Ребенок с дислексией и иностранные языки
— О том, что нашему ребенку чтение дается сложнее, чем могло бы быть, мы поняли, когда он был в возрасте 5-6 лет, – рассказывает многодетный отец и основатель онлайн-школы английского языка Novakid Максим Азаров
– Я считаю, что очень важно в этой ситуации не сформировать у ребенка комплекс неполноценности. Он не должен считать, что он болен, с ним что-то не так
Для ребенка значимо не пасовать перед одноклассниками. Поэтому родителям необходимо продумать, как компенсировать недостающие базовые навыки — другими, возможно, более продвинутыми.
Дислексики часто одарены творчески, и эти грани их таланта можно и нужно развивать. В нашем случае палочкой-выручалочкой стало то, что мы растим детей билингвами. Знание иностранного языка как родного позволило сыну проявить себя в среде одноклассников.
При этом, поскольку обучение проходило практически с рождения, «на слух», проблем не возникало. Это может говорить о том, что беспереводная коммуникативная методика с носителями языка для детей, в том числе с когнитивными особенностями, предпочтительна. Мимика, жесты, картинки помогут понять друг друга. В то время как попытки читать незнакомые слова в печатном или электронном виде вызовут лишь головную боль. Такой «непереводной» английский лучше всего откладывается «на подкорке».
Советы родителям
Безусловно, дислексия требует повышенного внимания со стороны не только специалистов, но и со стороны родителей. Помогите своему ребенку.
Прежде чем приступать к домашним заданиям по коррекции ныне модного недуга, запомните некоторые правила.
- Спокойствие и терпение. Даже, когда нервы на пределе. Помните, что дислексия – это не признак лени, это действительно нарушение, проблемы здоровья.
- Нельзя наказывать вяло читающего малыша за ошибки при чтении.
- Хвалите. Подчеркивайте достижения. Ситуация успеха окрыляет.
- Не делитесь своими переживаниями по этому поводу с другими людьми при ребенке, это может серьезно его ранить.
- Дислексия может проявляться в различных вариантах. Не будем углубляться, для этого есть специалисты.
Приступая к занятиям, помните, что они должны проходить не от случая к случаю, а регулярно. Чтобы малышу не наскучили ежедневные упражнения, старайтесь организовать их в увлекательной игровой форме, не перегружайте растущий организм.
Проявления
Дислексики имеют проблемы не с пониманием языка, а с его использованием. На ранних этапах чтения и письма у некоторых детей возникают не слишком значительные затруднения. Но, по мере усложнения программ обучения, они спотыкаются на таких навыках, как грамматика, синтаксис, изложение прочитанного.
В целом, трудности у людей, которые имеют дислексию, могут возникать с выполнением таких задачам:
- научиться говорить;
- усвоить соответствие звуков и букв;
- упорядочить устное и письменное изложение;
- запомнить цифровой материал;
- читать с соответствующей для возраста скоростью и понимать прочитанное;
- ориентироваться в правописании;
- изучить иностранный язык;
- правильно выполнить математические действия.
Проблемы с перечисленными процессами не обязательно свидетельствуют о наличии расстройства. Однако, если трудности возникают постоянно, то есть смысл обратиться к специалисту.
Ошибочно считать, что причиной трудностей в письменной передаче звуков (spelling) является плохое запоминание соответствия между буквами и звуками. Последние исследования показывают, что зрительная память играет незначительную роль в освоении этого процесса. Есть люди, которые хорошо запоминают изображение, цветные схемы, элементы дизайна, карты, особенности ландшафта, но имеют трудности с письмом. Дело в том, что раздел зрительной памяти, нужный для письма, примыкает к тем связям головного мозга, которые отвечают за интерпретацию языка.
Распространенность
Случаи дислексии попадаются среди людей разного этнического происхождения и социально-экономического статуса.
Считается, что от 5 до 10 % населения мира являются дислексиками, хотя эта цифра может достигать и 17 %.
Определить точное количество дислексиков сложно из-за слабой распространенности диагностики этого расстройства. Вторым фактором является нежелание самих носителей раскрывать свой диагноз.Не все дислексики нуждаются в специальном обучении, но им приходится преодолевать ряд трудностей, которые возникают в процессе обучения. Но, благодаря четкой и систематической помощи с чтением и письмом они все же добиваются успехов. Дислексия может быть унаследованной, поэтому родители-дислексики имеют риск получить детей тоже с признаками дислексии.
