Российским школьникам запретили учиться на macbook air

Нормы по времени

Согласно новым правилам, теперь при использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет — 5-7 мин., для учащихся 1-4 классов —10 мин., для 5-9 классов —15 мин. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски: для детей до 10 лет — 20 мин., старше 10 лет — 30 мин.; для компьютера: для детей 1-2 классов — 20 мин., 3-4 классов — 25 мин., 5- 9 классов — 30 мин., 10-11 классов — 35 мин. Кроме того, предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз. Должен быть обеспечен контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО.

Время непрерывного использования наушников для всех возрастных групп должно составлять не более часа. Уровень громкости не должен превышать 60% от максимальной. Внутриканальные наушники должны быть предназначены только для индивидуального использования.

При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18 часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 мин.

С 1 января 2021г. вступают в силу новые санитарные правила для школ, детских садов, летних лагерей и других организаций для детей и молодежи

 С 1 января 2021 г. вступают в действие новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи действующие до 2027 г.

Правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.

Упомянутые правила распространяются на: детские сады; дошкольные группы; школы; организации среднего профессионального, высшего образования; детские игровые комнаты; детские лагеря; организации дополнительного образования; приюты; организации, которые проводят спортивные, художественные и культурно-массовые мероприятия с участием детей и молодежи. А также устанавливаются требования к перевозке организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Важно отметить, что включено в санитарные правила:

·  Предусмотрены требования к обеспечению доступности услуг, оказываемых инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

·  Особое внимание уделяется к использованию электронных средства обучения (ЭСО), в т.ч. интерактивных досок, сенсорных экранов, информационных панелей, компьютеров, ноутбуков, планшетов

·  Введены требования для дистанционного обучения.

·  Предусмотрены требования к проведению итоговой аттестации, в т.ч ЕГЭ, регламентируются перерывы между экзаменами, время ожидания начала экзамена в классе и др.

·  Не допускается использовать в одном учебном помещении разные типы ламп, а также лампы с разным светоизлучением.

В случае возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений, организация в течении 2 часов должна проинформировать об этом Североуральский Роспотребнадзор и обеспечить проведение профилактических мероприятий.

Закон есть, наказания нет

Запрет начнет действовать, если быть точным, с 1 сентября 2024 года. Новый закон исправляет существующий ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Но поправки, если судить по тексту, не обещают никаких карательных мер. Буквально, это просто требования к учителям:

Вся ответственность, судя по документу, возлагается на преподавателей и администрацию школы, то есть следить за исполнение закона должна сама образовательная организация.

Это подтверждают юристы, опрошенные Финтолком. По их мнению, школа может сама ввести карательные санкции, но вряд ли учебные заведения станут делать подобное массово. Более того, речи о введении штрафов тоже пока не идет. Специалисты сомневаются, что за использование телефонов в школе будут как-то наказывать родителей и даже самих учителей, поскольку ученики, судя по новой версии закона, имеют право спокойно носить с собой гаджеты и использовать их вне уроков.

Независимый юрист Данил Стренин считает, что в перспективе на государственном уровне денежные штрафы за телефоны в школе не появятся:

«Мы играем с ними в эти игры»

Директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков в беседе с «Реальным временем» рассказал, что в специализированном олимпиадно-научном центре приказом директора действует запрет на использование телефонов в школе в учебное время — с 8:30 до 15 часов. При этом телефоны у детей не собираются перед уроками в специальные шкафчики, потому что они могут понадобиться для организации учебного процесса. Если самому учителю необходимо, чтобы на уроках дети воспользовались мобильными телефонами — это без проблем делается. Кроме того, всем 11-классникам разрешается пользоваться телефоном без спросу — им доверяют.

«В 15:15 — пожалуйста, пользуйтесь все. Если хотите позвонить в учебное время — выходите во двор и тоже пользуйтесь. Мы играем с ними в эти игры. Вторая возможность — попросить у учителя позвонить или посмотреть в телефоне нужную книжку. Любой учитель всегда разрешит и скажет — вот тебе 10 минут, пожалуйста, пользуйся, — рассказал Шмаков. — То есть у нас действует не разрешительный, а заявительный порядок. Школьник сообщает, что ему очень надо воспользоваться телефоном». Если же возникают спорные моменты, они решаются на еженедельных линейках совместно учительским составом и учащимися.

