Художник и творческий акт
Отправной момент И. – творч. действие художника, в результате которого появляется произведение И. При этом личное авторство осознаётся и признаётся далеко не во всех культурах и не во всех случаях. Личность художника может считаться несущественной, в частности, если художник рассматривается лишь как передатчик творч. энергии, исходящей из какого-то общего источника (в фольклоре), из высших сфер, непосредственно инспирируемой Божеством (в религ. И.). Авторство может быть персональным или коллективным, однако коллективность не обязательно равнозначна безличности, поскольку роли в творч. коллективе могут быть чётко распределены (ср. роли в спектакле, партии в оркестре, функции участников творч. группы при создании фильма). По мере осознания авторства как необходимой инстанции худож. процесса возникают и развиваются понятия авторского права, свободы творчества и авторской ответственности.
Дискуссионным остаётся вопрос о природе худож. творчества и о роли личности художника в творч. процессе. Действия художника представляют собой неразделимый сплав рационального и эмоционального, прирождённого таланта и приобретённого мастерства, опыта и импровизации, традиции и новаторства. Уже в древности художника рассматривали то как искусного строителя, то как одержимого (так, Платон в диалоге «Ион» считал артистич. вдохновение разновидностью безумия). Предметом исследований нейрофизиологов и психологов стали особенности нервной системы и психики человека, обеспечивающие творч. процессы, в т. ч. скрытые механизмы творчества (в глубинной психологии). Включение социальных аспектов расширило диапазон факторов, участвующих в формировании личности художника и его авторской позиции. При этом выстроить какой-то единый алгоритм худож. творчества невозможно: каждый художник и каждое его произведение рождаются в результате уникальной конфигурации обстоятельств. К тому же результат творч. акта не обязательно совпадает с творч. замыслом. Произведение И. представляет собой равнодействующую намерений художника и общего социокультурного и жизненного контекста, в котором он находится. С разрастанием худож. и культурных традиций, с укреплением организации И. как социального института возможности проявления индивидуальности автора постоянно сужались, что привело к проблематизации авторства и даже заявлениям о «смерти автора» (Р. Барт).
В ходе историч. развития статус художника претерпевал постоянные изменения. Если в своих истоках, когда И. не выделялось из синкретич. единства с религ. и магич. сферами, фигура художника сливалась с фигурой жреца (или шамана), то первой ступенью профессионализации художника стал его переход в разряд ремесленников (в древности и в Средневековье это понятие не имело к.-л. негативной окраски). На пороге Нового времени наметился выход художника из ряда ремесленников, а на рубеже 18–19 вв., в период предромантизма и романтизма, противопоставление ремесленника и художника становится общепринятым. Если ремесленник в первую очередь – человек опыта, то художник – свободная творч. личность, гений, сам устанавливающий правила своего поведения. Хотя такое представление о художнике отчасти сохраняется и сейчас, однако давление политико-идеологич. сферы и развитие худож. рынка всё больше ставят под сомнение реальность этого образа. И. всё больше втягивается в сферу идеологии, с одной стороны, и развлечения и обслуживания – с другой. В то же время традиция экспериментального И. 20 в. демонстрирует постоянное стремление отстаивать самостоятельность художника.
РУССКИЙ ЯЗЫК
§ 25. Двойные согласные
1. В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные жж и сс. Такие слова немногочисленны.
Буквы жж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и образованных от них родственных словах, например: жужжание, можжевёловый. Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут), например: жжение, сожжение; жжёшь, жжёт, сожжёт.
Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: поссорить, поссориться; также в словах Россия, российский.
2. Двойные согласные пишутся во многих иноязычных словах, например: пресса, аннулировать, аттестат, апелляция. Но среди иноязычных слов есть значительное число и таких, в которых двойные согласные не пишутся, например: драма, карикатура, галерея, ресурсы. Поэтому слова с двойными согласными надо запоминать, а при сомнении обращаться к орфографическому словарю.
156. Спишите. Объясните написание пропущенных букв.
1) Ж, жж или з, с: жу..ание пчёл, дро..ать от холода, со..ённые письма, ..жать рожь, ..жечь рукопись, тихо ви..жать, взять во..и, купить дро..и, подружиться в школе, заросли мо..евельника, изредка брю..жать, бры..жет искрами, вы..енные склоны гор, дребезжащий голос, чуть бре..жить.
2) С или сс: судьбы Ро..ии, ро..ийские просторы, родная Ру..ь.
157. Спишите данные слова. Запомните их написание (не пишите в них двойных согласных!). Составьте словосочетания с этими словами.
Галерея, коридор, десант, гуманизм, драма, имитация, привилегия, ресурс, агрегат, шофёр, карикатура, алюминий, дифирамб.
158. Спишите. В случае затруднений справляйтесь в словаре.
1) Л или лл: резиновый ба..он, интересная ба..ада, туберкулёзная баци..а, а..юминиевая посуда, криста..ическое состояние, криста..ьная форма, картинная га..ерея, дружный ко..ектив, некоторые приви..егии, дисти..ированная вода;
2) с или сс: водный ба..ейн, а..истент профе..ора, свободная диску..ия, всемирный конгре.., быстрый прогре.., воздушный де..ант, хорошие ре..оры, неистощимые ре..урсы;
3) м или мм: стойкий и..унитет, подробные ко..ентарии, глубокая дра..а, и..итация кожи, правительственное ко..юнике;
4) р или рр: огромная те..итория, застеклённая те..аса, остроумная ка..икатура, узкий ко..идор, су..огат кофе.
159. Спишите. Удвоенные согласные подчеркните.
1) Арина Петровна намеревалась буквально выполнить свою програ..у. (С.-Щ.) 2) Впереди у него был только один ре..урс. (С.-Щ.) 3) Дом у Песоцкого был громадный, с коло..ами. (Ч.) 4) Егор Семёнович и Таня сидели на те..асе и пили чай. (Ч.) 5) Жук жу..ал. (П.) 6) Юноша выпустил во..и из рук. (Ф.) 7) После множества заворотов ту..ель окончился низкой, сводчатой пещерой. (А. Н. Т.) Вверху неподалёку раздался резкий, мета..ический визг. (А. Н. Т.) 9) В ко..идоре слышались звонкие шаги. (А. Н. Т.) 10) Деревья сгру..ировались в каких-то чудовищ. (Гонч.) 11) Он представил Кириле Петровичу свои а..естаты. (П.) 12) Свет бесчисленных звёзд отражается в каждом криста..ике снегов. (С. М.) 13) Они писали иногда пышные ди..рамбы златому веку. (Добр.) 14) Аудитория, где выступал ди..ертант, была полна. (Т. С.)
160. Спишите, расставляя знаки препинания. К выделенным словам подберите синонимы.
Во время первой нашей поез..ки в Крым Горький рассказывал мне в темноте содержание своей пьесы о которой он тогда ещё только мечтал. Теперь нам предстояло поставить и сыграть эту пьесу в новой зн..чительно углублённой редакции.
Рассказы Горького разожгли нас и нам зах..телось видеть самую гущу жизни бывших людей. Для этого была устроена экспедиция в которой участвовали многие артисты театра игравшие в пьесе. Под предводительством писателя Гиляровского изучавшего жизнь б..сяков был устроен обход Хитрова рынка. В самом центре большой ночле..ки находился тамошний «университет» с б..сяцкой инт..л..генцией. Это был мозг Хитрова рынка состоявший из гр..мотных людей зан..мавшихся перепиской ролей для актёров и для театра. Экскурсия на Хитров рынок лучше чем всякие б..седы о пьесе или её анализ разбудила мою ф..нтазию и творческое чу(?)ство. Спектакль имел потрясающий успех. (По К. Станиславскому)
161. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы этих сложных предложений и подготовьте их устный синтаксический разбор.
1) Чайковский утверждал что вдохновение это состояние когда человек работает во всю свою силу а не кокетливо помахивает рукой. (Пауст.) 2) Я всегда был уверен что в каждом человеке заложены задатки доброй воли и всё дело в том что(бы) вызвать их из глубины его существа. (Пауст.) 3) Понятие Родины это память обо всём что нам дорого в прошлом это дела и люди нынешних дней это родная земля со всем что растёт и дышит на ней. (В. Песков)
В заимствованных словах
Слова, которые имеют иноязычное происхождение, как правило, записываются таким образом, что парные согласные сохраняются не только в собственных языках, но и во время перехода в русский: koloss (франц.) — колосс (рус), antenna (лат) — антенна (рус).
Однако, если не знать морфем того языка, откуда первоначально все произошло, просто невозможно пояснить, почему пишется удвоенная согласная.
Следовательно, правописание подобных слов, как и тех, что считаются непроверяемыми, требуется постоянно заучивать.
Для этого как минимум стоит составить специальный список, помогающий быстро выучить нужное:
- ассистент;
- босс;
- дискуссия;
- классик;
- миссия;
- оппозиция;
- пресса;
- рессора;
- труппа;
- хоккей;
- целлюлоза;
- шоссе;
- эффект.
Есть еще несколько важных нюансов написания. Особенности составления удвоенных согласных: в заимствованных словах в суффиксах -есс пишется два «сс»: поэтесса, принцесса; в полученных из основы, заканчивающийся на две одинаковые согласные, чаще всего стоящие перед суффиксом: балл — пятибалльный, Канны — каннский.
В корне заимствованных слов, которые во многих случаях можно без каких-либо усилий определить в словарном порядке:
- аппарат;
- ванная;
- класс;
- пресс;
- ссора.
Примеры для запоминания:
- финн — финка;
- колонна — колонка;
- Римма — Римка, Кирилл — Кирилка.
Морфемный состав слова «искусство»
Исходя из некоторого общего значения, можно установить этимологическую родственную смысловую связь слов:
«искусный» и «искусство».
Искусный мастер демонстрирует свое искусство резки по камню.
Думаем, что можно с некоторой достоверностью утверждать, что когда-то от прилагательного «искусный» образовалось с помощью суффикса -ств- производное существительное, как и ряд аналогичных слов с отвлеченным значением:
- искусный — искусство,
- единый — единство,
- упрямый — упрямство,
- равный — равенство.
Но в современном русском языке уже не выделяется этимологический суффикс -ств-, и рассматриваемое слово имеет следующий морфемный состав:
искусство — корень/окончание.
Это слово стало родоначальником целого гнезда однокоренных слов:
- искусственный мех,
- искусственность улыбки,
- выглядеть искусственно.
Двойные согласные в заимствованных словах
В словах, заимствованных из других языков, написание двойных согласных в корне запоминаем, например:
дрессировщик, коммерсант, ассистент, аппарат, терраса, баллада, эффект, аннулировать, оппозиция, симметрия, перрон, стеллаж, рессора, теннис, троллейбус.
В случае затруднения справляемся об их написании в орфографическом словаре.
Обратим внимание, что при заимствовании в некоторых иноязычных словах «утеряно» двойное написание согласных (адрес, атрибут, десерт, коридор и пр.). Следует помнить, что в русском языке в этих широко распространённых заимствованных словах пишется только один согласный в корне:
Следует помнить, что в русском языке в этих широко распространённых заимствованных словах пишется только один согласный в корне:
адрес, алюминий, актриса, атрибут, афера, балюстрада, бизнес, галерея, галета, гуманизм, галантерея, десерт, имитация, импресарио, калория, кавалерия, карикатура, коридор, привилегия, продюсер, пудинг, раса, расист, сигарета и пр.
Слова иноязычного происхождения являются беспроверочными. Их написание определяется словарём.
Пояснение
Слову «искусство» не повезло ещё в советские времена: дело в том, что для понимания морфологии этого слова (его состава) нужно обратиться… к Библии. Да ещё вспомнить, что в СССР секса «не было», согласно знаменитому публичному утверждению одной из советских гражданок, вполне даже замужней и уже рожавшей.
Существительное «искусство» начинается с приставки «ис-», за которой следует корень «-кус-» в самом банальном значении – «кусать», «откусывать». «искус» при этом толкуется как «проба», «опробование» чего-либо; сравните – «испробовать».
То есть, праматерь Ева искусилась плодом с древа познания, испробовала его и поделилась с праотцом Адамом, после чего они совместно познали некое плотское искусство, скрасившее их благополучное, но и скучнейшее райское житиё. А после изгнания из рая за содеянное им и их потомкам пришлось изобрести и изучить многие другие искусства, без которых невозможно само существование рода человеческого.
Ну и как такое было объяснять школьникам государства, официальный догмат которого содержал в себе и ортодоксальный атеизм в том числе? А ведь в любом европейском языке полно слов с библейскими «вливаниями» в их истоки. Поэтому в старой школьной советской словесности морфология не то чтобы замалчивалась, но давалась вскользь и довольно-таки фрагментарно.
«-ств-»«-ств-»
Следуя этакой «логике», нужно незамедлительно все автомобильные колёса намертво приварить к ступицам, а моторы – к кузовам или рамам. Ведь без двигателя и движителя автомашина теряет пригодность к употреблению и, следовательно, перестаёт быть самой собой – средством передвижения.
Точно так же «ис-» и «-ств-» из «искусство» не выкинешь, слово от этого утрачивает своё значение. Но тем не менее «ис-» и «-ств-» в нем всё равно сохраняют свою сущность приставки и суффикса соответственно.
Отсюда понятно, что, наткнувшись в том же викисловаре, или в другом популярном руководстве по русской грамматике, на якобы корень «искусств-», человек, даже неглупый и небезграмотный, оказывается просто не в состоянии понять – а что бы сие означало? И теперь ему до грубых ошибок, заодно с выхолащиванием родной речи, становится, как говорится, рукой подать.
Правописание двойных согласных
Все слова в русском языке состоят из морфем — самых важных частей, которые делятся на приставки, корни, суффиксы и окончания.
При этом корни, как правило, считаются отдельной морфемой, заключающей в себе смысл целого слова.
А вот с помощью окончания, как формообразующей части, его можно не только склонять (у существительного), но и спрягать (у глагола).
В то же время бывают ситуации, когда двойные части речи во время написания отражаются в виде двойных букв.
По правилам, их необходимо сдвоить (основной признак):
- бб — пп — суббота, группа;
- жж — жжечь, жужжать;
- кк — аккордеон, хоккей;
- лл — миллиард, параллель;
- мм — грамм, грамматика;
- нн — колонна, ванна;
- рр — суррогат, террор;
- сс — режиссер, прогресс;
- тт — аттестат, аттракцион;
- фф — дифференциация, эффект.
Примеры можно увидеть на стыке морфем:
- Приставки и корня. Когда приставка оканчивается, а корень начинается с одной и той же буквы: восстание, поддержать.
- В самом корне грамм, класс.
- Корня и суффикса. Когда один оканчивается, а другой начинается с одной и той же буквы: матросский, конный. Либо в самом суффиксе: традиционный.
Также они могут находиться в слове:
- в самом начале — ссора;
- в середине — теннис;
- в конце — прогресс.
Таким образом, правописание таких согласных обязательно надо помнить, а в случае возникновения каких-либо сомнений следует тут же брать в руки словарь орфографии для проверки.
Вдобавок следует знать, что там, где слышен долгий звук, записываются двойные согласные. Но даже в таких случаях имеются некоторые исключения, о которых тоже никогда не следует забывать. Хоть и слышится длинное звучание, однако пишется всего лишь одна буква имитация, галерея.
В корне русских слов
В большинстве случаев удвоенные согласные в корне слов встречаются крайне редко. Причем используются в основном только такие как «жж» и «сс».
Написание парных букв «жж» можно увидеть:
- в словах можжевельник, дрожжи, а также в образовавшихся благодаря им родственных: можжевеловый, дрожжевой;
- в словах и формах, образованных из глагола жечь либо жгут: жжет, сожжение, жжение.
В случае звукового чередования зд — зж и зг — зж пишут не два раза «ж», а именно «зж»: приезжать (приезд), брюзжать (брюзга).
Буквы «сс» чаще записываются:
- когда корень заканчивается на «с», а суффикс начинается с той же буквы: суффикс — ск: рус — ский (русь), матрос — ский (матрос), суффикс — ств: искус — ство (искусный);
- в слове ссора и во всех ему родственных: поссориться, поссорить;
- в глаголе прошедшего времени, где основа завершается «с». При формировании возвратных глаголов: пас — ся, нес — ся.
Правописание двойного «н» пишется в суффиксах -енн, -онн — прилагательных, образованных от существительного: болезненный, позиционный, либо -янн — стеклянный, оловянный.
В слове же ветреный, а также производных прописывается всего одна «н». Однако во время приставочных образований можно запросто увидеть: -нн (подветрянный, надветрянный).
Прилагательные с суффиксом: -ан (- ян), получившиеся от существительного, часто записываются с одной «н»: кожаный, дровяной.
А в прилагательных с суффиксом -ин тоже всего одна «н»: гостиный, куриный.
В других ситуациях сдвоение согласных происходит на стыке приставки с корнем: рассказать, поддержать, либо корня с суффиксом: черкесский, туманный. И только в таком случае написание слов повинуется морфологическому правилу — происходит сохранение одинакового написания каждой морфемы. Следовательно, нужно как можно тщательней проводить анализ состава слова, когда приставка заканчивается, а корень начинается с одной и той же согласной: рассвет, воззрение.
Двойная согласная пишется в сложносокращенных словах, когда одна часть завершается, а следующая берет свое начало с одной согласной, то есть одно и та же буква идет подряд: юннат (юный натуралист), главврач (главный врач).
Однако если первая часть сложносокращенного слова представляет собой основу, оканчивающаяся двойной согласной, тогда прописывается лишь одна единственная согласная: юнкор (юный корреспондент), грампластинка (граммофонная пластинка)
Правописание двойных согласных перестает выглядеть трудным, когда хорошо известны все правила. При этом постоянно следует помнить о примерах, которые вообще никогда не поддаются проверке. И в случае потребности, можно просто взять себе в помощь орфографический словарь, в котором показывается верное написание слова, а также его производные.
1. Чтение таблицы, в которой указаны слова с двойными согласными, и последующее употребление их в словосочетании.
Например, антенна — телевизионная антенна.
агрессор | коллектив | пессимизм |
колосс | программа | территория |
миссия | сумма | шоссе |
2. Составление предложений, в которых были бы слова с двойными согласными:
- Малыш, приятного тебе аппетита.
- Люблю хоккей.
- Привет, Римма.
- В субботу решено было поехать в деревню к старикам.
Такие простые упражнения помогут разобраться в правилах и научить правильно писать слова.
Значение
Существительное «искусство» употребляется в следующих значениях (примеры употребления вначале даны в том же порядке):
Творческое отображение своих представлений о действительности любым возможным способом.
Синоним «творчество»; частичный «самовыражение»; современный сленговый «самовыражение».
Примечание: всё тот же викисловарь истолковывает данное значение только в смысле образного выражения, выражения в образах. Но как тогда быть с искусством, к примеру, самосовершенствования? В том числе в понимании смысла слов и их места в речи.
Полное и совершенное, без изъянов, владение каким-либо делом: занятием, профессией, увлечением, видом творческой деятельности; высокое мастерство, безупречное умение (частичные синонимы) в нём.
Ещё частичные синонимы «навык», «сметка», «сноровка», «профессионализм».
Собственно занятие (частичный синоним), требующее для успеха в нём не только формальных знаний и механических навыков, но и нетривиального подхода к делу с проявлением смекалки, сообразительности вплоть до изобретательства.
Другие частичные синонимы «бизнес», «дело», «профессия», «творчество», «увлечение», «хобби».
Грамматика
«Искусство» – неодушевлённое имя существительное среднего рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Состоит из приставки «ис-», корня «-кус-», суффикса «-ств-» и окончания «-а». Постановка ударения и разделение для переноса ис-ку́с-ство; в рукописях при недостатке места в строке допустимо переносить иск-у́сст-во. Падежные формы:
- Именительный: иску́сство (ед. ч.); иску́сства (мн. ч.).
- Родительный: иску́сства (ед. ч.); иску́сств (мн. ч.).
- Дательный: иску́сству (ед. ч.); иску́сствам (мн. ч.).
- Винительный: иску́сство (ед. ч.); иску́сства (мн. ч.).
- Творительный: иску́сством (ед. ч.); иску́сствами (мн. ч.).
- Предложный: <в, на, о, при> иску́сстве (ед. ч.); <в, на, о, при> иску́сствах (мн. ч.).
***
ПишемПравильно.ру
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Двойные согласные в исконно русских словах
В русском языке в исконно русских словах встречаются одинаковые согласные буквы. В корне ряда лексем и производных от них слов пишутся двойные согласные «жж»:
- вожжи, дрожжи, можжевельник, можжевёловый, жужжать, жужжание;
- в образованиях от глагола жечь — сожжённый, жжёнка, жжёт, жжение.
Следует отличать эти написания от слов, в которых пишется сочетание согласных «зж», звучащее как длинное :
Пример
брюзжать
В корне этих слов происходит чередование сочетаний согласных «зг» и «зж»:
- брюзга — брюзжать;
- визг — визжать;
- мозг — мозжечок;
- дребезг — дребезжать.
Двойные согласные «сс» традиционно пишутся в корнях слов «ссора», «ссориться», «Россия», «российский», «россиянин» и других родственных словах.
Обратим внимание, что если основа производящего слова имеет двойные согласные, то в производном слове перед суффиксом двойные согласные сохраняются:
- группа — группка, групповой, группировать;
- телеграмма — телеграммка;
- программа — программка, программный, программировать, программист;
- компромисс — бескомпромиссный, бескомпромиссность.