Диагностика дислексии
Диагностировать дислексию не просто, потому что проблемы с чтением могут испытывать самые разные дети по разным причинам: слабое умственное развитие, педагогическая запущенность, плохой слух и зрение ребенка, не позволяющее ему видеть буквы, работать с текстом и т.п. Дислексию отличает повторяемость ошибок, их идентичность и стойкость, то есть даже после тренировок (когда еще не проводится коррекционная работа) проблемы остаются.
Дислексия не является психическим заболеванием и диагностируется несколькими специалистами путем проведения различных тестов, включающих тестирование здоровья ребенка (слух, зрение), уровень интеллекта (нет ли умственной отсталости), техники чтения и понимания текста, способности полноценной речи.
Диагностика дислексии
Для определения у ребенка такого расстройства, как дислексия, проводится логопедическое обследование. В процессе диагностики специалисту необходимо определить уровень сформированности устной речи, навыков чтения и письма, а также оценить неречевые процессы. Диагностика проводится в несколько этапов:
- Первоначальный. Собирается полный анамнез жизни и развития ребенка, оценивается состояние артикуляционного аппарата, уровень развития речевой и ручной моторики.
- Диагностика устной речи включает в себя оценку звукопроизношения, фонематического развития, а также сформированность слоговой культуры слова и связной речи.
- Диагностика письменной речи предполагает выполнение ряда заданий – списывание текста, письмо на слух, самостоятельное письмо. В процессе обследования логопеду предстоит оценить темп и правильность чтения, понимание текста и наличие ошибок.
- Нейропсихологическое обследование, во время проведения которого определяется уровень сформированности зрительного гнозиса и мнезиса, а также оптических ориентировок.
В зависимости от результатов диагностики ребенку может потребоваться дополнительное медицинское обследование, которое включает в себя прием невролога, выполнение ЭЭГ, ЭхоЭГ, а также консультацию офтальмолога.
Причины и симптомы дислексии
Общего мнения о причинах дислексии в наше время до сих пор не существует. Зарубежные логопеды в своих трудах описывают теорию генетической наследственности проблем чтения и письма у людей с более активным правым полушарием. Некоторые ученые развивают мысль, что эти проблемы появляются у школьников, пишущих левой рукой.
Многие исследователи, тщательно изучающие дислексию у младших школьников, указывают на воздействия патологических нарушений, приведших к небольшой мозговой дисфункции:
- деформация головного мозга во время родов;
- порок сердца и анемия матери при беременности;
- врожденный порок сердца новорожденного;
- плацентарная недостаточность;
- нарушенное развитие пуповины;
- раннее отслоение плаценты;
- тяжелые роды;
- удушье новорожденного, обвитого пуповиной.
В процессе развития ребенка может произойти задержка психоречевого развития (ЗПРР), которая приводит к дислексии при таких повреждениях:
- инфекционные заболевания ЦНС;
- травма головы;
- детские болезни: ветрянка, полиомиелит, краснуха;
- истощающие инфекции.
При алалии, дизартрии и афазии дислексия провоцируется повреждением некоторых мозговых участков. Дислексии подвержены дети с задержкой психического развития, серьезными дефектами разговорной речи, детским церебральным параличом, задержкой умственного развития.
Главные социальные причины дислексии:
- нехватка общения;
- уединение ребенка;
- запущенность со стороны учителей и воспитателей;
- негативная среда для общения;
- двуязычие (билингвизм);
- раннее образование;
- быстрый темп обучения.
Началом дислексии у школьников служит несформированная разговорная речь.
Симптомы
Опишем симптомы по видам дислекции:
- Дислексия разговорной речи. Дети допускают ошибки при произношении фонем, неправильно понимают значение и употребление слов, у них маленький словарный запас. Они не могут правильно составить предложение и связать в нем слова.
- Фонематическая дислексия. Характеризуется замещением и смешиванием фонем, похожих по артикуляции или акустике. В иных обстоятельствах происходит замена слов путем смены, прибавления, пропусков фонем и слогов.
- Семантическая дислексия. Характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного текста либо слова. Проблемное изменение случается при послоговом и курсорном чтении.
- Аграмматическая дислексия. Неправильное чтение окончаний в словах всех частей речи, путаница в правильном построении слов в нужном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют в разговорной и письменной речи.
- Мнестическая дислексия. Проявляется нарушенным оптическим восприятием и произношением литеры. Ученику сложно запоминать буквы, поэтому он их заменяет и смешивает. Исследование слуховой и речевой памяти с такой проблемой у школьников показало, что дети не могут повторить ряд из 4 звуков либо слов, сделать их анализ.
