Восприятие слепых и слабовидящих
В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различных видов деятельности тот или иной анализатор становится ведущим. В зависимости от условий жизни и характера деятельности один из анализаторов соответственно становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия. В норме, у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрения настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций, какие наблюдаются у слабовидящих и частично зрячих, не влекут за собой изменения типа восприятия: у таких людей наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.
Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03-0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлений не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия. Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия. А в некоторых видах деятельности, не требующих тонкой зрительной дифференцировки, например, при ориентировке в большом пространстве, аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение.
Полное выпадение зрительных ощущений из процесса восприятия наблюдается только в случаях тотальной слепоты. Так как более или менее полное отражение пространственных и физических свойств объектов слепыми осуществляется благодаря информации, получаемой через кожный и двигательный анализаторы, при наиболее серьезных дефектах зрения, как правило, формируется осязательный тип восприятия.
Кроме того, формированию осязательного типа восприятия в высшей степени способствует характер, учебной и трудовой деятельности слепых, т.к. овладение навыками чтения и письма, а также всеми трудовыми двигательными навыками происходит на основе осязательного восприятия предметов и орудий труда.
Независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свойствами, известными в общей психологии: избирательностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью,, При слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия ограничивается узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира; осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия.
11 стр., 5089 слов
Особенности применения различных наглядных средств по развитию …
… Развитие и использование в процессе обучения зрительного восприятия у слепых детей с остаточным зрением и у слабовидящих является коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики. … и полнота формирующихся перцептивных образов зависят от ориентировочно-исследовательской деятельности. Зрительное восприятие включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов: зрительное …
Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности.
Несмотря на отмеченные выше специфические особенности, зрительное восприятие частично зрячих и ела» слабовидящих в своих основных закономерностях протекает принципиально так же, как и в норме.
Нарушения функции зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях, т. к. того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Основные причины слепоты
Дегенерация зрительного пятна. Возрастная дегенерация зрительного пятна — небольшого участка сетчатки, определяющего остроту центрального зрения. В настоящее время, однако, применяется лазерная терапия, позволяющая предупредить практическую потерю зрения в тех случаях, когда процесс дегенерации сопровождается образованием новых сосудов сетчатки.
Глаукома. Не исключено, что глаукома служит причиной примерно пятой части всех случаев слепоты в мире. Судя по имеющимся данным, той или иной формой этого заболевания страдает 1% всех лиц старше 40 лет. Заболевание характеризуется значительным повышением внутриглазного давления, что сопровождается прогрессивным снижением периферического зрения вследствие необратимого повреждения зрительного нерва. Лечение — медикаментозное, хирургическое или лазерное — направлено на снижение внутриглазного давления.
Сосудистые нарушения сетчатки. Диабетическая ретинопатия (поражение мелких сосудов, питающих сетчатку) — наиболее частое глазное осложнение сахарного диабета. В некоторых случаях удается, хотя бы частично, восстановить потерянное зрение с помощью хирургической операции, называемой витрэктомией, при которой удаляется затвердевший и потому непрозрачный гель в центре глазного яблока.
Другие сосудистые заболевания сетчатки: ретинопатия недоношенных (ретролентальная фиброплазия), при которой у недоношенных детей, получающих слишком много кислорода, в сетчатке нарушается развитие сосудов и разрастается фиброзная ткань; серповидноклеточная ретинопатия, характеризующаяся тромбозом сосудов сетчатки и кровоизлияниями в нее, у больных серповидноклеточной анемией; тромбоз (закупорка) вен сетчатки, а также поражения сосудов, связанные с артериальной гипертонией и атеросклерозом.
Катаракта — помутнение хрусталика глаза, приводящее к нарушению зрения. Многие считают катаракту неизбежным признаком старости, однако она может возникнуть в любом возрасте, даже во внутриутробном периоде. Во всем мире катарактой страдают около 17 млн. человек, причем ежегодно она развивается не менее чем у 3 млн. Единственный эффективный способ лечения — хирургическое удаление помутневшего хрусталика.
Ксерофтальмия и кератомаляция. Главной причиной ксерофтальмии (выраженной сухости конъюнктивы из-за отсутствия секреции слезной жидкости) и более тяжелого состояния, называемого кератомаляцией (дегенерации, изъязвления и, в конечном итоге, перфорации роговицы), является дефицит витамина А, почти всегда сопровождающий недостаточность питания. Самые тяжелые проявления большинства форм авитаминоза А заключаются в расплавлении роговицы и перфорации глазных яблок. В развивающихся странах это одна из важнейших причин слепоты.
Травмы. Мировая статистика слепоты и снижения зрения вследствие глазных травм отсутствует, но по отдельным странам можно привести некоторые данные. В Нигерии, например, 25% ослепших в результате несчастных случаев составляют школьники. В развивающихся странах с низким уровнем здравоохранения даже легкие царапины роговицы часто приводят к изъязвлению, инфицированию и в конечном итоге к потере глаза
При соблюдении мер предосторожности и ношении защитных очков можно было бы избежать глазных травм в 90% случаев
Представления слепых и слабовидящих
Представления слепых и слабовидящих отличаются от образов памяти зрячих качественно. Характерными особенностями этих представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм.
Фрагментарность представлений частично зрячих и слабовидящих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ неполон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту. Фрагментарность представлений с дефектами зрения отчетливо проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объекта. Неполное и неточное отображение предметов ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков
Например, в образе лисы для незрячего ребенка наиболее важной деталью может являться пушистый хвост, а в образе зайца — короткий хвост. Подобная фрагментарность и недостаточная обобщенность является причиной несоответствия образа оригиналу
Неадекватность образов отчетливо проявляется при повторном восприятии объектов в процессе узнавания. Так, незрячий школьник может спутать белку и лису или зайца и медведя на том основании, что у первой пары хвосты пушистые, а у второй — короткие.
Схематизм особенно отчетливо проявляется при репродуцировании образов, бедных деталями и поэтому слабо дифференцированных. Так, слепые и слабовидящие не могут установить различие между птицами одного вида, зерновыми растениями и т.п. в не только на основе имеющихся представлений, но и вовремя восприятия, В первом случае они отмечают лишь наличие головы, туловища, крыльев и двух ног? а во втором — колоса и стебля. Наиболее же характерные признаки — форма, величина и др. — остаются в тени, в результате чего образ памяти формируется как голая схема того или иного объекта.
С невозможностью осязательно или зрительно воспринимать те или иные объекты в целом- или их отдельные свойства связана и такая характерная особенность представлений слепых и слабовидящих, как вербализм. Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преодоления последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объектов. Например, описывая, мухомор, незрячий (слепорожденный) ученик говорит, что это гриб с красной шляпкой, покрытый белыми пятнами «При воспроизведении образа путем лепки оказывается, что конкретного единичного представления о мухоморе у ученика нет — он лепит гриб, лишенный каких бы то ни было характерных признаков мухомора.
8 стр., 3944 слов
Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и …
… П. Григорьевой создана система развития зрительного восприятия у слепых и слабовидящих, включающая в себя как психофизиологические, так … приятия, выявилось также влияние использования остаточного зрения на успешность всей учебной деятельности учащихся: дети лучше составляли рассказы- … рельефными рисунками. Образ этих рисунков сохранялся в долговременной памяти более полугода, в то время как бесцвет …
Практика обучения в специальных школах показывает, что при правильно организованной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают запас представлений, обеспечивающий возможность достаточно точной ориентации в окружающем мире.
Помощь слепым
С начала 1970-х годов появился или был усовершенствован ряд приспособлений, помогающих слепым и лицам с ослабленным зрением. К наиболее важным принадлежат сходные с телевизором увеличивающие системы, дающие возможность регулировать яркость, контрастность и отчетливость изображения объекта, а также ряд систем ночного видения с использованием инфракрасного излучения. В других конструкциях применяются сонары и радары, дающие слепому представление об окружающих объектах и оповещающие его о близких препятствиях; электронные читающие устройства с усовершенствованной компьютерной речью; аппаратура, превращающая зрительные образы в тактильные сигналы, а также материалы, усиливающие тактильные ощущения при непосредственном чтении и письме по Брайлю. К наиболее известным приспособлениям относятся «говорящие» часы и калькуляторы, наручные часы, сообщающие время при прикосновении к ним. Сохраняют свое значение и собаки-поводыри, которые помогают незрячим передвигаться.




























