частицу -ка, чтобы приказание было более мягким (соберите-ка роту).

Ответы к домашним заданиям странице 97 §106. Глагол как часть речи

603. В чём сходство и различия между выделенными глаголом и существительным?Шумит тростинка малая, Шумит высокий клён… Шумят они по−новому, По−новому, весеннему… Идёт−гудит Зелёный шум, Зелёный шум, весенний шум! (Н. Некрасов)

604. Выпишите подлежащие вместе со сказуемыми−глаголами, обозначающими цвет различных предметов весной, определите время глаголов. Укажите, в чём согласуется сказуемое−глагол с подлежащим. Выделите корень в глаголах.Образец. Пшеница зеленеет − наст. вр., согл. в числ. Трава позеленела − прош. вр., согл. в роде и числе.1. Уж голубеют дали. 2. Небеса неожиданно засинели. 3. Солнце золотило горы. 4. Скоро зазеленеют степи, рощи и леса.5. На лугу пестреют яркие цветы. 6. В сумерках розовеют стволы берёз. 7. На солнцепёке по буграм уже темнеют первые проталины.

605. Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Обозначьте лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам.Образец. На пригорке желтеет (3−е л., ед. ч.) мать-и-мачиха.Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть.

Виды спряжений

Система изменения слов по лицам и числам в настоящем времени называется спряжением. Это постоянный грамматический признак глагола. Существует два вида характеристики, к которым применяется правило определения по личным окончаниям и суффиксу инфинитива. Второй вариант понадобится, если окончание без ударения (ополоснуть юбку).

Во втором спряжении есть слова-исключения, которые не входят в первый тип. Если глагол не попадёт под правило второго вида, то он однозначно будет первого (доскакать, расправляться). Есть слова-исключения, которые являются разноспрягаемыми глаголами. То есть они могут быть и первого, и второго спряжения.

Нельзя говорить «полощить», так как в русском языке такое слово отсутствует. Образование связано с корнем -лоск-, что значит чистый, блестящий. Значит, после ополаскивания одежда будет чистой. Глагол I спряжения, так как проверить можно с помощью слова «полощу». Личное окончание -у, которое указывает на вид спряжения.

Основа инфинитива

В рус­ской мор­фо­ло­гии у гла­го­ла раз­ли­ча­ют:

  • осно­ву насто­я­ще­го вре­ме­ни;
  • осно­ву инфи­ни­ти­ва.

Основу неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла полу­чим, не учи­ты­вая окон­ча­ния -ть или -ти:

  • у гла­го­ла «пол­зать» осно­вой инфи­ни­ти­ва явля­ет­ся часть полза-;
  • у гла­го­ла «под­вез­ти» осно­вой явля­ет­ся часть подвез-.

Основа инфи­ни­ти­ва слу­жит фор­мо­об­ра­зу­ю­щим нача­лом:

1. для гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • пол­зать — пол­зал, пол­за­ла, пол­за­ло, пол­за­ли;
  • под­везти — под­вез, под­вез­ла, под­вез­ло, под­вез­ли;

2. для гла­го­лов услов­но­го накло­не­ния:

  • пол­зал бы; пол­за­ла бы, пол­за­ло бы, пол­за­ли бы;
  • под­вез бы, под­вез­ла бы, под­вез­ло бы, под­вез­ли бы;

3. для дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • пол­зать — пол­зав­ший;
  • под­везти — под­вёз­ший;

4. для стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • выстра­дать — выстра­дан­ный;
  • рас­сеять — рас­се­ян­ный;

5. для дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида:

  • сде­лать — сде­лав;
  • отве­тить — отве­тив.

Как пишется слово?

Если вы хотите узнать, как правильно пишется какое-либо слово, необходимо определить какой частью речи оно является. Затем найти правило русского языка. Давайте разбираться.