По словам Шмакова, телефон — это наркотик сродни сигаретам, алкоголю, кофе и т. д. «Надо понимать, что наркотик — это плохо. К нему привыкаешь, а отвыкнуть очень сложно. У нас есть несколько учеников-телефонных наркоманов. Им очень сложно оторваться от телефона

Но очень важно с ними договариваться. Даже в хороших школах всюду принята административно-командная система, где учитель в положении сверху

Мы принципиально в другом положении — разговариваем и обсуждаем с детьми вместе. У нас даже есть помещение в школе, куда взрослым не разрешено заходить. При этом я знаю, что иногда они сидят там в телефонах. И это предмет для разговора и договоров. Мы с ними по-честному разговариваем, — утверждает директор «СОлНЦа». — И даже интеллектуальная увлеченность не отменяет того, что дети — это дети. Но при этом детей нельзя унижать. Пользование телефоном — это не мат. Это не что-то неприличное. Телефон им нужен, и с ними нужно договариваться о правилах его использования».

Если ребенок с упоением играет в телефон — а это всегда видно, собеседник просит учащегося отдать ему телефон. «Именно прошу, а не заставляю. Он может позвонить родителям и сказать, что не хочет отдавать мне телефон. Но ему проще отдать мне телефон, чем звонить по этому поводу родителям», — говорит Шмаков.

«Учеников самих посадили на эту иглу»

Олег Корякин, корреспондент «Российской газеты» в Казани — отец четверых детей, двое из которых — школьники, учащиеся 3-го и 4-го классов лицея №116.

«В нашем лицее брать в школу мобильнике можно. Но их собирают до начала уроков и возвращают после окончания уроков в продленке, — рассказал собеседник. — По сути, мобильные телефоны нам и нужны только для связи с детьми, чтобы спросить как дела и сообщить, что мы за ними едем. Так что все организовано правильно — никаких претензий и поводов для конфликтов у родителей нет. Самое главное — чтобы с ребенком была связь после занятий».

По мнению многодетного отца, мобильные телефоны не нужны во время уроков — они будут только отвлекать с учетом зависимости нынешних детей от телефонов. Причем это правило должно распространяться на всех школьников, вне зависимости от класса обучения. «Чем старше дети — тем сильнее они могут злоупотреблять телефонами. Так что считаю совершенно нормальным, если такая практика будет действовать до конца школы. Не исключаю, что сами дети, в силу подросткового возраста, могут возмущаться по этому поводу. Но кроме как для шпаргалок или отвлечения от основного урока мобильным пользоваться на уроке вряд ли возможно», — отметил Корякин.

Еще одна мама, дочь которой учится в Лицее Лобачевского КФУ, на условиях анонимности поделилась, как решили телефонный вопрос в их учебном заведении. Буквально на днях в родительском чате распространили следующую информацию: «Администрация лицея просит родителей написать собственноручно и передать классному руководителю следующее согласие: Я, ФИО, являясь законным представителем своего сына (дочери) ФИО ребенка, класс, несу ответственность за использование им мобильного телефона в лицее. Мой сын/дочь обязуется оставлять свой мобильный телефон в специальном боксе в классе на время урока без предупреждения учителя».

Несмотря на всю строгость учебного процесса, организованного в Лицее Лобачевского, до недавнего времени детям было разрешено пользоваться мобильными телефонами, утверждает собеседница. «А они же дети. Раньше, в своих школах, они сидели учились, зубрили. А когда пришли в 6-й класс лицея, они буквально вырвались на свободу. Было просто до дури — дети играли на телефонах не только на переменах, но и во время уроков под столом. Ну и плюс ко всему гуглили ответы на вопросы», — говорит она. И если в предыдущих школах с ребенком можно было договориться на кнопочный телефон или вообще на его отсутствие, то в лицее сам учебный процесс требует наличие смартфона.

«Телефон — это наш враг. Но без него — тоже никак. Раньше я возмущалась, почему в школе разрешают телефон. Вот сейчас приняли это решение о запрете использования во время учебной деятельности», — говорит собеседница. Однако, по ее мнению, не учтено множество вопросов. Во-первых, возникает проблема сохранности гаджета в ящике на входе. Во-вторых, большая часть детей оплачивают обеды банковской картой, привязанной к телефону и т. д. В итоге родители и администрация учебного заведения пришли к консенсусу — дети при входе в класс оставляют телефоны в специальном контейнере и забирают после звонка. Однако это не решает вопрос проведения времени на переменах. Кроме того, некоторые находчивые учащиеся носят два телефона и лишь один из них оставляют в контейнере.

«В глубине души все против мобильных в школах. Но технически осуществить этот запрет очень сложно с учетом организации питания, домашки, наличия электронного дневника, чата с учителями. Учеников самих посадили на эту иглу», — резюмирует она.

«Не слишком ли много ограничений в последнее время?»

Инна Дей из Казани на свой страничке в Facebook подняла животрепещущую для многих родителей школьников тему: «Можно и нужно ли отнимать мобильные телефоны во время пребывания в учебном заведении и насколько это юридически обоснованно?».

— Уважаемые друзья. Знаю, что среди вас есть юристы. Прошу дать правовую оценку школьному распоряжению в официальном чате класса. Советы по поводу как классно, что у нас в школах их давно отбирают и вам так и надо, пожалуйста, оставьте при себе, — пишет мама и приводит текст распоряжения, распространяемого через родительские чаты:

«Уважаемые родители, добрый вечер! После проведенного педсовета, в целях большей вовлеченности в учебный процесс и во имя здоровья наших детей, пожалуйста передайте информацию в свои классы: каждый родитель в свободной форме пишет согласие на хранение телефона своего ребенка в личном шкафчике в течение учебного дня. Согласие нужно передать классному руководителю. Пожалуйста, поговорите со своими детьми о необходимости исключить телефон в течение учебы. Спасибо!».

По словам Инны, у нее лично нет ни одной жалобы на сына по поводу несвоевременного использования телефона. При этом он учится в 11-м выпускном классе.

«Желание ограничить в чем-то всех и разом изумляет. Не слишком ли много ограничений в последнее время?», — задается она вопросом.

Многие подписчики поддержали Инну в ее возмущении. Но есть и те, кто придерживается иной точки зрения. В частности, Алсу Гильмутдинова утверждает, что «не пользоваться телефоном в школе — это же понятное вполне требование. Если каждого на уроке просить отключить — 45 минут не хватит». А Лилия Фатхуллина убеждена, что такие действия — пустое сотрясание воздуха, потому что часто учебных пособий не хватает и их приходится закачивать на смартфоны.

«У нас воевали-воевали, ругали-ругали, но все без толку. Как носили, так и носят. Все это движение сошло на нет. Сами ж себе противоречат. Типа, закачивайте учебники в телефон. Нет их в школе, не хватает. Заглохло, в общем», — утверждает она.

Гульнара Чиклина пишет, что ее сын учится в 10-м классе Инженерного лицея, где соблюдают строгую дисциплину.

«Уже 5-й год на уроке никаких телефонов. На входе у охраны шкафчик — у каждого класса своя коробочка. Сдали до уроков, забрали — после. Ни один родитель не возразил. Это дисциплина. Директор лицея поддерживает дисциплину строжайше. Да, дети находят выход, если хотят смс написать маме, папе, но! Это исключение, а не правило. Простите, в театре и на концерте тоже просят выключить телефон и не пользоваться им. Это уважение к учебе, к труду педагога, ко времени ребят, которые на уроке учатся, а не в телефоне висят. Но, у нас, конечно, учебников хватает всем, в классе не больше 15—20 учеников».

Как относятся к запрету педагоги

Чиновники от образования на местах уверяют, что учителя к запрету на гаджеты во время уроков относятся позитивно, поскольку появился давно желаемый инструмент давления на школьников и родителей. Один из собеседников Финтолка, источник в системе образования, автор нескольких федеральных и региональных документов, назвал закон популистским и «не имеющим под собой каких-то иных конкретных задач, кроме привлечения внимания».

Опрос компании Maximum Education и образовательной вертикали «Самолетум» показывает: что 72 % учителей закон поддержали. Среди плюсов сторонники запрета отмечают, что без телефонов дети будут внимательнее на уроках, станут меньше списывать и пользоваться нечестными способами решения заданий.