- Оптическая дислексия. Проявляется в том, что школьник путает и меняет буквы, похожие по внешнему виду. Такая аномалия случается, если при чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на вторую. Иногда это может проявиться чтением зеркального типа — ученик читает справа налево.
- Тактильная дислексия. Незрячие часто ошибаются и заменяют буквы, читая азбуку Брайля. Ученики с данными проблемами в момент чтения перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотическим махам руками.
Механизм проявления нарушения
Процесс чтения характеризуется задействованными оптическими, слуховыми и двигательными речевыми анализаторами.
Этапы чтения:
- Оптическое восприятие, распознавание и разграничение букв.
- Соотношение букв с фонемами.
- Сложение фонем в слоги.
- Соединение слогов в целое слово.
- Группирование слов в предложение.
- Осмысление прочитанного материала.
Если эти процессы нарушаются, то по психолингвистике — это признаки дислексии.
Психологи рассматривают дислексию как следствие задержки развития функций у плода, которые обеспечивают процесс чтения.
Дислексические нарушения сопровождаются недоразвитостью оптического зрения, плохой ориентировкой в пространстве, плохим восприятием звука, измененным построением правильной речи, неправильностью зрительной и слуховой координации, плохой концентрацией внимания, слабой волей, бесконтрольностью эмоций.
Что такое дислексия
Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения — это распространенные особенности восприятия информации, имеющие нейрологическое происхождение. По статистике, 15–20% людей в мире сталкиваются с разными проявлениями трудностей в обучении — дислексией, дисграфией, дискалькулией или СДВГ .
- Дислексия — сложности развития навыков чтения.
- Дисграфия — сложности письма.
- Дискалькулия/акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетными операциями.
- СДВГ/СДВ — виды синдромов дефицита внимания (и гиперактивности). Это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разной степени гиперактивности.
Чаще всего дислексию диагностируют у школьников, поэтому, если вы заметили, что ребенок медленно читает или регулярно при письме допускает специфические ошибки (пропускает или переставляет буквы, не ставит точку, слитно пишет слова), это может быть признаками дислексии и дисграфии
Важно понимать, что это никак не связано с ленью: это нейробиологическая особенность
Дислексию часто называют «врожденной» безграмотностью. Хорошо зная орфографические правила, человек не может их применить в письменной речи. Прилагая максимум усилий для прочтения текста, он делает это медленно, по слогам или по буквам, пытается угадать окончания слов, переставляет буквы или слоги в слове, испытывает сложности в понимании смысла прочитанного. При этом интеллект сохранен, нарушений в функционировании органов слуха и зрения нет. Именно поэтому аудиокниги для дислексиков могут стать полноценной альтернативой чтению напечатанного текста.
Виды дислексии
В зависимости от проявления расстройства и нарушенных механизмов специалисты выделяют несколько форм дислексии:
- Фонематическая. Актуальна младших школьников и является следствием отсутствия развития синтеза, анализа и восприятия звуков. Для нарушения характерна смена мест слогов в слове при чтении.
- Семантическая дислексия свидетельствует о несформированности слогового синтеза и бедности лексического запаса ребенка. Как правило, при такой форме дети понимают слова отдельно, вне текста.
- Аграмматическая форма расстройства предполагает допущение ошибок при составлении конструкций: неправильное использование падежей, окончаний и времени.
- Мнестическая. Следствие нарушения слухоречевой памяти характеризуется проблемами при соотнесении звуков и букв.
- Оптическая форма может быть вызвана отсутствием зрительно-пространственных представлений, что проявляется в чтении слов задом наперед, отсутствии фокуса на строке. Кроме того, возникают трудности при написании букв, сходных по графическому признаку.
- Тактильная дислексия – проблема, с которой сталкиваются слабовидящие и незрячие пациенты.
Каждая из форм развития связана с отсутствием речевых функций и несформированностью психики ребенка.
Кроме того, классификация расстройства строится в соответствии с патогенезом ребенка:
- Нарушение устной речи обусловлено тем, что ребенку не удается установить связь между слуховым образом буквы и ее графическим исполнением. Кроме того, нарушается слуховая память и восприятие.
- Неполноценность пространственных представлений – форма дислексии, при развития которой наблюдается неверное восприятие величин, расположения в пространстве и схематического исполнения буквы и слова. При обнаружении такой патологии наблюдается неполноценная кинестетическая память у ребенка, а также дискоординированнось моторики и диспраксичные нарушения.
- Смешанная дислексия – самая распространенная форма расстройства, для которой характерны нарушение визуального и слухового восприятия, отставание в развитии моторики и устной речи, а также нехватка пространственных представлений.
Еще одна форма дислексии – ложная. При ее обнаружении у ребенка не наблюдается нарушений устной речи и пространственных представлений; отсутствуют любые признаки расстройства. Однако, такие дети не могут овладеть навыками чтения, что обусловлено педагогической запущенностью, негативным влиянием социального окружения, применением неправильных педагогических приемов и методик.
Дислексия: симптомы
Данное заболевание, как и любое другое, имеет характерные свои симптомы и их правильнее назвать конкретными проблемами, с которыми дислектики в той или иной мере вынуждены сталкиваться. К наиболее распространенным из них относятся следующие:
- Задержка в развитии, отмечаемая в способности писать и читать, а также в способности к запоминанию орфографии;
- Дезорганизация;
- Пространственная дезориентация;
- Трудности, отмечаемые в восприятии информации;
- Трудности, возникающие в усвоении слов;
- Непонимание прочитанной информации;
- Нарушение в координации, неуклюжесть;
- Синдром, возникший на почве нехватки внимания, который в некоторых случаях проявляется в гиперактивности.
Следует отметить, что всеми симптомами дислексии являются симптомы дезориентации. Само заболевание распознать в отдельности невозможно, в отличие от дезориентации. Так, в качестве результата ориентации выступает точность восприятия обстановки, окружающей человека, в том числе и двухкамерных слов, распечатанных на бумаге. Учитывая тот факт, что печатные символы и слова ребенок не способен образно представить, его восприятие приобретает характерные пустоты. В итоге возникает непринятие окружающей реальности в том ее виде, в котором воспринимают ее другие.
К другим симптомам дислексии определяют следующие проявления, характерные для дислектиков:
- Интеллект на высоком уровне при одновременно плохих навыках чтения;
- Повторение ошибок, возникающее в процессе письма/чтения (пропуск, перестановка букв/слов);
- Отсутствие способности к успеваемости в выполнении задания в отведенное на него время;
- Трудности в письме;
- Плохая память в целом и кратковременность слуховой памяти в частности;
- Возможны проблемы со зрением – зачастую оно не соответствует требованиям к его характеристикам для чтения;
- Трудности в определении низа и верха, правой и левой сторон.
Сопутствующие дислексии патологии
Сопутствующая патология относится к совместному возникновению двух (или более) расстройств у одного и того же человека. Сопутствующая патология может быть обнаружена между расстройствами в пределах одной диагностической группы, например, расстройством чтения и математическим расстройством (оба нарушения обучения с общими факторами риска), а также между расстройствами из разных диагностических групп, например, между расстройством чтения и поведенческими и эмоциональными расстройствами.
Показатели сопутствующей патологии между расстройством чтения и другими нарушениями развития нервной системы сильно различаются, но в среднем около 40% детей с расстройством чтения / дислексией будут иметь и другое расстройство. У многих детей с дислексией проблемы с устной речью выходят далеко за рамки фонологической области.
Поскольку чтение для понимания смысла опирается на языковые навыки, из этого следует, что многие плохие читатели также имеют плохие навыки понимания прочитанного.
У некоторых детей с дислексией отмечается нарушение развития речи (DLD – международная аббревиатура), расстройство, характеризующееся постоянными трудностями в экспрессивной и / или восприимчивой речи. Хотя нарушение общения обычно оценивается отдельно от нарушений обучения, DLD является основным фактором риска развития дислексии. Действительно, ученые отмечают, что среди детей с особыми трудностями чтения (дислексия) около 40% имеют значительные языковые нарушения.
Дети, которые поступают в школу с DLD, подвергаются высокому риску трудностей с грамотностью. Короче говоря, границы дислексии не являются четкими: нередко у детей с дислексией возникают языковые проблемы, а некоторые дети также соответствуют клиническим критериям DLD.
DLD – не единственное расстройство, которое сочетается с дислексией
Дислексия также часто сопровождается проблемами с вниманием и координацией движений. Существует также взаимосвязь между дислексией и нарушением звука речи, социально-эмоциональными и поведенческими расстройствами и проблемами интернализации, такими как тревога и депрессия
Ни одно из этих сопутствующих заболеваний не следует рассматривать как «основные» признаки дислексии, но они могут усложнить как ее проявление, так и реакцию на вмешательство.
Другим расстройством, которое часто сопутствует дислексии, является расстройство счета, вычислений (или дискалькулия). Как и расстройство чтения, математическое расстройство классифицируется как специфическое расстройство обучения в DSM5. Оно сопутствует дислексии в 30-70% случаев. Как и чтение, математика также является сложным навыком с несколькими компонентами. Совпадение с дислексией велико, потому что многие аспекты математики зависят от вербальных навыков, например, знания чисел, подсчета, поиска числовых фактов и решения вербальных задач. Однако математика также включает в себя невербальные навыки; к ним относятся способность оценивать количество и сравнивать различные величины.
Кроме того, проблемы со счетом связаны с плохими зрительно-пространственными навыками, плохой исполнительной функцией и дефицитом рабочей памяти. Такой дефицит обычно является признаком видов невербальных трудностей в обучении, связанных с более низким интеллектуальным уровнем.
Клиническая и образовательная реальность такова, что для многих детей плохое чтение связано с целым рядом трудностей, каждая из которых представляет собой определенное измерение. Как показывает история дислексии, но это далеко не новые проблемы, они преследовали дислексию с тех пор, как она была впервые выявлена в 19 веке.
Коррекция и лечение дислексии
Любопытен тот факт, что дислексия способна оставаться проблемой в течение всей жизни человека. Но и случаи развития функциональных навыков чтения имеют место, хотя некоторые дислектики так никогда и не достигают необходимого уровня грамотности. Что же касается лечения, то оно состоит в корректировке учебного процесса ребенка, и включает в себя прямое и непрямое обучение распознаванию слов вместе с навыками выделения компонентов слов.
Прямое обучение основано на специализированных фонематических методах, применяемых отдельно от обычного обучения чтению. А непрямое обучение подразумевает внедрение в обучающие программы по чтению особых фонетических методик.
Иногда используются подходы, в которых дислектики обучаются чтению целыми словами и выражениями, а также подходы, основанные на иерархии овладения навыками, начиная со звуковых единиц и заканчивая словами и предложениями. В дополнение специалисты применяют такие подходы, где происходит одновременное воздействие на разные органы чувств. В большинстве случаев детей-дислектиков обучают работе с компьютером для помощи в выделении слов и улучшения восприятия материала при чтении.
Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом отклонения специалисту приходится иметь дело:
- При мнестической дислексии корректируется слухоречевая и речезрительная память
- При аграмматической дислексии проводятся работы по формированию грамматических схем
- При семантической дислексии развивается слоговый синтез и словарь, проводится работа над усвоением грамматических норм
- При тактильной дислексии корректируется разбор и понимание схем, а также развитие пространственного представления
- При оптической дислексии корректируется зрительно-пространственное представление, зрительный синтез и анализ
- При фонематической дислексии корректируется звукопроизношение, формируется представление о звукобуквенном составе слов
Есть также и другие способы лечения дислексии (оптометрический тренинг и т.д.) и даже медикаментозное лечение. Но их эффективность остается под вопросом, а потому применять их не рекомендуется. Здесь же отметим, что если логопед проводит работу с дислектиком-взрослым, занятия будут носить расширенный характер, но механизмы лечения и коррекции не будут отличаться от тех, что применяются при работе с детьми. А еще предлагаем вам посмотреть полезное видео «Коррекция дислексии и дисграфии».
Существуют ли меры профилактики?
При обнаружении первых симптомов важно начинать работать с ребенком как можно раньше
В комплекс профилактических мер входят упражнения на мелкую моторику, а также занятия, задействующие память и внимание
Очень важно работать в речью ребенка
Игры помогут снизить риск возникновения дислексии. Первое время родителям стоит уделить больше внимания визуальным предметам и их названиям. Например, найдите с малышом все слова в комнате, которые начинаются на букву Т: Табуретка, Телевизор, Тумбочка, Тарелка и пр.
Для следующего упражнения можно вырезать буквы из бумаги или купить специальные магниты. Из них составьте предложение, «склеив» буквы между собой. Например: сегоднямыидемгулять. Предложите ребенку разделить слова. Можно попробовать заниматься составлением предложений из отдельных слов
Здесь важно соблюдать последовательность. Например, перемешайте слова: Дождь вечером пойдет завтра
И дайте ребенку задание переставить слова так, чтобы предложение звучало правильно.
Усложнять занятия нужно поэтапно: начните с самых простых занятий. Не стоит утомлять ребенка длительными упражнениями. Если ему станет скучно — вряд ли он будет хорошо воспринимать всю ту информацию, которую вы стремитесь до него донести.
Развить память, внимание и мышление ребенка помогут тренажеры Викиум. Начните прямо сейчас!