Наказание
В теории, выстроенной Раскольниковым, юридическое наказание, суд не воспринимается карой за проступок. Конечно, Родион не хочет быть арестованным и судимым. Но избежав наказания буквой Закона, герой не сумел избежать наказания совестью.
Совесть – судья и палач в одном лице, совесть – страшнее каторги, ведь от нее не скрыться, не сбежать.
Родион ощущает себя в вакууме, в изоляции. Герой не общается с семьей: оказавшись в одиночестве, Раскольников понимает, что его нынешний удел – соответствующий фамилии душевный раскол. Родион совершил преступление против христианских ценностей, против человечности в целом. Убийство уравнивает героя с другими преступниками (Свидригайлов или Лужин). Раскаиваясь и осознавая глубину душевного раскола, Родион говорит, что убил не старуху, но себя.
Убийство словно сводит на нет положительные качества Раскольникова. Родион из нигилиста становится раскаивающимся преступником, обращающимся к Богу. Это – основное доказательство неправильности убеждений главного героя, неправильности теории Раскольникова.
Причины и последствия проступка
Читательские мнение разделяется, когда речь заходит о причинах, толкнувших Раскольникова на совершение преступления: первая версия говорит, что исток проступка – нищета, вторая же – теория главного героя.
У Раскольникова есть собственная классификация людей: герой делит представителей человеческого рода на «низших людей» и «собственно людей». Себя герой, безусловно, относит к «собственно людям», то есть тем, кто ведет и задает тон, «право имеет».
Впрочем, Раскольников отвечает не на все вопросы, касательно его теории. Например, Порфирий Петрович, следователь, спрашивает главного героя, есть ли критерии, чтобы отличить «собственно людей» от «людей низших», но Родион не дает на этот вопрос ответа.
Не безумный Макс
История философии – это длящийся уже две с половиной тысячи лет разговор многих людей. Один что-то сказал, второй ему ответил, третий возразил второму. Раз словечко, два словечко, глядь – а уже понаписано столько, что за всю жизнь не перечитаешь. А любители мудрости продолжают умножать тексты. И это здорово, потому что без прогресса в истории мысли не было бы и прогресса в других областях человеческой жизни.
Шелер применил к анализу ресентимента феноменологический подход, и дал такое определение этого понятия:
Обязательными условиями рождения ресентимента Шелер назвал осознание своего бессилия, зависть и стремление к соперничеству. В том случае, если импульс к мести находит выход, удовлетворяется тем или иным способом, нельзя говорить о ресентименте. Этот феномен возникает лишь в тех случаях, когда аффекты, призывающие к отмщению, не находят возможности реализоваться.
Ресентимент не порождает и нравственности. Истинная нравственность, согласно Шелеру:
Как формируется ресентимент?
На первом этапе человек терпит провал за провалом и спустя некоторое время начинает понимать, что все его потуги бессмысленны, неэффективны, безуспешны. Психика попадает в состояние тяжелого стресса и пытается защититься от осознания никчемности.
Таким образом происходит смена убеждений и формирование системы ценностей, которые идут в противоречие с системой ценностей «врага». Это позволяет избежать конкуренции и не травмироваться очередной неудачей.
Все достижения окружающих списываются на их убеждения, которые выставляются в негативном свете. Например — мой сосед богат, у него классный автомобиль и огромный дом, в то время как я еле свожу концы с концами и третий день думаю как мне закрыть кредит, чтобы коллекторы не отбили почки. Но это не потому что я не умею зарабатывать деньги, не обладаю достаточным уровнем знаний и необходимыми навыками.
Это потому что мой сосед рыночный торгаш! Он покупает за дешево и продает за дорого. Наживается на простых людях,проклятый спекулянт. Я уж лучше буду жить бедно, чем стану таким негодяем. Давно пора всех этих перекупов повесить на центральной площади. Подонки! Ненавижу их!
Ресентимент всегда нацелен на две категории людей. Первая — те, кто добился успеха и достиг высот, недоступных для того, кто испытывает ненависть. Он пытался, ничего не получается, а у кого-то результаты значительно лучше. Вина этих людей только в том, что они смогли, а неудачник нет.