В то же время есть педагоги, которые выступают против. В основном, это молодая и более продвинутая часть сообщества. «Такие учителя считают, что смартфон на уроке необходим, поскольку это современное техническое средство обучения. Правда, они забывают при этом и о подростковой физиологии, и о школьной гигиене, и о реально существующем расслоении общества по экономическому благополучию», — сокрушается собеседник Финтолка.

Нужно соблюдать золотую середину, считает Андрей Журбин, учитель русского языка и литературы, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года».

Полная карта органов власти Свердловской области

  • Президент России

  • Государственная дума Федерального Собрания РФ

  • Портал государственных услуг

  • Национальный антитеррористический комитет

  • Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе

  • Правительство Российской Федерации

  • Председатель Правительства Российской Федерации

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

  • Министерство финансов Свердловской области

  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

  • Министерство промышленности и науки Свердловской области

  • Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области

  • Министерство социальной политики Свердловской области

  • Уполномоченные по правам предпринимателей РФ

  • Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области

  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области

  • Счетная палата Свердловской области

  • Избирательная комиссия Свердловской области

  • Серов

  • Кушва

  • Арамиль

  • Артемовский

  • Асбест

Запрет использовать телефоны для обучения

1 января 2021 г. вступил в действие новый документ СП 2.4. 3648-20, который пришел на смену старым санпинам и был утвержден главным государственным санитарным врачом России Анной Поповой в конце 2020 г.

В частности, теперь школам не рекомендовано использовать мобильные телефоны в образовательных целях. А администрация школ должна будет закупать компьютеры и планшеты с прописанным в правилах размером диагонали. Новые нормы будут действовать до 1 января 2027 г.

«Для образовательных целей мобильные средства связи не используются», — говорится в документе. В Роспотребнадзоре эту норму «Российской газете» объяснили тем, что мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размер экрана, что влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки, поэтому их нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета.

Кроме того, как указано в новых правилах, на территории образовательных организаций не допускается размещение базовых станций подвижной сотовой связи.

Новые санитарные нормы исключили из учебного процесса самые распространенные макбуки

Постановление главного государственного санитарного врача об утверждении новых санитарных правил было подписано 28.09.2020 г., а опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 21.12.2020 г. Все месяцы, с момента подписания документа до его вступления в силу, новые правила бурно обсуждали в Сети родители и учителя, причем необходимость разработки новых правил признавали и сторонники, и противники «дистанционки». Старые санитарные правила, некоторые из которых были приняты еще в 2002-2003 гг., когда никакую массовую гаджетизацию нельзя себе было даже представить, регулировать дистанционное обучение не могли.

«Иногда на уроках без смартфонов — никуда»

Известный татарстанский педагог, основатель физико-математической школы «Квант», заслуженный учитель РФ Валентина Алексеевна Сочнева убеждена: в старших классах без телефонов никуда. По ее словам, в смартфонах старшеклассников часто бывают закачаны задачники и другие пособия, которых нет в библиотеках.

«У нас нет в достаточном количестве задачников, учебников, которые нужны нам. Да и то, что присылают в библиотеки, зачастую никому не нужно и никуда не годится, — говорит педагог. — Так что иногда на уроках без смартфонов — никуда, мы просто не можем без них обойтись. Задачники у нас такие, каких в библиотеке нет. И в «Кванте» дети обходятся без телефонов — там связи нет, да им и некогда». По словам собеседницы, на ее уроках математики дети только математикой и занимаются и не отвлекаются на смартфоны не по учебным нуждам.

Когда же речь идет об учащихся младших классов — могут действовать другие правила, считает Сочнева. По словам педагога, ее правнук учится в школе в Дербышках и прекрасно обходится без телефона в школе и даже без телевизора дома. «Я иногда удивляюсь: люди едут в транспорте, сунут ребенку в коляске смартфон, и он смотрит мультфильмы. Некоторые, чтобы отвязаться от ребенка, сунут ему телефон и он делает, что хочет», — возмущается она.

Кристина Иванова

ОбществоОбразование Татарстан

«Не доставать телефон из сумки на уроке и выключить звук должно стать нормой»

Детский омбудсмен Татарстана, мама четверых детей Ирина Волынец в беседе с «Реальным временем» выразила мнение, что на уроке телефону не место — кроме случаев, когда произошло что-то чрезвычайное.

«Учителям очень сложно конкурировать с интернетом, соцсетями и играми, в которых часто на уроках проводят время дети», — убеждена она.

По словам собеседницы, родители по логике должны быть главными инициаторами запрета телефона на уроках. «Конечно, родители каждой школы имеют право решать телефонный вопрос. Лично я как мама четверых детей прошу их не пользоваться телефоном на уроке», — говорит она.

При этом Волынец признает: сложно представить, как технически будет организован процесс сдачи мобильных на входе в школу. «А вот не доставать телефон из сумки на уроке и выключить звук должно стать нормой», — убеждена она.

Означают ли новые правила, что можно забрать телефон на уроке?

В СП не сказано, как должен реализовываться ограниченный запрет на использование мобильных телефонов на уроках. В соответствии со ст. 28 ФЗ-273 от 29.12.2012г. “Об образовании” школы обладают автономией и самостоятельно разрабатывают и утверждают правила внутреннего распорядка обучающихся.

Также в силу ст. 30 школы принимают локальные нормативные акты, регламентирующие режим занятий, устанавливающие нормы по основным вопросам организации процесса обучения. То есть, школы должны разработать и утвердить правила относительно мобильных телефонов. При этом они должны учитывать все действующее законодательство.

В некоторых школах ученикам предлагается складывать телефоны перед уроком в специальные держатели. В других правила мягче – мобильные убираются в сумки или на край парты. В любом случае, это решение школьники должны принимать самостоятельно. В то же время, за невыполнение правил учебного заведения может быть предусмотрена система мер ответственности: замечание, выговор, исключение.

Защита учителей от оскорблений

Кроме того, новый закон предоставляет учителям гарантии защиты от оскорблений. В отличие от запрета мобильных телефонов, эти поправки не претерпели изменений после первого чтения в Госдуме и приняты в первоначальном виде. Напомним, что педагоги для защиты своих прав могут:

  • обращаться к руководству образовательной организации;
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров;
  • использовать иные не запрещённые законом способы защиты своих прав.

Руководителям образовательных организаций новым законом предписано принимать меры для защиты прав участников образовательных отношений и не допускать применения физического и психологического насилия.

Вопрос о защите прав учителей продолжают широко обсуждать. Так, на встрече членов Совета по развитию гражданского общества и правам человека с президентом РФ 4 декабря уполномоченная по правам ребёнка в Ульяновской области Екатерина Сморода предложила ввести «ответственность за распространение информации, дискредитирующей статус учителя». По её словам, педагоги не верят, что предложенная в законопроекте инициатива по созданию конфликтных комиссий на уровне школ будет работать.

Запрет смартфонов

В первом варианте этого законопроекта в общем запрете использования гаджетов в школах делалось исключение — разрешалось их использование в учебных целях. Однако ко второму чтению это положение закона убрали, оставив в качестве исключения возможность использовать средство связи лишь в случае угрозы жизни или здоровью обучающихся. Кроме того, в первой редакции речь шла о любых средствах связи, а в итоговой упоминаются конкретно «средства подвижной радиотелефонной связи», к которой относится сотовая или мобильная. Проще говоря, теперь речь конкретно о запрете телефонов и смартфонов.

Специальных мер наказания последняя версия законопроекта по-прежнему не предусматривает, а значит, применяться будут обычные дисциплинарные меры. При этом право отбирать у учеников смартфоны в случае нарушения запрета в законе тоже не прописано — как объясняют юристы, просто так отобрать личную собственность нельзя.

Кстати, запрет телефонов и смартфонов для школьников распространяется во многих странах мира. Ранее в этом году эксперты ЮНЕСКО , что такая практика оправдана: во время уроков телефоны отвлекают учеников, а ещё неограниченное использование гаджетов создаёт возможности для кибербуллинга. По данным организации, на начало 2023 года в каждой четвёртой стране мира действовали те или иные запреты на использование телефонов в школах. И с момента выхода исследования ЮНЕСКО список таких стран расширился: например, запреты введены в Камбодже, в части Великобритании, в Нидерландах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: