«особенности психического развития детей с нарушениями зрения»

Зрение

Восприятие слепых и слабовидящих

В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различ­ных видов деятельности тот или иной анализатор стано­вится ведущим. В зависимости от условий жизни и ха­рактера деятельности один из анализаторов соответствен­но становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия. В норме, у большинства людей формирует­ся зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрения настолько прочно, что даже такие серьезные на­рушения его функций, какие наблюдаются у слабовидя­щих и частично зрячих, не влекут за собой изменения типа восприятия: у таких людей наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.

Только при наиболее значительных снижениях ост­роты зрения (от 0,03-0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлений не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее поло­жение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприя­тия. Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности про­должает в той или иной мере принимать участие в про­цессе восприятия. А в некоторых видах деятельности, не требующих тонкой зрительной дифференцировки, например, при ориентировке в большом пространстве, аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение.

Полное выпадение зрительных ощущений из процес­са восприятия наблюдается только в случаях тотальной слепоты. Так как более или менее полное отражение про­странственных и физических свойств объектов слепыми осуществляется благодаря информации, получаемой че­рез кожный и двигательный анализаторы, при наиболее серьезных дефектах зрения, как правило, формируется осязательный тип восприятия.

Кроме того, формированию осязательного типа вос­приятия в высшей степени способствует характер, учеб­ной и трудовой деятельности слепых, т.к. овладение на­выками чтения и письма, а также всеми трудовыми дви­гательными навыками происходит на основе осязатель­ного восприятия предметов и орудий труда.

Независимо от того, какой тип восприятия склады­вается у слепого или слабовидящего, оно обладает все­ми свойствами, известными в общей психологии: изби­рательностью, осмысленностью, обобщенностью, аппер­цепцией и константностью,, При слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений неко­торых свойств восприятия. Так, избирательность вос­приятия ограничивается узким кругом интересов, сни­жением активности отражательной деятельности, мень­шим по сравнению с нормой эмоциональным воздей­ствием объектов внешнего мира; осмысление и обобще­ние образов осложняется недостаточностью чувствен­ного опыта и снижением полноты и точности отобра­жаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия.

11 стр., 5089 слов

Особенности применения различных наглядных средств по развитию …

… Развитие и использование в процессе обучения зрительного восприятия у слепых детей с остаточным зрением и у слабовидящих является коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики. … и полнота формирующихся перцептивных образов зависят от ориентировочно-исследовательской деятельности. Зрительное восприятие включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов: зрительное …

Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают не­адекватны действительности.

Несмотря на отмеченные выше специфические осо­бенности, зрительное восприятие частично зрячих и ела» слабовидящих в своих основных закономерностях протека­ет принципиально так же, как и в норме.

Нарушения функции зрения, затрудняя, ограничи­вая либо полностью исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлени­ях, т. к. того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Основные причины слепоты

Дегенерация зрительного пятна. Возрастная дегенерация зрительного пятна — небольшого участка сетчатки, определяющего остроту центрального зрения. В настоящее время, однако, применяется лазерная терапия, позволяющая предупредить практическую потерю зрения в тех случаях, когда процесс дегенерации сопровождается образованием новых сосудов сетчатки.

Глаукома. Не исключено, что глаукома служит причиной примерно пятой части всех случаев слепоты в мире. Судя по имеющимся данным, той или иной формой этого заболевания страдает 1% всех лиц старше 40 лет. Заболевание характеризуется значительным повышением внутриглазного давления, что сопровождается прогрессивным снижением периферического зрения вследствие необратимого повреждения зрительного нерва. Лечение — медикаментозное, хирургическое или лазерное — направлено на снижение внутриглазного давления.

Сосудистые нарушения сетчатки. Диабетическая ретинопатия (поражение мелких сосудов, питающих сетчатку) — наиболее частое глазное осложнение сахарного диабета. В некоторых случаях удается, хотя бы частично, восстановить потерянное зрение с помощью хирургической операции, называемой витрэктомией, при которой удаляется затвердевший и потому непрозрачный гель в центре глазного яблока.

Другие сосудистые заболевания сетчатки: ретинопатия недоношенных (ретролентальная фиброплазия), при которой у недоношенных детей, получающих слишком много кислорода, в сетчатке нарушается развитие сосудов и разрастается фиброзная ткань; серповидноклеточная ретинопатия, характеризующаяся тромбозом сосудов сетчатки и кровоизлияниями в нее, у больных серповидноклеточной анемией; тромбоз (закупорка) вен сетчатки, а также поражения сосудов, связанные с артериальной гипертонией и атеросклерозом.

Катаракта — помутнение хрусталика глаза, приводящее к нарушению зрения. Многие считают катаракту неизбежным признаком старости, однако она может возникнуть в любом возрасте, даже во внутриутробном периоде. Во всем мире катарактой страдают около 17 млн. человек, причем ежегодно она развивается не менее чем у 3 млн. Единственный эффективный способ лечения — хирургическое удаление помутневшего хрусталика.

Ксерофтальмия и кератомаляция. Главной причиной ксерофтальмии (выраженной сухости конъюнктивы из-за отсутствия секреции слезной жидкости) и более тяжелого состояния, называемого кератомаляцией (дегенерации, изъязвления и, в конечном итоге, перфорации роговицы), является дефицит витамина А, почти всегда сопровождающий недостаточность питания. Самые тяжелые проявления большинства форм авитаминоза А заключаются в расплавлении роговицы и перфорации глазных яблок. В развивающихся странах это одна из важнейших причин слепоты.

Травмы. Мировая статистика слепоты и снижения зрения вследствие глазных травм отсутствует, но по отдельным странам можно привести некоторые данные. В Нигерии, например, 25% ослепших в результате несчастных случаев составляют школьники. В развивающихся странах с низким уровнем здравоохранения даже легкие царапины роговицы часто приводят к изъязвлению, инфицированию и в конечном итоге к потере глаза

При соблюдении мер предосторожности и ношении защитных очков можно было бы избежать глазных травм в 90% случаев

Представления слепых и слабовидящих

Представления слепых и слабовидящих отличаются от образов памяти зрячих качественно. Характерными осо­бенностями этих представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм.

Фрагментарность представлений частично зрячих и слабовидящих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ неполон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту. Фрагментарность представлений с дефектами зрения отчетливо проявля­ется при воспроизведении образов путем лепки, рисова­ния или моделирования, а также при узнавании объек­та. Неполное и неточное отображение предметов ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков

Например, в образе лисы для не­зрячего ребенка наиболее важной деталью может являть­ся пушистый хвост, а в образе зайца — короткий хвост. Подобная фрагментарность и недостаточная обобщенность является причиной несоответствия образа оригиналу

Неадекватность образов отчетливо проявляется при по­вторном восприятии объектов в процессе узнавания. Так, незрячий школьник может спутать белку и лису или зайца и медведя на том основании, что у первой пары хвосты пушистые, а у второй — короткие.

Схематизм особенно отчетливо проявляется при реп­родуцировании образов, бедных деталями и поэтому слабо дифференцированных. Так, слепые и слабовидящие не могут установить различие между птицами одного вида, зерновыми растениями и т.п. в не только на основе имею­щихся представлений, но и вовремя восприятия, В пер­вом случае они отмечают лишь наличие головы, тулови­ща, крыльев и двух ног? а во втором — колоса и стебля. Наиболее же характерные признаки — форма, величина и др. — остаются в тени, в результате чего образ памяти формируется как голая схема того или иного объекта.

С невозможностью осязательно или зрительно вос­принимать те или иные объекты в целом- или их отдель­ные свойства связана и такая характерная особенность представлений слепых и слабовидящих, как вербализм. Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сто­рону преодоления последнего или полное отсутствие чув­ственных элементов в словесном описании объектов. Например, описывая, мухомор, незрячий (слепорожден­ный) ученик говорит, что это гриб с красной шляпкой, покрытый белыми пятнами «При воспроизведении образа путем лепки оказывается, что конкретного единично­го представления о мухоморе у ученика нет — он лепит гриб, лишенный каких бы то ни было характерных при­знаков мухомора.

8 стр., 3944 слов

Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и …

… П. Григорьевой создана система развития зри­тельного восприятия у слепых и слабовидящих, включающая в себя как психофизиологические, так … приятия, выявилось также влияние использования остаточного зрения на успешность всей учебной деятельности учащихся: дети лучше составляли рассказы- … рельефными рисунками. Образ этих рисунков сохранялся в долговременной памяти более полугода, в то время как бесцвет­ …

Практика обучения в специальных школах показы­вает, что при правильно организованной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают запас пред­ставлений, обеспечивающий возможность достаточно точной ориентации в окружающем мире.

Помощь слепым

С начала 1970-х годов появился или был усовершенствован ряд приспособлений, помогающих слепым и лицам с ослабленным зрением. К наиболее важным принадлежат сходные с телевизором увеличивающие системы, дающие возможность регулировать яркость, контрастность и отчетливость изображения объекта, а также ряд систем ночного видения с использованием инфракрасного излучения. В других конструкциях применяются сонары и радары, дающие слепому представление об окружающих объектах и оповещающие его о близких препятствиях; электронные читающие устройства с усовершенствованной компьютерной речью; аппаратура, превращающая зрительные образы в тактильные сигналы, а также материалы, усиливающие тактильные ощущения при непосредственном чтении и письме по Брайлю. К наиболее известным приспособлениям относятся «говорящие» часы и калькуляторы, наручные часы, сообщающие время при прикосновении к ним. Сохраняют свое значение и собаки-поводыри, которые помогают незрячим передвигаться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: