Музыка и будущее ребенка
Музыка — это язык науки, культуры, логики, риторики. Она создает иной принцип мышления — формируя не просто сознание, а совершенно другое, более совершенное, гармоничное восприятие мира.
Музыка, так же как литература и живопись, — это для любого ребенка билет в лучшую жизнь, а для детей со звуковым или зрительным векторами — это быть или не быть. Кстати, среди нобелевских лауреатов, которые и являются самыми яркими представителями звукового и зрительного интеллектов, большая часть — те, у кого в детстве была музыка.
Мозг ребенка с рождения и до пубертата стремительно развивается, с невероятной скоростью наращивая число нейронных связей. Воспитание ребенка классической музыкой, наравне с чтением и математикой, стимулирует мозг, создавая все новые и новые связи между нейронами, делая его более извилистым.
Ребенок со звуковым вектором, вслушиваясь в звуки мелодий, получит невероятно ценный навык сосредоточения на звуках внешнего мира. Ведь его тонко чувствующее ухо способно улавливать самые тонкие вибрации внешней среды. В дальнейшем этот опыт поможет в сосредоточении на смыслах изучаемого в школе материала.
Образный интеллект зрительного ребенка, соприкасаясь с музыкой, получает крайне необходимый навык испытывать «правильные» эмоции.
Классическая музыка развивает большую восприимчивость отличать малейшие нюансы в голосе, эмоциях, что обеспечивает более глубокое понимание людей, развивает чуткость нейронных связей. Но прежде всего музыка воспитывает Человека.
Не стоит требовать, чтобы ребенок сидел и слушал музыку, — его внимание еще слишком неустойчиво. Пусть она звучит тихим ненавязчивым фоном
Возможно, вам покажется, что ребенок не обращает на нее ровным счетом никакого внимания, — знайте, что это не так, и постепенно вы в этом убедитесь.
Данную музыкальную подборку составили системные учителя музыкальных школ.
Обратите внимание, что произведения расположены в нужной для ребенка последовательности
«Танцы кукол» — детская сюита для фортепиано Д. Д. Шостакович.
«Детский альбом Op. 39» — сборник пьес для фортепиано композитора П. И. Чайковского.
«Карнавал животных» — сюита («зоологическая фантазия») для инструментального ансамбля Камиля Сен-Санса.
«Полет шмеля» — оркестровая интермедия Н. А. Римского-Корсакова.
«Три толстяка» — опера в 4-х д., 7 карт., В. И. Рубин.
«Восемь русских народных песен» — А. К. Лядов.
«Звуки леса» — С. А. Губайдулина.
«Времена Года» — А. Вивальди.
«Игры детей» — Ж. Бизе.
«Пер Гюнт» — Э. Григ.
«Шехеразада» — Н. А. Римский-Корсаков.
«Моя матушка гусыня» — М. Равель.
«Золушка» — балет в трех актах С. С. Прокофьева.
«Руслан и Людмила» — опера М. И. Глинки в 5 действиях.
«Метель» — Г. В. Свиридов.
«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» — великие балеты П. И. Чайковского.
«Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, С. С. Прокофьев.
«Жар-птица» — сказка-балет, И. Ф. Стравинский.
«Картинки с выставки» — цикл пьес для фортепиано М. П. Мусоргский
(«Гном» — с осторожностью со зрительными детьми.)
«Щелкунчик» — балет, П. И
Чайковский.
Этюды №1, ор.10, №5, ор.10, №2 ор 25, №3 ор 10 с декламацией стихов — Ф. Шопен.
«Снегурочка» — опера, Н. А. Римский-Корсаков.
«Ромео и Джульетта» — балет в 3-х актах, С. С. Прокофьев.
«Времена года» — фортепианный цикл П. И. Чайковского.
Токката и фуга ре минор, BWV 565 — произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха (для звуковых).
Русский танец из балета «Лебединое озеро» — П. И. Чайковский.
«Венгерская рапсодия №2» — Ф. Лист.
«Фолия» — А. Корелли.
«Грустный вальс» — Я. Сибелиус.
Увертюра к опере «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник», «Неаполитанская тарантелла» — Д. Россини.
«Славянские танцы» — А. Дворжак.
«Болеро» — М. Равель (больше для звуковых детей).
«Фортепианный концерт No. 2, до минор», «Вокализ», Рапсодия на тему Паганини — С. В. Рахманинов.
Музыка к мультфильму «Стеклянная гармоника», «Пастораль», «Менуэт, Фуга из «Сюиты в старинном стиле» — А. Шнитке.
«Экспромт-фантазия до-диез минор», «Ноктюрн до-диез минор», «Вальс цветов» — Ф. Шопен.
«Маленькая ночная серенада», «Турецкий марш» — Моцарт.
«Мелодия» — А. Г. Рубенштейн.
«Венецианский карнавал» — Н. Паганини.
Симфония №7 «Ленинградская тема нашествия», романс из кинофильма «Овод», «Бурлеска», Финал концерта для скрипки с оркестром — Д. Д. Шостакович.
Музыка и мозг
Музыка строится по уникальным законам, которые кратны всем законам всех наук, а музыка и математика — родные сестры.
Пожалуй, одно из лучших высказываний о музыке принадлежит немецкому философу Готфриду Лейбницу, который сказал, что музыка — это скрытое арифметическое упражнение души, которая вычисляет, сама того не зная.
В классической музыке заключена формула Золотого сечения. Гениальные композиторы-классики использовали эту формулу в огромном количестве случаев. Например, во всей музыке Моцарта на точку золотого сечения приходится кульминация. А вся музыка Баха, все звуки его произведений построены по законам математического развития.
Золотое сечение — это пропорция, которая заключена в музыке и несет в себе абсолютную гармонию. Уравновешивает состояния. Вряд ли гениальные музыканты делали какой-то специальный расчет, они из глубин бессознательного, на чувственном уровне «знали» пропорцию. Когда исследователи музыки анализируют музыку, то четко прослеживают структуру, выстроенную на числах Фибоначчи.
Звуки гаммы и основные аккорды — это всегда стремление к кульминации, точке Золотого сечения и к разрядке.
Пианистка и исследователь в области восприятия музыки Марина Корсакова-Крейн говорит, что музыка несет в себе чрезвычайно важную информацию в очень сжатой форме. Музыкальное произведение состоит из напряжения и разрешения… из напряжения и разрешения. Эти напряжения и разрешения происходят из разницы в энергетических затратах на обработку основных мелодических элементов. Они имитируют нашу жизнь. Человек переживает в музыке психологическое время.
Искусственная последовательность напряжений и разрешений передает логику эмоций, их причинно-следственную связь. В этом и ценность воздействия музыки на состояние человека.
Рассказывает Лариса Левицкая, преподаватель музыкальной школы:
«Слушая музыку, ребенок учится слышать многоголосную структуру, различать, как разные голоса, со своим тембральными красками взаимодействуют между собой. Как интонирует мелодия, как разговаривают между собой разные голоса — инструменты в оркестре. Как они договариваются, через какое иногда сопротивление, когда вершины в кульминациях многоголосной ткани не совпадают. Какими волнами идет развитие и происходит разрядка в каждом голосе отдельно и как они могут не совпадать в этом процессе многоголосия. И какой эффект дает разрядка общая — одновременно всех голосов.
Когда слушаешь музыку, то как бы идешь по партитуре, ощущаешь движение, находишься в процессе, учишься сосредотачиваться и предугадывать на эмоциональном уровне, проживать переживания, еще не осознанные, не выраженные словом. Позже ребенок захочет развиваться и искать, как именно все устроено — будет устремляться к осознанию той информации, которая станет частью его бессознательного, хорошей базой, условием для дальнейшего развития».
Принцип Золотого сечения просматривается не только на уровне мелодий, но и частей, и всей композиционной формы. Музыка Шопена строится на Золотых сечениях. Музыка — образец того, что все пронизано золотым сечением.
Скрытая связь между музыкой и математикой должна быть отдана с первых дней жизни ребенку — чтобы дети слушали. Чтобы развивать интерес к постижениям, к развитию, развивать мышление. Но, разумеется, этим сила музыки не ограничивается.
Когда ребенок слушает музыку, особенно оркестровую, он слышит, как одну мысль передает разное количество инструментов. И через это слушание постепенно начинает понимать, что значит взаимодействовать, дослушивать, продолжать, делать одно дело.
Музыка — как модель сотрудничества — показывает все перипетии, удары, с которыми сталкивается человек, будь то во внешнем мире или в скрытых внутренних переживаниях. Через музыку раскрывается все разнообразие оттенков человеческих эмоций. Чтобы потом эту накопленную базу можно было подкрепить словом.