Вторая — те, кто не признает неудачника, не высказывает лестных комплиментов, не одобряет. Дело в том, что критически низкая самооценка вынуждает психику искать точки опоры. В себе их как правило не остаётся уже после пары десятков неудач. Приходится опираться на внешнее, то есть на положительную оценку окружающих. Если её нет и тем более если эти окружающие открыто высказываются о непригодности горемыки, у него возникает ненависть.
В итоге психика выбирает реакцию «нападение» и все её ресурсы бросаются на презрение. Хочется отомстить, повысить свою значимость за счет победы над врагом. Но как правило для прямого столкновения нет никаких возможностей, поэтому приходится погружаться в банальную нетерпимость.
В этот момент критическое мышление пытается понять за что именно мы ненавидим кого-либо. За то, что они успешнее? Это бред. За то, что они нас не признают и обнаружили все наши провалы? Так вроде они не проявляли агрессию, просто высказали очевидный факт. Как же бороться с огромным потоком негативно окрашенных эмоций и злобой, которая уже возникла, но на что направить неясно?!
Выход простой — психика найдёт систему ценностей «врага». Его образ жизни, убеждения, привычки, взгляды. Сгруппирует их в одну пачку и примет за врага именно набор этих ценностей. Теперь мы ненавидим не человека, а его причастность к враждебной категории. Психике так легче, ведь у нас есть оправдание и вроде как даже причина.
Я добрый, не обидчивый, нормальный человек, но вы посмотрите что делают эти люди, они с ума сошли, никакой морали в них нет, дикари! Кошмар! Да, меня они не трогают, но ведь это только пока! Они опасны, их взгляды разрушительны, это неприемлемо для таких порядочных людей как я. Повсюду враги!
Именно этим путём пошёл Гитлер. Его мечта стать художником ни во что не вылилась. Его участие в первой мировой войне обернулось полным провалом. Пока ефрейтор Адольф залечивал контузию, его страна капитулировала, потому что в пух и прах проиграла войну.
На фоне абсолютно провальной жизни он нашёл спасение в ненависти к евреям, которых считал врагами и предателями. Их ценности казались ему неприемлемыми. К сожалению ресентимент нашёл отклик в сердцах миллионов немцев, потому что страна в те годы находилась в состоянии нищеты и разрухи.
Собственные неудачи психика трансформировала в нетерпимость к группе лиц по национальному признаку. И это лишний раз напоминает нам о том, что наше сознание обладает великой силой, которую достаточно один раз направить не туда и быть большой трагедии.
«Психотерапия обыденной жизни»
Пожалуй, вряд ли кто возьмется утверждать, что до психотерапии в ее известных нам профессионально зрелых формах, т.е. где-то до второй половины XIX в., люди не имели ничего аналогичного психотерапии. Ведь она — не кокаин, субъективные переживания от которого не были известны на континенте до того, пока само это вещество не оказалось доступным. Душевно-исцеляющие явления в жизни были всегда, хотя и не являлись предметом специально организованной деятельности. Мы бы разделили эти явления на два типа: импрессивные и экспрессивные.
При известной условности этого разделения, в нем фиксируется один существенный момент. Сам источник, «триггер» этих явлений может быть в большей мере соотносим с некоторым внешним обстоятельством (воздействием), по отношению к которому человек пребывает в относительно пассивной — воспринимающей, рецептивной — позиции. В иных случаях мы, напротив, находим этот источник внутри человека как некоторый субъективно значимый внутренний посыл, который проявляется, выражается, «самоосуществляется» вовне.
Попробуем привести примеры этих явлений «непреднамеренной психотерапии», рассмотрев их на трех уровнях душевной жизни человека: действенно-волевом, аффективном и интеллектуальном. При этом будем апеллировать к популярным образам литературы и истории, дабы избежать заведомой ангажированности теми или иными психологическими понятиями и представлениями.
Литература
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
- Воробьева Л.И. Диалог и коммуникация // Московский психотерапевтический журнал. 2006. №2.
- Копьёв А.Ф. Между свободой и необходимостью: к методологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии. 1996. № 4.
- Копьёв А.Ф. Взаимоотношение «Другой» и его значение для практической психологии // Московский психотерапевтический журнал. 1999. №2.
- Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990.
- Gutheil Th.G, Havens L.L. The therapeutic alliance: Contemporary meanings and confusions // Int. Rev. Psychoаnal, 1979. Vol. 6.
Влияние ресентимента на человека
Ресентимент, по словам Фридриха Ницше, может оказывать довольно сильное влияние на человека как индивидуально, так и в отношениях с другими людьми.
В первую очередь, ресентимент способен пагубно сказываться на психическом состоянии человека. Возникая из-за некорректной оценки собственной неполноценности или несправедливости окружающего мира, ресентимент вызывает чувство обиды, ярости и злости, приводя к негативным эмоциональным переживаниям. Долгосрочное пребывание в состоянии ресентимента может привести к ухудшению психического здоровья, возникновению тревожных и депрессивных состояний.
Кроме того, ресентимент может оказывать негативное влияние на межличностные отношения человека. Обидчивость, которая проявляется из-за ресентимента, затрудняет установление гармоничных и доверительных связей с окружающими людьми. Человек, страдающий от ресентимента, склонен к недоверию, подозрительности и агрессивному поведению, что может привести к разрушению отношений с близкими и коллегами.
Ресентимент также способен негативно сказываться на самооценке и самодоверии человека. Ощущение своей неполноценности или несправедливости вызывает у человека сомнения в своих способностях и ценностях. Он часто начинает недооценивать себя и свои достижения, что может привести к отказу от новых вызовов и личностному стагнации.
Итак, ресентимент оказывает негативное влияние на психическое состояние, межличностные отношения и самооценку человека
Чтобы избежать этих негативных последствий, важно научиться осознавать свои эмоции и анализировать ситуации, вызывающие ресентимент, чтобы избегать его возникновения и находить конструктивные способы выражения негатива
Как психология смотрит на ресентимент
Проблема неравенства со времён Ницше стала менее острой, но никуда не исчезла. Поэтому ресентимент остаётся жизнеспособным понятием, ведь между людьми всегда есть различия в уровне достатка и качестве жизни.
Клинический психолог Надежда Королёва подчёркивает: ресентимент обычно связан с переживанием обиды, неприязни или несправедливости. Это чувство может возникнуть из неразрешённых конфликтов или неудовлетворённых ожиданий.
По словам психологов, в отличие от недовольства, обиды и злости, ресентимент имеет свои особенности.
- Его сопровождает чувство несправедливости. Человек в таком состоянии ощущает себя жертвой и считает, что его несправедливо ущемили.
- Ресентимент длится долго и часто накапливается.
- Он зарождается в связке с переживанием незаконченных конфликтов, которые не были разрешены адекватно.
Митрохина отмечает, что в ресентименте сложно найти положительные стороны — это состояние обычно сопровождается негативными эффектами и неприятными последствиями.
При этом как психологический механизм ресентимент может принести и пользу. Это:
- Защита от повторной обиды. Недовольство или обида человека могут стать защитой, которая предотвратит повторение ситуации в будущем.
- Побуждение к изменениям. Ресентимент может стать тем катализатором, который поведёт человека искать в своей жизни изменения, устанавливать новые цели и стремиться к развитию, стимулировать мотивацию для достижения личного роста и позитивных перемен.
Способы преодоления ресентимента
Ресентимент, по Ницше, может быть опасным и деструктивным состоянием ума, поэтому важно научиться преодолевать его. Вот несколько способов, которые помогут вам справиться с ресентиментом:
Самоосознание. Первый шаг к преодолению ресентимента — осознание его наличия и признание своих эмоций
Важно понять, что ресентимент не приносит никакой пользы и только отравляет ваше сознание.
Прощение. Прощение — это акт освобождения от претензий и обид
Проявите милосердие к себе и другим людям, осознавая, что ресентимент только удерживает вас в прошлом.
Личный рост. Укрепите свою личность и самооценку, развивая личные качества и достижения. Преодоление ресентимента связано с обретением силы внутри себя.
Эмоциональная компетентность. Развивайте навыки эмоционального интеллекта, чтобы эффективно управлять своими эмоциями и реагировать на ситуации без ресентимента.
Прекращение сравнений. Странное удовольствие ресентимента состоит в сравнении себя с другими. Остановитесь и откажитесь от сравнений, сосредотачиваясь на своей индивидуальности и собственных достижениях.
Работа с прошлым. Осознайте свои негативные опыты и сотрудничайте со специалистом, если это необходимо. Процесс исследования своего прошлого поможет раскрыть корни ресентимента и устранить их.
Выберите способы, которые вам подходят и систематически их применяйте. Преодоление ресентимента требует времени и усилий, но является важным шагом к более здоровой и счастливой жизни.
Ресентимент: проявления в повседневной жизни
Ресентимент — концепт, введенный Фридрихом Ницше, описывает отрицательное и негативное отношение к миру и другим людям, основанное на чувстве обиды и зависти. Проявляется ресентимент в повседневной жизни в различных ситуациях и межличностных отношениях.
Одним из ярких проявлений ресентимента является эмоциональная зависть. Человек, испытывая ресентимент, может негативно реагировать на успехи и достижения других людей, ощущая себя внутренне ущербным и неспособным к тому же. Он подавляет свои чувства путем выражения зависти и унижения других, источником которых служит его собственная неудовлетворенность.
Часто ресентимент выражается в форме критики. Человек, ощущающий обиду и зависть, начинает проецировать свои негативные эмоции на окружающих и находит недостатки и ошибки во всем, что ими представлено. Он неспособен понять и оценить достоинства других людей и стремится подавить их, чтобы уравняться с ними в своей неполноценности.
В повседневной жизни ресентимент может проявляться и в форме желания мести. Человек, испытывающий обиду и зависть, может стремиться уничтожить и нанести вред тому, кто, по его мнению, является причиной его бедствия. Он действует из принципа «лишить других того, что у меня нет», стараясь вызвать боль и страдание у своего предполагаемого обидчика.
Кроме того, ресентимент проявляется в форме ложного чувства морального превосходства. Человек, ощущая обиду и зависть, может считать себя более разумным и осознанным, нежели другие люди
Он подавляет свои собственные неудовлетворенные желания и стремится установить свою неполноценность в важности морального праведности и этики
Интересно, что ресентимент может привести к формированию коллективного сознания. Если большая группа людей испытывает схожие чувства обиды и зависти, они могут объединиться и создать общую идентичность, основанную на своих негативных эмоциях. Это может привести к формированию негативной культуры и ненависти к себе и другим.
Проявления ресентимента в повседневной жизни
Проявление
Описание
Эмоциональная зависть
Человек негативно реагирует на успехи и достижения других людей.
Критика
Человек проецирует негативные эмоции на окружающих и ищет недостатки и ошибки во всем.
Желание мести
Человек стремится уничтожить и нанести вред тому, кто является причиной его бедствия.
Ложное чувство морального превосходства
Человек считает себя более разумным и осознанным, нежели другие люди.
Коллективное сознание
Объединение большой группы людей на основе общих негативных эмоций.
Украинский синдром — любознательность
С Богом, орлы и казаки, гетьманы, вертухаи,Только когда придет и вам помирать, бугаи,Будете вы хрипеть, царапая край матраса,Строчки из Александра, а не брехню Тараса.«Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам становится творческим и порождает ценности… Мораль рабов всегда нуждается для своего возникновения прежде всего в противостоящем и внешнем мире, нуждается, говоря физиологическим языком, во внешних раздражениях, чтобы вообще действовать, — ее акция исходно является реакцией»
(«К генеалогии морали», 1:10).
«ресентимент — это ненависть раба ко всему, где ему чудится свобода».«Ни одна литература так не переполнена ресентиментом, как молодая русская литература. Книги Достоевского, Гоголя, Толстого просто кишат героями, заряженными ресентиментом. Такое положение вещей — следствие многовекового угнетения народа самодержавием и невозможности из-за отсутствия парламента и свободы печати дать выход чувствам, возникающим под давлением авторитета».По сути дела, Россия — страна классического ресентимента.
Признаюсь: за истекшие годы я немного устал от стандартных контрвозражений – мол, наш народ такой генуинно имперский, что никакой сладкой конфетой федерализма и регионализма его ни за что не приманишь! В этом случае лозунг региональной свободы станет таким же легко читаемым и популярным, каким был в свое время лозунг Бориса Ельцина: «Берите суверенитет сколько хотите!». А имперский ресентимент, кажущийся сегодня метафизически незыблемым, как и 20 лет назад, уступит место романтической мечте о местной свободе.
Поскольку нынешний российский авторитаризм со всеми его формальными и неформальными институциями, как на шампур, нанизан на президентскую штык-вертикаль, такое требование будет им воспринято как жизненно опасное и потому решительно отвергнуто. Российское общество готово к тому, чтобы поддержать идею парламентаризма, куда полнее, чем это может показаться на первый взгляд. По сути, в архетипическом плане это не что иное, как слегка видоизмененный лозунг «Вся власть Советам!», который, несмотря на все пертурбации перестроечной и постперестроечной эпох сохранил исходный потенциал прямого демократического обаяния.
, историк (Эхо Москвы)
Что такое ресентимент по Ницше?
Ресентимент (от французского «resentiment») – понятие, введенное Фридрихом Ницше, немецким философом и мыслителем XIX века. В переводе на русский язык «ресентимент» означает «злобу, обиду, унижение». Данный термин используется для обозначения особого типа человеческого отношения, характеризующегося негативными эмоциями и отрицательными оценками.
Ресентимент по Ницше – это негативное чувство зависти, злобы и обиды, которое человек испытывает по отношению к тем, кто превосходит его, вызывает его зависть или причиняет ему вред. По Ницше, ресентимент возникает у людей, не способных достичь успеха и преуспеть в жизни. Личность, страдающая ресентиментом, не может принять тот факт, что она не является удачливой или способной чем-то потрясающим. Вместо этого она ищет оправдание в своей неудачной судьбе и переносит свою негативную энергию на других людей.
Ресентимент проявляется в разных сферах жизни и может иметь различные проявления. Человек, страдающий ресентиментом, может принимать критику и отказы с чрезмерной агрессией и негодованием. Он может испытывать зависть к другим людям, чьи достижения вызывают у него обиду и ревность. Кроме того, ресентимент может проявляться в постоянном недовольстве своим положением в обществе, а также в желании отомстить или нанести вред другим людям.
Ресентимент, по мнению Ницше, является не только негативным чувством, но и проявляет человеческую слабость и неспособность принять свою собственную неудачу. Он вызывает негативный настрой и мешает развитию человека как личности. Поэтому, согласно Ницше, необходимо бороться с ресентиментом и стремиться к высокой самооценке и достижению собственных целей.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Ресентимент» в других словарях:
ресентимент — а, м. ressentiment m. 1. Тягостное сознание тщетности попыток улучшить свой статус в жизни или в обществе. Комлев 1995. Ressentiment (fr.) завистливая, бессильная злоба в качестве термина впервые употреблено у Ницше 1887 г. ОЗ 2002 1 86. Под… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РЕСЕНТИМЕНТ — 1) тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе; 2) неприятные чувства, враждебность к кому л. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка
ресентимент — сущ., кол во синонимов: 1 • озлобление (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
аксиология — АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia ценность и logos учение, понятие, слово) философское учение о природе ценностей, их обосновании и происхождении, о сущности, функциях, типах и иерархии различных ценностей (предметы, события, произведения, а… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
RESSENTIMENT — (фр. ‘мстительность’) понятие, имеющее особое значение для генеалогического метода (см. ГЕНЕАЛОГИЯ) Ницше. Сам Ницше предпочитал употреблять слово ‘R.’ без перевода. Впоследствии понятие ‘R.’ приобрело большую популярность и стало использоваться… … История Философии: Энциклопедия
Шелер, Макс — Макс Шелер Max Scheler Макс Шелер Да … Википедия
Макс Шелер — (нем. Max Scheler; 22 августа 1874, Мюнхен 19 мая 1928, Франкфурт на Майне) немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии. Содержание 1 … Википедия
Ресентимент – это не злоба, не зависть, не баттхёрт, а нечто иное. Разбираемся, в чём же смысл этого важнейшего, по мнению некоторых философов, понятия европейской культуры. Мы упростили всё донельзя, проще уже некуда, даже пытаться не стоит.
Но почему это вообще важно? Дело в том, что при рассмотрении социальных, исторических и политических процессов стоит обращать внимание не только на внешнюю сторону (кто что сказал, кто куда пошёл и т.д.), но и на мотивы этих действий. И хотя каждый человек уникален, но действиями всех людей управляют одни и те же психологические механизмы (то есть, никто на самом деле не уникален). Игнорирование этого часто приводит к ошибкам
Например, люди с готовностью признают, что действия какого-либо политика продиктованы хитрым планом, который у него обязательно есть. Но ведь политик – человек. Следовательно, он испытывает чувства и эмоции, которым вполне может поддаться. Даже президенты стран способны совершать поступки из зависти, от ненависти или просто потому что им внезапно захотелось выплеснуть злость. А политологи будут мудрствовать о хитрых планах
Игнорирование этого часто приводит к ошибкам. Например, люди с готовностью признают, что действия какого-либо политика продиктованы хитрым планом, который у него обязательно есть. Но ведь политик – человек. Следовательно, он испытывает чувства и эмоции, которым вполне может поддаться. Даже президенты стран способны совершать поступки из зависти, от ненависти или просто потому что им внезапно захотелось выплеснуть злость. А политологи будут мудрствовать о хитрых планах.
Оговоримся, что когда речь идёт о властителях высокого ранга, подразумевается, что они умеют держать чувства и эмоции в узде ради реализации интересов группы, которую они представляют. Иначе забраться так высоко у них бы не получилось. Но ведь при всём этом они остаются людьми. А значительная часть психических механизмов человека лежит в области бессознательного (не во фрейдистском смысле, а во вполне современном нейробиологическом). То есть, как бы кто ни прокачивал скилл контроля эмоций, всё равно действовать осознанно на 100% не получится.
А теперь распространим то, что мы сказали об отдельном человеке, на сообщества, социальные группы и целые народы. Может ли ими двигать зависть, ненависть, любовь или обида? На каких принципах будет построено общество, состоящее из чувствующих людей? И что такое общество будет считать справедливым, если разные группы, составляющие социум, имеют разное представление о справедливости, продиктованное в том числе и неосознанными психологическими факторами? Как в таком обществе вообще возможна мораль?
Итак, сегодня весь вечер на арене – Ницше, Шелер и Стросон со своими теориями. Прочитайте, примите к сведению, а потом расскажите вашим детям, родителям, друзьям, врагам и президентам. Может пригодиться.
Вместо итога
История знает много ужасных последствий ресентимента. Мужчина презирающий женщин это всего лишь один человек живущий в состоянии неоправданной агрессии. Если он не переходит к активным действиям и не причиняет физического вреда, то и опасности никакой нет.
А вот возникшие на основе ресентимента убеждения толпы, призванные ненавидеть и презирать чуждые системы ценностей, запросто могут обернуться огромным количеством жертв. Ненависть это всегда деструктив, но самое печальное то, что возникает она в первую очередь к себе, а затем проецируется на других
Вот почему так важно не пропустить этапы самоактуализации и самореализации в детстве. Чтобы не превратиться в горемыку, который занимается не своим делом, терпит неудачу за неудачей, а потом ненавидит тех, у кого что-то в этой жизни получилось и тех, кто эти неудачи замечает