Другие формы слова

В этом разделе мы приводим все формы слова, склонение по падежам (если это возможно с точки зрения правил русского), единственное и множественное число слова полоскать

Базовая форма слова ПОЛОСКАТЬ

Настоящее время

Лицо Ед. число Мн. число
1 полоскаю,полощу полоскаем,полощем
2 полоскаешь,полощешь полоскаете,полощете
3 полоскает,полощет полоскают,полощут

Причастие — настоящее время, действительный залог

  Ед. число Мн. число
Муж. род Жен. род Средний род
Им. полоскающий,полощущий полоскающая,полощущая полоскающее,полощущее полоскающие,полощущие
Род. полоскающего,полощущего полоскающей,полощущей полоскающего,полощущего полоскающих,полощущих
Дат. полоскающему,полощущему полоскающей,полощущей полоскающему,полощущему полоскающим,полощущим
Винит.
одуш.
полоскающего,полощущего полоскающую,полощущую полоскающее,полощущее полоскающих,полощущих
Винит.
неодуш.
полоскающий,полощущий полоскающую,полощущую полоскающее,полощущее полоскающие,полощущие
Тв. полоскающим,полощущим полоскающей,полощущей,полоскающею,полощущею полоскающим,полощущим полоскающими,полощущими
Пред. полоскающем,полощущем полоскающей,полощущей полоскающем,полощущем полоскающих,полощущих
Кр. прич.

Причастие — настоящее время, страдательный залог

  Ед. число Мн. число
Муж. род Жен. род Средний род
Им. полоскаемый полоскаемая полоскаемое полоскаемые
Род. полоскаемого полоскаемой полоскаемого полоскаемых
Дат. полоскаемому полоскаемой полоскаемому полоскаемым
Винит.
одуш.
полоскаемого полоскаемую полоскаемое полоскаемых
Винит.
неодуш.
полоскаемый полоскаемую полоскаемое полоскаемые
Тв. полоскаемым полоскаемой,полоскаемою полоскаемым полоскаемыми
Пред. полоскаемом полоскаемой полоскаемом полоскаемых
Кр. прич. полоскаем полоскаема полоскаемо полоскаемы
  Ед. число Мн. число
Муж. род Жен. род Средний род
Им. полоскавший полоскавшая полоскавшее полоскавшие
Род. полоскавшего полоскавшей полоскавшего полоскавших
Дат. полоскавшему полоскавшей полоскавшему полоскавшим
Винит.
одуш.
полоскавшего полоскавшую полоскавшее полоскавших
Винит.
неодуш.
полоскавший полоскавшую полоскавшее полоскавшие
Тв. полоскавшим полоскавшей,полоскавшею полоскавшим полоскавшими
Пред. полоскавшем полоскавшей полоскавшем полоскавших
Кр. прич.
  Ед. число Мн. число
Муж. род Жен. род Средний род
Им. полосканный полосканная полосканное полосканные
Род. полосканного полосканной полосканного полосканных
Дат. полосканному полосканной полосканному полосканным
Винит.
одуш.
полосканного полосканную полосканное полосканных
Винит.
неодуш.
полосканный полосканную полосканное полосканные
Тв. полосканным полосканной,полосканною полосканным полосканными
Пред. полосканном полосканной полосканном полосканных
Кр. прич. полоскан полоскана полоскано полосканы

Правило

Мягкий знак в конце

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Ответы к домашним заданиям странице 129 §120. Морфологический разбор глагола

687. Выпишите выделенные глаголы и выполните их морфологический разбор.В каком предложении слово верба − подлежащее, а в каком − обращение? Кто это «старик», «старый»? Что это за «пуховые платочки»? Каким тоном вы произнесёте ответ вербы?ВЕРБАОсторожные берёзы Прячут листья от мороза. Вдруг опять придёт старик?…А вот верба у колодца Распустилась и смеётся. — Что ж ты, верба, от мороза Не таишься, как берёза? — Я над старым подшучу! Обмануть его хочу. Я пуховые платочки Надеваю на листочки.

688. Сжатое изложение. Прочитайте текст и обсудите ответ на вопрос героя (Саши). Изложите сжато содержание текста от 3−го лица так, чтобы в вашем изложении было не более ста слов. Определите, о чём можно вовсе не говорить в сжатом изложении, а о чём можно сказать обобщённо. Для подсказки используйте памятку.ШОКОЛАДНЫЙ ТОРТКогда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.— Спасибо, — говорю я Кольке. — Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».Витька принёс мне сказки Андерсена.— Спасибо, — говорю я, — книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.— Вот кстати, — говорю я. — Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел — восемнадцать цветов!Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю — что−то они, гости мои, какие−то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил? (А. Савчук)

Морфология слова «полоскать»

Слово «полоскать» является глаголом, то есть частью речи, которая выражает действие или состояние. В русском языке глаголы изменяются по временам, лицам и числам. Например, «полоскать» может быть приведено к таким формам:

  • я полощу
  • ты полощешь
  • он/она/оно полощет
  • мы полощем
  • вы полощете
  • они полощут

Также глагол «полоскать» может быть изменен по родам и настроениям, но эти категории не используются для многих глаголов в современном русском языке.

Существует также форма глагола «полоскаться», которая выражает возвратное действие, то есть действие, которое субъект выполняет сам на себе. Например, «я полоскаюсь» означает, что я полощу свой рот водой.

Глагол «полоскать» может быть также сочетаться с различными дополнениями. Например, «полоскать рот» или «полоскать посуду». В таких случаях глагол «полоскать» становится частью сложного глагола, который обычно не изменяется.

Что такое неопределенной формой глагола (инфинитив)

Инфинитив – это начальная форма глагола, от которой образуются остальные формы глаголов (спрягаемые глаголы, причастия, деепричастия). Именно в инфинитиве представлены глаголы в словарях (например: лежать, отдыхать, трудиться, видеть, учиться). У каждого глагола есть инфинитив. 

Инфинитив также называют неопределенной формой глагола. Правило русского языка объясняет это тем, что данная форма называет действие, процесс или состояние не зависимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

Неопределённая форма оканчивается на -ть, -ться, -ти, -тись, -чь, -чься.

Инфинитив может отвечать только на вопросы:

  • «Что делать?»;
  • «Что сделать?».

Невозможно, например, спросить «Что делая?», «Что делает?», «Что делаем?», «Что делают?», «Что делаете?», «Что делала?», «Что будешь делать?», так как инфинитив – это неопределенная форма глагола. Время и лицо остаются неясными, и не дается отсылки к деталям происходящего.

Например:

  • целовать — целоваться
  • нести — нестись
  • беречь — беречься

Суффиксы неопределённой формы в основу слова не входят.

Если глагол имеет приставку, то при подборе неопределённой формы ее нельзя отбрасывать.

Например:

поставит (что сделает?) — н.ф. поставить(что сделать?). Сравни: ставит — ставить

убережет (что сделает?) — н.ф. уберечь (что сделать?). Сравни: бережет — беречь

Однако глаголы в неопределённой форме имеют спряжение и вид .

Запомни, что неопределённая форма глагола — это неизменяемая форма, т.е. она не имеет категорий времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие (страдать — это н.ф. мы понимаем, что действие — это страдание, но кто и когда страдал по инфинитиву мы понять не можем).

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется именно по неопределённой форме.

Характеристика части речи

Глагол необходим, чтобы показывать действие, производимое человеком или относящее к предмету. В зависимости от того, выполнено оно или нет, бывают совершенного и несовершенного вида, что позволяет определить завершённость действия. Можно определить переходность, спряжение.

Начальная форма представляет собой инфинитив, который не укажет на время, число, род, лицо. Например, что делать? Править. То есть эти характеристики определить нельзя. Синтаксическая роль — сказуемое. Если оно составное, неопределённая форма может выступать её часть. В некоторых случаях является подлежащим или обстоятельством.

Образование одного вида в другой происходит с добавлением приставки (танцевать — станцевать). Иногда в корне слова происходит чередование гласных и согласных (полоскать — сполоснуть чашу). Если возможно сочетание глагола с существительным или местоимением в винительном падеже, то часть речи будет переходной. То есть действие переходит на предмет (взять сумку, потерять карту). Непереходными являются глаголы, которые имеют постфикс -ся и -сь. Их называют возвратными (гордиться ребёнком).

Повелевать, значит, побуждать к действию, приказывать, просить выполнить просьбу (принеси, отрежь, напиши). Здесь отсутствует время, его нельзя определить. Образование происходит с помощью суффикса -н или нулевого суффикса. В единственном числе нулевым будет окончание, во множественном употребляется -те. Иногда добавляют частицу -ка, чтобы приказание было более мягким (соберите-ка роту).

Правильное написание и склонение

Для того, чтобы написать слово правильно, необходимо знать его морфологию и правила склонения. Например, слово «полоскать» склоняется так: «я полощу», «ты полощешь», «он/она/оно полощет», «мы полощем», «вы полощете», «они полощут».

Также, при образовании сложных форм слова, нужно учитывать правила написания приставок и суффиксов. Например, форма прилагательного «полосканный» образуется при помощи приставки «по-» и суффикса «-анный».

Некоторые слова, например «полоща», могут иметь несколько вариантов написания с целью описания процесса или ситуации.

  • Пример 1: «Она полощет посуду» — в данном случае используется глагольная форма слова.
  • Пример 2: «Полоща воду, она подумала о своей жизни» — в данном случае используется существительное, описывающее процесс мытья.

Важно учитывать контекст применения слова, чтобы выбрать правильный вариант написания и склонения. Использование неправильной формы может вызвать недопонимание или ошибку в понимании текста

Правила русского языка

Нужно знать, как правильно писать «прополощите» или «прополощете». Обе формы правильные, так как второе слово образовано от глагола «прополоскать» во втором лице множественного числа будущего времени изъявительного наклонения. Первый глагол — это форма второго лица, множественного числа повелительного наклонения («Женщина будет споласкивать посуду несколько раз»).

Залогом является лексико-грамматическая категория глагола. Она выражает отношение между объектом и субъектом определённого действия. Действительный залог может быть у переходного глагола. Подлежащее — субъект, а дополнение в винительном падеже без предлога — объект («Мама купит рыбу»).

Легко проспрягать глагол в будущем времени с действительным залогом:

  • Первое лицо прополощу, -скаю, -щем, -скаем.
  • Второе лицо -щешь, -скаешь, -щете, -скаете.
  • Третье лицо -щет, -скает, -щут, -скают.

Причастия прошедшего времени, образованные от глагола, изменяются по падежам, числам, родам («прополоскавший», «прополоскавшей»). В русском языке употребляются деепричастия «прополоскавши» и «прополоскав».

«Полоскать» (глагол)

Значение слова «полоскать» по словарю С. И. Ожегова

  • Промывать для очистки, дезинфекции или с лечебной целью
  • Промывать после стирки, мытья, погружая в чистую воду
  • Колыхать, развевать

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: полоскать — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:
    • А. Постоянные признаки:
      • несовершенный вид
      • невозвратный
      • переходный глагол
      • I спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:

сказуемое
определение
дополнение
обстоятельство
подлежащее

Несовершенный вид

Мужской род (ед. число) Что делал?полоскалЧто делаю?полоскаюЧто буду делать?буду полоскать Что делал?полоскалЧто делаешь?полоскаешьЧто будешь делать?будешь полоскать Что делал?полоскалЧто делает?полоскаетЧто будет делать?будет полоскать
Женский род (ед. число) Что делала?полоскалаЧто делаю?полоскаюЧто буду делать?буду полоскать Что делала?полоскалаЧто делаешь?полоскаешьЧто будешь делать?будешь полоскать Что делала?полоскалаЧто делает?полоскаетЧто будет делать?будет полоскать
Средний род (ед. число) Что делало?полоскалоЧто делаю?полоскаюЧто буду делать?буду полоскать Что делало?полоскалоЧто делаешь?полоскаешьЧто будешь делать?будешь полоскать Что делало?полоскалоЧто делает?полоскаетЧто будет делать?будет полоскать
Множественное число Что делали?полоскалиЧто делаем?полоскаемЧто будем делать?будем полоскать Что делали?полоскалиЧто делаете?полоскаетеЧто будете делать?будете полоскать Что делали?полоскалиЧто делают?полоскаютЧто будут делать?будут полоскать

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:

К I спряжению относятся:

  • глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
  • 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:

встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?) стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: